🗊Административное право РФ Тема 1. Административное право как отрасль права

Категория: Обществознание
Нажмите для полного просмотра!
Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №1Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №2Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №3Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №4Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №5Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №6Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №7Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №8Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №9Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №10Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №11Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №12Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №13Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №14Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №15Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №16Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №17Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №18Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №19Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №20Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №21Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №22Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №23Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №24Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №25Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №26Административное право РФ  Тема 1. Административное право как отрасль права, слайд №27

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Административное право РФ Тема 1. Административное право как отрасль права. Презентация содержит 27 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Административное право РФ
Тема 1. Административное право как отрасль права
Описание слайда:
Административное право РФ Тема 1. Административное право как отрасль права

Слайд 2





    Тема 1. Административное право как 
отрасль права. Содержание
Предмет административного права

Метод административного права

Административные правоотношения

Нормы административного права

Структура административного права

Место административного права в системе отраслей права
Описание слайда:
Тема 1. Административное право как отрасль права. Содержание Предмет административного права Метод административного права Административные правоотношения Нормы административного права Структура административного права Место административного права в системе отраслей права

Слайд 3





2. Метод административного права
Понятие отраслевого метода правового регулирования.
«классическая теория» А.Я. Вышинского: императивный и диспозитивный метод
теория «единого метода» В.Д. Сорокина: предписание, запрет и дозволение как универсальные общеправовые методы
теория «режима правового регулирования» С.С. Алексеева: метод – это совокупность принципов и презумпций 
Метод административного права следует отличать от административных методов или методов реализации властных полномочий государственной администрации.
Описание слайда:
2. Метод административного права Понятие отраслевого метода правового регулирования. «классическая теория» А.Я. Вышинского: императивный и диспозитивный метод теория «единого метода» В.Д. Сорокина: предписание, запрет и дозволение как универсальные общеправовые методы теория «режима правового регулирования» С.С. Алексеева: метод – это совокупность принципов и презумпций Метод административного права следует отличать от административных методов или методов реализации властных полномочий государственной администрации.

Слайд 4





2. Метод административного права
Особенности административно-правового метода:
1. Участники правоотношения юридически неравны между собой. 
2. Административные правоотношения чаще всего возникают независимо от воли их участников. 
3. Содержание правоотношения (права и обязанности сторон) не зависят от воли их участников. 
4. Санкции носят характер карательной ответственности перед государством.
Описание слайда:
2. Метод административного права Особенности административно-правового метода: 1. Участники правоотношения юридически неравны между собой. 2. Административные правоотношения чаще всего возникают независимо от воли их участников. 3. Содержание правоотношения (права и обязанности сторон) не зависят от воли их участников. 4. Санкции носят характер карательной ответственности перед государством.

Слайд 5





2. Метод административного права
Модели административного права:
Закрытая модель адм. права – стремление к максимальной эффективности государственного управления. Цели деятельности администрации определяются политической элитой, не лежат в сфере правового регулирования и не подконтрольны судам
Открытая модель адм. права – нормативно-правовое (конституционное) целеполагание как общий принцип правового регулирования
Описание слайда:
2. Метод административного права Модели административного права: Закрытая модель адм. права – стремление к максимальной эффективности государственного управления. Цели деятельности администрации определяются политической элитой, не лежат в сфере правового регулирования и не подконтрольны судам Открытая модель адм. права – нормативно-правовое (конституционное) целеполагание как общий принцип правового регулирования

Слайд 6





2. Метод административного права
Требования к механизму административно-правового регулирования: 
нормами административного права должны исчерпывающе определяться пределы и основания властных полномочий государственных органов;
усмотрение органов не должно предполагать возможности расширения вмешательства либо установления дополнительных обременений для частных лиц;
недопустимо применение административно-правовых норм по аналогии.
Описание слайда:
2. Метод административного права Требования к механизму административно-правового регулирования: нормами административного права должны исчерпывающе определяться пределы и основания властных полномочий государственных органов; усмотрение органов не должно предполагать возможности расширения вмешательства либо установления дополнительных обременений для частных лиц; недопустимо применение административно-правовых норм по аналогии.

Слайд 7





3. Административные правоотношения
Признаки административных правоотношений 
состав участников этих отношений: один из участников представляет государство 
содержание правоотношения: реализация публично-правовых функций государства.  
           В действиях лица, действующего от имени государства, реализуется публичный интерес, требующий подчинения ему. Этот интерес предопределяет неравное положение сторон
Описание слайда:
3. Административные правоотношения Признаки административных правоотношений состав участников этих отношений: один из участников представляет государство содержание правоотношения: реализация публично-правовых функций государства. В действиях лица, действующего от имени государства, реализуется публичный интерес, требующий подчинения ему. Этот интерес предопределяет неравное положение сторон

Слайд 8





3. Административные правоотношения
Основание возникновения административного правоотношения – сложный юридический состав
(1) материально-правовое основание – события либо действия (правомерные или неправомерные),
(2) формально-правовое основание – совершение действий, юридически закрепляющих (констатирующих) наступление материально-правового основания.
Описание слайда:
3. Административные правоотношения Основание возникновения административного правоотношения – сложный юридический состав (1) материально-правовое основание – события либо действия (правомерные или неправомерные), (2) формально-правовое основание – совершение действий, юридически закрепляющих (констатирующих) наступление материально-правового основания.

Слайд 9





3. Административные правоотношения
Субъекты административного правоотношения 
государственные органы 
должностные лица и служащие, 
государственные организации (учреждения и предприятия), 
частные лица – граждане (граждане Российской Федерации, иностранцы и апатриды), 
коллективные объединения граждан – общественные объединения (в том числе не имеющие статуса юридического лица), коммерческие и некоммерческие организации.
Объект административного правоотношения – реализация государственных функций, а именно защита публичных, государственных интересов и обеспечение интересов частных лиц.
Описание слайда:
3. Административные правоотношения Субъекты административного правоотношения государственные органы должностные лица и служащие, государственные организации (учреждения и предприятия), частные лица – граждане (граждане Российской Федерации, иностранцы и апатриды), коллективные объединения граждан – общественные объединения (в том числе не имеющие статуса юридического лица), коммерческие и некоммерческие организации. Объект административного правоотношения – реализация государственных функций, а именно защита публичных, государственных интересов и обеспечение интересов частных лиц.

Слайд 10





3. Административные правоотношения
Содержание административного правоотношения 
А.И. Елистратов: «Момент долга или обязанности сохраняет в публичном праве доминирующее значение».
Для властной стороны издание административных распоряжений выступает не как субъективное право (которое можно реализовывать по своему усмотрению), а как публично-правовое полномочие – одновременно и право, и обязанность по отстаиванию публичных интересов. 
Для частного лица реализация его правовых возможностей также становится не только правом, но и обязанностью. Лишь в редких случаях административное право сохраняет диспозитивность.
Описание слайда:
3. Административные правоотношения Содержание административного правоотношения А.И. Елистратов: «Момент долга или обязанности сохраняет в публичном праве доминирующее значение». Для властной стороны издание административных распоряжений выступает не как субъективное право (которое можно реализовывать по своему усмотрению), а как публично-правовое полномочие – одновременно и право, и обязанность по отстаиванию публичных интересов. Для частного лица реализация его правовых возможностей также становится не только правом, но и обязанностью. Лишь в редких случаях административное право сохраняет диспозитивность.

Слайд 11





3. Административные правоотношения
Виды административных правоотношений
I. По составу субъектов:
1) между государственными органами, в зависимости от подчиненности органов субординационные и координационные отношения.
2) между должностными лицами и сотрудниками одного государственного органа. отношения связаны с организацией работы государственного органа и носят характер служебных. 
3) между государственными органами и подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. 
4) между государственными органами и частными лицами (гражданами и организациями), а также с неподведомственными этим органам государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. 
5) Отношения между государственными учреждениями и частными лицами (гражданами и организациями). Такие отношения могут носить и гражданско-правовой характер, если в их основании лежит заключение договора.
Описание слайда:
3. Административные правоотношения Виды административных правоотношений I. По составу субъектов: 1) между государственными органами, в зависимости от подчиненности органов субординационные и координационные отношения. 2) между должностными лицами и сотрудниками одного государственного органа. отношения связаны с организацией работы государственного органа и носят характер служебных. 3) между государственными органами и подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. 4) между государственными органами и частными лицами (гражданами и организациями), а также с неподведомственными этим органам государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. 5) Отношения между государственными учреждениями и частными лицами (гражданами и организациями). Такие отношения могут носить и гражданско-правовой характер, если в их основании лежит заключение договора.

Слайд 12





3. Административные правоотношения
II. По цели, которая преследуется властным субъектом при вступлении в правоотношение, регулятивные и охранительные отношения. 
III. По характеру властного воздействия отношения государственных органов и государственных учреждений с частными лицами могут быть властно-принудительными и предоставляющими.
Описание слайда:
3. Административные правоотношения II. По цели, которая преследуется властным субъектом при вступлении в правоотношение, регулятивные и охранительные отношения. III. По характеру властного воздействия отношения государственных органов и государственных учреждений с частными лицами могут быть властно-принудительными и предоставляющими.

Слайд 13





4. Нормы административного права
Нормы административного права определяют:
статус участников административных правоотношений (компетенцию органов государственной власти, формы и порядок реализации властных полномочий) 
формы контроля за деятельностью органов и должностных лиц государственной администрации 
порядок защиты прав частных лиц от неправомерного, в том числе необоснованного вмешательства со стороны государственных органов
Описание слайда:
4. Нормы административного права Нормы административного права определяют: статус участников административных правоотношений (компетенцию органов государственной власти, формы и порядок реализации властных полномочий) формы контроля за деятельностью органов и должностных лиц государственной администрации порядок защиты прав частных лиц от неправомерного, в том числе необоснованного вмешательства со стороны государственных органов

Слайд 14





4. Нормы административного права
Особенностью диспозиции административно-правовых норм выступает преобладание в них предписания над дозволением (характерным для гражданского права) и запретом (характерным для уголовного права) – см. Сорокин В.Д. Избранные труды. СПб., 2005. С.401. 
Чаще всего административно-правовая норма содержит правовую обязанность для участников административных правоотношений. Исключение – охранительные административные нормы, которые устанавливают запрет.
Описание слайда:
4. Нормы административного права Особенностью диспозиции административно-правовых норм выступает преобладание в них предписания над дозволением (характерным для гражданского права) и запретом (характерным для уголовного права) – см. Сорокин В.Д. Избранные труды. СПб., 2005. С.401. Чаще всего административно-правовая норма содержит правовую обязанность для участников административных правоотношений. Исключение – охранительные административные нормы, которые устанавливают запрет.

Слайд 15





4. Нормы административного права
Виды административно-правовых норм:
регулятивные и охранительные
материальные и процессуальные
и проч.
Описание слайда:
4. Нормы административного права Виды административно-правовых норм: регулятивные и охранительные материальные и процессуальные и проч.

Слайд 16





Принципы административного права
1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными социальными ценностями и непосредственное действие прав и свобод (ст.2 и18 Конституции РФ). Реализация принудительных полномочий государственных органов должна быть обоснована, необходима и соразмерна 
2. Принцип равенства перед законом. Государственная администрация должна опираться на принцип формального равенства: в одинаковых случаях применять одни нормы закона и толковать их в одинаковом смысле.
Описание слайда:
Принципы административного права 1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными социальными ценностями и непосредственное действие прав и свобод (ст.2 и18 Конституции РФ). Реализация принудительных полномочий государственных органов должна быть обоснована, необходима и соразмерна 2. Принцип равенства перед законом. Государственная администрация должна опираться на принцип формального равенства: в одинаковых случаях применять одни нормы закона и толковать их в одинаковом смысле.

Слайд 17





Принципы административного права
3. Принцип разделения властей (ст.10 Конституции РФ) предполагает разграничение функций и самостоятельность компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной власти: ограничение нормотворчества и юрисдикции исполнительной власти, а также подзаконный характер её деятельности. 
4. Принцип законности формальное соответствие полномочиям, вытекающим из закона и соответствие по содержанию тем целям и принципам, которые установлены законом.
Описание слайда:
Принципы административного права 3. Принцип разделения властей (ст.10 Конституции РФ) предполагает разграничение функций и самостоятельность компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной власти: ограничение нормотворчества и юрисдикции исполнительной власти, а также подзаконный характер её деятельности. 4. Принцип законности формальное соответствие полномочиям, вытекающим из закона и соответствие по содержанию тем целям и принципам, которые установлены законом.

Слайд 18





Принципы административного права
5. Принцип судебного контроля за административной деятельностью:
           Действия и решения органов и должностных лиц государственной администрации могут быть проверены с точки зрения их формальной законности и обоснованности, хотя и не с точки зрения их целесообразности (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 №14-П). 
           Судебный контроль за юрисдикционной деятельностью государственной администрации: должна быть предоставлена гарантия судебного пересмотра административных действий (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. №13-П, п.5 мотивировочной части).
Описание слайда:
Принципы административного права 5. Принцип судебного контроля за административной деятельностью: Действия и решения органов и должностных лиц государственной администрации могут быть проверены с точки зрения их формальной законности и обоснованности, хотя и не с точки зрения их целесообразности (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 №14-П). Судебный контроль за юрисдикционной деятельностью государственной администрации: должна быть предоставлена гарантия судебного пересмотра административных действий (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. №13-П, п.5 мотивировочной части).

Слайд 19





Принципы административного права
6. Принцип единства системы государственной власти. 
		Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам исключительного ведения Российской Федерации и в пределах полномочий федеральных органов по предметам совместного ведения составляют единую систему исполнительной власти (ст. 77 Конституции РФ).
Описание слайда:
Принципы административного права 6. Принцип единства системы государственной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам исключительного ведения Российской Федерации и в пределах полномочий федеральных органов по предметам совместного ведения составляют единую систему исполнительной власти (ст. 77 Конституции РФ).

Слайд 20





Принципы административного права
7. В экономической сфере – принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности для частных лиц. 
		Государственная администрация может осуществлять ту или иную деятельность лишь в случае необходимости защиты публичных интересов, в ограниченных законом областях (общезапретительный принцип), а для частных лиц, напротив, ограничения их свободы могут устанавливаться как исключение – для защиты конституционно значимых ценностей (общедозволительный принцип).
Описание слайда:
Принципы административного права 7. В экономической сфере – принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности для частных лиц. Государственная администрация может осуществлять ту или иную деятельность лишь в случае необходимости защиты публичных интересов, в ограниченных законом областях (общезапретительный принцип), а для частных лиц, напротив, ограничения их свободы могут устанавливаться как исключение – для защиты конституционно значимых ценностей (общедозволительный принцип).

Слайд 21





5. Структура административного права
Структура советской науки административного права :
Общая часть: 
общие вопросы (понятие и природа гос.управления), 
участники административных отношений, 
формы и методы осуществления государственного управления, 
законность и дисциплина в управлении. 
Особенная часть: 
административно-политическая сфера
социально-культурная сфера 
экономическая сфера.
Описание слайда:
5. Структура административного права Структура советской науки административного права : Общая часть: общие вопросы (понятие и природа гос.управления), участники административных отношений, формы и методы осуществления государственного управления, законность и дисциплина в управлении. Особенная часть: административно-политическая сфера социально-культурная сфера экономическая сфера.

Слайд 22





5. Структура административного права
Проблема Особенной части:
развитие правового регулирования приводит к невозможности охватить все сферы осуществления исполнительной власти при их изучении
регулирование в отдельных областях носит, как правило, комплексный характер и приводит к появлению комплексных правовых институтов и «отраслей»: коммерческое, экологическое и спортивное, образовательное, транспортное, медицинское право.
Описание слайда:
5. Структура административного права Проблема Особенной части: развитие правового регулирования приводит к невозможности охватить все сферы осуществления исполнительной власти при их изучении регулирование в отдельных областях носит, как правило, комплексный характер и приводит к появлению комплексных правовых институтов и «отраслей»: коммерческое, экологическое и спортивное, образовательное, транспортное, медицинское право.

Слайд 23





5. Структура административного права
Общая часть:
– теория административных правоотношений
– понятие и особенности правового положения субъектов административных правоотношений, 
– система и структура органов исполнительной власти, 
– учение об административном действии, 
– правила административного процесса,
– виды деятельности органов исполнительной власти,
– контроль за деятельностью государственных органов.
Описание слайда:
5. Структура административного права Общая часть: – теория административных правоотношений – понятие и особенности правового положения субъектов административных правоотношений, – система и структура органов исполнительной власти, – учение об административном действии, – правила административного процесса, – виды деятельности органов исполнительной власти, – контроль за деятельностью государственных органов.

Слайд 24





6. Место административного права 
в системе отраслей права
Соотношение административного и конституционного права: 
конституционно-правовые отношения складываются между частным лицом и государством в целом, а административно-правовые – между частным лицом и отдельным государственным органом (кроме судов). 
внутри системы государственных органов, конституционно-правовые отношения возникают между высшими органами государства, административные – либо в системе административных органов (главным образом в исполнительной власти) и внутри отдельных государственного органа.
Описание слайда:
6. Место административного права в системе отраслей права Соотношение административного и конституционного права: конституционно-правовые отношения складываются между частным лицом и государством в целом, а административно-правовые – между частным лицом и отдельным государственным органом (кроме судов). внутри системы государственных органов, конституционно-правовые отношения возникают между высшими органами государства, административные – либо в системе административных органов (главным образом в исполнительной власти) и внутри отдельных государственного органа.

Слайд 25





6. Место административного права 
в системе отраслей права
Соотношение административного и гражданского права: 
см. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве // 
X cб. трудов профессоров и преподавателей 
Иркутского гос. ун-та. Иркутск, 1926.
теория интереса ("publicum jus est quod ad statum rei romanae spectat, privatum quod ad singu lorum utilitatem").
теория субъектов
теория метода регулирования 
Англо-саксонская система не предполагает автономность правового регулирования, в государствах континентальной правовой семьи (Германия, Франция) наоборот исключается распространение норм частного права на государственные органы.
Описание слайда:
6. Место административного права в системе отраслей права Соотношение административного и гражданского права: см. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве // X cб. трудов профессоров и преподавателей Иркутского гос. ун-та. Иркутск, 1926. теория интереса ("publicum jus est quod ad statum rei romanae spectat, privatum quod ad singu lorum utilitatem"). теория субъектов теория метода регулирования Англо-саксонская система не предполагает автономность правового регулирования, в государствах континентальной правовой семьи (Германия, Франция) наоборот исключается распространение норм частного права на государственные органы.

Слайд 26





6. Место административного права 
в системе отраслей права

Трудовое право: в 2003-2005 годах создана система автономного административно-правового регулирования отношений государственной службы.

Комплексные правовые отрасли выделены исключительно по предмету правового регулирования, включая нормы административного и других отраслей права.
Описание слайда:
6. Место административного права в системе отраслей права Трудовое право: в 2003-2005 годах создана система автономного административно-правового регулирования отношений государственной службы. Комплексные правовые отрасли выделены исключительно по предмету правового регулирования, включая нормы административного и других отраслей права.

Слайд 27





Административное право РФ
Белов Сергей Александрович, к.ю.н.,
доцент кафедры государственного и административного права
belov@jurfak.spb.ru
Описание слайда:
Административное право РФ Белов Сергей Александрович, к.ю.н., доцент кафедры государственного и административного права belov@jurfak.spb.ru



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию