🗊Презентация Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста

Нажмите для полного просмотра!
Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №1Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №2Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №3Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №4Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №5Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №6Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №7Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №8Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №9Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №10Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №11Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №12Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №13Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №14Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №15Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №16Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №17Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №18Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №19Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №20Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №21Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №22Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №23Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №24Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №25Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №26Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №27Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №28Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №29Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №30Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №31Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №32Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №33Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №34Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №35Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №36Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №37Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №38Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №39Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №40Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №41Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №42Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №43Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №44Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №45Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №46Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №47Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №48Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №49Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №50

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста. Доклад-сообщение содержит 50 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Дисциплина: 
Гигиена и экология человека

Лекция 19
Тема: Анатомо-физиологические особенности детского  и подросткового возраста. 
Cостояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. школьная  зрелость
Преподаватель: Бочкарева Алла Александровна
Описание слайда:
Дисциплина: Гигиена и экология человека Лекция 19 Тема: Анатомо-физиологические особенности детского  и подросткового возраста. Cостояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. школьная зрелость Преподаватель: Бочкарева Алла Александровна

Слайд 2





Источники
Гигиена Трушкина Л.Ю. и др. 
Раздел VII
Гигиена Крымская И.Г.
    стр.263-277
Описание слайда:
Источники Гигиена Трушкина Л.Ю. и др. Раздел VII Гигиена Крымская И.Г. стр.263-277

Слайд 3





Гигиена детей и подростков
изучает 
условия среды обитания и деятельности детей и подростков, 
влияние факторов среды на их здоровье, 
функциональное состояние растущего организма в разные возрастные периоды;
Цель: создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, оптимальный уровень функций и благоприятное развитие организма детей и подростков
Описание слайда:
Гигиена детей и подростков изучает условия среды обитания и деятельности детей и подростков, влияние факторов среды на их здоровье, функциональное состояние растущего организма в разные возрастные периоды; Цель: создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, оптимальный уровень функций и благоприятное развитие организма детей и подростков

Слайд 4





ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
Эрисман Фридрих Фридрихович 
(1842-1915) 
Лесгафт Петр Францевич 
(1837-1909)
 Гундобин Николай Петрович 
(1860-1908) 
Мольков Альфред Владиславович 
 (1870-1947)
Описание слайда:
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ Эрисман Фридрих Фридрихович (1842-1915) Лесгафт Петр Францевич (1837-1909) Гундобин Николай Петрович (1860-1908) Мольков Альфред Владиславович (1870-1947)

Слайд 5





Лесгафт П.Ф.- 
Лесгафт П.Ф.- 
   основоположник науки о физическом воспитании; «курс теория телесных движений»: естественные движения с постепенным усложнением - решающее условие развития организма
   «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста»
Описание слайда:
Лесгафт П.Ф.- Лесгафт П.Ф.- основоположник науки о физическом воспитании; «курс теория телесных движений»: естественные движения с постепенным усложнением - решающее условие развития организма «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста»

Слайд 6





Гундобин Н.П.-
Гундобин Н.П.-
зав.кафедрой детских болезней ВМА.
«Детский врач должен быть воспитателем и  гигиенистом». Познание течения физиологических и патологических процессов в детском возрасте и особенности профилактики должны опираться на точное знание возрастных особенностей: «…Ребенок резко разнится от взрослого и заслуживает изучения специального»
Работы: «школьная гигиена», «Гигиена детства», «Современные задачи школьной гигиены»
Описание слайда:
Гундобин Н.П.- Гундобин Н.П.- зав.кафедрой детских болезней ВМА. «Детский врач должен быть воспитателем и гигиенистом». Познание течения физиологических и патологических процессов в детском возрасте и особенности профилактики должны опираться на точное знание возрастных особенностей: «…Ребенок резко разнится от взрослого и заслуживает изучения специального» Работы: «школьная гигиена», «Гигиена детства», «Современные задачи школьной гигиены»

Слайд 7





Мольков А.В.- 
Мольков А.В.- 
  основатель кафедр гигиены воспитания во II МГУ (1925) и I МГУ (1926)
Первый учебник «Школьная гигиена»
З научных центра:
Кабинет по физическому развитию детей и подростков
Экспериментальный класс с лучистым отоплением и климатической камерой
Кабинет ФР и здоровья детей и подростков
Описание слайда:
Мольков А.В.- Мольков А.В.- основатель кафедр гигиены воспитания во II МГУ (1925) и I МГУ (1926) Первый учебник «Школьная гигиена» З научных центра: Кабинет по физическому развитию детей и подростков Экспериментальный класс с лучистым отоплением и климатической камерой Кабинет ФР и здоровья детей и подростков

Слайд 8





Основные направления и проблемы гигиены детей и подростков
Оценка состояния здоровья и физического развития (возрастная периодизация, акселерация и ретардация, заболеваемость)
Гигиенические основы учебного процесса (распорядок дня, режим учебных занятий, учебная нагрузка, режим питания в учебных заведениях, гигиенические требования к учебным пособиям, учебникам, мебели, одежде, обуви)
Гигиенические основы физического воспитания (питание, режим дня, способы закаливания, гигиенические основы занятий физкультурой и спортом)
Гигиена трудовой деятельности (гигиенические основы физической, умственной, психической нагрузки в процессе трудовой деятельности)
Планировка, санитарное благоустройство и  противоэпидемический режим работы детских и подростковых учебных заведений
Описание слайда:
Основные направления и проблемы гигиены детей и подростков Оценка состояния здоровья и физического развития (возрастная периодизация, акселерация и ретардация, заболеваемость) Гигиенические основы учебного процесса (распорядок дня, режим учебных занятий, учебная нагрузка, режим питания в учебных заведениях, гигиенические требования к учебным пособиям, учебникам, мебели, одежде, обуви) Гигиенические основы физического воспитания (питание, режим дня, способы закаливания, гигиенические основы занятий физкультурой и спортом) Гигиена трудовой деятельности (гигиенические основы физической, умственной, психической нагрузки в процессе трудовой деятельности) Планировка, санитарное благоустройство и противоэпидемический режим работы детских и подростковых учебных заведений

Слайд 9





Понятие 
«здоровье  детского населения»
В  дополнение  определения ВОЗ  здоровья взрослых  - «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» в  понятия «здоровье  детского населения» включается «и степень  гармоничного развития в соответствии с возрастом и полом».
Описание слайда:
Понятие «здоровье  детского населения» В  дополнение  определения ВОЗ  здоровья взрослых  - «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» в  понятия «здоровье  детского населения» включается «и степень  гармоничного развития в соответствии с возрастом и полом».

Слайд 10





Факторы, формирующие здоровье детей
наличие наследственных заболеваний (гемофилия, диабет и др.) определяет 4-8% патологии;
здоровье родителей, наличие у них хронических заболеваний  и вредных привычек, неуравновешенный образ жизни;
природно-климатические  факторы  определяют заболеваемость соответственно в холодный или в жаркий период года и т.д.;
социальные факторы: питание (недостаточное, несбалансированное), образ жизни детей (вредные привычки, гиподинамия, отсутствие физической культуры) и социальное благополучие;
эпидемические факторы - детские инфекционные болезни (до 15% в общей заболеваемости);
эндемические болезни – флюороз, кариес зубов, эндемический зоб и др.;
экологические факторы определяют 25-40% заболеваний у детей;
Описание слайда:
Факторы, формирующие здоровье детей наличие наследственных заболеваний (гемофилия, диабет и др.) определяет 4-8% патологии; здоровье родителей, наличие у них хронических заболеваний  и вредных привычек, неуравновешенный образ жизни; природно-климатические  факторы  определяют заболеваемость соответственно в холодный или в жаркий период года и т.д.; социальные факторы: питание (недостаточное, несбалансированное), образ жизни детей (вредные привычки, гиподинамия, отсутствие физической культуры) и социальное благополучие; эпидемические факторы - детские инфекционные болезни (до 15% в общей заболеваемости); эндемические болезни – флюороз, кариес зубов, эндемический зоб и др.; экологические факторы определяют 25-40% заболеваний у детей;

Слайд 11





Показатели здоровья разработаны Институтом гигиены детей и подростков МЗ РФ
наличие/отсутствие  хронических заболеваний определяется при плановых медосмотрах детей в поликлинике с участием всех основных специалистов (окулист, ЛОР, педиатр, хирург, психиатр);
уровень функционального состояния основных органов и систем организма выявляется клиническими методами, иногда  с помощью приборов;
о степени сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям  судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических заболеваний в предыдущем году. Часто болеющие дети – это 4 раза в году и более или одно заболевание более 25 дней;
уровень нервно-психического развития устанавливается детским психоневрологом; 
степень физического развития и его  гармоничности определяются путем сравнения индивидуальных  показателей со средними для каждого возраста.
Описание слайда:
Показатели здоровья разработаны Институтом гигиены детей и подростков МЗ РФ наличие/отсутствие  хронических заболеваний определяется при плановых медосмотрах детей в поликлинике с участием всех основных специалистов (окулист, ЛОР, педиатр, хирург, психиатр); уровень функционального состояния основных органов и систем организма выявляется клиническими методами, иногда  с помощью приборов; о степени сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям  судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических заболеваний в предыдущем году. Часто болеющие дети – это 4 раза в году и более или одно заболевание более 25 дней; уровень нервно-психического развития устанавливается детским психоневрологом; степень физического развития и его  гармоничности определяются путем сравнения индивидуальных  показателей со средними для каждого возраста.

Слайд 12





Группы здоровья
В соответствии с  приказом Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003)   дети  от 3 до 17 лет разделяются на  5 групп здоровья:
здоровые, с нормальным уровнем морфологического, функционального, биологического и умственного развития; не имеющие дефектов, гармонично развитые;
здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения (в росте и весе), сниженную сопротивляемость организма  к заболеваниям (болеющие 4 раза в году и более), отставшие по выраженности вторичных половых признаков;
Описание слайда:
Группы здоровья В соответствии с  приказом Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003)   дети  от 3 до 17 лет разделяются на  5 групп здоровья: здоровые, с нормальным уровнем морфологического, функционального, биологического и умственного развития; не имеющие дефектов, гармонично развитые; здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения (в росте и весе), сниженную сопротивляемость организма  к заболеваниям (болеющие 4 раза в году и более), отставшие по выраженности вторичных половых признаков;

Слайд 13





Группы здоровья
3. дети, больные хроническими заболеваниями  в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма; с ожирением 1-2 степени (на 20-29% и на 30-49%);
4. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма; с ожирением 3-й степени (более 50%);
5. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – эти дети не посещают школу, обучаются на дому  и медосмотрами не охватываются.
Описание слайда:
Группы здоровья 3. дети, больные хроническими заболеваниями  в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма; с ожирением 1-2 степени (на 20-29% и на 30-49%); 4. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма; с ожирением 3-й степени (более 50%); 5. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – эти дети не посещают школу, обучаются на дому  и медосмотрами не охватываются.

Слайд 14





Распределение детей Иркутской области 
по группам здоровья в 2010 и 2014 гг.  
(по данным профилактических медицинских осмотров, %)
Описание слайда:
Распределение детей Иркутской области по группам здоровья в 2010 и 2014 гг. (по данным профилактических медицинских осмотров, %)

Слайд 15





Доля детей в Иркутской области и РФ 
с I и II группами здоровья в 2012-2014 г. (проценты)
Описание слайда:
Доля детей в Иркутской области и РФ с I и II группами здоровья в 2012-2014 г. (проценты)

Слайд 16





Определяется учебная, спортивная или трудовая деятельность
для 1-й группы нет ограничений, педиатр проводит профилактические медосмотры в плановые сроки, а врачебные назначения состоят из  общеоздоровительных мероприятий.
Дети 2-й группы (группа риска) требуют более пристального внимания врачей; им обязательно нужен  комплекс оздоровительных мероприятий,  направленных на повышение устойчивости организма: оптимальная  двигательная активность, закаливание, рациональный режим дня и дополнительные витамины. 
Дети 3,4 и 5 групп находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, получают необходимую лечебную и профилактическую помощь; в детских учреждениях организуется щадящий режим дня, более продолжительный отдых и сон, ограничиваются физические упражнения.
Описание слайда:
Определяется учебная, спортивная или трудовая деятельность для 1-й группы нет ограничений, педиатр проводит профилактические медосмотры в плановые сроки, а врачебные назначения состоят из  общеоздоровительных мероприятий. Дети 2-й группы (группа риска) требуют более пристального внимания врачей; им обязательно нужен  комплекс оздоровительных мероприятий,  направленных на повышение устойчивости организма: оптимальная  двигательная активность, закаливание, рациональный режим дня и дополнительные витамины. Дети 3,4 и 5 групп находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, получают необходимую лечебную и профилактическую помощь; в детских учреждениях организуется щадящий режим дня, более продолжительный отдых и сон, ограничиваются физические упражнения.

Слайд 17





Физическое развитие детей и подростков
степень развития морфо-функциональных признаков, которые   указывают на запас его физических сил и  являются критерием нормальности его роста и формирования организма соответственно его возрасту и полу.
Описание слайда:
Физическое развитие детей и подростков степень развития морфо-функциональных признаков, которые   указывают на запас его физических сил и  являются критерием нормальности его роста и формирования организма соответственно его возрасту и полу.

Слайд 18





Возрастной период – это время, требующееся для завершения определённого этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребёнка к той или иной деятельности.
Возрастной период – это время, требующееся для завершения определённого этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребёнка к той или иной деятельности.
На Международном симпозиуме в Москве в 1965 г. была предложена схема возрастной периодизации, основанная на оценке особенностей роста и развития организма.
В биологической периодизации было выделено         7 периодов созревания. Возрастные периоды чаще меняются в первые годы жизни.
Описание слайда:
Возрастной период – это время, требующееся для завершения определённого этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребёнка к той или иной деятельности. Возрастной период – это время, требующееся для завершения определённого этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребёнка к той или иной деятельности. На Международном симпозиуме в Москве в 1965 г. была предложена схема возрастной периодизации, основанная на оценке особенностей роста и развития организма. В биологической периодизации было выделено 7 периодов созревания. Возрастные периоды чаще меняются в первые годы жизни.

Слайд 19





Биологическая возрастная периодизация
Описание слайда:
Биологическая возрастная периодизация

Слайд 20





Социальная возрастная периодизация
Описание слайда:
Социальная возрастная периодизация

Слайд 21





В грудном возрасте темпы роста весьма значительны. 
В грудном возрасте темпы роста весьма значительны. 
В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки). 
К концу 1-го года жизни рост увеличивается на 47 % по отношению к первоначальному.
Наибольшая прибавка массы тела приходится на 1-й год жизни: к 4-5 мес. она удваивается, а к 1 году увеличивается в 3 раза.
Описание слайда:
В грудном возрасте темпы роста весьма значительны. В грудном возрасте темпы роста весьма значительны. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки). К концу 1-го года жизни рост увеличивается на 47 % по отношению к первоначальному. Наибольшая прибавка массы тела приходится на 1-й год жизни: к 4-5 мес. она удваивается, а к 1 году увеличивается в 3 раза.

Слайд 22





В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС, 
В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС, 
координированности движений, овладение речью, счетом, чувством ритма, отмечается значительный рост нижних конечностей (в возрасте 4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7 %), уменьшается свойственная предшествующим годам округлость форм. 
Дети начинают рисовать, писать, лепить. 
Длительное пребывание в сидячей позе при неподходящей мебели и недостаточном внимании со стороны воспитателей и родителей может привести к нарушению осанки. 
Эффективно формируются двигательные навыки. 
Вместе с тем в этот возрастной период наиболее часты детские инфекционные заболевания.
Описание слайда:
В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС, В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС, координированности движений, овладение речью, счетом, чувством ритма, отмечается значительный рост нижних конечностей (в возрасте 4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7 %), уменьшается свойственная предшествующим годам округлость форм. Дети начинают рисовать, писать, лепить. Длительное пребывание в сидячей позе при неподходящей мебели и недостаточном внимании со стороны воспитателей и родителей может привести к нарушению осанки. Эффективно формируются двигательные навыки. Вместе с тем в этот возрастной период наиболее часты детские инфекционные заболевания.

Слайд 23





В младшем школьном возрасте отмечается:
В младшем школьном возрасте отмечается:
недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). В связи с этим возможны деформации скелета, и надо следить за правильной позой во время чтения и письма. 
Мышечная система усиленно, но неравномерно развивается: развитие крупных мышц туловища происходит быстрее, чем мелких мышц, например кистей рук, что затрудняет выполнение мелких и точных движений. 
Несовершенство движений зависит также от недостаточного развития координационных механизмов в коре большого мозга. 
Характерны неустойчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, чем объясняются сравнительно быстрое снижение внимания и наступление утомления как при умственной, так и при физической работе.
Описание слайда:
В младшем школьном возрасте отмечается: В младшем школьном возрасте отмечается: недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). В связи с этим возможны деформации скелета, и надо следить за правильной позой во время чтения и письма. Мышечная система усиленно, но неравномерно развивается: развитие крупных мышц туловища происходит быстрее, чем мелких мышц, например кистей рук, что затрудняет выполнение мелких и точных движений. Несовершенство движений зависит также от недостаточного развития координационных механизмов в коре большого мозга. Характерны неустойчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, чем объясняются сравнительно быстрое снижение внимания и наступление утомления как при умственной, так и при физической работе.

Слайд 24





В подростковом возрасте 
структура костной ткани примерно такая же, как у взрослых, но окостенение позвоночника еще не завершено и остается опасность его искривлений при длительном напряжении и неправильном положении тела в результате сидения за партой и давлении на грудь края стола.
Отмечается неполное сращение отдельных частей скелета, в частности таза, что может вызвать смещение тазовых костей при прыжках с неправильным сращением в дальнейшем, а у девочек неблагоприятно сказаться впоследствии при родах. 
Поэтому недопустимы чрезмерные физические нагрузки, умеренные же способствуют укреплению костной ткани и исправлению намечающихся нарушений осанки.
Описание слайда:
В подростковом возрасте  структура костной ткани примерно такая же, как у взрослых, но окостенение позвоночника еще не завершено и остается опасность его искривлений при длительном напряжении и неправильном положении тела в результате сидения за партой и давлении на грудь края стола. Отмечается неполное сращение отдельных частей скелета, в частности таза, что может вызвать смещение тазовых костей при прыжках с неправильным сращением в дальнейшем, а у девочек неблагоприятно сказаться впоследствии при родах. Поэтому недопустимы чрезмерные физические нагрузки, умеренные же способствуют укреплению костной ткани и исправлению намечающихся нарушений осанки.

Слайд 25





В подростковом возрасте:
Мышечная система характеризуется усиленным ростом мышечной силы, особенно у мальчиков.
Повышается способность к более продолжительной физической работе, совершенствуется координация движений, однако силовые нагрузки переносятся хуже, чем быстрые движения. 
Данный возраст совпадает с началом полового созревания. 
Наблюдаются, особенно вначале, повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы, что неблагоприятно влияет на приспособляемость к физической работе.
Описание слайда:
В подростковом возрасте: Мышечная система характеризуется усиленным ростом мышечной силы, особенно у мальчиков. Повышается способность к более продолжительной физической работе, совершенствуется координация движений, однако силовые нагрузки переносятся хуже, чем быстрые движения. Данный возраст совпадает с началом полового созревания. Наблюдаются, особенно вначале, повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы, что неблагоприятно влияет на приспособляемость к физической работе.

Слайд 26





В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается. 
В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается. 
Синостозирование в I пястной кости происходит у мальчиков в 15-16-летнем возрасте, а II-V пястных костей - в 17-летнем,   у девочек - соответственно в 13 и 14 лет. 
Сведения об этих сроках используют при определении биологического возраста в спорных случаях, а также при судебно-медицинской экспертизе.
На 14-15-м году в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, и к 20-21 году пластинки срастаются с телами позвонков.
Описание слайда:
В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается. В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается. Синостозирование в I пястной кости происходит у мальчиков в 15-16-летнем возрасте, а II-V пястных костей - в 17-летнем, у девочек - соответственно в 13 и 14 лет. Сведения об этих сроках используют при определении биологического возраста в спорных случаях, а также при судебно-медицинской экспертизе. На 14-15-м году в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, и к 20-21 году пластинки срастаются с телами позвонков.

Слайд 27





В юношеском возрасте
Отмечаются усиленный рост тела в длину, значительное прибавление массы тела и большой прирост мышечной силы. 
Интенсивно развиваются мелкие мышцы, совершенствуются точность и координация движений. 
Показатели физического развития приближаются к показателям взрослого человека. 

Функциональное развитие головного мозга достигает значительного совершенства, становятся возможными более тонкие и сложные формы его аналитической и синтетической деятельности, усиливаются тормозные процессы, совершенствуются процессы дифференцировки и т.д.
Описание слайда:
В юношеском возрасте Отмечаются усиленный рост тела в длину, значительное прибавление массы тела и большой прирост мышечной силы. Интенсивно развиваются мелкие мышцы, совершенствуются точность и координация движений. Показатели физического развития приближаются к показателям взрослого человека. Функциональное развитие головного мозга достигает значительного совершенства, становятся возможными более тонкие и сложные формы его аналитической и синтетической деятельности, усиливаются тормозные процессы, совершенствуются процессы дифференцировки и т.д.

Слайд 28





Выводы для воспитания потребности к ЗОЖ
возможности организма школьников неодинаковы в различные возрастные периоды;
на возможности организма, кроме возрастных особенностей,  накладываются половые и индивидуальные различия;

здоровье школьника кроме рационального питания зависит от двигательного режима, но эта нагрузка должна соизмеряться с учетом возрастно-половой специфики;
в подростковый и юношеский периоды необходимо заниматься физкультурой для развития мышц,  укрепления скелета, сердечно-сосудистой  и дыхательной систем, чем закладывается фундамент для здоровья в последующей жизни.
Описание слайда:
Выводы для воспитания потребности к ЗОЖ возможности организма школьников неодинаковы в различные возрастные периоды; на возможности организма, кроме возрастных особенностей,  накладываются половые и индивидуальные различия; здоровье школьника кроме рационального питания зависит от двигательного режима, но эта нагрузка должна соизмеряться с учетом возрастно-половой специфики; в подростковый и юношеский периоды необходимо заниматься физкультурой для развития мышц,  укрепления скелета, сердечно-сосудистой  и дыхательной систем, чем закладывается фундамент для здоровья в последующей жизни.

Слайд 29





Методы исследования  и оценка 
физического развития детей и подростков
Программа исследования физического развития детей и подростков  (3-17 лет) включает исследование минимум 3-х признаков (приказ Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003):
морфологические признаки – длина тела (рост), масса тела (вес) и  окружность грудной клетки (в покое);
функциональные признаки:  жизненная емкость легких (спирометрия),  мышечная сила кисти руки (динамометрия) и экскурсия грудной клетки;
уровень биологического развития – степень развития зубной системы и стадия полового созревания.
Описание слайда:
Методы исследования  и оценка физического развития детей и подростков Программа исследования физического развития детей и подростков  (3-17 лет) включает исследование минимум 3-х признаков (приказ Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003): морфологические признаки – длина тела (рост), масса тела (вес) и  окружность грудной клетки (в покое); функциональные признаки:  жизненная емкость легких (спирометрия),  мышечная сила кисти руки (динамометрия) и экскурсия грудной клетки; уровень биологического развития – степень развития зубной системы и стадия полового созревания.

Слайд 30





Морфологические признаки:
Рост отражает  генетику от родителей, а также ход пластических (строительных) процессов в организме.
Вес говорит о развитии костно-мышечного  аппарата, внутренних органов и подкожно-жировой клетчатки. В отличие от роста вес более подвижен и указывает на заболевания, нарушения питания, изменения распорядка дня (человек больше лежит  и толстеет и т.д.).
Размер грудной клетки указывает на степень ее  развития, а также грудных и спинных мышц, отражает качество функционирования органов грудной полости -  легких и сердца.
Описание слайда:
Морфологические признаки: Рост отражает  генетику от родителей, а также ход пластических (строительных) процессов в организме. Вес говорит о развитии костно-мышечного  аппарата, внутренних органов и подкожно-жировой клетчатки. В отличие от роста вес более подвижен и указывает на заболевания, нарушения питания, изменения распорядка дня (человек больше лежит  и толстеет и т.д.). Размер грудной клетки указывает на степень ее  развития, а также грудных и спинных мышц, отражает качество функционирования органов грудной полости -  легких и сердца.

Слайд 31





Функциональные признаки:
Спирометрия определяет объем вдыхаемого воздуха, указывает на  степень развития легких и их участия в дыхательном процессе.
Время задержки дыхания указывает на степень оксигенации организма - кислородную достаточность или задолженность в организме. Она отражает достаточность занятий человека физическими и спортивными упражнениями на свежем воздухе. Чем короче это время, тем выраженнее ацидоз в организме, тем сильнее компенсаторная нагрузка на сердце и легкие. Может служить прогностическим признаком для оценки здоровья.
Экскурсия легких – это измерение разницы параметров грудной клетки при вдохе и выдохе,   Указывает  на степень развития  грудной клетки и легких в ней.
Динамометрия – определяет максимальную мышечную силу левой и правой руки, Указывает на степень  развития мышц всего тела и  уровень их тренированности, что является  прогностическим признаком для оценки здоровья 
Частота сердечных сокращений и дыхания тесно связаны с  тренированностью организма, развитием мышц и легких, а главное, с  регулярностью физических и спортивных упражнений, обеспечивающих оксигенацию организма.
Описание слайда:
Функциональные признаки: Спирометрия определяет объем вдыхаемого воздуха, указывает на  степень развития легких и их участия в дыхательном процессе. Время задержки дыхания указывает на степень оксигенации организма - кислородную достаточность или задолженность в организме. Она отражает достаточность занятий человека физическими и спортивными упражнениями на свежем воздухе. Чем короче это время, тем выраженнее ацидоз в организме, тем сильнее компенсаторная нагрузка на сердце и легкие. Может служить прогностическим признаком для оценки здоровья. Экскурсия легких – это измерение разницы параметров грудной клетки при вдохе и выдохе,   Указывает  на степень развития  грудной клетки и легких в ней. Динамометрия – определяет максимальную мышечную силу левой и правой руки, Указывает на степень  развития мышц всего тела и  уровень их тренированности, что является  прогностическим признаком для оценки здоровья Частота сердечных сокращений и дыхания тесно связаны с  тренированностью организма, развитием мышц и легких, а главное, с  регулярностью физических и спортивных упражнений, обеспечивающих оксигенацию организма.

Слайд 32





С учетом совокупности полученных данных составляется заключение о состоянии развития  морфологических и функциональных показателей организма, определяется группа здоровья и разрабатывается Индивидуальная программа по формированию здорового образа жизни студента в соответствии со всеми компонентами ЗОЖ
С учетом совокупности полученных данных составляется заключение о состоянии развития  морфологических и функциональных показателей организма, определяется группа здоровья и разрабатывается Индивидуальная программа по формированию здорового образа жизни студента в соответствии со всеми компонентами ЗОЖ
Описание слайда:
С учетом совокупности полученных данных составляется заключение о состоянии развития  морфологических и функциональных показателей организма, определяется группа здоровья и разрабатывается Индивидуальная программа по формированию здорового образа жизни студента в соответствии со всеми компонентами ЗОЖ С учетом совокупности полученных данных составляется заключение о состоянии развития  морфологических и функциональных показателей организма, определяется группа здоровья и разрабатывается Индивидуальная программа по формированию здорового образа жизни студента в соответствии со всеми компонентами ЗОЖ

Слайд 33





При массовых исследованиях используются два показателя - вес и рост, оцениваемые по таблице  усредненных данных - шкале регрессий. 
При массовых исследованиях используются два показателя - вес и рост, оцениваемые по таблице  усредненных данных - шкале регрессий. 
Показатели накладываются на  таблицу и  по ней определяются 4 группы физического развития в соответствии с возрастом и  полом: 
нормальная – вес соответствует длине; 
развитие с избытком массы – вес больше роста; 
развитие с дефицитом массы – вес меньше роста 
задержка (нанизм) или ускоренное (акселерация) созревание организма.                                                             
Описание слайда:
При массовых исследованиях используются два показателя - вес и рост, оцениваемые по таблице  усредненных данных - шкале регрессий. При массовых исследованиях используются два показателя - вес и рост, оцениваемые по таблице  усредненных данных - шкале регрессий. Показатели накладываются на  таблицу и  по ней определяются 4 группы физического развития в соответствии с возрастом и  полом: нормальная – вес соответствует длине; развитие с избытком массы – вес больше роста; развитие с дефицитом массы – вес меньше роста задержка (нанизм) или ускоренное (акселерация) созревание организма.                                                             

Слайд 34


Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, слайд №34
Описание слайда:

Слайд 35





Нарушения осанки у детей Иркутской области 
в 2010 и 2014 гг. (на 1000 осмотренных)
Описание слайда:
Нарушения осанки у детей Иркутской области в 2010 и 2014 гг. (на 1000 осмотренных)

Слайд 36





Сколиоз у детей Иркутской области 
в 2010 и 2014 гг. (на 1000 осмотренных)
Описание слайда:
Сколиоз у детей Иркутской области в 2010 и 2014 гг. (на 1000 осмотренных)

Слайд 37





Жизненный цикл человека условно делится на 3 этапа: созревание, зрелый возраст и старение.
Жизненный цикл человека условно делится на 3 этапа: созревание, зрелый возраст и старение.
Половое созревание наступает к 13-15 годам.
Трудовая зрелость наступает позднее – к 17-18 годам. 
Хронологической границей полного созревания организма и наступления зрелости следует считать 20-21 год.
Описание слайда:
Жизненный цикл человека условно делится на 3 этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Жизненный цикл человека условно делится на 3 этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Половое созревание наступает к 13-15 годам. Трудовая зрелость наступает позднее – к 17-18 годам. Хронологической границей полного созревания организма и наступления зрелости следует считать 20-21 год.

Слайд 38





Акселерация
(греч., ускорение) – это ускоренное развитие роста, массы и полового созревания детей и подростков по отношению к сверстникам  предыдущей   эпохи.  
Наиболее ярко акселерация роста и развития проявляется в подростковом возрасте. 
Такие изменения наблюдаются не только в нашей стране, но и в других странах. 
В США и странах Европы в середине XX в. длина тела детей в возрасте 13-15 лет в среднем увеличивалась на 2,5 см за десятилетие.
Описание слайда:
Акселерация (греч., ускорение) – это ускоренное развитие роста, массы и полового созревания детей и подростков по отношению к сверстникам  предыдущей   эпохи.   Наиболее ярко акселерация роста и развития проявляется в подростковом возрасте. Такие изменения наблюдаются не только в нашей стране, но и в других странах. В США и странах Европы в середине XX в. длина тела детей в возрасте 13-15 лет в среднем увеличивалась на 2,5 см за десятилетие.

Слайд 39





Основные признаки акселерации:
в каждой возрастной группе  масса и длина тела детей, подростков и юношей становится больше, чем в предыдущие годы;
половое созревание их происходит в более раннем возрасте: у девочек - первая менструации в Москве начинается в 13 лет (ранее - с 15 лет); у мальчиков – поллюции, оволосение подмышками и мутация голоса на 3-9 мес. раньше;
раньше наступает созревание (в т.ч. окостенение, что важно для акушерок) организма соответствующее взрослому организму;
население имеет более крупное телосложение, чем ранее: 17- летние соответствуют 25-летним в 20-30-е годы ХХ века.
Описание слайда:
Основные признаки акселерации: в каждой возрастной группе  масса и длина тела детей, подростков и юношей становится больше, чем в предыдущие годы; половое созревание их происходит в более раннем возрасте: у девочек - первая менструации в Москве начинается в 13 лет (ранее - с 15 лет); у мальчиков – поллюции, оволосение подмышками и мутация голоса на 3-9 мес. раньше; раньше наступает созревание (в т.ч. окостенение, что важно для акушерок) организма соответствующее взрослому организму; население имеет более крупное телосложение, чем ранее: 17- летние соответствуют 25-летним в 20-30-е годы ХХ века.

Слайд 40





НО:
отмечается социальный инфантилизм: в социальном плане:  ранее 15-20 летний человек был более зрелым и по адаптации в обществе соответствовал сегодняшним 35-40-летним. 
Человек раньше «вписывался» в общественную жизнь, заводил семью и имел в более молодом  периоде более высокую ответственность перед семьей и обществом и независимость  от родителей (академик Сергей Капица», ж. «Персона», 2002 г., с.8);
ухудшилась фактографическая память детей: в Москве в 20-е годы 25% школьников могли запомнить страницу текста и воспроизвести ее, теперь таких нет – считается, что это из-за перегруженности памяти информацией.
Описание слайда:
НО: отмечается социальный инфантилизм: в социальном плане:  ранее 15-20 летний человек был более зрелым и по адаптации в обществе соответствовал сегодняшним 35-40-летним. Человек раньше «вписывался» в общественную жизнь, заводил семью и имел в более молодом  периоде более высокую ответственность перед семьей и обществом и независимость  от родителей (академик Сергей Капица», ж. «Персона», 2002 г., с.8); ухудшилась фактографическая память детей: в Москве в 20-е годы 25% школьников могли запомнить страницу текста и воспроизвести ее, теперь таких нет – считается, что это из-за перегруженности памяти информацией.

Слайд 41





Причины акселерации (гипотезы):
улучшение питания;
появление радио – электромагнитных волн; 
генетическая теория: смешение рас, участились гетерозиготность и браки среди ранее изолированных групп;  
взрывы атомных бомб, начиная  с 40-х годов, продукты распада которых рассеялись по всему земному шару и попали в растительную и молочную пищу населения (мутация); 
резкое снижение общей (оспа, полиомиелит) и детской заболеваемости (скарлатина, дифтерия), которые приводили к истощению детского организма и задержке его развития; 
улучшение условий воспитания и обучения детей, способствовали  ускорению их физического развития; 
удлинение «светового» дня – за счет искусственного света; 
влияние городского образа жизни; 
интенсивное информационное воздействие приводит к преждевременному половому созреванию, а оно к физическому.
Описание слайда:
Причины акселерации (гипотезы): улучшение питания; появление радио – электромагнитных волн; генетическая теория: смешение рас, участились гетерозиготность и браки среди ранее изолированных групп;   взрывы атомных бомб, начиная  с 40-х годов, продукты распада которых рассеялись по всему земному шару и попали в растительную и молочную пищу населения (мутация); резкое снижение общей (оспа, полиомиелит) и детской заболеваемости (скарлатина, дифтерия), которые приводили к истощению детского организма и задержке его развития; улучшение условий воспитания и обучения детей, способствовали  ускорению их физического развития; удлинение «светового» дня – за счет искусственного света; влияние городского образа жизни; интенсивное информационное воздействие приводит к преждевременному половому созреванию, а оно к физическому.

Слайд 42





Ретардация
(от лат. retardatio – замедление, задержка) – понятие, обратное акселерации. 
Означает задержку физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. 
В психологии под ретардацией понимается отставание в интеллектуальном развитии ребенка.
Описание слайда:
Ретардация (от лат. retardatio – замедление, задержка) – понятие, обратное акселерации. Означает задержку физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. В психологии под ретардацией понимается отставание в интеллектуальном развитии ребенка.

Слайд 43





Причины ретардации
Существование ретардации свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох акселерации и ретардации развития. 
Причины такой цикличности точно не установлены, но, по мнению ученых, это связано с несколькими факторами: увеличением солнечной активности, изменением климата на планете, с качеством питания и т.д. 
В целом причины можно разделить на эндогенные (врожденные и приобретенные) и  экзогенные (вредное воздействие среды, низкий социальный уровень развития населения).
Описание слайда:
Причины ретардации Существование ретардации свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох акселерации и ретардации развития.  Причины такой цикличности точно не установлены, но, по мнению ученых, это связано с несколькими факторами: увеличением солнечной активности, изменением климата на планете, с качеством питания и т.д. В целом причины можно разделить на эндогенные (врожденные и приобретенные) и  экзогенные (вредное воздействие среды, низкий социальный уровень развития населения).

Слайд 44





 Значение ретардации
Понятие «ретардация» особенно важно при определении готовности ребенка к школе. 
Ведь от психофизиологического созревания зависит успеваемость и то, как будут складываться отношения со сверстниками. 
Зачастую дети с задержкой развития обучаются индивидуально.
Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может быть гармоничной и негармоничной. 
Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития.
Описание слайда:
Значение ретардации Понятие «ретардация» особенно важно при определении готовности ребенка к школе. Ведь от психофизиологического созревания зависит успеваемость и то, как будут складываться отношения со сверстниками. Зачастую дети с задержкой развития обучаются индивидуально. Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может быть гармоничной и негармоничной. Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития.

Слайд 45





Децелерация
– прекращение акселерации, роста и развития подрастающего поколения, замедление соматического развития и физиологического созревания детей и подростков.
Процесс децелерации начал проявлять себя во всех экономически развитых странах с 80-х – 90-х годов ХХ в.
Описание слайда:
Децелерация – прекращение акселерации, роста и развития подрастающего поколения, замедление соматического развития и физиологического созревания детей и подростков. Процесс децелерации начал проявлять себя во всех экономически развитых странах с 80-х – 90-х годов ХХ в.

Слайд 46





Причины децелерации:
экологический фактор;
генные мутации;
ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, питания;
рост информационных технологий, приводящий сначала к перевозбуждению нервной системы, а далее – к ответному ее торможению;
снижение физической активности и др.
Описание слайда:
Причины децелерации: экологический фактор; генные мутации; ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, питания; рост информационных технологий, приводящий сначала к перевозбуждению нервной системы, а далее – к ответному ее торможению; снижение физической активности и др.

Слайд 47





Школьная зрелость и методы  ее определения
В Российской Федерации обучение в школе начинается с  6 лет. Функциональная готовность ребенка к обучению индивидуальна.
 В соответствии с приказом Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003) и утвержденной им базовой программой скрининг-тестов для массовых медицинских осмотров детей, разработанной НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН (1993), а также приказа МЗ РФ № 69 (1995) проводятся 10  плановых комплексных медицинских осмотров, детей врачами-специалистами.
Первое комплексное обследование проводится в 3 года или при поступлении в дошкольное учреждение и последнее - в 11 классе.
Описание слайда:
Школьная зрелость и методы  ее определения В Российской Федерации обучение в школе начинается с  6 лет. Функциональная готовность ребенка к обучению индивидуальна. В соответствии с приказом Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003) и утвержденной им базовой программой скрининг-тестов для массовых медицинских осмотров детей, разработанной НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН (1993), а также приказа МЗ РФ № 69 (1995) проводятся 10  плановых комплексных медицинских осмотров, детей врачами-специалистами. Первое комплексное обследование проводится в 3 года или при поступлении в дошкольное учреждение и последнее - в 11 классе.

Слайд 48





В медицинское  заключение  о медосмотрах включаются
диагноз, 
данные о группе здоровья, 
возможность занятия физкультурой и трудовым обучением,  
рекомендации по иммунопрофилактике, 
ограничения по профессиональной деятельности,
 пригодность к военной службе и др.
Описание слайда:
В медицинское  заключение  о медосмотрах включаются диагноз, данные о группе здоровья, возможность занятия физкультурой и трудовым обучением,   рекомендации по иммунопрофилактике, ограничения по профессиональной деятельности, пригодность к военной службе и др.

Слайд 49





Неготовыми к обучению считаются дети:
имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских рекомендаций к отсрочке  поступления в школу с 6 лет (инфекционный гепатит, ревматизм, сниженную резистентность -  болеющие ОРЗ 4 раза в году и чаще и  т.д.), таких детей – до 24%;
отстающие в биологическом развитии (низкий рост, прибавка в росте за последний год менее 4 см, полное отсутствие постоянных зубов), таких детей до 24%;
имеющие дефекты звукопроизношения, таких детей до 12%;
имеющие психофизиологическую задержку в развитии (недостаточное развитие психики, моторики мелких мышц кисти и речи), таких детей до 20%.
Описание слайда:
Неготовыми к обучению считаются дети: имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских рекомендаций к отсрочке  поступления в школу с 6 лет (инфекционный гепатит, ревматизм, сниженную резистентность -  болеющие ОРЗ 4 раза в году и чаще и  т.д.), таких детей – до 24%; отстающие в биологическом развитии (низкий рост, прибавка в росте за последний год менее 4 см, полное отсутствие постоянных зубов), таких детей до 24%; имеющие дефекты звукопроизношения, таких детей до 12%; имеющие психофизиологическую задержку в развитии (недостаточное развитие психики, моторики мелких мышц кисти и речи), таких детей до 20%.

Слайд 50





Контрольные вопросы
Задачи науки  «гигиены детей и подростков».
Понятие «здоровье детского населения» и основные определяющие его факторы.
Критерии  состояния  здоровья детского населения.
Группы здоровья детей, принципы их формирования.
Особенности  физического развития детей младшего школьного возраста и гигиенические рекомендации  по формированию у них ЗОЖ.
Особенности  физического развития детей среднего школьного возраста  и гигиенические рекомендации  по формированию у них ЗОЖ.
Особенности  физического развития детей старшего школьного возраста  и гигиенические рекомендации  по формированию у них ЗОЖ.
Методы исследования  морфологического развития детей  и их значение.
Методы исследования  функционального состояния детей  и их значение.
Основные оценочные показатели физического развития и функционального состояния подростков.
Основные признаки акселерации и децелерации.
Школьная зрелость. и методы ее определения.
Основные противопоказания для учебы в школе.
Описание слайда:
Контрольные вопросы Задачи науки  «гигиены детей и подростков». Понятие «здоровье детского населения» и основные определяющие его факторы. Критерии  состояния  здоровья детского населения. Группы здоровья детей, принципы их формирования. Особенности  физического развития детей младшего школьного возраста и гигиенические рекомендации  по формированию у них ЗОЖ. Особенности  физического развития детей среднего школьного возраста  и гигиенические рекомендации  по формированию у них ЗОЖ. Особенности  физического развития детей старшего школьного возраста  и гигиенические рекомендации  по формированию у них ЗОЖ. Методы исследования  морфологического развития детей  и их значение. Методы исследования  функционального состояния детей  и их значение. Основные оценочные показатели физического развития и функционального состояния подростков. Основные признаки акселерации и децелерации. Школьная зрелость. и методы ее определения. Основные противопоказания для учебы в школе.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию