🗊Презентация ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №1ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №2ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №3ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №4ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №5ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №6ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №7ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №8ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №9ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №10ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №11ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №12ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №13ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №14ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №15ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №16ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №17ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №18ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №19ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №20ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №21ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №22ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №23ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №24ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №25ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №26ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №27ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №28

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Доклад-сообщение содержит 28 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Автор работы  Н. Г. Харланова.
Село Архиповское, Ставропольский край



2014
Описание слайда:
Автор работы Н. Г. Харланова. Село Архиповское, Ставропольский край 2014

Слайд 2





В демоверсии 2015 это выглядит так:
Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару). 
(25)Мы с капитаном уселись у печки. 
– (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать. 
– (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками 
губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно… 
– (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать. 
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом. 
– (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?
Описание слайда:
В демоверсии 2015 это выглядит так: Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару). (25)Мы с капитаном уселись у печки. – (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать. – (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно… – (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать. (32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом. – (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?

Слайд 3





В демоверсии в задании речь идёт о синонимах, но, судя по спецификации, будут проверяться знания по понятиям лексическое значение слова, 
В демоверсии в задании речь идёт о синонимах, но, судя по спецификации, будут проверяться знания по понятиям лексическое значение слова, 
синонимы, антонимы,  омонимы,  
фразеологические обороты, группы слов по происхождению и  употреблению.
Об этом же говорит И. П. Цыбулько:  в задании № 22 могут быть задания, требующие найти  синонимы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, разговорная лексика, жаргонизмы.
Описание слайда:
В демоверсии в задании речь идёт о синонимах, но, судя по спецификации, будут проверяться знания по понятиям лексическое значение слова, В демоверсии в задании речь идёт о синонимах, но, судя по спецификации, будут проверяться знания по понятиям лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению. Об этом же говорит И. П. Цыбулько: в задании № 22 могут быть задания, требующие найти синонимы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, разговорная лексика, жаргонизмы.

Слайд 4





Что требуется знать при выполнении этого задания
найти в указанном отрывке нужную лексическую единицу: синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизм, слово, употреблённое в переносном значении; 
Определить, какое лексическое значение имеет в указанном предложении то или иное слово.
Описание слайда:
Что требуется знать при выполнении этого задания найти в указанном отрывке нужную лексическую единицу: синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизм, слово, употреблённое в переносном значении; Определить, какое лексическое значение имеет в указанном предложении то или иное слово.

Слайд 5





Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова
Слово может иметь одно лексическое значение — тогда оно однозначно — или несколько (два и более) значений — такое слово называют многозначным.
  В многозначном слове выделяют прямое (основное) значение слова и переносные (производные) значения. Переносное значение является результатом переноса наименования (звуко-буквенного средства) на другие явления действительности, которые начинают обозначаться тем же словом.
Описание слайда:
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова Слово может иметь одно лексическое значение — тогда оно однозначно — или несколько (два и более) значений — такое слово называют многозначным.   В многозначном слове выделяют прямое (основное) значение слова и переносные (производные) значения. Переносное значение является результатом переноса наименования (звуко-буквенного средства) на другие явления действительности, которые начинают обозначаться тем же словом.

Слайд 6


ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7


ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8





Синонимия
   
Синонимия (от греч. synōnymía ‘одноименность’) — явление полного или частичного совпадения значений языковых единиц при различном звучании и написании. Лексические синонимы — это слова одной части речи, по-разному звучащие и пишущиеся, но имеющие близкие или совпадающие значения.
Описание слайда:
Синонимия Синонимия (от греч. synōnymía ‘одноименность’) — явление полного или частичного совпадения значений языковых единиц при различном звучании и написании. Лексические синонимы — это слова одной части речи, по-разному звучащие и пишущиеся, но имеющие близкие или совпадающие значения.

Слайд 9





   
   
   Контекстуальными синонимами называют слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте. Например: Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его. (И.Гончаров); ...А по вечерам вступал он в очаровательный, пахучий, светлый мир, весь населенный молодыми веселыми лицами. (И.Тургенев) Вне контекста подобные слова синонимами не являются.
Описание слайда:
Контекстуальными синонимами называют слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте. Например: Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его. (И.Гончаров); ...А по вечерам вступал он в очаровательный, пахучий, светлый мир, весь населенный молодыми веселыми лицами. (И.Тургенев) Вне контекста подобные слова синонимами не являются.

Слайд 10





               Антонимия
   
Антонимия (от греч. anty — ‘против’ и ónyma
 ‘имя’) — явление противоположности значений
 языковых единиц.
   Лексические антонимы — это слова одной части речи, противоположные по значению: высокий — низкий, умный — глупый, хорошо — плохо, войти — выйти, счастье — несчастье. 
      Контекстуальные антонимы – это слова, приобретающие противоположные значения
   в определенном контексте. Например: 
Погнался за крохою – потерял ломоть
 (поговорка).
Описание слайда:
Антонимия Антонимия (от греч. anty — ‘против’ и ónyma ‘имя’) — явление противоположности значений языковых единиц. Лексические антонимы — это слова одной части речи, противоположные по значению: высокий — низкий, умный — глупый, хорошо — плохо, войти — выйти, счастье — несчастье.  Контекстуальные антонимы – это слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте. Например:  Погнался за крохою – потерял ломоть  (поговорка).

Слайд 11


ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12





Группы слов по происхождению и  употреблению 
Группы слов по происхождению и  употреблению
Описание слайда:
Группы слов по происхождению и употреблению Группы слов по происхождению и употреблению

Слайд 13






     
Описание слайда:
 

Слайд 14






     
Описание слайда:
 

Слайд 15






     
Описание слайда:
 

Слайд 16






     
Описание слайда:
 

Слайд 17





Что такое фразеологизм?
  Фразеологи́зм, фразеологическая единица  — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной  словарной единицы. 
  Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. 
Описание слайда:
Что такое фразеологизм? Фразеологи́зм, фразеологическая единица  — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной  словарной единицы.  Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. 

Слайд 18


ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19


ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20


ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21





22. Из предложений 23–27 выпишите контекстные синонимы.
22. Из предложений 23–27 выпишите контекстные синонимы.
(23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и полезными. (24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что прошлое страны – это войны, сухопутные и морские сражения, царские указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции. (26) Отчасти все это верно. (27) Но ведь помимо торжественной государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших семей — частная жизнь прабабушек и прадедушек.
Описание слайда:
22. Из предложений 23–27 выпишите контекстные синонимы. 22. Из предложений 23–27 выпишите контекстные синонимы. (23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и полезными. (24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что прошлое страны – это войны, сухопутные и морские сражения, царские указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции. (26) Отчасти все это верно. (27) Но ведь помимо торжественной государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших семей — частная жизнь прабабушек и прадедушек.

Слайд 22





22. Из предложений 10-12 выпишите просторечные слова.
22. Из предложений 10-12 выпишите просторечные слова.
(10)В кухне посудомоечная машина…
(11)Тут шарах – банк лопнул, и с ним сбережения всей твоей жизни.
(12)Чем больше земного имеешь, тем от большего количества неприятностей и случайностей ты хочешь застраховаться.
Описание слайда:
22. Из предложений 10-12 выпишите просторечные слова. 22. Из предложений 10-12 выпишите просторечные слова. (10)В кухне посудомоечная машина… (11)Тут шарах – банк лопнул, и с ним сбережения всей твоей жизни. (12)Чем больше земного имеешь, тем от большего количества неприятностей и случайностей ты хочешь застраховаться.

Слайд 23





22. Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).
22. Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(13)Еще  почти ребенком, слушая  чтение "Капитанской  дочки", я  чувствовал комическую  перевернутость психологических  отношений хозяина  и  слуги, где слуга и есть  истинный хозяин.  (14)Но именно потому, что он бесконечно предан  и любит своего хозяина.  (15)Любовь – главнее всех.
      (16)Видно,  Пушкин сам тосковал по  такой  любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
Описание слайда:
22. Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару). 22. Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару). (13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех. (16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

Слайд 24





22. Из предложений 16-21 выпишите устаревшее слово.
22. Из предложений 16-21 выпишите устаревшее слово.
(16)Да всё делает не по-людски. (17) Умываться начнёт – весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает.(19) Уж на что нетрудное дело – ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21) И где только он доселе жил)
Описание слайда:
22. Из предложений 16-21 выпишите устаревшее слово. 22. Из предложений 16-21 выпишите устаревшее слово. (16)Да всё делает не по-людски. (17) Умываться начнёт – весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает.(19) Уж на что нетрудное дело – ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21) И где только он доселе жил)

Слайд 25


ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №25
Описание слайда:

Слайд 26


ЕГЭ 2015. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты, слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27





22. Какое слово используется в тексте в переносном значении? Выпишите это слово.
22. Какое слово используется в тексте в переносном значении? Выпишите это слово.
 ускользает (предложение 4)
 цветок (предложение 7)
 переливаться (предложение 8)
 долговязый (предложение 11)
заслуженно (предложение 18)
(4)Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.
(7)Вот сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, а вот цветок папоротника, похожий на сиреневый солдатский султан. 
(8)Вот обломок перламутровой ракушки – такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, какими горит на утренней заре небо над Балтикой.
(11)Таким благословенным даром, совместившим в себе наблюдательность и воображение, обладал долговязый сын башмачника из датского города Одензе – Ганс Христиан Андерсен.
18)Дар замечать незаметное и видеть в мелочах значимое и важное заслуженно принес Андерсену славу великого писателя.
Описание слайда:
22. Какое слово используется в тексте в переносном значении? Выпишите это слово. 22. Какое слово используется в тексте в переносном значении? Выпишите это слово. ускользает (предложение 4) цветок (предложение 7) переливаться (предложение 8) долговязый (предложение 11) заслуженно (предложение 18) (4)Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз. (7)Вот сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, а вот цветок папоротника, похожий на сиреневый солдатский султан. (8)Вот обломок перламутровой ракушки – такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, какими горит на утренней заре небо над Балтикой. (11)Таким благословенным даром, совместившим в себе наблюдательность и воображение, обладал долговязый сын башмачника из датского города Одензе – Ганс Христиан Андерсен. 18)Дар замечать незаметное и видеть в мелочах значимое и важное заслуженно принес Андерсену славу великого писателя.

Слайд 28





22. 22. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.
22. 22. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.
(1)Накануне Витю предупредили, что завтра пионеры, члены кружка собаководов, будут передавать своих подросших, повзрослевших щенков пограничникам, чтобы четвероногие солдаты верой и правдой служили на благо Отечества. (2)Ему было и грустно, и радостно от этого. (3)Завтра его Буян уедет далеко-далеко, и Витя больше никогда не увидит его…
Описание слайда:
22. 22. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм. 22. 22. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм. (1)Накануне Витю предупредили, что завтра пионеры, члены кружка собаководов, будут передавать своих подросших, повзрослевших щенков пограничникам, чтобы четвероногие солдаты верой и правдой служили на благо Отечества. (2)Ему было и грустно, и радостно от этого. (3)Завтра его Буян уедет далеко-далеко, и Витя больше никогда не увидит его…



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию