Презентация ХРУЩЕВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ И СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ 50_Х 60_Е ГГ.ppt

Категория: Наши презентации


500500500500500500500500500500500500500500500500500500500

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему ХРУЩЕВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ И СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ 50_Х 60_Е ГГ.ppt. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Описание слайда:
СССР В ПЕРИОД ХРУЩЕВСКОЙ ОТТЕПЕЛИ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Подготовила: Овсянникова А.А гр 0281

Слайд 2
Описание слайда:
ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ Начало процесса десталинизации в культурной политике. С началом хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему допускался некоторый отход от принципов социалистического реализма.

Слайд 3
Описание слайда:
После смерти И.В. Сталина было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой), возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союз работников кинематографии СССР). Были восстановлены добрые имена деятелей науки, искусства, литературы (О. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.). В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений: в полной мере продолжал действовать принцип партийности в литературе и искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961) перед творческой интеллигенцией были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры. После смерти И.В. Сталина было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой), возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союз работников кинематографии СССР). Были восстановлены добрые имена деятелей науки, искусства, литературы (О. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.). В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений: в полной мере продолжал действовать принцип партийности в литературе и искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961) перед творческой интеллигенцией были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.

Слайд 4
Описание слайда:
ШЕСТИДЕСЯТНИКИ Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы: о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе. В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране.

Слайд 5
Описание слайда:
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ Оттепель в литературе В результате изменений в общественно-политической жизни страны произошла реабилитация многих деятелей литературы, в т.ч. А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и др. Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов.

Слайд 6
Описание слайда:
САМИЗДАТ В конце 50-х годов получил распространение самиздат (бесцензурная литература), сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени. Организатором самиздата стало молодое поколение московской интеллигенции - писатели, поэты, философы, не подчинявшееся официальному курсу. Первый самиздатовский журнал Синтаксис был основан поэтом А. Гинзбургом.

Слайд 7
Описание слайда:
ПРОБЛЕМЫ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 8
Описание слайда:
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВЫСШАЯ ШКОЛА На основании закона от 24 декабря 1958 г. началось реформирование школы, которое продолжалось до сер. 60-х гг., был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию (два дня в неделю школьники должны были работать на производстве); начальная четырехлетняя школа заменялась - трехлетней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. Выпускники получали вместе с аттестатом зрелости свидетельство о специальности. Произошли изменения в системе профессионально-технического образования

Слайд 9
Описание слайда:
Одновременно, в 1950-1955 гг., по всей стране было открыто 50 новых вузов (общее число их к концу 50-х гг. составило 766 (против 105 в дореволюционной России), а число студентов 2200 тыс. (против 127 тыс. до революции). Молодежь с трудовым стажем имела преимущества при зачислении в вузы.

Слайд 10
Описание слайда:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ После ХХ съезда КПСС общественные науки получили новый импульс, хотя административное руководство продолжало сдерживать их развитие. Были изданы коллективные труды: Всемирная история, История Великой Отечественной войны, История русского искусства, этнографическая серия Народы мира. Появились новые журналы по различным отраслям обществоведения. В трудах историков и обществоведов разрабатывались новые темы и новые подходы, связанные с началом процесса десталинизации.

Слайд 11
Описание слайда:
Одновременно продолжался процесс идеологизации сознания. В целях дальнейшего улучшения коммунистического воспитания подрастающего поколения в школах и вузах вводились новые общественные дисциплины: Обществоведение, Основы научного коммунизма, Основы научного атеизма; для взрослого населения - система политзанятий, открывались университеты марксизма-ленинизма. Одновременно продолжался процесс идеологизации сознания. В целях дальнейшего улучшения коммунистического воспитания подрастающего поколения в школах и вузах вводились новые общественные дисциплины: Обществоведение, Основы научного коммунизма, Основы научного атеизма; для взрослого населения - система политзанятий, открывались университеты марксизма-ленинизма.

Слайд 12
Описание слайда:
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СССР Ускорение темпов научно-технического прогресса. В качестве центральной проблемы в период хрущевских реформ была выдвинута задача ускорения темпов научно-технического прогресса и существенного повышения его народнохозяйственного и социального эффекта. Вступление СССР в эпоху научно-технической революции стало важным фактором развития культуры. Сеть научных учреждений в стране в этот период заметно превысила довоенный уровень. Только в системе Академии наук СССР в 1956 г. насчитывалось 120 институтов и крупных лабораторий, 12 филиалов на местах. Новые научные центры были созданы на Сахалине, Камчатке, Крыму, Поволжье и т.д.

Слайд 13
Описание слайда:
ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

Слайд 14
Описание слайда:
КИНЕМАТОГРАФ В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (появилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и понятного зрителям): М. Хуциева Весна на Заречной улице; А. Зархи Высота (с Н. Рыбниковым в главной роли).

Слайд 15
Описание слайда:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В 1957 г. был учрежден Союз художников СССР. Было реабилитировано искусство авангарда 20-х гг., проводились выставки молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле. В этот период продолжали активно работать советские художники М. Сарьян, Б. Иогансон, П. Корин; скульпторы - Е. Вучетич, С. Коненков и др. В 50-е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны симфонии Десятая и Одиннадцатая Д. Шостаковича, балеты Спартак А. Хачатуряна, Тропою грома К. Караева, мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.

Слайд 16
Описание слайда:
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА В начале 50-х гг. произошли изменения в практике градостроительства и архитектуры зданий. В Москве было построено несколько высотных зданий (в их числе здание МГУ на Ленинских горах, 1949-1953 гг., архитектор Л. Руднев).

Слайд 17
Описание слайда:
НОВОЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры. Своеобразным рубежом стало дело Пастернака.

Слайд 18
Описание слайда:
В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные. В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные.

Слайд 19
Описание слайда:
ВЫВОД Развитие культуры в период хрущевской оттепели носило противоречивый характер. С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью. С другой - в условиях существования тоталитарного государства деятели советской культуры находились в жестких рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению. Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что породило в дальнейшем духовный кризис в обществе.



Похожие презентации

Mypresentation.ru

Загрузить презентацию