🗊Презентация проекта «Дуэли и дуэлянты в русской литературе». Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №1Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №2Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №3Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №4Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №5Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №6Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №7Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №8Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №9Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №10Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №11Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №12Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №13Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №14Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №15Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №16Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №17Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №18Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №19Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №20Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №21Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №22Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №23

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Презентация проекта «Дуэли и дуэлянты в русской литературе». Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523: . Презентация содержит 23 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Презентация проекта 
«Дуэли и дуэлянты в русской литературе».
Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:

Маслова Нина
Михалина Анастасия

Руководитель проекта:
 учитель русского языка и литературы Гордеева Ольга Николаева
Описание слайда:
Презентация проекта «Дуэли и дуэлянты в русской литературе». Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523: Маслова Нина Михалина Анастасия Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Гордеева Ольга Николаева

Слайд 2


Презентация проекта  «Дуэли и дуэлянты в русской литературе».  Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья»№523:    , слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





Актуальность выбранной темы.
		Предыдущий год был отмечен  знаменательными датами, связанными с русской литературой. Исполнилось 175 лет произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,  180 лет «Повестям Белкина», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 170 лет. 
		Эпизоды дуэлей является яркими страницами всех этих произведений, авторы уделяют большое внимание дуэльным поединкам и героям, участвовавшим в них.
		Нашему времени не свойственно такое явление как дуэль, но понятия «честь», «достоинство» актуальны и в наше время.
Описание слайда:
Актуальность выбранной темы. Предыдущий год был отмечен знаменательными датами, связанными с русской литературой. Исполнилось 175 лет произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка», 180 лет «Повестям Белкина», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 170 лет. Эпизоды дуэлей является яркими страницами всех этих произведений, авторы уделяют большое внимание дуэльным поединкам и героям, участвовавшим в них. Нашему времени не свойственно такое явление как дуэль, но понятия «честь», «достоинство» актуальны и в наше время.

Слайд 4





История дуэли.
	Существует предположение, что первым поединком в России была дуэль в Москве между Гордоном и 
майором Монтгомери (1666 год). Позже число дуэлей стало быстро расти. 25 декабря 1682 года появляется
указ, который устанавливает право служилых людей носить оружие, а также запрещает поединки. 
	Петр I, несмотря на свое пристрастие к европейским порядкам и обычаям, сразу же вступает в борьбу с 
дуэлями. «Уложение Шереметева» (1702 год) жестоко карает даже за вызов на дуэль, «Краткий артикул» 
(1706 год) наказывает смертной казнью за поединок, не имевший трагических последствий.. 
	Борьба Петра Великого с поединками дала неплохие результаты. Однако с ростом влияния на русскую 
жизнь иностранцев при Анне Иоанновне и с оглядкой на французскую моду при Елизавете Петровне поединки 
учащаются. Екатерина II выпускает «Манифест о поединках». Правда, уже после четверти века своего 
правления. Он действовал долго, сохраняя свою силу до издания Свода Законов (1832 год) и Свода Военных п
постановлений (1839 год). Манифест признавал дуэли чужестранным для России насаждением. Вызов и выход на 
дуэли навлекали на виновных, «яко ослушников закону», уплату штрафа («бесчестья») судье, «суд коего они 
презрели». Обидчик же, начавший поединок и обнаживший шпагу, «яко нарушитель мира и спокойствия», 
подвергался пожизненной ссылке в Сибирь. 
	А вот как высказывался император Николай I: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней 
нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил её в английской армии и хорошо сделал.» На 40-е и 50-е 
годы 19 века падает расцвет, своеобразный культ дуэлей в России. 
	Яростными противниками дуэлей были Наполеон Бонапарт и Николай I. Французский император считал, 
что «никто не имеет права рисковать своей жизнью ссоры ради, так как жизнь каждого гражданина
принадлежит отечеству; дуэлист — плохой солдат.»
	Заметим, что дуэли между женщинами в России были редкостью, хотя тоже случались.
Описание слайда:
История дуэли. Существует предположение, что первым поединком в России была дуэль в Москве между Гордоном и майором Монтгомери (1666 год). Позже число дуэлей стало быстро расти. 25 декабря 1682 года появляется указ, который устанавливает право служилых людей носить оружие, а также запрещает поединки. Петр I, несмотря на свое пристрастие к европейским порядкам и обычаям, сразу же вступает в борьбу с дуэлями. «Уложение Шереметева» (1702 год) жестоко карает даже за вызов на дуэль, «Краткий артикул» (1706 год) наказывает смертной казнью за поединок, не имевший трагических последствий.. Борьба Петра Великого с поединками дала неплохие результаты. Однако с ростом влияния на русскую жизнь иностранцев при Анне Иоанновне и с оглядкой на французскую моду при Елизавете Петровне поединки учащаются. Екатерина II выпускает «Манифест о поединках». Правда, уже после четверти века своего правления. Он действовал долго, сохраняя свою силу до издания Свода Законов (1832 год) и Свода Военных п постановлений (1839 год). Манифест признавал дуэли чужестранным для России насаждением. Вызов и выход на дуэли навлекали на виновных, «яко ослушников закону», уплату штрафа («бесчестья») судье, «суд коего они презрели». Обидчик же, начавший поединок и обнаживший шпагу, «яко нарушитель мира и спокойствия», подвергался пожизненной ссылке в Сибирь. А вот как высказывался император Николай I: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил её в английской армии и хорошо сделал.» На 40-е и 50-е годы 19 века падает расцвет, своеобразный культ дуэлей в России. Яростными противниками дуэлей были Наполеон Бонапарт и Николай I. Французский император считал, что «никто не имеет права рисковать своей жизнью ссоры ради, так как жизнь каждого гражданина принадлежит отечеству; дуэлист — плохой солдат.» Заметим, что дуэли между женщинами в России были редкостью, хотя тоже случались.

Слайд 5





Виды дуэлей с использованием пистолетов:
Описание слайда:
Виды дуэлей с использованием пистолетов:

Слайд 6





Неподвижная дуэль.
Описание слайда:
Неподвижная дуэль.

Слайд 7





Подвижная дуэль.
Описание слайда:
Подвижная дуэль.

Слайд 8





Поединки с использованием пистолетов. 

    		Для проведения поединков использовались дуэльные пистолеты ("джентльменский гарнитур"). К изготовлению дуэльного оружия привлекались лучшие оружейные мастера. Пистолеты должны были иметь улучшенные технические характеристики и внешний вид. 
   		Заряжание пистолетов осуществлялось одним из секундантов в присутствии и под контролем остальных. Пистолеты разыгрывались по жребию. Получив пистолеты, дуэлянты, держа их стволами вниз с невзведёнными курками, занимали установленные жребием места. Секунданты становились поодаль от каждого дуэлянта. Распорядитель спрашивал дуэлянтов: 
   		"Готовы?" - и, получив утвердительный ответ, командовал: 
    		"К бою". По этой команде взводились курки, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. Затем следовала команда: "Начинай" или "Стрелять".
Описание слайда:
Поединки с использованием пистолетов. Для проведения поединков использовались дуэльные пистолеты ("джентльменский гарнитур"). К изготовлению дуэльного оружия привлекались лучшие оружейные мастера. Пистолеты должны были иметь улучшенные технические характеристики и внешний вид. Заряжание пистолетов осуществлялось одним из секундантов в присутствии и под контролем остальных. Пистолеты разыгрывались по жребию. Получив пистолеты, дуэлянты, держа их стволами вниз с невзведёнными курками, занимали установленные жребием места. Секунданты становились поодаль от каждого дуэлянта. Распорядитель спрашивал дуэлянтов: "Готовы?" - и, получив утвердительный ответ, командовал: "К бою". По этой команде взводились курки, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. Затем следовала команда: "Начинай" или "Стрелять".

Слайд 9





Поединок с использованием холодного оружия.
Описание слайда:
Поединок с использованием холодного оружия.

Слайд 10





Каких писателей-дуэлянтов вы знаете?
Описание слайда:
Каких писателей-дуэлянтов вы знаете?

Слайд 11





Роковая дуэль А.С.Пушкина
		27 января (8 февраля) под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам: барьер отделял врагов едва на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник К. К. Данзас, секундантом Дантеса — сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак-Доширак.
		Раненый Пушкин был повезён с места дуэли на санях извозчика; а у Комендантской дачи пересажен в карету, которую послал старший Геккерен.
 	Памятный обелиск на месте дуэли Пушкина, ст.м. Черная речка, Санкт-Петербург
		Ныне на месте дуэли, в сквере у пересечения Коломяжского проспекта и железнодорожной линии Сестрорецкого направления (район Черной речки), установлен памятный обелис
Описание слайда:
Роковая дуэль А.С.Пушкина 27 января (8 февраля) под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам: барьер отделял врагов едва на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник К. К. Данзас, секундантом Дантеса — сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак-Доширак. Раненый Пушкин был повезён с места дуэли на санях извозчика; а у Комендантской дачи пересажен в карету, которую послал старший Геккерен. Памятный обелиск на месте дуэли Пушкина, ст.м. Черная речка, Санкт-Петербург Ныне на месте дуэли, в сквере у пересечения Коломяжского проспекта и железнодорожной линии Сестрорецкого направления (район Черной речки), установлен памятный обелис

Слайд 12





 Дуэли М.Ю. Лермонтова
		Первая  дуэль произошла с Э. Барантом. Она состоялась в воскресенье 18 февраля 1840г. на Парголовской дороге за Черной речкой при секундантах А. А. Столыпине (Монго) и виконте Рауле д’Англесе.
	В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ.
 		Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением. Дуэль Лермонтова с Н. С. Мартыновым состоялась во вторник 15 июля 1841 близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.
Описание слайда:
Дуэли М.Ю. Лермонтова Первая дуэль произошла с Э. Барантом. Она состоялась в воскресенье 18 февраля 1840г. на Парголовской дороге за Черной речкой при секундантах А. А. Столыпине (Монго) и виконте Рауле д’Англесе. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением. Дуэль Лермонтова с Н. С. Мартыновым состоялась во вторник 15 июля 1841 близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Слайд 13





Дуэль А.С. Грибоедова 
		Этo был типичный случaй рoмaнтическoй дуэли из-зa сoперничествa.  Произошла четверная дуэль.Стрелялись и сaми дуэлянты, и их секунданты. Дуэль сoстoялaсь, нo Грибoедoв прoмaхивaется, пуля прoхoдит рядoм с гoлoвoй Якубoвичa. Сaм же Алексaндр Сергеевич oкaзывaется рaненным в левую лaдoнь  первым выстрелoм свoегo ярoстнoгo прoтивникa. Якубoвич тoже прoмaхнулся, oн целил в живoт, a пoвредил Грибoедoву мизинец.
          Алексaндр Сергеевич, кaк известнo, был великoлепным пиaнистoм и дaже сoчинял мелoдии, тaк существуют нескoлькo егo oчaрoвaтельных музыкaльных пьес. Тaк вoт пoсле этoй дуэли Алексaндр Сергеевич нoсил нa левoм пaльце специaльную нaклaдку,  рaзрaбoтaл руку дo прежней лoвкoсти и игрaл пo-прежнему зaмечaтельнo. Пo этoму пaльцу и былo oпoзнaнo впoследствии егo рaстерзaннoе фaнaтикaми телo, кoтoрoе oни еще нескoлькo дней тaскaли пo гoрoду, жестoкo глумясь нaд трупoм и скинув егo в oбщую яму. В вoзмещение вины зa эту крoвaвую бoйню в Тегерaне персидский шaх oтoслaл русскoму цaрю в пoдaрoк oгрoмный aлмaз, укрaшенный рубинaми и изумрудaми.
Описание слайда:
Дуэль А.С. Грибоедова Этo был типичный случaй рoмaнтическoй дуэли из-зa сoперничествa. Произошла четверная дуэль.Стрелялись и сaми дуэлянты, и их секунданты. Дуэль сoстoялaсь, нo Грибoедoв прoмaхивaется, пуля прoхoдит рядoм с гoлoвoй Якубoвичa. Сaм же Алексaндр Сергеевич oкaзывaется рaненным в левую лaдoнь  первым выстрелoм свoегo ярoстнoгo прoтивникa. Якубoвич тoже прoмaхнулся, oн целил в живoт, a пoвредил Грибoедoву мизинец. Алексaндр Сергеевич, кaк известнo, был великoлепным пиaнистoм и дaже сoчинял мелoдии, тaк существуют нескoлькo егo oчaрoвaтельных музыкaльных пьес. Тaк вoт пoсле этoй дуэли Алексaндр Сергеевич нoсил нa левoм пaльце специaльную нaклaдку,  рaзрaбoтaл руку дo прежней лoвкoсти и игрaл пo-прежнему зaмечaтельнo. Пo этoму пaльцу и былo oпoзнaнo впoследствии егo рaстерзaннoе фaнaтикaми телo, кoтoрoе oни еще нескoлькo дней тaскaли пo гoрoду, жестoкo глумясь нaд трупoм и скинув егo в oбщую яму. В вoзмещение вины зa эту крoвaвую бoйню в Тегерaне персидский шaх oтoслaл русскoму цaрю в пoдaрoк oгрoмный aлмaз, укрaшенный рубинaми и изумрудaми.

Слайд 14





Каких героев-дуэлянтов вы знаете?
Описание слайда:
Каких героев-дуэлянтов вы знаете?

Слайд 15





А.С. Пушкин. Капитанская дочка. 
Дуэль Швабрина с Гриневым.
		Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. «А, Петр Андреич! — сказал он, увидя меня. — Добро пожаловать! Как это вас бог принес? по какому делу, смею спросить?» Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. «Вы изволите говорить, — сказал он мне, — что хотите Алексея Иваныча заколоть, и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? смею спросить».
     		 — Точно так.
      		— Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье — и разойдитесь; а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?
		Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня. Я остался при своем намерении. «Как вам угодно, — сказал Иван Игнатьич, — делайте, как разумеете. Да зачем же мне тут быть свидетелем? К какой стати? Люди дерутся, что за невидальщина, смею спросить? Слава богу, ходил я под шведа и под турку: всего насмотрелся».
Описание слайда:
А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Дуэль Швабрина с Гриневым. Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. «А, Петр Андреич! — сказал он, увидя меня. — Добро пожаловать! Как это вас бог принес? по какому делу, смею спросить?» Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. «Вы изволите говорить, — сказал он мне, — что хотите Алексея Иваныча заколоть, и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? смею спросить». — Точно так. — Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье — и разойдитесь; а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить? Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня. Я остался при своем намерении. «Как вам угодно, — сказал Иван Игнатьич, — делайте, как разумеете. Да зачем же мне тут быть свидетелем? К какой стати? Люди дерутся, что за невидальщина, смею спросить? Слава богу, ходил я под шведа и под турку: всего насмотрелся».

Слайд 16





А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Дуэль Ленского и Онегина.
Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.
«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,
Описание слайда:
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Дуэль Ленского и Онегина. Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В граненый ствол уходят пули, И щелкнул в первый раз курок. Вот порох струйкой сероватой На полку сыплется. Зубчатый, Надежно ввинченный кремень Взведен еще. За ближний пень Становится Гильо смущенный. Плащи бросают два врага. Зарецкий тридцать два шага Отмерил с точностью отменной, Друзей развел по крайний след, И каждый взял свой пистолет. «Теперь сходитесь». Хладнокровно, Еще не целя, два врага Походкой твердой, тихо, ровно Четыре перешли шага, Четыре смертные ступени. Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать, Стал первый тихо подымать. Вот пять шагов еще ступили, И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить - но как раз Онегин выстрелил... Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет,

Слайд 17





М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Дуэль Печорина и Грушницкого.
	Я стал на углу площадки, крепко упершись 
левой ногою в камень и наклонясь немного наперед, 
чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад.
	Грушницкий стал против меня и по данному 
знаку начал поднимать пистолет. Колена его
дрожали. Он целил мне прямо в лоб.
Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей.
	Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев 
как полотно, повернулся к своему секунданту:
	— Не могу,— сказал он глухим голосом.
	— Трус! — отвечал капитан.
	Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я 
невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб 
поскорей удалиться от края.
— Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся,— 
сказал капитан: — теперь твоя очередь,
становись! Обними меня прежде: мы уж не увидимся! — Они обнялись; капитан едва мог удержаться 
от смеха: — Не бойся,— прибавил он, хитро взглянув 
на Грушницкого,— всё вздор на свете!.. Натура — 
дура, судьба — индейка, а жизнь — копейка!
Описание слайда:
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Дуэль Печорина и Грушницкого. Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного наперед, чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад. Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колена его дрожали. Он целил мне прямо в лоб. Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей. Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту: — Не могу,— сказал он глухим голосом. — Трус! — отвечал капитан. Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края. — Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся,— сказал капитан: — теперь твоя очередь, становись! Обними меня прежде: мы уж не увидимся! — Они обнялись; капитан едва мог удержаться от смеха: — Не бойся,— прибавил он, хитро взглянув на Грушницкого,— всё вздор на свете!.. Натура — дура, судьба — индейка, а жизнь — копейка!

Слайд 18





И.С.Тургенев «Отцы и дети».
Дуэль Базарова и П.П. Кирсанова.
	Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки 
стояли барашками на бледно-ясной лазури…
   - Вы готовы? - спросил Павел Петрович.
   - Совершенно.
   - Можем сходиться.
     Базаров  тихонько двинулся вперед,  и  Павел  Петрович 
пошел на  него, заложив левую руку в карман и постепенно 
поднимая дуло пистолета...  "Он мне прямо  в  нос  целит,  
подумал  Базаров,  -  и  как  щурится старательно, 
разбойник!  Однако это  неприятное ощущение.  Стану 
смотреть на  цепочку его часов..."  Что-то  резко  зыкнуло 
около  самого уха  Базарова,  и  в  то  же мгновенье
 раздался выстрел.  "Слышал, стало быть ничего", - успело 
мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, 
подавил пружинку.
     Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за 
ляжку.  Струйка крови потекла по его белым панталонам.
Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.
     -Вы ранены? - промолвил он.
     - Вы имели право подозвать меня к барьеру, - проговорил 
Павел Петрович,- а это пустяки. По условию каждый имеет 
еще по одному выстрелу.
Описание слайда:
И.С.Тургенев «Отцы и дети». Дуэль Базарова и П.П. Кирсанова. Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури… - Вы готовы? - спросил Павел Петрович. - Совершенно. - Можем сходиться. Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам. Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику. -Вы ранены? - промолвил он. - Вы имели право подозвать меня к барьеру, - проговорил Павел Петрович,- а это пустяки. По условию каждый имеет еще по одному выстрелу.

Слайд 19





Л.Н.Толстой «Война и мир». 
Дуэль П.Безухова с Е.Долоховым.
	При слове три быстрыми шагами пошел 
вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и 
шагая по цельному снегу. Пьер держал 
пистолет, вытянув вперед правую руку, 
видимо боясь как бы из этого пистолета не 
убить самого себя. Левую руку он 
старательно отставлял назад, потому что 
ему хотелось поддержать ею правую руку, а он 
знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов 
шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер 
оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на 
Долохова, и потянув пальцем, как его учили, 
выстрелил. Никак не ожидая такого сильного 
звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, 
потом улыбнулся сам своему впечатлению и 
остановился. Дым, особенно-густой от 
тумана, помешал ему видеть в первое 
мгновение; но другого выстрела, которого он 
ждал, не последовало. Только слышны были 
торопливые шаги Долохова, и из-за дыма 
показалась его фигура. Одной рукой он 
держался за левый бок, другой сжимал 
опущенный пистолет. Лицо его было бледно.
Описание слайда:
Л.Н.Толстой «Война и мир». Дуэль П.Безухова с Е.Долоховым. При слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно-густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно.

Слайд 20





А.С.Пушкин «Выстрел».
		— Я выстрелил, — продолжал граф, — и, слава богу, дал промах; тогда Сильвио... (в эту минуту он был, право, ужасен) Сильвио стал в меня прицеливаться. Вдруг двери отворились, Маша вбегает и с визгом кидается мне на шею. Ее присутствие возвратило мне всю бодрость. «Милая, — сказал я ей, — разве ты не видишь, что мы шутим? Как же ты перепугалась! поди, выпей стакан воды и приди к нам; я представлю тебе старинного друга и товарища». Маше все еще не верилось. «Скажите, правду ли муж говорит? — сказала она, обращаясь к грозному Сильвио, — правда ли, что вы оба шутите?» — «Он всегда шутит, графиня, — отвечал ей Сильвио, — однажды дал он мне шутя пощечину, шутя прострелил мне вот эту фуражку, шутя дал сейчас по мне промах; теперь и мне пришла охота пошутить...» С этим словом он хотел в меня прицелиться... при ней! Маша бросилась к его ногам. «Встань, Маша, стыдно! — закричал я в бешенстве; — а вы, сударь, перестанете ли издеваться над бедной женщиной? Будете ли вы стрелять или нет?» — «Не буду, — отвечал Сильвио, — я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести». Тут он было вышел, но остановился в дверях, оглянулся на простреленную мною картину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся. Жена лежала в обмороке; люди не смели его остановить и с ужасом на него глядели; он вышел на крыльцо, кликнул ямщика и уехал, прежде чем успел я опомниться».
Описание слайда:
А.С.Пушкин «Выстрел». — Я выстрелил, — продолжал граф, — и, слава богу, дал промах; тогда Сильвио... (в эту минуту он был, право, ужасен) Сильвио стал в меня прицеливаться. Вдруг двери отворились, Маша вбегает и с визгом кидается мне на шею. Ее присутствие возвратило мне всю бодрость. «Милая, — сказал я ей, — разве ты не видишь, что мы шутим? Как же ты перепугалась! поди, выпей стакан воды и приди к нам; я представлю тебе старинного друга и товарища». Маше все еще не верилось. «Скажите, правду ли муж говорит? — сказала она, обращаясь к грозному Сильвио, — правда ли, что вы оба шутите?» — «Он всегда шутит, графиня, — отвечал ей Сильвио, — однажды дал он мне шутя пощечину, шутя прострелил мне вот эту фуражку, шутя дал сейчас по мне промах; теперь и мне пришла охота пошутить...» С этим словом он хотел в меня прицелиться... при ней! Маша бросилась к его ногам. «Встань, Маша, стыдно! — закричал я в бешенстве; — а вы, сударь, перестанете ли издеваться над бедной женщиной? Будете ли вы стрелять или нет?» — «Не буду, — отвечал Сильвио, — я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести». Тут он было вышел, но остановился в дверях, оглянулся на простреленную мною картину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся. Жена лежала в обмороке; люди не смели его остановить и с ужасом на него глядели; он вышел на крыльцо, кликнул ямщика и уехал, прежде чем успел я опомниться».

Слайд 21





Словарь терминов
Дуэль (франц. duel - от лат. duellum - война), поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. В переносном смысле - борьба, состязание двух сторон.
1) цель дуэли — получение силою оружия удовлетворения за оскорбление*.
2) участников дуэли только двое, т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»); 
3) средство дуэли — смертоносное оружие. На дуэлях обычно употребляется оружие трех родов: 
пистолет; 
Дуэль на пистолетах бывает следующего вида: 
в один выстрел; 
до первого ранения; 
смертельная дуэль.
сабля; 
шпага.
4) наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.
* Оскорбление есть посягательство на чье-либо самолюбие, достоинство или честь*.
Различают оскорбления трех степеней: 
легкие оскорбления, или оскорбления первой степени: оскорбления самолюбия, нарушения вежливости, не затрагивающие чести. 
тяжелые оскорбления, или оскорбления второй степени: оскорбления чести и достоинства, диффамация*.
оскорбления действием, или оскорбления третьей степени: реально выраженное агрессивное действие одного лица по отношению к другому.
Описание слайда:
Словарь терминов Дуэль (франц. duel - от лат. duellum - война), поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. В переносном смысле - борьба, состязание двух сторон. 1) цель дуэли — получение силою оружия удовлетворения за оскорбление*. 2) участников дуэли только двое, т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»); 3) средство дуэли — смертоносное оружие. На дуэлях обычно употребляется оружие трех родов: пистолет; Дуэль на пистолетах бывает следующего вида: в один выстрел; до первого ранения; смертельная дуэль. сабля; шпага. 4) наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению. * Оскорбление есть посягательство на чье-либо самолюбие, достоинство или честь*. Различают оскорбления трех степеней: легкие оскорбления, или оскорбления первой степени: оскорбления самолюбия, нарушения вежливости, не затрагивающие чести. тяжелые оскорбления, или оскорбления второй степени: оскорбления чести и достоинства, диффамация*. оскорбления действием, или оскорбления третьей степени: реально выраженное агрессивное действие одного лица по отношению к другому.

Слайд 22





*Честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (В.Даль)
*Честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (В.Даль)
*Диффамация (из лат. diffamatio «разглашение, распространение») — распространение порочащих сведений, которые могут не носить клеветнического характера, или опозорение в печати; действие, известное уголовному законодательству как преступление, близкое к клевете
Дуэльный кодекс — неформальный свод правил проведения дуэли.
Дуэль служит способом отмщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.
Оскорбление может быть нанесено только равным равному.
Секундант — (лат. secundans - сопровождающий). Свидетель и посредник, сопровождающий каждого из противников на дуэли.
Секунданты являются в течение дуэли судьями противников и, как таковые, должны быть равного с ними происхождения. Секундант разночинец может быть не признан противной стороной.
Секундант должен обладать следующими обязательными качествами:
1) честностью;
2) беспристрастием;
3) отсутствием личных выгод в исходе данного дела;
4) физическими и умственными качествами, необходимыми для достойного выполнения своего назначения.
Четверная дуэль (фр. une partie carrée) — поединок, в котором после противников стрелялись их секунданты.
Дуэлист  —   единоборец, поединщик, более в знач. задиры, драчуна; бретер*.
Бретер — м. франц. кто ищет случая придраться, для вызова на поединок, кто наискивается на вызов, дуэлист, задира, задора, забияка, драчун.
Бретёрами слыли такие известные личности, как А.И. Якубович, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, граф Ф.И. Толстой («Американец»), князь Ф. Гагарин
Описание слайда:
*Честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (В.Даль) *Честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (В.Даль) *Диффамация (из лат. diffamatio «разглашение, распространение») — распространение порочащих сведений, которые могут не носить клеветнического характера, или опозорение в печати; действие, известное уголовному законодательству как преступление, близкое к клевете Дуэльный кодекс — неформальный свод правил проведения дуэли. Дуэль служит способом отмщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права. Оскорбление может быть нанесено только равным равному. Секундант — (лат. secundans - сопровождающий). Свидетель и посредник, сопровождающий каждого из противников на дуэли. Секунданты являются в течение дуэли судьями противников и, как таковые, должны быть равного с ними происхождения. Секундант разночинец может быть не признан противной стороной. Секундант должен обладать следующими обязательными качествами: 1) честностью; 2) беспристрастием; 3) отсутствием личных выгод в исходе данного дела; 4) физическими и умственными качествами, необходимыми для достойного выполнения своего назначения. Четверная дуэль (фр. une partie carrée) — поединок, в котором после противников стрелялись их секунданты. Дуэлист — единоборец, поединщик, более в знач. задиры, драчуна; бретер*. Бретер — м. франц. кто ищет случая придраться, для вызова на поединок, кто наискивается на вызов, дуэлист, задира, задора, забияка, драчун. Бретёрами слыли такие известные личности, как А.И. Якубович, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, граф Ф.И. Толстой («Американец»), князь Ф. Гагарин

Слайд 23





Список используемой литературы.
В. Дурасов - 1912г. Санкт – Петербург «Дуэльный кодекс»
Ю. Лотман «Беседы о русской культуре»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
М.Н. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Интернет-ресурсы
Описание слайда:
Список используемой литературы. В. Дурасов - 1912г. Санкт – Петербург «Дуэльный кодекс» Ю. Лотман «Беседы о русской культуре» А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел» Л.Н.Толстой «Война и мир» М.Н. Лермонтов «Герой нашего времени» И.С.Тургенев «Отцы и дети» Интернет-ресурсы



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию