🗊Презентация Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство

Категория: Музыка
Нажмите для полного просмотра!
Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №1Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №2Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №3Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №4Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №5Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №6Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №7Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №8Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №9Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №10Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №11Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №12Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №13Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №14Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №15Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №16Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №17Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №18Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №19Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №20Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №21Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №22Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №23Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №24Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №25Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №26Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №27Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №28Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №29Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №30Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №31Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №32Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №33Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №34Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №35Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №36Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №37Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №38

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство. Доклад-сообщение содержит 38 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Философские взгляды А.Н.Скрябина на искусство
Задачей искусства должно быть образное выражение философских концепций развития мира, а в дальнейшем – его изменение и открытие новых путей. Человеческое существование Скрябин отождествлял с творчеством и жажду творчества называл «трепетом жизни, «желанием», «томлением». 
Круг содержания скрябинских произведений замкнут разнообразной жизнью творческого «Я» - будь то тонкие эмоции или воплощение философских концепций - невольное отражение в нетерпеливых порывах «грозовой» атмосферы времени. 
Напряженные творческие искания Скрябина были во многом вызваны идеей мистерии и мира как мистерии. 
Важное понятие философии Скрябина – Экстаз. Это и характерный художественный образ его музыки. В этой музыкально-философской концепции Экстаз обобщает результат стремлений противоположных начал (материального и духовного) в их победном свершении. Скрябин отмечал, что «экстаз есть высший подъем деятельности, экстаз есть вершина».
Описание слайда:
Философские взгляды А.Н.Скрябина на искусство Задачей искусства должно быть образное выражение философских концепций развития мира, а в дальнейшем – его изменение и открытие новых путей. Человеческое существование Скрябин отождествлял с творчеством и жажду творчества называл «трепетом жизни, «желанием», «томлением». Круг содержания скрябинских произведений замкнут разнообразной жизнью творческого «Я» - будь то тонкие эмоции или воплощение философских концепций - невольное отражение в нетерпеливых порывах «грозовой» атмосферы времени. Напряженные творческие искания Скрябина были во многом вызваны идеей мистерии и мира как мистерии. Важное понятие философии Скрябина – Экстаз. Это и характерный художественный образ его музыки. В этой музыкально-философской концепции Экстаз обобщает результат стремлений противоположных начал (материального и духовного) в их победном свершении. Скрябин отмечал, что «экстаз есть высший подъем деятельности, экстаз есть вершина».

Слайд 2






Скрябин преобразовал в своем творчестве и скрытые орфические и мистические идеалы романтиков в духе своих индивидуальных художественных представлений. На зарождение и становление этих идей в симфонизме Скрябина оказали заметное влияние Р.Вагнер и Ф.Лист с их пониманием задач искусства вообще, музыки в особенности, о роли музыканта-творца и музыканта-артиста в человеческом прогрессе. 
У Скрябина на относительно ранней стадии развития философского мышления начинает складываться общая этико-эстетическая концепция «преодоления». «Жизнь есть преодоление сопротивления», - записывает композитор. Концепция «преодоления препятствий в борьбе» - важная предпосылка и существенная сторона его творчества вообще. 
 
 
Описание слайда:
Скрябин преобразовал в своем творчестве и скрытые орфические и мистические идеалы романтиков в духе своих индивидуальных художественных представлений. На зарождение и становление этих идей в симфонизме Скрябина оказали заметное влияние Р.Вагнер и Ф.Лист с их пониманием задач искусства вообще, музыки в особенности, о роли музыканта-творца и музыканта-артиста в человеческом прогрессе. У Скрябина на относительно ранней стадии развития философского мышления начинает складываться общая этико-эстетическая концепция «преодоления». «Жизнь есть преодоление сопротивления», - записывает композитор. Концепция «преодоления препятствий в борьбе» - важная предпосылка и существенная сторона его творчества вообще.    

Слайд 3





Символизм

Скрябин, опираясь на собственный опыт, формулирует мировоззренческие и философские положения и мотивы поведения человека, которые идут вразрез с «настроениями эпохи», ему свойственны мужество и оптимизм. Однако в контексте времени оказались некоторые общие для  творчества Скрябина и символизма философско-художественные образы. Идея о том, что «последняя цель искусства - пересоздание жизни», высказанная А.Белым, была близка Скрябину и в этом главное, что соединяет его с русским символизмом.
С развитием творческой эволюции в искусстве Скрябина усиливается интерес к внемузыкальному, включаемому в сферу музыкального произведения. Очевидно и проявление общности образно-стилистических, художественно-смысловых закономерностей эпохи, литературно-художественных стилевых приемов и композиционно-драматургических особенностей произведений Скрябина.
Описание слайда:
Символизм Скрябин, опираясь на собственный опыт, формулирует мировоззренческие и философские положения и мотивы поведения человека, которые идут вразрез с «настроениями эпохи», ему свойственны мужество и оптимизм. Однако в контексте времени оказались некоторые общие для творчества Скрябина и символизма философско-художественные образы. Идея о том, что «последняя цель искусства - пересоздание жизни», высказанная А.Белым, была близка Скрябину и в этом главное, что соединяет его с русским символизмом. С развитием творческой эволюции в искусстве Скрябина усиливается интерес к внемузыкальному, включаемому в сферу музыкального произведения. Очевидно и проявление общности образно-стилистических, художественно-смысловых закономерностей эпохи, литературно-художественных стилевых приемов и композиционно-драматургических особенностей произведений Скрябина.

Слайд 4





Исследователи  Поспелова и Кржимовская отмечают такие особенности как:
Исследователи  Поспелова и Кржимовская отмечают такие особенности как:
      ● многозначность образов ;
      ● вариационно-вариантное развитие и раскрытие образов;
      ● образно-смысловые обрамления.
Показательным и ярким примером  такого соединения музыкального с внемузыкальным является знаменитая скрябинская «Поэма экстаза» ор.54. 
С опуса 32 (1903) в творчестве композитора появляется новый жанр – фортепианная поэма (генезис - поэмность некоторых более ранних прелюдий и мазурок). Жанр этот явился отражением своеобразного синтеза литературного и музыкального начал в его искусстве. Сама по себе идея такого синтеза не нова. Однако в русском символизме переживает многообразные новые формы (известны литературные симфонии А.Белого). Рождение жанра поэмы ознаменовало выход за пределы «чистых» инструментальных форм и расширение круга художественно-ассоциативных явлений скрябинских сочинений. 
 
 
Описание слайда:
Исследователи Поспелова и Кржимовская отмечают такие особенности как: Исследователи Поспелова и Кржимовская отмечают такие особенности как: ● многозначность образов ; ● вариационно-вариантное развитие и раскрытие образов; ● образно-смысловые обрамления. Показательным и ярким примером такого соединения музыкального с внемузыкальным является знаменитая скрябинская «Поэма экстаза» ор.54. С опуса 32 (1903) в творчестве композитора появляется новый жанр – фортепианная поэма (генезис - поэмность некоторых более ранних прелюдий и мазурок). Жанр этот явился отражением своеобразного синтеза литературного и музыкального начал в его искусстве. Сама по себе идея такого синтеза не нова. Однако в русском символизме переживает многообразные новые формы (известны литературные симфонии А.Белого). Рождение жанра поэмы ознаменовало выход за пределы «чистых» инструментальных форм и расширение круга художественно-ассоциативных явлений скрябинских сочинений.    

Слайд 5





Поэма
Само название «поэма», данное композитором пьесам, акцентирует значение художественого впечатления независимо от программного заголовка. Название пьесы «поэма» дает дополнительный импульс, обращенный к художественному воображению слушателя, и рождает на основе музыки определенный психологический настрой или образно-поэтический ряд.
Свойственная искусству Скрябина обобщенная программность (наследуемая им от романтизма, но имеющая иные художественные цели), служит средством расширения художественного впечатления (т.е. большей степени воздействия музыки на слушателя).                                                                                                                        
Жанр поэмы явился отражением своеобразного синтеза литературного и музыкального начал в искусстве Скрябина (это явление свойственно инструментальной музыке композиторов-романтиков - Берлиоз, Лист и др.) и выходит за рамки «чистых» инструментальных форм.                                                
Обращение к литературно-поэтическому жанру (поэме) явилось для Скрябина стремлением расширить круг содержания музыкального искусства.
В симфоническом творчестве понятие «поэма» сочетается у Скрябина с программностью и здесь восходит к Листу, у которого программа служила источником ассоциаций, способствующих пониманию авторского замысла. Само  сочинение определено художественной концепцией, которая несет философскую направленность, идею.     
 
 
Описание слайда:
Поэма Само название «поэма», данное композитором пьесам, акцентирует значение художественого впечатления независимо от программного заголовка. Название пьесы «поэма» дает дополнительный импульс, обращенный к художественному воображению слушателя, и рождает на основе музыки определенный психологический настрой или образно-поэтический ряд. Свойственная искусству Скрябина обобщенная программность (наследуемая им от романтизма, но имеющая иные художественные цели), служит средством расширения художественного впечатления (т.е. большей степени воздействия музыки на слушателя). Жанр поэмы явился отражением своеобразного синтеза литературного и музыкального начал в искусстве Скрябина (это явление свойственно инструментальной музыке композиторов-романтиков - Берлиоз, Лист и др.) и выходит за рамки «чистых» инструментальных форм. Обращение к литературно-поэтическому жанру (поэме) явилось для Скрябина стремлением расширить круг содержания музыкального искусства. В симфоническом творчестве понятие «поэма» сочетается у Скрябина с программностью и здесь восходит к Листу, у которого программа служила источником ассоциаций, способствующих пониманию авторского замысла. Само сочинение определено художественной концепцией, которая несет философскую направленность, идею.    

Слайд 6





Поэмы ор.32
№1 Fis-dur  - лирико-созерцательный тип образов, ее стилевой основой стал синтез прелюдийных и мазурочных черт.
Композиция. Форма: двухчастная (иногда определяют как сонатная без разработки или сложный период с дополнениями)
Описание слайда:
Поэмы ор.32 №1 Fis-dur - лирико-созерцательный тип образов, ее стилевой основой стал синтез прелюдийных и мазурочных черт. Композиция. Форма: двухчастная (иногда определяют как сонатная без разработки или сложный период с дополнениями)

Слайд 7





Ор.32.№1
 Фактура пьесы многоголосная, преимущественно типа дуэтной полифонии, со сложным переплетением голосов, приемами полифонического варьирования (вертикальный контрапункт). Основная тема (Г.П.) состоит из двух поначалу сходных предложений по пять тактов (где второе на кварту выше). Своеобразие темы определяет сочетание лирической напевности с капризностью ритмических и функционально-гармонических сдвигов. 
Подчеркнутая зыбкость, незавершенность первого раздела поэмы  уравновешивается большим дополнением (П.П.), вносящим оттеняющий контраст. Это построение состоит из пассажно-фигурационных образований, звучащих несколько более возбужденно. В мелодике, основанной на интонациях «зова», преобладают кварто-терцовые ходы. Ритмика верхнего и нижнего голосов содержит микропунктиры («говорящие» о каких-то «неуловимых» образах (ремарка Inafferando к этой теме означает «неуловимо»). 
Вторая часть поэмы – динамическая реприза (о видоизменениях Главной партии уже упоминалось). Проведение Побочной партии квартой выше (в главной тональности) сообщает еще более неземной характер звучанию этой темы, приходящей к состоянию умиротворенности и покоя в заключительных тактах произведения. Образ, запечатленный в поэме ор.32 №1 родствен некоторым образам Третьей симфонии и «Поэмы экстаза» (темам, которые Скрябин называл темами «томления», «мечты
Описание слайда:
Ор.32.№1 Фактура пьесы многоголосная, преимущественно типа дуэтной полифонии, со сложным переплетением голосов, приемами полифонического варьирования (вертикальный контрапункт). Основная тема (Г.П.) состоит из двух поначалу сходных предложений по пять тактов (где второе на кварту выше). Своеобразие темы определяет сочетание лирической напевности с капризностью ритмических и функционально-гармонических сдвигов. Подчеркнутая зыбкость, незавершенность первого раздела поэмы уравновешивается большим дополнением (П.П.), вносящим оттеняющий контраст. Это построение состоит из пассажно-фигурационных образований, звучащих несколько более возбужденно. В мелодике, основанной на интонациях «зова», преобладают кварто-терцовые ходы. Ритмика верхнего и нижнего голосов содержит микропунктиры («говорящие» о каких-то «неуловимых» образах (ремарка Inafferando к этой теме означает «неуловимо»). Вторая часть поэмы – динамическая реприза (о видоизменениях Главной партии уже упоминалось). Проведение Побочной партии квартой выше (в главной тональности) сообщает еще более неземной характер звучанию этой темы, приходящей к состоянию умиротворенности и покоя в заключительных тактах произведения. Образ, запечатленный в поэме ор.32 №1 родствен некоторым образам Третьей симфонии и «Поэмы экстаза» (темам, которые Скрябин называл темами «томления», «мечты

Слайд 8





Особенности гармонического языка Скрябина периода начала 1900-х годов. В гармониях поэмы ор.32 №2 преобладают напряженность и острота, что достигается обилием задержаний (нередко в нескольких голосах) и альтераций гармоний доминантовой группы. Большая роль отводится нонаккордам (альтерированный  доминантнонаккорд становится одной из излюбленных, индивидуально окрашенных гармоний Скрябина). Двойная альтерация квинты доминантнонаккорда затем приведет к образованию характерного для Скрябина шестизвучия (из которого «вырастает» основная гармония «Прометея»). Начинается же поэма ор.32 №2 как будто с альтерированной доминанты к субдоминанте. Эта гармония, исполняемая пульсирующими аккордами в низком регистре, сразу же напряженно-активный тон всей поэме.
Особенности гармонического языка Скрябина периода начала 1900-х годов. В гармониях поэмы ор.32 №2 преобладают напряженность и острота, что достигается обилием задержаний (нередко в нескольких голосах) и альтераций гармоний доминантовой группы. Большая роль отводится нонаккордам (альтерированный  доминантнонаккорд становится одной из излюбленных, индивидуально окрашенных гармоний Скрябина). Двойная альтерация квинты доминантнонаккорда затем приведет к образованию характерного для Скрябина шестизвучия (из которого «вырастает» основная гармония «Прометея»). Начинается же поэма ор.32 №2 как будто с альтерированной доминанты к субдоминанте. Эта гармония, исполняемая пульсирующими аккордами в низком регистре, сразу же напряженно-активный тон всей поэме.
Две поэмы ор.32 намечают интенсивно развиваемую зрелым Скрябиным образную антитезность и тематическую полярность, идущую от музыки Листа. У Скрябина листовские  противопоставления святости и демонизма, веры и скепсиса, размышления и восторга преобразуются в обостренные контрасты манящей мечты и волевой действенности, созерцания и динамического порыва (эта антитезность проявилась уже в Четвертой сонате). Все это позволило исследователям говорить о музыке Скрябина как о воплощении соединения «высшей утонченности с высшей грандиозностью».                             
Музыкальный язык поэм ор.32 (гармония, мелодика, ритм, фактура) соприкасается во многом как с произведениями более ранними, так и более поздними (творчество Скрябина, при всей стремительной эволюции, обладает цельностью стиля).
Описание слайда:
Особенности гармонического языка Скрябина периода начала 1900-х годов. В гармониях поэмы ор.32 №2 преобладают напряженность и острота, что достигается обилием задержаний (нередко в нескольких голосах) и альтераций гармоний доминантовой группы. Большая роль отводится нонаккордам (альтерированный доминантнонаккорд становится одной из излюбленных, индивидуально окрашенных гармоний Скрябина). Двойная альтерация квинты доминантнонаккорда затем приведет к образованию характерного для Скрябина шестизвучия (из которого «вырастает» основная гармония «Прометея»). Начинается же поэма ор.32 №2 как будто с альтерированной доминанты к субдоминанте. Эта гармония, исполняемая пульсирующими аккордами в низком регистре, сразу же напряженно-активный тон всей поэме. Особенности гармонического языка Скрябина периода начала 1900-х годов. В гармониях поэмы ор.32 №2 преобладают напряженность и острота, что достигается обилием задержаний (нередко в нескольких голосах) и альтераций гармоний доминантовой группы. Большая роль отводится нонаккордам (альтерированный доминантнонаккорд становится одной из излюбленных, индивидуально окрашенных гармоний Скрябина). Двойная альтерация квинты доминантнонаккорда затем приведет к образованию характерного для Скрябина шестизвучия (из которого «вырастает» основная гармония «Прометея»). Начинается же поэма ор.32 №2 как будто с альтерированной доминанты к субдоминанте. Эта гармония, исполняемая пульсирующими аккордами в низком регистре, сразу же напряженно-активный тон всей поэме. Две поэмы ор.32 намечают интенсивно развиваемую зрелым Скрябиным образную антитезность и тематическую полярность, идущую от музыки Листа. У Скрябина листовские противопоставления святости и демонизма, веры и скепсиса, размышления и восторга преобразуются в обостренные контрасты манящей мечты и волевой действенности, созерцания и динамического порыва (эта антитезность проявилась уже в Четвертой сонате). Все это позволило исследователям говорить о музыке Скрябина как о воплощении соединения «высшей утонченности с высшей грандиозностью». Музыкальный язык поэм ор.32 (гармония, мелодика, ритм, фактура) соприкасается во многом как с произведениями более ранними, так и более поздними (творчество Скрябина, при всей стремительной эволюции, обладает цельностью стиля).

Слайд 9





Год создания 1904
Описание слайда:
Год создания 1904

Слайд 10





«Самое вдохновенное и лучезарное из творений» 
Л.Сабанеев 
Фрагмент философской программы:
Я к жизни призываю вас скрытые стремления!
Вы, утонувшие в темных глубинах
Духа творящего, вы, боязливые
Жизни зародыши, 
вам дерзновение я приношу!
Описание слайда:
«Самое вдохновенное и лучезарное из творений» Л.Сабанеев Фрагмент философской программы: Я к жизни призываю вас скрытые стремления! Вы, утонувшие в темных глубинах Духа творящего, вы, боязливые Жизни зародыши, вам дерзновение я приношу!

Слайд 11







Основные разделы формы:
Описание слайда:
Основные разделы формы:

Слайд 12





Жанр лирико – драматическая, одночастная симфоническая поэма.
Черты сонатности
(в наличии тематизма)
Описание слайда:
Жанр лирико – драматическая, одночастная симфоническая поэма. Черты сонатности (в наличии тематизма)

Слайд 13





Вступление: Тема «томления», тема «воли» (пассивно-созерцательный и активно-действенные образы)
Вступление: Тема «томления», тема «воли» (пассивно-созерцательный и активно-действенные образы)
ЭКСПОЗИЦИЯ
Главная партия – тема «мечты о творчестве» , тема «полета» 
Побочная партия – тема «возникших творений»;
Заключительная партия: «тема ритмов тревожных», «тема воли», тема «самоутверждения»

РАЗРАБОТКА
Эпизод tragico. Тема протеста
Второй раздел коды( на теме самоутверждения) - 
Апофеоз, экстатический пожар,
Описание слайда:
Вступление: Тема «томления», тема «воли» (пассивно-созерцательный и активно-действенные образы) Вступление: Тема «томления», тема «воли» (пассивно-созерцательный и активно-действенные образы) ЭКСПОЗИЦИЯ Главная партия – тема «мечты о творчестве» , тема «полета» Побочная партия – тема «возникших творений»; Заключительная партия: «тема ритмов тревожных», «тема воли», тема «самоутверждения» РАЗРАБОТКА Эпизод tragico. Тема протеста Второй раздел коды( на теме самоутверждения) - Апофеоз, экстатический пожар,

Слайд 14





Основные разделы, трактовка тематизма
Описание слайда:
Основные разделы, трактовка тематизма

Слайд 15





Драматургия: Конфликтное противостояние двух образных сфер:
Описание слайда:
Драматургия: Конфликтное противостояние двух образных сфер:

Слайд 16





Экстаз - (от греч. ékstasis — исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления.
 Эстетическая эмоция, как результат  интеллектуального напряжения.
Описание слайда:
Экстаз - (от греч. ékstasis — исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления. Эстетическая эмоция, как результат интеллектуального напряжения.

Слайд 17





Инструменты симфонического оркестра:
Описание слайда:
Инструменты симфонического оркестра:

Слайд 18


Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19


Философские взгляды А.Н. Скрябина на искусство, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20





Соната моря. Аллегро
Описание слайда:
Соната моря. Аллегро

Слайд 21





Соната моря. Финал
Описание слайда:
Соната моря. Финал

Слайд 22





Соната Звезд
Описание слайда:
Соната Звезд

Слайд 23





Соната лета. Скерцо
Описание слайда:
Соната лета. Скерцо

Слайд 24





Весна. Анданте
Описание слайда:
Весна. Анданте

Слайд 25





Соната Весны. Финал
Описание слайда:
Соната Весны. Финал

Слайд 26





Соната солнцу. Аллегро
Описание слайда:
Соната солнцу. Аллегро

Слайд 27





Соната Солнцу. Скерцо
Описание слайда:
Соната Солнцу. Скерцо

Слайд 28





Соната солнцу. Финал
Описание слайда:
Соната солнцу. Финал

Слайд 29





Гимн
Описание слайда:
Гимн

Слайд 30





Прелюдия и фуга (Ангел)
Описание слайда:
Прелюдия и фуга (Ангел)

Слайд 31





Соната Звёзд. Аллегро
Описание слайда:
Соната Звёзд. Аллегро

Слайд 32





Соната морю. Анданте
Описание слайда:
Соната морю. Анданте

Слайд 33





Соната Пирамид. Аллегро
Описание слайда:
Соната Пирамид. Аллегро

Слайд 34





Похоронная симфония 1
Описание слайда:
Похоронная симфония 1

Слайд 35





Похоронная симфония 2
Описание слайда:
Похоронная симфония 2

Слайд 36





Похоронная симфония 3
Описание слайда:
Похоронная симфония 3

Слайд 37





Похоронная симфония 4
Описание слайда:
Похоронная симфония 4

Слайд 38





Материал изложен: статья В.Г.Каратыгина «Восторг творчества», книги Э.И.Великович «Великие музыкальные имена», пособия «Русская музыка в школе» под редакцией Л. А. Рапацкой.
Описание слайда:
Материал изложен: статья В.Г.Каратыгина «Восторг творчества», книги Э.И.Великович «Великие музыкальные имена», пособия «Русская музыка в школе» под редакцией Л. А. Рапацкой.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию