🗊Презентация Этногенез башкир

Категория: География
Нажмите для полного просмотра!
Этногенез башкир, слайд №1Этногенез башкир, слайд №2Этногенез башкир, слайд №3Этногенез башкир, слайд №4Этногенез башкир, слайд №5Этногенез башкир, слайд №6Этногенез башкир, слайд №7Этногенез башкир, слайд №8Этногенез башкир, слайд №9Этногенез башкир, слайд №10Этногенез башкир, слайд №11Этногенез башкир, слайд №12Этногенез башкир, слайд №13Этногенез башкир, слайд №14Этногенез башкир, слайд №15Этногенез башкир, слайд №16Этногенез башкир, слайд №17Этногенез башкир, слайд №18Этногенез башкир, слайд №19Этногенез башкир, слайд №20Этногенез башкир, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Этногенез башкир. Доклад-сообщение содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Этногенез башкир
Автор: студентка Академии туризма и международных отношений Привалова Анна
Описание слайда:
Этногенез башкир Автор: студентка Академии туризма и международных отношений Привалова Анна

Слайд 2





Кто такие башкиры?
Башкиры - народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана). Численность башкир в России составляет 1 584 554 человек. Из них в Башкирии проживает 1 172 287 человек. Живут Башкиры также в Челябинской, Оренбургской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях и пермском крае.
Описание слайда:
Кто такие башкиры? Башкиры - народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана). Численность башкир в России составляет 1 584 554 человек. Из них в Башкирии проживает 1 172 287 человек. Живут Башкиры также в Челябинской, Оренбургской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях и пермском крае.

Слайд 3


Этногенез башкир, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4


Этногенез башкир, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5


Этногенез башкир, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6





 Три основные теории происхождения башкирского народа
- тюркская (П. И. Рычков, И. И. Георги, В. М. Флоринский и др.)
- финно-угорская (Ф. И. Страленберг, В. Н. Татищев и др.)
- иранская (М. С. Акимова, Р. М. Юсупов и др.)
Описание слайда:
Три основные теории происхождения башкирского народа - тюркская (П. И. Рычков, И. И. Георги, В. М. Флоринский и др.) - финно-угорская (Ф. И. Страленберг, В. Н. Татищев и др.) - иранская (М. С. Акимова, Р. М. Юсупов и др.)

Слайд 7





Тюркская теория
- Суть теории состоит в том, что основным ядром этногенеза башкир являлись тюркские древнебашкирские племена.
(P.S. Башки́рские племена́ — исторически сложившиеся родовые объединения в составе башкир)
- Основывается на том, что арабские, персидские и среднеазиатские авторы пишут о башкирах как о тюрках. Среди них Ахмет ибн Фадлан, Аль-Масуди и др.
- В научной литературе тюркской теории придерживались П. И. Рычков, И. Г. Георги, В. М. Флоринский. Впоследствии теория была развита С. И. Руденко, Н. В. Бикбулатовым и др. с привлечением данных антропологии, археологии, лингвистики, этнографии.
Описание слайда:
Тюркская теория - Суть теории состоит в том, что основным ядром этногенеза башкир являлись тюркские древнебашкирские племена. (P.S. Башки́рские племена́ — исторически сложившиеся родовые объединения в составе башкир) - Основывается на том, что арабские, персидские и среднеазиатские авторы пишут о башкирах как о тюрках. Среди них Ахмет ибн Фадлан, Аль-Масуди и др. - В научной литературе тюркской теории придерживались П. И. Рычков, И. Г. Георги, В. М. Флоринский. Впоследствии теория была развита С. И. Руденко, Н. В. Бикбулатовым и др. с привлечением данных антропологии, археологии, лингвистики, этнографии.

Слайд 8





Этапы формирования по Р.Г. Кузееву
1.  С середины I тыс. н. э. до рубежа VIII—IX вв. — выделение из раннесредневековых племенных общностей и формирование на основе их взаимодействия и смешения основных компонентов древнебашкирского этноса. На Сырдарье и в Приаралье складывается группа древнебашкирских племён (бурзян, усерган, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамьян, ун, бишул, кудей).
Описание слайда:
Этапы формирования по Р.Г. Кузееву 1. С середины I тыс. н. э. до рубежа VIII—IX вв. — выделение из раннесредневековых племенных общностей и формирование на основе их взаимодействия и смешения основных компонентов древнебашкирского этноса. На Сырдарье и в Приаралье складывается группа древнебашкирских племён (бурзян, усерган, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамьян, ун, бишул, кудей).

Слайд 9





2. В VIII — начале IX в. в центральном районе Бугульминской возвышенности в VIII — начале IX в. формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (юрматы, юрми, еней, гайна (тархан), кесе, буляр, нагман, танып, юламан, имес, юрмын) и тюркизированными уграми, мигрировавшими в Приуралье из Западной Сибири.
2. В VIII — начале IX в. в центральном районе Бугульминской возвышенности в VIII — начале IX в. формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (юрматы, юрми, еней, гайна (тархан), кесе, буляр, нагман, танып, юламан, имес, юрмын) и тюркизированными уграми, мигрировавшими в Приуралье из Западной Сибири.
3. Взаимодействие местных финно-угорских племён с пришлыми родо-племенными группами сармато-аланского происхождения (сызгы, упей, терсяк, уваныш и др.)
Описание слайда:
2. В VIII — начале IX в. в центральном районе Бугульминской возвышенности в VIII — начале IX в. формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (юрматы, юрми, еней, гайна (тархан), кесе, буляр, нагман, танып, юламан, имес, юрмын) и тюркизированными уграми, мигрировавшими в Приуралье из Западной Сибири. 2. В VIII — начале IX в. в центральном районе Бугульминской возвышенности в VIII — начале IX в. формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (юрматы, юрми, еней, гайна (тархан), кесе, буляр, нагман, танып, юламан, имес, юрмын) и тюркизированными уграми, мигрировавшими в Приуралье из Западной Сибири. 3. Взаимодействие местных финно-угорских племён с пришлыми родо-племенными группами сармато-аланского происхождения (сызгы, упей, терсяк, уваныш и др.)

Слайд 10





4. Миграция древнебашкирских племен в Приуралье и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и тюркизированными финно-угорскими племенами — основа становления древнебашкирского этноса.
4. Миграция древнебашкирских племен в Приуралье и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и тюркизированными финно-угорскими племенами — основа становления древнебашкирского этноса.
5. XI — начало XIII в. — этап дальнейшей консолидации компонентов древнебашкирского этноса при сохранении ведущей культурно-языковой роли пришлых башкирских кочевников. Степная культура и тюркский язык формирующейся общности развивались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников (айле, тырнаклы, каратавлы, тау, сарт, мурзалар, кумлы, истяк и др.) с востока. Начинается миграция древнебашкирских племён на Южный Урал и в бассейн р. Белой.
Описание слайда:
4. Миграция древнебашкирских племен в Приуралье и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и тюркизированными финно-угорскими племенами — основа становления древнебашкирского этноса. 4. Миграция древнебашкирских племен в Приуралье и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и тюркизированными финно-угорскими племенами — основа становления древнебашкирского этноса. 5. XI — начало XIII в. — этап дальнейшей консолидации компонентов древнебашкирского этноса при сохранении ведущей культурно-языковой роли пришлых башкирских кочевников. Степная культура и тюркский язык формирующейся общности развивались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников (айле, тырнаклы, каратавлы, тау, сарт, мурзалар, кумлы, истяк и др.) с востока. Начинается миграция древнебашкирских племён на Южный Урал и в бассейн р. Белой.

Слайд 11





6. В XIII—XIV вв. мощный приток в Башкортостан кыпчакизированных племен (кыпчакская группа — кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа — катай, найман, балга, маскар, сальют, борэ, балыксы; табынская группа — табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, телеу, барын, бадрак, таз; минская группа — мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит). Кыпчаки формируют современный этнический облик башкир.
6. В XIII—XIV вв. мощный приток в Башкортостан кыпчакизированных племен (кыпчакская группа — кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа — катай, найман, балга, маскар, сальют, борэ, балыксы; табынская группа — табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, телеу, барын, бадрак, таз; минская группа — мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит). Кыпчаки формируют современный этнический облик башкир.
Описание слайда:
6. В XIII—XIV вв. мощный приток в Башкортостан кыпчакизированных племен (кыпчакская группа — кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа — катай, найман, балга, маскар, сальют, борэ, балыксы; табынская группа — табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, телеу, барын, бадрак, таз; минская группа — мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит). Кыпчаки формируют современный этнический облик башкир. 6. В XIII—XIV вв. мощный приток в Башкортостан кыпчакизированных племен (кыпчакская группа — кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа — катай, найман, балга, маскар, сальют, борэ, балыксы; табынская группа — табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, телеу, барын, бадрак, таз; минская группа — мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит). Кыпчаки формируют современный этнический облик башкир.

Слайд 12





7. В XV — первая половина XVI в. — углубление и стабилизация этнических процессов предшествующей эпохи. Смешение башкир с ногаями (ногай-бурзян, ногай-юрматы) и фино-уграми хотя и оказало определенное влияние на формирование региональных этнографических групп формирующейся народности, но не изменило общего направления развития этнической консолидации башкирской народности.
7. В XV — первая половина XVI в. — углубление и стабилизация этнических процессов предшествующей эпохи. Смешение башкир с ногаями (ногай-бурзян, ногай-юрматы) и фино-уграми хотя и оказало определенное влияние на формирование региональных этнографических групп формирующейся народности, но не изменило общего направления развития этнической консолидации башкирской народности.
Описание слайда:
7. В XV — первая половина XVI в. — углубление и стабилизация этнических процессов предшествующей эпохи. Смешение башкир с ногаями (ногай-бурзян, ногай-юрматы) и фино-уграми хотя и оказало определенное влияние на формирование региональных этнографических групп формирующейся народности, но не изменило общего направления развития этнической консолидации башкирской народности. 7. В XV — первая половина XVI в. — углубление и стабилизация этнических процессов предшествующей эпохи. Смешение башкир с ногаями (ногай-бурзян, ногай-юрматы) и фино-уграми хотя и оказало определенное влияние на формирование региональных этнографических групп формирующейся народности, но не изменило общего направления развития этнической консолидации башкирской народности.

Слайд 13





Валиди отмечал помимо названного более позднее этническое взаимодействие с народами и этносословными группами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами, мишарами, тептярами, казахами, калмыками, каракалпаками, сартами и др.), которое, однако, не изменило общего направления развития этнических процессов.
Валиди отмечал помимо названного более позднее этническое взаимодействие с народами и этносословными группами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами, мишарами, тептярами, казахами, калмыками, каракалпаками, сартами и др.), которое, однако, не изменило общего направления развития этнических процессов.
В советской историографии конца 1980-х гг. наиболее популярной считалась тюркская теория происхождения башкир.
Описание слайда:
Валиди отмечал помимо названного более позднее этническое взаимодействие с народами и этносословными группами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами, мишарами, тептярами, казахами, калмыками, каракалпаками, сартами и др.), которое, однако, не изменило общего направления развития этнических процессов. Валиди отмечал помимо названного более позднее этническое взаимодействие с народами и этносословными группами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами, мишарами, тептярами, казахами, калмыками, каракалпаками, сартами и др.), которое, однако, не изменило общего направления развития этнических процессов. В советской историографии конца 1980-х гг. наиболее популярной считалась тюркская теория происхождения башкир.

Слайд 14





Финно-угорская теория
Суть теории в том, что мадьярские племена, в первую очередь юрматы и еней, являлись ядром формирования башкирского этноса. Впоследствии они перешли на тюркский язык ассимилированных племён.
Основывается на том, что в составе и башкир и мадьяр были племена юрматы и еней и др., сохранявшие память друг о друге после переселения венгров в Паннонию.
(Панно́ния — регион в центральной Европе на территории современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины, римская провинция.)
Описание слайда:
Финно-угорская теория Суть теории в том, что мадьярские племена, в первую очередь юрматы и еней, являлись ядром формирования башкирского этноса. Впоследствии они перешли на тюркский язык ассимилированных племён. Основывается на том, что в составе и башкир и мадьяр были племена юрматы и еней и др., сохранявшие память друг о друге после переселения венгров в Паннонию. (Панно́ния — регион в центральной Европе на территории современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины, римская провинция.)

Слайд 15


Этногенез башкир, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





В Европе башкир считали родственными венграм ещё в XIII веке  путешественники Юлиан, Плано Карпини и Гийом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великая Венгрия».
В Европе башкир считали родственными венграм ещё в XIII веке  путешественники Юлиан, Плано Карпини и Гийом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великая Венгрия».
В европейской научной литературе угорская теория была описана первой (Филипп-Иоганн Страленберг (1676—1747), В. Н. Татищев (1686—1750), Н. М. Карамзин (1766—1829), Д. А. Хвольсон). Н. М. Карамзин в I томе «Истории государства Российского» писал, что «в начале язык у них (башкир) был венгерский. Потом они отюречились».
Описание слайда:
В Европе башкир считали родственными венграм ещё в XIII веке путешественники Юлиан, Плано Карпини и Гийом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великая Венгрия». В Европе башкир считали родственными венграм ещё в XIII веке путешественники Юлиан, Плано Карпини и Гийом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великая Венгрия». В европейской научной литературе угорская теория была описана первой (Филипп-Иоганн Страленберг (1676—1747), В. Н. Татищев (1686—1750), Н. М. Карамзин (1766—1829), Д. А. Хвольсон). Н. М. Карамзин в I томе «Истории государства Российского» писал, что «в начале язык у них (башкир) был венгерский. Потом они отюречились».

Слайд 17





Теорию развивали М. Уметбаев, Джалиль Киекбаев, Н. П. Шастина; среди венгерских ученых доктор Д. Дьерффи. Р. З. Янгузин считал, что «комплексные исследования по этнографии, языкознанию, археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теория происхождения башкирского народа имеет право на существование».
Теорию развивали М. Уметбаев, Джалиль Киекбаев, Н. П. Шастина; среди венгерских ученых доктор Д. Дьерффи. Р. З. Янгузин считал, что «комплексные исследования по этнографии, языкознанию, археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теория происхождения башкирского народа имеет право на существование».
В настоящее время угорская теория происхождения башкир большинством учёных считается устаревшей. Т. М. Гарипов и Р. Г. Кузеев писали, что «существование в исторической науке особой „башкиро-мадьярской“ проблемы, как отражение определенных взглядов, трактующих родство и даже тождество этих в действительности разных народов, лишено научного смысла и является своеобразным анахронизмом».
Описание слайда:
Теорию развивали М. Уметбаев, Джалиль Киекбаев, Н. П. Шастина; среди венгерских ученых доктор Д. Дьерффи. Р. З. Янгузин считал, что «комплексные исследования по этнографии, языкознанию, археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теория происхождения башкирского народа имеет право на существование». Теорию развивали М. Уметбаев, Джалиль Киекбаев, Н. П. Шастина; среди венгерских ученых доктор Д. Дьерффи. Р. З. Янгузин считал, что «комплексные исследования по этнографии, языкознанию, археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теория происхождения башкирского народа имеет право на существование». В настоящее время угорская теория происхождения башкир большинством учёных считается устаревшей. Т. М. Гарипов и Р. Г. Кузеев писали, что «существование в исторической науке особой „башкиро-мадьярской“ проблемы, как отражение определенных взглядов, трактующих родство и даже тождество этих в действительности разных народов, лишено научного смысла и является своеобразным анахронизмом».

Слайд 18





Иранская теория
Суть теории состоит в том, что основным элементом формирования башкир были индоиранские племена раннего железного века, центром расселения которых в III веке до н. э. — IV веке н. э. был Южный Урал. Прежде всего, сако-сарматские, дахо-массагетские племена Южного Урала и Прикаспийского региона, которых (в современной исторической науке) принято относить к ираноязычным племенам.
Описание слайда:
Иранская теория Суть теории состоит в том, что основным элементом формирования башкир были индоиранские племена раннего железного века, центром расселения которых в III веке до н. э. — IV веке н. э. был Южный Урал. Прежде всего, сако-сарматские, дахо-массагетские племена Южного Урала и Прикаспийского региона, которых (в современной исторической науке) принято относить к ираноязычным племенам.

Слайд 19





В основе теории исследования антропологии башкир и палеоантропологии древнего населения Южного Урала - данные фонетики, гидронимики в названиях рек, предположительно, иранского происхождения.
В основе теории исследования антропологии башкир и палеоантропологии древнего населения Южного Урала - данные фонетики, гидронимики в названиях рек, предположительно, иранского происхождения.
По мнению М. С. Акимовой, происхождение понтийского антропологического типа башкир связано с индоиранскими племенами раннего железного века. В краниологических исследованиях Р. М. Юсупова прослеживается сходство морфологических данных юго‑западных и юго‑восточных башкир с палеоантропологическими материалами раннего железного века.
С. А. Галлямов, опираясь на археологические материалы и на лингвистические исследования, указывающие на наличие иранской фонетики в современном языке башкир, происхождение башкир рассматривает в рамках индоиранской, индоевропейской гипотезы, согласно которой древние предки современных башкир в VI тысячелетии до нашей эры проживали на территории Месопотамии. Затем часть их переселилась в Среднюю Азию на территорию современного Туркменистана, и дальше на Южный Урал, где они составили основу башкирского этноса.
В настоящее время гипотеза С. А. Галлямова считается ненаучной.
Описание слайда:
В основе теории исследования антропологии башкир и палеоантропологии древнего населения Южного Урала - данные фонетики, гидронимики в названиях рек, предположительно, иранского происхождения. В основе теории исследования антропологии башкир и палеоантропологии древнего населения Южного Урала - данные фонетики, гидронимики в названиях рек, предположительно, иранского происхождения. По мнению М. С. Акимовой, происхождение понтийского антропологического типа башкир связано с индоиранскими племенами раннего железного века. В краниологических исследованиях Р. М. Юсупова прослеживается сходство морфологических данных юго‑западных и юго‑восточных башкир с палеоантропологическими материалами раннего железного века. С. А. Галлямов, опираясь на археологические материалы и на лингвистические исследования, указывающие на наличие иранской фонетики в современном языке башкир, происхождение башкир рассматривает в рамках индоиранской, индоевропейской гипотезы, согласно которой древние предки современных башкир в VI тысячелетии до нашей эры проживали на территории Месопотамии. Затем часть их переселилась в Среднюю Азию на территорию современного Туркменистана, и дальше на Южный Урал, где они составили основу башкирского этноса. В настоящее время гипотеза С. А. Галлямова считается ненаучной.

Слайд 20





«С. Галлямова действительно можно отнести к мифотворчеству, к «фольксхистори»…»
«С. Галлямова действительно можно отнести к мифотворчеству, к «фольксхистори»…»
«О негативных же сторонах или исторических «ляпах» в творениях С. Галлямова мне писать не позволяет объем — они видны невооруженным глазом, их достаточно просто прочитать.»
— А. Т. Бердин
Описание слайда:
«С. Галлямова действительно можно отнести к мифотворчеству, к «фольксхистори»…» «С. Галлямова действительно можно отнести к мифотворчеству, к «фольксхистори»…» «О негативных же сторонах или исторических «ляпах» в творениях С. Галлямова мне писать не позволяет объем — они видны невооруженным глазом, их достаточно просто прочитать.» — А. Т. Бердин

Слайд 21





Ссылки:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80
https://www.google.ru/search?q=%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%8B&newwindow=1&biw=1600&bih=745&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwjhzoza4tPQAhUjP5oKHeqjAJgQ_AUIBigB
Описание слайда:
Ссылки: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80 https://www.google.ru/search?q=%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%8B&newwindow=1&biw=1600&bih=745&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwjhzoza4tPQAhUjP5oKHeqjAJgQ_AUIBigB



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию