🗊Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»  

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №1Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №2Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №3Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №4Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №5Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №6Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №7Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №8Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №9Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №10Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №11Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №12Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №13Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №14Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №15Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №16Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №17Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №18Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №19Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №20Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №21Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №22Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №23Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №24Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №25

Вы можете ознакомиться и скачать Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»  . Презентация содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»
 
Описание слайда:
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»  

Слайд 2





История создания
Описание слайда:
История создания

Слайд 3





Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Это  поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Это  поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.
Описание слайда:
Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Это поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни. Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Это поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.

Слайд 4





Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус».
Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус».
Описание слайда:
Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус». Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус».

Слайд 5


Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6





Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из шести перемежающихся двустиший
Какова композиция стихотворения?
Описание слайда:
Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из шести перемежающихся двустиший Какова композиция стихотворения?

Слайд 7





Каковы центральные образы стихотворения и как они связаны с его композицией?
Каковы центральные образы стихотворения и как они связаны с его композицией?
Описание слайда:
Каковы центральные образы стихотворения и как они связаны с его композицией? Каковы центральные образы стихотворения и как они связаны с его композицией?

Слайд 8





     «Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. 
     «Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них.
Описание слайда:
     «Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них.      «Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них.

Слайд 9






Как по смыслу различаются первое и последнее двустишия каждого четверостишия?
Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
Описание слайда:
Как по смыслу различаются первое и последнее двустишия каждого четверостишия? Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

Слайд 10





Анализ  1 строфы
   		 Белеет парус одинокой 
    В тумане моря голубом!.. 
    Что ищет он в стране далекой? 
    Что кинул он в краю родном?

Какую картину мы представляем, когда читаем эти строки?
	 Какие художественные средства использует автор?
Описание слайда:
Анализ 1 строфы      Белеет парус одинокой     В тумане моря голубом!..     Что ищет он в стране далекой?     Что кинул он в краю родном? Какую картину мы представляем, когда читаем эти строки? Какие художественные средства использует автор?

Слайд 11





Рисунок М.Ю.Лермонтова
Описание слайда:
Рисунок М.Ю.Лермонтова

Слайд 12





     В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы: 
     Что ищет он в стране далёкой, 
     Что кинул он в краю родном? 
     Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении. 
    Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля. 

     В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы: 
     Что ищет он в стране далёкой, 
     Что кинул он в краю родном? 
     Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении. 
    Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.
Описание слайда:
     В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:      Что ищет он в стране далёкой,      Что кинул он в краю родном?      Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении.     Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.      В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:      Что ищет он в стране далёкой,      Что кинул он в краю родном?      Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении.     Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.

Слайд 13





Анализ 2 строфы
		Играют волны, ветер свищет,
	И мачта гнется и скрипит…
	Увы, он счастия не ищет,
	И не от счастия бежит!
	Как меняется картина моря, а вместе с ней  звуковая гамма стихотворения и чувства лирического героя??
Описание слайда:
Анализ 2 строфы Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит… Увы, он счастия не ищет, И не от счастия бежит! Как меняется картина моря, а вместе с ней звуковая гамма стихотворения и чувства лирического героя??

Слайд 14


Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15





    
    
	 Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно: 
     Увы! Он счастия не ищет 
     И не от счастия бежит.
Описание слайда:
          Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:      Увы! Он счастия не ищет      И не от счастия бежит.

Слайд 16





Анализ 3 строфы 
  	  Под ним струя светлей лазури, 
    Над ним луч солнца золотой... 
    А он, мятежный, просит бури, 
    Как будто в бурях есть покой!
	Какая мысль звучит в последнем четверостишии и какая картина ей соответствует?
Описание слайда:
Анализ 3 строфы      Под ним струя светлей лазури,     Над ним луч солнца золотой...     А он, мятежный, просит бури,     Как будто в бурях есть покой! Какая мысль звучит в последнем четверостишии и какая картина ей соответствует?

Слайд 17


Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





	
	
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения. 
    И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию: 
     А он, мятежный, просит бури, 
     Как будто в бурях есть покой!
Описание слайда:
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.     И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:      А он, мятежный, просит бури,      Как будто в бурях есть покой!

Слайд 19





Какими красками создаётся пейзаж в «Парусе» и какова  роль этих красок?
     Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус). 
Но, в основном, стихотворение «окрашено» в голубоватые тона: это впечатление усиливают лазурные волны, по которым мчится парусник, голубой туман. А голубой цвет символизирует несбыточность, невозможность исполнения желаний, ведь голубая мечта не только самая заветная, но и несбыточная…
Описание слайда:
Какими красками создаётся пейзаж в «Парусе» и какова роль этих красок?      Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус). Но, в основном, стихотворение «окрашено» в голубоватые тона: это впечатление усиливают лазурные волны, по которым мчится парусник, голубой туман. А голубой цвет символизирует несбыточность, невозможность исполнения желаний, ведь голубая мечта не только самая заветная, но и несбыточная…

Слайд 20





 Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости.
Из каждого четверостишия выпишите глаголы. Какова их роль?
	
1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул
2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит»
3-е четверостишье: парус – «просит бури»
Описание слайда:
Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости. Из каждого четверостишия выпишите глаголы. Какова их роль? 1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул 2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит» 3-е четверостишье: парус – «просит бури»

Слайд 21





В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению.
В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению.
2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».
Описание слайда:
В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению. В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению. 2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».

Слайд 22






 Какими эпитетами автор характеризует лирического героя и как это связано с  основной  мыслью стихотворения?


		
	Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный! 
     Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
 
Описание слайда:
Какими эпитетами автор характеризует лирического героя и как это связано с основной мыслью стихотворения? Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!      Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.  

Слайд 23


Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





Определите размер стихотворения.

	Четырёхстопный ямб с пиррихием, придающий стихотворению музыкальность. Неслучайно композитор А.Варламов написал к нему музыку.
Описание слайда:
Определите размер стихотворения. Четырёхстопный ямб с пиррихием, придающий стихотворению музыкальность. Неслучайно композитор А.Варламов написал к нему музыку.

Слайд 25


Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»   , слайд №25
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию