🗊ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru

Категория: Обществознание
Нажмите для полного просмотра!
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №1ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №2ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №3ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №4ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №5ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №6ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №7ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №8ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №9ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №10ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №11ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №12ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №13ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №14ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №15ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №16ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №17ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №18ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №19ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №20ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №21ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №22ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №23ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №24ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №25ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №26ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №27ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №28ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №29

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru. Презентация содержит 29 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА
Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru
Описание слайда:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru

Слайд 2





Основные вопросы
1. Ощущение. Виды ощущений.
2. Восприятие, свойства восприятия. 
3. Внимание. Виды внимания, и его основные свойства.
4. Память, виды памяти. Закономерности памяти.
5. Мышление, виды мышления. Развитие мышления.
6. Воображение, виды воображения.
Описание слайда:
Основные вопросы 1. Ощущение. Виды ощущений. 2. Восприятие, свойства восприятия. 3. Внимание. Виды внимания, и его основные свойства. 4. Память, виды памяти. Закономерности памяти. 5. Мышление, виды мышления. Развитие мышления. 6. Воображение, виды воображения.

Слайд 3





Ключевые понятия
Ощущения
восприятие
предметность
константность
целостность
внимание
устойчивость
распределение
переключение
Описание слайда:
Ключевые понятия Ощущения восприятие предметность константность целостность внимание устойчивость распределение переключение

Слайд 4






Ощущение. Виды ощущений

Ощущения – отражение отдельных свойств предмета.
Виды (модальности) ощущений: обоняние, вкус, осязание, слух,  зрение. 
Систематическая классификация ощущений:
Описание слайда:
Ощущение. Виды ощущений Ощущения – отражение отдельных свойств предмета. Виды (модальности) ощущений: обоняние, вкус, осязание, слух, зрение. Систематическая классификация ощущений:

Слайд 5





Восприятие. 
Виды и свойства восприятия
Восприятие – целостное отражение предметов в сознании человека при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В акте восприятия присутствует определенное обобщение.
Ведущие свойства человеческого восприятия
Целостность – образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.
Предметность – воспринимается не только комплекс свойств, а оценивается этот комплекс как определенный предмет: «стол», «дом» и т. д.
Описание слайда:
Восприятие. Виды и свойства восприятия Восприятие – целостное отражение предметов в сознании человека при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В акте восприятия присутствует определенное обобщение. Ведущие свойства человеческого восприятия Целостность – образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Предметность – воспринимается не только комплекс свойств, а оценивается этот комплекс как определенный предмет: «стол», «дом» и т. д.

Слайд 6





	Осмысленность – понимание вещи одно-	временно с ее восприятием, восприятие происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь восприятия с мышлением.
	Осмысленность – понимание вещи одно-	временно с ее восприятием, восприятие происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь восприятия с мышлением.
Константность – относительное постоянство формы, ве-личины и цвета предмета, независимо от изменений усло-вий восприятия. 
Избирательность – преимущественное вычленение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия (опытом, интересами, потребностями).
Структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отноше-ний.
Описание слайда:
Осмысленность – понимание вещи одно- временно с ее восприятием, восприятие происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь восприятия с мышлением. Осмысленность – понимание вещи одно- временно с ее восприятием, восприятие происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь восприятия с мышлением. Константность – относительное постоянство формы, ве-личины и цвета предмета, независимо от изменений усло-вий восприятия. Избирательность – преимущественное вычленение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия (опытом, интересами, потребностями). Структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отноше-ний.

Слайд 7


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8





Внимание, виды и основные свойства внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Классификация видов внимания (основание: актив-ность личности) (Н. Ф. Добрынин).
Описание слайда:
Внимание, виды и основные свойства внимания Внимание – направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Классификация видов внимания (основание: актив-ность личности) (Н. Ф. Добрынин).

Слайд 9





Качества внимания
Качества внимания
Объем внимания – число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраниться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий харак-тер. Объем внимания равен 7–9 единицам.
Устойчивость – длительность, с которой выделенные элементы могут сохранять свой доминантный характер.
Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом.
Распределение внимания – возможность одновремен-ного выполнения нескольких видов действий. 
Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой.
Описание слайда:
Качества внимания Качества внимания Объем внимания – число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраниться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий харак-тер. Объем внимания равен 7–9 единицам. Устойчивость – длительность, с которой выделенные элементы могут сохранять свой доминантный характер. Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом. Распределение внимания – возможность одновремен-ного выполнения нескольких видов действий. Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой.

Слайд 10





Память, виды памяти. 
Закономерности памяти
Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта.
Виды памяти
Описание слайда:
Память, виды памяти. Закономерности памяти Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта. Виды памяти

Слайд 11


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





Закономерности памяти
1. Средний объем механической кратковременной памяти – 5–7 элементов после первого чтения.
2. Объем памяти варьируется в зависимости от способа предъявления: люди с доминирующей слуховой памятью лучше запоминают материал озвученный и т.д.
3. Качество запоминания зависит от того, какая была поставлена цель, установка.
4. При многократном предъявлении одного и того же материала число удерживаемых элементов постепенно возрастает.
5. Чем длиннее ряд, тем меньше число удерживаемых в памяти элементов. Так, ряд из 4–5 единиц запоминается на 100 %, а ряд из 9–10 единиц на 40 %.
6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
Описание слайда:
Закономерности памяти 1. Средний объем механической кратковременной памяти – 5–7 элементов после первого чтения. 2. Объем памяти варьируется в зависимости от способа предъявления: люди с доминирующей слуховой памятью лучше запоминают материал озвученный и т.д. 3. Качество запоминания зависит от того, какая была поставлена цель, установка. 4. При многократном предъявлении одного и того же материала число удерживаемых элементов постепенно возрастает. 5. Чем длиннее ряд, тем меньше число удерживаемых в памяти элементов. Так, ряд из 4–5 единиц запоминается на 100 %, а ряд из 9–10 единиц на 40 %. 6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).

Слайд 14





7. При сохранении заученного материала может обнаружится явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал сохраняется лучше.
7. При сохранении заученного материала может обнаружится явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал сохраняется лучше.
8. При высокой активности субъекта непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если последнее осуществляется на базе менее активной интеллектуальной деятельности субъекта.
9. Явление реминисценции. Под ним понимают отсроченное воспроизведение мнемических ответов, которые раньше субъект не мог воспроизвести, при условии, что с момента заучивания субъект не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания.
10. Эффект Зейгарник» – особенность непроизвольного запоминания, которая заключается в том, что прерванная деятельность запоминается лучше, чем законченная или монотонная, т. к. прерванное намерение сохраняет состояние напряжения нервной системы.
Описание слайда:
7. При сохранении заученного материала может обнаружится явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал сохраняется лучше. 7. При сохранении заученного материала может обнаружится явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал сохраняется лучше. 8. При высокой активности субъекта непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если последнее осуществляется на базе менее активной интеллектуальной деятельности субъекта. 9. Явление реминисценции. Под ним понимают отсроченное воспроизведение мнемических ответов, которые раньше субъект не мог воспроизвести, при условии, что с момента заучивания субъект не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания. 10. Эффект Зейгарник» – особенность непроизвольного запоминания, которая заключается в том, что прерванная деятельность запоминается лучше, чем законченная или монотонная, т. к. прерванное намерение сохраняет состояние напряжения нервной системы.

Слайд 15


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





Мышление, виды мышления. Развитие мышления
Мышление – опосредствованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. 
Виды мышления
Описание слайда:
Мышление, виды мышления. Развитие мышления Мышление – опосредствованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Виды мышления

Слайд 17


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19





Основные мыслительные процессы и действия
Анализ – мыслительный процесс расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
 Синтез – мыслительная операция, позволяющая соединять части в целое. 
Сравнение – установление сходства и различия между объектами. 
Классификация – распределение предметов (понятий) на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим одним предметам (понятиям) и отличающим их от других предметов (понятий).
Описание слайда:
Основные мыслительные процессы и действия Анализ – мыслительный процесс расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая соединять части в целое. Сравнение – установление сходства и различия между объектами. Классификация – распределение предметов (понятий) на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим одним предметам (понятиям) и отличающим их от других предметов (понятий).

Слайд 20





Основные мыслительные процессы и действия
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений дается определенный вывод. Различают индуктивное, дедуктивное суждение и суждение по аналогии. 
Петр Петрович всегда пьет чай с Федор Федоровичем.
Федор Федорович пьет сейчас чай.
Пьет ли Петр Петрович сейчас чай?
Все металлы пропускают электрический ток.
Железо – металл.
Пропускает ли оно ток?
Композитор: песня = архитектор:7
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам
Описание слайда:
Основные мыслительные процессы и действия Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений дается определенный вывод. Различают индуктивное, дедуктивное суждение и суждение по аналогии. Петр Петрович всегда пьет чай с Федор Федоровичем. Федор Федорович пьет сейчас чай. Пьет ли Петр Петрович сейчас чай? Все металлы пропускают электрический ток. Железо – металл. Пропускает ли оно ток? Композитор: песня = архитектор:7 Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам

Слайд 21





Словесно-логическое мышление 
Словесно-логическое мышление 
Три характеристики понятия как логической категории: 
содержание понятия; объем; связи и отношения данного понятия с другими. 
Под содержанием понимают совокупность существенных свойств класса предметов. По содержанию понятия бывают простые и сложные. 
Объем понятия – это количество объектов, охватываемых данным понятием. Выделяют: единичные понятия (равные единице), общие (более 1), категории (понятия широкой степени общности, например: энергия, материя). 
Связи и отношения понятия с другими: различают родовые (понятия, отражающие существенные общие признаки класса предметов и включающие другие понятия меньшей степени общности) и видовые (понятия, подчиненные родовым).
Описание слайда:
Словесно-логическое мышление Словесно-логическое мышление Три характеристики понятия как логической категории: содержание понятия; объем; связи и отношения данного понятия с другими. Под содержанием понимают совокупность существенных свойств класса предметов. По содержанию понятия бывают простые и сложные. Объем понятия – это количество объектов, охватываемых данным понятием. Выделяют: единичные понятия (равные единице), общие (более 1), категории (понятия широкой степени общности, например: энергия, материя). Связи и отношения понятия с другими: различают родовые (понятия, отражающие существенные общие признаки класса предметов и включающие другие понятия меньшей степени общности) и видовые (понятия, подчиненные родовым).

Слайд 22


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА  Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: teplova@psu.karelia.ru, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23





Выделяют 4 уровня усвоения понятия (Н. А. Менчинская)
1-й уровень – диффузно-рассеянный. На этом уровне у субъекта существует представление о том, что обозначает понятие, но признаки, отличающие данное понятие от других, он назвать не может.
2-й уровень – называются признаки, без дифференциации их на существенные и второстепенные.
3-й уровень – усваиваются существенные признаки, называ-ются вторичные, но все это связано с единичным образом, который служил опорой при формировании понятия, например: картинка, иллюстрация. Таким образом, понятие как будто усвоено, но признаки не обобщаются. 
4-й уровень – понятие усвоено полно и точно.
Описание слайда:
Выделяют 4 уровня усвоения понятия (Н. А. Менчинская) 1-й уровень – диффузно-рассеянный. На этом уровне у субъекта существует представление о том, что обозначает понятие, но признаки, отличающие данное понятие от других, он назвать не может. 2-й уровень – называются признаки, без дифференциации их на существенные и второстепенные. 3-й уровень – усваиваются существенные признаки, называ-ются вторичные, но все это связано с единичным образом, который служил опорой при формировании понятия, например: картинка, иллюстрация. Таким образом, понятие как будто усвоено, но признаки не обобщаются. 4-й уровень – понятие усвоено полно и точно.

Слайд 24





Воображение, виды воображения
Воображение – форма психического отражения, состоящая в создании образов на основе ранее сформированных представлений.
Виды воображения:
● По степени субъектности: произвольное и непроизвольное.
● По отношению к возможному будущему: мечты, фантазии.
● По степени уникальности: репродуктивное, творческое.
Описание слайда:
Воображение, виды воображения Воображение – форма психического отражения, состоящая в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Виды воображения: ● По степени субъектности: произвольное и непроизвольное. ● По отношению к возможному будущему: мечты, фантазии. ● По степени уникальности: репродуктивное, творческое.

Слайд 25






Основные функции воображения
1. Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи.
2. Регулирование эмоциональных отношений.
3. Формирование внутреннего плана человека.
4. Планирование и программирование деятельности.
5. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
Описание слайда:
Основные функции воображения 1. Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи. 2. Регулирование эмоциональных отношений. 3. Формирование внутреннего плана человека. 4. Планирование и программирование деятельности. 5. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

Слайд 26





Формы синтеза представлений в процессах воображения
Формы синтеза представлений в процессах воображения
Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета.
Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей.
Заострение – подчеркивание каких-либо признаков.
Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.
Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Описание слайда:
Формы синтеза представлений в процессах воображения Формы синтеза представлений в процессах воображения Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков. Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Слайд 27





Вопросы для самостоятельной работы
1. Объясните следующий факт: если человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то он без труда находит ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз. Почему?
2. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений?»
3. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик?
4. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека?
5. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение ребенка.
Описание слайда:
Вопросы для самостоятельной работы 1. Объясните следующий факт: если человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то он без труда находит ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз. Почему? 2. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений?» 3. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик? 4. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека? 5. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение ребенка.

Слайд 28





Литература
1. Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выгот-ский. – М., 1960.
3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб., 1997.
4. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р. Л. Грегори. – М., 1979.
5. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987.
6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М., 1968.
7. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.
Описание слайда:
Литература 1. Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992. 2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выгот-ский. – М., 1960. 3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб., 1997. 4. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р. Л. Грегори. – М., 1979. 5. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987. 6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М., 1968. 7. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.

Слайд 29





Литература
8. Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.
9. Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. – М., 1987.
10. Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964.
11. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. – М., 1990.
12. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М., 2002.
13. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 2002.
Описание слайда:
Литература 8. Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975. 9. Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. – М., 1987. 10. Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964. 11. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. – М., 1990. 12. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М., 2002. 13. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 2002.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию