🗊Презентация Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №1Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №2Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №3Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №4Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №5Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №6Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №7Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №8Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №9Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №10Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №11Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №12Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №13Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №14Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи. Доклад-сообщение содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Характеристика некоторых жанров научной речи.
Описание слайда:
Характеристика некоторых жанров научной речи.

Слайд 2






ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ НАУЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.
В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. Тезисы должны раскрывать решение поставленных вопросов.
Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально и/или графически.
Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть следующим:
— вводные слова в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых ...),
— оппозиционные фразы (внешние факторы — внутренние причины),
— классификационные фразы (поле глаголов движения, поле глаголов действия, поле глаголов состояния).
Графически логика изложения может быть подчеркнута нумерацией каждого тезиса.
Стремление автора тезисов к краткости обусловливает отсутствие, как правило, примеров, цитат, а также лаконизм стиля.
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ НАУЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. Тезисы должны раскрывать решение поставленных вопросов. Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально и/или графически. Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть следующим: — вводные слова в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых ...), — оппозиционные фразы (внешние факторы — внутренние причины), — классификационные фразы (поле глаголов движения, поле глаголов действия, поле глаголов состояния). Графически логика изложения может быть подчеркнута нумерацией каждого тезиса. Стремление автора тезисов к краткости обусловливает отсутствие, как правило, примеров, цитат, а также лаконизм стиля.

Слайд 3





ВИДЫ ТЕЗИСОВ
(по содержанию представленного материала)
Оригинальные тезисы
Описание слайда:
ВИДЫ ТЕЗИСОВ (по содержанию представленного материала) Оригинальные тезисы

Слайд 4





ТИПЫ ТЕЗИСОВ
(в зависимости о  стиля изложения)
Тезисы глагольного строя
Описание слайда:
ТИПЫ ТЕЗИСОВ (в зависимости о стиля изложения) Тезисы глагольного строя

Слайд 5






План — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль. Тема—это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается. Основная мысль—это то, что утверждается или спрашивается о теме. 
Типы плана:
1. Вопросный – в форме вопросов, тезисный в форме тезисов. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не сочетания с частицей ли. (Есть ли…);
2. Назывной, составленный из тезисов номинативного строя;
3. Тезисный –  из тезисов глагольного строя;
4. План-опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, отражающие основную информацию текста.
Описание слайда:
План — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль. Тема—это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается. Основная мысль—это то, что утверждается или спрашивается о теме. Типы плана: 1. Вопросный – в форме вопросов, тезисный в форме тезисов. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не сочетания с частицей ли. (Есть ли…); 2. Назывной, составленный из тезисов номинативного строя; 3. Тезисный – из тезисов глагольного строя; 4. План-опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, отражающие основную информацию текста.

Слайд 6






Конспектирование — письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.
При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Запись-конспект позволяет восстановить, развернуть с необходимой полнотой исходную информацию, поэтому при конспектировании надо отбирать новый и важный материал, связывать его для лучшего осознания со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения.
Виды конспектов:
 1. Конспект-план (главная информация фиксируется в виде назывных предложений);
2. Конспект-схема (главная информация фиксируется в виде вопросов, выявляющих суть проблемы);
3. Текстуальный конспект (главная информация фиксируется  в виде тезисов, выписок).
Описание слайда:
Конспектирование — письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Запись-конспект позволяет восстановить, развернуть с необходимой полнотой исходную информацию, поэтому при конспектировании надо отбирать новый и важный материал, связывать его для лучшего осознания со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения. Виды конспектов: 1. Конспект-план (главная информация фиксируется в виде назывных предложений); 2. Конспект-схема (главная информация фиксируется в виде вопросов, выявляющих суть проблемы); 3. Текстуальный конспект (главная информация фиксируется в виде тезисов, выписок).

Слайд 7






Реферат — адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. 
Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нем?»

Цель реферата в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях» (М.В. Ломоносов). Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.
Основные требования, предъявляемые к реферату:
— информативность, полнота изложения,
— объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста,
— корректность в оценке материала.
Описание слайда:
Реферат — адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нем?» Цель реферата в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях» (М.В. Ломоносов). Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста. Основные требования, предъявляемые к реферату: — информативность, полнота изложения, — объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста, — корректность в оценке материала.

Слайд 8





ВИДЫ РЕФЕРАТОВ






РЕПРОДУКТИВНЫЕ - воспроизводят содержание первичного текста.
Описание слайда:
ВИДЫ РЕФЕРАТОВ РЕПРОДУКТИВНЫЕ - воспроизводят содержание первичного текста.

Слайд 9





Структура учебной научной работы
титульный лист
оглавление
введение
главы
заключение
литература
приложения
Описание слайда:
Структура учебной научной работы титульный лист оглавление введение главы заключение литература приложения

Слайд 10


Характеристика некоторых жанров научной речи. Основные жанры научной письменной речи, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





Правила библиографического описания
Библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики идентификации документа
 (ГОСТ РФ 7.1-2003 Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;
ГОСТ РФ 7.0.5.2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. ).
                         Элементы библиографического описания: 
 
1.  Заголовок описания - фамилия автора (или нескольких авторов) и инициалы.
 
2.  Заглавие - название произведения (оно может быть осложнено параллельным заглавием, выполняющим поясняющую, уточняющую функции).
 
3.  Издание - сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения.
 
4.  Выходные данные - место издания (город), наименование издательства, год издания.
 
5. Количественная характеристика данных – фактическое количество страниц, листов.
Описание слайда:
Правила библиографического описания Библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики идентификации документа (ГОСТ РФ 7.1-2003 Библиографическое описание. Общие требования и правила составления; ГОСТ РФ 7.0.5.2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. ). Элементы библиографического описания:   1. Заголовок описания - фамилия автора (или нескольких авторов) и инициалы.   2. Заглавие - название произведения (оно может быть осложнено параллельным заглавием, выполняющим поясняющую, уточняющую функции).   3. Издание - сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения.   4. Выходные данные - место издания (город), наименование издательства, год издания.   5. Количественная характеристика данных – фактическое количество страниц, листов.

Слайд 12






примеры оформления библиографического списка:
однотомные издания

1. Книги одного, двух или трех авторов	
 Вербицкая Л. А. Говорить правильно. - М: Высшая школа, 1993. - 144 с.
 
2. Книги четырех и более авторов	
Речевое общение: Искусство убеждать /Н. В. Анисина, Е. В. Ганапольская, Л. В. Степанова, Л. П. Стычишина. - СПб.: СПбГТУ, 2000. - 129 с.
 
3. Издания, не имеющие индивидуальных авторов	
Русский язык конца XX столетия / Отв. ред. Е. А. Земская. - М: Наука, 1996. - 203 с.
 
4. Переводные издания	
Белиап П., Стил Т. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981. - 112 с.
 
5. Книги под общей редакцией	
Приватизация: чему учит мировой опыт Под общ. ред. Б. М. Болотина. - М: Международные отношения, 1993.-280с.
6. Диссертация	
Шестакова Т. Э. Дистантные связи диалогических реплик в тексте драмы: Дис. ... канд. филол. наук. - Ярославль, 2005. - 252 с.
Описание слайда:
примеры оформления библиографического списка: однотомные издания 1. Книги одного, двух или трех авторов Вербицкая Л. А. Говорить правильно. - М: Высшая школа, 1993. - 144 с.   2. Книги четырех и более авторов Речевое общение: Искусство убеждать /Н. В. Анисина, Е. В. Ганапольская, Л. В. Степанова, Л. П. Стычишина. - СПб.: СПбГТУ, 2000. - 129 с.   3. Издания, не имеющие индивидуальных авторов Русский язык конца XX столетия / Отв. ред. Е. А. Земская. - М: Наука, 1996. - 203 с.   4. Переводные издания Белиап П., Стил Т. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981. - 112 с.   5. Книги под общей редакцией Приватизация: чему учит мировой опыт Под общ. ред. Б. М. Болотина. - М: Международные отношения, 1993.-280с. 6. Диссертация Шестакова Т. Э. Дистантные связи диалогических реплик в тексте драмы: Дис. ... канд. филол. наук. - Ярославль, 2005. - 252 с.

Слайд 13





примеры оформления библиографического списка:
многотомные издания
1. Издание в целом	
 Аристотель. Соч.: В 4 т.-М.: Прогресс, 1976- 1984.
2. Отдельный том	
Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука. - Т. 1. - 1980. - 793 с.
Составная часть издания (глава, раздел, статья и т. д.)	
1. Из собрания сочинений	
Лейбниц Г. В. О мудрости // Соч.: В 4 т. - М. - Т. 3. - 1984. - С. 97-100.
2. Из книги	
Скворцов Л. И. Просторечные и жаргонные элементы в парламентских выступлениях //Культура парламентской речи. - М.,1994. - С. 103-113.
3. Из материалов конференций, и т. д.	
Саморуков Б. Е. Введение в творчество // Технологии образования и науки: Тез. докл. Научно - метод. конф. 31 янв. - 1 февр. 1995. - СПб., 1995.-С. 102-103.
4. Из журнала	
 Аникеев А. Национальное самосознание и судьбы государства // Диалог. - 1993. - № 4. - С. 4 - 105.
Описание слайда:
примеры оформления библиографического списка: многотомные издания 1. Издание в целом Аристотель. Соч.: В 4 т.-М.: Прогресс, 1976- 1984. 2. Отдельный том Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука. - Т. 1. - 1980. - 793 с. Составная часть издания (глава, раздел, статья и т. д.) 1. Из собрания сочинений Лейбниц Г. В. О мудрости // Соч.: В 4 т. - М. - Т. 3. - 1984. - С. 97-100. 2. Из книги Скворцов Л. И. Просторечные и жаргонные элементы в парламентских выступлениях //Культура парламентской речи. - М.,1994. - С. 103-113. 3. Из материалов конференций, и т. д. Саморуков Б. Е. Введение в творчество // Технологии образования и науки: Тез. докл. Научно - метод. конф. 31 янв. - 1 февр. 1995. - СПб., 1995.-С. 102-103. 4. Из журнала Аникеев А. Национальное самосознание и судьбы государства // Диалог. - 1993. - № 4. - С. 4 - 105.

Слайд 14





Построение библиографического списка
        В учебных научных работах обычно рекомендуется использовать алфавитное построение библиографического списка.
 В качестве заглавия  употребляется один из следующих вариантов: 
«Литература», 
«Список литературы»,
 «Список использованной литературы».
Описание слайда:
Построение библиографического списка В учебных научных работах обычно рекомендуется использовать алфавитное построение библиографического списка. В качестве заглавия употребляется один из следующих вариантов: «Литература», «Список литературы», «Список использованной литературы».

Слайд 15





Библиографические ссылки
Для внутритекстовых ссылок на список литературы используются следующие варианты их оформления (в круглых или квадратных скобках):
 
1) указывается фамилия автора, год издания, номер страницы: (Формановская 1989: 122); 
2) указывается порядковый номер источника в списке использованной литературы и номер страницы: [34, с. 156]; 
3) дается полное библиографическое описание, причем в целях сокращения ссылок допускается не указывать в них отдельные обязательные элементы (объем, наименование издательства).
При повторной ссылке ( два и более раз подряд) на один и тот же документ приводятся слова Там же с указанием страницы. Например: Там же. - С. 34.
Описание слайда:
Библиографические ссылки Для внутритекстовых ссылок на список литературы используются следующие варианты их оформления (в круглых или квадратных скобках): 1) указывается фамилия автора, год издания, номер страницы: (Формановская 1989: 122); 2) указывается порядковый номер источника в списке использованной литературы и номер страницы: [34, с. 156]; 3) дается полное библиографическое описание, причем в целях сокращения ссылок допускается не указывать в них отдельные обязательные элементы (объем, наименование издательства). При повторной ссылке ( два и более раз подряд) на один и тот же документ приводятся слова Там же с указанием страницы. Например: Там же. - С. 34.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию