🗊 Лекция 10 Тема: КАТЕГОРИИ – исходные формы мысли

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №1  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №2  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №3  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №4  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №5  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №6  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №7  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №8  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №9  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №10  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №11  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №12  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №13  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №14  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №15  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №16  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №17  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №18  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №19  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №20  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №21  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №22  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №23  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №24  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №25  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №26  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №27  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №28  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №29  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №30  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №31  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №32  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №33  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №34  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №35  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №36  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №37  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №38  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №39  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №40  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №41  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №42  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №43  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №44

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Лекция 10 Тема: КАТЕГОРИИ – исходные формы мысли . Презентация содержит 44 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 10

Тема:
КАТЕГОРИИ – 
исходные формы мысли
Описание слайда:
Лекция 10 Тема: КАТЕГОРИИ – исходные формы мысли

Слайд 2





«Категория» - слово греческого происхождения
κατηγορέω - «обвинение» или «приговор» 
kata – «вплоть до», agora – «народное собрание», agoreunein – выступать с речью 
По смыслу это: 
1) то, на основании чего с разным обращаются по-разному (с преступником – одним способом, с невиновным – другим)
2) различия доведены до предела
Описание слайда:
«Категория» - слово греческого происхождения κατηγορέω - «обвинение» или «приговор» kata – «вплоть до», agora – «народное собрание», agoreunein – выступать с речью По смыслу это: 1) то, на основании чего с разным обращаются по-разному (с преступником – одним способом, с невиновным – другим) 2) различия доведены до предела

Слайд 3





В философию этот термин ввёл Аристотель  
как метафизический и логический  
в соч. «Органон» раздел «Категории»
В понимании Аристотеля – это высшие (позднее стали говорить - логические) понятия, под которые подводятся все остальные
Ка - наиболее общие предикаты 
(то, что в принципе может сказываться разного о разных вещах)
Описание слайда:
В философию этот термин ввёл Аристотель как метафизический и логический в соч. «Органон» раздел «Категории» В понимании Аристотеля – это высшие (позднее стали говорить - логические) понятия, под которые подводятся все остальные Ка - наиболее общие предикаты (то, что в принципе может сказываться разного о разных вещах)

Слайд 4






В современных словарях   
     категории – это:
- наиболее общие понятия
(ни через что не определяются; вводятся либо тавтологическим удвоением, либо через оппозиции)
- условия возможности  мышления (без категорий мышление невозможно, оно движется в них)
- предельные типы предикатов (КА – это предикаты, относительно которых не может быть других предикатов; как всякие типы, КА – самостоятельны друг по отношению к другу)
Описание слайда:
В современных словарях категории – это: - наиболее общие понятия (ни через что не определяются; вводятся либо тавтологическим удвоением, либо через оппозиции) - условия возможности мышления (без категорий мышление невозможно, оно движется в них) - предельные типы предикатов (КА – это предикаты, относительно которых не может быть других предикатов; как всякие типы, КА – самостоятельны друг по отношению к другу)

Слайд 5






Распространенные заблуждения по поводу КА:
- синоним любым понятиям (категория «финансы», категория «цена», категория «деньги» и т.п.);
- рубрики и классификации 
(«яйцо первой категории», «врач высшей категории», водительские права категории В» и т.п.);
- способ организации информации (категория «Спорт», подкатегория «Футбол»)
здесь не выполняются предыдущие свойства КА,
это – языковые ошибки
Описание слайда:
Распространенные заблуждения по поводу КА: - синоним любым понятиям (категория «финансы», категория «цена», категория «деньги» и т.п.); - рубрики и классификации («яйцо первой категории», «врач высшей категории», водительские права категории В» и т.п.); - способ организации информации (категория «Спорт», подкатегория «Футбол») здесь не выполняются предыдущие свойства КА, это – языковые ошибки

Слайд 6





  Содержательные метафоры   
     относительно категории:
- априорная форма рассудка (И.Кант)
- сила, действующая по инерции «из-за спины» сознания человека (Г.Гегель)
- «дырка, канал» в мышлении (Ю.Громыко)
- исходная форма «прорези в скафандре» мыслителя, оператор мысли (С.В. Попов)
- «калитка» в мышление (П.Щедровицкий)
- система «зеркал» (по аналогии с комнатой смеха), направляющих и отражающих мысль (Г.П. Щедровицкий)
- то, что иногда «садится» на сознание и позволяет ему мыслить (Р.Бабич)
Описание слайда:
Содержательные метафоры относительно категории: - априорная форма рассудка (И.Кант) - сила, действующая по инерции «из-за спины» сознания человека (Г.Гегель) - «дырка, канал» в мышлении (Ю.Громыко) - исходная форма «прорези в скафандре» мыслителя, оператор мысли (С.В. Попов) - «калитка» в мышление (П.Щедровицкий) - система «зеркал» (по аналогии с комнатой смеха), направляющих и отражающих мысль (Г.П. Щедровицкий) - то, что иногда «садится» на сознание и позволяет ему мыслить (Р.Бабич)

Слайд 7







Категории – неощутимы, они – подразумеваемы
можно видеть: 
- вещь, но не стоящую за ней сущность;
- лист зеленого цвета, но не сам цвет (качество);
- предметы мебели, но не саму мебель (род);
- количество стульев, но не само количество и т.д.
Описание слайда:
Категории – неощутимы, они – подразумеваемы можно видеть: - вещь, но не стоящую за ней сущность; - лист зеленого цвета, но не сам цвет (качество); - предметы мебели, но не саму мебель (род); - количество стульев, но не само количество и т.д.

Слайд 8





Функции категорий:
- позволяют осуществлять мышление
- объективируют мысль
- указывают на потенциальные проблемы
- позволяют распредмечивать и опредмечивать
- задают инерционность сознанию человека
Описание слайда:
Функции категорий: - позволяют осуществлять мышление - объективируют мысль - указывают на потенциальные проблемы - позволяют распредмечивать и опредмечивать - задают инерционность сознанию человека

Слайд 9





Исторические
формации категорий
Описание слайда:
Исторические формации категорий

Слайд 10





    

Категории Платона:
 1) род-вид 
      2) идея-вещь 
3) отличие
4) постоянство
5) изменчивость 
Примечание: слово «категория» Платон не употреблял. Их ему приписали поздние исследователи Платона на основании того, что его мысль строилась в соответствии с этими формами мысли.
Описание слайда:
Категории Платона: 1) род-вид 2) идея-вещь 3) отличие 4) постоянство 5) изменчивость Примечание: слово «категория» Платон не употреблял. Их ему приписали поздние исследователи Платона на основании того, что его мысль строилась в соответствии с этими формами мысли.

Слайд 11





Структура мышления Платона
Описание слайда:
Структура мышления Платона

Слайд 12





Аристотель построил критику мышления  
           Платона за счет введения: 
1) речи-текста (λογος) как посредника мысли (мышление Платона не позволяло делать язык предметом обсуждения)
2) различения метафизики и логоса (чтобы отличать действительность мысли и реальность её языковых проявлений)
3) оппозиции «форма-материал» (для различения правил движения мысли и того, на чём – на каком материале? – движется мысль)
4) набора логических категорий для правильного говорения (категории Платона указывали на различение идей и вещей , но не  позволяли отличать истину от лжи)
Описание слайда:
Аристотель построил критику мышления Платона за счет введения: 1) речи-текста (λογος) как посредника мысли (мышление Платона не позволяло делать язык предметом обсуждения) 2) различения метафизики и логоса (чтобы отличать действительность мысли и реальность её языковых проявлений) 3) оппозиции «форма-материал» (для различения правил движения мысли и того, на чём – на каком материале? – движется мысль) 4) набора логических категорий для правильного говорения (категории Платона указывали на различение идей и вещей , но не позволяли отличать истину от лжи)

Слайд 13


  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





      Категории Аристотеля:
1) субстанция (предикат природы вещи) или - сущность 
2) количество (сколько? пространственно-числовые 
                                                                              характеристики вещи)
3) качество(какой? совпадает с природой или сущностью вещи)  
4) отношение (то, по отношению к чему? напр., Платон мне    
                                                                                                          друг)
5) пространство (где? расположение вещей друг относительно  
                                                                                                          друга) 
6) время (когда? положение вещей относительно 
                                                               последовательности событий)
7) состояние (положение частей вещи друг относительно  
                                                                                                         друга) 
8) действие (произведение изменений в вещи)
9) обладание (наличие внешнего обстоятельства, напр., 
                                                                                                      одежды)
10) претерпевание (принятие изменений от других)
Описание слайда:
Категории Аристотеля: 1) субстанция (предикат природы вещи) или - сущность 2) количество (сколько? пространственно-числовые характеристики вещи) 3) качество(какой? совпадает с природой или сущностью вещи) 4) отношение (то, по отношению к чему? напр., Платон мне друг) 5) пространство (где? расположение вещей друг относительно друга) 6) время (когда? положение вещей относительно последовательности событий) 7) состояние (положение частей вещи друг относительно друга) 8) действие (произведение изменений в вещи) 9) обладание (наличие внешнего обстоятельства, напр., одежды) 10) претерпевание (принятие изменений от других)

Слайд 15





Категории Канта
Описание слайда:
Категории Канта

Слайд 16





Кант в начале КЧР заявляет, что преследует те же цели, что и Аристотель.
Это может показаться даже правдоподобным: 
три (из четырех) классов его системы категорий по названию – те же, что и у Аристотеля 
(количество, качество и отношение),
однако он вкладывает в них совсем другой смысл
Описание слайда:
Кант в начале КЧР заявляет, что преследует те же цели, что и Аристотель. Это может показаться даже правдоподобным: три (из четырех) классов его системы категорий по названию – те же, что и у Аристотеля (количество, качество и отношение), однако он вкладывает в них совсем другой смысл

Слайд 17






1)Категории количества 
- Единство 
- Множество 
- Цельность 
2) Категории качества 
- Реальность 
- Отрицание 
- Ограничение 
3) Категории отношения 
- Субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность) 
- Причина и следствие 
- Взаимодействие 
4) Категории модальности 
- Возможность и невозможность 
- Существование и несуществование 
- Предопределённость и случайность
Описание слайда:
1)Категории количества - Единство - Множество - Цельность 2) Категории качества - Реальность - Отрицание - Ограничение 3) Категории отношения - Субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность) - Причина и следствие - Взаимодействие 4) Категории модальности - Возможность и невозможность - Существование и несуществование - Предопределённость и случайность

Слайд 18





       

       Отличия похожих категорий  
                 Аристотеля и Канта
Источник: Г.Райл «Категории»
Описание слайда:
Отличия похожих категорий Аристотеля и Канта Источник: Г.Райл «Категории»

Слайд 19






Принципиальные отличия
У Аристотеля: 
категории организуют правильную речь о сущностях и их различиях («алфавит» высказываний)
У Канта:
категории организуют логически правильные формы суждений («синтаксис» высказываний) 
Общее между ними: 
метафизичность категорий (априорность и «схоластическая вера в скрижали, на которых может быть перечислен исчерпывающий набор категорий» Г. Райл
Описание слайда:
Принципиальные отличия У Аристотеля: категории организуют правильную речь о сущностях и их различиях («алфавит» высказываний) У Канта: категории организуют логически правильные формы суждений («синтаксис» высказываний) Общее между ними: метафизичность категорий (априорность и «схоластическая вера в скрижали, на которых может быть перечислен исчерпывающий набор категорий» Г. Райл

Слайд 20





Фихте подверг критике систему категорий Канта

острие критики на:
- априоризм категорий Канта;
- оппозицию «субъект–объект»

Ввёл представления о: 
- филиации (становлении) КА;
- деятельностном отношении.
Описание слайда:
Фихте подверг критике систему категорий Канта острие критики на: - априоризм категорий Канта; - оппозицию «субъект–объект» Ввёл представления о: - филиации (становлении) КА; - деятельностном отношении.

Слайд 21






Категории по Гегелю – это механизм развития абсолютной идеи
Категории у него: 
1) логически взаимосвязаны; 
2) переходят друг в друга вслед-ствие деятельности развития абсолютного духа
Описание слайда:
Категории по Гегелю – это механизм развития абсолютной идеи Категории у него: 1) логически взаимосвязаны; 2) переходят друг в друга вслед-ствие деятельности развития абсолютного духа

Слайд 22





В Науке логике – три учения 
(триады категорий)
Описание слайда:
В Науке логике – три учения (триады категорий)

Слайд 23





1)  учение о бытии:
Описание слайда:
1) учение о бытии:

Слайд 24





    
 
             бытие (начало - бессодержательная  
                                                                    непосредственность)
                  ничто (чистая мысль – отрицание  
                                                                                          бытия)  
                                 становление (синтез бытия и  
                                                                                            ничто)


                наличное бытие (обладающее   
                                            определенностью или качеством)

                              иное бытие (обладающее 
                                                       количеством сверх предела)

                             бытие-для-себя (обладающее 
                                                                                            мерой)
Описание слайда:
бытие (начало - бессодержательная непосредственность) ничто (чистая мысль – отрицание бытия) становление (синтез бытия и ничто) наличное бытие (обладающее определенностью или качеством) иное бытие (обладающее количеством сверх предела) бытие-для-себя (обладающее мерой)

Слайд 25





2) учение о сущности:
Описание слайда:
2) учение о сущности:

Слайд 26










             
             вещь (всякое сущее; бытие сущности в  
                                              своей непосредственности)
                        явление (существующее, но основанное  
                                                   на ином; проявление сущности)
           отношение (взаимосвязь сторон                 
                                           вещи; закон – существенная связь 
                                         сторон, имеющих разные основания)

            субстанция (в себе 
                                             прибывающая сущность)    
                      причина (деятельная субстанция)  
            взаимодействие (обратное 
                                                                      действие)
Описание слайда:
вещь (всякое сущее; бытие сущности в своей непосредственности) явление (существующее, но основанное на ином; проявление сущности) отношение (взаимосвязь сторон вещи; закон – существенная связь сторон, имеющих разные основания) субстанция (в себе прибывающая сущность) причина (деятельная субстанция) взаимодействие (обратное действие)

Слайд 27





3) учение о понятии:
Описание слайда:
3) учение о понятии:

Слайд 28





   


   Содержание формальной логики:


понятие




суждение




умозаключение
Описание слайда:
Содержание формальной логики: понятие суждение умозаключение

Слайд 29





 
Гегель в своем учении о категориях показал, что:
 категории «живут» в истории замкнутыми формациями;
 категориальные формации наслаиваются друг над другом;
 люди должны соответствовать развивающемуся миру 
(Mitwelt – со-мир, быть со-размерным миру)
(в противном случае – «навоз истории» -  Nachwelt – мир прошлого)
Описание слайда:
Гегель в своем учении о категориях показал, что: категории «живут» в истории замкнутыми формациями; категориальные формации наслаиваются друг над другом; люди должны соответствовать развивающемуся миру (Mitwelt – со-мир, быть со-размерным миру) (в противном случае – «навоз истории» - Nachwelt – мир прошлого)

Слайд 30


  
  Лекция 10  Тема: КАТЕГОРИИ –  исходные формы мысли    , слайд №30
Описание слайда:

Слайд 31





  
Что привнес в учение о  
     категориях ММК?
- разработал схему (структуру) «категории-вообще»: 
выход на технику распредмечивания смыслов и опредмечивания объектов;
- развил деятельностное отношение к категориям: 
1. Категории творимы (не априорны);   
2. Категоризация объектов действия зависит от самого предстоящего действия
Описание слайда:
Что привнес в учение о категориях ММК? - разработал схему (структуру) «категории-вообще»: выход на технику распредмечивания смыслов и опредмечивания объектов; - развил деятельностное отношение к категориям: 1. Категории творимы (не априорны); 2. Категоризация объектов действия зависит от самого предстоящего действия

Слайд 32





У каждой категории всегда: 
- четыре фокуса;
- фокусы взаимоувязаны;
- есть базовый фокус;
 (в европейской культуре базовым фокусом является «объект»)
Описание слайда:
У каждой категории всегда: - четыре фокуса; - фокусы взаимоувязаны; - есть базовый фокус; (в европейской культуре базовым фокусом является «объект»)

Слайд 33





Категориальный анализ (распредмечивание смысла)
Описание слайда:
Категориальный анализ (распредмечивание смысла)

Слайд 34





Категоризация (опредмечивание) объекта
Описание слайда:
Категоризация (опредмечивание) объекта

Слайд 35





Опредмечивания языка
Описание слайда:
Опредмечивания языка

Слайд 36





Опредмечивание понятий
Описание слайда:
Опредмечивание понятий

Слайд 37





Опредмечивание операций
Описание слайда:
Опредмечивание операций

Слайд 38





Один и тот же объект можно категоризовать 
по-разному
(классический пример)
Описание слайда:
Один и тот же объект можно категоризовать по-разному (классический пример)

Слайд 39





              
             Примеры:
1) если объект категоризовать как «множество», тогда: язык – чисел; операции – счета, объединения, пересечения и т.п.; 
понятия – «величина», «мощность» и т.п.

2) если объект категоризовать как «процесс», тогда: язык – процессуальный (векторная математика,  дифференциальное исчисление и т.п.); операции – измерение скорости, изменение направленности и т.д.; понятия – «состояние», «изменение», «направленность» и т.п.

3) если объект категоризовать как «структуру», тогда: язык – структурного анализа; операции – формирования, изменения связей, замещения элементов и т.д.; понятия – «целостность», «связь», «конфигурация элементов» и т.п.
Описание слайда:
Примеры: 1) если объект категоризовать как «множество», тогда: язык – чисел; операции – счета, объединения, пересечения и т.п.; понятия – «величина», «мощность» и т.п. 2) если объект категоризовать как «процесс», тогда: язык – процессуальный (векторная математика, дифференциальное исчисление и т.п.); операции – измерение скорости, изменение направленности и т.д.; понятия – «состояние», «изменение», «направленность» и т.п. 3) если объект категоризовать как «структуру», тогда: язык – структурного анализа; операции – формирования, изменения связей, замещения элементов и т.д.; понятия – «целостность», «связь», «конфигурация элементов» и т.п.

Слайд 40





Разработана категория
искусственное - естественное
Описание слайда:
Разработана категория искусственное - естественное

Слайд 41





Категории образуют взаимосвязанные поля
(пример: поля категорий деятельности)
Описание слайда:
Категории образуют взаимосвязанные поля (пример: поля категорий деятельности)

Слайд 42






Разработаны категории
«система I»  и «система II»
Описание слайда:
Разработаны категории «система I» и «система II»

Слайд 43





Разработана категория
«развитие»
Описание слайда:
Разработана категория «развитие»

Слайд 44






Принцип двойной интенциональности 
в МЕ-мышлении
Описание слайда:
Принцип двойной интенциональности в МЕ-мышлении



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию