🗊Презентация «Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998)

Категория: Музыка
Нажмите для полного просмотра!
«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №1«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №2«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №3«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №4«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №5«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №6«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №7«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №8«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №9«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №10«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №11«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №12«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №13«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №14«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №15«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №16«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №17«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №18«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №19«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №20«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №21«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №22«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №23«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №24«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №25«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №26«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №27«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №28«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №29«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №30«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №31«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №32«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №33«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №34

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему «Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998). Доклад-сообщение содержит 34 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





«Звучащая Русь» Георгия Свиридова
(1915-1998)
Описание слайда:
«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998)

Слайд 2


«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3


«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4


«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5


«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6


«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7





Стиль Свиридова отличает сплав простоты и новизны. 
Стиль Свиридова отличает сплав простоты и новизны. 
Музыка демократична и доступна для восприятия.
Цельность творчества, образная, жанровая и стилевая устойчивость.  
Простота музыки и космизм идей;
 верность традициям и яркость индивидуального почерка;    
жанровое и языковое новаторство.
Описание слайда:
Стиль Свиридова отличает сплав простоты и новизны. Стиль Свиридова отличает сплав простоты и новизны. Музыка демократична и доступна для восприятия. Цельность творчества, образная, жанровая и стилевая устойчивость. Простота музыки и космизм идей; верность традициям и яркость индивидуального почерка; жанровое и языковое новаторство.

Слайд 8





Запечатление современных образов в музыке к кинофильму«Время, вперед!».
   
    Музыкальный символ ХХ века, выражение духа времени с его бешено скачущим ритмом, взрывной энергетикой, устремленностью в будущее.
Описание слайда:
Запечатление современных образов в музыке к кинофильму«Время, вперед!». Музыкальный символ ХХ века, выражение духа времени с его бешено скачущим ритмом, взрывной энергетикой, устремленностью в будущее.

Слайд 9





Воссоздание музыкальной атмосферы прошлого в Музыкальных иллюстрациях 
к повести Пушкина «Метель»
Отражение классической эпохи русской культуры.
Естественность, искренность, безыскусная красота мелодий. 
Всенародная популярность музыки.
Описание слайда:
Воссоздание музыкальной атмосферы прошлого в Музыкальных иллюстрациях к повести Пушкина «Метель» Отражение классической эпохи русской культуры. Естественность, искренность, безыскусная красота мелодий. Всенародная популярность музыки.

Слайд 10





Свиридов - глубоко национальный художник
Русское начало является определяющим. 
Почти все произведения посвящены России и написаны на русские сюжеты. 
Воссоздание образов русской природы, размышления об историческом пути России. 
Свиридов - очевидец главных событий российской истории ХХ века.
Описание слайда:
Свиридов - глубоко национальный художник Русское начало является определяющим. Почти все произведения посвящены России и написаны на русские сюжеты. Воссоздание образов русской природы, размышления об историческом пути России. Свиридов - очевидец главных событий российской истории ХХ века.

Слайд 11





Родился в Фатеже под Курском. Природа Курского края, богатая интонационная среда русской провинции. 
Родился в Фатеже под Курском. Природа Курского края, богатая интонационная среда русской провинции. 
Раннее детство омрачено событиями Гражданской войны и гибелью отца. 
  Гражданская война, осмысление трагедии братоубийства - важная тема творчества («Повстречался отец с сыном» из Пяти хоров на стихи русских поэтов; «1919», «Небо как колокол» из «Поэмы памяти Сергея Есенина»). 
В 1924 году семья переезжает в Курск.
В 1932 году Свиридов поступает в Музыкальный техникум в Ленинграде, обучается как пианист и композитор. 
После написания 6 романсов на стихи Пушкина (1935)  принят в Союз композиторов СССР.
Описание слайда:
Родился в Фатеже под Курском. Природа Курского края, богатая интонационная среда русской провинции. Родился в Фатеже под Курском. Природа Курского края, богатая интонационная среда русской провинции. Раннее детство омрачено событиями Гражданской войны и гибелью отца. Гражданская война, осмысление трагедии братоубийства - важная тема творчества («Повстречался отец с сыном» из Пяти хоров на стихи русских поэтов; «1919», «Небо как колокол» из «Поэмы памяти Сергея Есенина»). В 1924 году семья переезжает в Курск. В 1932 году Свиридов поступает в Музыкальный техникум в Ленинграде, обучается как пианист и композитор. После написания 6 романсов на стихи Пушкина (1935) принят в Союз композиторов СССР.

Слайд 12





«Пушкинские романсы» - «конспект» будущего творчества композитора. 
Символично обращение к Пушкину, выбор жанра (вокальный цикл) и композиция (сюитно-циклическая). 
Контуры скрытого сюжета :
1.«Роняет лес багряный свой убор»; 
2. «Зимняя дорога»; 
3. «К няне»; 
4. «Зимний вечер»; 
5. «Предчувствие»; 
6.«Подъезжая под Ижоры». 
В цикле проходят чередой времена года, звучит мотив дороги и появляется герой – Поэт. 
В мелодии сплетаются песенные и романсовые интонации, используются кварто-квинтовые обороты, плагальные гармонии.
Описание слайда:
«Пушкинские романсы» - «конспект» будущего творчества композитора. Символично обращение к Пушкину, выбор жанра (вокальный цикл) и композиция (сюитно-циклическая). Контуры скрытого сюжета : 1.«Роняет лес багряный свой убор»; 2. «Зимняя дорога»; 3. «К няне»; 4. «Зимний вечер»; 5. «Предчувствие»; 6.«Подъезжая под Ижоры». В цикле проходят чередой времена года, звучит мотив дороги и появляется герой – Поэт. В мелодии сплетаются песенные и романсовые интонации, используются кварто-квинтовые обороты, плагальные гармонии.

Слайд 13





1936 - начало 50-х гг. - период поисков 
Обучение в Ленинградской консерватории, общение с Шостаковичем и Соллертинским. 
Написание инструментальных сочинений, овладение оркестровкой.
Работа на заказ: музыка для театра и кино (спектаклям «Отелло», «Рюи Блаз», «Дон Сезар де Базан», к/ф «Поднятая целинаа», позже – к постановкам Малого театра «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного»), оперетту «Огоньки», фортепианный Альбом пьес для детей.   
Осознание приоритета вокальной музыки.
Опора на сюитный тип композиции и песенность с вариантными преобразованиями.
Описание слайда:
1936 - начало 50-х гг. - период поисков Обучение в Ленинградской консерватории, общение с Шостаковичем и Соллертинским. Написание инструментальных сочинений, овладение оркестровкой. Работа на заказ: музыка для театра и кино (спектаклям «Отелло», «Рюи Блаз», «Дон Сезар де Базан», к/ф «Поднятая целинаа», позже – к постановкам Малого театра «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного»), оперетту «Огоньки», фортепианный Альбом пьес для детей. Осознание приоритета вокальной музыки. Опора на сюитный тип композиции и песенность с вариантными преобразованиями.

Слайд 14


«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15





Песни на стихи Роберта Бёрнса (1955) 
1. «Осень»; 
2. «Возвращение солдата»; 
3.«Джон Андерсон»; 
4.«Робин»; 
5. «Горский парень»; 
6. «Финдлей»; 
7. «Всю землю тьмой заволокло»; 
8. «Прощай»; 
9. «Честная бедность»
Описание слайда:
Песни на стихи Роберта Бёрнса (1955) 1. «Осень»; 2. «Возвращение солдата»; 3.«Джон Андерсон»; 4.«Робин»; 5. «Горский парень»; 6. «Финдлей»; 7. «Всю землю тьмой заволокло»; 8. «Прощай»; 9. «Честная бедность»

Слайд 16





60-е годы 
Изучение новых композиционных средств, стилистики авангарда.
 Сохранение верности избранному пути: ориентация на народно-песенные и духовные русские традиции. 
Свиридов стоял у истоков «новой фольклорной волны» - движения, охватившего литературу и музыку (писатели-«деревенщики» Ф.Абрамов, В.Белов, В.Распутин, В.Астафьев; композиторы С.Слонимский, Р.Щедрин, В.Гаврилин).
Описание слайда:
60-е годы Изучение новых композиционных средств, стилистики авангарда. Сохранение верности избранному пути: ориентация на народно-песенные и духовные русские традиции. Свиридов стоял у истоков «новой фольклорной волны» - движения, охватившего литературу и музыку (писатели-«деревенщики» Ф.Абрамов, В.Белов, В.Распутин, В.Астафьев; композиторы С.Слонимский, Р.Щедрин, В.Гаврилин).

Слайд 17





«Курские песни» (1964) 
для смешанного хора и симфонического оркестра 
Обращение к старинным напевам из сборника Рудневой «Народные песни Курской области». 
Многие из них выдержаны в объеме целотонового тетрахорда. 
При нотации текста точно фиксировались исполнительские приемы: микротоновое интонирование, глиссандо, выкрики, всхлипы, метроритмическая свобода. 
Отсюда - связь с современными средствами композиции.
Описание слайда:
«Курские песни» (1964) для смешанного хора и симфонического оркестра Обращение к старинным напевам из сборника Рудневой «Народные песни Курской области». Многие из них выдержаны в объеме целотонового тетрахорда. При нотации текста точно фиксировались исполнительские приемы: микротоновое интонирование, глиссандо, выкрики, всхлипы, метроритмическая свобода. Отсюда - связь с современными средствами композиции.

Слайд 18





 «Курские песни»
Цикл объединен темой женской доли, судьбы русской крестьянки. 
7 частей тяготеют к поэмности. 
Первые две песни - «зачин» - отражают пору девичества, намечают 2 линии повествования: 
1)лирическая, созерцательная: №1 «Зеленый дубок» - девичьи мечты о любви и счастье;
2) энергичная, действенная: №2 «Ты воспой, жавороночек» - ослепительная картина весеннего пробуждения природы. Переосмысление медленного одноголосного оригинала в празднично-ликующее мощное хоровое и оркестровое звучание, расцвеченное птичьими трелями.
Описание слайда:
«Курские песни» Цикл объединен темой женской доли, судьбы русской крестьянки. 7 частей тяготеют к поэмности. Первые две песни - «зачин» - отражают пору девичества, намечают 2 линии повествования: 1)лирическая, созерцательная: №1 «Зеленый дубок» - девичьи мечты о любви и счастье; 2) энергичная, действенная: №2 «Ты воспой, жавороночек» - ослепительная картина весеннего пробуждения природы. Переосмысление медленного одноголосного оригинала в празднично-ликующее мощное хоровое и оркестровое звучание, расцвеченное птичьими трелями.

Слайд 19





№3 «В городе звоны звонят») – 
свадебный обряд 
Суровая картина расставания с девичеством передает таинство православного ритуала.
Описание слайда:
№3 «В городе звоны звонят») – свадебный обряд Суровая картина расставания с девичеством передает таинство православного ритуала.

Слайд 20





Последующее развитие темы в семейно-бытовом ключе 
№4 «Ой горе, горе лебедоньку моему» - нежная и грустная хороводная песня о замужней дочери. 
№5 «Да купил Ванька себе косу» - отражение семейной драмы (неверность мужа). 
Трудовая покосная песня вырастает в  динамичную сцену. 
Хор  - «голос народа», разделен на 2 группы: жалующихся женщин и осуждающих Ваньку мужчин.
Описание слайда:
Последующее развитие темы в семейно-бытовом ключе №4 «Ой горе, горе лебедоньку моему» - нежная и грустная хороводная песня о замужней дочери. №5 «Да купил Ванька себе косу» - отражение семейной драмы (неверность мужа). Трудовая покосная песня вырастает в динамичную сцену. Хор - «голос народа», разделен на 2 группы: жалующихся женщин и осуждающих Ваньку мужчин.

Слайд 21





№6 «Соловей мой смутный» - лирико-психологическая кульминация. Протяжная песня-раздумье над своей судьбой в чужой семье. 
№6 «Соловей мой смутный» - лирико-психологическая кульминация. Протяжная песня-раздумье над своей судьбой в чужой семье. 
№7 «За речкою, за быстрою четыре двора» - яркая жанровая сценка, где личное горе растворяется в общем веселье, бурном кипении народных сил. 
Танцевальная песня преобразуется в стремительный, с оттенком грозной удали финал.
Описание слайда:
№6 «Соловей мой смутный» - лирико-психологическая кульминация. Протяжная песня-раздумье над своей судьбой в чужой семье. №6 «Соловей мой смутный» - лирико-психологическая кульминация. Протяжная песня-раздумье над своей судьбой в чужой семье. №7 «За речкою, за быстрою четыре двора» - яркая жанровая сценка, где личное горе растворяется в общем веселье, бурном кипении народных сил. Танцевальная песня преобразуется в стремительный, с оттенком грозной удали финал.

Слайд 22





Бережное отношение к фольклорному материалу, сохранение манеры народного исполнительства  (распевы слогов, словообрывы, выкрики, глиссандо). 
Бережное отношение к фольклорному материалу, сохранение манеры народного исполнительства  (распевы слогов, словообрывы, выкрики, глиссандо). 
Создание своих вариантов напевов: 
Изменение деталей: дополнение подголосками, гармонизация, усиление красочности за счет оркестровки. 
Обновление интонационного строя, введение новых фраз, переосмысление жанра. 
Гармония основана на «свернутых в вертикаль» звуков мелодии и ладов.
Описание слайда:
Бережное отношение к фольклорному материалу, сохранение манеры народного исполнительства (распевы слогов, словообрывы, выкрики, глиссандо). Бережное отношение к фольклорному материалу, сохранение манеры народного исполнительства (распевы слогов, словообрывы, выкрики, глиссандо). Создание своих вариантов напевов: Изменение деталей: дополнение подголосками, гармонизация, усиление красочности за счет оркестровки. Обновление интонационного строя, введение новых фраз, переосмысление жанра. Гармония основана на «свернутых в вертикаль» звуков мелодии и ладов.

Слайд 23





Тенденция к камерности в 60-е годы
Маленькие кантаты: 
«Деревянная Русь» на слова Есенина, 
«Снег идет» на слова Пастернака. 
Новая простота, единение фольклорного и профессионального.
«Маленький триптих» для симфонического оркестра.
Музыка для камерного оркестра.
Описание слайда:
Тенденция к камерности в 60-е годы Маленькие кантаты: «Деревянная Русь» на слова Есенина, «Снег идет» на слова Пастернака. Новая простота, единение фольклорного и профессионального. «Маленький триптих» для симфонического оркестра. Музыка для камерного оркестра.

Слайд 24





«Снег идет» 
на слова Пастернака (1965)

Три части объединены темой «художник и время».
Использован минимум средств. 
1 часть («Снег идет») - символ уходящего времени, сменяющихся поколений (многократные речитации как монотонно падающие снежинки). 
2 часть («Душа»)  - выражение глубокой печали. 
3 часть («Ночь») – детская песенка, призывающая художника к неустанному творческому труду.
Описание слайда:
«Снег идет» на слова Пастернака (1965) Три части объединены темой «художник и время». Использован минимум средств. 1 часть («Снег идет») - символ уходящего времени, сменяющихся поколений (многократные речитации как монотонно падающие снежинки). 2 часть («Душа») - выражение глубокой печали. 3 часть («Ночь») – детская песенка, призывающая художника к неустанному творческому труду.

Слайд 25





Музыка на стихи Блока
Вокальный цикл «Петербургские песни» (1961-1963); 
Кантаты «Грустные песни» (1965), «Ночные облака» (1979), «Песни безвременья» (1981); 
Поэма «Петербург» (1995). 
Влияние городской песенно-романсовой культуры, но опоэтизированной и одухотворенной.
Описание слайда:
Музыка на стихи Блока Вокальный цикл «Петербургские песни» (1961-1963); Кантаты «Грустные песни» (1965), «Ночные облака» (1979), «Песни безвременья» (1981); Поэма «Петербург» (1995). Влияние городской песенно-романсовой культуры, но опоэтизированной и одухотворенной.

Слайд 26





70-е годы
Обращение к старинному жанру русского хорового концерта: 
Концерт памяти Юрлова, 
«Пушкинский венок». 
Особенности партии хора: 
виртуозность, 
сложность, 
обилие колористических эффектов.
Описание слайда:
70-е годы Обращение к старинному жанру русского хорового концерта: Концерт памяти Юрлова, «Пушкинский венок». Особенности партии хора: виртуозность, сложность, обилие колористических эффектов.

Слайд 27





«Пушкинский венок» (1979)
Замыкает пушкинскую линию творчества Свиридова. 
Отражает разные этапы жизни человека, годовой и дневной цикл. 
Основан на разных жанровых и стилевых источниках: полонезе (№1 «Зимнее утро»), баркароле (№3 «Мери», №8 «Наташа»), народной песне (№2 «Колечушко, сердечушко», №10 «Стрекотунья, белобока»), фуге (№9 «Восстань, боязливый»), русской ориенталистике (№5 «Греческий пир»). 
Главная мысль «Венка» - призыв к внутреннему совершенствованию и гармонии.
Описание слайда:
«Пушкинский венок» (1979) Замыкает пушкинскую линию творчества Свиридова. Отражает разные этапы жизни человека, годовой и дневной цикл. Основан на разных жанровых и стилевых источниках: полонезе (№1 «Зимнее утро»), баркароле (№3 «Мери», №8 «Наташа»), народной песне (№2 «Колечушко, сердечушко», №10 «Стрекотунья, белобока»), фуге (№9 «Восстань, боязливый»), русской ориенталистике (№5 «Греческий пир»). Главная мысль «Венка» - призыв к внутреннему совершенствованию и гармонии.

Слайд 28





Зимнее утро
Зимнее утро
Колечушко, сердечушко
Мери
Эхо
Греческий пир
Камфара и мускус
Зорю бьют
Наташа 
Восстань, боязливый
Стрекотунья, белобока
Описание слайда:
Зимнее утро Зимнее утро Колечушко, сердечушко Мери Эхо Греческий пир Камфара и мускус Зорю бьют Наташа Восстань, боязливый Стрекотунья, белобока

Слайд 29





Три кульминации концерта: «Греческий пир», «Зорю бьют», «Восстань, боязливый…».
Три кульминации концерта: «Греческий пир», «Зорю бьют», «Восстань, боязливый…».
В №7 «Зорю бьют» сталкивается настоящее и будущее, воспоминания и трагические предчувствия, реальное и символическое. 
В основе - 3 образа: 
тихий скорбный хорал, 
«зовы трубы» у сопрано, 
медленная речитация баса (образ поэта). 
Завершается цикл таинственным колокольным финалом (№10 «Стрекотунья белобока»), открывающим дорогу в неизведанное.
Описание слайда:
Три кульминации концерта: «Греческий пир», «Зорю бьют», «Восстань, боязливый…». Три кульминации концерта: «Греческий пир», «Зорю бьют», «Восстань, боязливый…». В №7 «Зорю бьют» сталкивается настоящее и будущее, воспоминания и трагические предчувствия, реальное и символическое. В основе - 3 образа: тихий скорбный хорал, «зовы трубы» у сопрано, медленная речитация баса (образ поэта). Завершается цикл таинственным колокольным финалом (№10 «Стрекотунья белобока»), открывающим дорогу в неизведанное.

Слайд 30





Поэма «Отчалившая Русь» 
для голоса и фортепиано на слова С.Есенина (1977)
Завершение мифа о России, в котором сплетаются фольклорное и сакральное. 
Символика страдания, светлого храма, апокалипсиса, прощания и ухода.
Грандиозный колокольный финал (№12 «О родина, счастливый и неисходный час!»).
Описание слайда:
Поэма «Отчалившая Русь» для голоса и фортепиано на слова С.Есенина (1977) Завершение мифа о России, в котором сплетаются фольклорное и сакральное. Символика страдания, светлого храма, апокалипсиса, прощания и ухода. Грандиозный колокольный финал (№12 «О родина, счастливый и неисходный час!»).

Слайд 31





Продолжение православных традиций 
Три хора из музыки к драме «Царь Федор Иоаннович»
 «Песнопения и молитвы».
Возрождение духовности в отечественной музыке.
Описание слайда:
Продолжение православных традиций Три хора из музыки к драме «Царь Федор Иоаннович» «Песнопения и молитвы». Возрождение духовности в отечественной музыке.

Слайд 32


«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №32
Описание слайда:

Слайд 33


«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №33
Описание слайда:

Слайд 34


«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998), слайд №34
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию