Описание слайда:
Круг лиц
Субъектами правоотношений, регулируемых Законом о защите конкуренции, являются, с одной стороны, хозяйствующие субъекты: коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую доход, индивидуальные предприниматели, иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход. С другой стороны, в сфере защиты конкуренции действуют лица, интересы которых могут ущемляться лицами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на рынке, органами власти; лица, являющиеся участниками отношений экономической концентрации, а также отношений по предоставлению государственных и муниципальных преференций: все юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, в том числе иностранные юридические лица и граждане.
Необходимо отметить, что в ближайшее время из числа субъектов правоотношений, регулируемых Законом о защите конкуренции, могут быть исключены граждане, интересы которых ущемляются в результате нарушения антимонопольного законодательства. Такие интересы граждан, по всей видимости, будут подлежать защите в соответствии с законодательством о защите прав потребителей <1>.
В сферу применения Закона включены не только общественные отношения, участниками которых являются хозяйствующие субъекты, ограничивающие конкуренцию и ущемляющие интересы своих контрагентов, но и общественные отношения с участием субъектов, наделенных властными полномочиями и возможностью вмешиваться в экономические правоотношения участников всех рынков и своими действиями, актами и соглашениями между собой и с участниками рынка вмешиваться в конкурентные отношения.
К таким субъектам — органам власти относятся федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также Центральный банк РФ, государственные внебюджетные фонды, а также иные органы и организации, которые могут быть наделены функциями органов власти. Для органов власти установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, заключение соглашений, согласованных действий, посредством которых может устраняться, не допускаться, ограничиваться конкуренция.
Закон о защите конкуренции также регулирует общественные отношения, связанные с предоставлением органами власти преимуществ коммерческим и некоммерческим организациям посредством института государственных и муниципальных преференций. Преференции оказывают влияние на конкурентные отношения, могут приводить к устранению или недопущению конкуренции, могут и должны предоставляться только с учетом такого влияния, целей предоставления преференций и с соблюдением установленных процедур. По мнению И.В. Князевой <1>, избирательное предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам органами власти является одной из основных угроз конкуренции.