🗊Красота и сила русского поэтического слова

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Красота и сила русского поэтического слова, слайд №1Красота и сила русского поэтического слова, слайд №2Красота и сила русского поэтического слова, слайд №3Красота и сила русского поэтического слова, слайд №4Красота и сила русского поэтического слова, слайд №5Красота и сила русского поэтического слова, слайд №6Красота и сила русского поэтического слова, слайд №7Красота и сила русского поэтического слова, слайд №8Красота и сила русского поэтического слова, слайд №9Красота и сила русского поэтического слова, слайд №10Красота и сила русского поэтического слова, слайд №11Красота и сила русского поэтического слова, слайд №12Красота и сила русского поэтического слова, слайд №13Красота и сила русского поэтического слова, слайд №14Красота и сила русского поэтического слова, слайд №15Красота и сила русского поэтического слова, слайд №16Красота и сила русского поэтического слова, слайд №17Красота и сила русского поэтического слова, слайд №18

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Красота и сила русского поэтического слова. Презентация содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Красота и сила русского поэтического слова
Описание слайда:
Красота и сила русского поэтического слова

Слайд 2





Цели  урока:
Узнать:
Может ли язык народа обходиться без поэзии?
Что такое поэзия для языка? 
О чем говорит русская поэзия?
Описание слайда:
Цели урока: Узнать: Может ли язык народа обходиться без поэзии? Что такое поэзия для языка? О чем говорит русская поэзия?

Слайд 3





Попробуем для начала сравнить два стихотворения, на первый взгляд, очень далеких друг от друга. Одно из них написал поэт Василий Жуковский в 1839 г., а другое — поэт Борис Пастернак в 1956 г.
Попробуем для начала сравнить два стихотворения, на первый взгляд, очень далеких друг от друга. Одно из них написал поэт Василий Жуковский в 1839 г., а другое — поэт Борис Пастернак в 1956 г.
Стихотворение В.А.Жуковского (точнее, отрывок из его драматической поэмы «Камоэнс») написано так называемым александрийским стихом — величественным стихотворным размером, которым часто переводили древнюю поэзию (как и в древней поэзии, в александрийском стихе нет рифмы).
Описание слайда:
Попробуем для начала сравнить два стихотворения, на первый взгляд, очень далеких друг от друга. Одно из них написал поэт Василий Жуковский в 1839 г., а другое — поэт Борис Пастернак в 1956 г. Попробуем для начала сравнить два стихотворения, на первый взгляд, очень далеких друг от друга. Одно из них написал поэт Василий Жуковский в 1839 г., а другое — поэт Борис Пастернак в 1956 г. Стихотворение В.А.Жуковского (точнее, отрывок из его драматической поэмы «Камоэнс») написано так называемым александрийским стихом — величественным стихотворным размером, которым часто переводили древнюю поэзию (как и в древней поэзии, в александрийском стихе нет рифмы).

Слайд 4





Не счастия, не славы здесь
Ищу я — быть хочу крылом могучим,
Подъемлющим родные мне сердца
На высоту, — зарей, победу дня
Предвозвещающей, великих дум
Воспламенителем, глаголом правды, 
Лекарством душ, безверием крушимых, 
И сторожем нетленной той завесы,
Которою пред нами горний мир
Задернут, чтоб порой для смертных глаз
Ее приподымать и святость жизни
Являть во всей ее красе небесной — 
Вот долг поэта, вот мое призванье!
Не счастия, не славы здесь
Ищу я — быть хочу крылом могучим,
Подъемлющим родные мне сердца
На высоту, — зарей, победу дня
Предвозвещающей, великих дум
Воспламенителем, глаголом правды, 
Лекарством душ, безверием крушимых, 
И сторожем нетленной той завесы,
Которою пред нами горний мир
Задернут, чтоб порой для смертных глаз
Ее приподымать и святость жизни
Являть во всей ее красе небесной — 
Вот долг поэта, вот мое призванье!
Описание слайда:
Не счастия, не славы здесь Ищу я — быть хочу крылом могучим, Подъемлющим родные мне сердца На высоту, — зарей, победу дня Предвозвещающей, великих дум Воспламенителем, глаголом правды, Лекарством душ, безверием крушимых, И сторожем нетленной той завесы, Которою пред нами горний мир Задернут, чтоб порой для смертных глаз Ее приподымать и святость жизни Являть во всей ее красе небесной — Вот долг поэта, вот мое призванье! Не счастия, не славы здесь Ищу я — быть хочу крылом могучим, Подъемлющим родные мне сердца На высоту, — зарей, победу дня Предвозвещающей, великих дум Воспламенителем, глаголом правды, Лекарством душ, безверием крушимых, И сторожем нетленной той завесы, Которою пред нами горний мир Задернут, чтоб порой для смертных глаз Ее приподымать и святость жизни Являть во всей ее красе небесной — Вот долг поэта, вот мое призванье!

Слайд 5





  быть «крылом»
  быть «крылом»
 «воспламенителем великих дум» «лекарством душ»
« предвозвестником победы дня» 
быть «глаголом правды»
 «святость жизни являть во всей красе небесной».
Описание слайда:
быть «крылом» быть «крылом» «воспламенителем великих дум» «лекарством душ» « предвозвестником победы дня» быть «глаголом правды» «святость жизни являть во всей красе небесной».

Слайд 6





Быть знаменитым — некрасиво.
Не это поднимает ввысь, 
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись
Быть знаменитым — некрасиво.
Не это поднимает ввысь, 
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
<…>
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь, 
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
Описание слайда:
Быть знаменитым — некрасиво. Не это поднимает ввысь, Не надо заводить архива, Над рукописями трястись Быть знаменитым — некрасиво. Не это поднимает ввысь, Не надо заводить архива, Над рукописями трястись Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. <…> Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать.

Слайд 7





Сравним эти стихотворения.
Сравним эти стихотворения.
 О чем они?
 Есть ли у авторов общие мысли?
Описание слайда:
Сравним эти стихотворения. Сравним эти стихотворения. О чем они? Есть ли у авторов общие мысли?

Слайд 8





В стихотворении Жуковского много признаков высокого стиля:
В стихотворении Жуковского много признаков высокого стиля:
 размер — александрийский стих, 
 церковнославянизмы «нетленный» (т.е. бессмертный), 
 «горний мир» (это выражение значит «высший, небесный мир», завесу которого может приоткрыть читателю поэт), 
  «глагол правды». 
          Все это создает в стихотворении возвышенный настрой, все это близко к понятию «высокого штиля» в определении Ломоносова.
Описание слайда:
В стихотворении Жуковского много признаков высокого стиля: В стихотворении Жуковского много признаков высокого стиля: размер — александрийский стих, церковнославянизмы «нетленный» (т.е. бессмертный), «горний мир» (это выражение значит «высший, небесный мир», завесу которого может приоткрыть читателю поэт), «глагол правды». Все это создает в стихотворении возвышенный настрой, все это близко к понятию «высокого штиля» в определении Ломоносова.

Слайд 9





Стихотворение Пастернака подчеркнуто просто — и слова автор употребляет простые: шумиха, архив (имеется в виду писательский архив), и мысли выражает прямо и «без красот».
Стихотворение Пастернака подчеркнуто просто — и слова автор употребляет простые: шумиха, архив (имеется в виду писательский архив), и мысли выражает прямо и «без красот».
И все-таки эти стихотворения родственны по духу. 
Что же их роднит?
Описание слайда:
Стихотворение Пастернака подчеркнуто просто — и слова автор употребляет простые: шумиха, архив (имеется в виду писательский архив), и мысли выражает прямо и «без красот». Стихотворение Пастернака подчеркнуто просто — и слова автор употребляет простые: шумиха, архив (имеется в виду писательский архив), и мысли выражает прямо и «без красот». И все-таки эти стихотворения родственны по духу. Что же их роднит?

Слайд 10





Жуковский признается: «не счастия, не славы здесь ищу я...», 
Жуковский признается: «не счастия, не славы здесь ищу я...», 
Пастернак пишет о том же самом: «быть знаменитым — некрасиво...», призывает не гнаться за победой (и даже не отличать ее от поражения).
 Жуковский мечтает поднять сердца читателей к высокому, 
а Пастернак предостерегает писателя от того, что «не поднимает ввысь» (известность, слава, шумиха). 
Каким словом можно охарактеризовать отношение этих двух поэтов к словесному творчеству?
Описание слайда:
Жуковский признается: «не счастия, не славы здесь ищу я...», Жуковский признается: «не счастия, не славы здесь ищу я...», Пастернак пишет о том же самом: «быть знаменитым — некрасиво...», призывает не гнаться за победой (и даже не отличать ее от поражения). Жуковский мечтает поднять сердца читателей к высокому, а Пастернак предостерегает писателя от того, что «не поднимает ввысь» (известность, слава, шумиха). Каким словом можно охарактеризовать отношение этих двух поэтов к словесному творчеству?

Слайд 11





«Служение»
«Служение»
«высокое служение»
Описание слайда:
«Служение» «Служение» «высокое служение»

Слайд 12





   Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья, 
Для звуков сладких и молитв.
   Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья, 
Для звуков сладких и молитв.
                      ( «Поэт и толпа»)
   И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
                             («Пророк»)
Описание слайда:
Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. ( «Поэт и толпа») И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». («Пророк»)

Слайд 13





«Твой голос — небо надо мной».

Где рождаются высокие слова поэзии?
Откуда берутся в русской поэзии высокие слова? 
Откуда вообще берутся в поэзии слова? 
    На первый взгляд, все очень просто: все слова берутся из языка.
 А что такое русский язык для русской поэзии? Просто исходный материал? Как дерево для плотника или глина для гончара? 
Какую роль в поэзии играет язык, как вы думаете?
Описание слайда:
«Твой голос — небо надо мной». Где рождаются высокие слова поэзии? Откуда берутся в русской поэзии высокие слова? Откуда вообще берутся в поэзии слова? На первый взгляд, все очень просто: все слова берутся из языка. А что такое русский язык для русской поэзии? Просто исходный материал? Как дерево для плотника или глина для гончара? Какую роль в поэзии играет язык, как вы думаете?

Слайд 14





             РОДНОЙ ЯЗЫК
             РОДНОЙ ЯЗЫК
     Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи — как дым алтарный!
Как вызов яростный — мой крик!
...
      Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!
...
       Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю — ты ответствуй,
Иду, — ты будь готов к борьбе!
      Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты мститель мой, ты — мой спаситель,
Твой мир — навек моя обитель,
Твой голос-небо надо мной!
Описание слайда:
РОДНОЙ ЯЗЫК РОДНОЙ ЯЗЫК Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи — как дым алтарный! Как вызов яростный — мой крик! ... Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев нежданных, Овладевавших мной стихов! ... Твои богатства, по наследству, Я, дерзкий, требую себе. Призыв бросаю — ты ответствуй, Иду, — ты будь готов к борьбе! Но, побежден иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты мститель мой, ты — мой спаситель, Твой мир — навек моя обитель, Твой голос-небо надо мной!

Слайд 15





   У языка есть свой голос («Твой голос — небо надо мной»), который вдохновляет поэта; и этот голос, звучащий в самом языке — тот самый пушкинский «Бога глас»: ведь стихи поэта — это «дым алтарный» (благовонный дым, восходящий от алтаря к небу, — образ жертвы Богу )
   У языка есть свой голос («Твой голос — небо надо мной»), который вдохновляет поэта; и этот голос, звучащий в самом языке — тот самый пушкинский «Бога глас»: ведь стихи поэта — это «дым алтарный» (благовонный дым, восходящий от алтаря к небу, — образ жертвы Богу )
Описание слайда:
У языка есть свой голос («Твой голос — небо надо мной»), который вдохновляет поэта; и этот голос, звучащий в самом языке — тот самый пушкинский «Бога глас»: ведь стихи поэта — это «дым алтарный» (благовонный дым, восходящий от алтаря к небу, — образ жертвы Богу ) У языка есть свой голос («Твой голос — небо надо мной»), который вдохновляет поэта; и этот голос, звучащий в самом языке — тот самый пушкинский «Бога глас»: ведь стихи поэта — это «дым алтарный» (благовонный дым, восходящий от алтаря к небу, — образ жертвы Богу )

Слайд 16





       Итак, главный секрет поэзии в том, что поэтическое слово — это ТВОРЧЕСКОЕ слово. Оно не повторяет жизнь — оно само готово преобразить жизнь человека, оно само способно творить в жизни человека что-то новое и прекрасное. Ведь в древнегреческом языке слово ποιητής  буквально означает ‘творец’.
       Итак, главный секрет поэзии в том, что поэтическое слово — это ТВОРЧЕСКОЕ слово. Оно не повторяет жизнь — оно само готово преобразить жизнь человека, оно само способно творить в жизни человека что-то новое и прекрасное. Ведь в древнегреческом языке слово ποιητής  буквально означает ‘творец’.
Описание слайда:
Итак, главный секрет поэзии в том, что поэтическое слово — это ТВОРЧЕСКОЕ слово. Оно не повторяет жизнь — оно само готово преобразить жизнь человека, оно само способно творить в жизни человека что-то новое и прекрасное. Ведь в древнегреческом языке слово ποιητής  буквально означает ‘творец’. Итак, главный секрет поэзии в том, что поэтическое слово — это ТВОРЧЕСКОЕ слово. Оно не повторяет жизнь — оно само готово преобразить жизнь человека, оно само способно творить в жизни человека что-то новое и прекрасное. Ведь в древнегреческом языке слово ποιητής  буквально означает ‘творец’.

Слайд 17





       Лучше всего такое отношение к слову отразили создатели славянской азбуки, первые славянские переводчики святые братья Кирилл и Мефодий. Первыми словами, написанными на славянском языке, новой азбукой, стали слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». Эти слова говорят о творческом Слове — Слове с большой буквы.
       Лучше всего такое отношение к слову отразили создатели славянской азбуки, первые славянские переводчики святые братья Кирилл и Мефодий. Первыми словами, написанными на славянском языке, новой азбукой, стали слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». Эти слова говорят о творческом Слове — Слове с большой буквы.
Описание слайда:
Лучше всего такое отношение к слову отразили создатели славянской азбуки, первые славянские переводчики святые братья Кирилл и Мефодий. Первыми словами, написанными на славянском языке, новой азбукой, стали слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». Эти слова говорят о творческом Слове — Слове с большой буквы. Лучше всего такое отношение к слову отразили создатели славянской азбуки, первые славянские переводчики святые братья Кирилл и Мефодий. Первыми словами, написанными на славянском языке, новой азбукой, стали слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». Эти слова говорят о творческом Слове — Слове с большой буквы.

Слайд 18





Нужно ли учиться родной поэзии?
Для чего нужно учиться понимать родную поэзию? 
       Чтобы понять предков, понять свою страну, чтобы понять, что же делает нас и наших предков именно единым народом, нужно заглянуть в душу и сердце своего народа — нужно услышать его поэтическую мысль. Знание родной поэзии — это одно из самых важных знаний, которые может получить человек: это знание народа, среди которого ты живешь, это, в конечном счете, познание себя самого.
Описание слайда:
Нужно ли учиться родной поэзии? Для чего нужно учиться понимать родную поэзию? Чтобы понять предков, понять свою страну, чтобы понять, что же делает нас и наших предков именно единым народом, нужно заглянуть в душу и сердце своего народа — нужно услышать его поэтическую мысль. Знание родной поэзии — это одно из самых важных знаний, которые может получить человек: это знание народа, среди которого ты живешь, это, в конечном счете, познание себя самого.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию