Описание слайда:
Одно из самых крупных предприятий города Ярцево - это Ярцевская фабрика. Ее строительство началось в августе 1873 года в полутора верстах от железнодорожной станции, на берегу реки Вопь при небольшом селении Ярцев-Перевоз. Выбранное А. И. Хлудовым место для новой фабрики было весьма удачным. Благодаря железной дороге Москва - Брест фабрика была связана с центром и западными губерниями страны. Через Смоленск проходила еще железная дорога Рига - Орел, которая через Рижский порт давала выход на зарубежные рынки. Большую роль играла и река Вопь - приток Днепра, протекавшая по значительной части лесной территории Смоленщины. Хлудов скупил у помещиков около 12,5 тысяч десятин леса и отчасти других угодий и таким образом в достатке обеспечил фабрику топливом. А главное-предприятие было обеспечено дешевой рабочей силой: промышленность на Смоленщине была развита слабо, в Духовщинском уезде практически не было неземледельческого отхода в города. Естественно, духовщинские крестьяне рады были получить заработок на предприятии, расположенном, можно сказать, рядом с деревней. Официально владельцем Ярцевской фабрики являлось Товарищество Ярцевской мануфактуры бумажных изделий А. И. Хлудова, и само предприятие называлось Хлудовской мануфактурой. Но это неточное название. Мануфактура - предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Предприятие же, основанное на применении системы машин, приводимых в действие силой пара (каковым и была "мануфактура" в Ярцеве), представляет собой следующую стадию промышленного производства - машинную, индустриальную, оно - не мануфактура, а фабрика.
Одно из самых крупных предприятий города Ярцево - это Ярцевская фабрика. Ее строительство началось в августе 1873 года в полутора верстах от железнодорожной станции, на берегу реки Вопь при небольшом селении Ярцев-Перевоз. Выбранное А. И. Хлудовым место для новой фабрики было весьма удачным. Благодаря железной дороге Москва - Брест фабрика была связана с центром и западными губерниями страны. Через Смоленск проходила еще железная дорога Рига - Орел, которая через Рижский порт давала выход на зарубежные рынки. Большую роль играла и река Вопь - приток Днепра, протекавшая по значительной части лесной территории Смоленщины. Хлудов скупил у помещиков около 12,5 тысяч десятин леса и отчасти других угодий и таким образом в достатке обеспечил фабрику топливом. А главное-предприятие было обеспечено дешевой рабочей силой: промышленность на Смоленщине была развита слабо, в Духовщинском уезде практически не было неземледельческого отхода в города. Естественно, духовщинские крестьяне рады были получить заработок на предприятии, расположенном, можно сказать, рядом с деревней. Официально владельцем Ярцевской фабрики являлось Товарищество Ярцевской мануфактуры бумажных изделий А. И. Хлудова, и само предприятие называлось Хлудовской мануфактурой. Но это неточное название. Мануфактура - предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Предприятие же, основанное на применении системы машин, приводимых в действие силой пара (каковым и была "мануфактура" в Ярцеве), представляет собой следующую стадию промышленного производства - машинную, индустриальную, оно - не мануфактура, а фабрика.