🗊Презентация Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану"

Категория: Физика
Нажмите для полного просмотра!
Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №1Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №2Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №3Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №4Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №5Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №6Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №7Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №8Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №9Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №10Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №11Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №12Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №13Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №14Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №15Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №16Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №17Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №18Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №19Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №20Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №21Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №22Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №23Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №24Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №25Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №26Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №27Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №28Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №29Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №30Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №31Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №32Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №33Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №34Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №35Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №36Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №37Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №38Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №39

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану". Доклад-сообщение содержит 39 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция № 8
Тема: 
"Физические механизмы переноса веществ через мембрану"
Описание слайда:
Лекция № 8 Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану"

Слайд 2





План лекции:
Механизмы пассивного транспорта.
Простая, ограниченная, обменная и облегченная диффузия. 
Уравнение потока веществ Уссинга.
Фильтрация, осмос.
Активный транспорт, его механизмы.
Перенос веществ в сложных биологических мембранах.
Описание слайда:
План лекции: Механизмы пассивного транспорта. Простая, ограниченная, обменная и облегченная диффузия. Уравнение потока веществ Уссинга. Фильтрация, осмос. Активный транспорт, его механизмы. Перенос веществ в сложных биологических мембранах.

Слайд 3





Целый ряд процессов в клетке, таких, как возбуждение, синтез АТФ, поддержание постоянства ионного состава и содержания воды, связан с переносом веществ через биологические мембраны. Изменение скорости переноса веществ может приводить к нарушению биоэнергетических процессов, водно-солевого обмена, возбудимости и др. явлений. Коррекция этих изменений лежит в основе действия большого числа лекарственных препаратов.
Описание слайда:
Целый ряд процессов в клетке, таких, как возбуждение, синтез АТФ, поддержание постоянства ионного состава и содержания воды, связан с переносом веществ через биологические мембраны. Изменение скорости переноса веществ может приводить к нарушению биоэнергетических процессов, водно-солевого обмена, возбудимости и др. явлений. Коррекция этих изменений лежит в основе действия большого числа лекарственных препаратов.

Слайд 4





Различают 2 вида транспорта веществ через биомембрану:
Пассивный транспорт – это перенос веществ, который идет самопроизвольно по электрохимическому градиенту с уменьшением свободной энергии клетки.
Активный транспорт - это перенос веществ, который идет против электрохимического градиента с участием АТФ-азы с затратой энергии гидролиза АТФ непосредственно в процессе переноса.
Описание слайда:
Различают 2 вида транспорта веществ через биомембрану: Пассивный транспорт – это перенос веществ, который идет самопроизвольно по электрохимическому градиенту с уменьшением свободной энергии клетки. Активный транспорт - это перенос веществ, который идет против электрохимического градиента с участием АТФ-азы с затратой энергии гидролиза АТФ непосредственно в процессе переноса.

Слайд 5





Классификация 
видов  мембранного транспорта
Описание слайда:
Классификация видов мембранного транспорта

Слайд 6





Энергия пассивного транспорта создается различными градиентами:
концентрационным
осмотическим
электрическим
градиентом гидростатического давления жидкости
электрохимическим (совокупность концентрационного и электрического)
Описание слайда:
Энергия пассивного транспорта создается различными градиентами: концентрационным осмотическим электрическим градиентом гидростатического давления жидкости электрохимическим (совокупность концентрационного и электрического)

Слайд 7


Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8





  Диффузия – 
  Диффузия – 
это самопроизвольный процесс проникновения вещества из области большей в область меньшей его концентрации в результате теплового хаотического движения молекул.
Описание слайда:
Диффузия – Диффузия – это самопроизвольный процесс проникновения вещества из области большей в область меньшей его концентрации в результате теплового хаотического движения молекул.

Слайд 9





Простая диффузия описывается уравнением Фика : скорость

 диффузии             прямо 
пропорциональна градиенту

концентрации              и площади S, через которую осуществляется диффузия:
Описание слайда:
Простая диффузия описывается уравнением Фика : скорость диффузии прямо пропорциональна градиенту концентрации и площади S, через которую осуществляется диффузия:

Слайд 10


Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11






Коэффициент диффузии D численно равен количеству вещества, диффундирующего в единицу времени через единицу площади при градиенте концентрации, равном единице. Коэффициент диффузии зависит от природы вещества и от температуры.
Описание слайда:
Коэффициент диффузии D численно равен количеству вещества, диффундирующего в единицу времени через единицу площади при градиенте концентрации, равном единице. Коэффициент диффузии зависит от природы вещества и от температуры.

Слайд 12





Уравнение Коллендера-Бернульда
где
С1 и С2 – концентрации вещества по разные стороны мембраны
Р – коэффициент проницаемости, аналогичный коэффициенту диффузии
Описание слайда:
Уравнение Коллендера-Бернульда где С1 и С2 – концентрации вещества по разные стороны мембраны Р – коэффициент проницаемости, аналогичный коэффициенту диффузии

Слайд 13





График простой диффузии
Описание слайда:
График простой диффузии

Слайд 14





Молекулы, имеющие примерно одинаковую массу и размер, поступают через мембрану тем легче, чем выше их растворимость в липидах.
Существует 2 пути диффузии веществ:
Диффузия гидрофильных веществ через микроканалы
Описание слайда:
Молекулы, имеющие примерно одинаковую массу и размер, поступают через мембрану тем легче, чем выше их растворимость в липидах. Существует 2 пути диффузии веществ: Диффузия гидрофильных веществ через микроканалы

Слайд 15





         В ряде случаев скорость
  диффузии некоторых 
водорастворимых веществ во
 много раз выше, чем скорость
диффузии этих  веществ в
липидной фазе. 
         Такое явление получило
  название облегченной диффузии.
Описание слайда:
В ряде случаев скорость диффузии некоторых водорастворимых веществ во много раз выше, чем скорость диффузии этих веществ в липидной фазе. Такое явление получило название облегченной диффузии.

Слайд 16





Облегченная диффузия осуществляется
 при помощи белка-переносчика или 
каналообразующего белка.

Примером подвижного белка-переносчика может служить валиномицин, транспортирующий К+.
Примером каналообразующего белка может служить грамицидин, осуществляющий трансмембранный перенос Na+ по градиенту концентрации.
Описание слайда:
Облегченная диффузия осуществляется при помощи белка-переносчика или каналообразующего белка. Примером подвижного белка-переносчика может служить валиномицин, транспортирующий К+. Примером каналообразующего белка может служить грамицидин, осуществляющий трансмембранный перенос Na+ по градиенту концентрации.

Слайд 17





Схема облегченной диффузии, осуществляемой  при помощи каналообразующего белка.
Описание слайда:
Схема облегченной диффузии, осуществляемой при помощи каналообразующего белка.

Слайд 18





Ионные каналы биомембраны
             Ионные каналы биомембраны - это специализированные селективные поры, образованные белковыми молекулами, предназначенными для облегченной диффузии определенных ионов (Na+,K+,Ca2+,Cl-  и т.д.). 
             Выделяют три самостоятельные транспортные системы в возбудимых мембранах Na+, K+, Ca2+- каналы, сходные по своим функциям, но отличающиеся избирательностью (селективностью).
Описание слайда:
Ионные каналы биомембраны Ионные каналы биомембраны - это специализированные селективные поры, образованные белковыми молекулами, предназначенными для облегченной диффузии определенных ионов (Na+,K+,Ca2+,Cl- и т.д.). Выделяют три самостоятельные транспортные системы в возбудимых мембранах Na+, K+, Ca2+- каналы, сходные по своим функциям, но отличающиеся избирательностью (селективностью).

Слайд 19





С внешней стороны мембраны у входа в канал расположен селективный центр, в основе функционирования которого лежит принцип стерического соответствия. Его назначение - не пропускать в канал и из канала ионы большего и меньшего размеров, а со стороны цитоплазмы располагаются так называемые "ворота", которые управляются трансмембранным электрическим полем при помощи конформационно-лабильного электрического сенсора. По каналу ионы проходят по эстафетному принципу, друг за другом. Ворота могут находиться в двух состояниях:"открыто-закрыто".
Описание слайда:
С внешней стороны мембраны у входа в канал расположен селективный центр, в основе функционирования которого лежит принцип стерического соответствия. Его назначение - не пропускать в канал и из канала ионы большего и меньшего размеров, а со стороны цитоплазмы располагаются так называемые "ворота", которые управляются трансмембранным электрическим полем при помощи конформационно-лабильного электрического сенсора. По каналу ионы проходят по эстафетному принципу, друг за другом. Ворота могут находиться в двух состояниях:"открыто-закрыто".

Слайд 20





Схема 
строения натриевого ионного канала мембраны в разрезе
Описание слайда:
Схема строения натриевого ионного канала мембраны в разрезе

Слайд 21






Схема облегченной диффузии, осуществляемой  при помощи 
белка-переносчика.
Описание слайда:
Схема облегченной диффузии, осуществляемой при помощи белка-переносчика.

Слайд 22





Ферментативный перенос описывается   уравнением Михаэлиса-Ментена . 

              Поток вещества  М равен возможной максимальной скорости Vmax  реакции в условиях насыщения фермента и концентрации субстрата С.   


                                                , где k -константа
                                              
             Из уравнения следует, что при повышении концентрации субстрата скорость потока веществ реакции возрастает и приближается к некоторому постоянному значению, характерному для полного связывания с субстратом.
Описание слайда:
Ферментативный перенос описывается уравнением Михаэлиса-Ментена . Поток вещества М равен возможной максимальной скорости Vmax реакции в условиях насыщения фермента и концентрации субстрата С. , где k -константа Из уравнения следует, что при повышении концентрации субстрата скорость потока веществ реакции возрастает и приближается к некоторому постоянному значению, характерному для полного связывания с субстратом.

Слайд 23





Кинетика облегченной диффузии через мембраны при участии белка-переносчика и каналообразующего белка
Описание слайда:
Кинетика облегченной диффузии через мембраны при участии белка-переносчика и каналообразующего белка

Слайд 24





Ограниченная диффузия
        При наличии микроканалов в мембране происходит изменение полярности липидного слоя.
         Ограниченная диффузия характеризуется 
ограничением скорости движения заряженных
частиц в следствии уменьшения электри-
ческого взаимодействия.
Описание слайда:
Ограниченная диффузия При наличии микроканалов в мембране происходит изменение полярности липидного слоя. Ограниченная диффузия характеризуется ограничением скорости движения заряженных частиц в следствии уменьшения электри- ческого взаимодействия.

Слайд 25





Обменная диффузия - это ферментативный перенос веществ через мембрану как с внешней, так и с внутренней среды клетки.
Описание слайда:
Обменная диффузия - это ферментативный перенос веществ через мембрану как с внешней, так и с внутренней среды клетки.

Слайд 26





 Осмос - движение молекулы воды через полупроницаемые мембраны из места с меньшей концентрацией растворенного вещества в места с большей концентрацией. 
Осмос - это простая диффузия воды из мест с ее большей концентрацией в места с меньшей концентрацией воды. Это явление обуславливает гемолиз эритроцитов в гипотонических растворах.
Описание слайда:
Осмос - движение молекулы воды через полупроницаемые мембраны из места с меньшей концентрацией растворенного вещества в места с большей концентрацией. Осмос - это простая диффузия воды из мест с ее большей концентрацией в места с меньшей концентрацией воды. Это явление обуславливает гемолиз эритроцитов в гипотонических растворах.

Слайд 27





Уравнение, описывающее осмотический перенос воды.

Где
          - количество воды, проходящей через мембрану площадью S за единицу времени;
    Р1 и Р2 – осмотическое давление растворов по одну и по другую сторону мембраны;
    k – коэффициент проницаемости.
Описание слайда:
Уравнение, описывающее осмотический перенос воды. Где - количество воды, проходящей через мембрану площадью S за единицу времени; Р1 и Р2 – осмотическое давление растворов по одну и по другую сторону мембраны; k – коэффициент проницаемости.

Слайд 28





Фильтрация – 
это движение раствора через поры в мембране под действием градиента давления. 
Явление фильтрации играет важную роль  в процессе переноса воды через стенки кровеносных сосудов.
Описание слайда:
Фильтрация – это движение раствора через поры в мембране под действием градиента давления. Явление фильтрации играет важную роль в процессе переноса воды через стенки кровеносных сосудов.

Слайд 29





Фильтрация – 
движение жидкости через поры 
какой-либо перегородки под действием гидростатического давления.
Где
    r – радиус поры
    l – длина поры
   η – вязкость жидкости
   Р1-Р2 – разность давления между началом и концом поры
   V – объем фильтрованной жидкости
Описание слайда:
Фильтрация – движение жидкости через поры какой-либо перегородки под действием гидростатического давления. Где r – радиус поры l – длина поры η – вязкость жидкости Р1-Р2 – разность давления между началом и концом поры V – объем фильтрованной жидкости

Слайд 30





Активный транспорт
Принцип работы АТФ-азных-насосов основан на конформационных перестройках белковой макромолекулы при взаимодействии с транспортируемым ионом.

1. Na+ - K+-насос осуществляется за счет противоградиентного переноса через мембрану трех ионов натрия из клетки и накачивающий два иона калия внутрь клетки.
Описание слайда:
Активный транспорт Принцип работы АТФ-азных-насосов основан на конформационных перестройках белковой макромолекулы при взаимодействии с транспортируемым ионом. 1. Na+ - K+-насос осуществляется за счет противоградиентного переноса через мембрану трех ионов натрия из клетки и накачивающий два иона калия внутрь клетки.

Слайд 31





Основные этапы Na+ - K+-насоса :

образование комплекса фермента с АТФ на внутренней поверхности мембраны (эта реакция активируется ионами магния)
связывание комплексом трех ионов натрия
фосфолирирование фермента с образованием аденозинтрифосфата
переворот фермента внутри мембраны
реакция ионного обмена натрия на калий, происходящая на внешней поверхности мембраны
обратный переворот ферментного комплекса с переносом ионов калия внутрь клетки
возращение фермента в исходное состояние с освобождением ионов калия и неорганического фосфата
Описание слайда:
Основные этапы Na+ - K+-насоса : образование комплекса фермента с АТФ на внутренней поверхности мембраны (эта реакция активируется ионами магния) связывание комплексом трех ионов натрия фосфолирирование фермента с образованием аденозинтрифосфата переворот фермента внутри мембраны реакция ионного обмена натрия на калий, происходящая на внешней поверхности мембраны обратный переворот ферментного комплекса с переносом ионов калия внутрь клетки возращение фермента в исходное состояние с освобождением ионов калия и неорганического фосфата

Слайд 32


Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №32
Описание слайда:

Слайд 33





Активный транспорт
          2. Активный транспорт ионов кальция осуществляется через мембрану саркоплазмотического ретикулума.
            Ca2+ - насос идет за счет энергии гидролиза АТФ и переноса двух ионов кальция из клетки в межклеточное пространство.
Описание слайда:
Активный транспорт 2. Активный транспорт ионов кальция осуществляется через мембрану саркоплазмотического ретикулума. Ca2+ - насос идет за счет энергии гидролиза АТФ и переноса двух ионов кальция из клетки в межклеточное пространство.

Слайд 34





Основные этапы Са2+-насоса :
Первый этап: связывание Са2+ с комплексом Mg-АТФазы на наружной поверхности саркоплазматической мембраны.
Второй этап: гидролиз АТФ с образованием фермент-фосфатного комплекса.
Третий этап: переход связанного Са2+ через мембрану в клетку.
Четвертый этап: переход кальцийсвязывающих центров на наружную поверхность мембраны
Описание слайда:
Основные этапы Са2+-насоса : Первый этап: связывание Са2+ с комплексом Mg-АТФазы на наружной поверхности саркоплазматической мембраны. Второй этап: гидролиз АТФ с образованием фермент-фосфатного комплекса. Третий этап: переход связанного Са2+ через мембрану в клетку. Четвертый этап: переход кальцийсвязывающих центров на наружную поверхность мембраны

Слайд 35


Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №35
Описание слайда:

Слайд 36





Активный транспорт
        3.  Протонная помпа – это транспорт Н+ через мембрану митохондрии.
Описание слайда:
Активный транспорт 3. Протонная помпа – это транспорт Н+ через мембрану митохондрии.

Слайд 37


Лекция № 8. Тема: "Физические механизмы переноса веществ через мембрану", слайд №37
Описание слайда:

Слайд 38






Перенос веществ через сложные мембраны можно рассмотреть на примере опыта Уссинга.

            Камера, заполненная нормальным раствором Рингера, разделена на две части свежеизолированной кожей лягушки. Слева - наружная поверхность кожи, справа - внутренняя серозная. Поток ионов Na+ через кожу идет от наружной к внутренней поверхности и наоборот. На коже лягушки возникает разность потенциалов: внешняя сторона имеет отрицательный заряд, внутренняя сторона имеет положительный заряд.
Описание слайда:
Перенос веществ через сложные мембраны можно рассмотреть на примере опыта Уссинга. Камера, заполненная нормальным раствором Рингера, разделена на две части свежеизолированной кожей лягушки. Слева - наружная поверхность кожи, справа - внутренняя серозная. Поток ионов Na+ через кожу идет от наружной к внутренней поверхности и наоборот. На коже лягушки возникает разность потенциалов: внешняя сторона имеет отрицательный заряд, внутренняя сторона имеет положительный заряд.

Слайд 39






Уравнение Уссинга 

Направление и скорость диффузии зависит от концентрации градиентов.

Где
Мск - поток вещества из
          среды в клетку
Мкс - поток вещества из
          клетки в среду
Ск – концентрация
        вещества в клетке
Сс – концентрация 
        вещества в среде
Описание слайда:
Уравнение Уссинга Направление и скорость диффузии зависит от концентрации градиентов. Где Мск - поток вещества из среды в клетку Мкс - поток вещества из клетки в среду Ск – концентрация вещества в клетке Сс – концентрация вещества в среде



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию