🗊Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать презентации по Литературе

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №1Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №2Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №3Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №4Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №5Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №6Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №7Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №8Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №9Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №10Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №11Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №12Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №13Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №14Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №15Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №16Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №17Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №18Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №19Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №20Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №21Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №22Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №23Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №24Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №25Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №26Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №27Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №28Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №29Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №30Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №31Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №32Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №33Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №34Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №35Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №36

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать презентации по Литературе. Презентация содержит 36 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Детство
Детство
Спас-Клепиковская учительская школа
Творчество С.Е.Есенина
Характерные черты стиля С.Е.Есенина
Последние месяцы жизни
Поэтические странички
Кроссворд
Литература
Автор
Описание слайда:
Детство Детство Спас-Клепиковская учительская школа Творчество С.Е.Есенина Характерные черты стиля С.Е.Есенина Последние месяцы жизни Поэтические странички Кроссворд Литература Автор

Слайд 3


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





Вступление Есенина в большую литературную жизнь пришлось на то время, когда завершался первый год  мировой войны. Обывательская, мелкобуржуазная публика России, как и других европейских стран, была захвачена волной шовинистических настроений, лжепатриотическим угаром. В значительной мере разделяли эти настроения и многие писатели. Газеты и журналы пестрели стихами и рассказами, в которых превозносились лубочные герои. В некоторой степени это затронуло и Есенина. Ещё в московские годы он напечатал несколько стихотворений ( « Узоры» , « Богатырский посвист» , « Удалец» и др. ), которые были отмечены теми же расхожими настроениями. Казалось бы, подобные стихи должны были занять своё место в первом сборнике Есенина. Однако это совсем не так. Радостный, « весенний» колорит «Радуницы», подчёркнутая обращённость поэта к глубоко мирным картинам сельской жизни как бы внутренне противостоят натужным лжепатриотическим виршам, заполнявшим в те годы страницы журналов и поэтических сборников. Всё это показывало пусть не прямо, а опосредованно негативное отношение Есенина к братоубийственной империалистической бойне. Открыто выразить свой протест Есенину не позволяли цензурные условия. Была запрещена « Марфа Посадница» , намеченная к публикации в горьковской « Летописи» . Она смогла появиться только после свержения самодержавия. Так и не увидела света поэма « Галки» судя по некоторым воспоминаниям, антивоенная. Показательно, что именно эту поэму он прежде всего передал петроградскому издателю В. Миролюбову, когда пришёл к нему через три дня после встречи с Блоком.. Эта вещь, к сожалению, не разыскана и до настоящего времени.
Вступление Есенина в большую литературную жизнь пришлось на то время, когда завершался первый год  мировой войны. Обывательская, мелкобуржуазная публика России, как и других европейских стран, была захвачена волной шовинистических настроений, лжепатриотическим угаром. В значительной мере разделяли эти настроения и многие писатели. Газеты и журналы пестрели стихами и рассказами, в которых превозносились лубочные герои. В некоторой степени это затронуло и Есенина. Ещё в московские годы он напечатал несколько стихотворений ( « Узоры» , « Богатырский посвист» , « Удалец» и др. ), которые были отмечены теми же расхожими настроениями. Казалось бы, подобные стихи должны были занять своё место в первом сборнике Есенина. Однако это совсем не так. Радостный, « весенний» колорит «Радуницы», подчёркнутая обращённость поэта к глубоко мирным картинам сельской жизни как бы внутренне противостоят натужным лжепатриотическим виршам, заполнявшим в те годы страницы журналов и поэтических сборников. Всё это показывало пусть не прямо, а опосредованно негативное отношение Есенина к братоубийственной империалистической бойне. Открыто выразить свой протест Есенину не позволяли цензурные условия. Была запрещена « Марфа Посадница» , намеченная к публикации в горьковской « Летописи» . Она смогла появиться только после свержения самодержавия. Так и не увидела света поэма « Галки» судя по некоторым воспоминаниям, антивоенная. Показательно, что именно эту поэму он прежде всего передал петроградскому издателю В. Миролюбову, когда пришёл к нему через три дня после встречи с Блоком.. Эта вещь, к сожалению, не разыскана и до настоящего времени.
 Разумеется , есенинский протест не мог иметь той идейной глубины и последовательности, как, скажем, у Горького, но сам этот факт серьёзно отличал его от многих литераторов того времени.
Описание слайда:
Вступление Есенина в большую литературную жизнь пришлось на то время, когда завершался первый год мировой войны. Обывательская, мелкобуржуазная публика России, как и других европейских стран, была захвачена волной шовинистических настроений, лжепатриотическим угаром. В значительной мере разделяли эти настроения и многие писатели. Газеты и журналы пестрели стихами и рассказами, в которых превозносились лубочные герои. В некоторой степени это затронуло и Есенина. Ещё в московские годы он напечатал несколько стихотворений ( « Узоры» , « Богатырский посвист» , « Удалец» и др. ), которые были отмечены теми же расхожими настроениями. Казалось бы, подобные стихи должны были занять своё место в первом сборнике Есенина. Однако это совсем не так. Радостный, « весенний» колорит «Радуницы», подчёркнутая обращённость поэта к глубоко мирным картинам сельской жизни как бы внутренне противостоят натужным лжепатриотическим виршам, заполнявшим в те годы страницы журналов и поэтических сборников. Всё это показывало пусть не прямо, а опосредованно негативное отношение Есенина к братоубийственной империалистической бойне. Открыто выразить свой протест Есенину не позволяли цензурные условия. Была запрещена « Марфа Посадница» , намеченная к публикации в горьковской « Летописи» . Она смогла появиться только после свержения самодержавия. Так и не увидела света поэма « Галки» судя по некоторым воспоминаниям, антивоенная. Показательно, что именно эту поэму он прежде всего передал петроградскому издателю В. Миролюбову, когда пришёл к нему через три дня после встречи с Блоком.. Эта вещь, к сожалению, не разыскана и до настоящего времени. Вступление Есенина в большую литературную жизнь пришлось на то время, когда завершался первый год мировой войны. Обывательская, мелкобуржуазная публика России, как и других европейских стран, была захвачена волной шовинистических настроений, лжепатриотическим угаром. В значительной мере разделяли эти настроения и многие писатели. Газеты и журналы пестрели стихами и рассказами, в которых превозносились лубочные герои. В некоторой степени это затронуло и Есенина. Ещё в московские годы он напечатал несколько стихотворений ( « Узоры» , « Богатырский посвист» , « Удалец» и др. ), которые были отмечены теми же расхожими настроениями. Казалось бы, подобные стихи должны были занять своё место в первом сборнике Есенина. Однако это совсем не так. Радостный, « весенний» колорит «Радуницы», подчёркнутая обращённость поэта к глубоко мирным картинам сельской жизни как бы внутренне противостоят натужным лжепатриотическим виршам, заполнявшим в те годы страницы журналов и поэтических сборников. Всё это показывало пусть не прямо, а опосредованно негативное отношение Есенина к братоубийственной империалистической бойне. Открыто выразить свой протест Есенину не позволяли цензурные условия. Была запрещена « Марфа Посадница» , намеченная к публикации в горьковской « Летописи» . Она смогла появиться только после свержения самодержавия. Так и не увидела света поэма « Галки» судя по некоторым воспоминаниям, антивоенная. Показательно, что именно эту поэму он прежде всего передал петроградскому издателю В. Миролюбову, когда пришёл к нему через три дня после встречи с Блоком.. Эта вещь, к сожалению, не разыскана и до настоящего времени. Разумеется , есенинский протест не мог иметь той идейной глубины и последовательности, как, скажем, у Горького, но сам этот факт серьёзно отличал его от многих литераторов того времени.

Слайд 10


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12





Характерные черты стиля  Сергея Есенина
Описание слайда:
Характерные черты стиля Сергея Есенина

Слайд 13


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





6 сентября Есенин с Толстой-Есениной возвращается в Москву. Здесь в течение двух месяцев поэт с помощью жены готовит наборный экземпляр рукописи Собрания стихотворений для Госиздата. Договор на издание этого собрания в трех томах был подписан еще 30 июня 1925 года. Однажды в письме к Бениславской Есенин напи­сал: «Этого собрания я желаю до нервных вздрагиваний. Вдруг по­мрешь — сделают все не так, как надо».
6 сентября Есенин с Толстой-Есениной возвращается в Москву. Здесь в течение двух месяцев поэт с помощью жены готовит наборный экземпляр рукописи Собрания стихотворений для Госиздата. Договор на издание этого собрания в трех томах был подписан еще 30 июня 1925 года. Однажды в письме к Бениславской Есенин напи­сал: «Этого собрания я желаю до нервных вздрагиваний. Вдруг по­мрешь — сделают все не так, как надо».
Несмотря на плохое здоровье и тяжелое душевное состояние, Есенин в последние месяцы жизни много и легко пишет. Порой в тече­ние одного дня или ночи он сочиняет несколько стихотворений или одно большое произведение. И таких дней немало. 13 сентября по­сле прогулки со своей сестрой Шурой и женой С.А. Толстой-Есени­ной и нескольких забавных случаев Есенин пишет четыре стихотво­рения, посвященные «Сестре Шуре».
В ночь с 4 на 5 октября Есенин диктует С.А. Тол стой-Есениной подряд семь шести и восьмистрочных стихотворений. В ночь с 7 на 8 октября пишет «Сказку о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве».
Самым значительным произведением, которое Есенин завершает в конце своей жизни, является поэма «Черный человек». Эта послед­няя, самая маленькая и самая емкая из больших поэм Есенина отно­сится к самым загадочным произведениям мировой поэзии. И сопос­тавима разве только с «Медным всадником» и «Моцартом и Сальери» Пушкина или «Двенадцатью» Блока. В отличие от «Анны Снегиной», которую Есенин написал всего за один месяц, «Черный человек» создавался в течение нескольких лет. Поэма была задумана в 1921 — 1922 годах и написана в 1923.
Описание слайда:
6 сентября Есенин с Толстой-Есениной возвращается в Москву. Здесь в течение двух месяцев поэт с помощью жены готовит наборный экземпляр рукописи Собрания стихотворений для Госиздата. Договор на издание этого собрания в трех томах был подписан еще 30 июня 1925 года. Однажды в письме к Бениславской Есенин напи­сал: «Этого собрания я желаю до нервных вздрагиваний. Вдруг по­мрешь — сделают все не так, как надо». 6 сентября Есенин с Толстой-Есениной возвращается в Москву. Здесь в течение двух месяцев поэт с помощью жены готовит наборный экземпляр рукописи Собрания стихотворений для Госиздата. Договор на издание этого собрания в трех томах был подписан еще 30 июня 1925 года. Однажды в письме к Бениславской Есенин напи­сал: «Этого собрания я желаю до нервных вздрагиваний. Вдруг по­мрешь — сделают все не так, как надо». Несмотря на плохое здоровье и тяжелое душевное состояние, Есенин в последние месяцы жизни много и легко пишет. Порой в тече­ние одного дня или ночи он сочиняет несколько стихотворений или одно большое произведение. И таких дней немало. 13 сентября по­сле прогулки со своей сестрой Шурой и женой С.А. Толстой-Есени­ной и нескольких забавных случаев Есенин пишет четыре стихотво­рения, посвященные «Сестре Шуре». В ночь с 4 на 5 октября Есенин диктует С.А. Тол стой-Есениной подряд семь шести и восьмистрочных стихотворений. В ночь с 7 на 8 октября пишет «Сказку о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве». Самым значительным произведением, которое Есенин завершает в конце своей жизни, является поэма «Черный человек». Эта послед­няя, самая маленькая и самая емкая из больших поэм Есенина отно­сится к самым загадочным произведениям мировой поэзии. И сопос­тавима разве только с «Медным всадником» и «Моцартом и Сальери» Пушкина или «Двенадцатью» Блока. В отличие от «Анны Снегиной», которую Есенин написал всего за один месяц, «Черный человек» создавался в течение нескольких лет. Поэма была задумана в 1921 — 1922 годах и написана в 1923.

Слайд 15





Не один раз за эти годы Есенин одевал цилиндр, помахивал тросточкой и проигрывал перед зеркалом одну из самых страшных сцен своей поэмы, когда герой стоит перед зеркалом. Поэт несколько раз возвращался к «Черному челове­ку», но все попытки опубликовать эту вещь заканчивались неудачей.
Не один раз за эти годы Есенин одевал цилиндр, помахивал тросточкой и проигрывал перед зеркалом одну из самых страшных сцен своей поэмы, когда герой стоит перед зеркалом. Поэт несколько раз возвращался к «Черному челове­ку», но все попытки опубликовать эту вещь заканчивались неудачей.
Публикация «Черного человека» состоялась только после смер­ти Есенина и поэма была прочитана как вещь предсмертная и автобиографическая. Тем более что ее содержание и герой — «мальчик из простой крестьянской семьи», которого автор награждает собст­венным портретным сходством, дают на это внешние основания. Критики видели в поэме «безысходную тоску», «сплошной бред и душевный тик».
На самом деле в «Черном человеке» сложным образом слились широкие философские обобщения, жизненные впечатления, приметы культурной жизни первой четверти XX века, реально виденное и пережитое. Одним из источников является биография поэта 
«Может, в Калуге, 
А может, в Рязани, 
Жил мальчик 
В простой крестьянской семье...»; 
«И вот стал он взрослым, 
К тому ж поэт...»; 
«И какую-то женщину, 
Сорока с лишним лет, 
Называл скверной девочкой
И своею милою...». 
Комната, в которой происходят встречи с черным человеком, тоже до жути реальна.
Основные идеи поэмы были подготовлены всем творчеством Есенина. Мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, и тема жертвы («Ничто не дается без жертвы»), становятся сквозными в лирике Есенина, начиная с раннего сборника стихов «Больные думы» (1911 — 1912) и до последних дней жизни: «Опять я теплой грустью болен» (1916);
Описание слайда:
Не один раз за эти годы Есенин одевал цилиндр, помахивал тросточкой и проигрывал перед зеркалом одну из самых страшных сцен своей поэмы, когда герой стоит перед зеркалом. Поэт несколько раз возвращался к «Черному челове­ку», но все попытки опубликовать эту вещь заканчивались неудачей. Не один раз за эти годы Есенин одевал цилиндр, помахивал тросточкой и проигрывал перед зеркалом одну из самых страшных сцен своей поэмы, когда герой стоит перед зеркалом. Поэт несколько раз возвращался к «Черному челове­ку», но все попытки опубликовать эту вещь заканчивались неудачей. Публикация «Черного человека» состоялась только после смер­ти Есенина и поэма была прочитана как вещь предсмертная и автобиографическая. Тем более что ее содержание и герой — «мальчик из простой крестьянской семьи», которого автор награждает собст­венным портретным сходством, дают на это внешние основания. Критики видели в поэме «безысходную тоску», «сплошной бред и душевный тик». На самом деле в «Черном человеке» сложным образом слились широкие философские обобщения, жизненные впечатления, приметы культурной жизни первой четверти XX века, реально виденное и пережитое. Одним из источников является биография поэта «Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье...»; «И вот стал он взрослым, К тому ж поэт...»; «И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою...». Комната, в которой происходят встречи с черным человеком, тоже до жути реальна. Основные идеи поэмы были подготовлены всем творчеством Есенина. Мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, и тема жертвы («Ничто не дается без жертвы»), становятся сквозными в лирике Есенина, начиная с раннего сборника стихов «Больные думы» (1911 — 1912) и до последних дней жизни: «Опять я теплой грустью болен» (1916);

Слайд 16





«Может, в Калуге, 
«Может, в Калуге, 
А может, в Рязани, 
Жил мальчик 
В простой крестьянской семье...»; 
«И вот стал он взрослым, 
К тому ж поэт...»; 
«И какую-то женщину, 
Сорока с лишним лет, 
Называл скверной девочкой
И своею милою...». 
Комната, в которой происходят встречи с черным человеком, тоже до жути реальна.
Основные идеи поэмы были подготовлены всем творчеством Есенина. Мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, и тема жертвы («Ничто не дается без жертвы»), становятся сквозными в лирике Есенина, начиная с раннего сборника стихов «Больные думы» (1911 — 1912) и до последних дней жизни: «Опять я теплой грустью болен» (1916); 
«Но болен я...  
Сиреневой порошей...» (1925) и др. 
Они получают наиболее трагическое воплощение в поэме «Черный человек» — 
«Друг мой, друг мой, 
Я очень и очень болен».
В «Черном человеке» отражены свойственные есенинской лирике символика зеркальности («зеркало залива», «синие затоны озер», «озерное стекло», «оконное стекло» и др.) и идея двойничества, связанная, по мнению поэта, с «религией мысли нашего
Описание слайда:
«Может, в Калуге, «Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье...»; «И вот стал он взрослым, К тому ж поэт...»; «И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою...». Комната, в которой происходят встречи с черным человеком, тоже до жути реальна. Основные идеи поэмы были подготовлены всем творчеством Есенина. Мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, и тема жертвы («Ничто не дается без жертвы»), становятся сквозными в лирике Есенина, начиная с раннего сборника стихов «Больные думы» (1911 — 1912) и до последних дней жизни: «Опять я теплой грустью болен» (1916); «Но болен я... Сиреневой порошей...» (1925) и др. Они получают наиболее трагическое воплощение в поэме «Черный человек» — «Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен». В «Черном человеке» отражены свойственные есенинской лирике символика зеркальности («зеркало залива», «синие затоны озер», «озерное стекло», «оконное стекло» и др.) и идея двойничества, связанная, по мнению поэта, с «религией мысли нашего

Слайд 17





народа» и «скрытой верой в переселение души» («Ключи Марии»). В тексте встречается немало перекличек с собственными произведениями: 
народа» и «скрытой верой в переселение души» («Ключи Марии»). В тексте встречается немало перекличек с собственными произведениями: 
«Этот человек 
 Проживал в стране 
Самых отвратительных 
Громил и шарлатанов» — перекличка со «Страной Негодяев» (1922 — 1923); строки 
«Вся равнина покрыта 
Сыпучей и мягкой известкой» напоминают «Сорокоуст» (авг. 1920) — 
«Скоро изморозь известью выбелит 
Тот поселок и эти луга»; а также «Пугачева» —Обсыпанная солью, песком и известкой» и т.д.
 При подготовке своего Собрания сочинений Есенин не случайно поместил «Черного человека» в третий том больших эпических поэм. Жанр поэмы очень своеобразен. Она построена в духе философской драмы-притчи с элементами исповеди. Основное содержание произведения составляют сценки-диалоги поэта с черным человеком, которые восходят к народной сказке и притче о черте. 
Заглавие поэмы «Черный человек» — прямая пушкинская цитата. Упоминая «трагедию зависти» — «Моцарта и Сальери», Есенин подчер­кивал, что в образе Черного человека воплощены зависть и темные силы, мучающие и преследующие поэта, как пушкинского Моцарта. Душа героя «Черного человека» болит так же, как душа пушкинского героя.
В «Черном человеке» многое навеяно «Моцартом и Сальери», но главное — тезис:
А гений и злодейство — Две вещи несовместные.
Есенин, внимательно изучавший творчество Пушкина, конечно же, знал, что наивно-романтическое понимание этого тезиса противоречит взглядам его кумира. В основе «Моцарта и Сальери» лежат три легенды о гении и злодействе: о том, что Сальери отравил Мо­царта, «что Бомарше кого-то отравил», и еще одна — о гениальном живописце и скульпторе Микеланджело Буонарроти, который во имя искусства якобы совершил тяжкое преступление: «пригвоздил к кресту своего натурщика, наблюдая, как он умирает»
Описание слайда:
народа» и «скрытой верой в переселение души» («Ключи Марии»). В тексте встречается немало перекличек с собственными произведениями: народа» и «скрытой верой в переселение души» («Ключи Марии»). В тексте встречается немало перекличек с собственными произведениями: «Этот человек Проживал в стране Самых отвратительных Громил и шарлатанов» — перекличка со «Страной Негодяев» (1922 — 1923); строки «Вся равнина покрыта Сыпучей и мягкой известкой» напоминают «Сорокоуст» (авг. 1920) — «Скоро изморозь известью выбелит Тот поселок и эти луга»; а также «Пугачева» —Обсыпанная солью, песком и известкой» и т.д. При подготовке своего Собрания сочинений Есенин не случайно поместил «Черного человека» в третий том больших эпических поэм. Жанр поэмы очень своеобразен. Она построена в духе философской драмы-притчи с элементами исповеди. Основное содержание произведения составляют сценки-диалоги поэта с черным человеком, которые восходят к народной сказке и притче о черте. Заглавие поэмы «Черный человек» — прямая пушкинская цитата. Упоминая «трагедию зависти» — «Моцарта и Сальери», Есенин подчер­кивал, что в образе Черного человека воплощены зависть и темные силы, мучающие и преследующие поэта, как пушкинского Моцарта. Душа героя «Черного человека» болит так же, как душа пушкинского героя. В «Черном человеке» многое навеяно «Моцартом и Сальери», но главное — тезис: А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Есенин, внимательно изучавший творчество Пушкина, конечно же, знал, что наивно-романтическое понимание этого тезиса противоречит взглядам его кумира. В основе «Моцарта и Сальери» лежат три легенды о гении и злодействе: о том, что Сальери отравил Мо­царта, «что Бомарше кого-то отравил», и еще одна — о гениальном живописце и скульпторе Микеланджело Буонарроти, который во имя искусства якобы совершил тяжкое преступление: «пригвоздил к кресту своего натурщика, наблюдая, как он умирает»

Слайд 18





Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. Да, гений и злодейство мо­гут уживаться в одном человеке и в то же время, как это ни парадок­сально, это «две вещи несовместные». Есенин как бы демонстрирует многозначность мысли о гении и злодействе и достигает удивительного художественного мастерства в воплощении этой идеи. У Есени­на противостоят друг другу не только поэт и черный человек, как пушкинские Моцарт и Сальери, но в какой-то момент герой видит в себе черного человека и сам расправляется с ним не ядом, а тростью. Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. 
Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. Да, гений и злодейство мо­гут уживаться в одном человеке и в то же время, как это ни парадок­сально, это «две вещи несовместные». Есенин как бы демонстрирует многозначность мысли о гении и злодействе и достигает удивительного художественного мастерства в воплощении этой идеи. У Есени­на противостоят друг другу не только поэт и черный человек, как пушкинские Моцарт и Сальери, но в какой-то момент герой видит в себе черного человека и сам расправляется с ним не ядом, а тростью. Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. 
Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. Да, гений и злодейство могут уживаться в одном человеке и в то же время, как это ни парадок­сально, это «две вещи несовместные». Есенин как бы демонстрирует многозначность мысли о гении и злодействе и достигает удивительного художественного мастерства в воплощении этой идеи. У Есенина противостоят друг другу не только поэт и черный человек, как пушкинские Моцарт и Сальери, но в какой-то момент герой видит в себе черного человека и сам расправляется с ним не ядом, а тростью.
По сути, Есенин предлагает неожиданную трактовку традиционного образа, воплотив в нем не только злые силы, преследующие поэта, но и черные стороны души героя. И достигает большой убеди­тельности в воплощении своей любимой идеи о великой силе искусства и о том, что стихом можно спасти человека. Тема Гения и высокого искусства оказывается неразрывно связанной с темой ответственности художника за Зло и болезни мира. Нередко ради ис­кусства он жертвует даже собственной жизнью. Моцарт — по воле Сальери. Есенинский поэт — по собственной воле.
В остальном главный герой «Черного человека» похож на Моцарта, которого Сальери характеризует «безумцем», бездельником и «гулякой праздным», подчеркивая противоречие между творчест­вом Моцарта-художника и поведением Моцарта-человека. Есенин­ский черный человек также постоянно иронизирует над поступками желтоволосого поэта.
Описание слайда:
Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. Да, гений и злодейство мо­гут уживаться в одном человеке и в то же время, как это ни парадок­сально, это «две вещи несовместные». Есенин как бы демонстрирует многозначность мысли о гении и злодействе и достигает удивительного художественного мастерства в воплощении этой идеи. У Есени­на противостоят друг другу не только поэт и черный человек, как пушкинские Моцарт и Сальери, но в какой-то момент герой видит в себе черного человека и сам расправляется с ним не ядом, а тростью. Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. Да, гений и злодейство мо­гут уживаться в одном человеке и в то же время, как это ни парадок­сально, это «две вещи несовместные». Есенин как бы демонстрирует многозначность мысли о гении и злодействе и достигает удивительного художественного мастерства в воплощении этой идеи. У Есени­на противостоят друг другу не только поэт и черный человек, как пушкинские Моцарт и Сальери, но в какой-то момент герой видит в себе черного человека и сам расправляется с ним не ядом, а тростью. Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. Есенин разделяет взгляд Пушкина и одновременно соглашается и спорит со словами пушкинского Моцарта. Да, гений и злодейство могут уживаться в одном человеке и в то же время, как это ни парадок­сально, это «две вещи несовместные». Есенин как бы демонстрирует многозначность мысли о гении и злодействе и достигает удивительного художественного мастерства в воплощении этой идеи. У Есенина противостоят друг другу не только поэт и черный человек, как пушкинские Моцарт и Сальери, но в какой-то момент герой видит в себе черного человека и сам расправляется с ним не ядом, а тростью. По сути, Есенин предлагает неожиданную трактовку традиционного образа, воплотив в нем не только злые силы, преследующие поэта, но и черные стороны души героя. И достигает большой убеди­тельности в воплощении своей любимой идеи о великой силе искусства и о том, что стихом можно спасти человека. Тема Гения и высокого искусства оказывается неразрывно связанной с темой ответственности художника за Зло и болезни мира. Нередко ради ис­кусства он жертвует даже собственной жизнью. Моцарт — по воле Сальери. Есенинский поэт — по собственной воле. В остальном главный герой «Черного человека» похож на Моцарта, которого Сальери характеризует «безумцем», бездельником и «гулякой праздным», подчеркивая противоречие между творчест­вом Моцарта-художника и поведением Моцарта-человека. Есенин­ский черный человек также постоянно иронизирует над поступками желтоволосого поэта.

Слайд 19






              Характерно, что современники также находили нечто общее в характере и судьбе двух гениев и сравнивали Есенина с Моцартом. «В поэзии он — Моцарт», — писал критик-эмигрант в рецензии на Собрание стихов и поэм Есенина (Берлин, 1922), опубликованной в берлинской газете «Дни» (24 дек. 1922), которую Есенин, безуслов­но, читал, находясь за рубежом. Б.М. Зубакин, друг Есенина, сравни­вал его поэзию со «звоном моцартнейшим свирели», а Б.Л. Пастер­нак позже уподобил поэта с «высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею».

              Характерно, что современники также находили нечто общее в характере и судьбе двух гениев и сравнивали Есенина с Моцартом. «В поэзии он — Моцарт», — писал критик-эмигрант в рецензии на Собрание стихов и поэм Есенина (Берлин, 1922), опубликованной в берлинской газете «Дни» (24 дек. 1922), которую Есенин, безуслов­но, читал, находясь за рубежом. Б.М. Зубакин, друг Есенина, сравни­вал его поэзию со «звоном моцартнейшим свирели», а Б.Л. Пастер­нак позже уподобил поэта с «высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею».
Любопытно, что многие классические произведения, где встречаются образы портрета, «знакомой тени» или зеркала, привлекшие внимание Есенина, отмечены вниманием Пушкина (к примеру, ли­рика француза А. Мюссе, первую книгу которого приветствовал в России Пушкин). Во многих — по аналогии со «странным случаем» с Моцартом встречаются другие странные случаи, странные люди и странные портреты, причем тоже связанные с темой Добра и Зла, «гения и злодейства»: «странный человек», собственный портрет, в котором живут два человека из «Записных книжек» К.Н. Батюшкова; «что-то странное» в портрете, который вызывает «странно-непри­ятное чувство» в повести «Портрет» Н.В. Гоголя; «странный посети­тель» черт, напоминающий «известного рода русского джентльмена» в «Братьях Карамазовых» Ф. Достоевского; «Странная история док­тора Джекила и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона, давшая нарицательное обозначение теме двойников и двойничества; «странные перемены» в портрете, который становится зеркалом души у О. Уайльда и др.
Но в отличие от пушкинского, есенинский персонаж не только черный человек и воплощение черных сил окружающего мира, но и двойник поэта — два или даже три в одном. По мысли это нечто сход­ное со словами: «Но коль черти в душе гнездились — // Значит, ан­гелы жили в ней». Образ одновременно и традиционен и оригинален, Он восходит не только к классическим литературным образцам, но прежде всего к народной мифологии, к сказкам и притчам.
Описание слайда:
Характерно, что современники также находили нечто общее в характере и судьбе двух гениев и сравнивали Есенина с Моцартом. «В поэзии он — Моцарт», — писал критик-эмигрант в рецензии на Собрание стихов и поэм Есенина (Берлин, 1922), опубликованной в берлинской газете «Дни» (24 дек. 1922), которую Есенин, безуслов­но, читал, находясь за рубежом. Б.М. Зубакин, друг Есенина, сравни­вал его поэзию со «звоном моцартнейшим свирели», а Б.Л. Пастер­нак позже уподобил поэта с «высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею». Характерно, что современники также находили нечто общее в характере и судьбе двух гениев и сравнивали Есенина с Моцартом. «В поэзии он — Моцарт», — писал критик-эмигрант в рецензии на Собрание стихов и поэм Есенина (Берлин, 1922), опубликованной в берлинской газете «Дни» (24 дек. 1922), которую Есенин, безуслов­но, читал, находясь за рубежом. Б.М. Зубакин, друг Есенина, сравни­вал его поэзию со «звоном моцартнейшим свирели», а Б.Л. Пастер­нак позже уподобил поэта с «высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею». Любопытно, что многие классические произведения, где встречаются образы портрета, «знакомой тени» или зеркала, привлекшие внимание Есенина, отмечены вниманием Пушкина (к примеру, ли­рика француза А. Мюссе, первую книгу которого приветствовал в России Пушкин). Во многих — по аналогии со «странным случаем» с Моцартом встречаются другие странные случаи, странные люди и странные портреты, причем тоже связанные с темой Добра и Зла, «гения и злодейства»: «странный человек», собственный портрет, в котором живут два человека из «Записных книжек» К.Н. Батюшкова; «что-то странное» в портрете, который вызывает «странно-непри­ятное чувство» в повести «Портрет» Н.В. Гоголя; «странный посети­тель» черт, напоминающий «известного рода русского джентльмена» в «Братьях Карамазовых» Ф. Достоевского; «Странная история док­тора Джекила и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона, давшая нарицательное обозначение теме двойников и двойничества; «странные перемены» в портрете, который становится зеркалом души у О. Уайльда и др. Но в отличие от пушкинского, есенинский персонаж не только черный человек и воплощение черных сил окружающего мира, но и двойник поэта — два или даже три в одном. По мысли это нечто сход­ное со словами: «Но коль черти в душе гнездились — // Значит, ан­гелы жили в ней». Образ одновременно и традиционен и оригинален, Он восходит не только к классическим литературным образцам, но прежде всего к народной мифологии, к сказкам и притчам.

Слайд 20





Сюжет поэмы «Черный человек» напоминает святочные гадания перед зеркалом, с которыми связано предсказание судьбы. Черный— это один из обликов, который принимает черт — персонаж русской народной демонологии. В Толковом словаре В. Даля «черный» — нечистый, дьявол, черт — «олицетворение зла, враг рода че­ловеческого, нечистый, некошный, черная сила, сатана, дьявол, лука­вый». Его приход в «Черном человеке» связан с предновогодним временем действия.
Сюжет поэмы «Черный человек» напоминает святочные гадания перед зеркалом, с которыми связано предсказание судьбы. Черный— это один из обликов, который принимает черт — персонаж русской народной демонологии. В Толковом словаре В. Даля «черный» — нечистый, дьявол, черт — «олицетворение зла, враг рода че­ловеческого, нечистый, некошный, черная сила, сатана, дьявол, лука­вый». Его приход в «Черном человеке» связан с предновогодним временем действия.
Есенин до предела сгущает ситуацию бесовского разгула. Основ­ное действие происходит декабрьской метельной ночью при луне. И именно ночью происходит вечная и нескончаемая борьба божеств добра и зла за владычество миром. «Черный человек, черный, чер­ный» и еще раз «черный человек», — повторяет Есенин, как бы выделяя основной признак нежданного гостя.
Свист ветра, окошко, зеркало, метель, которая заводит «веселые прялки», и перекресток, на котором обычно происходят встречи с нечистой силой и бесами, определяют атмосферу этой загадочной поэмы. Свист ветра уже в первой строфе «Черного человека» выступает как характерный признак нечистой силы. В народе суще<number>ствует поверье, что метель происходит от злых духов. В то же вре­мя сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения.
«Мерзкая книга», по которой водит пальцем черный человек в свой первый приход, напоминает библейскую книгу жизни, в которую вписывается имя человека при его рождении. В судный день эта книга прочитывается Всевышним. Но у Есенина за судьбой человека следит не только Бог, но и дьявол.
Окошко и зеркало, соединяющие видимое — невидимое, открытое — закрытое — традиционные образы русской национальной жизни. Есенин сближает эти образы по смыслу — «Я один у окошка» 
— «Я один... 
И — разбитое зеркало». Это сближение оправдано: если иметь в виду окно ночью в освещенном доме, то в нем человек отра­жается, как в зеркале.
Для Есенина важно также, что зеркало выступает в различных обликах: как правдивое (в старой иконологии — символ Богородицы) и как лживое (древнейший магический предмет общения с нечистой силой).
Описание слайда:
Сюжет поэмы «Черный человек» напоминает святочные гадания перед зеркалом, с которыми связано предсказание судьбы. Черный— это один из обликов, который принимает черт — персонаж русской народной демонологии. В Толковом словаре В. Даля «черный» — нечистый, дьявол, черт — «олицетворение зла, враг рода че­ловеческого, нечистый, некошный, черная сила, сатана, дьявол, лука­вый». Его приход в «Черном человеке» связан с предновогодним временем действия. Сюжет поэмы «Черный человек» напоминает святочные гадания перед зеркалом, с которыми связано предсказание судьбы. Черный— это один из обликов, который принимает черт — персонаж русской народной демонологии. В Толковом словаре В. Даля «черный» — нечистый, дьявол, черт — «олицетворение зла, враг рода че­ловеческого, нечистый, некошный, черная сила, сатана, дьявол, лука­вый». Его приход в «Черном человеке» связан с предновогодним временем действия. Есенин до предела сгущает ситуацию бесовского разгула. Основ­ное действие происходит декабрьской метельной ночью при луне. И именно ночью происходит вечная и нескончаемая борьба божеств добра и зла за владычество миром. «Черный человек, черный, чер­ный» и еще раз «черный человек», — повторяет Есенин, как бы выделяя основной признак нежданного гостя. Свист ветра, окошко, зеркало, метель, которая заводит «веселые прялки», и перекресток, на котором обычно происходят встречи с нечистой силой и бесами, определяют атмосферу этой загадочной поэмы. Свист ветра уже в первой строфе «Черного человека» выступает как характерный признак нечистой силы. В народе суще<number>ствует поверье, что метель происходит от злых духов. В то же вре­мя сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения. «Мерзкая книга», по которой водит пальцем черный человек в свой первый приход, напоминает библейскую книгу жизни, в которую вписывается имя человека при его рождении. В судный день эта книга прочитывается Всевышним. Но у Есенина за судьбой человека следит не только Бог, но и дьявол. Окошко и зеркало, соединяющие видимое — невидимое, открытое — закрытое — традиционные образы русской национальной жизни. Есенин сближает эти образы по смыслу — «Я один у окошка» — «Я один... И — разбитое зеркало». Это сближение оправдано: если иметь в виду окно ночью в освещенном доме, то в нем человек отра­жается, как в зеркале. Для Есенина важно также, что зеркало выступает в различных обликах: как правдивое (в старой иконологии — символ Богородицы) и как лживое (древнейший магический предмет общения с нечистой силой).

Слайд 21





Еще один важный момент. В русских сказках и былинах перекресток означает добровольный выбор героем своего пути — жизни или смерти. В народе существуют поверья, что «на перекрестке черти яйца катают, в свайку играют. На перекрестке нечистый волен в душ человека. Подслушивать на перекрестке — род девичьего гаданья» Вместе с тем пересечение дорог образует знак креста.
Еще один важный момент. В русских сказках и былинах перекресток означает добровольный выбор героем своего пути — жизни или смерти. В народе существуют поверья, что «на перекрестке черти яйца катают, в свайку играют. На перекрестке нечистый волен в душ человека. Подслушивать на перекрестке — род девичьего гаданья» Вместе с тем пересечение дорог образует знак креста.
Метафора «И метели заводят веселые прялки» также связан; с народными поверьями о небесных пряхах, которые ночью пряду нить человеческой жизни и посылают смерть.
Каждое высказывание таит в себе и утверждение и отрицание. ан титезность находит отражение в лексике (прекрасных — отврати­тельных, женщина — девочка, счастье — муки, до дьявола чист), I синтаксисе (но, хоть), в звукописи и рифмах (чист — авантюрист планов — шарлатанов), в ритмике.
Поэма стала пророческой.
26 ноября поэт лег в клинику 1-го Московского государствен­ного университета. Там были написаны стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...», «Какая ночь! Я не могу...», «Не гляди на меня с упреком...» и др. 21 декабря Есенин ушел из клиники. В Госиздате написал заявление с просьбой аннулировать все доверенности, гонорар выдавать только ему и снял со сберк­нижки почти все имеющиеся деньги, необходимые для поездки в Ленинград. 23 декабря посетил Госиздат, просил выслать гранки его Собрания в Ленинград и выехал из Москвы вечерним поездом. Здесь, в городе, где к поэту пришла известность и слава, он соби­рался начать новую жизнь.
В Ленинграде Есенин остановился в гостинице «Англетер», изве­стном всем петербуржцам «скромно-барственном отеле на Исаакиевской площади».
27 декабря поэт написал собственной кровью стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...». Необычное обстоятельство написания стихов он в тот же день объяснил тем, что в гостинице нет чернил.
Описание слайда:
Еще один важный момент. В русских сказках и былинах перекресток означает добровольный выбор героем своего пути — жизни или смерти. В народе существуют поверья, что «на перекрестке черти яйца катают, в свайку играют. На перекрестке нечистый волен в душ человека. Подслушивать на перекрестке — род девичьего гаданья» Вместе с тем пересечение дорог образует знак креста. Еще один важный момент. В русских сказках и былинах перекресток означает добровольный выбор героем своего пути — жизни или смерти. В народе существуют поверья, что «на перекрестке черти яйца катают, в свайку играют. На перекрестке нечистый волен в душ человека. Подслушивать на перекрестке — род девичьего гаданья» Вместе с тем пересечение дорог образует знак креста. Метафора «И метели заводят веселые прялки» также связан; с народными поверьями о небесных пряхах, которые ночью пряду нить человеческой жизни и посылают смерть. Каждое высказывание таит в себе и утверждение и отрицание. ан титезность находит отражение в лексике (прекрасных — отврати­тельных, женщина — девочка, счастье — муки, до дьявола чист), I синтаксисе (но, хоть), в звукописи и рифмах (чист — авантюрист планов — шарлатанов), в ритмике. Поэма стала пророческой. 26 ноября поэт лег в клинику 1-го Московского государствен­ного университета. Там были написаны стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...», «Какая ночь! Я не могу...», «Не гляди на меня с упреком...» и др. 21 декабря Есенин ушел из клиники. В Госиздате написал заявление с просьбой аннулировать все доверенности, гонорар выдавать только ему и снял со сберк­нижки почти все имеющиеся деньги, необходимые для поездки в Ленинград. 23 декабря посетил Госиздат, просил выслать гранки его Собрания в Ленинград и выехал из Москвы вечерним поездом. Здесь, в городе, где к поэту пришла известность и слава, он соби­рался начать новую жизнь. В Ленинграде Есенин остановился в гостинице «Англетер», изве­стном всем петербуржцам «скромно-барственном отеле на Исаакиевской площади». 27 декабря поэт написал собственной кровью стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...». Необычное обстоятельство написания стихов он в тот же день объяснил тем, что в гостинице нет чернил.

Слайд 22





На самом деле Есенин уже писал кровью одну из дарственных надписей жене поэта Тициана Табидзе — Н.А. Табидзе на книге «Страна советская» — «Люби меня и голубые рога <лит. группа грузинских символистов >. Сергей Есенин <Февраль 1925. Тифлис>.
На самом деле Есенин уже писал кровью одну из дарственных надписей жене поэта Тициана Табидзе — Н.А. Табидзе на книге «Страна советская» — «Люби меня и голубые рога <лит. группа грузинских символистов >. Сергей Есенин <Февраль 1925. Тифлис>.
Обычай писать кровью восходит к рыцарской традиции и отражен в романсе Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...»
Стихотворение Есенина, состоящее всего из восьми строк, таит множество загадок. Идут споры об адресате этих стихов, которые поэт в этот же день передал В.И. Эрлиху. Но скорее всего, как считал В.Г. Шершеневич, оно «написано к несуществующему другу, в пространство». Один из зарубежных исследователей заметил, что Есенин в нем «памятливо прочел немецкую масонскую похоронную песню» 
До свиданья, брат, о, до свиданья!
Да, за гробом, за минутой тьмы, 
Нам с тобой наступит час свиданья 
И тебя в сияньи узрим мы!
Не менее любопытен еще один штрих. Первая строка «До свиданья, друг мой, до свиданья...» напоминает начало «Черного человека», написанного с оглядкой на «Моцарта и Сальери». А в завершающей сцене маленькой драмы Пушкина Сальери в ответ на слова Моцарта: «Прощай же!», зная, что отравленный Моцарт скоро умрет, — отвечает ему: «До свиданья».
В последнем есенинском стихотворении есть многозначное определение — поэт называет расставанье «предназначенным», то есть предопределенным. Но неясно — самой жизнью, конечностью чело­веческого пути или тем, что Есенину суждено принять смерть от ка­ких-то неведомых нам обстоятельств. Такие стихи могут быть обращены к умершему другу или, если поэт знал, что ему суждена смерть, к тому, кто уйдет вслед за ним, потому что их содержание сводится к «предназначенной» встрече.
И еще. Заключительные строки, ставшие афоризмом:
В этой жизни умирать не ново, 
Но и жить, конечно, не новей.
Славься, Матерь Божья (лат.).
Описание слайда:
На самом деле Есенин уже писал кровью одну из дарственных надписей жене поэта Тициана Табидзе — Н.А. Табидзе на книге «Страна советская» — «Люби меня и голубые рога <лит. группа грузинских символистов >. Сергей Есенин <Февраль 1925. Тифлис>. На самом деле Есенин уже писал кровью одну из дарственных надписей жене поэта Тициана Табидзе — Н.А. Табидзе на книге «Страна советская» — «Люби меня и голубые рога <лит. группа грузинских символистов >. Сергей Есенин <Февраль 1925. Тифлис>. Обычай писать кровью восходит к рыцарской традиции и отражен в романсе Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» Стихотворение Есенина, состоящее всего из восьми строк, таит множество загадок. Идут споры об адресате этих стихов, которые поэт в этот же день передал В.И. Эрлиху. Но скорее всего, как считал В.Г. Шершеневич, оно «написано к несуществующему другу, в пространство». Один из зарубежных исследователей заметил, что Есенин в нем «памятливо прочел немецкую масонскую похоронную песню» До свиданья, брат, о, до свиданья! Да, за гробом, за минутой тьмы, Нам с тобой наступит час свиданья И тебя в сияньи узрим мы! Не менее любопытен еще один штрих. Первая строка «До свиданья, друг мой, до свиданья...» напоминает начало «Черного человека», написанного с оглядкой на «Моцарта и Сальери». А в завершающей сцене маленькой драмы Пушкина Сальери в ответ на слова Моцарта: «Прощай же!», зная, что отравленный Моцарт скоро умрет, — отвечает ему: «До свиданья». В последнем есенинском стихотворении есть многозначное определение — поэт называет расставанье «предназначенным», то есть предопределенным. Но неясно — самой жизнью, конечностью чело­веческого пути или тем, что Есенину суждено принять смерть от ка­ких-то неведомых нам обстоятельств. Такие стихи могут быть обращены к умершему другу или, если поэт знал, что ему суждена смерть, к тому, кто уйдет вслед за ним, потому что их содержание сводится к «предназначенной» встрече. И еще. Заключительные строки, ставшие афоризмом: В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Славься, Матерь Божья (лат.).

Слайд 23





В последнем есенинском стихотворении есть многозначное определение — поэт называет расставанье «предназначенным», то есть предопределенным. Но неясно — самой жизнью, конечностью человеческого пути или тем, что Есенину суждено принять смерть от ка­ких-то неведомых нам обстоятельств. Такие стихи могут быть обращены к умершему другу или, если поэт знал, что ему суждена смерть, к тому, кто уйдет вслед за ним, потому что их содержание сводится к «предназначенной» встрече.
В последнем есенинском стихотворении есть многозначное определение — поэт называет расставанье «предназначенным», то есть предопределенным. Но неясно — самой жизнью, конечностью человеческого пути или тем, что Есенину суждено принять смерть от ка­ких-то неведомых нам обстоятельств. Такие стихи могут быть обращены к умершему другу или, если поэт знал, что ему суждена смерть, к тому, кто уйдет вслед за ним, потому что их содержание сводится к «предназначенной» встрече.
И еще. Заключительные строки, ставшие афоризмом:
В этой жизни умирать не ново, 
Но и жить, конечно, не новей.
Славься, Матерь Божья (лат.)
«После этих слов, — по мнению Маяковского, — смерть Есенина стала литературным фактом» (В. Маяковский. «Как делать стихи». 1926). Утром 28 декабря Есенин был найден повешенным в своем номере гостиницы «Англетер».
29 декабря в помещении Ленинградского отдела Союза писателей состоялась гражданская панихида. Затем гроб с телом поэта перевез­ли на поезде в Москву, где 30 декабря в Доме печати вся Москва про­щалась с «московским озорным гулякой». «Везде, — вспоминает один из современников поэта, — говорили о трагической смерти Есе­нина. Все искали его стихов, читали его предсмертные строки:
До свиданья, друг мой, до свиданья!..
Вечером мы пошли в Дом печати... Дул влажный ветер. Воздух был совсем весенний, снег — сырой. По фасаду Дома печати протянулась широкая красная лента с надписью: «Здесь находится тело великого национального поэта Сергея Есенина». Большая, почему-то скудно освещенная комната, где стоял гроб, была полна народу... В глубине комнаты сбились в траурную группу близкие Есенина. Понуро сидела на диване, уронив на опущенное лицо прядь коротких волос, бывшая жена поэта Райх. Кто-то утешал С.А.
Описание слайда:
В последнем есенинском стихотворении есть многозначное определение — поэт называет расставанье «предназначенным», то есть предопределенным. Но неясно — самой жизнью, конечностью человеческого пути или тем, что Есенину суждено принять смерть от ка­ких-то неведомых нам обстоятельств. Такие стихи могут быть обращены к умершему другу или, если поэт знал, что ему суждена смерть, к тому, кто уйдет вслед за ним, потому что их содержание сводится к «предназначенной» встрече. В последнем есенинском стихотворении есть многозначное определение — поэт называет расставанье «предназначенным», то есть предопределенным. Но неясно — самой жизнью, конечностью человеческого пути или тем, что Есенину суждено принять смерть от ка­ких-то неведомых нам обстоятельств. Такие стихи могут быть обращены к умершему другу или, если поэт знал, что ему суждена смерть, к тому, кто уйдет вслед за ним, потому что их содержание сводится к «предназначенной» встрече. И еще. Заключительные строки, ставшие афоризмом: В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Славься, Матерь Божья (лат.) «После этих слов, — по мнению Маяковского, — смерть Есенина стала литературным фактом» (В. Маяковский. «Как делать стихи». 1926). Утром 28 декабря Есенин был найден повешенным в своем номере гостиницы «Англетер». 29 декабря в помещении Ленинградского отдела Союза писателей состоялась гражданская панихида. Затем гроб с телом поэта перевез­ли на поезде в Москву, где 30 декабря в Доме печати вся Москва про­щалась с «московским озорным гулякой». «Везде, — вспоминает один из современников поэта, — говорили о трагической смерти Есе­нина. Все искали его стихов, читали его предсмертные строки: До свиданья, друг мой, до свиданья!.. Вечером мы пошли в Дом печати... Дул влажный ветер. Воздух был совсем весенний, снег — сырой. По фасаду Дома печати протянулась широкая красная лента с надписью: «Здесь находится тело великого национального поэта Сергея Есенина». Большая, почему-то скудно освещенная комната, где стоял гроб, была полна народу... В глубине комнаты сбились в траурную группу близкие Есенина. Понуро сидела на диване, уронив на опущенное лицо прядь коротких волос, бывшая жена поэта Райх. Кто-то утешал С.А.

Слайд 24





Толстую. Немного поодаль выделялась среди других своим крестьянским обличием не спускавшая глаз с гроба пожилая женщина — мать Есенина, Татьяна Федоровна».
Толстую. Немного поодаль выделялась среди других своим крестьянским обличием не спускавшая глаз с гроба пожилая женщина — мать Есенина, Татьяна Федоровна».
Перед тем, как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, гроб с его телом обнесли вокруг памятника Пушкину.
Большинство современников не сомневалось в самоубийстве поэта. Эта версия была подвергнута сомнению уже в наши дни. Выдвигаются гипотезы, что Есенина убили.
После смерти Есенина критика, обслуживающая интересы нового строя, связала с именем поэта самые отрицательные черты русской деревни и национального русского характера. Возникло даже унич­тожающее понятие «есенинщина», с которым была объявлена непри­миримая борьба. Стихи поэта почти не издавались, а его имя было вычеркнуто из истории русской литературы. Но всегда, вопреки запретам, Есенин был одним из самых любимых поэтов в России. И главный секрет всеобщей и неиссякаемой любви к Есенину в уни­кальности его поэтического дара.
В революционную эпоху ломки традиционных укладов, смертель­ной схватки России белой и красной Есенин стал для каждого «стана» выразителем русской боли о невозвратном и в то же время веры в грядущее -преображение родины. Его стихи были близки чекисту и белогвардейцу, изысканному эстету и человеку, не имеющему ника­кого отношения к литературе. 
В 1950 году Георгий Иванов, русский поэт, оказавшийся на чужбине, писал: «На любви к Есенину сходятся <...> два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего. <...> Мертвому Есенину удалось то, что не удалось за тридцать два года большевизма никому из живых. Из могилы он объединяет русских людей звуком русской песни...» Это удивительное по проницательности наблюдение выражает великую духовную миссию поэта, ставшего мифом XX века. Поэта, который пришел на эту землю объединять утраченное, соеди­нять, примирять враждующих, просветлять их души врачующим словом любви.
Описание слайда:
Толстую. Немного поодаль выделялась среди других своим крестьянским обличием не спускавшая глаз с гроба пожилая женщина — мать Есенина, Татьяна Федоровна». Толстую. Немного поодаль выделялась среди других своим крестьянским обличием не спускавшая глаз с гроба пожилая женщина — мать Есенина, Татьяна Федоровна». Перед тем, как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, гроб с его телом обнесли вокруг памятника Пушкину. Большинство современников не сомневалось в самоубийстве поэта. Эта версия была подвергнута сомнению уже в наши дни. Выдвигаются гипотезы, что Есенина убили. После смерти Есенина критика, обслуживающая интересы нового строя, связала с именем поэта самые отрицательные черты русской деревни и национального русского характера. Возникло даже унич­тожающее понятие «есенинщина», с которым была объявлена непри­миримая борьба. Стихи поэта почти не издавались, а его имя было вычеркнуто из истории русской литературы. Но всегда, вопреки запретам, Есенин был одним из самых любимых поэтов в России. И главный секрет всеобщей и неиссякаемой любви к Есенину в уни­кальности его поэтического дара. В революционную эпоху ломки традиционных укладов, смертель­ной схватки России белой и красной Есенин стал для каждого «стана» выразителем русской боли о невозвратном и в то же время веры в грядущее -преображение родины. Его стихи были близки чекисту и белогвардейцу, изысканному эстету и человеку, не имеющему ника­кого отношения к литературе. В 1950 году Георгий Иванов, русский поэт, оказавшийся на чужбине, писал: «На любви к Есенину сходятся <...> два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего. <...> Мертвому Есенину удалось то, что не удалось за тридцать два года большевизма никому из живых. Из могилы он объединяет русских людей звуком русской песни...» Это удивительное по проницательности наблюдение выражает великую духовную миссию поэта, ставшего мифом XX века. Поэта, который пришел на эту землю объединять утраченное, соеди­нять, примирять враждующих, просветлять их души врачующим словом любви.

Слайд 25


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №25
Описание слайда:

Слайд 26


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №27
Описание слайда:

Слайд 28





Утром в ржаном закуте,
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд, 
Семерых ощенила сука, 
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток, 
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех шжлал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала 
Воды незамерзшей гладь.
Описание слайда:
Утром в ржаном закуте, Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом. А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех шжлал в мешок. По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать... И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь.

Слайд 29





О муза, друг мой гибкий, 
О муза, друг мой гибкий, 
Ревнивица моя.
Опять под дождик сыпкий 
Мы вышли на поля.
Опять весенним гулом 
Приветствует нас дол. 
Младенцем завернула 
Заря луну в подол.
Теперь бы песню ветра
И нежное баю -
За то, что ты окрепла.	
За то, что праздник светлый
Влила ты в грудь мою.
Теперь бы брызнуть в небо 
Вишнёвым соком стих 
За отческую щедрость
Наставников твоих.
Описание слайда:
О муза, друг мой гибкий, О муза, друг мой гибкий, Ревнивица моя. Опять под дождик сыпкий Мы вышли на поля. Опять весенним гулом Приветствует нас дол. Младенцем завернула Заря луну в подол. Теперь бы песню ветра И нежное баю - За то, что ты окрепла. За то, что праздник светлый Влила ты в грудь мою. Теперь бы брызнуть в небо Вишнёвым соком стих За отческую щедрость Наставников твоих.

Слайд 30





 ПУШКИНУ
 ПУШКИНУ
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман.
О Александр! Ты был повеса 
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы 
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье, 
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть
Описание слайда:
ПУШКИНУ ПУШКИНУ Мечтая о могучем даре Того, кто русской стал судьбой, Стою я на Тверском бульваре, Стою и говорю с собой Блондинистый, почти белесый, В легендах ставший как туман. О Александр! Ты был повеса Как я сегодня хулиган. Но эти милые забавы Не затемнили образ твой, И в бронзе выкованной славы Трясешь ты гордой головой. А я стою, как пред причастьем, И говорю в ответ тебе: Я умер бы сейчас от счастья, Сподобленный такой судьбе. Но, обреченный на гоненье, Еще я долго буду петь... Чтоб и мое степное пенье Сумело бронзой прозвенеть

Слайд 31


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №31
Описание слайда:

Слайд 32





Старушка милая,
Старушка милая,
Живи, как ты живешь.
Я нежно чувствую
Твою любовь и память.
Но только ты
Ни капли не поймешь —
Чем я живу
И чем я в мире занят.
Теперь у вас зима.
И лунными ночами,
Я знаю, ты 
Помыслишь не одна, 
Как будто кто 
Черемуху качает 
И осыпает 
Снегом у окна.
Родимая!
Ну как заснуть в метель?
В трубе так жалобно
И так протяжно стонет.
Захочешь лечь,
Но видишь не постель,
А узкий гроб
Описание слайда:
Старушка милая, Старушка милая, Живи, как ты живешь. Я нежно чувствую Твою любовь и память. Но только ты Ни капли не поймешь — Чем я живу И чем я в мире занят. Теперь у вас зима. И лунными ночами, Я знаю, ты Помыслишь не одна, Как будто кто Черемуху качает И осыпает Снегом у окна. Родимая! Ну как заснуть в метель? В трубе так жалобно И так протяжно стонет. Захочешь лечь, Но видишь не постель, А узкий гроб

Слайд 33


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №33
Описание слайда:

Слайд 34


Презентация на тему "Жизнь и творчество Сергея Есенина" - скачать  презентации по Литературе, слайд №34
Описание слайда:

Слайд 35





Литература
1.Есенин С.А. Избранные сочинения/ Сост., вступ. Статья и примеч.А.Козловского.- М.: худож. Лит.,1983.-432 с.,16 л. Ил., порт.-(Б-ка классики. Сов. Лит.)
2.Русская литература ХХ века.11 кл.: Учеб. Для общеобразоват.учреждений: в 2 Ч.Ч.1/В.В. Агеносов и др.; под. Ред. В.В. Агеносова.- 9-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2004.-512 с.:ил.
3. Русские писатели.ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы/ Авт. В.В.Агеносов,П.В.Басинский, Л.В.Ершова и др.-М.:Дрофа, 2000.-432 с.
4.Шубникова-Гусева Н.И.  С.А.Есенин В жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей- 2-е изд.-М.: «ТИД  «Русское слово- РС»,2003-112с.: Фотограф.
5.Литература в щколе.01-2004
6.Литература в школе 6-2001
7.Литература в школе 4-2001
8.Литература в школе 9-2004
9.Литература в школе 2-2004
10.Уроки литературы 3-2004
Описание слайда:
Литература 1.Есенин С.А. Избранные сочинения/ Сост., вступ. Статья и примеч.А.Козловского.- М.: худож. Лит.,1983.-432 с.,16 л. Ил., порт.-(Б-ка классики. Сов. Лит.) 2.Русская литература ХХ века.11 кл.: Учеб. Для общеобразоват.учреждений: в 2 Ч.Ч.1/В.В. Агеносов и др.; под. Ред. В.В. Агеносова.- 9-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2004.-512 с.:ил. 3. Русские писатели.ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы/ Авт. В.В.Агеносов,П.В.Басинский, Л.В.Ершова и др.-М.:Дрофа, 2000.-432 с. 4.Шубникова-Гусева Н.И. С.А.Есенин В жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей- 2-е изд.-М.: «ТИД «Русское слово- РС»,2003-112с.: Фотограф. 5.Литература в щколе.01-2004 6.Литература в школе 6-2001 7.Литература в школе 4-2001 8.Литература в школе 9-2004 9.Литература в школе 2-2004 10.Уроки литературы 3-2004

Слайд 36





Автор
Если кроссворд разгадан верно в выделенной строке получится:  
НА РОДИНЕ ПОЭТА
1 - Есенино, 2 – Константиново, 3 – Радуница,  4 – Ока,  5 – дед, 6 – Титова,     7 -  Анна Снегина, 8 – церковь, 9 – пять, 10 – Блок, 11 – Шаганэ, 12 – Екатерина, 13 – леса.
Описание слайда:
Автор Если кроссворд разгадан верно в выделенной строке получится: НА РОДИНЕ ПОЭТА 1 - Есенино, 2 – Константиново, 3 – Радуница, 4 – Ока, 5 – дед, 6 – Титова, 7 - Анна Снегина, 8 – церковь, 9 – пять, 10 – Блок, 11 – Шаганэ, 12 – Екатерина, 13 – леса.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию