🗊Презентация ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №1ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №2ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №3ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №4ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №5ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №6ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №7ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №8ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №9ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №10ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №11ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №12ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №13ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №14ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №15ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №16ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №17ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №18ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №19ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №20ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №21ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №22ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №23ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №24ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №25ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №26ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №27ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №28ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №29ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №30ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №31ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №32ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №33ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №34ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №35ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №36ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №37ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №38ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №39ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №40ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №41ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №42ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №43ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №44ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №45ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №46ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №47ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №48ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №49ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №50ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №51ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №52ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №53ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №54

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм. Доклад-сообщение содержит 54 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





      Синтаксические нормы — это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение синтаксических норм — важнейшее условие правильности речи.
      Синтаксические нормы — это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение синтаксических норм — важнейшее условие правильности речи.
 
Синтаксические нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.

Нарушение синтаксических норм приводит к синтаксическим ошибкам разного типа.
Описание слайда:
Синтаксические нормы — это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение синтаксических норм — важнейшее условие правильности речи. Синтаксические нормы — это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение синтаксических норм — важнейшее условие правильности речи.   Синтаксические нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм приводит к синтаксическим ошибкам разного типа.

Слайд 3





Задание 7
      Это задание проверяет владение синтаксическими нормами русского литературного языка. Нужно вспомнить некоторые виды синтаксических норм, а именно:
cогласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами; 
правильное построение предложений с однородными членами, связанными союзами не только…, но и…; как…, так и… и др.;
выбор формы сказуемого при однородных подлежащих;
правильное построение предложений с обособленными определениями и приложениями;
правильное построение предложений с деепричастными оборотами;
правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки;
нормативное построение словосочетаний со связью согласование (); 
правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала);
правильное построение предложений с прямой и косвенной речью.
Описание слайда:
Задание 7 Это задание проверяет владение синтаксическими нормами русского литературного языка. Нужно вспомнить некоторые виды синтаксических норм, а именно: cогласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами; правильное построение предложений с однородными членами, связанными союзами не только…, но и…; как…, так и… и др.; выбор формы сказуемого при однородных подлежащих; правильное построение предложений с обособленными определениями и приложениями; правильное построение предложений с деепричастными оборотами; правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; нормативное построение словосочетаний со связью согласование (); правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала); правильное построение предложений с прямой и косвенной речью.

Слайд 4






Согласование сказуемого с подлежащим, выраженном сложносокращенными словами. 

            При подлежащем, выраженном сложносокращенным словом, сказуемое соответствует форме ведущего слова, образующего это сложное название, например: 
      ООН постановила (Организация Объединенных Наций); Роно созвал совещание (районный отдел народного образования). 
      Исключение составляют сложносокращенные слова, имеющие грамматическую форму, т.е. склоняющиеся. Такие подлежащие оформляют свою связь со сказуемым обычным путем: Вуз объявил новый набор (ср.: Вузом объявлен новый набор); ТАСС уполномочен заявить... (ср.: Работать в ТАССе). 
        В случае, если аббревиатура иноязычная, сказуемое согласуется с подлежащим в среднем роде: НАТО готовилось к очередному совещанию. При мысленной подстановке родового слова типа организация, комитет и т. п. возможно согласование сказуемого с этим родовым словом: ФИДЕ (Международная шахматная организация) рассмотрела состав участников предстоящего турнира.
Описание слайда:
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженном сложносокращенными словами. При подлежащем, выраженном сложносокращенным словом, сказуемое соответствует форме ведущего слова, образующего это сложное название, например: ООН постановила (Организация Объединенных Наций); Роно созвал совещание (районный отдел народного образования). Исключение составляют сложносокращенные слова, имеющие грамматическую форму, т.е. склоняющиеся. Такие подлежащие оформляют свою связь со сказуемым обычным путем: Вуз объявил новый набор (ср.: Вузом объявлен новый набор); ТАСС уполномочен заявить... (ср.: Работать в ТАССе). В случае, если аббревиатура иноязычная, сказуемое согласуется с подлежащим в среднем роде: НАТО готовилось к очередному совещанию. При мысленной подстановке родового слова типа организация, комитет и т. п. возможно согласование сказуемого с этим родовым словом: ФИДЕ (Международная шахматная организация) рассмотрела состав участников предстоящего турнира.

Слайд 5





Подлежащие, выраженные словосочетанием
    Среди подлежащих, выраженных словосочетанием, выделяются: 
        1) существительное количественного значения в сочетании с существительным в форме родительного падежа: Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей; близко по значению этой разновидности подлежащее, имеющее в качестве главного слова существительное со значением группы, совокупности: Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени.

       2) числительное, местоимение, прилагательное в сочетании с именем существительным (или частями речи, замещающими его) в форме родительного падежа множественного числа с предлогом: Каждый из нас мечтал стать геологом; Один из мальчиков возвратился поздно вечером. 

           3) существительное или местоимение в сочетании с формой творительного падежа существительного или местоимения: Базаров с Аркадием уехали на другой день (Т.); Чук с Геком переглянулись (Гайд.); Мы с тобой, как ты говоришь, молоды, мы хорошие люди (Т.); 
           
          4) сочетание собирательного существительного (большинство, меньшинство, множество и т.п.) с существительным в форме родительного падежа: Большинство студентов уже приехали на сессию.
Описание слайда:
Подлежащие, выраженные словосочетанием Среди подлежащих, выраженных словосочетанием, выделяются: 1) существительное количественного значения в сочетании с существительным в форме родительного падежа: Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей; близко по значению этой разновидности подлежащее, имеющее в качестве главного слова существительное со значением группы, совокупности: Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени. 2) числительное, местоимение, прилагательное в сочетании с именем существительным (или частями речи, замещающими его) в форме родительного падежа множественного числа с предлогом: Каждый из нас мечтал стать геологом; Один из мальчиков возвратился поздно вечером. 3) существительное или местоимение в сочетании с формой творительного падежа существительного или местоимения: Базаров с Аркадием уехали на другой день (Т.); Чук с Геком переглянулись (Гайд.); Мы с тобой, как ты говоришь, молоды, мы хорошие люди (Т.); 4) сочетание собирательного существительного (большинство, меньшинство, множество и т.п.) с существительным в форме родительного падежа: Большинство студентов уже приехали на сессию.

Слайд 6





Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием
1. В составе подлежащего может быть количественное существительное типа большинство, меньшинство, часть. В этом случае сказуемое обычно согласуется с подлежащим в единственном числе, если:
 а) количественное существительное не имеет зависимых слов (Большинство согласилось с докладчиком);
б) количественное существительное имеет при себе зависимое слово в родительном падеже единственного числа (Большинство собрания согласилось с докладчиком). 
 Сказуемое может быть и в единственном, и во множественном числе, если при слове типа большинство есть зависимое существительное в родительном падеже множественного числа (Большинство студентов успело/успели выполнить лабораторные работы).
Если в предложении каким-либо образом подчеркивается множественность субъектов действия (например, при количественном существительном имеется несколько зависимых в форме множественного числа) или указывается на самостоятельность и активность действий каждого из субъектов, то сказуемое согласуется с подлежащим по с м ы с л у, т. е. ставится в форме множественного числа, например: Большинство делегатов и гостей съезда выступили в поддержку этого предложения. Ряд представителей нашего завода принимали участие в различных соревнованиях.
Если сказуемое находится в составе страдательного оборота, то и при указанных выше условиях сохраняется грамматическое согласование, т. е. форма единственного числа сказуемого: Большинство молодых специалистов направлено на заводы. Ряд вновь прибывших товарищей размещён в новом корпусе.
Описание слайда:
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием 1. В составе подлежащего может быть количественное существительное типа большинство, меньшинство, часть. В этом случае сказуемое обычно согласуется с подлежащим в единственном числе, если: а) количественное существительное не имеет зависимых слов (Большинство согласилось с докладчиком); б) количественное существительное имеет при себе зависимое слово в родительном падеже единственного числа (Большинство собрания согласилось с докладчиком). Сказуемое может быть и в единственном, и во множественном числе, если при слове типа большинство есть зависимое существительное в родительном падеже множественного числа (Большинство студентов успело/успели выполнить лабораторные работы). Если в предложении каким-либо образом подчеркивается множественность субъектов действия (например, при количественном существительном имеется несколько зависимых в форме множественного числа) или указывается на самостоятельность и активность действий каждого из субъектов, то сказуемое согласуется с подлежащим по с м ы с л у, т. е. ставится в форме множественного числа, например: Большинство делегатов и гостей съезда выступили в поддержку этого предложения. Ряд представителей нашего завода принимали участие в различных соревнованиях. Если сказуемое находится в составе страдательного оборота, то и при указанных выше условиях сохраняется грамматическое согласование, т. е. форма единственного числа сказуемого: Большинство молодых специалистов направлено на заводы. Ряд вновь прибывших товарищей размещён в новом корпусе.

Слайд 7





Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием
Вариативность формы числа сказуемого наблюдается и при подлежащем, которое выражено сочетанием числительного с существительным. Ср.: Пришло пять человек.- Пришли пять человек. Десятка два рабочих стояло вокруг.- Работали двадцать с лишним землекопов. Несколько лошадей стояло в загоне.- Несколько учеников не сдали экзамена.
            При наличии некоторых факторов может предпочитаться либо единственное, либо множественное число сказуемого.
Сказуемое имеет форму единственного числа:
а) если подчёркивается единство или совокупность предметов или действий: Туда помещалось сто человек. Строится ещё пять столовых;
б) при обозначении меры, времени, пространства, веса и т. п.:
Прошло сорок лет. До зачётов осталось десять дней. На ремонт ушло семь килограммов гвоздей;
в) при составных числительных, оканчивающихся на один:
Тридцать один студент приехал в летний лагерь; 
г) при словах тысяча, миллион, миллиард: Тысяча солдат отправилась на помощь пострадавшим.
Описание слайда:
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием Вариативность формы числа сказуемого наблюдается и при подлежащем, которое выражено сочетанием числительного с существительным. Ср.: Пришло пять человек.- Пришли пять человек. Десятка два рабочих стояло вокруг.- Работали двадцать с лишним землекопов. Несколько лошадей стояло в загоне.- Несколько учеников не сдали экзамена. При наличии некоторых факторов может предпочитаться либо единственное, либо множественное число сказуемого. Сказуемое имеет форму единственного числа: а) если подчёркивается единство или совокупность предметов или действий: Туда помещалось сто человек. Строится ещё пять столовых; б) при обозначении меры, времени, пространства, веса и т. п.: Прошло сорок лет. До зачётов осталось десять дней. На ремонт ушло семь килограммов гвоздей; в) при составных числительных, оканчивающихся на один: Тридцать один студент приехал в летний лагерь; г) при словах тысяча, миллион, миллиард: Тысяча солдат отправилась на помощь пострадавшим.

Слайд 8





Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием
Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях: 
а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. Большинство людей, смотревших фильм, высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм, высоко оценили работу режиссера;
б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе: 
Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;
в) при подлежащем есть однородные сказуемые: 
Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам; 
г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:
Большинство детей были нарядны и веселы; Большинство домов на этой улице деревянные. 
4) если в количественно-именном обороте употреблено числительное: два, три, четыре (или составное числительное, оканчивающееся на два, три, четыре), двое, трое, четверо: Два рослых парня подошли к нам;
б) если при количественно-именном обороте есть определение, обычно в виде слов все, эти, указанные, оставшиеся и под.: Все семь лыжников пришли одновременно.
В остальных случаях сказуемое возможно в форме как единственного, так и множественного числа.
Описание слайда:
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях: а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. Большинство людей, смотревших фильм, высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм, высоко оценили работу режиссера; б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе: Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора; в) при подлежащем есть однородные сказуемые: Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам; г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями: Большинство детей были нарядны и веселы; Большинство домов на этой улице деревянные. 4) если в количественно-именном обороте употреблено числительное: два, три, четыре (или составное числительное, оканчивающееся на два, три, четыре), двое, трое, четверо: Два рослых парня подошли к нам; б) если при количественно-именном обороте есть определение, обычно в виде слов все, эти, указанные, оставшиеся и под.: Все семь лыжников пришли одновременно. В остальных случаях сказуемое возможно в форме как единственного, так и множественного числа.

Слайд 9





Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием
Подлежащее может выражаться оборотами типа брат с сестрой, преподаватель со студентами, старик с собакой. В этом случае сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе, если необходимо указать, что основным производителем действия является лицо, обозначенное существительным в именительном падеже, а существительное в творительном падеже играет роль дополнения, обозначая лицо или существо, сопутствующее основному производителю действия. Например: Брат с младшей сестрой отправился на прогулку. Мать с ребёнком ходила к врачу. Вошёл старик с собакой.
Если же в предложении подчёркивается самостоятельность действий каждого из тех, кто обозначен существительными в именительном и в творительном падежах, то сказуемое имеет форму множественного числа: Брат с младшей сестрой возвратились с прогулки порознь. Дед с внуком 
      отправились на рыбалку. 
В случае, если вместо первого существительного в таком подлежащем стоит личное местоимение я или ты, то сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе. Ты с Митей пойдёшь дальше, а я с ребятами останусь здесь. (Ср.: Вы с Митей пойдёте дальше, а мы с ребятами останемся здесь.)
Описание слайда:
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием Подлежащее может выражаться оборотами типа брат с сестрой, преподаватель со студентами, старик с собакой. В этом случае сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе, если необходимо указать, что основным производителем действия является лицо, обозначенное существительным в именительном падеже, а существительное в творительном падеже играет роль дополнения, обозначая лицо или существо, сопутствующее основному производителю действия. Например: Брат с младшей сестрой отправился на прогулку. Мать с ребёнком ходила к врачу. Вошёл старик с собакой. Если же в предложении подчёркивается самостоятельность действий каждого из тех, кто обозначен существительными в именительном и в творительном падежах, то сказуемое имеет форму множественного числа: Брат с младшей сестрой возвратились с прогулки порознь. Дед с внуком отправились на рыбалку. В случае, если вместо первого существительного в таком подлежащем стоит личное местоимение я или ты, то сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе. Ты с Митей пойдёшь дальше, а я с ребятами останусь здесь. (Ср.: Вы с Митей пойдёте дальше, а мы с ребятами останемся здесь.)

Слайд 10





Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием
Подлежащее, выраженное существительным, может иметь при себе приложение. Обычно род и число приложения не влияют на согласование сказуемого с подлежащим: Неподалёку росло дерево саксаул. Журнал «Юность" опубликовал новую повесть Б.Васильева. Автомобиль "Жигули" выпускается Волжским автозаводом.
При сочетании существительного, обозначающего звание, профессию, должность и т. п. с собственным именем лица сказуемое согласуется с последним, например: Врач Петрова принимала больных. Повар Иванова испекла вкуснейшие пирожки.
Описание слайда:
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием Подлежащее, выраженное существительным, может иметь при себе приложение. Обычно род и число приложения не влияют на согласование сказуемого с подлежащим: Неподалёку росло дерево саксаул. Журнал «Юность" опубликовал новую повесть Б.Васильева. Автомобиль "Жигули" выпускается Волжским автозаводом. При сочетании существительного, обозначающего звание, профессию, должность и т. п. с собственным именем лица сказуемое согласуется с последним, например: Врач Петрова принимала больных. Повар Иванова испекла вкуснейшие пирожки.

Слайд 11





Построение предложений с однородными членами
           Если однородные члены имеют общий главный член, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически и грамматически соотнесён с этим общим главным членом. В речи наиболее распространено два типа недочётов. 
          Во-первых, нарушаются нормы лексической сочетаемости: Надо больше прислушиваться к мнению ребят и их запросам.
      В данном случае главное слово – глагол прислушиваться может сочетаться только с первым из однородных членов (прислушиваться к мнению ребят). Со вторым однородным членом глагол сочетаться не может (прислушиваться к запросам), поскольку мнение услышать можно, а запросы услышать нельзя!
Во-вторых, в речи часто нарушаются нормы синтаксической сочетаемости. Достаточно частотной в речи является ошибка, связанная с использованием одной управляемой формы при однородных членах. Это возможно, если оба однородных члена имеют одинаковое управление (Он прекрасно знал и ценил творчество этого драматурга). Если однородные члены имеют разное управление, то использование одного дополнения неправомерно. 
Так, предложение: Декабристы любили и восхищались русским народом – содержит одно дополнение в творительном падеже, но глаголы любить и восхищаться имеют разное управление: любить кого-либо/что-либо; восхищаться кем-либо/чем-либо. Чтобы избавиться от такого рода ошибок и избежать тавтологии (повтора), можно, например, использовать в одном случае существительное, а в другом – местоимение: Декабристы любили русский народ и восхищались им.
Описание слайда:
Построение предложений с однородными членами Если однородные члены имеют общий главный член, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически и грамматически соотнесён с этим общим главным членом. В речи наиболее распространено два типа недочётов. Во-первых, нарушаются нормы лексической сочетаемости: Надо больше прислушиваться к мнению ребят и их запросам. В данном случае главное слово – глагол прислушиваться может сочетаться только с первым из однородных членов (прислушиваться к мнению ребят). Со вторым однородным членом глагол сочетаться не может (прислушиваться к запросам), поскольку мнение услышать можно, а запросы услышать нельзя! Во-вторых, в речи часто нарушаются нормы синтаксической сочетаемости. Достаточно частотной в речи является ошибка, связанная с использованием одной управляемой формы при однородных членах. Это возможно, если оба однородных члена имеют одинаковое управление (Он прекрасно знал и ценил творчество этого драматурга). Если однородные члены имеют разное управление, то использование одного дополнения неправомерно. Так, предложение: Декабристы любили и восхищались русским народом – содержит одно дополнение в творительном падеже, но глаголы любить и восхищаться имеют разное управление: любить кого-либо/что-либо; восхищаться кем-либо/чем-либо. Чтобы избавиться от такого рода ошибок и избежать тавтологии (повтора), можно, например, использовать в одном случае существительное, а в другом – местоимение: Декабристы любили русский народ и восхищались им.

Слайд 12





Обратите внимание!
      Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции: 
член предложения и придаточное предложение: 
     Я не люблю войну и когда получаю двойку;
обособленное определение и определительное придаточное:
    В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и который отличался спокойствием;
обособленное обстоятельство (в частности, деепричастный оборот) и обстоятельственное придаточное предложение:
      Когда гулял по городу и увидев несчастных детей, он задумал написать картину;
обособленные обстоятельства и обособленные определения:
     Изменивший присяге и общаясь с Пугачёвым, Швабрин проявил себя как низкий человек.
Описание слайда:
Обратите внимание! Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции: член предложения и придаточное предложение: Я не люблю войну и когда получаю двойку; обособленное определение и определительное придаточное: В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и который отличался спокойствием; обособленное обстоятельство (в частности, деепричастный оборот) и обстоятельственное придаточное предложение: Когда гулял по городу и увидев несчастных детей, он задумал написать картину; обособленные обстоятельства и обособленные определения: Изменивший присяге и общаясь с Пугачёвым, Швабрин проявил себя как низкий человек.

Слайд 13





Обратите внимание!
Достаточно часто в речи нарушается порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только..., но и; не столько..., сколько; как..., так и; хотя..., но и др.), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! 
        Например, нежелательным с точки зрения порядка слов будет такое предложение: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. Однородными в этом предложении являются сказуемые – осмотрели и побывали. Поэтому части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из них: Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

Нарушен порядок расположения повторяющегося союза то... то в предложении: То проедет подвода, то машина. Однородными здесь являются подлежащие. Поэтому союз должен стоять непосредственно перед ними: Проедет то подвода, то машина.
Описание слайда:
Обратите внимание! Достаточно часто в речи нарушается порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только..., но и; не столько..., сколько; как..., так и; хотя..., но и др.), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! Например, нежелательным с точки зрения порядка слов будет такое предложение: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. Однородными в этом предложении являются сказуемые – осмотрели и побывали. Поэтому части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из них: Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах. Нарушен порядок расположения повторяющегося союза то... то в предложении: То проедет подвода, то машина. Однородными здесь являются подлежащие. Поэтому союз должен стоять непосредственно перед ними: Проедет то подвода, то машина.

Слайд 14





Обратите внимание!
      Если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим!
       Например: На заводах и научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги. В данном случае первый однородный член (на заводах) употребляется с предлогом на, а второй требует предлога в (в научно-исследовательских институтах), поэтому грамматически верной будет только конструкция: На заводах и в научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги.
Описание слайда:
Обратите внимание! Если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим! Например: На заводах и научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги. В данном случае первый однородный член (на заводах) употребляется с предлогом на, а второй требует предлога в (в научно-исследовательских институтах), поэтому грамматически верной будет только конструкция: На заводах и в научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги.

Слайд 15





Обратите внимание!
Не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий:
       Поэт худ и высокий; Он озадачен и расстроенный.
Не рекомендуется объединение в одном ряду инфинитива и существительного:
       Я люблю чистоту и читать книги.
Описание слайда:
Обратите внимание! Не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий: Поэт худ и высокий; Он озадачен и расстроенный. Не рекомендуется объединение в одном ряду инфинитива и существительного: Я люблю чистоту и читать книги.

Слайд 16





Обратите внимание!
В предложениях с однородными членами сочинительной связью объединяются компоненты, обозначающие логически сопоставимые понятия. Речевым недочётом является объединение слов, обозначающих родовые и видовые понятия, скрещивающиеся (частично совпадающие по объему) понятия (люди и женщины, овощи и морковь), а также слов, далёких друг от друга по значению:
          Больше всего люблю бананы, субботу и телевизор.
Следует избегать конструкций, в которых управляемое слово может быть отнесено к разным рядам однородных членов:
        Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. В данном случае предложение содержит три существительных в родительном падеже (ликвидации, неполадок, ремонта). Поэтому союз и может объединять как формы ликвидации и ремонта, так и формы неполадок и ремонта. Поскольку в непосредственной близости находятся формы неполадок и ремонта, то можно решить, будто жильцы требовали ликвидации ремонта.
Описание слайда:
Обратите внимание! В предложениях с однородными членами сочинительной связью объединяются компоненты, обозначающие логически сопоставимые понятия. Речевым недочётом является объединение слов, обозначающих родовые и видовые понятия, скрещивающиеся (частично совпадающие по объему) понятия (люди и женщины, овощи и морковь), а также слов, далёких друг от друга по значению: Больше всего люблю бананы, субботу и телевизор. Следует избегать конструкций, в которых управляемое слово может быть отнесено к разным рядам однородных членов: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. В данном случае предложение содержит три существительных в родительном падеже (ликвидации, неполадок, ремонта). Поэтому союз и может объединять как формы ликвидации и ремонта, так и формы неполадок и ремонта. Поскольку в непосредственной близости находятся формы неполадок и ремонта, то можно решить, будто жильцы требовали ликвидации ремонта.

Слайд 17





Обратите внимание!
Пропуск предлога при однородных членах.
     Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
     Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
        В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты», следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
 употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий: Провожающие шли с сумками и печальными лицами.
соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.
    Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. «Мужчины» и «дети» также являются «жителями села».
Описание слайда:
Обратите внимание! Пропуск предлога при однородных членах. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты», следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины. употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий: Провожающие шли с сумками и печальными лицами. соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий. Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. «Мужчины» и «дети» также являются «жителями села».

Слайд 18





Обратите внимание!
Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Рассмотрим предложение: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. В данном предложении обобщающее слово «русских классиков» стоит в форме Р.п., а все однородные члены: «Гоголь, Тургенев, Толстой»  в форме И.п. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.
Описание слайда:
Обратите внимание! Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Рассмотрим предложение: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. В данном предложении обобщающее слово «русских классиков» стоит в форме Р.п., а все однородные члены: «Гоголь, Тургенев, Толстой» в форме И.п. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.

Слайд 19





Выбор формы сказуемого при однородных подлежащих 
          Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.
При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого: 
Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.
При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов: 
Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.
Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.
Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.
Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа. 
В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).
Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты): 
Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.
Описание слайда:
Выбор формы сказуемого при однородных подлежащих Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого. При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого: Крик и рыдание слышались из соседней комнаты. При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов: Из соседней комнаты слышался крик и рыдание. Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов. Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание. Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа. В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов). Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты): Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.

Слайд 20





Правильное построение предложений с обособленными приложениями
Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (спектакля, кинофильма, газеты, журнала, книги и т.п.), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в И.п.
Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное. Сравним три предложения:
 1) В романе (П.п.) «Обломов» (Им.п.) обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. 
2)  В «Обломове» (П.п.) обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. 
3) В романе (П.п.) «Обломове» (П.п.) обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. 
          Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в Им.п.
 
 
Описание слайда:
Правильное построение предложений с обособленными приложениями Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (спектакля, кинофильма, газеты, журнала, книги и т.п.), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в И.п. Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное. Сравним три предложения: 1) В романе (П.п.) «Обломов» (Им.п.) обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. 2) В «Обломове» (П.п.) обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. 3) В романе (П.п.) «Обломове» (П.п.) обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в Им.п.    

Слайд 21





Построение предложений с причастным оборотом 
    В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:
1)     согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. Определяемое слово «образ» стоит в Им.п., ед.ч., м.р., а причастие «созданные» - в Им.п., мн.ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта - пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
2) определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. 
        Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. Определяемое слово «снайпера» разрывает в данном предложении причастный оборот «засевшего на дереве», следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.
3) необходимо правильно найти определяемое слово.
Он видит лицо (какое?) сына, внимательно прислушивающееся к разговору.
В данном предложении определяемым является слово «сына», а не «лицо», следовательно, верный вариант: Он видит лицо сына (какого?), внимательно прислушивающегося к разговору.
Описание слайда:
Построение предложений с причастным оборотом В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты: 1)     согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже. Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. Определяемое слово «образ» стоит в Им.п., ед.ч., м.р., а причастие «созданные» - в Им.п., мн.ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта - пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь. 2) определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. Определяемое слово «снайпера» разрывает в данном предложении причастный оборот «засевшего на дереве», следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера. 3) необходимо правильно найти определяемое слово. Он видит лицо (какое?) сына, внимательно прислушивающееся к разговору. В данном предложении определяемым является слово «сына», а не «лицо», следовательно, верный вариант: Он видит лицо сына (какого?), внимательно прислушивающегося к разговору.

Слайд 22





Правильное построение предложений с обособленными определениями, выраженными причастным оборотом
         Очень частотны в речи ошибки, связанные с нарушением порядка расположения причастного оборота и определяемого слова. 
        Нормой предусматривается расположение причастного оборота непосредственно перед определяемым словом (ср.: приехавшие в лагерь студенты) или после него (студенты, приехавшие в лагерь). 
        Чаще всего в речи допускается два типа ошибок и недочётов:
причастный оборот, расположенный после определяемого слова, отделяется от главного слова другими словами.
Ср.: Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь – грамматически некорректное предложение; правильный вариант: Студенты, приехавшие в лагерь, спешат к реке;
определяемое слово включается в середину причастного оборота. 
Например: У него было раскрасневшееся лицо от мороза – грамматически некорректное предложение, поскольку здесь нарушены законы словосочетания: раскрасневшееся от мороза, а не лицо от мороза. Грамматически корректным будет вариант: У него было раскрасневшееся от мороза лицо.
Описание слайда:
Правильное построение предложений с обособленными определениями, выраженными причастным оборотом Очень частотны в речи ошибки, связанные с нарушением порядка расположения причастного оборота и определяемого слова. Нормой предусматривается расположение причастного оборота непосредственно перед определяемым словом (ср.: приехавшие в лагерь студенты) или после него (студенты, приехавшие в лагерь). Чаще всего в речи допускается два типа ошибок и недочётов: причастный оборот, расположенный после определяемого слова, отделяется от главного слова другими словами. Ср.: Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь – грамматически некорректное предложение; правильный вариант: Студенты, приехавшие в лагерь, спешат к реке; определяемое слово включается в середину причастного оборота. Например: У него было раскрасневшееся лицо от мороза – грамматически некорректное предложение, поскольку здесь нарушены законы словосочетания: раскрасневшееся от мороза, а не лицо от мороза. Грамматически корректным будет вариант: У него было раскрасневшееся от мороза лицо.

Слайд 23





Правильное построение предложений с деепричастными оборотами
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Поэтому, прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного или местоимения в Им.п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный в подлежащем, должен выполнять оба действия. Сравним два предложения:
1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.
2. Выбирая стиль одежды, я всегда советуюсь с подругой.
         В обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1 предложении подлежащее «индивидуальность» не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте («индивидуальность» не может «выбирать стиль одежды»). Следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. 
              Во 2 предложении подлежащее «я» выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «советуюсь», и добавочное, заключенное в деепричастии «выбирая». Значит, это предложение не содержит грамматической ошибки.
Важно также обращать внимание на то, что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен. Речь в данном случае идет об определенно-личных и неопределенно – личных предложениях.
Этот подразумеваемый субъект должен выполнять оба действия!
Сказуемое в таких предложениях может быть выражено глаголом в одной из трех форм:
 в форме повелительного наклонения (Приехав в Москву, обязательно сходите на Красную площадь);
-  в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию);
? в форме инфинитива в значении повелительного наклонения (Приехав в Москву, нужно сходить на Красную площадь).
Обратите внимание!
1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом - сказуемым, и действие, выраженное деепричасти­ем, относятся к разным лицам (нельзя: «Прочитав текст, план составляется легко»).
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Вернувшись в Петербург, Некрасову нездоровилось»).
3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженный деепричастием, не совпадают (нельзя: «Прочитав задания КИМа, сочинение будет написано»).
Описание слайда:
Правильное построение предложений с деепричастными оборотами Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Поэтому, прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного или местоимения в Им.п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный в подлежащем, должен выполнять оба действия. Сравним два предложения: 1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность. 2. Выбирая стиль одежды, я всегда советуюсь с подругой. В обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1 предложении подлежащее «индивидуальность» не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте («индивидуальность» не может «выбирать стиль одежды»). Следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Во 2 предложении подлежащее «я» выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «советуюсь», и добавочное, заключенное в деепричастии «выбирая». Значит, это предложение не содержит грамматической ошибки. Важно также обращать внимание на то, что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен. Речь в данном случае идет об определенно-личных и неопределенно – личных предложениях. Этот подразумеваемый субъект должен выполнять оба действия! Сказуемое в таких предложениях может быть выражено глаголом в одной из трех форм: в форме повелительного наклонения (Приехав в Москву, обязательно сходите на Красную площадь); -  в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию); ? в форме инфинитива в значении повелительного наклонения (Приехав в Москву, нужно сходить на Красную площадь). Обратите внимание! 1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом - сказуемым, и действие, выраженное деепричасти­ем, относятся к разным лицам (нельзя: «Прочитав текст, план составляется легко»). 2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Вернувшись в Петербург, Некрасову нездоровилось»). 3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженный деепричастием, не совпадают (нельзя: «Прочитав задания КИМа, сочинение будет написано»).

Слайд 24





Замена прямой речи косвенной
Описание слайда:
Замена прямой речи косвенной

Слайд 25





Ошибки в построении предложения с косвенной речью
            Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо лишь при передаче прямой речи.
      С душевным смятением и тревогой Сергей Есенин пишет, что «я последний поэт деревни».
            Правильные варианты: 
          С душевным смятением и тревогой Сергей Есенин пишет: «Я последний поэт деревни». 
     С душевным смятением и тревогой Сергей Есенин пишет, что он  последний поэт деревни.
Описание слайда:
Ошибки в построении предложения с косвенной речью Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо лишь при передаче прямой речи. С душевным смятением и тревогой Сергей Есенин пишет, что «я последний поэт деревни». Правильные варианты: С душевным смятением и тревогой Сергей Есенин пишет: «Я последний поэт деревни». С душевным смятением и тревогой Сергей Есенин пишет, что он последний поэт деревни.

Слайд 26





Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании 
В конструировании словосочетаний большая роль принадлежит предлогам, которые вместе с формой слова служат средством связи слов. Они уточняют значение падежных форм слова. Например: подойти к лесу, прогулка в лесу; забота о людях, находиться на людях; любовь к родине, разлука с родиной; надежда на успех, прийти к успеху.
В современном русском языке очень продуктивны словосочетания с предлогами, они часто приходят на смену беспредложным или употребляются параллельно с ними, подчеркивая стилистическую дифференцированность. 
        Примеры: опыт создания - опыт по созданию; откладывать отъезд - откладывать с отъездом; перспективы развития - перспективы по развитию; оттягивать ответ - оттягивать с ответом; сроки устранения брака - сроки по устранению брака; опыт создания аппаратуры - опыт по созданию аппаратуры; уроки русского языка - уроки по русскому языку. Вторые варианты в приведенных парах словосочетаний стилистически связаны с деловой речью
Описание слайда:
Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании В конструировании словосочетаний большая роль принадлежит предлогам, которые вместе с формой слова служат средством связи слов. Они уточняют значение падежных форм слова. Например: подойти к лесу, прогулка в лесу; забота о людях, находиться на людях; любовь к родине, разлука с родиной; надежда на успех, прийти к успеху. В современном русском языке очень продуктивны словосочетания с предлогами, они часто приходят на смену беспредложным или употребляются параллельно с ними, подчеркивая стилистическую дифференцированность. Примеры: опыт создания - опыт по созданию; откладывать отъезд - откладывать с отъездом; перспективы развития - перспективы по развитию; оттягивать ответ - оттягивать с ответом; сроки устранения брака - сроки по устранению брака; опыт создания аппаратуры - опыт по созданию аппаратуры; уроки русского языка - уроки по русскому языку. Вторые варианты в приведенных парах словосочетаний стилистически связаны с деловой речью

Слайд 27





Правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор сочетаются с существительными в Д.П.:согласно предписанию (не «согласно с предписанием»!). 
Не путайте
 предлог благодаря (Я приехал на «Поле чудес» благодаря спонсорам) и 
деепричастие (Благодаря родителей, не забудьте сказать добрые слова и учителям). 
Предлог по в значении "после" требует П.П.: по приезде (не «по приезду»!), по возвращении (не «по возвращению»), по прибытии и т.п..
Описание слайда:
Правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор сочетаются с существительными в Д.П.:согласно предписанию (не «согласно с предписанием»!). Не путайте предлог благодаря (Я приехал на «Поле чудес» благодаря спонсорам) и деепричастие (Благодаря родителей, не забудьте сказать добрые слова и учителям). Предлог по в значении "после" требует П.П.: по приезде (не «по приезду»!), по возвращении (не «по возвращению»), по прибытии и т.п..

Слайд 28





Нормы управления
При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.
           В               ИЗ
      НА            С
      Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.
 Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.
Неправильно используются предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений; предлог по — для выражения временных значений; предлоги в, из — для обозначения пространственных отношений.
Описание слайда:
Нормы управления При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.        В ИЗ       НА С       Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.  Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь. Неправильно используются предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений; предлог по — для выражения временных значений; предлоги в, из — для обозначения пространственных отношений.

Слайд 29





Нормы управления
Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
      1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
      2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность знаний вместо потребность в знаниях.
      3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.
     
Описание слайда:
Нормы управления Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:       1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.       2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность знаний вместо потребность в знаниях.       3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.      

Слайд 30





ЗАПОМНИТЕ!
беспокоиться о ком
 тревожиться за кого
идентичный чему
сходный с чем
надеть что на что
одеть кого во что
обращать внимание на что
уделять внимание чему
отзыв о чем 
рецензия на что
превосходство над чем  
характеристика кого, на кого

заведовать (заведующий) чем
командовать (командующий) чем 
 управлять (управляющий) чем     
 апеллировать к кому/чему
говорить о ком/чем
Описание слайда:
ЗАПОМНИТЕ! беспокоиться о ком тревожиться за кого идентичный чему сходный с чем надеть что на что одеть кого во что обращать внимание на что уделять внимание чему отзыв о чем  рецензия на что превосходство над чем   характеристика кого, на кого заведовать (заведующий) чем командовать (командующий) чем  управлять (управляющий) чем       апеллировать к кому/чему говорить о ком/чем

Слайд 31





Построение сложноподчиненных предложений. 
        Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова «кто».
Обычно такие предложения начинаются со слов: «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «никто из тех, кто…» и т.п. Важно помнить, что местоимение «кто» употребляется только с глаголами в форме ед.ч. При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения. Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения: Все, кто интересуЮтся (мн.ч. вместо ед.ч.) театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Все, кто интересуется театром, знаЕт (ед.ч. вместо мн.ч.) имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра.
  неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский. При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть «которым управляет Сквозник-Дмухановский». Правильный вариант: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.
Описание слайда:
Построение сложноподчиненных предложений. Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова «кто». Обычно такие предложения начинаются со слов: «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «никто из тех, кто…» и т.п. Важно помнить, что местоимение «кто» употребляется только с глаголами в форме ед.ч. При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения. Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения: Все, кто интересуЮтся (мн.ч. вместо ед.ч.) театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Все, кто интересуется театром, знаЕт (ед.ч. вместо мн.ч.) имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра.   неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский. При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть «которым управляет Сквозник-Дмухановский». Правильный вариант: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.

Слайд 32


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №32
Описание слайда:

Слайд 33


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №33
Описание слайда:

Слайд 34


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №34
Описание слайда:

Слайд 35


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №35
Описание слайда:

Слайд 36


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №36
Описание слайда:

Слайд 37


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №37
Описание слайда:

Слайд 38


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №38
Описание слайда:

Слайд 39


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №39
Описание слайда:

Слайд 40


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №40
Описание слайда:

Слайд 41


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №41
Описание слайда:

Слайд 42


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №42
Описание слайда:

Слайд 43


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №43
Описание слайда:

Слайд 44


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №44
Описание слайда:

Слайд 45


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №45
Описание слайда:

Слайд 46


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №46
Описание слайда:

Слайд 47


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №47
Описание слайда:

Слайд 48


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №48
Описание слайда:

Слайд 49


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №49
Описание слайда:

Слайд 50


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №50
Описание слайда:

Слайд 51


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №51
Описание слайда:

Слайд 52


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №52
Описание слайда:

Слайд 53


ЕГЭ Грамматические ошибки. Нарушение синтаксических норм, слайд №53
Описание слайда:

Слайд 54





Литература
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современные русский язык. М., Логос, 2002 

С.Н.Цейтлин «Речевые ошибки и их предупреждение»: С-П., 1997
Русская грамматика М., Наука,1980 

www.genon.ru
www/licey.net
www.gramota.ru
Описание слайда:
Литература Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современные русский язык. М., Логос, 2002 С.Н.Цейтлин «Речевые ошибки и их предупреждение»: С-П., 1997 Русская грамматика М., Наука,1980 www.genon.ru www/licey.net www.gramota.ru



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию