🗊Презентация Линейное программирование

Нажмите для полного просмотра!
Линейное программирование, слайд №1Линейное программирование, слайд №2Линейное программирование, слайд №3Линейное программирование, слайд №4Линейное программирование, слайд №5Линейное программирование, слайд №6Линейное программирование, слайд №7Линейное программирование, слайд №8Линейное программирование, слайд №9Линейное программирование, слайд №10Линейное программирование, слайд №11Линейное программирование, слайд №12Линейное программирование, слайд №13Линейное программирование, слайд №14Линейное программирование, слайд №15Линейное программирование, слайд №16Линейное программирование, слайд №17Линейное программирование, слайд №18Линейное программирование, слайд №19Линейное программирование, слайд №20Линейное программирование, слайд №21Линейное программирование, слайд №22Линейное программирование, слайд №23Линейное программирование, слайд №24Линейное программирование, слайд №25Линейное программирование, слайд №26Линейное программирование, слайд №27Линейное программирование, слайд №28Линейное программирование, слайд №29Линейное программирование, слайд №30Линейное программирование, слайд №31Линейное программирование, слайд №32Линейное программирование, слайд №33Линейное программирование, слайд №34Линейное программирование, слайд №35Линейное программирование, слайд №36Линейное программирование, слайд №37Линейное программирование, слайд №38Линейное программирование, слайд №39Линейное программирование, слайд №40Линейное программирование, слайд №41Линейное программирование, слайд №42Линейное программирование, слайд №43Линейное программирование, слайд №44Линейное программирование, слайд №45Линейное программирование, слайд №46Линейное программирование, слайд №47Линейное программирование, слайд №48Линейное программирование, слайд №49Линейное программирование, слайд №50Линейное программирование, слайд №51Линейное программирование, слайд №52Линейное программирование, слайд №53Линейное программирование, слайд №54Линейное программирование, слайд №55Линейное программирование, слайд №56Линейное программирование, слайд №57Линейное программирование, слайд №58Линейное программирование, слайд №59Линейное программирование, слайд №60Линейное программирование, слайд №61Линейное программирование, слайд №62Линейное программирование, слайд №63Линейное программирование, слайд №64Линейное программирование, слайд №65Линейное программирование, слайд №66Линейное программирование, слайд №67Линейное программирование, слайд №68Линейное программирование, слайд №69Линейное программирование, слайд №70Линейное программирование, слайд №71Линейное программирование, слайд №72Линейное программирование, слайд №73Линейное программирование, слайд №74Линейное программирование, слайд №75Линейное программирование, слайд №76Линейное программирование, слайд №77Линейное программирование, слайд №78Линейное программирование, слайд №79Линейное программирование, слайд №80Линейное программирование, слайд №81Линейное программирование, слайд №82Линейное программирование, слайд №83Линейное программирование, слайд №84Линейное программирование, слайд №85Линейное программирование, слайд №86Линейное программирование, слайд №87Линейное программирование, слайд №88Линейное программирование, слайд №89Линейное программирование, слайд №90Линейное программирование, слайд №91Линейное программирование, слайд №92Линейное программирование, слайд №93Линейное программирование, слайд №94Линейное программирование, слайд №95Линейное программирование, слайд №96Линейное программирование, слайд №97Линейное программирование, слайд №98Линейное программирование, слайд №99Линейное программирование, слайд №100Линейное программирование, слайд №101Линейное программирование, слайд №102Линейное программирование, слайд №103Линейное программирование, слайд №104Линейное программирование, слайд №105Линейное программирование, слайд №106

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Линейное программирование. Доклад-сообщение содержит 106 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Линейное программирование
Описание слайда:
Линейное программирование

Слайд 2





Оглавление
Задача линейного программирования – 3 слайд.
Геометрический метод решения ЗЛП – 26 слайд.
Задача линейного программирования в стандартной форме – 32 слайд.
Симплексный метод решения ЗЛП – 42 слайд.
Метод Гаусса – 48 слайд.
Симплекс метод – 58 слайд.
Метод искусственного базиса – 76 слайд.
Двойственность задач линейного программирования – 87 слайд.
Описание слайда:
Оглавление Задача линейного программирования – 3 слайд. Геометрический метод решения ЗЛП – 26 слайд. Задача линейного программирования в стандартной форме – 32 слайд. Симплексный метод решения ЗЛП – 42 слайд. Метод Гаусса – 48 слайд. Симплекс метод – 58 слайд. Метод искусственного базиса – 76 слайд. Двойственность задач линейного программирования – 87 слайд.

Слайд 3





Задача линейного программирования (ЛП)
 
Описание слайда:
Задача линейного программирования (ЛП)  

Слайд 4





Этапы построения математической модели
Определение переменных задачи.
Представление ограничений в виде линейных уравнений или неравенств.
Задание линейной целевой функции и смысла оптимизации.
Описание слайда:
Этапы построения математической модели Определение переменных задачи. Представление ограничений в виде линейных уравнений или неравенств. Задание линейной целевой функции и смысла оптимизации.

Слайд 5





Классические задачи линейного программирования
Задача технического контроля (слайд 6);
Транспортная задача (слайд 13 );
Задача о диете (слайд 16);
Задача об использовании сырья (слайд 19).
Описание слайда:
Классические задачи линейного программирования Задача технического контроля (слайд 6); Транспортная задача (слайд 13 ); Задача о диете (слайд 16); Задача об использовании сырья (слайд 19).

Слайд 6





Задача технического контроля
Примечание: ОТК – Отдел Технического Контроля
Описание слайда:
Задача технического контроля Примечание: ОТК – Отдел Технического Контроля

Слайд 7


Линейное программирование, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8


Линейное программирование, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





Построение модели
Определим переменные задачи
 – число контролеров 1 разряда;
 – число контролеров 2 разряда.
Представим ограничение в виде неравенств
Описание слайда:
Построение модели Определим переменные задачи – число контролеров 1 разряда; – число контролеров 2 разряда. Представим ограничение в виде неравенств

Слайд 10





Построение модели
В день необходимо изготовить 1800 изделий (за 8 часов работы).
Или
Описание слайда:
Построение модели В день необходимо изготовить 1800 изделий (за 8 часов работы). Или

Слайд 11





3. Задание целевой функции
Расходы фирмы имеют две составляющие
заработная плата контроллеров;
убытки из-за ошибок контроллеров.
Таким образом, один контроллер соответствующего разряда обходится фирме:
I разряд 
II разряд 
Целевая функция затрат на ОТК за 8 часов:
Описание слайда:
3. Задание целевой функции Расходы фирмы имеют две составляющие заработная плата контроллеров; убытки из-за ошибок контроллеров. Таким образом, один контроллер соответствующего разряда обходится фирме: I разряд II разряд Целевая функция затрат на ОТК за 8 часов:

Слайд 12





Вся задача технического контроля может быть сформулирована следующим образом.
Вся задача технического контроля может быть сформулирована следующим образом.
Описание слайда:
Вся задача технического контроля может быть сформулирована следующим образом. Вся задача технического контроля может быть сформулирована следующим образом.

Слайд 13





Транспортная задача
Или задача о рациональном перевозе однородных продуктов из пунктов производства в пункты потребления.
Описание слайда:
Транспортная задача Или задача о рациональном перевозе однородных продуктов из пунктов производства в пункты потребления.

Слайд 14





В каждом пункте  производится  количество продукта, 
В каждом пункте  производится  количество продукта, 
Пункт потребляет  количества продукта, j.
Предполагается, что спрос соответствует предложению:
Транспортные издержки перевозки продукта из пункта  в пунктсоставляют  .
Требуется минимизировать транспортные издержки и удовлетворить запросы всех потребителей за счет производства
Описание слайда:
В каждом пункте производится количество продукта, В каждом пункте производится количество продукта, Пункт потребляет количества продукта, j. Предполагается, что спрос соответствует предложению: Транспортные издержки перевозки продукта из пункта в пунктсоставляют . Требуется минимизировать транспортные издержки и удовлетворить запросы всех потребителей за счет производства

Слайд 15





Математическая модель задачи
Введем переменные
 - количество продукта перевозимого из пункта  в пункт.
Тогда математическая постановка задачи имеет вид:
Описание слайда:
Математическая модель задачи Введем переменные - количество продукта перевозимого из пункта в пункт. Тогда математическая постановка задачи имеет вид:

Слайд 16





Задача о диете
Или задача о составлении рациона
Описание слайда:
Задача о диете Или задача о составлении рациона

Слайд 17





Имеется n различных продуктов. Стоимость каждого продукта составляет  .
Имеется n различных продуктов. Стоимость каждого продукта составляет  .
Ингредиенты продуктов следующие:
Калорийность;
жиры ;
белки ;
 углеводы .
Суточная потребность конкретного человека в калориях, жирах, белках и углеводах составляет , , ,  единиц соответственно.
Требуется удовлетворить суточную потребность в энергии, не превышая потребления жиров, белков, углеводов при минимальных затратах.
Описание слайда:
Имеется n различных продуктов. Стоимость каждого продукта составляет . Имеется n различных продуктов. Стоимость каждого продукта составляет . Ингредиенты продуктов следующие: Калорийность; жиры ; белки ; углеводы . Суточная потребность конкретного человека в калориях, жирах, белках и углеводах составляет , , , единиц соответственно. Требуется удовлетворить суточную потребность в энергии, не превышая потребления жиров, белков, углеводов при минимальных затратах.

Слайд 18





Математическая модель задачи
Введем переменные
 - количество потребления j-го продукта.
Тогда математическая постановка задачи имеет вид:
Описание слайда:
Математическая модель задачи Введем переменные - количество потребления j-го продукта. Тогда математическая постановка задачи имеет вид:

Слайд 19





Задача об использовании сырья
Описание слайда:
Задача об использовании сырья

Слайд 20





Изготавливаются два продукта  и из трех видов сырья , , .
Изготавливаются два продукта  и из трех видов сырья , , .
Запасы каждого сырья равны , , .
На единицу продукции  уходит  количества сырья 
 – ; 
 – .
На единицу продукции  уходит  количества сырья 
 – ; 
 – .
Требуется так запланировать выпуск продуктов и , чтобы доход от реализации продукции был максимален при имеющихся запасах сырья.
Описание слайда:
Изготавливаются два продукта и из трех видов сырья , , . Изготавливаются два продукта и из трех видов сырья , , . Запасы каждого сырья равны , , . На единицу продукции уходит количества сырья – ; – . На единицу продукции уходит количества сырья – ; – . Требуется так запланировать выпуск продуктов и , чтобы доход от реализации продукции был максимален при имеющихся запасах сырья.

Слайд 21





Исходные данные задачи
Представим исходные данные в виде таблицы
Описание слайда:
Исходные данные задачи Представим исходные данные в виде таблицы

Слайд 22





Пусть имеет место задача об использовании сырья некоторого кондитерского предприятия, выпускающего
Пусть имеет место задача об использовании сырья некоторого кондитерского предприятия, выпускающего
 - карамель А;
- карамель Б.
При этом используется сырье
 – сахар;
 – джем;
 – шоколад.
Описание слайда:
Пусть имеет место задача об использовании сырья некоторого кондитерского предприятия, выпускающего Пусть имеет место задача об использовании сырья некоторого кондитерского предприятия, выпускающего - карамель А; - карамель Б. При этом используется сырье – сахар; – джем; – шоколад.

Слайд 23





Исходные данные для кондитерской
Тогда после перехода к условным единицам получим таблицу
Описание слайда:
Исходные данные для кондитерской Тогда после перехода к условным единицам получим таблицу

Слайд 24





Математическая модель задачи
Введем переменные
 единиц продукции  выпускает предприятие;
 единиц продукции  выпускает предприятие;
Тогда математическая постановка задачи имеет вид:
Описание слайда:
Математическая модель задачи Введем переменные единиц продукции выпускает предприятие; единиц продукции выпускает предприятие; Тогда математическая постановка задачи имеет вид:

Слайд 25





Графическое решение
1. Строим ограничения – неравенства.
2. Строим линию уровня
3. Зададим const = 100.
4. Перенесем линию уровня параллельно в сторону увеличения ЦФ до пересечения с  крайней вершиной многогранника ограничений
Описание слайда:
Графическое решение 1. Строим ограничения – неравенства. 2. Строим линию уровня 3. Зададим const = 100. 4. Перенесем линию уровня параллельно в сторону увеличения ЦФ до пересечения с крайней вершиной многогранника ограничений

Слайд 26





Геометрический метод решения ЗЛП
Решим геометрическим методом задачу технического контроля:
Описание слайда:
Геометрический метод решения ЗЛП Решим геометрическим методом задачу технического контроля:

Слайд 27





Построив все ограничения-неравенства, получим множество допустимых решений – треугольник ABC.
Построив все ограничения-неравенства, получим множество допустимых решений – треугольник ABC.
Для построения ЦФ необходимо построить линию уровня для любой константы, например для 600.
 
Линия уровня попала в область допустимых решений.
Теперь если изменять константу, то линия уровня будут перемещаться параллельно.
Увеличиваем константу до тех пор, пока линия уровня не достигнет крайней вершины треугольника ABC - А.
Описание слайда:
Построив все ограничения-неравенства, получим множество допустимых решений – треугольник ABC. Построив все ограничения-неравенства, получим множество допустимых решений – треугольник ABC. Для построения ЦФ необходимо построить линию уровня для любой константы, например для 600.   Линия уровня попала в область допустимых решений. Теперь если изменять константу, то линия уровня будут перемещаться параллельно. Увеличиваем константу до тех пор, пока линия уровня не достигнет крайней вершины треугольника ABC - А.

Слайд 28





Вершина треугольника А имеет координаты. 
Вершина треугольника А имеет координаты. 
Таким образом, для оптимальной работы ОТК необходимо использовать 8 контроллеров 1 разряда и 1.6 контроллеров 2 разряда. 
Значение1.6 означает или неполный рабочий день, или округление до двух контроллеров.
Описание слайда:
Вершина треугольника А имеет координаты. Вершина треугольника А имеет координаты. Таким образом, для оптимальной работы ОТК необходимо использовать 8 контроллеров 1 разряда и 1.6 контроллеров 2 разряда. Значение1.6 означает или неполный рабочий день, или округление до двух контроллеров.

Слайд 29





Частные случаи геометрических решений
Описание слайда:
Частные случаи геометрических решений

Слайд 30





Пример 1
Описание слайда:
Пример 1

Слайд 31





Пример 2
Описание слайда:
Пример 2

Слайд 32





Задача линейного программирования в стандартной форме
Описание слайда:
Задача линейного программирования в стандартной форме

Слайд 33





ЗЛП в стандартной форме содержит следующие элементы:
ЗЛП в стандартной форме содержит следующие элементы:
Ограничения только в виде равенств;
Все переменные  ограничены;
Ресурсы 
ЦФ
Описание слайда:
ЗЛП в стандартной форме содержит следующие элементы: ЗЛП в стандартной форме содержит следующие элементы: Ограничения только в виде равенств; Все переменные ограничены; Ресурсы ЦФ

Слайд 34





Матрично–векторная запись
где А – матрица коэффициентов;
 - вектор переменных;
 - вектор ресурсов
 - вектор оценок задачи линейного программирования.
Описание слайда:
Матрично–векторная запись где А – матрица коэффициентов; - вектор переменных; - вектор ресурсов - вектор оценок задачи линейного программирования.

Слайд 35





Приведение ЗЛП к стандартному виду
Преобразование неравенств
Ограничения – неравенства можно преобразовать в равенства при помощи введения остаточных и избыточных переменных  . 
Остаточные переменные вводятся со знаком «плюс», избыточные со знаком «минус».
Описание слайда:
Приведение ЗЛП к стандартному виду Преобразование неравенств Ограничения – неравенства можно преобразовать в равенства при помощи введения остаточных и избыточных переменных . Остаточные переменные вводятся со знаком «плюс», избыточные со знаком «минус».

Слайд 36





Преобразования неравенств
Пример 1
Добавим остаточную переменную 
 
Пример 2
Добавим избыточную переменную 
 
Описание слайда:
Преобразования неравенств Пример 1 Добавим остаточную переменную   Пример 2 Добавим избыточную переменную  

Слайд 37





Преобразования неравенств
Преобразуем неравенства из задачи об использовании сырья добавив во все три уравнения остаточную переменную.
Описание слайда:
Преобразования неравенств Преобразуем неравенства из задачи об использовании сырья добавив во все три уравнения остаточную переменную.

Слайд 38





Приведение ЗЛП к стандартному виду
Преобразование неограниченных по знаку переменных
Переменные задачи линейного программирования в стандартной форме предполагаются только неотрицательными. Неограниченные переменные необходимо заменить разностью двух положительных переменных.
Здесь . Переменные  может быть положительным и отрицательным в зависимости от соотношения .
Описание слайда:
Приведение ЗЛП к стандартному виду Преобразование неограниченных по знаку переменных Переменные задачи линейного программирования в стандартной форме предполагаются только неотрицательными. Неограниченные переменные необходимо заменить разностью двух положительных переменных. Здесь . Переменные может быть положительным и отрицательным в зависимости от соотношения .

Слайд 39





Приведение ЗЛП к стандартному виду
Устранение отрицательных ресурсов
Уравнения с отрицательными значениями ресурсов  необходимо умножить на (-1).
Описание слайда:
Приведение ЗЛП к стандартному виду Устранение отрицательных ресурсов Уравнения с отрицательными значениями ресурсов необходимо умножить на (-1).

Слайд 40





Пример приведения ЗЛП к стандартному виду
Дана следующая система:
Переменная  - неограниченна 
  
Умножим на (-1) уравнение (3).
Введем дополнительные переменные: остаточную  в уравнение (1) и избыточную переменную  в уравнение (2).
Описание слайда:
Пример приведения ЗЛП к стандартному виду Дана следующая система: Переменная - неограниченна   Умножим на (-1) уравнение (3). Введем дополнительные переменные: остаточную в уравнение (1) и избыточную переменную в уравнение (2).

Слайд 41





Перепишем задачу ЛП с учетом новых переменных и замен:
Перепишем задачу ЛП с учетом новых переменных и замен:
Описание слайда:
Перепишем задачу ЛП с учетом новых переменных и замен: Перепишем задачу ЛП с учетом новых переменных и замен:

Слайд 42





Симплекс метод решения ЗЛП
Описание слайда:
Симплекс метод решения ЗЛП

Слайд 43





Запишем задачу линейного программирования в стандартной форме в развернутом виде:
Запишем задачу линейного программирования в стандартной форме в развернутом виде:
Число уравнений системы меньше числа неизвестных (m < n).
Описание слайда:
Запишем задачу линейного программирования в стандартной форме в развернутом виде: Запишем задачу линейного программирования в стандартной форме в развернутом виде: Число уравнений системы меньше числа неизвестных (m < n).

Слайд 44





Метод Гаусса – Жордана
Основная идея метода состоит в сведении m уравнения с n неизвестными к каноническому или ступенчатому виду, путем линейных преобразования над строками (сложение строк и умножение на скаляр). 
Это позволяет привести СЛАУ к следующему виду:
Описание слайда:
Метод Гаусса – Жордана Основная идея метода состоит в сведении m уравнения с n неизвестными к каноническому или ступенчатому виду, путем линейных преобразования над строками (сложение строк и умножение на скаляр). Это позволяет привести СЛАУ к следующему виду:

Слайд 45





Базисные и свободные переменные
Переменные  которые входят в одно уравнение с коэффициентом 1, а в остальные с коэффициентом 0 называют базисными (зависимыми).
Переменные называют свободными (независимыми).
В канонических системах в любом уравнении присутствует только одна базисная переменная.
Описание слайда:
Базисные и свободные переменные Переменные которые входят в одно уравнение с коэффициентом 1, а в остальные с коэффициентом 0 называют базисными (зависимыми). Переменные называют свободными (независимыми). В канонических системах в любом уравнении присутствует только одна базисная переменная.

Слайд 46





Выразим из предыдущей системы базисные переменные:
Выразим из предыдущей системы базисные переменные:
Из этой системы можно получить решение для базисных переменных, присваивая независимым переменным произвольные значения
Описание слайда:
Выразим из предыдущей системы базисные переменные: Выразим из предыдущей системы базисные переменные: Из этой системы можно получить решение для базисных переменных, присваивая независимым переменным произвольные значения

Слайд 47





Базисное решение
 
Описание слайда:
Базисное решение  

Слайд 48





Метод последовательного исключения переменных (метод Гаусса)
Метод Гаусса состоит из двух этапов:
Прямой ход
Обратный ход
Цель прямого хода - приведение матрицы системы A к верхнетреугольному виду.
Описание слайда:
Метод последовательного исключения переменных (метод Гаусса) Метод Гаусса состоит из двух этапов: Прямой ход Обратный ход Цель прямого хода - приведение матрицы системы A к верхнетреугольному виду.

Слайд 49





Прямой ход
На каждом шаге преобразования выбирается k-я главная или ведущая строка. Диагональные элементы главной строки  называются главными элементами
На прямом ходе выполняется следующие действия:
Для всех строк, кроме главной, находим множитель 
 
К каждой неглавной добавляем главную строку, умноженную на множитель 
 
 
Описание слайда:
Прямой ход На каждом шаге преобразования выбирается k-я главная или ведущая строка. Диагональные элементы главной строки называются главными элементами На прямом ходе выполняется следующие действия: Для всех строк, кроме главной, находим множитель   К каждой неглавной добавляем главную строку, умноженную на множитель    

Слайд 50





Прямой ход
Главную строку делим на главный элемент ;
Главную строку вычеркиваем, размерность системы становится меньше на единицу, то есть (n-1).
На следующем шаге исключения главной строкой вновь становится верхняя строка, находящаяся под вычеркнутой на предыдущем шаге.
Все указанные выше преобразования повторяются столько раз, пока главная строка не становится единственной в системе.
Описание слайда:
Прямой ход Главную строку делим на главный элемент ; Главную строку вычеркиваем, размерность системы становится меньше на единицу, то есть (n-1). На следующем шаге исключения главной строкой вновь становится верхняя строка, находящаяся под вычеркнутой на предыдущем шаге. Все указанные выше преобразования повторяются столько раз, пока главная строка не становится единственной в системе.

Слайд 51





Обратный ход
Вектор неизвестных СЛАУ  находится в обратном порядке, начиная с последнего. Для этого составляется матрица из вычеркнутых строк, она имеет верхнетреугольный вид. 
Из последнего уравнения находится неизвестный , затем неизвестные находятся в порядке , , …, .
Описание слайда:
Обратный ход Вектор неизвестных СЛАУ находится в обратном порядке, начиная с последнего. Для этого составляется матрица из вычеркнутых строк, она имеет верхнетреугольный вид. Из последнего уравнения находится неизвестный , затем неизвестные находятся в порядке , , …, .

Слайд 52





Пример решения СЛАУ методом Гаусса
Описание слайда:
Пример решения СЛАУ методом Гаусса

Слайд 53





Для уменьшения возможности ошибок счета вводятся контрольные суммы (столбец c ), с которыми выполняются следующие преобразования.
Для уменьшения возможности ошибок счета вводятся контрольные суммы (столбец c ), с которыми выполняются следующие преобразования.
на прямом ходе те же преобразования, что со столбцом свободных членов b. Контроль правильности преобразования строки на очередном шаге проводится суммированием всех коэффициентов в строке и свободного члена. Эти значения должны быть равны.
на обратном ходе одновременно с вычислением корней ,вычисляются корни  , которые получены если в выделенном в системе уравнении вместо свободного члена  использовать значение контрольной суммы  . Между корнями должно выполняться такое соответствие .
Описание слайда:
Для уменьшения возможности ошибок счета вводятся контрольные суммы (столбец c ), с которыми выполняются следующие преобразования. Для уменьшения возможности ошибок счета вводятся контрольные суммы (столбец c ), с которыми выполняются следующие преобразования. на прямом ходе те же преобразования, что со столбцом свободных членов b. Контроль правильности преобразования строки на очередном шаге проводится суммированием всех коэффициентов в строке и свободного члена. Эти значения должны быть равны. на обратном ходе одновременно с вычислением корней ,вычисляются корни , которые получены если в выделенном в системе уравнении вместо свободного члена использовать значение контрольной суммы . Между корнями должно выполняться такое соответствие .

Слайд 54





Метод главных элементов
Применяется в случаях, когда главные диагональные элементы системы уравнений в результате преобразований получаются нулевые.
В этих условиях схема единственного деления становится неработоспособной, так как на главные элементы в ходе преобразований производится деление.
Описание слайда:
Метод главных элементов Применяется в случаях, когда главные диагональные элементы системы уравнений в результате преобразований получаются нулевые. В этих условиях схема единственного деления становится неработоспособной, так как на главные элементы в ходе преобразований производится деление.

Слайд 55





Основная идея метода главных элементов 
На каждом шаге выбирают главный элемент матрицы А – максимальный по модулю коэффициент в матрице . Строка p – главная строка.
Для всех строк, кроме главной, вычисляются множители:
 
К каждой неглавной строке добавляют главную, умноженную на сомножитель . В результате q-й столбец – нулевой.
Вычеркиваем p-ю строку и q-й столбец. В результате получаем матрицу , размерность которой на единицу меньше предыдущей матрицы А.
Процедуру повторяем с первого шага (n-1) раз.
Описание слайда:
Основная идея метода главных элементов На каждом шаге выбирают главный элемент матрицы А – максимальный по модулю коэффициент в матрице . Строка p – главная строка. Для всех строк, кроме главной, вычисляются множители:   К каждой неглавной строке добавляют главную, умноженную на сомножитель . В результате q-й столбец – нулевой. Вычеркиваем p-ю строку и q-й столбец. В результате получаем матрицу , размерность которой на единицу меньше предыдущей матрицы А. Процедуру повторяем с первого шага (n-1) раз.

Слайд 56





Основная идея метода главных элементов 
В результате составляем новую систему уравнений из вычеркнутых строк. Полученная матрица не треугольного вида, как в схеме единственного деления Гаусса. Но каждое уравнение содержит разное количество неизвестных: 
в последнем уравнении – 1 неизвестное; 
в (n-1)-м –2 неизвестных и т.д.;
в первом уравнении – все n неизвестных. 
Такой вид преобразованной системы позволяет последовательно находить неизвестные, начиная с последнего уравнения.
Описание слайда:
Основная идея метода главных элементов В результате составляем новую систему уравнений из вычеркнутых строк. Полученная матрица не треугольного вида, как в схеме единственного деления Гаусса. Но каждое уравнение содержит разное количество неизвестных: в последнем уравнении – 1 неизвестное; в (n-1)-м –2 неизвестных и т.д.; в первом уравнении – все n неизвестных. Такой вид преобразованной системы позволяет последовательно находить неизвестные, начиная с последнего уравнения.

Слайд 57





Пример решения СЛАУ методом Гаусса с выбором главного элемента
Описание слайда:
Пример решения СЛАУ методом Гаусса с выбором главного элемента

Слайд 58





Симплекс метод
Теорема 1
Множество опорных планов – выпукло
Теорема 2
Если ЗЛП разрешима, то экстремум целевой функции достигается на одном из опорных планов (допустимом базисном решении).
То есть оптимальное решение соответствует крайней точке выпуклого множества.
Число опорных планов конечно и определяется числом
Описание слайда:
Симплекс метод Теорема 1 Множество опорных планов – выпукло Теорема 2 Если ЗЛП разрешима, то экстремум целевой функции достигается на одном из опорных планов (допустимом базисном решении). То есть оптимальное решение соответствует крайней точке выпуклого множества. Число опорных планов конечно и определяется числом

Слайд 59





Алгоритм симплекс метода
Выбор начального опорного плана.
Переход от начального опорного плана к другому опорному плану с лучшим значением целевой функции. (!Смежному). Приведение системы, для смежного опорного плана к каноническому виду
Продолжение поиска опорного плана улучшающего целевую функцию до достижения оптимального плана..
Описание слайда:
Алгоритм симплекс метода Выбор начального опорного плана. Переход от начального опорного плана к другому опорному плану с лучшим значением целевой функции. (!Смежному). Приведение системы, для смежного опорного плана к каноническому виду Продолжение поиска опорного плана улучшающего целевую функцию до достижения оптимального плана..

Слайд 60





Смежный опорный план
Смежным опорным планом называют план, отличающийся от текущего лишь одной переменной.
Для получения смежного опорного плана одну базисную переменную превращают в свободную, а эту свободную вводят в базисные переменные.
Основной здесь вопрос – какую переменную выбрать, чтобы целевая функция уменьшалась?
Описание слайда:
Смежный опорный план Смежным опорным планом называют план, отличающийся от текущего лишь одной переменной. Для получения смежного опорного плана одну базисную переменную превращают в свободную, а эту свободную вводят в базисные переменные. Основной здесь вопрос – какую переменную выбрать, чтобы целевая функция уменьшалась?

Слайд 61





Составим симплекс – таблицу для задачи использования ресурсов. 
Составим симплекс – таблицу для задачи использования ресурсов. 
Для этого
 запишем - задачу в каноническом виде и 
заменим - цель поиска максимум на минимум.
Описание слайда:
Составим симплекс – таблицу для задачи использования ресурсов. Составим симплекс – таблицу для задачи использования ресурсов. Для этого запишем - задачу в каноническом виде и заменим - цель поиска максимум на минимум.

Слайд 62





Начальный опорный план
Описание слайда:
Начальный опорный план

Слайд 63





I. Нахождение начального опорного плана
Переменные  – входят только в одно уравнения, значит они базисные.
Переменные  - свободные.
Свободные переменные могут принимать любые значения, но для удобства их принимают равным 0.
Таким образом опорный план 
Целевая функция
Описание слайда:
I. Нахождение начального опорного плана Переменные – входят только в одно уравнения, значит они базисные. Переменные - свободные. Свободные переменные могут принимать любые значения, но для удобства их принимают равным 0. Таким образом опорный план Целевая функция

Слайд 64





II. Нахождение смежного опорного плана
Необходимо одну переменную из свободных перевести в базис, так, чтобы целевая функция уменьшалась.
Для удобства запишем ЗЛП в стандартной векторно-матричной форме:
Описание слайда:
II. Нахождение смежного опорного плана Необходимо одну переменную из свободных перевести в базис, так, чтобы целевая функция уменьшалась. Для удобства запишем ЗЛП в стандартной векторно-матричной форме:

Слайд 65





Приращение целевой функции :
Приращение целевой функции :
Где  свободным переменным (в нашем случае k=1, k=2) .
  – суммирование ведется только по базисным переменным.
Приращения вычисляются только для свободных переменных:
Описание слайда:
Приращение целевой функции : Приращение целевой функции : Где свободным переменным (в нашем случае k=1, k=2) . – суммирование ведется только по базисным переменным. Приращения вычисляются только для свободных переменных:

Слайд 66





Лемма 1
Если все приращения симплекс-плана , следовательно, текущий опорный план оптимальный.
Следовательно улучшение целевой функции приносит та свободная переменная , приращение которой отрицательно 
Если есть несколько отрицательных , то для замены можно выбрать любую. Но обычно выбирают переменную с наименьшим
Описание слайда:
Лемма 1 Если все приращения симплекс-плана , следовательно, текущий опорный план оптимальный. Следовательно улучшение целевой функции приносит та свободная переменная , приращение которой отрицательно Если есть несколько отрицательных , то для замены можно выбрать любую. Но обычно выбирают переменную с наименьшим

Слайд 67





Лемма 2
Если хотя бы одно из приращений  и при этом среди коэффициентов  есть хотя бы один положительный, то существует опорный план улучшающий текущий.
Величина  определяет, какая из базисных переменных уйдет в свободные на место 
 вычисляется только для 
В свободные переменные уходит та переменная , для которой отношение  минимально
Описание слайда:
Лемма 2 Если хотя бы одно из приращений и при этом среди коэффициентов есть хотя бы один положительный, то существует опорный план улучшающий текущий. Величина определяет, какая из базисных переменных уйдет в свободные на место вычисляется только для В свободные переменные уходит та переменная , для которой отношение минимально

Слайд 68






Выбранная для данного примера переменная  меняется местами с .
Описание слайда:
Выбранная для данного примера переменная меняется местами с .

Слайд 69





III. Приведение системы к каноническому виду
Так как переменную ввели в базис, то она должна в третьем уравнении иметь коэффициент равный единице, а во всех остальных нулю.
Записав второй столбец        , осуществим эквивалентные преобразования с первой строкой системы.
К каждой неглавной строке добавляем главную, умноженную на коэффициент 
Где  главный (ведущий) элемент.
k- номер столбца ведущего элемента.
p – строка ведущего элемента.
Описание слайда:
III. Приведение системы к каноническому виду Так как переменную ввели в базис, то она должна в третьем уравнении иметь коэффициент равный единице, а во всех остальных нулю. Записав второй столбец , осуществим эквивалентные преобразования с первой строкой системы. К каждой неглавной строке добавляем главную, умноженную на коэффициент Где главный (ведущий) элемент. k- номер столбца ведущего элемента. p – строка ведущего элемента.

Слайд 70





Шаг 1
Описание слайда:
Шаг 1

Слайд 71





Шаг 2
Описание слайда:
Шаг 2

Слайд 72





Шаг 3
Описание слайда:
Шаг 3

Слайд 73





Шаг 4
Описание слайда:
Шаг 4

Слайд 74





Полная симплекс таблица
Описание слайда:
Полная симплекс таблица

Слайд 75





Замечание
Если на шаге I выбрать  - разрешающим столбцом, то стратегия поиска такова:
 
Оптимум достигнут за 2 шага.
Описание слайда:
Замечание Если на шаге I выбрать - разрешающим столбцом, то стратегия поиска такова:   Оптимум достигнут за 2 шага.

Слайд 76





Метод искусственного базиса
Пусть задача линейного программирования приведена к стандартному виду:
Пусть все, но часть или все базисные переменные отрицательны, . Следовательно, опорного плана нет.
Описание слайда:
Метод искусственного базиса Пусть задача линейного программирования приведена к стандартному виду: Пусть все, но часть или все базисные переменные отрицательны, . Следовательно, опорного плана нет.

Слайд 77





Дополним уравнения – ограничения искусственными переменными (предполагаем, что все ).
Дополним уравнения – ограничения искусственными переменными (предполагаем, что все ).
Введем m переменных (по количеству уравнений) , которые в новой системе будут базисными, а отрицательные уйдут в свободные.
В результате получим следующую эквивалентную задачу:
Описание слайда:
Дополним уравнения – ограничения искусственными переменными (предполагаем, что все ). Дополним уравнения – ограничения искусственными переменными (предполагаем, что все ). Введем m переменных (по количеству уравнений) , которые в новой системе будут базисными, а отрицательные уйдут в свободные. В результате получим следующую эквивалентную задачу:

Слайд 78





Переменные  не имеют никакого отношения к исходной задаче линейного программирования и служат лишь для получения опорного плана и называются искусственными переменными. А новая целевая функция  сформирована для полноты задачи.
Переменные  не имеют никакого отношения к исходной задаче линейного программирования и служат лишь для получения опорного плана и называются искусственными переменными. А новая целевая функция  сформирована для полноты задачи.
В оптимальном опорном плане искусственные переменные должны быть равны нулю. В противном случае нарушится условие первоначальной задачи.
В начальном опорном плане искусственные переменные являются базисными, то есть не равны нулю, а в оптимальном плане искусственные переменные должны быть равны нулю. 
Значит, искусственные переменные должны стать в оптимальном плане свободными.
Описание слайда:
Переменные не имеют никакого отношения к исходной задаче линейного программирования и служат лишь для получения опорного плана и называются искусственными переменными. А новая целевая функция сформирована для полноты задачи. Переменные не имеют никакого отношения к исходной задаче линейного программирования и служат лишь для получения опорного плана и называются искусственными переменными. А новая целевая функция сформирована для полноты задачи. В оптимальном опорном плане искусственные переменные должны быть равны нулю. В противном случае нарушится условие первоначальной задачи. В начальном опорном плане искусственные переменные являются базисными, то есть не равны нулю, а в оптимальном плане искусственные переменные должны быть равны нулю. Значит, искусственные переменные должны стать в оптимальном плане свободными.

Слайд 79





Пример
Перепишем ЗЛП в стандартной форме. Для этого введем дополнительные переменные , ,  и запишем задачу в канонической форме.
Описание слайда:
Пример Перепишем ЗЛП в стандартной форме. Для этого введем дополнительные переменные , , и запишем задачу в канонической форме.

Слайд 80





Так как часть базисных переменных отрицательны (), следовательно опорного плана нет. 
Так как часть базисных переменных отрицательны (), следовательно опорного плана нет. 
Для получения начального опорного плана введем переменные в двух первых уравнениях-ограничениях и сформулируем вспомогательную задачу:
Таким образом, начальным базисом является:
Описание слайда:
Так как часть базисных переменных отрицательны (), следовательно опорного плана нет. Так как часть базисных переменных отрицательны (), следовательно опорного плана нет. Для получения начального опорного плана введем переменные в двух первых уравнениях-ограничениях и сформулируем вспомогательную задачу: Таким образом, начальным базисом является:

Слайд 81





Симплекс таблица с искусственным базисом
Описание слайда:
Симплекс таблица с искусственным базисом

Слайд 82





Симплекс таблица с искусственным базисом
Описание слайда:
Симплекс таблица с искусственным базисом

Слайд 83





Симплекс таблица с искусственным базисом
Описание слайда:
Симплекс таблица с искусственным базисом

Слайд 84





Для первых трех шагов приращения  вычисляются только по искусственным переменным, которые входят в искусственную целевую функцию  c коэффициентом .
Для первых трех шагов приращения  вычисляются только по искусственным переменным, которые входят в искусственную целевую функцию  c коэффициентом .
На третьем шаге искусственные переменные исключены, так как все положительны.
Эквивалентная задача решена. Далее приращения  вычисляются на основе исходной целевой функции.
Описание слайда:
Для первых трех шагов приращения вычисляются только по искусственным переменным, которые входят в искусственную целевую функцию c коэффициентом . Для первых трех шагов приращения вычисляются только по искусственным переменным, которые входят в искусственную целевую функцию c коэффициентом . На третьем шаге искусственные переменные исключены, так как все положительны. Эквивалентная задача решена. Далее приращения вычисляются на основе исходной целевой функции.

Слайд 85





Этапы метода искусственного базиса
Формирование и решение вспомогательной задачи ЛП с введением
искусственных переменных. Искусственные переменные в начальном
опорном плане являются базисными. Искусственная целевая функция
включает только искусственные переменные. При получении смежных
опорных планов искусственные переменные из базисных переводим в
свободные. В результате получен оптимальный опорный план для
вспомогательной задачи .
Описание слайда:
Этапы метода искусственного базиса Формирование и решение вспомогательной задачи ЛП с введением искусственных переменных. Искусственные переменные в начальном опорном плане являются базисными. Искусственная целевая функция включает только искусственные переменные. При получении смежных опорных планов искусственные переменные из базисных переводим в свободные. В результате получен оптимальный опорный план для вспомогательной задачи .

Слайд 86





Этапы метода искусственного базиса
Оптимальный опорный план вспомогательной задачи ЛП является
начальным опорным планом основной задачи ЛП. Задача решается для
исходной целевой функции  обычным симплекс – методом
Описание слайда:
Этапы метода искусственного базиса Оптимальный опорный план вспомогательной задачи ЛП является начальным опорным планом основной задачи ЛП. Задача решается для исходной целевой функции обычным симплекс – методом

Слайд 87





Введение искусственных переменных требуется в двух случаях:
Введение искусственных переменных требуется в двух случаях:
Ряд базисных переменных в канонической форме отрицательны;
если трудно свести к канонической форме, то просто в любое уравнение-ограничение добавляем искусственную переменную.
Описание слайда:
Введение искусственных переменных требуется в двух случаях: Введение искусственных переменных требуется в двух случаях: Ряд базисных переменных в канонической форме отрицательны; если трудно свести к канонической форме, то просто в любое уравнение-ограничение добавляем искусственную переменную.

Слайд 88





Двойственность задач линейного программирования
Описание слайда:
Двойственность задач линейного программирования

Слайд 89





Определение двойственности
Для любой задачи линейного программирования существует некоторая другая задача линейного программирования, решение которой тесно связано с решением исходной.
Таким образом, двойственность состоит в существовании пары задач:
прямая задача;
двойственная задача.
Описание слайда:
Определение двойственности Для любой задачи линейного программирования существует некоторая другая задача линейного программирования, решение которой тесно связано с решением исходной. Таким образом, двойственность состоит в существовании пары задач: прямая задача; двойственная задача.

Слайд 90





Прямая и двойственная задачи
Описание слайда:
Прямая и двойственная задачи

Слайд 91





Теорема 1
Если существует оптимальный план одной задачи, то и существует оптимальный план другой, при этом справедливо неравенство
Неравенство переходит в равенство если  и  оптимальны.
Описание слайда:
Теорема 1 Если существует оптимальный план одной задачи, то и существует оптимальный план другой, при этом справедливо неравенство Неравенство переходит в равенство если и оптимальны.

Слайд 92





Теорема 2
Если   – оптимальные планы то компоненты планов связаны соотношениями:
Описание слайда:
Теорема 2 Если – оптимальные планы то компоненты планов связаны соотношениями:

Слайд 93





Сравнение прямой и двойственной задачи
Описание слайда:
Сравнение прямой и двойственной задачи

Слайд 94





Матрица ограничений 
В исходной задаче
Описание слайда:
Матрица ограничений В исходной задаче

Слайд 95





Число ограничений и переменных
В исходной задаче
Описание слайда:
Число ограничений и переменных В исходной задаче

Слайд 96





Правые части ограничений – это коэффициенты целевой функции
двойственной задачи
Описание слайда:
Правые части ограничений – это коэффициенты целевой функции двойственной задачи

Слайд 97





Знаки ограничений и цель задачи меняются на противоположные
В исходной задаче
Описание слайда:
Знаки ограничений и цель задачи меняются на противоположные В исходной задаче

Слайд 98





Соответствие двойственных задач ЛП
Описание слайда:
Соответствие двойственных задач ЛП

Слайд 99





Пример
Запишем прямую и двойственную задачи
Для решения двойственной задачи введен искусственный базис, переменные  которые исключаются из опорного плана на третьем шаге.
Описание слайда:
Пример Запишем прямую и двойственную задачи Для решения двойственной задачи введен искусственный базис, переменные которые исключаются из опорного плана на третьем шаге.

Слайд 100





Симплекс таблица двойственной задачи
Описание слайда:
Симплекс таблица двойственной задачи

Слайд 101





Таким образом, получен следующий оптимальный план двойственной задачи:
Таким образом, получен следующий оптимальный план двойственной задачи:
Для получения оптимального решения прямой задачи воспользуемся соотношением из Теоремы 2:
Описание слайда:
Таким образом, получен следующий оптимальный план двойственной задачи: Таким образом, получен следующий оптимальный план двойственной задачи: Для получения оптимального решения прямой задачи воспользуемся соотношением из Теоремы 2:

Слайд 102





Подставив оптимальные значения вектора  , получим оптимальные значения вектора 
Подставив оптимальные значения вектора  , получим оптимальные значения вектора 
Получен тот же оптимальный план что и при решении прямой задачи (см. слайд 25 «Задача об использовании сырья»)
Описание слайда:
Подставив оптимальные значения вектора , получим оптимальные значения вектора Подставив оптимальные значения вектора , получим оптимальные значения вектора Получен тот же оптимальный план что и при решении прямой задачи (см. слайд 25 «Задача об использовании сырья»)

Слайд 103





Экономическая трактовка двойственности
Если прямую задачу:
рассматривать, как задачу об использовании сырья (ресурсов), то параметры задачи имеют следующий экономический смысл.
Описание слайда:
Экономическая трактовка двойственности Если прямую задачу: рассматривать, как задачу об использовании сырья (ресурсов), то параметры задачи имеют следующий экономический смысл.

Слайд 104





Экономический смысл переменных
В прямой задаче:
  – количество единиц j-го продукта;
  – стоимость единицы j-го продукта;
  – ресурс(запас) i-го сырья;
В двойственной:
  – стоимость единицы i-го сырья;
Описание слайда:
Экономический смысл переменных В прямой задаче: – количество единиц j-го продукта; – стоимость единицы j-го продукта; – ресурс(запас) i-го сырья; В двойственной: – стоимость единицы i-го сырья;

Слайд 105





Тогда стоимость всех ресурсов
Тогда стоимость всех ресурсов
А стоимость всех затраченных ресурсов, идущих на выпуск единицы j-ой продукции не меньше окончательной стоимости этого продукта
Описание слайда:
Тогда стоимость всех ресурсов Тогда стоимость всех ресурсов А стоимость всех затраченных ресурсов, идущих на выпуск единицы j-ой продукции не меньше окончательной стоимости этого продукта

Слайд 106





Если коэффициенты ограничений  понимается как ресурсы, то с точки зрения предприятия эти ресурсы имеют определенную ценность.
Если коэффициенты ограничений  понимается как ресурсы, то с точки зрения предприятия эти ресурсы имеют определенную ценность.
Любой вид ресурса обладает некоторой «теневой ценой», определяющей ценность данного ресурса для получения предприятием дохода, равного разности (прибыль – затраты). А под оптимальным планом понимается отношение
Определение оптимальных «теневых цен» – основная цель двойственной задачи.
Описание слайда:
Если коэффициенты ограничений понимается как ресурсы, то с точки зрения предприятия эти ресурсы имеют определенную ценность. Если коэффициенты ограничений понимается как ресурсы, то с точки зрения предприятия эти ресурсы имеют определенную ценность. Любой вид ресурса обладает некоторой «теневой ценой», определяющей ценность данного ресурса для получения предприятием дохода, равного разности (прибыль – затраты). А под оптимальным планом понимается отношение Определение оптимальных «теневых цен» – основная цель двойственной задачи.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию