Описание слайда:
Сохранилось донесение от 22 мая 1879 года в Московскую Духовную Консисторию священника Крестовоздвиженской церкви села Марчуги Никанора Цветкова, исполнявшего тогда обязанности благочинного, о состоянии осмотренной им лично деревянной Георгиевской церкви:
Сохранилось донесение от 22 мая 1879 года в Московскую Духовную Консисторию священника Крестовоздвиженской церкви села Марчуги Никанора Цветкова, исполнявшего тогда обязанности благочинного, о состоянии осмотренной им лично деревянной Георгиевской церкви:
«…. Честь имею донести Консистории:
1) ведомства моего Георгиевская, в погосте Милино, церковь сего 13 мая мною осмотрена и оказалось: церковь деревянная, однопрестольная, холодная, обшита тесом, построена в 1791 году на фундаменте из дикого неотесанного камня; в некоторых местах своих требует значительных поправок.
Именно:
в куполе (настоящей) видна течь, которая бывает во время сильных дождей и проходит сквозьшейку над главою церкви; угол стены и пол близ правого клироса (в настоящей) немного истлел; трехъярусная колокольня значительно наклонилась в левую сторону, стены ее в среднем ярусе не сколько разошлись из своих гнезд, от того потолок над колоколами провис и держится более на особо устроенных подставках…».
Как видим, обветшалость храма была весьма значительной. Священником церкви в то время служил о. Димитрий Советов, а клир составляли дьякон Алексий Цветов, дьячок Димитрий Лосев, пономарь Федор Любимов, должность старосты исполнял Ефим Семенов.
Вторым доводом в пользу строительства новой церкви, помимо обветшалости старой, было еще и то, что последняя находилась вдалеке от приходских селений (Ванилово, Левычино), и «в зимнее время бывает неудобство в сообщении», как писал священник Димитрий Советов в своем прошении на имя митрополита Московского и Коломенского Иннокентия.
Когда новый (третий) храм уже был построен, старый деревянный разобрали и перевезли (продали) в деревню Косяково, тогда еще Бронницкого уезда. (На вырученные деньги, как говорят, устроили иконостас в новом храме). Там его собрали, подремонтировали, обновили, и 25 января 1898 года состоялось торжественное освящение.
Старый храм, получивший новую жизнь, освятили в честь Спаса Нерукотворного. Перенос храма осуществили, конечно, с разрешения епархиальной власти. Землю под храм пожертвовали жители деревни Косяково, ставшей, впрочем, уже селом. Инициатором и деятельным участником перенесения храма в Косяково был настоятель Крестовоздвиженской церкви соседнего села Марчуги священник Суворовский.
Почему церковь освятили в честь Спаса Нерукотворного, объясняется так. Когда-то в Марчугах существовала старинная часовня с почитаемой иконой Спаса Нерукотворного. Теперь этот образ перенесли в новопостроенный храм и установили на правой стороне у царских врат.
Церковная газета «Московский листок» от 26 января 1898 года (№26) сообщает подробности процесса освящения храма и его устройства:
«Вновь сооруженный храм имеет крестообразную форму и увенчан одним куполом. Над западными дверями возвышается двухъярусная колокольня с 7 ю колоколами, пожертвованными благотворителями и весящими более 200 пудов (3,2 тонны). Внутренность храма отделана весьма благолепно: иконостас о трех ярусах, вызолоченный; из икон, кроме храмовой, замечательная старинная икона св. Николая Чудотворца.
У клир сов стоят ценные хоругви. Дорогая серебряная вызолоченная утварь, ценные облачения, паникадила, лампы и прочая утварь присланы из Москвы от различных благотворителей. Освящение и литургию совершал сам местный благочинный из села Усмерского о. Валериан Шумов с шестью священниками из окрестных сел и прибывшим из Москвы о. Лаврентьевым, много способ ствовавшим благоукрашению этого храма. Пел хор села Марчугов».
Таким образом, второй храм из Милина – Ванилова обрел вторую жизнь в селе Косякове. Однако жизнь его длилась всего около четырех десятилетий. Прокатившаяся по стране в 30-е годы XX века «пятилетка безбожия» не обошла и этот храм.
Если каменные церкви просто закрывали, выламывая ико ностасы и сбрасывая колокола, а потом устраивали в них склад, клуб, мастерскую и т.п., то деревянные храмы обычно разбирали на бревнышки и возводили из этого «стройматериала» что-то другое, светское – школу, баню…
Такая участь постигла деревянные храмы в Елкине, Хорлове, Барановском и других наших селах. Так же разобрали и косяковский храм. Как говорят местные жители, из него построили баню, но туда никто не ходил, и тогда, якобы, баню переделали в свинарник…