🗊Презентация Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки

Категория: Музыка
Нажмите для полного просмотра!
Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №1Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №2Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №3Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №4Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №5Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №6Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №7Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №8Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №9Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №10Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №11Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №12Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №13Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №14Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №15Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №16Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №17Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №18Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №19Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №20Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки. Доклад-сообщение содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





2.4. Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки
 Михаил Иванович Глинка
(1804-1857) 
 Музыка – душа моя»
Первый русский симфонист, автор классических опер, родоначальник русской школы пения.
Описание слайда:
2.4. Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки Михаил Иванович Глинка (1804-1857) Музыка – душа моя» Первый русский симфонист, автор классических опер, родоначальник русской школы пения.

Слайд 2





    Глинка и Пушкин
Описание слайда:
Глинка и Пушкин

Слайд 3





Общие черты
Родоначальники новой эпохи в развитии  русской культуры;
Интерес к русской истории и культуре; идея патриотизма;
Поэтизация действительности, прекрасное в повседневном;
Общие эстетические идеалы;
Здоровое жизненное начало;
«Всемирная отзывчивость», отражение иноязычных культур.
Влияние классицизма и романтизма;
«Форма и душа» (синтез правды и красоты).
«Сверхзадача художника – отразить ход мыслей и чувствований народа» (А.С.Пушкин)
Описание слайда:
Общие черты Родоначальники новой эпохи в развитии русской культуры; Интерес к русской истории и культуре; идея патриотизма; Поэтизация действительности, прекрасное в повседневном; Общие эстетические идеалы; Здоровое жизненное начало; «Всемирная отзывчивость», отражение иноязычных культур. Влияние классицизма и романтизма; «Форма и душа» (синтез правды и красоты). «Сверхзадача художника – отразить ход мыслей и чувствований народа» (А.С.Пушкин)

Слайд 4





Эстетические основы искусства Глинки
Влияния. Истоки: 
Русское народное творчество, древнейшие традиции хорового искусства.
Художественные принципы русской композиторской школы 18-нач. 19 веков.
Русский хоровой стиль, ранняя опера, бытовой романс.
Принципы великих западноевропейских мастеров (Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт)
Искусство различных народов (Восток, славянские народы, испанский фольклор, итальянское bel canto)
Качество более совершенного, классического стиля);
Принцип  народности.
Описание слайда:
Эстетические основы искусства Глинки Влияния. Истоки: Русское народное творчество, древнейшие традиции хорового искусства. Художественные принципы русской композиторской школы 18-нач. 19 веков. Русский хоровой стиль, ранняя опера, бытовой романс. Принципы великих западноевропейских мастеров (Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт) Искусство различных народов (Восток, славянские народы, испанский фольклор, итальянское bel canto) Качество более совершенного, классического стиля); Принцип народности.

Слайд 5





Творческий метод. Черты стиля
Реалистический метод .Требования правдивости отражения жизни;
Связь с эстетикой классицизма:
Принципы высокой типизации и поэтического обобщения;
Классическая стройность формы и гармоничное соответствие всех элементов музыкальной речи;
Продуманность деталей;
Артистизм.
Мелодика – ярко выраженная распевность, плавность голосоведения;
Национальные истоки – ладовая переменность, вариационность развития.
«Красота мысли вызывает красоту оркестра».
Описание слайда:
Творческий метод. Черты стиля Реалистический метод .Требования правдивости отражения жизни; Связь с эстетикой классицизма: Принципы высокой типизации и поэтического обобщения; Классическая стройность формы и гармоничное соответствие всех элементов музыкальной речи; Продуманность деталей; Артистизм. Мелодика – ярко выраженная распевность, плавность голосоведения; Национальные истоки – ладовая переменность, вариационность развития. «Красота мысли вызывает красоту оркестра».

Слайд 6





Романсовое творчество
Около 80 романсов и вокальных ансамблей.
Романсы – спутники всей жизни (1820-е 1856 годы). Особенное положение этого жанра связано с коренными особенностями его психического склада, душевной организации. Каждая строчка романса – строчка его жизни, частица радостей и печалей. Но вместе с тем это не автобиография-отражение, а выход в сферу надличного, общечеловеческого выражения чувства. 
Тексты около 20 поэтов. Глинка - ценитель поэзии, в совершенстве владел искусством образной концентрации – сжатого, лаконичного высказывания в стройной, законченной форме.
Описание слайда:
Романсовое творчество Около 80 романсов и вокальных ансамблей. Романсы – спутники всей жизни (1820-е 1856 годы). Особенное положение этого жанра связано с коренными особенностями его психического склада, душевной организации. Каждая строчка романса – строчка его жизни, частица радостей и печалей. Но вместе с тем это не автобиография-отражение, а выход в сферу надличного, общечеловеческого выражения чувства. Тексты около 20 поэтов. Глинка - ценитель поэзии, в совершенстве владел искусством образной концентрации – сжатого, лаконичного высказывания в стройной, законченной форме.

Слайд 7





Образы.Истоки.
Романсы Глинки - в основном лирические произведения. Не только внутренние, душевные переживания человека, но и образы внешнего мира, картины природы, жанрово- бытовые моменты находят яркое выражение в музыке Глинки. 
По широте и объективности содержания его романсы можно сравнить с лирическими стихотворениями Пушкина, такими же стройными, гармоничными, овеянными подлинной красотой человеческих чувств. Богатство содержания сочетается с высоким совершенством художественной формы.  Недаром именно в музыке Глинки поэзия Пушкина впервые получила равноценное выражение!
Описание слайда:
Образы.Истоки. Романсы Глинки - в основном лирические произведения. Не только внутренние, душевные переживания человека, но и образы внешнего мира, картины природы, жанрово- бытовые моменты находят яркое выражение в музыке Глинки. По широте и объективности содержания его романсы можно сравнить с лирическими стихотворениями Пушкина, такими же стройными, гармоничными, овеянными подлинной красотой человеческих чувств. Богатство содержания сочетается с высоким совершенством художественной формы. Недаром именно в музыке Глинки поэзия Пушкина впервые получила равноценное выражение!

Слайд 8





Образы.Истоки.
Характерные черты задушевных « российских песен», образы ранней романтической поэзии, опора на популярные того времени жанры: сентиментально- лирического романс, элегию, «русскою песню», балладу, маршевые, застольные  песни (многие романсы перекликаются с произведениями его современников: Аалябьева. А.Верстовского и других). 
Но все эти жанры у Глинки подняты на новый художественный уровень.
Описание слайда:
Образы.Истоки. Характерные черты задушевных « российских песен», образы ранней романтической поэзии, опора на популярные того времени жанры: сентиментально- лирического романс, элегию, «русскою песню», балладу, маршевые, застольные песни (многие романсы перекликаются с произведениями его современников: Аалябьева. А.Верстовского и других). Но все эти жанры у Глинки подняты на новый художественный уровень.

Слайд 9





Периодизация
Ранний период – 20-е годы XIX века, около 20-ти романсов.
1830-начало 40-х годы. Впечатления об Италии.
Зрелый период:
1840-е годы. Пушкинская поэзия
Последние годы
Описание слайда:
Периодизация Ранний период – 20-е годы XIX века, около 20-ти романсов. 1830-начало 40-х годы. Впечатления об Италии. Зрелый период: 1840-е годы. Пушкинская поэзия Последние годы

Слайд 10





Ранний период
1820-е годы XIX века, около 20-ти романсов. На Глинку воздействовало творчество Пушкина, Батюшкова, Баратынского, Жуковского, Языкова, Дельвига. Под влиянием строфики и ритмики русского стихосложения выстраивалась такая же четкая, ясная музыкальная форма романса, элегии, «русской песни», баллады. Самые основные в раннем творчестве – элегия и «русская песня». Ему близка сфера мечтательной поэзии. 
«Не пой, красавица, при мне» – один из первых опытов воплощения темы Востока
 Элегия «Не искушай», сл.Е.Баратынского (1825) – образец жанра элегии
Описание слайда:
Ранний период 1820-е годы XIX века, около 20-ти романсов. На Глинку воздействовало творчество Пушкина, Батюшкова, Баратынского, Жуковского, Языкова, Дельвига. Под влиянием строфики и ритмики русского стихосложения выстраивалась такая же четкая, ясная музыкальная форма романса, элегии, «русской песни», баллады. Самые основные в раннем творчестве – элегия и «русская песня». Ему близка сфера мечтательной поэзии. «Не пой, красавица, при мне» – один из первых опытов воплощения темы Востока Элегия «Не искушай», сл.Е.Баратынского (1825) – образец жанра элегии

Слайд 11





30-е годы XIX века 
Запас впечатлений от Италии. «Желание», «Победитель», «Венецианская ночь» (сл. Козлова) – радость бытия, жизнеутверждающее начало, жанр баркаролы, прозрачность фактуры, гибкость ускользающей мелодии. «Внутренняя музыка» – (сл. Пушкина) – классическая, античная стройность.
«Венецианская ночь» (баркарола), сл. И Козлова
Описание слайда:
30-е годы XIX века Запас впечатлений от Италии. «Желание», «Победитель», «Венецианская ночь» (сл. Козлова) – радость бытия, жизнеутверждающее начало, жанр баркаролы, прозрачность фактуры, гибкость ускользающей мелодии. «Внутренняя музыка» – (сл. Пушкина) – классическая, античная стройность. «Венецианская ночь» (баркарола), сл. И Козлова

Слайд 12





Зрелый период
1840-е годы. Романсы зрелого периода охватывают широкий круг тем, сюжетов и настроений - от мрачно-фантастической баллады «Ночной смотр» до простодушной «Колыбельной песни, от героического «Рыцарского романса» и до глубокой драматизма элегии «Сомнение». Главная, определяющая роль  в романсах этого периода принадлежит поэзии Пушкина. Конец 30-х и начало 40-х- классическая эпоха в жизни Глинки, время, когда эстетика и мировоззрение поэта оказывают решающее влияние на творчество создателя «Руслана». Глинка достиг той гармонии «чувства и мысли», формы и содержания, той жизнерадостной полноты мироощущения, которая сделала его романсы равноценным отображением пушкинской лирики. Чувство красоты и радости связало в них поэта и композитора.
Испанская тема – интерпретация жанра серенады. 1838 г. – «Я здесь, Инезилья» – чувство меры и душевной гармонии, гимн любви. Миниатюра, построенная на контрастах. 
«Сомнение», сл.Н.Кукольника (1838)
Цикл «Прощание с Петербургом», сл.Н.Кукольника
«Жаворонок»,  «Попутная песня»
Описание слайда:
Зрелый период 1840-е годы. Романсы зрелого периода охватывают широкий круг тем, сюжетов и настроений - от мрачно-фантастической баллады «Ночной смотр» до простодушной «Колыбельной песни, от героического «Рыцарского романса» и до глубокой драматизма элегии «Сомнение». Главная, определяющая роль в романсах этого периода принадлежит поэзии Пушкина. Конец 30-х и начало 40-х- классическая эпоха в жизни Глинки, время, когда эстетика и мировоззрение поэта оказывают решающее влияние на творчество создателя «Руслана». Глинка достиг той гармонии «чувства и мысли», формы и содержания, той жизнерадостной полноты мироощущения, которая сделала его романсы равноценным отображением пушкинской лирики. Чувство красоты и радости связало в них поэта и композитора. Испанская тема – интерпретация жанра серенады. 1838 г. – «Я здесь, Инезилья» – чувство меры и душевной гармонии, гимн любви. Миниатюра, построенная на контрастах. «Сомнение», сл.Н.Кукольника (1838) Цикл «Прощание с Петербургом», сл.Н.Кукольника «Жаворонок», «Попутная песня»

Слайд 13


Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





Зрелый период
40-е годы – цикл «Прощание с Петербургом» (сл. Н.Кукольника) 
12 романсов, не имеющих единой сюжетной линии развития Тема: романтическая тема странствий. По типу образности в цикле можно условно выделить 2 группы:
1)жанровые, характеристические картины; 
2) лирические романсы- монологи. 
Подлинные шедевры вошли в цикл, например: «Жаворонок» – лирическая картина русской весенней природы, жанр – «русская песня». 
Цикл «Прощание с Петербургом», сл.Н.Кукольника
«Жаворонок»,                    «Попутная песня»
В каждом романсе свой тип структуры, разнообразные приёмы вокальной выразительности- от быстрой «россиниевской» скороговорки  до плавной широкой кантилены. Господство мажорной тональности позволяет провести параллель с «Русланом».
Описание слайда:
Зрелый период 40-е годы – цикл «Прощание с Петербургом» (сл. Н.Кукольника) 12 романсов, не имеющих единой сюжетной линии развития Тема: романтическая тема странствий. По типу образности в цикле можно условно выделить 2 группы: 1)жанровые, характеристические картины; 2) лирические романсы- монологи. Подлинные шедевры вошли в цикл, например: «Жаворонок» – лирическая картина русской весенней природы, жанр – «русская песня». Цикл «Прощание с Петербургом», сл.Н.Кукольника «Жаворонок», «Попутная песня» В каждом романсе свой тип структуры, разнообразные приёмы вокальной выразительности- от быстрой «россиниевской» скороговорки до плавной широкой кантилены. Господство мажорной тональности позволяет провести параллель с «Русланом».

Слайд 15


Формирование русской классической школы на примере творчества М.И.Глинки, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





«Я помню чудное мгновенье»(1840) 
Идея «воскресшего» сердца. 
Анализ музыкального языка: Три основных раздела содержат внутренний контраст: встреча (кантилена)- разлука (чёткая декламация) - новая встреча (кантилена). Отсюда 3-х-частная репризная форма - соответствует полностью поэтической форме и заложенному в тексте внутреннему контрасту. По стилю романс- классический пример глинкинского метода интонационно- мелодического развития: основное тематическое зерно- источник всей композиции «прорастает» в гибких изящных мелодических контурах. Использован принцип вариантности.
Описание слайда:
«Я помню чудное мгновенье»(1840) Идея «воскресшего» сердца. Анализ музыкального языка: Три основных раздела содержат внутренний контраст: встреча (кантилена)- разлука (чёткая декламация) - новая встреча (кантилена). Отсюда 3-х-частная репризная форма - соответствует полностью поэтической форме и заложенному в тексте внутреннему контрасту. По стилю романс- классический пример глинкинского метода интонационно- мелодического развития: основное тематическое зерно- источник всей композиции «прорастает» в гибких изящных мелодических контурах. Использован принцип вариантности.

Слайд 17





А.П. и Е.Е. Керн
Описание слайда:
А.П. и Е.Е. Керн

Слайд 18





К***

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты. 
Описание слайда:
К*** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. 

Слайд 19





Поздний период 
две основные группы:
На стихи классиков – Пушкина, Лермонтова, Мицкевича.
Драматические романсы-монологи на тексты второстепенных, непопулярных поэтов: Жадовской, Губера, Павлова.
«Не говори, что сердцу больно» – завершил путь в жанре романса (1856 г.). Период душевного разлада, разочарования. Неизвестно, как бы могла развить тенденция драматизации романса, Глинка чутко прислушивался к голосу времени (переломного, предреформенного).
Вывод: основой  его стиля остаются романсы «руслановского» периода, пронизанные духом пушкинской эстетики, неиссякаемой полнотой жизнеутверждающих сил.
Описание слайда:
Поздний период две основные группы: На стихи классиков – Пушкина, Лермонтова, Мицкевича. Драматические романсы-монологи на тексты второстепенных, непопулярных поэтов: Жадовской, Губера, Павлова. «Не говори, что сердцу больно» – завершил путь в жанре романса (1856 г.). Период душевного разлада, разочарования. Неизвестно, как бы могла развить тенденция драматизации романса, Глинка чутко прислушивался к голосу времени (переломного, предреформенного). Вывод: основой его стиля остаются романсы «руслановского» периода, пронизанные духом пушкинской эстетики, неиссякаемой полнотой жизнеутверждающих сил.

Слайд 20





Выводы по музыкальному языку романсов Глинки:

Отталкиваясь от бытовой традиции, поднимает жанр на новый, высокохудожественный уровень, который характеризует:
Кристально ясные классические формы
Законченность образа и благородная простота
Утверждение идеала содружества музыки и поэзии (подчинение звучащего слова распевному строю русской мелодии)
Черты романсового стиля и особенностей музыкального языка Глинки: 
Широта, пластичность, эластичность мелодии
Простота, скромность, благородное изящество
Пропорциональность формы, логичность развития
Строгий, точный отбор интонаций (не характерны: оригинальность частных приемов, детализация, резко подчеркнутые кульминации).
Романс стал колыбелью русской классической музыки, средоточием её общезначимых интонаций.
Описание слайда:
Выводы по музыкальному языку романсов Глинки: Отталкиваясь от бытовой традиции, поднимает жанр на новый, высокохудожественный уровень, который характеризует: Кристально ясные классические формы Законченность образа и благородная простота Утверждение идеала содружества музыки и поэзии (подчинение звучащего слова распевному строю русской мелодии) Черты романсового стиля и особенностей музыкального языка Глинки: Широта, пластичность, эластичность мелодии Простота, скромность, благородное изящество Пропорциональность формы, логичность развития Строгий, точный отбор интонаций (не характерны: оригинальность частных приемов, детализация, резко подчеркнутые кульминации). Романс стал колыбелью русской классической музыки, средоточием её общезначимых интонаций.

Слайд 21





романсы
«Не искушай», сл.Е.Баратынского (1825)
«Венецианская ночь», сл.И.Козлова
«Ночь осенняя», сл.А.Римского-Корсака
«Не пой, красавица, при мне», сл.А.С.Пушкина
«Я здесь, Инезилья», сл.А.С.Пушкина
«Я помню чудное мгновенье»(1840) сл.А.С.Пушкина
«Сомнение (1838), сл.Н.Кукольника
«Жаворонок» Сл.Н.Кукольника
«Попутная песня», сл. Н.Кукольника
«Как сладко с тобою мне быть», сл.П.Рындина
Описание слайда:
романсы «Не искушай», сл.Е.Баратынского (1825) «Венецианская ночь», сл.И.Козлова «Ночь осенняя», сл.А.Римского-Корсака «Не пой, красавица, при мне», сл.А.С.Пушкина «Я здесь, Инезилья», сл.А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»(1840) сл.А.С.Пушкина «Сомнение (1838), сл.Н.Кукольника «Жаворонок» Сл.Н.Кукольника «Попутная песня», сл. Н.Кукольника «Как сладко с тобою мне быть», сл.П.Рындина



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию