🗊Презентация Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №1Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №2Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №3Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №4Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №5Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №6Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №7Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №8Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №9Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №10Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №11Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №12Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №13Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №14Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №15Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №16Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №17Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №18Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №19Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №20Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №21Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №22Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №23Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №24Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №25Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №26Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №27Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №28Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №29Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №30Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №31Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №32Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №33Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №34Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №35Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №36Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №37Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №38Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №39Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №40Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №41Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №42Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №43Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №44Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №45Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №46Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №47Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №48Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №49Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №50Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №51Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №52Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №53Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №54Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №55Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №56Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №57Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №58Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №59Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №60Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №61Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №62Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №63Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №64Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №65Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №66Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №67Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №68Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №69Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №70Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3), слайд №71

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Компоненты содержания слова. Определение ЛЗ. (Лекция 3). Доклад-сообщение содержит 71 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лексическое значение слова
Описание слайда:
Лексическое значение слова

Слайд 2





Лексическое значение слова
Компоненты содержания слова
Определение ЛЗ
ЛЗ и понятие
Структура ЛЗ
Описание слайда:
Лексическое значение слова Компоненты содержания слова Определение ЛЗ ЛЗ и понятие Структура ЛЗ

Слайд 3





Компоненты содержания слова
Слово = ПЛАН ВЫРАЖЕНИЯ + 
                  ПЛАН СОДЕРЖАНИЯ
ПС=ЛЗ+ГЗ+СЗ+ВФ+СК
Описание слайда:
Компоненты содержания слова Слово = ПЛАН ВЫРАЖЕНИЯ + ПЛАН СОДЕРЖАНИЯ ПС=ЛЗ+ГЗ+СЗ+ВФ+СК

Слайд 4





Компоненты содержания слова
Грамматическое значение обусловлено принадлежностью слова к определенному грамматическому классу (часть речи),которой определяется его общая категориальная значимость (предметность, процессуальность и др.)
Описание слайда:
Компоненты содержания слова Грамматическое значение обусловлено принадлежностью слова к определенному грамматическому классу (часть речи),которой определяется его общая категориальная значимость (предметность, процессуальность и др.)

Слайд 5





Компоненты содержания слова
Словообразовательное значение имеют производные слова: оловянный, деревянный, стеклянный – «признак, имеющий отношение к тому, что названо производящей основой»
Описание слайда:
Компоненты содержания слова Словообразовательное значение имеют производные слова: оловянный, деревянный, стеклянный – «признак, имеющий отношение к тому, что названо производящей основой»

Слайд 6





Компоненты содержания слова
Внутренняя форма – признак, положенный в основу номинации
   Внутренняя форма 
Прозрачная
Затемненная
Подушка, подснежник, чернила, перстень, творог, рубаха
Описание слайда:
Компоненты содержания слова Внутренняя форма – признак, положенный в основу номинации Внутренняя форма Прозрачная Затемненная Подушка, подснежник, чернила, перстень, творог, рубаха

Слайд 7





Компоненты содержания слова
Лиса – «животное семейства песьих с рыжим пушистым хвостом»
Лиса – «хитрый человек»
Описание слайда:
Компоненты содержания слова Лиса – «животное семейства песьих с рыжим пушистым хвостом» Лиса – «хитрый человек»

Слайд 8





Определение ЛЗ
То, что слово обозначает, есть его лексическое значение
Значение – связь между знаком и предметом
Описание слайда:
Определение ЛЗ То, что слово обозначает, есть его лексическое значение Значение – связь между знаком и предметом

Слайд 9





Определение ЛЗ
Значение слова – «известное отображение предмета, явления или отношения в сознании.., входящее в структуру слова в качестве внутренней его стороны, по отношению к которому звучание выступает как материальная оболочка, необходимая не только для выражения значения и сообщения его другим людям, но и для самого его возникновения, формирования, существования и развития»  (А.И.Смирницкий)
Описание слайда:
Определение ЛЗ Значение слова – «известное отображение предмета, явления или отношения в сознании.., входящее в структуру слова в качестве внутренней его стороны, по отношению к которому звучание выступает как материальная оболочка, необходимая не только для выражения значения и сообщения его другим людям, но и для самого его возникновения, формирования, существования и развития» (А.И.Смирницкий)

Слайд 10






ЛЗ – результат, следствие отражения
ЛЗ – то, что отражено сознанием и выражено определенной звуковой оболочкой
Описание слайда:
ЛЗ – результат, следствие отражения ЛЗ – то, что отражено сознанием и выражено определенной звуковой оболочкой

Слайд 11





Действительность
Действительность
Мышление
Система языка
Описание слайда:
Действительность Действительность Мышление Система языка

Слайд 12





Понятие
Понятие – мыслительный образ предмета
Описание слайда:
Понятие Понятие – мыслительный образ предмета

Слайд 13





Лексическое значение и понятие
Лексическое значение = Понятие
Лексическое значение < Понятие
Лексическое значение > Понятие
Описание слайда:
Лексическое значение и понятие Лексическое значение = Понятие Лексическое значение < Понятие Лексическое значение > Понятие

Слайд 14





Понятие  и значение
а) одно понятие может обозначаться разными словами (луна и месяц, возле и около и т. д.);
б) одно и тоже слово обозначает разные понятия (дуб — дерево; дуб - человек тупой и нечуткий) => между значением и понятием нельзя ставить знак равенства, хотя иногда подобная картина имеет место
Описание слайда:
Понятие и значение а) одно понятие может обозначаться разными словами (луна и месяц, возле и около и т. д.); б) одно и тоже слово обозначает разные понятия (дуб — дерево; дуб - человек тупой и нечуткий) => между значением и понятием нельзя ставить знак равенства, хотя иногда подобная картина имеет место

Слайд 15





Понятие>Значения
Лев Алексеевич Новиков: «Как отражение всех существенных признаков объекта и итог нашего знания о предмете, понятие неизмеримо богаче по своему содержанию, чем значение. В значение слова включаются не все признаки, а только те, которые позволят нам «опознать предмет».
Описание слайда:
Понятие>Значения Лев Алексеевич Новиков: «Как отражение всех существенных признаков объекта и итог нашего знания о предмете, понятие неизмеримо богаче по своему содержанию, чем значение. В значение слова включаются не все признаки, а только те, которые позволят нам «опознать предмет».

Слайд 16





ЛЗ и понятие
ЛЗ — специфическое языковое отображение объекта — это краткая характеристика обозначаемого предмета, минимальный набор характерных признаков (взятых из числа признаков понятия), которые позволяют экономным образом «опознавать» этот предмет и выделить его среди других предметов
Описание слайда:
ЛЗ и понятие ЛЗ — специфическое языковое отображение объекта — это краткая характеристика обозначаемого предмета, минимальный набор характерных признаков (взятых из числа признаков понятия), которые позволяют экономным образом «опознавать» этот предмет и выделить его среди других предметов

Слайд 17





Понятия:
Понятия:
Бытовые (наивные): Прямая - линия, которая не уклоняется ни вправо, ни влево
 Научные (энциклопедические): Прямая — в геометрии «кратчайшее расстояние между двумя точками»
Описание слайда:
Понятия: Понятия: Бытовые (наивные): Прямая - линия, которая не уклоняется ни вправо, ни влево Научные (энциклопедические): Прямая — в геометрии «кратчайшее расстояние между двумя точками»

Слайд 18





 Дерево — многолетнее растение с толстым стволом и ветвями, образующими крону.
 Дерево — многолетнее растение с толстым стволом и ветвями, образующими крону.
Куст — древовидное растение, разветвляющиеся у самого основания (МАС).
Описание слайда:
Дерево — многолетнее растение с толстым стволом и ветвями, образующими крону. Дерево — многолетнее растение с толстым стволом и ветвями, образующими крону. Куст — древовидное растение, разветвляющиеся у самого основания (МАС).

Слайд 19





Понятие входит в ЛЗ как ядро, но ЛЗ включает и др. компоненты, позволяющие характеризовать одно и то же понятие с разных сторон:
Понятие входит в ЛЗ как ядро, но ЛЗ включает и др. компоненты, позволяющие характеризовать одно и то же понятие с разных сторон:
предметно-логическая или денотативная часть, которая соответствует понятию
  дополнительная или коннотативная часть, отражающая волевые, эмоциональные переживания, которые порождают явления объективной действительности.
Описание слайда:
Понятие входит в ЛЗ как ядро, но ЛЗ включает и др. компоненты, позволяющие характеризовать одно и то же понятие с разных сторон: Понятие входит в ЛЗ как ядро, но ЛЗ включает и др. компоненты, позволяющие характеризовать одно и то же понятие с разных сторон: предметно-логическая или денотативная часть, которая соответствует понятию дополнительная или коннотативная часть, отражающая волевые, эмоциональные переживания, которые порождают явления объективной действительности.

Слайд 20





Отличие ЛЗ и понятия
   ЛЗ, помимо содержания, соотнесенного с понятием, имеет 
мотивировочный признак (ВФ)
экспрессивно-стилистические оттенки (благоверный – шутл.; балбес – бран., бабуля – ласк.)
социально-психологические ассоциации (берёза)
Описание слайда:
Отличие ЛЗ и понятия ЛЗ, помимо содержания, соотнесенного с понятием, имеет мотивировочный признак (ВФ) экспрессивно-стилистические оттенки (благоверный – шутл.; балбес – бран., бабуля – ласк.) социально-психологические ассоциации (берёза)

Слайд 21





Плакать (действие, выраженное глаголом) - рыдать (действие + интенсивное действие) - реветь - выть (действие + интенсивное действие + эмоциональная оценка).
Плакать (действие, выраженное глаголом) - рыдать (действие + интенсивное действие) - реветь - выть (действие + интенсивное действие + эмоциональная оценка).
Описание слайда:
Плакать (действие, выраженное глаголом) - рыдать (действие + интенсивное действие) - реветь - выть (действие + интенсивное действие + эмоциональная оценка). Плакать (действие, выраженное глаголом) - рыдать (действие + интенсивное действие) - реветь - выть (действие + интенсивное действие + эмоциональная оценка).

Слайд 22





Объем понятия – класс определенных явлений, обобщенных в нём (Э.В.Кузнецова)
Объем понятия – класс определенных явлений, обобщенных в нём (Э.В.Кузнецова)
Содержание понятия – совокупность существенных признаков этих  явлений
Описание слайда:
Объем понятия – класс определенных явлений, обобщенных в нём (Э.В.Кузнецова) Объем понятия – класс определенных явлений, обобщенных в нём (Э.В.Кузнецова) Содержание понятия – совокупность существенных признаков этих явлений

Слайд 23





Чем шире объем, тем беднее его содержание. Ср.: объем понятия  «дерево» шире, чем объем понятия «береза» (деревья только определенного вида). Содержание понятия «береза» богаче (листья и белая кора).
Чем шире объем, тем беднее его содержание. Ср.: объем понятия  «дерево» шире, чем объем понятия «береза» (деревья только определенного вида). Содержание понятия «береза» богаче (листья и белая кора).
Описание слайда:
Чем шире объем, тем беднее его содержание. Ср.: объем понятия «дерево» шире, чем объем понятия «береза» (деревья только определенного вида). Содержание понятия «береза» богаче (листья и белая кора). Чем шире объем, тем беднее его содержание. Ср.: объем понятия «дерево» шире, чем объем понятия «береза» (деревья только определенного вида). Содержание понятия «береза» богаче (листья и белая кора).

Слайд 24





Содержание понятия имеет сложную структуру, поскольку состоит из множества признаков, определенным образом связанных друг с другом. Соответственно и в ЛЗ выделяются компоненты, соотнесенные с содержательными признаками понятия.
Содержание понятия имеет сложную структуру, поскольку состоит из множества признаков, определенным образом связанных друг с другом. Соответственно и в ЛЗ выделяются компоненты, соотнесенные с содержательными признаками понятия.
Описание слайда:
Содержание понятия имеет сложную структуру, поскольку состоит из множества признаков, определенным образом связанных друг с другом. Соответственно и в ЛЗ выделяются компоненты, соотнесенные с содержательными признаками понятия. Содержание понятия имеет сложную структуру, поскольку состоит из множества признаков, определенным образом связанных друг с другом. Соответственно и в ЛЗ выделяются компоненты, соотнесенные с содержательными признаками понятия.

Слайд 25





–подвижность и гибкость, способность изменять глубину своего содержания в процессе познания.  Эта особенность понятия существенно важна для характеристики ЛЗ.
–подвижность и гибкость, способность изменять глубину своего содержания в процессе познания.  Эта особенность понятия существенно важна для характеристики ЛЗ.
Описание слайда:
–подвижность и гибкость, способность изменять глубину своего содержания в процессе познания. Эта особенность понятия существенно важна для характеристики ЛЗ. –подвижность и гибкость, способность изменять глубину своего содержания в процессе познания. Эта особенность понятия существенно важна для характеристики ЛЗ.

Слайд 26





 Указанные особенности понятий приводят к тому, что ЛЗ тоже не имеют четких границ, содержание этих значений может быть разным у разных людей, в зависимости от их уровня образования, профессии, житейского опыта. 
 Указанные особенности понятий приводят к тому, что ЛЗ тоже не имеют четких границ, содержание этих значений может быть разным у разных людей, в зависимости от их уровня образования, профессии, житейского опыта.
Описание слайда:
Указанные особенности понятий приводят к тому, что ЛЗ тоже не имеют четких границ, содержание этих значений может быть разным у разных людей, в зависимости от их уровня образования, профессии, житейского опыта. Указанные особенности понятий приводят к тому, что ЛЗ тоже не имеют четких границ, содержание этих значений может быть разным у разных людей, в зависимости от их уровня образования, профессии, житейского опыта.

Слайд 27





Д.Н.Шмелёв отмечал: «в значительном числе случаев ЛЗ невозможно охарактеризовать с полной определенностью». Это проявляется в том, что ЛЗ одних и тех же слов в разных словарях РЯ даются неодинаково. 
Д.Н.Шмелёв отмечал: «в значительном числе случаев ЛЗ невозможно охарактеризовать с полной определенностью». Это проявляется в том, что ЛЗ одних и тех же слов в разных словарях РЯ даются неодинаково.
Описание слайда:
Д.Н.Шмелёв отмечал: «в значительном числе случаев ЛЗ невозможно охарактеризовать с полной определенностью». Это проявляется в том, что ЛЗ одних и тех же слов в разных словарях РЯ даются неодинаково. Д.Н.Шмелёв отмечал: «в значительном числе случаев ЛЗ невозможно охарактеризовать с полной определенностью». Это проявляется в том, что ЛЗ одних и тех же слов в разных словарях РЯ даются неодинаково.

Слайд 28





Недостаточная семантическая определенность слов, диффузность их значений проявляется в том, что в разных контекстах одно и то же слово может вести себя по-разному.
Недостаточная семантическая определенность слов, диффузность их значений проявляется в том, что в разных контекстах одно и то же слово может вести себя по-разному.
Описание слайда:
Недостаточная семантическая определенность слов, диффузность их значений проявляется в том, что в разных контекстах одно и то же слово может вести себя по-разному. Недостаточная семантическая определенность слов, диффузность их значений проявляется в том, что в разных контекстах одно и то же слово может вести себя по-разному.

Слайд 29





Связь ЛЗ и понятия
Зависимость содержания слова от признаков, составляющих содержание понятия
Семантическая неопределенность слова как отражение подвижности понятия
Описание слайда:
Связь ЛЗ и понятия Зависимость содержания слова от признаков, составляющих содержание понятия Семантическая неопределенность слова как отражение подвижности понятия

Слайд 30





Структура ЛЗ
ЛЗ – совокупность признаков, компонентов 
ЛЗ – неоднородная (гетерогенная) структура
Макрокомпоненты ЛЗ: 
ДК - денотативный компонент
КК -  коннотативный  компонент
Описание слайда:
Структура ЛЗ ЛЗ – совокупность признаков, компонентов ЛЗ – неоднородная (гетерогенная) структура Макрокомпоненты ЛЗ: ДК - денотативный компонент КК - коннотативный компонент

Слайд 31





Предметно-понятийная или понятийная информация, связанная с отражением внеязыковой действительности, субъективной или объективной (И.А.Стернин). В ДК закрепляются результаты познавательной деятельности человека, связанные с преобразованием признаков реального предмета в идеальную сущность.
Предметно-понятийная или понятийная информация, связанная с отражением внеязыковой действительности, субъективной или объективной (И.А.Стернин). В ДК закрепляются результаты познавательной деятельности человека, связанные с преобразованием признаков реального предмета в идеальную сущность.
Описание слайда:
Предметно-понятийная или понятийная информация, связанная с отражением внеязыковой действительности, субъективной или объективной (И.А.Стернин). В ДК закрепляются результаты познавательной деятельности человека, связанные с преобразованием признаков реального предмета в идеальную сущность. Предметно-понятийная или понятийная информация, связанная с отражением внеязыковой действительности, субъективной или объективной (И.А.Стернин). В ДК закрепляются результаты познавательной деятельности человека, связанные с преобразованием признаков реального предмета в идеальную сущность.

Слайд 32





Отношение говорящего к предмету номинации в форме эмоции или оценки денотата (И.А.Стернин). 
Отношение говорящего к предмету номинации в форме эмоции или оценки денотата (И.А.Стернин).
Описание слайда:
Отношение говорящего к предмету номинации в форме эмоции или оценки денотата (И.А.Стернин). Отношение говорящего к предмету номинации в форме эмоции или оценки денотата (И.А.Стернин).

Слайд 33





Структура ЛЗ
    Коннотативный компонент включает:
Эмоциональную оценку
Чрезмерность
Образный компонент
Описание слайда:
Структура ЛЗ Коннотативный компонент включает: Эмоциональную оценку Чрезмерность Образный компонент

Слайд 34





Это семантическая двуплановость, появляющаяся при переносе наименования. Она вызывает эмоциональную реакцию адресата за счет создания зрительного представления об обозначаемом: балаболка, ворона и др.
Это семантическая двуплановость, появляющаяся при переносе наименования. Она вызывает эмоциональную реакцию адресата за счет создания зрительного представления об обозначаемом: балаболка, ворона и др.
Описание слайда:
Это семантическая двуплановость, появляющаяся при переносе наименования. Она вызывает эмоциональную реакцию адресата за счет создания зрительного представления об обозначаемом: балаболка, ворона и др. Это семантическая двуплановость, появляющаяся при переносе наименования. Она вызывает эмоциональную реакцию адресата за счет создания зрительного представления об обозначаемом: балаболка, ворона и др.

Слайд 35





Параметрически-оценочный компонент значения, содержащий квалификацию предмета с точки зрения полноты проявления свойственного ему  признака (Т.В.Матвеева): ужасная скорость и др.
Параметрически-оценочный компонент значения, содержащий квалификацию предмета с точки зрения полноты проявления свойственного ему  признака (Т.В.Матвеева): ужасная скорость и др.
Описание слайда:
Параметрически-оценочный компонент значения, содержащий квалификацию предмета с точки зрения полноты проявления свойственного ему признака (Т.В.Матвеева): ужасная скорость и др. Параметрически-оценочный компонент значения, содержащий квалификацию предмета с точки зрения полноты проявления свойственного ему признака (Т.В.Матвеева): ужасная скорость и др.

Слайд 36





Ужасный ветер
Ужасный ветер
Школярство 
Пакость 
Жуткий мороз
Описание слайда:
Ужасный ветер Ужасный ветер Школярство Пакость Жуткий мороз

Слайд 37





Структура ЛЗ
В общем ЛЗ можно представить так
    ЛЗ = ДК [ДК + ДК2 + ДК3 + .........+
    ДКП] + КК [КК + КК2 + .........+ КК]
Описание слайда:
Структура ЛЗ В общем ЛЗ можно представить так ЛЗ = ДК [ДК + ДК2 + ДК3 + .........+ ДКП] + КК [КК + КК2 + .........+ КК]

Слайд 38





Структура ЛЗ
Сема -  микрокомпонент значения, определенный признак объекта, спроецированный в семантику слова наряду с другими. Одна и та же сема может входить в разные семемы (ЛЗ) — «человек» — ребенок, женщина, мужчина, дрессировщица и т.д.
 Примеры  сем: человек, род занятий, пространство, время, размер, цвет, чувство, движение и т.д.
Описание слайда:
Структура ЛЗ Сема - микрокомпонент значения, определенный признак объекта, спроецированный в семантику слова наряду с другими. Одна и та же сема может входить в разные семемы (ЛЗ) — «человек» — ребенок, женщина, мужчина, дрессировщица и т.д. Примеры сем: человек, род занятий, пространство, время, размер, цвет, чувство, движение и т.д.

Слайд 39





Семема — совокупность сем ( ЛЗ),  семная структура ЛЗ, т.е. некоторое множество разнородных сем, представляющее собой внутреннюю упорядоченность (иерархию) и выраженное определенной звуковой оболочкой.
Семема — совокупность сем ( ЛЗ),  семная структура ЛЗ, т.е. некоторое множество разнородных сем, представляющее собой внутреннюю упорядоченность (иерархию) и выраженное определенной звуковой оболочкой.
Описание слайда:
Семема — совокупность сем ( ЛЗ), семная структура ЛЗ, т.е. некоторое множество разнородных сем, представляющее собой внутреннюю упорядоченность (иерархию) и выраженное определенной звуковой оболочкой. Семема — совокупность сем ( ЛЗ), семная структура ЛЗ, т.е. некоторое множество разнородных сем, представляющее собой внутреннюю упорядоченность (иерархию) и выраженное определенной звуковой оболочкой.

Слайд 40





Структура ЛЗ
ЛЗ — это структурное образование , оно определенным образом организовано и представляет собой совокупность признаков, которые устанавливаются  с помощью процедуры компонентного анализа (КА).
Описание слайда:
Структура ЛЗ ЛЗ — это структурное образование , оно определенным образом организовано и представляет собой совокупность признаков, которые устанавливаются с помощью процедуры компонентного анализа (КА).

Слайд 41





Структура ЛЗ
Суть метода КА — значения разлагаются на составляющие компоненты
Описание слайда:
Структура ЛЗ Суть метода КА — значения разлагаются на составляющие компоненты

Слайд 42





Структура ЛЗ
детеныш	    мальчик                        девочка                  ребенок
животное	                  человек                             человек                   человек
      —	                       мужской пол                    женский пол                         ---
 невзрослость          невзрослость                 невзрослость           невзрослость
Описание слайда:
Структура ЛЗ детеныш мальчик девочка ребенок животное человек человек человек — мужской пол женский пол --- невзрослость невзрослость невзрослость невзрослость

Слайд 43





Модели ЛЗ
Дифференциальная модель ЛЗ
Интегральная модель ЛЗ
Коммуникативная модель ЛЗ
Описание слайда:
Модели ЛЗ Дифференциальная модель ЛЗ Интегральная модель ЛЗ Коммуникативная модель ЛЗ

Слайд 44





Дифференциальная модель ЛЗ

Дифференциальные семы
Интегральные семы
Описание слайда:
Дифференциальная модель ЛЗ Дифференциальные семы Интегральные семы

Слайд 45





Дифференциальная модель ЛЗ

Дифференциальный подход к ЛЗ предполагает: значение слова состоит из небольшого числа семантических компонентов, отграничивающих данное слово от других.
Этот подход — результата открытия КА и разработки проблемы системной организа­
ции лексики. Но этот подход не объясняет многих случаев коммуникативного поведения слов.
Описание слайда:
Дифференциальная модель ЛЗ Дифференциальный подход к ЛЗ предполагает: значение слова состоит из небольшого числа семантических компонентов, отграничивающих данное слово от других. Этот подход — результата открытия КА и разработки проблемы системной организа­ ции лексики. Но этот подход не объясняет многих случаев коммуникативного поведения слов.

Слайд 46





Интегральная модель ЛЗ
Иголка - системное значение, представленное в словаре МАС -2: «Тонкий металлический стержень с заостренным концом и ушком для вдергивания нити (употребляется для шитья)».
Описание слайда:
Интегральная модель ЛЗ Иголка - системное значение, представленное в словаре МАС -2: «Тонкий металлический стержень с заостренным концом и ушком для вдергивания нити (употребляется для шитья)».

Слайд 47





Интегральная модель ЛЗ
 Дай иголку пришить пуговицу.
 Сегодня купила всяких иголок, кастрюлек и прочих штучек-дрючек.
Светло ночью, что и иголку видно.
 Смотрите, ребенок схватил иголку.
Описание слайда:
Интегральная модель ЛЗ Дай иголку пришить пуговицу. Сегодня купила всяких иголок, кастрюлек и прочих штучек-дрючек. Светло ночью, что и иголку видно. Смотрите, ребенок схватил иголку.

Слайд 48





Модели ЛЗ
 Интегральный подход — в значение слова входят дифференциальные и недифференциальные компоненты.
В значении слова выделяются ядро и периферия, обнаруживающиеся в коммуникативных актах.
Описание слайда:
Модели ЛЗ Интегральный подход — в значение слова входят дифференциальные и недифференциальные компоненты. В значении слова выделяются ядро и периферия, обнаруживающиеся в коммуникативных актах.

Слайд 49





Коммуникативная модель ЛЗ
Системное ЛЗ
Актуальный смысл слова
Типология сем
Сильный контекст
Слабый контекст
Описание слайда:
Коммуникативная модель ЛЗ Системное ЛЗ Актуальный смысл слова Типология сем Сильный контекст Слабый контекст

Слайд 50





Коммуникативная модель значения
   Коммуникативная модель значения может быть описана при помощи указания на существенные свойства ЛЗ:
   ЛЗ имеет интегральный характер, включает семы, отражающие все признаки предмета номинации, зафиксированные общественным сознанием
   ЛЗ членимо на компоненты, которые различаются по содержанию и по степени сложности
Описание слайда:
Коммуникативная модель значения Коммуникативная модель значения может быть описана при помощи указания на существенные свойства ЛЗ: ЛЗ имеет интегральный характер, включает семы, отражающие все признаки предмета номинации, зафиксированные общественным сознанием ЛЗ членимо на компоненты, которые различаются по содержанию и по степени сложности

Слайд 51





Коммуникативная модель значения
ЛЗ нелимитировано, невозможно четко определить его границы и исчислить семы
   Структура ЛЗ образована по принципу поля: ядро и периферия 
Употребление слов в речи есть семное варьирование системного значения
Описание слайда:
Коммуникативная модель значения ЛЗ нелимитировано, невозможно четко определить его границы и исчислить семы Структура ЛЗ образована по принципу поля: ядро и периферия Употребление слов в речи есть семное варьирование системного значения

Слайд 52





Коммуникативная модель значения
В речевой ситуации актуализируется определенная часть ЛЗ, необходимая для реализации интенций (коммуникативных намерений) говорящего, эта совокупность сем представляет собой актуальный смысл; системное значение полностью никогда не реализуется, потому что в единичном акте речи не могут оказаться коммуникативно значимыми все познанные признаки предмета.
Описание слайда:
Коммуникативная модель значения В речевой ситуации актуализируется определенная часть ЛЗ, необходимая для реализации интенций (коммуникативных намерений) говорящего, эта совокупность сем представляет собой актуальный смысл; системное значение полностью никогда не реализуется, потому что в единичном акте речи не могут оказаться коммуникативно значимыми все познанные признаки предмета.

Слайд 53





Объяснительные возможности коммуникативной модели
Она объясняет способность языка к неограниченной номинации 
Эффективна при объяснении различных видов экспрессивных словоупотреблений
Описание слайда:
Объяснительные возможности коммуникативной модели Она объясняет способность языка к неограниченной номинации Эффективна при объяснении различных видов экспрессивных словоупотреблений

Слайд 54





Системное значение включает общеизвестный языковому  коллективу набор сем (ядерных и периферийных). Системное  значение — абстракция, подобная фонеме.
Системное значение включает общеизвестный языковому  коллективу набор сем (ядерных и периферийных). Системное  значение — абстракция, подобная фонеме.
Описание слайда:
Системное значение включает общеизвестный языковому коллективу набор сем (ядерных и периферийных). Системное значение — абстракция, подобная фонеме. Системное значение включает общеизвестный языковому коллективу набор сем (ядерных и периферийных). Системное значение — абстракция, подобная фонеме.

Слайд 55





Актуальный смысл — часть системного значения, которая реализуется в конкретной речевой ситуации.
Актуальный смысл — часть системного значения, которая реализуется в конкретной речевой ситуации.
Описание слайда:
Актуальный смысл — часть системного значения, которая реализуется в конкретной речевой ситуации. Актуальный смысл — часть системного значения, которая реализуется в конкретной речевой ситуации.

Слайд 56





Типология сем
Семы классифицируются :
по отношению к системе языка: узуальные и окказиональные (системные и личностные)
 по различительной силе (интегральные и дифференциальные)
Описание слайда:
Типология сем Семы классифицируются : по отношению к системе языка: узуальные и окказиональные (системные и личностные) по различительной силе (интегральные и дифференциальные)

Слайд 57





Окказиональные семы (семы, приписываемые значению того или иного слова отдельным индивидом (личностные семы)) в ЛЗ — семы, которые отсутствуют в системе значений и вносятся контекстом в конкретный речевой акт, связаны часто с говорящим субъектом. «Есть простая ложь, наглая ложь и статистика (семы «ложь» и «очень большая ложь»)».
Окказиональные семы (семы, приписываемые значению того или иного слова отдельным индивидом (личностные семы)) в ЛЗ — семы, которые отсутствуют в системе значений и вносятся контекстом в конкретный речевой акт, связаны часто с говорящим субъектом. «Есть простая ложь, наглая ложь и статистика (семы «ложь» и «очень большая ложь»)».
Описание слайда:
Окказиональные семы (семы, приписываемые значению того или иного слова отдельным индивидом (личностные семы)) в ЛЗ — семы, которые отсутствуют в системе значений и вносятся контекстом в конкретный речевой акт, связаны часто с говорящим субъектом. «Есть простая ложь, наглая ложь и статистика (семы «ложь» и «очень большая ложь»)». Окказиональные семы (семы, приписываемые значению того или иного слова отдельным индивидом (личностные семы)) в ЛЗ — семы, которые отсутствуют в системе значений и вносятся контекстом в конкретный речевой акт, связаны часто с говорящим субъектом. «Есть простая ложь, наглая ложь и статистика (семы «ложь» и «очень большая ложь»)».

Слайд 58





по степени яркости (яркие и слабые)
по степени яркости (яркие и слабые)
по характеру выявленности (эксплицитные и имплицитные (скрытые))
Описание слайда:
по степени яркости (яркие и слабые) по степени яркости (яркие и слабые) по характеру выявленности (эксплицитные и имплицитные (скрытые))

Слайд 59





по характеру содержания (постоянные и вероятностные; диспозициональные и ассертивные)
по характеру содержания (постоянные и вероятностные; диспозициональные и ассертивные)
по отношению к акту речи (актуализованные и неактуализованные)
Описание слайда:
по характеру содержания (постоянные и вероятностные; диспозициональные и ассертивные) по характеру содержания (постоянные и вероятностные; диспозициональные и ассертивные) по отношению к акту речи (актуализованные и неактуализованные)

Слайд 60





Типология сем
Ядерные
Периферийные
Описание слайда:
Типология сем Ядерные Периферийные

Слайд 61





Ядерные семы выделимы традиционным КА и отражены в словарных дефинициях ТС. Ядерные семы выполняют в системе языка дифференцирующую функцию, они обеспечивают однозначную дифференциацию денотатов слов. 
Ядерные семы выделимы традиционным КА и отражены в словарных дефинициях ТС. Ядерные семы выполняют в системе языка дифференцирующую функцию, они обеспечивают однозначную дифференциацию денотатов слов.
Описание слайда:
Ядерные семы выделимы традиционным КА и отражены в словарных дефинициях ТС. Ядерные семы выполняют в системе языка дифференцирующую функцию, они обеспечивают однозначную дифференциацию денотатов слов. Ядерные семы выделимы традиционным КА и отражены в словарных дефинициях ТС. Ядерные семы выполняют в системе языка дифференцирующую функцию, они обеспечивают однозначную дифференциацию денотатов слов.

Слайд 62





Типология сем
                          Ядерные семы
Основные (отражают существенные признаки денотата) 
Постоянные (отражают постоянные признаки объекта, номинации)
Описание слайда:
Типология сем Ядерные семы Основные (отражают существенные признаки денотата) Постоянные (отражают постоянные признаки объекта, номинации)

Слайд 63





Яркие (наиболее четко осознаваемые носителями языка, присутствуют в значении слова явным образом, не содержится в других семах)
Яркие (наиболее четко осознаваемые носителями языка, присутствуют в значении слова явным образом, не содержится в других семах)
Эксплицитные 
Ассертивные
Описание слайда:
Яркие (наиболее четко осознаваемые носителями языка, присутствуют в значении слова явным образом, не содержится в других семах) Яркие (наиболее четко осознаваемые носителями языка, присутствуют в значении слова явным образом, не содержится в других семах) Эксплицитные Ассертивные

Слайд 64





Периферийные семы
Неосновные  (отражают второстепенные признаки денотата)
Описание слайда:
Периферийные семы Неосновные (отражают второстепенные признаки денотата)

Слайд 65





Вероятностные отражают признаки, присущие объекту с той или иной долей вероятности. Труба — длинный, полый  предмет, обычно круглого сечения (так передана в словарном толковании вероятностная сема).
Вероятностные отражают признаки, присущие объекту с той или иной долей вероятности. Труба — длинный, полый  предмет, обычно круглого сечения (так передана в словарном толковании вероятностная сема).
Описание слайда:
Вероятностные отражают признаки, присущие объекту с той или иной долей вероятности. Труба — длинный, полый предмет, обычно круглого сечения (так передана в словарном толковании вероятностная сема). Вероятностные отражают признаки, присущие объекту с той или иной долей вероятности. Труба — длинный, полый предмет, обычно круглого сечения (так передана в словарном толковании вероятностная сема).

Слайд 66





Неяркие 
Неяркие 
Имплицитные семы входят в состав других, более общих (женщина – «женский пол» в ней скрыта сема «физически слабая», учитель - «наличие специального образования»).
Диспозициональные  отражают те признаки денотата, которыми он должен обладать в идеале: учитель — «добрый»
Описание слайда:
Неяркие Неяркие Имплицитные семы входят в состав других, более общих (женщина – «женский пол» в ней скрыта сема «физически слабая», учитель - «наличие специального образования»). Диспозициональные отражают те признаки денотата, которыми он должен обладать в идеале: учитель — «добрый»

Слайд 67





Производные  — выводимые из других сем в силу универсальных логических законов (мужчина из семы «физически сильный» — выводится сема «способный защитить»)
Производные  — выводимые из других сем в силу универсальных логических законов (мужчина из семы «физически сильный» — выводится сема «способный защитить»)
Описание слайда:
Производные — выводимые из других сем в силу универсальных логических законов (мужчина из семы «физически сильный» — выводится сема «способный защитить») Производные — выводимые из других сем в силу универсальных логических законов (мужчина из семы «физически сильный» — выводится сема «способный защитить»)

Слайд 68





- Он, по-моему, еще совсем молодой
- Он, по-моему, еще совсем молодой
   - Что ты, он уже учитель.
 - Как ты можешь кричать на детей? А еще учитель.
Описание слайда:
- Он, по-моему, еще совсем молодой - Он, по-моему, еще совсем молодой - Что ты, он уже учитель. - Как ты можешь кричать на детей? А еще учитель.

Слайд 69





- Дети на справились с заданием и позвали учителя.
- Дети на справились с заданием и позвали учителя.
 - Хочу, чтобы дочь вышла замуж за интеллигентного человека.
    - А чем не устраивает тебя Володя. Он учитель.
Описание слайда:
- Дети на справились с заданием и позвали учителя. - Дети на справились с заданием и позвали учителя. - Хочу, чтобы дочь вышла замуж за интеллигентного человека. - А чем не устраивает тебя Володя. Он учитель.

Слайд 70





для слова  является  контекст, который поддерживает в слове семы, содержащиеся в основном, системном, внеконтекстном значении.
для слова  является  контекст, который поддерживает в слове семы, содержащиеся в основном, системном, внеконтекстном значении.
Слабый контекст
Описание слайда:
для слова является контекст, который поддерживает в слове семы, содержащиеся в основном, системном, внеконтекстном значении. для слова является контекст, который поддерживает в слове семы, содержащиеся в основном, системном, внеконтекстном значении. Слабый контекст

Слайд 71





   контекст не поддерживает всех компонентов основного, системного значения. Под влиянием такого контекста ядерные семы «погашаются», а актуализируются потенциальные семы.
   контекст не поддерживает всех компонентов основного, системного значения. Под влиянием такого контекста ядерные семы «погашаются», а актуализируются потенциальные семы.
Сильный контекст 
Семное варьирование
Описание слайда:
контекст не поддерживает всех компонентов основного, системного значения. Под влиянием такого контекста ядерные семы «погашаются», а актуализируются потенциальные семы. контекст не поддерживает всех компонентов основного, системного значения. Под влиянием такого контекста ядерные семы «погашаются», а актуализируются потенциальные семы. Сильный контекст Семное варьирование



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию