🗊Презентация Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H»: Hegel, Husserl, Heidegger

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H»: Hegel, Husserl, Heidegger, слайд №1Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H»: Hegel, Husserl, Heidegger, слайд №2Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H»: Hegel, Husserl, Heidegger, слайд №3Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H»: Hegel, Husserl, Heidegger, слайд №4Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H»: Hegel, Husserl, Heidegger, слайд №5Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H»: Hegel, Husserl, Heidegger, слайд №6Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H»: Hegel, Husserl, Heidegger, слайд №7Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H»: Hegel, Husserl, Heidegger, слайд №8Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H»: Hegel, Husserl, Heidegger, слайд №9

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H»: Hegel, Husserl, Heidegger. Доклад-сообщение содержит 9 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: 
эпоха «трех H»: Hegel, Husserl, Heidegger
Описание слайда:
Феноменология, экзистенциализм, герменевтика: эпоха «трех H»: Hegel, Husserl, Heidegger

Слайд 2





Размежевание с метафизикой, феноменология: «zu den Sachen selbst» = «Назад к вещам»

Э. Гуссерль: «Логические исследования» (1900-1901) 
интенциональное (предметное) сознание 
vs 
очевидность самосознание (ego cogito Декарта) 
Отсюда новое значение слова “феноменология”: феномены – это данности сознания, смыслы, связь идей и видимостей
 
Описание слайда:
Размежевание с метафизикой, феноменология: «zu den Sachen selbst» = «Назад к вещам» Э. Гуссерль: «Логические исследования» (1900-1901) интенциональное (предметное) сознание vs очевидность самосознание (ego cogito Декарта) Отсюда новое значение слова “феноменология”: феномены – это данности сознания, смыслы, связь идей и видимостей  

Слайд 3





Размежевание с метафизикой: экзистенциализм
М. Хайдеггер: «Бытие И время» (1927) vs 
противопоставление бытия (мира идей, ноуменов) и сущего (существования = экзистенции, видимости, феноменов)
	- Вот-бытие (Dasein): бытие как вопрос о смысле существования, или его понимание;
	- Existenz = essentia + existentia; 
	- Бытие возможностей как умение выбирать свое бытие, быть-в-мире и среди других (das Man и бытие самости = неподлинное и подлинное);
	- Бытие-в-мире как отсылание значимости (наличность, подручность, забота);
	- Бытие-к-смерти и вперед-себя-уже-бытия-в-мире.


Ж.-П. Сартр: «Бытие И ничто» (1943) vs 
тезис Парменида «бытие есть, небытия нет» = знание есть, незнания нет
Сартр: бытие испещрено небытием = истина всегда окружена не-истиной
Описание слайда:
Размежевание с метафизикой: экзистенциализм М. Хайдеггер: «Бытие И время» (1927) vs противопоставление бытия (мира идей, ноуменов) и сущего (существования = экзистенции, видимости, феноменов) - Вот-бытие (Dasein): бытие как вопрос о смысле существования, или его понимание; - Existenz = essentia + existentia; - Бытие возможностей как умение выбирать свое бытие, быть-в-мире и среди других (das Man и бытие самости = неподлинное и подлинное); - Бытие-в-мире как отсылание значимости (наличность, подручность, забота); - Бытие-к-смерти и вперед-себя-уже-бытия-в-мире. Ж.-П. Сартр: «Бытие И ничто» (1943) vs тезис Парменида «бытие есть, небытия нет» = знание есть, незнания нет Сартр: бытие испещрено небытием = истина всегда окружена не-истиной

Слайд 4





Другие понятия (словарь):

Интерсубъективность и жизненный мир (Lebenswelt)
Другой (женщина как Другой, С. де Бовуар, «книга «Второй пол»)
Бытие-под-взглядом («Взгляд», раздел книги «Бытие и ничто» Сартра) 
Телесный субъект и складка (М. Мерло-Понти, «Феноменология восприятия» и «Видимое и невидимое») 
Язык как дом бытия (поздний Хайдеггер)
Пограничные ситуации (К. Ясперс, «Разум и экзистенция», 1935)
 -   Философия абсурда (А. Камю, «Посторонний», 1942)
Описание слайда:
Другие понятия (словарь): Интерсубъективность и жизненный мир (Lebenswelt) Другой (женщина как Другой, С. де Бовуар, «книга «Второй пол») Бытие-под-взглядом («Взгляд», раздел книги «Бытие и ничто» Сартра) Телесный субъект и складка (М. Мерло-Понти, «Феноменология восприятия» и «Видимое и невидимое») Язык как дом бытия (поздний Хайдеггер) Пограничные ситуации (К. Ясперс, «Разум и экзистенция», 1935) - Философия абсурда (А. Камю, «Посторонний», 1942)

Слайд 5





Герменевтика:

Х.-Г. Гадамер «Истина и метод» (1960): понимание и предпонимание; язык как языковой опыт мира;
Поль Рикер «Сам как Другой» (1990): расколотая самость, нарративная идентичность, моральная рефлексия (см. текст Рикера «Этика, мораль, политика»)
Описание слайда:
Герменевтика: Х.-Г. Гадамер «Истина и метод» (1960): понимание и предпонимание; язык как языковой опыт мира; Поль Рикер «Сам как Другой» (1990): расколотая самость, нарративная идентичность, моральная рефлексия (см. текст Рикера «Этика, мораль, политика»)

Слайд 6





Следствия:

Социология жизненного мира и повседневности = социология знания: 
П. Бергер, Т. Лукман «Социальное конструирование реальности» (1966) http://evolkov.net/soc.psychol/Berger.P.Luckmann.T/ (можно почитать Главу 1).
Ю. Хабермас: жизненный мир и система (о философии 20-го века его книга «Философский дискурс о модерне», можно глянуть) 
Политическая философия:
Х. Арендт: сосуществование людей (плюральность) как отправная точка; публичность; условия человеческого существования;
К. Лефор: рождение политического

Феноменологическая этика:
Э. Левинас
Экзистенциальная психиатрия:
Л. Бингсвангер
Описание слайда:
Следствия: Социология жизненного мира и повседневности = социология знания: П. Бергер, Т. Лукман «Социальное конструирование реальности» (1966) http://evolkov.net/soc.psychol/Berger.P.Luckmann.T/ (можно почитать Главу 1). Ю. Хабермас: жизненный мир и система (о философии 20-го века его книга «Философский дискурс о модерне», можно глянуть) Политическая философия: Х. Арендт: сосуществование людей (плюральность) как отправная точка; публичность; условия человеческого существования; К. Лефор: рождение политического Феноменологическая этика: Э. Левинас Экзистенциальная психиатрия: Л. Бингсвангер

Слайд 7





Восточноевропейский и беларусский контекст: альтернатива марксизму-ленинизму

Ян Паточка (Чехия) (см. «Еретические эссе», есть в библиотеке ЕКЛАБ, можно взять в подарок)
Й. Тишнер и Р. Ингарден (Польша) 
В. Подорога (Россия)
Т. Щитцова и журнал «Топос» (Беларусь)
Описание слайда:
Восточноевропейский и беларусский контекст: альтернатива марксизму-ленинизму Ян Паточка (Чехия) (см. «Еретические эссе», есть в библиотеке ЕКЛАБ, можно взять в подарок) Й. Тишнер и Р. Ингарден (Польша) В. Подорога (Россия) Т. Щитцова и журнал «Топос» (Беларусь)

Слайд 8





После феноменологии: разрыв или радикализация? Структуралисты и постструктуралисты – переход к эпохе «мэтров подозрения»

Разум (сознание) всегда уже социально обусловлен (Маркс), 

погружен в бессознательное, которое его превосходит по силе (Фрейд), 

определен стремлением к власти – воля к власти является более фундаментальной, чем воля к тому, чтобы самим устанавливать законы; разум – игрушка телесной самости (Ницше). 
Мы получаем «ложный разум» (Рикер), который сам в начале нуждается в критике, разоблачении, чтобы затем стать автономным (если до этого вообще дойдет дело…); 
Феноменологи предложили новую модель субъекта – телесного, субъекта экзистенции и повседневной жизни, субъекта во множественном числе (=интерсубъективность), но они недооценивали структуры, которые этих субъектов формируют и нуждаются в критике. Именно на их важность и указали мэтры подозрения и их ученики структуралисты. 
Однако, затем Фуко спросит: выходят ли структуры на улицы?
Описание слайда:
После феноменологии: разрыв или радикализация? Структуралисты и постструктуралисты – переход к эпохе «мэтров подозрения» Разум (сознание) всегда уже социально обусловлен (Маркс), погружен в бессознательное, которое его превосходит по силе (Фрейд), определен стремлением к власти – воля к власти является более фундаментальной, чем воля к тому, чтобы самим устанавливать законы; разум – игрушка телесной самости (Ницше). Мы получаем «ложный разум» (Рикер), который сам в начале нуждается в критике, разоблачении, чтобы затем стать автономным (если до этого вообще дойдет дело…); Феноменологи предложили новую модель субъекта – телесного, субъекта экзистенции и повседневной жизни, субъекта во множественном числе (=интерсубъективность), но они недооценивали структуры, которые этих субъектов формируют и нуждаются в критике. Именно на их важность и указали мэтры подозрения и их ученики структуралисты. Однако, затем Фуко спросит: выходят ли структуры на улицы?

Слайд 9





Литература для работы (что еще не указала по ходу презентации):
Левинас Э. Время и Другой // Время и Другой. Гуманизм другого человека. –СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999. – C. 21–119.
Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989
Подорога В. Метафизика ландшафта. М., 1993. – С. 3-40.
Херрманн фон Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Мн., 2000.
Шпарага О. Н. Кто он, Другой? (экскурс в феноменологию видимого мира) // Философско-культурологический журнал “Топос”. –  2001. – № 1 (4). – С. 31-40.
(номера журнала Топос: http://topos.ehu.lt/journal/архив-номеров/)
Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М., 2002.
Щитцова Т. К истокам экзистенциальной онтологии: Паскаль, Киркегор, Бахтин. Мн., 1999.
За пределами феноменологии:
Делез Ж. Ницше. СПб, 2001.
Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.
Описание слайда:
Литература для работы (что еще не указала по ходу презентации): Левинас Э. Время и Другой // Время и Другой. Гуманизм другого человека. –СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999. – C. 21–119. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989 Подорога В. Метафизика ландшафта. М., 1993. – С. 3-40. Херрманн фон Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Мн., 2000. Шпарага О. Н. Кто он, Другой? (экскурс в феноменологию видимого мира) // Философско-культурологический журнал “Топос”. – 2001. – № 1 (4). – С. 31-40. (номера журнала Топос: http://topos.ehu.lt/journal/архив-номеров/) Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М., 2002. Щитцова Т. К истокам экзистенциальной онтологии: Паскаль, Киркегор, Бахтин. Мн., 1999. За пределами феноменологии: Делез Ж. Ницше. СПб, 2001. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию