🗊Презентация Факторы способствующие активизации творческого потенциала

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Факторы способствующие активизации творческого потенциала, слайд №1Факторы способствующие активизации творческого потенциала, слайд №2Факторы способствующие активизации творческого потенциала, слайд №3Факторы способствующие активизации творческого потенциала, слайд №4Факторы способствующие активизации творческого потенциала, слайд №5Факторы способствующие активизации творческого потенциала, слайд №6Факторы способствующие активизации творческого потенциала, слайд №7Факторы способствующие активизации творческого потенциала, слайд №8Факторы способствующие активизации творческого потенциала, слайд №9Факторы способствующие активизации творческого потенциала, слайд №10Факторы способствующие активизации творческого потенциала, слайд №11

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Факторы способствующие активизации творческого потенциала. Доклад-сообщение содержит 11 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Факторы способствующие активизации творческого потенциала
Описание слайда:
Факторы способствующие активизации творческого потенциала

Слайд 2





АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ
В настоящее время в теории и практике активизации творческого потенциала и стимуляции творческой активности накоплен достаточно большой материал, использование которого позволяет существенно повышать качество генерации новых идей и принятия управленческих решений. Среди отечественных авторов значительный вклад в разработку методов активизации творчества сделали Г. С. Альтшуллер, Г.Я. Буш, В.О. Моляко, И.Л. Викентьев, М. И. Меерович и др. [1].
Среди зарубежных авторов, работы которых рассматриваются как классические, можно выделить таких исследователей как А. Осборн «Мозговой штурм» (1939), Ф. Цвикки «Морфологический анализ» (1942), У. Дж. Гордон «Синектика» (1952), Ф . Кунце "Метод каталога" и М Вайтинг «Метод фокальных объектов». Наиболее известными современными авторами методов активизации творчества являются Эдвард де Боно, Т. Бюзен, Х. Гешко, А. Б. Ванганди и др.
Описание слайда:
АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ В настоящее время в теории и практике активизации творческого потенциала и стимуляции творческой активности накоплен достаточно большой материал, использование которого позволяет существенно повышать качество генерации новых идей и принятия управленческих решений. Среди отечественных авторов значительный вклад в разработку методов активизации творчества сделали Г. С. Альтшуллер, Г.Я. Буш, В.О. Моляко, И.Л. Викентьев, М. И. Меерович и др. [1]. Среди зарубежных авторов, работы которых рассматриваются как классические, можно выделить таких исследователей как А. Осборн «Мозговой штурм» (1939), Ф. Цвикки «Морфологический анализ» (1942), У. Дж. Гордон «Синектика» (1952), Ф . Кунце "Метод каталога" и М Вайтинг «Метод фокальных объектов». Наиболее известными современными авторами методов активизации творчества являются Эдвард де Боно, Т. Бюзен, Х. Гешко, А. Б. Ванганди и др.

Слайд 3





ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ
Многочисленность, разноплановость, разнообразие и даже определенная избыточность существующих  методов развития творчества и их модификаций,  позволяет проводить их классификацию по самым различным основаниям. При этом лучшей классификацией является та, которая в большей мере способствует реализации поставленной исследовательской и практической цели. В то же время стремление создать целостную систему методов, вмещающую все существующие методы, и одновременно открытую для новых систем и технологий,  предполагает использование нескольких с конституирующих оснований. Хронологическая система классификации методов может быть дополнена классификациями по содержательным, процедурным организационным основаниям. Так в качестве трех больших групп методов активизации творчества могут быть выбраны: 1. Базовые методы (три столпа активизации творчеста). 2. Классические методы активизации творчества. 3.Специальные и современные методы активизации творчества. 
Описание слайда:
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ Многочисленность, разноплановость, разнообразие и даже определенная избыточность существующих  методов развития творчества и их модификаций,  позволяет проводить их классификацию по самым различным основаниям. При этом лучшей классификацией является та, которая в большей мере способствует реализации поставленной исследовательской и практической цели. В то же время стремление создать целостную систему методов, вмещающую все существующие методы, и одновременно открытую для новых систем и технологий,  предполагает использование нескольких с конституирующих оснований. Хронологическая система классификации методов может быть дополнена классификациями по содержательным, процедурным организационным основаниям. Так в качестве трех больших групп методов активизации творчества могут быть выбраны: 1. Базовые методы (три столпа активизации творчеста). 2. Классические методы активизации творчества. 3.Специальные и современные методы активизации творчества. 

Слайд 4





 Три базових метода или «три столпа» активизации творчества
 1. Классический мозговой штурм  (Алекс Осборн).  
2. Синектику (Уильям Гордон) 
3. Морфологический анализ (Фриц Цвикки)
Описание слайда:
 Три базових метода или «три столпа» активизации творчества  1. Классический мозговой штурм  (Алекс Осборн).   2. Синектику (Уильям Гордон) 3. Морфологический анализ (Фриц Цвикки)

Слайд 5





Классический мозговой штурм является одним из наиболее широко используемых и эффективных  методов создания разнообразных идей. Классический "мозговой штурм" представляет собой преимущественно вербальный метод решения проблем и генерации идей и проводится в небольших, специально организованных группах равноправных участников (3-12 человек). Эффективное проведение метода предполагает наличие хорошо подготовленного лидера - фасилитатора, секретаря, четко определенной проблемы и двух отдельных этапов процесса (генерации идей и их оценки).
Мозговой штурм основан на двух основополагающих принципах: 
1. Количество порождает качество. 
Классический мозговой штурм является одним из наиболее широко используемых и эффективных  методов создания разнообразных идей. Классический "мозговой штурм" представляет собой преимущественно вербальный метод решения проблем и генерации идей и проводится в небольших, специально организованных группах равноправных участников (3-12 человек). Эффективное проведение метода предполагает наличие хорошо подготовленного лидера - фасилитатора, секретаря, четко определенной проблемы и двух отдельных этапов процесса (генерации идей и их оценки).
Мозговой штурм основан на двух основополагающих принципах: 
1. Количество порождает качество. 
2. Отсроченная оценка идей и регулируется четырьмя основными правилами: 1. Запрещается всякая критика 2. Приветствуются самые необычные и фантастические идеи 
3. Количество идей важнее качества 
4. Идеи комбинируются и улучшаются 
Описание слайда:
Классический мозговой штурм является одним из наиболее широко используемых и эффективных  методов создания разнообразных идей. Классический "мозговой штурм" представляет собой преимущественно вербальный метод решения проблем и генерации идей и проводится в небольших, специально организованных группах равноправных участников (3-12 человек). Эффективное проведение метода предполагает наличие хорошо подготовленного лидера - фасилитатора, секретаря, четко определенной проблемы и двух отдельных этапов процесса (генерации идей и их оценки). Мозговой штурм основан на двух основополагающих принципах:  1. Количество порождает качество. Классический мозговой штурм является одним из наиболее широко используемых и эффективных  методов создания разнообразных идей. Классический "мозговой штурм" представляет собой преимущественно вербальный метод решения проблем и генерации идей и проводится в небольших, специально организованных группах равноправных участников (3-12 человек). Эффективное проведение метода предполагает наличие хорошо подготовленного лидера - фасилитатора, секретаря, четко определенной проблемы и двух отдельных этапов процесса (генерации идей и их оценки). Мозговой штурм основан на двух основополагающих принципах:  1. Количество порождает качество. 2. Отсроченная оценка идей и регулируется четырьмя основными правилами: 1. Запрещается всякая критика 2. Приветствуются самые необычные и фантастические идеи 3. Количество идей важнее качества 4. Идеи комбинируются и улучшаются 

Слайд 6





В то же время мозговой штурм обладает определенными недостатками и ограничениями: 1. Организационные. а). эффективность его проведения зависит от опыта, способностей и личности  фасилитатора, специальной подготовки, высокого мастерства, способностей к импровизации, чувства юмора; б) при утрате управления процес может стать хаотическим и неуправляемым,    при этом поток генерации идей может прерываться, а критика и негативное оценивание активизироваться; в). большое количество выдвинутых идей  создает трудности в выборе наиболее практических решений, которые можно перевести в конкретные действия; г) трудность  трансформации фантастических и безумных идей в рациональные и продуктивные решения. 2. Содержательные. а). Отсутствие гарантий получения качественного результата; б) метод не содержит  надежных критериев, которые определяют качественные, эффективные  решения и которые определяют направления «продуцирования» творческих идей; в) мозговой штурм исключает управление творческим процессом генерирования идей изнутри; г) отсутствие трансформативной новизны выдвигаемых идей, трудность получения  качественных, революционных идей; д) в процессе мозгового штурма генерируются решения направленные на удешевление изделий, улучшение конструкции, а не на выдвижение принципиально новых изделий; е). метод в большей степени применим для решения организационных и  технических задач и несложных задач имеющих единственное решение; ж). метод неприменим при решении проблемы, требующей предварительной разработке и  расчетов; з) метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи. 3.   Командные. а) отдельные участники могут испытывать трудности с выдвижением своих «безумных» идей; б) некоторые участники стремятся стать лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен; в) отдельные участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей.
В то же время мозговой штурм обладает определенными недостатками и ограничениями: 1. Организационные. а). эффективность его проведения зависит от опыта, способностей и личности  фасилитатора, специальной подготовки, высокого мастерства, способностей к импровизации, чувства юмора; б) при утрате управления процес может стать хаотическим и неуправляемым,    при этом поток генерации идей может прерываться, а критика и негативное оценивание активизироваться; в). большое количество выдвинутых идей  создает трудности в выборе наиболее практических решений, которые можно перевести в конкретные действия; г) трудность  трансформации фантастических и безумных идей в рациональные и продуктивные решения. 2. Содержательные. а). Отсутствие гарантий получения качественного результата; б) метод не содержит  надежных критериев, которые определяют качественные, эффективные  решения и которые определяют направления «продуцирования» творческих идей; в) мозговой штурм исключает управление творческим процессом генерирования идей изнутри; г) отсутствие трансформативной новизны выдвигаемых идей, трудность получения  качественных, революционных идей; д) в процессе мозгового штурма генерируются решения направленные на удешевление изделий, улучшение конструкции, а не на выдвижение принципиально новых изделий; е). метод в большей степени применим для решения организационных и  технических задач и несложных задач имеющих единственное решение; ж). метод неприменим при решении проблемы, требующей предварительной разработке и  расчетов; з) метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи. 3.   Командные. а) отдельные участники могут испытывать трудности с выдвижением своих «безумных» идей; б) некоторые участники стремятся стать лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен; в) отдельные участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей.
Описание слайда:
В то же время мозговой штурм обладает определенными недостатками и ограничениями: 1. Организационные. а). эффективность его проведения зависит от опыта, способностей и личности  фасилитатора, специальной подготовки, высокого мастерства, способностей к импровизации, чувства юмора; б) при утрате управления процес может стать хаотическим и неуправляемым,    при этом поток генерации идей может прерываться, а критика и негативное оценивание активизироваться; в). большое количество выдвинутых идей  создает трудности в выборе наиболее практических решений, которые можно перевести в конкретные действия; г) трудность  трансформации фантастических и безумных идей в рациональные и продуктивные решения. 2. Содержательные. а). Отсутствие гарантий получения качественного результата; б) метод не содержит  надежных критериев, которые определяют качественные, эффективные  решения и которые определяют направления «продуцирования» творческих идей; в) мозговой штурм исключает управление творческим процессом генерирования идей изнутри; г) отсутствие трансформативной новизны выдвигаемых идей, трудность получения  качественных, революционных идей; д) в процессе мозгового штурма генерируются решения направленные на удешевление изделий, улучшение конструкции, а не на выдвижение принципиально новых изделий; е). метод в большей степени применим для решения организационных и  технических задач и несложных задач имеющих единственное решение; ж). метод неприменим при решении проблемы, требующей предварительной разработке и  расчетов; з) метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи. 3.   Командные. а) отдельные участники могут испытывать трудности с выдвижением своих «безумных» идей; б) некоторые участники стремятся стать лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен; в) отдельные участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей. В то же время мозговой штурм обладает определенными недостатками и ограничениями: 1. Организационные. а). эффективность его проведения зависит от опыта, способностей и личности  фасилитатора, специальной подготовки, высокого мастерства, способностей к импровизации, чувства юмора; б) при утрате управления процес может стать хаотическим и неуправляемым,    при этом поток генерации идей может прерываться, а критика и негативное оценивание активизироваться; в). большое количество выдвинутых идей  создает трудности в выборе наиболее практических решений, которые можно перевести в конкретные действия; г) трудность  трансформации фантастических и безумных идей в рациональные и продуктивные решения. 2. Содержательные. а). Отсутствие гарантий получения качественного результата; б) метод не содержит  надежных критериев, которые определяют качественные, эффективные  решения и которые определяют направления «продуцирования» творческих идей; в) мозговой штурм исключает управление творческим процессом генерирования идей изнутри; г) отсутствие трансформативной новизны выдвигаемых идей, трудность получения  качественных, революционных идей; д) в процессе мозгового штурма генерируются решения направленные на удешевление изделий, улучшение конструкции, а не на выдвижение принципиально новых изделий; е). метод в большей степени применим для решения организационных и  технических задач и несложных задач имеющих единственное решение; ж). метод неприменим при решении проблемы, требующей предварительной разработке и  расчетов; з) метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи. 3.   Командные. а) отдельные участники могут испытывать трудности с выдвижением своих «безумных» идей; б) некоторые участники стремятся стать лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен; в) отдельные участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей.

Слайд 7





  Вторым «китом» процесса активизации творческого потенциала и решения творческих проблем является «Синектика».  Базовые положения метода синектики были предложены В. Гордоном и Д. Принцем в 1950 годах. Однако в настоящее время авторство синектики, приписывается В. Гордону, который разработал основные принципы и процедуры метода и опубликовал их в своей книге .   
Синектика представляет собой метод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.  
Методологической основой данного метода являются принципы единства мира, всеобщей связи и аналогии и теоретическое предположение, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны между собой, физически, психологически или символически.
В этом смысле синектика понимается как процесс открытия или создания новых связей, как синтез новых творческих идей и решений.  Сущность синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное новым и незнакомым.  При этом превращение давно знакомого в незнакомое осуществляется  путем разрыва уже существующих смысловых связей и создания нового, "свежего" контекста. Для облегчения, алгоритмизации данного процесса в синектике используются два вида механизмов, приемов или операторов:
1. Неоперационные механизмы, которые объединяют такие психические процессы как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование отдаленных ассоциаций, применение неожиданных метафор.
2. Операционные механизмы включают такие сознательно применяемые приемы как: 1. Прямая аналогия;  2. Личная аналогия (эмпатия);  
  Вторым «китом» процесса активизации творческого потенциала и решения творческих проблем является «Синектика».  Базовые положения метода синектики были предложены В. Гордоном и Д. Принцем в 1950 годах. Однако в настоящее время авторство синектики, приписывается В. Гордону, который разработал основные принципы и процедуры метода и опубликовал их в своей книге .   
Синектика представляет собой метод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.  
Методологической основой данного метода являются принципы единства мира, всеобщей связи и аналогии и теоретическое предположение, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны между собой, физически, психологически или символически.
В этом смысле синектика понимается как процесс открытия или создания новых связей, как синтез новых творческих идей и решений.  Сущность синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное новым и незнакомым.  При этом превращение давно знакомого в незнакомое осуществляется  путем разрыва уже существующих смысловых связей и создания нового, "свежего" контекста. Для облегчения, алгоритмизации данного процесса в синектике используются два вида механизмов, приемов или операторов:
1. Неоперационные механизмы, которые объединяют такие психические процессы как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование отдаленных ассоциаций, применение неожиданных метафор.
2. Операционные механизмы включают такие сознательно применяемые приемы как: 1. Прямая аналогия;  2. Личная аналогия (эмпатия);  
3. Символическая аналогия. 
4.Фантастическая аналогия.  
Описание слайда:
Вторым «китом» процесса активизации творческого потенциала и решения творческих проблем является «Синектика».  Базовые положения метода синектики были предложены В. Гордоном и Д. Принцем в 1950 годах. Однако в настоящее время авторство синектики, приписывается В. Гордону, который разработал основные принципы и процедуры метода и опубликовал их в своей книге .    Синектика представляет собой метод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.   Методологической основой данного метода являются принципы единства мира, всеобщей связи и аналогии и теоретическое предположение, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны между собой, физически, психологически или символически. В этом смысле синектика понимается как процесс открытия или создания новых связей, как синтез новых творческих идей и решений.  Сущность синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное новым и незнакомым.  При этом превращение давно знакомого в незнакомое осуществляется  путем разрыва уже существующих смысловых связей и создания нового, "свежего" контекста. Для облегчения, алгоритмизации данного процесса в синектике используются два вида механизмов, приемов или операторов: 1. Неоперационные механизмы, которые объединяют такие психические процессы как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование отдаленных ассоциаций, применение неожиданных метафор. 2. Операционные механизмы включают такие сознательно применяемые приемы как: 1. Прямая аналогия;  2. Личная аналогия (эмпатия);  Вторым «китом» процесса активизации творческого потенциала и решения творческих проблем является «Синектика».  Базовые положения метода синектики были предложены В. Гордоном и Д. Принцем в 1950 годах. Однако в настоящее время авторство синектики, приписывается В. Гордону, который разработал основные принципы и процедуры метода и опубликовал их в своей книге .    Синектика представляет собой метод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.   Методологической основой данного метода являются принципы единства мира, всеобщей связи и аналогии и теоретическое предположение, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны между собой, физически, психологически или символически. В этом смысле синектика понимается как процесс открытия или создания новых связей, как синтез новых творческих идей и решений.  Сущность синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное новым и незнакомым.  При этом превращение давно знакомого в незнакомое осуществляется  путем разрыва уже существующих смысловых связей и создания нового, "свежего" контекста. Для облегчения, алгоритмизации данного процесса в синектике используются два вида механизмов, приемов или операторов: 1. Неоперационные механизмы, которые объединяют такие психические процессы как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование отдаленных ассоциаций, применение неожиданных метафор. 2. Операционные механизмы включают такие сознательно применяемые приемы как: 1. Прямая аналогия;  2. Личная аналогия (эмпатия);  3. Символическая аналогия. 4.Фантастическая аналогия.  

Слайд 8





           Среди преимуществ синектики  можно выделить следующие: а) метод представляет собой внутренне управляемую, направленную и алгоритмизированную процедуру получения качественных решений; б) метод позволяет  отыскать наиболее оригинальные идеи и решения;  в) метод способствует активизации и развитию творческого воображения и способностей участников, формирует у них особый вид мышления и видения;  г)  синектика легко комбинируется с другими методами активизации творчества.
Соответственно недостатками и ограничениями синектики являются :
а) применение метода синектики требует высокого мастерства руководителей творческих групп, а их подготовка требует большого количества времени и связана со значительными материальными затратами; б) синектика не включает предварительного анализа проблемы или задачи; в) метод  основан на принципе взаимосвязи и аналогии между объектами и явлениями и не учитывает другие универсальные принципы развития сложных систем и закономерности творческого мышления.
           Среди преимуществ синектики  можно выделить следующие: а) метод представляет собой внутренне управляемую, направленную и алгоритмизированную процедуру получения качественных решений; б) метод позволяет  отыскать наиболее оригинальные идеи и решения;  в) метод способствует активизации и развитию творческого воображения и способностей участников, формирует у них особый вид мышления и видения;  г)  синектика легко комбинируется с другими методами активизации творчества.
Соответственно недостатками и ограничениями синектики являются :
а) применение метода синектики требует высокого мастерства руководителей творческих групп, а их подготовка требует большого количества времени и связана со значительными материальными затратами; б) синектика не включает предварительного анализа проблемы или задачи; в) метод  основан на принципе взаимосвязи и аналогии между объектами и явлениями и не учитывает другие универсальные принципы развития сложных систем и закономерности творческого мышления.
Описание слайда:
Среди преимуществ синектики  можно выделить следующие: а) метод представляет собой внутренне управляемую, направленную и алгоритмизированную процедуру получения качественных решений; б) метод позволяет  отыскать наиболее оригинальные идеи и решения;  в) метод способствует активизации и развитию творческого воображения и способностей участников, формирует у них особый вид мышления и видения;  г)  синектика легко комбинируется с другими методами активизации творчества. Соответственно недостатками и ограничениями синектики являются : а) применение метода синектики требует высокого мастерства руководителей творческих групп, а их подготовка требует большого количества времени и связана со значительными материальными затратами; б) синектика не включает предварительного анализа проблемы или задачи; в) метод  основан на принципе взаимосвязи и аналогии между объектами и явлениями и не учитывает другие универсальные принципы развития сложных систем и закономерности творческого мышления. Среди преимуществ синектики  можно выделить следующие: а) метод представляет собой внутренне управляемую, направленную и алгоритмизированную процедуру получения качественных решений; б) метод позволяет  отыскать наиболее оригинальные идеи и решения;  в) метод способствует активизации и развитию творческого воображения и способностей участников, формирует у них особый вид мышления и видения;  г)  синектика легко комбинируется с другими методами активизации творчества. Соответственно недостатками и ограничениями синектики являются : а) применение метода синектики требует высокого мастерства руководителей творческих групп, а их подготовка требует большого количества времени и связана со значительными материальными затратами; б) синектика не включает предварительного анализа проблемы или задачи; в) метод  основан на принципе взаимосвязи и аналогии между объектами и явлениями и не учитывает другие универсальные принципы развития сложных систем и закономерности творческого мышления.

Слайд 9





           Третьим китом активизации творчества является  морфологический анализ или метод многомерных матриц,  предложенный в 1942 году Ф. Цвики.  Методологической основой метода является принцип системного анализа новых связей и отношений,  процессов и явлений. Исходная идея метода многомерных матриц состоит в понимании нового, как неожиданной комбинации известных элементов, процессов, идей  или комбинации известного с неизвестным. При этом матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. 
Данная модель основывается на понимании творческого процесса  как последовательности двух этапов: комбинирования элементов знания и последующего отбора полезных комбинаций. А. Пуанкаре. В то же время необходимо отметить, что по мнению А.Пуанкаре генерирование и отбор полезных комбинаций происходит на подсознательном уровне, а многочисленные варианты идей,  проходя через фильтры, которые пропускают наиболее красивые и гармонически устроенные комбинации, попадают в сознание.  
Сущность морфологического анализа заключается в стремлении упорядочить процесс рассмотрения различных вариантов решения и систематически охватить все главнейшие варианты структуры совершенствуемого объекта.
Систематическое комбинирование различных альтернатив  позволяет обнаружить варианты, которые ранее не рассматривались. Практическая цель морфологического анализа состоит в создании максимального числа альтернативных идей и комбинаций и составлении наиболее полного списка возможных вариантов решения.  Творческим механизмом метода является систематическое создание и выбор наиболее оптимальной комбинаций элементов. 
Алгоритм морфологического анализа представляет собой построение многомерных таблиц, в которых вертикальной осью  являются основные  параметры, характеристики, переменные или факторы объекта, процесса или проблемы, а на горизонтальной оси указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих параметров. На заключительном этапе выписывается как можно большее число  комбинаций альтернативных вариантов и выбор наиболее эффективных и функционально ценных. 

           Третьим китом активизации творчества является  морфологический анализ или метод многомерных матриц,  предложенный в 1942 году Ф. Цвики.  Методологической основой метода является принцип системного анализа новых связей и отношений,  процессов и явлений. Исходная идея метода многомерных матриц состоит в понимании нового, как неожиданной комбинации известных элементов, процессов, идей  или комбинации известного с неизвестным. При этом матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. 
Данная модель основывается на понимании творческого процесса  как последовательности двух этапов: комбинирования элементов знания и последующего отбора полезных комбинаций. А. Пуанкаре. В то же время необходимо отметить, что по мнению А.Пуанкаре генерирование и отбор полезных комбинаций происходит на подсознательном уровне, а многочисленные варианты идей,  проходя через фильтры, которые пропускают наиболее красивые и гармонически устроенные комбинации, попадают в сознание.  
Сущность морфологического анализа заключается в стремлении упорядочить процесс рассмотрения различных вариантов решения и систематически охватить все главнейшие варианты структуры совершенствуемого объекта.
Систематическое комбинирование различных альтернатив  позволяет обнаружить варианты, которые ранее не рассматривались. Практическая цель морфологического анализа состоит в создании максимального числа альтернативных идей и комбинаций и составлении наиболее полного списка возможных вариантов решения.  Творческим механизмом метода является систематическое создание и выбор наиболее оптимальной комбинаций элементов. 
Алгоритм морфологического анализа представляет собой построение многомерных таблиц, в которых вертикальной осью  являются основные  параметры, характеристики, переменные или факторы объекта, процесса или проблемы, а на горизонтальной оси указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих параметров. На заключительном этапе выписывается как можно большее число  комбинаций альтернативных вариантов и выбор наиболее эффективных и функционально ценных. 
Описание слайда:
Третьим китом активизации творчества является  морфологический анализ или метод многомерных матриц,  предложенный в 1942 году Ф. Цвики.  Методологической основой метода является принцип системного анализа новых связей и отношений,  процессов и явлений. Исходная идея метода многомерных матриц состоит в понимании нового, как неожиданной комбинации известных элементов, процессов, идей  или комбинации известного с неизвестным. При этом матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно.  Данная модель основывается на понимании творческого процесса  как последовательности двух этапов: комбинирования элементов знания и последующего отбора полезных комбинаций. А. Пуанкаре. В то же время необходимо отметить, что по мнению А.Пуанкаре генерирование и отбор полезных комбинаций происходит на подсознательном уровне, а многочисленные варианты идей,  проходя через фильтры, которые пропускают наиболее красивые и гармонически устроенные комбинации, попадают в сознание.   Сущность морфологического анализа заключается в стремлении упорядочить процесс рассмотрения различных вариантов решения и систематически охватить все главнейшие варианты структуры совершенствуемого объекта. Систематическое комбинирование различных альтернатив  позволяет обнаружить варианты, которые ранее не рассматривались. Практическая цель морфологического анализа состоит в создании максимального числа альтернативных идей и комбинаций и составлении наиболее полного списка возможных вариантов решения.  Творческим механизмом метода является систематическое создание и выбор наиболее оптимальной комбинаций элементов.  Алгоритм морфологического анализа представляет собой построение многомерных таблиц, в которых вертикальной осью  являются основные  параметры, характеристики, переменные или факторы объекта, процесса или проблемы, а на горизонтальной оси указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих параметров. На заключительном этапе выписывается как можно большее число  комбинаций альтернативных вариантов и выбор наиболее эффективных и функционально ценных.  Третьим китом активизации творчества является  морфологический анализ или метод многомерных матриц,  предложенный в 1942 году Ф. Цвики.  Методологической основой метода является принцип системного анализа новых связей и отношений,  процессов и явлений. Исходная идея метода многомерных матриц состоит в понимании нового, как неожиданной комбинации известных элементов, процессов, идей  или комбинации известного с неизвестным. При этом матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно.  Данная модель основывается на понимании творческого процесса  как последовательности двух этапов: комбинирования элементов знания и последующего отбора полезных комбинаций. А. Пуанкаре. В то же время необходимо отметить, что по мнению А.Пуанкаре генерирование и отбор полезных комбинаций происходит на подсознательном уровне, а многочисленные варианты идей,  проходя через фильтры, которые пропускают наиболее красивые и гармонически устроенные комбинации, попадают в сознание.   Сущность морфологического анализа заключается в стремлении упорядочить процесс рассмотрения различных вариантов решения и систематически охватить все главнейшие варианты структуры совершенствуемого объекта. Систематическое комбинирование различных альтернатив  позволяет обнаружить варианты, которые ранее не рассматривались. Практическая цель морфологического анализа состоит в создании максимального числа альтернативных идей и комбинаций и составлении наиболее полного списка возможных вариантов решения.  Творческим механизмом метода является систематическое создание и выбор наиболее оптимальной комбинаций элементов.  Алгоритм морфологического анализа представляет собой построение многомерных таблиц, в которых вертикальной осью  являются основные  параметры, характеристики, переменные или факторы объекта, процесса или проблемы, а на горизонтальной оси указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих параметров. На заключительном этапе выписывается как можно большее число  комбинаций альтернативных вариантов и выбор наиболее эффективных и функционально ценных. 

Слайд 10








           Преимущества морфологического анализа состоят в следующем: а) метод позволяет создавать наиболее полные списки вариантов решения проблемы; б)  метод позволяет находить новые, неожиданные и  оригинальные идеи; в) метод эффективен при решении прикладных проблем и конструкторских задач,  проектировании новых машин и поиске новых технологических и решений; г) простота формы и  эффективность метода; д) преимущество данного метода в том, что его может использовать каждый сотрудник индивидуально.  
В то же время недостатки и ограничения метода включают следующие характеристики :  а) информационная избыточность морфологических матриц, наличие  большого числа вариантов решений; б) упрощенность подхода к анализу объекта и  отсутствие критериев выбора существенных параметров системы; в) данный метод не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы; г) трудоемкость метода,  необходимость рассмотрения большого числа вариантов, затруднительность выбора оптимального решения; д) отсутствие критериев и процедур выбора решений из полученной совокупности вариантов; е)  морфологический анализ увеличивает вероятность получения эффективного  решения, но не гарантирует его. 
В связи с этим резервом совершенствования данного метода, является проведение полного и глубокого  анализа поставленной  проблемы,  полный анализ систем, процессов и ресурсов. Наиболее важным путем совершенствования метода является разработка правил и критериев выбора  наиболее полезной комбинации из существенно избыточного числа вариантов и определение наиболее эффективного решения проблемы.
Описание слайда:
Преимущества морфологического анализа состоят в следующем: а) метод позволяет создавать наиболее полные списки вариантов решения проблемы; б)  метод позволяет находить новые, неожиданные и  оригинальные идеи; в) метод эффективен при решении прикладных проблем и конструкторских задач,  проектировании новых машин и поиске новых технологических и решений; г) простота формы и  эффективность метода; д) преимущество данного метода в том, что его может использовать каждый сотрудник индивидуально.   В то же время недостатки и ограничения метода включают следующие характеристики :  а) информационная избыточность морфологических матриц, наличие  большого числа вариантов решений; б) упрощенность подхода к анализу объекта и  отсутствие критериев выбора существенных параметров системы; в) данный метод не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы; г) трудоемкость метода,  необходимость рассмотрения большого числа вариантов, затруднительность выбора оптимального решения; д) отсутствие критериев и процедур выбора решений из полученной совокупности вариантов; е)  морфологический анализ увеличивает вероятность получения эффективного  решения, но не гарантирует его.  В связи с этим резервом совершенствования данного метода, является проведение полного и глубокого  анализа поставленной  проблемы,  полный анализ систем, процессов и ресурсов. Наиболее важным путем совершенствования метода является разработка правил и критериев выбора  наиболее полезной комбинации из существенно избыточного числа вариантов и определение наиболее эффективного решения проблемы.

Слайд 11





ВЫВОДЫ
В настоящее время творчество становится основным источником,  движущей силы и целевой функцией  экономического развития, а проблема активизации творческого потенциала персонала обретает высокую значимость и актуальность.  
Большое разнообразие и разноплановость существующих методов активизации творчества и их модификаций требуют их упорядочивания, структуризации и различных форм классификации. При этом стремление создать целостную систему методов, вмещающую все существующие методы, и одновременно открытую для новых систем и технологий  предполагает использование нескольких с конституирующих оснований, включающих временные,  процедурные и  организационные факторы.  Общими преимуществами фундаментальных методов активизации творчества является их направленность на преодоление лени, рутинного мышления, внутренних и внешних барьеров, стереотипов и инертности мышления. Они стимулируют творческое мышление,  активизирует интуицию и воображение, развивают творческие способности и творческое мышление членов группы. Общие недостатки методов состоят в том, что их эффиктивность зависит от опыта, способностей,  высокого мастерства и личности  фасилитатора. Методы не содержат  надежных критериев, которые определяют качественные, эффективные  решения и которые определяют направления «продуцирования» творческих идей. Они  не включают предварительного анализа проблемы или задачи, не обеспечивают трансформативной новизны выдвигаемых идей и не гарантируют получения качественного творческого результата.
Сегодня существует необходимость разработки более интегральных, целостных методов творческого видения, которые бы включали наиболее эффективные существующие методы в качестве своих компонентов и этапов.
Описание слайда:
ВЫВОДЫ В настоящее время творчество становится основным источником,  движущей силы и целевой функцией  экономического развития, а проблема активизации творческого потенциала персонала обретает высокую значимость и актуальность.   Большое разнообразие и разноплановость существующих методов активизации творчества и их модификаций требуют их упорядочивания, структуризации и различных форм классификации. При этом стремление создать целостную систему методов, вмещающую все существующие методы, и одновременно открытую для новых систем и технологий  предполагает использование нескольких с конституирующих оснований, включающих временные,  процедурные и  организационные факторы.  Общими преимуществами фундаментальных методов активизации творчества является их направленность на преодоление лени, рутинного мышления, внутренних и внешних барьеров, стереотипов и инертности мышления. Они стимулируют творческое мышление,  активизирует интуицию и воображение, развивают творческие способности и творческое мышление членов группы. Общие недостатки методов состоят в том, что их эффиктивность зависит от опыта, способностей,  высокого мастерства и личности  фасилитатора. Методы не содержат  надежных критериев, которые определяют качественные, эффективные  решения и которые определяют направления «продуцирования» творческих идей. Они  не включают предварительного анализа проблемы или задачи, не обеспечивают трансформативной новизны выдвигаемых идей и не гарантируют получения качественного творческого результата. Сегодня существует необходимость разработки более интегральных, целостных методов творческого видения, которые бы включали наиболее эффективные существующие методы в качестве своих компонентов и этапов.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию