🗊Презентация Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2)

Нажмите для полного просмотра!
Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №1Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №2Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №3Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №4Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №5Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №6Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №7Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №8Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №9Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №10Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №11Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №12Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №13Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №14Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №15Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №16Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №17Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №18Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №19Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №20Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №21Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №22Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №23Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №24Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №25Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №26Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №27Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №28Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №29Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №30Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №31Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №32Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №33Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №34Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №35Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №36Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №37Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №38Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №39Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №40Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №41Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №42Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №43Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №44Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №45Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №46Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №47Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №48Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №49Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №50Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2), слайд №51

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Адам Смит и экономическая классика. (Лекция 2). Доклад-сообщение содержит 51 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Описание слайда:
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Слайд 2





ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: 
ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ
 Адам Смит 
и 
экономическая классика
Описание слайда:
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ Адам Смит и экономическая классика

Слайд 3





Адам  СМИТ   
(1723–1790)
Описание слайда:
Адам СМИТ (1723–1790)

Слайд 4





КОНТЕКСТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: НАУКА
Ньютон (физика как образец науки)
Гершель: открытие планеты Уран (1781)
Пристли: открытие кислорода (1774)
Кавендиш: разложение воды на элементы (1784)
Новые географические открытия (экспедиции Кука /1768-79/ и др.)
Описание слайда:
КОНТЕКСТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: НАУКА Ньютон (физика как образец науки) Гершель: открытие планеты Уран (1781) Пристли: открытие кислорода (1774) Кавендиш: разложение воды на элементы (1784) Новые географические открытия (экспедиции Кука /1768-79/ и др.)

Слайд 5





КОНТЕКСТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: КУЛЬТУРА
    ИНДИВИДУАЛИЗМ 
«Робинзон Крузо» Д.Дефо
 жанр романа (Ричардсон и Фильдинг)
    Локк:  ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СОБСТВЕННОСТИ
  Право на собственную персону  право на плоды труда своего тела и рук
  Ограничения на частную собственность (права других, должное использование)
Описание слайда:
КОНТЕКСТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: КУЛЬТУРА ИНДИВИДУАЛИЗМ «Робинзон Крузо» Д.Дефо жанр романа (Ричардсон и Фильдинг) Локк: ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СОБСТВЕННОСТИ Право на собственную персону  право на плоды труда своего тела и рук Ограничения на частную собственность (права других, должное использование)

Слайд 6





КОНТЕКСТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
 Никколо Макиавелли (XV-XVI в.): 
о «княжествах никогда не виденных» и о «настоящей правде»
 Томас Гоббс: наибольшую власть над человеком имеют страсти (не бог и не разум!)
 Страсти к богатству, славе и власти противостоит лишь страх смерти, стремление к самосохранению, поэтому в интересах людей – подчинить себя государству - «Левиафану» (иначе - «война всех против всех»)
 Ш-Л. де Монтескьё: «О духе законов» - проблема ограничения монархии и идея разделения властей. «Торговля смягчает нравы».
 Бернард Мандевиль: «Басня о пчёлах, или возроптавший улей» - идея саморегулируемого общества, «Пороки частных лиц – благо для общества»
Описание слайда:
КОНТЕКСТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Никколо Макиавелли (XV-XVI в.): о «княжествах никогда не виденных» и о «настоящей правде» Томас Гоббс: наибольшую власть над человеком имеют страсти (не бог и не разум!) Страсти к богатству, славе и власти противостоит лишь страх смерти, стремление к самосохранению, поэтому в интересах людей – подчинить себя государству - «Левиафану» (иначе - «война всех против всех») Ш-Л. де Монтескьё: «О духе законов» - проблема ограничения монархии и идея разделения властей. «Торговля смягчает нравы». Бернард Мандевиль: «Басня о пчёлах, или возроптавший улей» - идея саморегулируемого общества, «Пороки частных лиц – благо для общества»

Слайд 7





«БАСНЯ  О ПЧЁЛАХ, или ВОЗРОПТАВШИЙ УЛЕЙ»
Сравните улей с тем, что было:
Торговлю честность погубила,
Исчезла роскошь, спесь ушла,
Совсем не так идут дела?
Не стало ведь не только мота,
Что тратил денежки без счета:
Куда все бедняки пойдут,
Кто продавал ему свой труд?
Везде теперь один ответ:
Нет сбыта и работы нет!
Все стройки прекратились разом,
У  кустарей – конец заказам
Описание слайда:
«БАСНЯ О ПЧЁЛАХ, или ВОЗРОПТАВШИЙ УЛЕЙ» Сравните улей с тем, что было: Торговлю честность погубила, Исчезла роскошь, спесь ушла, Совсем не так идут дела? Не стало ведь не только мота, Что тратил денежки без счета: Куда все бедняки пойдут, Кто продавал ему свой труд? Везде теперь один ответ: Нет сбыта и работы нет! Все стройки прекратились разом, У кустарей – конец заказам

Слайд 8





«НЕВИДИМАЯ РУКА»
    «…обычно /человек/ имеет в виду лишь собственный интерес, а направляя свое трудолюбие так, чтобы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения… Преследуя свои интересы, он часто более действенно служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это»
   «... не от благожелательности мясника, пивовара и булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов»
Описание слайда:
«НЕВИДИМАЯ РУКА» «…обычно /человек/ имеет в виду лишь собственный интерес, а направляя свое трудолюбие так, чтобы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения… Преследуя свои интересы, он часто более действенно служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это» «... не от благожелательности мясника, пивовара и булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов»

Слайд 9





ЧЕГО ДОБИВАЛСЯ Адам СМИТ ?
Адам Смит шёл против течения, был идеологом реформ, экономического либерализма в пору протекционизма
Убеждал, что экономика способна к саморегулированию  (образ «невидимой руки»)
Осуждал любые монополии
Выступал за свободу торговли, особенно внешней, против протекционизма
Поддерживал государственное регулирование в сферах:
обороны
правосудия
общественных работ и учреждений общественного блага
допускал поддержку «молодых отраслей»
Описание слайда:
ЧЕГО ДОБИВАЛСЯ Адам СМИТ ? Адам Смит шёл против течения, был идеологом реформ, экономического либерализма в пору протекционизма Убеждал, что экономика способна к саморегулированию (образ «невидимой руки») Осуждал любые монополии Выступал за свободу торговли, особенно внешней, против протекционизма Поддерживал государственное регулирование в сферах: обороны правосудия общественных работ и учреждений общественного блага допускал поддержку «молодых отраслей»

Слайд 10





Das ‘Adam Smith Problem’
ЭГОИЗМ или СИМПАТИЯ: как сочетать «Теорию нравственных чувств» и «Богатство народов»?
«Теория нравственных чувств»:
принцип симпатии
независимый наблюдатель против эгоиста
Описание слайда:
Das ‘Adam Smith Problem’ ЭГОИЗМ или СИМПАТИЯ: как сочетать «Теорию нравственных чувств» и «Богатство народов»? «Теория нравственных чувств»: принцип симпатии независимый наблюдатель против эгоиста

Слайд 11





ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ?
Описание слайда:
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ?

Слайд 12





Версия  Джеймса СТЮАРТА
 «Исследование принципов  политической  		экономии» (1767 г.) 
  «Для государства политическая экономия –  то же, что экономия для семьи. С теми, однако, существенными отличиями, что в государстве нет слуг, есть только дети, и что семью человек может строить тогда и так, когда и как он того пожелает, а государства уже существуют и государственный человек … – будь это самый деспотичный монарх на земле – не волен ни строить экономию по своему желанию, ни ниспровергать, пользуясь своим высочайшим авторитетом, утвердившиеся в ней законы».
Описание слайда:
Версия Джеймса СТЮАРТА «Исследование принципов политической экономии» (1767 г.) «Для государства политическая экономия – то же, что экономия для семьи. С теми, однако, существенными отличиями, что в государстве нет слуг, есть только дети, и что семью человек может строить тогда и так, когда и как он того пожелает, а государства уже существуют и государственный человек … – будь это самый деспотичный монарх на земле – не волен ни строить экономию по своему желанию, ни ниспровергать, пользуясь своим высочайшим авторитетом, утвердившиеся в ней законы».

Слайд 13





ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ?
Описание слайда:
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ?

Слайд 14





«Исследование о природе и причинах богатства народов»:
риторическая стратегия
Описание слайда:
«Исследование о природе и причинах богатства народов»: риторическая стратегия

Слайд 15





Джеймс               Адам 
СТЮАРТ           СМИТ 
Важнейшая задача этой науки – обеспечивать определенный запас средств существования для всего населения; … снабжать всем необходимым для обеспечения общественных нужд; и предоставлять жителям страны (в предположении, что это свободные люди) такие условия для их занятий, чтобы естественным образом создавались взаимоотношения и взаимозависимости между людьми, побуждающие их предлагать друг другу то, что им нужно.
Описание слайда:
Джеймс Адам СТЮАРТ  СМИТ  Важнейшая задача этой науки – обеспечивать определенный запас средств существования для всего населения; … снабжать всем необходимым для обеспечения общественных нужд; и предоставлять жителям страны (в предположении, что это свободные люди) такие условия для их занятий, чтобы естественным образом создавались взаимоотношения и взаимозависимости между людьми, побуждающие их предлагать друг другу то, что им нужно.

Слайд 16





В контексте теории
Теория Смита, как и у предшественников, объясняет природу богатства и факторы его роста, но делает это иначе:
Теория Смита – антипод меркантилизма
труд (не торговля) – источник и мерило богатства 
 общественный продукт (не денежный доход) – его воплощение
Теория Смита – коррекция физиократии
труд (не земля) – главный производительный фактор
производителен не только труд крестьянина, но и труд рабочего
Описание слайда:
В контексте теории Теория Смита, как и у предшественников, объясняет природу богатства и факторы его роста, но делает это иначе: Теория Смита – антипод меркантилизма труд (не торговля) – источник и мерило богатства общественный продукт (не денежный доход) – его воплощение Теория Смита – коррекция физиократии труд (не земля) – главный производительный фактор производителен не только труд крестьянина, но и труд рабочего

Слайд 17





Производительный и непроизводительный труд
     Один вид труда увеличивает стоимость предмета, к которому он прилагается, другой вид труда не производит такого действия. Первый … может быть назван производительным трудом, второй - непроизводительным. Так, труд рабочего мануфактуры обычно увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает, а именно увеличивает ее на стоимость своего содержания и прибыли его хозяина. Труд домашнего слуги, напротив, ничего не добавляет к стоимости…
…  Труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительном существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращении труда и за который можно было бы получить потом равное количество труда. Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собою непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта труда остального населения.
Описание слайда:
Производительный и непроизводительный труд Один вид труда увеличивает стоимость предмета, к которому он прилагается, другой вид труда не производит такого действия. Первый … может быть назван производительным трудом, второй - непроизводительным. Так, труд рабочего мануфактуры обычно увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает, а именно увеличивает ее на стоимость своего содержания и прибыли его хозяина. Труд домашнего слуги, напротив, ничего не добавляет к стоимости… … Труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительном существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращении труда и за который можно было бы получить потом равное количество труда. Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собою непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта труда остального населения.

Слайд 18





БЕРЕЖЛИВОСТЬ КАК ФАКТОР   БОГАТСТВА
Описание слайда:
БЕРЕЖЛИВОСТЬ КАК ФАКТОР БОГАТСТВА

Слайд 19





КЛАССЫ, МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ, ИНТЕРЕСЫ
Описание слайда:
КЛАССЫ, МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ, ИНТЕРЕСЫ

Слайд 20





АНАЛИТИЧЕСКИЙ КАРКАС
Описание слайда:
АНАЛИТИЧЕСКИЙ КАРКАС

Слайд 21





СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА БОГАТСТВА
Описание слайда:
СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА БОГАТСТВА

Слайд 22





ДВА КОММЕНТАРИЯ О РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА
   Специфика общества
О богатстве: «Каждый человек богат или беден соответственно тому, в какой степени он может пользоваться предметами необходимости, удобства и удовольствия» 
(в условиях разделения труда): «он... будет богатым и бедным в зависимости от количества... труда, которым он может распоряжаться или которое он может купить» 
Три способа распоряжения трудом:                  	                    
	(а) располагая продуктом своего труда                                                    
	(б) продавая свой труд                                                                                   
	(в) покупая за деньги продукт труда или труд других людей 
   Специфика теории
разделение труда как синоним технического прогресса
разделение труда – пример возрастающей отдачи     факторов производства
Описание слайда:
ДВА КОММЕНТАРИЯ О РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА Специфика общества О богатстве: «Каждый человек богат или беден соответственно тому, в какой степени он может пользоваться предметами необходимости, удобства и удовольствия» (в условиях разделения труда): «он... будет богатым и бедным в зависимости от количества... труда, которым он может распоряжаться или которое он может купить» Три способа распоряжения трудом: (а) располагая продуктом своего труда (б) продавая свой труд (в) покупая за деньги продукт труда или труд других людей Специфика теории разделение труда как синоним технического прогресса разделение труда – пример возрастающей отдачи факторов производства

Слайд 23





КОММЕНТАРИЙ О РЫНКЕ
«Размеры рынка»: о чём речь?
рынок как механизм взаимодействия
рынок как потенциальный спрос, или рынок сбыта
Описание слайда:
КОММЕНТАРИЙ О РЫНКЕ «Размеры рынка»: о чём речь? рынок как механизм взаимодействия рынок как потенциальный спрос, или рынок сбыта

Слайд 24





КАК ИЗМЕРИТЬ РОСТ ПРОДУКТА?
Описание слайда:
КАК ИЗМЕРИТЬ РОСТ ПРОДУКТА?

Слайд 25





Где взять мерило, неизменное во времени?  Ответ Смита: Труд !!!                   
Где взять мерило, неизменное во времени?  Ответ Смита: Труд !!!                   
«Труд был первой ценой..., которая была уплачена за все предметы. Не на золото или серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира»
«Во все времена и во всех местах одинаковые количества труда имели всегда одинаковую ценность для рабочего. При обычном состоянии своего здоровья, силы и способностей, при обычной степени искусства и ловкости, он всегда должен пожертвовать той же самой долей своего досуга, своей свободы и спокойствия. Цена, которую он уплачивает, всегда остаётся неизменной, каково бы ни было количество товаров, которое он             получает в обмен за свой труд»
Описание слайда:
Где взять мерило, неизменное во времени? Ответ Смита: Труд !!! Где взять мерило, неизменное во времени? Ответ Смита: Труд !!! «Труд был первой ценой..., которая была уплачена за все предметы. Не на золото или серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира» «Во все времена и во всех местах одинаковые количества труда имели всегда одинаковую ценность для рабочего. При обычном состоянии своего здоровья, силы и способностей, при обычной степени искусства и ловкости, он всегда должен пожертвовать той же самой долей своего досуга, своей свободы и спокойствия. Цена, которую он уплачивает, всегда остаётся неизменной, каково бы ни было количество товаров, которое он получает в обмен за свой труд»

Слайд 26





Реплика К. Маркса: «Да будешь трудиться в поте лица своего! – таково было проклятие, обращенное на Адама. И Адам Смит рассматривает труд как проклятие»
Описание слайда:
Реплика К. Маркса: «Да будешь трудиться в поте лица своего! – таково было проклятие, обращенное на Адама. И Адам Смит рассматривает труд как проклятие»

Слайд 27





КАК БОГАТСТВО МЕРИТЬ ТРУДОМ?
Непосредственно (временем труда)?  –  Нет! Разные работники различаются ловкостью, а разные виды труда – сложностью и сроками обучения 
  Косвенно? –  Именно так – зарплатой!  (т.е. ценой единицы труда!)
  Какая цена единицы труда удобнее? –     Зависит от задачи!
для продолжительных периодов времени лучше заработная плата в хлебе (зерне): «равные количества зерна скорее сохранят в отдалённые друг от друга эпохи одну и ту же действительную стоимость или будут давать возможность его обладателю купить или получить в своё распоряжение приблизительно то же самое количество труда других людей»
для коротких периодов времени - денежная заработная плата:               «...от одного года к другому серебро представляется лучшим             мерилом, чем хлеб, потому что одинаковые количества                            серебра скорее могут быть обменены на одинаковое                          количество труда»
Описание слайда:
КАК БОГАТСТВО МЕРИТЬ ТРУДОМ? Непосредственно (временем труда)? – Нет! Разные работники различаются ловкостью, а разные виды труда – сложностью и сроками обучения Косвенно? – Именно так – зарплатой! (т.е. ценой единицы труда!) Какая цена единицы труда удобнее? – Зависит от задачи! для продолжительных периодов времени лучше заработная плата в хлебе (зерне): «равные количества зерна скорее сохранят в отдалённые друг от друга эпохи одну и ту же действительную стоимость или будут давать возможность его обладателю купить или получить в своё распоряжение приблизительно то же самое количество труда других людей» для коротких периодов времени - денежная заработная плата: «...от одного года к другому серебро представляется лучшим мерилом, чем хлеб, потому что одинаковые количества серебра скорее могут быть обменены на одинаковое количество труда»

Слайд 28





В КАКИХ ЦЕНАХ ИЗМЕРЯЕМ – 
РЫНОЧНЫХ или ЕСТЕСТВЕННЫХ?
 Цена товара (блага), цена труда – о чём речь, если цены непостоянны?
 Петти: «естественные» и «политические» цены
 Буагильбер: «пропорциональная» цена
 Кантильон: «внутренние» и «рыночные» цены
Смит: «естественные» и «рыночные» цены: естественная цена как равновесная (центр колебаний) 
 Предмет теории – естественные цены!
Описание слайда:
В КАКИХ ЦЕНАХ ИЗМЕРЯЕМ – РЫНОЧНЫХ или ЕСТЕСТВЕННЫХ? Цена товара (блага), цена труда – о чём речь, если цены непостоянны? Петти: «естественные» и «политические» цены Буагильбер: «пропорциональная» цена Кантильон: «внутренние» и «рыночные» цены Смит: «естественные» и «рыночные» цены: естественная цена как равновесная (центр колебаний) Предмет теории – естественные цены!

Слайд 29





ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ ЦЕНЫ, ИЛИ СТОИМОСТИ 
«Чем измерять?» и «Чем объяснить результаты измерений?» – разные вопросы!
Как ни измеряй цену буханки хлеба и бутылки пива – в рублях, унциях серебра или овечьих шкурах – это не поможет ответить на вопрос, почему  одно дешевле другого
Описание слайда:
ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ ЦЕНЫ, ИЛИ СТОИМОСТИ «Чем измерять?» и «Чем объяснить результаты измерений?» – разные вопросы! Как ни измеряй цену буханки хлеба и бутылки пива – в рублях, унциях серебра или овечьих шкурах – это не поможет ответить на вопрос, почему одно дешевле другого

Слайд 30





ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ КАК ОБЪЯСНЕНИЕ РАВНОВЕСНЫХ ЦЕН
Описание слайда:
ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ КАК ОБЪЯСНЕНИЕ РАВНОВЕСНЫХ ЦЕН

Слайд 31





ПРИМИТИВНОЕ  И  РАЗВИТОЕ  ОБЩЕСТВО
«Лишь только в руках частных лиц начинают накопляться капиталы ... работнику не всегда принадлежит весь продукт его труда. В большинстве случаев он должен делить его с владельцем капитала, который нанимает его. В таком случае количество труда, обычно затрачиваемого на приобретение или производство какого-либо товара, не является единственным условием для определения количества труда, которое может быть куплено или получено в обмен за него»
«С тех пор, как вся земля... превратилась в частную собственность, землевладельцы, подобно всем другим людям, хотят пожинать там, где не сеяли, и начинают требовать ренту даже за естественные плоды               земли»
Описание слайда:
ПРИМИТИВНОЕ И РАЗВИТОЕ ОБЩЕСТВО «Лишь только в руках частных лиц начинают накопляться капиталы ... работнику не всегда принадлежит весь продукт его труда. В большинстве случаев он должен делить его с владельцем капитала, который нанимает его. В таком случае количество труда, обычно затрачиваемого на приобретение или производство какого-либо товара, не является единственным условием для определения количества труда, которое может быть куплено или получено в обмен за него» «С тех пор, как вся земля... превратилась в частную собственность, землевладельцы, подобно всем другим людям, хотят пожинать там, где не сеяли, и начинают требовать ренту даже за естественные плоды земли»

Слайд 32





ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА 
 Цена = Зарплата + Прибыль + Рента
         
Ответ Смита: «Может показаться, что необходима ещё четвёртая часть для возмещения капитала... Но надо иметь в виду, что цена любого хозяйственного орудия, хотя бы рабочей лошади, в свою очередь состоит из таких же трёх частей... И потому, хотя в цену хлеба должна входить оплата цены и содержания лошади, в целом цена всё же сводится - непосредственно или в конечном счёте – к трём составным частям: к ренте, заработной плате и прибыли»
Описание слайда:
ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА Цена = Зарплата + Прибыль + Рента Ответ Смита: «Может показаться, что необходима ещё четвёртая часть для возмещения капитала... Но надо иметь в виду, что цена любого хозяйственного орудия, хотя бы рабочей лошади, в свою очередь состоит из таких же трёх частей... И потому, хотя в цену хлеба должна входить оплата цены и содержания лошади, в целом цена всё же сводится - непосредственно или в конечном счёте – к трём составным частям: к ренте, заработной плате и прибыли»

Слайд 33





ЦЕНА КАК СУММА ДОХОДОВ
(«догма Смита»)
Описание слайда:
ЦЕНА КАК СУММА ДОХОДОВ («догма Смита»)

Слайд 34





СНОВА ОБ АНАЛИТИЧЕСКОМ КАРКАСЕ
Описание слайда:
СНОВА ОБ АНАЛИТИЧЕСКОМ КАРКАСЕ

Слайд 35





ПОСЛЕСМИТОВСКАЯ ЭПОХА
Описание слайда:
ПОСЛЕСМИТОВСКАЯ ЭПОХА

Слайд 36





Томас  Роберт  МАЛЬТУС
 Томас Р. Мальтус: выпускник Кембриджа и священник, с 1805 г. -  профессор истории и политической экономии, первый в Англии экономист по профессии!
 «Опыт закона о народонаселении в связи с будущим совершенствованием общес-тва; с комментариями теорий У. Годвина, Ж. Кондорсе и других авторов» (1798 г.)
 «Опыт…» - результат интеллектуальных споров в семейном кругу: отец был поклонником Ж-Ж. Руссо и другом анархиста-романтика У. Годвина, который считал, что отмена закона и собственности будет способствовать улучшению нравов, ликвидации преступности, воцарению гармонии в отношениях между людьми.
Описание слайда:
Томас Роберт МАЛЬТУС Томас Р. Мальтус: выпускник Кембриджа и священник, с 1805 г. - профессор истории и политической экономии, первый в Англии экономист по профессии! «Опыт закона о народонаселении в связи с будущим совершенствованием общес-тва; с комментариями теорий У. Годвина, Ж. Кондорсе и других авторов» (1798 г.) «Опыт…» - результат интеллектуальных споров в семейном кругу: отец был поклонником Ж-Ж. Руссо и другом анархиста-романтика У. Годвина, который считал, что отмена закона и собственности будет способствовать улучшению нравов, ликвидации преступности, воцарению гармонии в отношениях между людьми.

Слайд 37





ЗАКОН  НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
 ДВА ПОСТУЛАТА:
пища необходима для существования человека
влечение полов необходимо и сохранится в будущем 	примерно на том же уровне
 ЗАКОН: 
«Сила населения неизмеримо больше, чем 	производительная сила земли…
 Население, если его не ограничивать, растет в 	геометрической прогрессии. Средства существования	– лишь в арифметической…»
 Опора на североамериканские данные… 
 Закон народонаселения и теория зарплаты
 Тень Кантильона: «Люди размножаются как 	мыши в амбаре, если количество средств 	существования не ограничено»
Описание слайда:
ЗАКОН НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ ДВА ПОСТУЛАТА: пища необходима для существования человека влечение полов необходимо и сохранится в будущем примерно на том же уровне ЗАКОН: «Сила населения неизмеримо больше, чем производительная сила земли… Население, если его не ограничивать, растет в геометрической прогрессии. Средства существования – лишь в арифметической…» Опора на североамериканские данные… Закон народонаселения и теория зарплаты Тень Кантильона: «Люди размножаются как мыши в амбаре, если количество средств существования не ограничено»

Слайд 38





ЗАРПЛАТА: СМИТ и МАЛЬТУС  
 Адам Смит:  много факторов
фактор прожиточного минимума
фактор спроса и предложения (наличие или отсутствие роста)
фактор наличия фонда жизненных средств
фактор соотношения классовых сил
Описание слайда:
ЗАРПЛАТА: СМИТ и МАЛЬТУС Адам Смит: много факторов фактор прожиточного минимума фактор спроса и предложения (наличие или отсутствие роста) фактор наличия фонда жизненных средств фактор соотношения классовых сил

Слайд 39





ТЕОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ: ПРЕДЫСТОРИЯ
  сэр Джеймс Стюарт (1767) – идея экстенсивной ренты: падение отдачи по мере освоения всё более худших земель (позже у Маркса – дифференциальная рента-I)
Описание слайда:
ТЕОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ: ПРЕДЫСТОРИЯ сэр Джеймс Стюарт (1767) – идея экстенсивной ренты: падение отдачи по мере освоения всё более худших земель (позже у Маркса – дифференциальная рента-I)

Слайд 40





ТЕМА РЕНТЫ В НАЧАЛЕ XIX в.
   Рост населения  импорт и производство              	 цены  (в 2 раза за 9 лет)
   Послевоенная ситуация и споры вокруг		«хлебных законов»
зависимость от импорта ?
отдача от сделанных инвестиций ?
скажется на заработках бедняков ?
   Группы интересов: земля  капитал                              (банкир Бэринг: «об интересах рабочих смешно говорить: будет цена 80 или 120 ш., они могут рассчитывать только на сухую горбушку и в том и в другом случае»)
 4 февральских памфлета 1815 г. о ренте: Мальтус, Уэст, Торренс и Рикардо
Описание слайда:
ТЕМА РЕНТЫ В НАЧАЛЕ XIX в. Рост населения  импорт и производство  цены  (в 2 раза за 9 лет) Послевоенная ситуация и споры вокруг «хлебных законов» зависимость от импорта ? отдача от сделанных инвестиций ? скажется на заработках бедняков ? Группы интересов: земля  капитал (банкир Бэринг: «об интересах рабочих смешно говорить: будет цена 80 или 120 ш., они могут рассчитывать только на сухую горбушку и в том и в другом случае») 4 февральских памфлета 1815 г. о ренте: Мальтус, Уэст, Торренс и Рикардо

Слайд 41





Дэвид Рикардо 
Работа в брокерской конторе отца с 14 лет
21 год (1793): женитьба на девушке из квакерской семьи, смена религии, выход из семейного бизнеса
Успешная игра на бирже
 довольствовался малым…
 удача – причина новых удач
«О высокой цене слитков…» (1809)
«Принципы политической экономии и налогообложения» (1817)
Описание слайда:
Дэвид Рикардо Работа в брокерской конторе отца с 14 лет 21 год (1793): женитьба на девушке из квакерской семьи, смена религии, выход из семейного бизнеса Успешная игра на бирже довольствовался малым… удача – причина новых удач «О высокой цене слитков…» (1809) «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817)

Слайд 42





«Зерновая модель»
 Логика «зерновой модели»:
 «Не потому хлеб дорог, что платится рента: рента платится потому, что хлеб дорог» 
 Т.е. цена от ренты не зависит !
Описание слайда:
«Зерновая модель» Логика «зерновой модели»: «Не потому хлеб дорог, что платится рента: рента платится потому, что хлеб дорог» Т.е. цена от ренты не зависит !

Слайд 43





ТЕОРИЯ РЕНТЫ РИКАРДО
  А.Смит: рента - часть цены наряду с зарплатой и		прибылью (гл.6);  «входит в цену иначе» (гл.11)
          ==================================================================================
 У Рикардо рента с худших участков (абсолютная рента) 	предполагается = 0
 Принцип убывающего плодородия: речь идет только о	дифференциальной ренте – дополнительном доходе 		с лучших участков
 Два вида диф. ренты: экстенсивная и интенсивная  	(диф.рента - I и диф. рента – II, в терминах Маркса)
 Цена на продукты земли соответствует условиям на 	худших участках (где рента = 0), 				т.е. цена товаров не зависит от ренты!
Описание слайда:
ТЕОРИЯ РЕНТЫ РИКАРДО А.Смит: рента - часть цены наряду с зарплатой и прибылью (гл.6); «входит в цену иначе» (гл.11) ================================================================================== У Рикардо рента с худших участков (абсолютная рента) предполагается = 0 Принцип убывающего плодородия: речь идет только о дифференциальной ренте – дополнительном доходе с лучших участков Два вида диф. ренты: экстенсивная и интенсивная (диф.рента - I и диф. рента – II, в терминах Маркса) Цена на продукты земли соответствует условиям на худших участках (где рента = 0), т.е. цена товаров не зависит от ренты!

Слайд 44





РИКАРДИАНСКИЙ ПЕССИМИЗМ: 
динамика  «зерновой модели»
 Тенденции в		            	распределении доходов:
  рента растет...
  прибыли падают...
 Угроза «стационарного		состояния» !
Описание слайда:
РИКАРДИАНСКИЙ ПЕССИМИЗМ: динамика «зерновой модели» Тенденции в распределении доходов: рента растет... прибыли падают... Угроза «стационарного состояния» !

Слайд 45





РИКАРДО:  РАЗОРВАТЬ ЛОГИЧЕСКИЙ КРУГ ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК !
 А. Смит: Q = W + P 
(ЕСТЕСТВ.ЦЕНА = Зарплата +Прибыль + Рента), т.е. цены определяются ценами (факторов)!
==============================================================
 Рикардо:
Теория ренты: рента выводится из формулы цены
 Зарплата по Мальтусу: определяется независимо (тяготея к прожиточному минимуму)
 Прибыль – остаточный доход: стоимость продукта минус заработная плата
Описание слайда:
РИКАРДО: РАЗОРВАТЬ ЛОГИЧЕСКИЙ КРУГ ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК ! А. Смит: Q = W + P (ЕСТЕСТВ.ЦЕНА = Зарплата +Прибыль + Рента), т.е. цены определяются ценами (факторов)! ============================================================== Рикардо: Теория ренты: рента выводится из формулы цены Зарплата по Мальтусу: определяется независимо (тяготея к прожиточному минимуму) Прибыль – остаточный доход: стоимость продукта минус заработная плата

Слайд 46





РИКАРДО: ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ
 «Стоимость товара... зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его  производства»
 Область приложения теории - цены воспроизводимых товаров, преобладающей части рыночных благ     	    (от соотношения спроса и предложения они не зависят!) 
  Труд, создающий стоимость – это «не только труд, применяемый непосредственно..., но и труд, затраченный на орудия, инструменты и здания, способствующие этому труду»
  Прибыль на капитал влияет на стоимость товара в силу «долговечности» основного капитала, но это влияние незначительно (6-7 % цены, по оценке Рикардо)
Описание слайда:
РИКАРДО: ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ «Стоимость товара... зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства» Область приложения теории - цены воспроизводимых товаров, преобладающей части рыночных благ (от соотношения спроса и предложения они не зависят!) Труд, создающий стоимость – это «не только труд, применяемый непосредственно..., но и труд, затраченный на орудия, инструменты и здания, способствующие этому труду» Прибыль на капитал влияет на стоимость товара в силу «долговечности» основного капитала, но это влияние незначительно (6-7 % цены, по оценке Рикардо)

Слайд 47





ЗАРПЛАТА  ПРИБЫЛЬ
Как повлияет изменение цены фактора производства на цену товара: еще одно разногласие между Смитом и Рикардо.
А. Смит: «естественная цена изменяется вместе с естественной нормой каждой из ее составных частей»
Д.Рикардо: «более щедрое вознагражде-ние /рабочего/... не влечет за собой... повышения цены, но оказывает большое влияние на понижение прибыли... Судить о повышении или падении ренты, прибыли и зарплаты можно лишь в соответствии с разделением всего продукта... между тремя классами..., а не в соответствии со стоимостью этого продукта, опреде-ляемого в заведомо изменчивой мере»
Описание слайда:
ЗАРПЛАТА  ПРИБЫЛЬ Как повлияет изменение цены фактора производства на цену товара: еще одно разногласие между Смитом и Рикардо. А. Смит: «естественная цена изменяется вместе с естественной нормой каждой из ее составных частей» Д.Рикардо: «более щедрое вознагражде-ние /рабочего/... не влечет за собой... повышения цены, но оказывает большое влияние на понижение прибыли... Судить о повышении или падении ренты, прибыли и зарплаты можно лишь в соответствии с разделением всего продукта... между тремя классами..., а не в соответствии со стоимостью этого продукта, опреде-ляемого в заведомо изменчивой мере»

Слайд 48





СЛЕДСТВИЕ ТЕОРИИ
  Разделим весь продукт по секторам, различающимся  соотношением факторов …
«... всякое повышение заработной платы, или, что одно и тоже, всякое падение прибыли, понизит относительную стоимость товаров, которые производятся с помощью более долговечного капитала, и соответствующим образом повысят стоимость тех, которые производятся с помощью капитала, более быстро изнашивающегося»
Описание слайда:
СЛЕДСТВИЕ ТЕОРИИ Разделим весь продукт по секторам, различающимся соотношением факторов … «... всякое повышение заработной платы, или, что одно и тоже, всякое падение прибыли, понизит относительную стоимость товаров, которые производятся с помощью более долговечного капитала, и соответствующим образом повысят стоимость тех, которые производятся с помощью капитала, более быстро изнашивающегося»

Слайд 49





«ЭФФЕКТ РИКАРДО»
Описание слайда:
«ЭФФЕКТ РИКАРДО»

Слайд 50





ЛИБЕРАЛЫ и СОЦИАЛИСТЫ
 Успехи либеральной идеологии и репутация «мрачной науки»:
отмена «законов о бедных» (1834)
банковская Хартия (1844)
отмена «хлебных законов» (1846)
Утилитаризм Бентама: философия утилитаризма, принцип полезности и критерий «наибольшего счастья для наибольшего числа людей»
Идея снижающейся полезности от дополнительных порций блага и перераспределение доходов как средство увеличения суммарного счастья
У.Томпсон: утилитаристское обоснование кооперативного социализма
Реформизм Д.С. Милля:   Законы производства незыблемы, законы распределения – податливы (ответ критикам «мрачной науки»)
Описание слайда:
ЛИБЕРАЛЫ и СОЦИАЛИСТЫ Успехи либеральной идеологии и репутация «мрачной науки»: отмена «законов о бедных» (1834) банковская Хартия (1844) отмена «хлебных законов» (1846) Утилитаризм Бентама: философия утилитаризма, принцип полезности и критерий «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» Идея снижающейся полезности от дополнительных порций блага и перераспределение доходов как средство увеличения суммарного счастья У.Томпсон: утилитаристское обоснование кооперативного социализма Реформизм Д.С. Милля: Законы производства незыблемы, законы распределения – податливы (ответ критикам «мрачной науки»)

Слайд 51





РЕФОРМИЗМ  Дж.С. МИЛЛЯ
  «Только в отсталых странах мира рост производства - всё ещё важная цель: что экономически необходимо в наиболее развитых странах - так это лучшее распределение» 
  «Если… нам предстоит выбор между коммунизмом с его возможностями и нынешним положением вещей с его страданием и несправедливостью, если институт частной собственности неизбежно несёт в себе распределение продукта труда... в обратной пропорции относительно самого труда…, если мы выбираем между этим порядком и коммунизмом, то все недостатки последнего… обращаются в пыль».
Описание слайда:
РЕФОРМИЗМ Дж.С. МИЛЛЯ «Только в отсталых странах мира рост производства - всё ещё важная цель: что экономически необходимо в наиболее развитых странах - так это лучшее распределение» «Если… нам предстоит выбор между коммунизмом с его возможностями и нынешним положением вещей с его страданием и несправедливостью, если институт частной собственности неизбежно несёт в себе распределение продукта труда... в обратной пропорции относительно самого труда…, если мы выбираем между этим порядком и коммунизмом, то все недостатки последнего… обращаются в пыль».



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию