🗊И. А. Гончаров «Обломов»   Композиция и художественное своеобразие романа

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №1И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №2И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №3И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №4И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №5И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №6И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №7И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №8И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №9И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №10И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №11И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №12И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №13И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №14И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №15И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №16И. А. Гончаров «Обломов»    Композиция и художественное своеобразие романа, слайд №17

Вы можете ознакомиться и скачать И. А. Гончаров «Обломов»   Композиция и художественное своеобразие романа. Презентация содержит 17 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





И. А. Гончаров «Обломов»
  Композиция и художественное своеобразие романа
Описание слайда:
И. А. Гончаров «Обломов»   Композиция и художественное своеобразие романа

Слайд 2





Композиция
 1-я и 4-я части романа — его опора, почва. Взлет во 2—3-й частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.
      1-я часть романа внутренне связана с 4-й частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.
Описание слайда:
Композиция  1-я и 4-я части романа — его опора, почва. Взлет во 2—3-й частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.       1-я часть романа внутренне связана с 4-й частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.

Слайд 3





Композиция
     Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.
      История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
      Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа.
Описание слайда:
Композиция      Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.       История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?       Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа.

Слайд 4





Композиция
Описание слайда:
Композиция

Слайд 5





 Художественное своеобразие романа 
 «Автор «Обломова», вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целостности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией…»
(А. В. Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова»)
Описание слайда:
 Художественное своеобразие романа «Автор «Обломова», вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целостности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией…» (А. В. Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова»)

Слайд 6





Художественное своеобразие романа
– Произведение Гончарова – замечательный образец социально-психологического и философского романа, в котором исчерпывающе полно и глубоко дана характеристика «обломовщины». 
Что характерно для этого жанра?
Это философский роман, в котором даны три типа жизненной философии: 
жизнь-суета (гости Обломова); 
Обломовка (и дом Пшеницыной, как своеобразное продолжение Обломовки); 
Жизнь Андрея Штольца.
Описание слайда:
Художественное своеобразие романа – Произведение Гончарова – замечательный образец социально-психологического и философского романа, в котором исчерпывающе полно и глубоко дана характеристика «обломовщины». Что характерно для этого жанра? Это философский роман, в котором даны три типа жизненной философии: жизнь-суета (гости Обломова); Обломовка (и дом Пшеницыной, как своеобразное продолжение Обломовки); Жизнь Андрея Штольца.

Слайд 7





Художественное своеобразие романа
Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении быта. 
а) Петербургская квартира Обломова (часть первая, глава 1)
б) Патриархальная Обломовка (часть первая, глава 9)
 в) Хозяйственная атмосфера в доме Пшеницыной (часть четвёртая, глава 1)
Описание квартиры Обломова дано Гончаровым со всеми характерными деталями, указывающими на пассивность и апатию хозяина, на его полную бездеятельность, бесхозяйственность, на духовное умирание и распад его личности.
Описание слайда:
Художественное своеобразие романа Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении быта. а) Петербургская квартира Обломова (часть первая, глава 1) б) Патриархальная Обломовка (часть первая, глава 9)  в) Хозяйственная атмосфера в доме Пшеницыной (часть четвёртая, глава 1) Описание квартиры Обломова дано Гончаровым со всеми характерными деталями, указывающими на пассивность и апатию хозяина, на его полную бездеятельность, бесхозяйственность, на духовное умирание и распад его личности.

Слайд 8





 Художественное своеобразие романа 
Наряду с полнотой и тщательностью зарисовки быта у Гончарова стоит его внимание к деталям изображаемого быта.
Символическое звучание приобретает халат «из персидской материи, настоящий восточный халат», а также ветка сирени.
Халат имел для Обломова «тьму неоценимых достоинств» (часть первая, глава 1), так как соответствовал вполне роду «занятия» своего владельца – лежанию на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «A? propos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никакого не было», – обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия (часть вторая, глава 9).
Описание слайда:
 Художественное своеобразие романа Наряду с полнотой и тщательностью зарисовки быта у Гончарова стоит его внимание к деталям изображаемого быта. Символическое звучание приобретает халат «из персидской материи, настоящий восточный халат», а также ветка сирени. Халат имел для Обломова «тьму неоценимых достоинств» (часть первая, глава 1), так как соответствовал вполне роду «занятия» своего владельца – лежанию на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «A? propos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никакого не было», – обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия (часть вторая, глава 9).

Слайд 9





 Художественное своеобразие романа 
И. А. Гончаров – первоклассный портретист. Портреты так выразительно обрисованы, что герои встают в представлении читателя как живые. 
портрет Пшеницыной (часть третья, глава 2): в отличие от поэтического портрета Ольги это портрет бытовой: бесцветность лица с простодушными глазами, простота, скромность. Ср.: если Ольга – статуя грации и гармонии, то бюст Агафьи Матвеевны – это модель крепкой, здоровой груди (что-то приземлённое).
Т.о., портрет является средством создания образа литературного героя.
Описание слайда:
 Художественное своеобразие романа И. А. Гончаров – первоклассный портретист. Портреты так выразительно обрисованы, что герои встают в представлении читателя как живые. портрет Пшеницыной (часть третья, глава 2): в отличие от поэтического портрета Ольги это портрет бытовой: бесцветность лица с простодушными глазами, простота, скромность. Ср.: если Ольга – статуя грации и гармонии, то бюст Агафьи Матвеевны – это модель крепкой, здоровой груди (что-то приземлённое). Т.о., портрет является средством создания образа литературного героя.

Слайд 10





 Художественное своеобразие романа 
Мастерство писателя проявляется и в создании внутреннего монолога героя. 
Часть вторая, глава 5: монолог Обломова, в котором решался философский вопрос: «Быть или не быть!», «Теперь или никогда!»,  показывает нам героя размышляющего, ищущего свой путь в жизни, пытающегося заставить себя изменить свою жизнь.
Описание слайда:
 Художественное своеобразие романа Мастерство писателя проявляется и в создании внутреннего монолога героя. Часть вторая, глава 5: монолог Обломова, в котором решался философский вопрос: «Быть или не быть!», «Теперь или никогда!»,  показывает нам героя размышляющего, ищущего свой путь в жизни, пытающегося заставить себя изменить свою жизнь.

Слайд 11





 Художественное своеобразие романа 
 К пейзажу Гончаров обращается редко, но в описании его язык ясен и выразителен. 
Часть вторая, глава 10: чувства влюблённого Обломова обостряются, он замечает то, чего никто не видит: природа живёт невидимой деятельной жизнью, а кажется, что кругом покой и тишина.
Во второй части романа изображаются нравственное пробуждение Обломова и его светлые мечты под влиянием любви к Ольге. И пейзажи этой части радостны и светлы.
Описание слайда:
 Художественное своеобразие романа К пейзажу Гончаров обращается редко, но в описании его язык ясен и выразителен. Часть вторая, глава 10: чувства влюблённого Обломова обостряются, он замечает то, чего никто не видит: природа живёт невидимой деятельной жизнью, а кажется, что кругом покой и тишина. Во второй части романа изображаются нравственное пробуждение Обломова и его светлые мечты под влиянием любви к Ольге. И пейзажи этой части радостны и светлы.

Слайд 12





 Художественное своеобразие романа 
Ощущению глубинной сущности характера Обломова способствует очевидный фольклорно-сказочный фон романа. 
Почти сказочная жизнь в Обломовке: «Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть». Но Обломовка – это ещё и сонное сказочное царство: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти».
Мотив сна вводит нас в русскую сказочную старину, что заставляет и образ главного героя рассматривать в этом контексте.
Описание слайда:
 Художественное своеобразие романа Ощущению глубинной сущности характера Обломова способствует очевидный фольклорно-сказочный фон романа. Почти сказочная жизнь в Обломовке: «Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть». Но Обломовка – это ещё и сонное сказочное царство: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». Мотив сна вводит нас в русскую сказочную старину, что заставляет и образ главного героя рассматривать в этом контексте.

Слайд 13





 Художественное своеобразие романа 
Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности.
Описание слайда:
 Художественное своеобразие романа Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности.

Слайд 14





 Художественное своеобразие романа 
Один из моментов, на который обращаем внимание, – это часто звучащий мотив «Casta diva» из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831 г.).
Описание слайда:
 Художественное своеобразие романа Один из моментов, на который обращаем внимание, – это часто звучащий мотив «Casta diva» из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831 г.).

Слайд 15





Выводы 
Художественные особенности  романа          И. А. Гончарова.                                                      1. Своеобразие жанра: социально-психологический и философский роман.
2. Быт, деталь.
3. Психологический портрет.
4. Внутренний монолог.
5. Пейзаж.
6. Фольклорно-сказочные мотивы.
7. Речевая характеристика.
8. Музыкальный мотив «Casta diva».
Описание слайда:
Выводы Художественные особенности  романа И. А. Гончарова. 1. Своеобразие жанра: социально-психологический и философский роман. 2. Быт, деталь. 3. Психологический портрет. 4. Внутренний монолог. 5. Пейзаж. 6. Фольклорно-сказочные мотивы. 7. Речевая характеристика. 8. Музыкальный мотив «Casta diva».

Слайд 16





Художественное своеобразие романа «Обломов» гораздо шире.
Гончаров использует различные способы «самораскрытия» героя: исповедь Обломова, письмо, самохарактеристика, программные выступления героя по вопросам общественным, литературным, идеологическим, диалоги с другими героями, глубоко и тонко душа Ильи Ильича раскрывается в любви.
Современный критик И. Золотусский пишет: «Гончаров – самый спокойный из гениев русской литературы. Гений в России – натура мятущаяся, однако проза Гончарова походит на Волгу в её срединном течении, ровное зеркало воды, уходящее к горизонту.
Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти. Его идеал – норма. Гончаров подарил нам роман «Обломов». Всё в этом произведении – взвешенность и равновесие, которых так не хватает в жизни. Обломов – это воплощение эволюции, которая, в отличие от революции, не ломает человека, не ломает истории, а предоставляет им право развиваться свободно».
Описание слайда:
Художественное своеобразие романа «Обломов» гораздо шире. Гончаров использует различные способы «самораскрытия» героя: исповедь Обломова, письмо, самохарактеристика, программные выступления героя по вопросам общественным, литературным, идеологическим, диалоги с другими героями, глубоко и тонко душа Ильи Ильича раскрывается в любви. Современный критик И. Золотусский пишет: «Гончаров – самый спокойный из гениев русской литературы. Гений в России – натура мятущаяся, однако проза Гончарова походит на Волгу в её срединном течении, ровное зеркало воды, уходящее к горизонту. Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти. Его идеал – норма. Гончаров подарил нам роман «Обломов». Всё в этом произведении – взвешенность и равновесие, которых так не хватает в жизни. Обломов – это воплощение эволюции, которая, в отличие от революции, не ломает человека, не ломает истории, а предоставляет им право развиваться свободно».

Слайд 17





Использованный материал
Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова "Обломов"
    Федяева Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы http://festival.1september.ru/authors/100-888-960/
И.А. Гончарова "Обломов"
Описание слайда:
Использованный материал Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова "Обломов" Федяева Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы http://festival.1september.ru/authors/100-888-960/ И.А. Гончарова "Обломов"



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию