🗊Презентация Лексические средства языка. Анализ текста

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №1Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №2Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №3Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №4Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №5Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №6Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №7Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №8Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №9Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №10Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №11Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №12Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №13Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №14Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №15Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №16Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №17Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №18Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №19Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №20Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №21Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №22Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №23Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №24Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Лексические средства языка. Анализ текста. Доклад-сообщение содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1












ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Описание слайда:
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА АНАЛИЗ ТЕКСТА

Слайд 2






 Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.
     Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. …Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!
(С.Я. Маршак.)
Описание слайда:
Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. …Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь! (С.Я. Маршак.)

Слайд 3






Запишите последнее предложение. Объясните все орфограммы и пунктограммы. Что такое орфограмма? Найдите в предложении слово, употреблённое в переносном значении. Что достигается благодаря использованию в тексте этого слова?
- Какие разделы науки о языке вы знаете?
- Что изучает лексика? Фразеология?
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, какие лексические единицы встречаются в нашей речи, как правильно ими пользоваться. Будьте внимательны на уроке.
Описание слайда:
Запишите последнее предложение. Объясните все орфограммы и пунктограммы. Что такое орфограмма? Найдите в предложении слово, употреблённое в переносном значении. Что достигается благодаря использованию в тексте этого слова? - Какие разделы науки о языке вы знаете? - Что изучает лексика? Фразеология? - Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, какие лексические единицы встречаются в нашей речи, как правильно ими пользоваться. Будьте внимательны на уроке.

Слайд 4






Задания по культуре речи, проверяющие владение орфоэпическими нормами.
   А) Расставьте ударение в словах.
     Альтруист, недосуг, красивее, некролог, газопровод, аллитерация, туфля, статуя, звонит, каталог, ходатайство, афера, форзац, благовест.
Описание слайда:
Задания по культуре речи, проверяющие владение орфоэпическими нормами. А) Расставьте ударение в словах. Альтруист, недосуг, красивее, некролог, газопровод, аллитерация, туфля, статуя, звонит, каталог, ходатайство, афера, форзац, благовест.

Слайд 5






 Б) К следующим толкованиям слов подберите в приведённом ниже списке соответствующие термины.
Тот, кто находится напротив, стоит или сидит лицом к кому-либо.
Тот, кто занимается сбором и изучением монет.
Складная икона с тремя створками.
В старину: войсковое знамя.
Редкий. Единственный в своём роде, неповторимый.
Паломник, странник.
Автор письма или произведения и т.п., скрывший своё имя.
Слова для справок: калика, триптих, нумизмат, визави, хоругвь, уникум, псевдоним.
Описание слайда:
Б) К следующим толкованиям слов подберите в приведённом ниже списке соответствующие термины. Тот, кто находится напротив, стоит или сидит лицом к кому-либо. Тот, кто занимается сбором и изучением монет. Складная икона с тремя створками. В старину: войсковое знамя. Редкий. Единственный в своём роде, неповторимый. Паломник, странник. Автор письма или произведения и т.п., скрывший своё имя. Слова для справок: калика, триптих, нумизмат, визави, хоругвь, уникум, псевдоним.

Слайд 6






Терминологический диктант.
Содержание слова, его соотнесённость с предметом или явлением.
Слова, связанные только с одним предметом, явлением, понятием.
Служит для создания образных, выразительных средств языка.
Слова, имеющие одинаковое звучание, написание и словоизменение, но не связанные по значению.
Совпадение только одной формы слов.
Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.
Слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.
Приём нагнетения синонимов для достижения эффекта большей выразительности.
В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?
Описание слайда:
Терминологический диктант. Содержание слова, его соотнесённость с предметом или явлением. Слова, связанные только с одним предметом, явлением, понятием. Служит для создания образных, выразительных средств языка. Слова, имеющие одинаковое звучание, написание и словоизменение, но не связанные по значению. Совпадение только одной формы слов. Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. Слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения. Приём нагнетения синонимов для достижения эффекта большей выразительности. В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?

Слайд 7






Ответы: лексическое значение, однозначные слова, переносное значение, омонимы, омоформы, омофоны, синонимы, градация, антитеза и оксюморон.
Описание слайда:
Ответы: лексическое значение, однозначные слова, переносное значение, омонимы, омоформы, омофоны, синонимы, градация, антитеза и оксюморон.

Слайд 8






Редактирование текста.
 
«Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры», - писал В.А. Сухомлинский. 
     Уже в античных руководствах по риторике первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование точности и ясности изложения мысли. Считаю, что человек должен грамотно, красиво говорить. Поэтому я предлагаю вам поработать корректорами. Обратитесь к текстам, которые лежат перед вами.
Запиши предложения, прокомментируй ошибки.
Описание слайда:
Редактирование текста.   «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры», - писал В.А. Сухомлинский. Уже в античных руководствах по риторике первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование точности и ясности изложения мысли. Считаю, что человек должен грамотно, красиво говорить. Поэтому я предлагаю вам поработать корректорами. Обратитесь к текстам, которые лежат перед вами. Запиши предложения, прокомментируй ошибки.

Слайд 9


Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10


Лексические средства языка. Анализ текста, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11






С приведёнными паронимами составьте словосочетания.

Диктат – диктант, осудить – обсудить, экономия – экономика, злой – злостный.
 
В) Есть ли антонимы у слова белый?
Белый – чёрный, белый – красный (история), белый – негр (раса), белый – поганка (гриб) и т.д.
Описание слайда:
С приведёнными паронимами составьте словосочетания. Диктат – диктант, осудить – обсудить, экономия – экономика, злой – злостный.   В) Есть ли антонимы у слова белый? Белый – чёрный, белый – красный (история), белый – негр (раса), белый – поганка (гриб) и т.д.

Слайд 12






Анализ текста 

(1)Где мы? (2)В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? 
(3)Что за чудный край!
(4)Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
(5)Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? (6)Море, например? (7)Бог с ним! 
(8)Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать.
(9)Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
(10)Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания;
и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса.
(11) Птицы не щебечут вокруг, только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
(12)Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! (13)От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.
(14)Нет, бог с ним, с морем!..
(15)Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. (16)Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя…(17)И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.
(18)Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.
И. А. Гончаров
Описание слайда:
Анализ текста (1)Где мы? (2)В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?  (3)Что за чудный край! (4)Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого. (5)Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? (6)Море, например? (7)Бог с ним!  (8)Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. (9)Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (10)Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. (11) Птицы не щебечут вокруг, только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой. (12)Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! (13)От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море. (14)Нет, бог с ним, с морем!.. (15)Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. (16)Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя…(17)И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей. (18)Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой. И. А. Гончаров

Слайд 13






Текст, предложенный для анализа – начало 9-ой главы романа А.И. Гончарова «Обломов», что само по себе помогает понять, что это текст художественного стиля речи, цель которого – создание художественного образа, эмоциональное воздействие на читателя, слушателя.
По словам литературного критика Дружинина, И.А.Гончаров создал «великолепный эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена».
А вот суждения ваших сверстников:
-Начало «Сна Обломова» произвело на меня сильное впечатление.
-Трудно бывает сразу разобраться в тексте, правильно воспринять его. Очень странно поначалу показалось мне, что «Сон Обломова» начинается 
с описания того, чего нет в этом благословенном уголке земли. Только вчитываясь в строки понимаешь, что автор не случайно выбрал такое начало.
-Гончаров добивается создания яркого и устрашающего образа неподвластной человеку природы. Каким жалким и слабым кажется себе человек по сравнению с такой природой!
-Я поражена мастерством А. И. Гончарова.
 
Описание слайда:
Текст, предложенный для анализа – начало 9-ой главы романа А.И. Гончарова «Обломов», что само по себе помогает понять, что это текст художественного стиля речи, цель которого – создание художественного образа, эмоциональное воздействие на читателя, слушателя. По словам литературного критика Дружинина, И.А.Гончаров создал «великолепный эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена». А вот суждения ваших сверстников: -Начало «Сна Обломова» произвело на меня сильное впечатление. -Трудно бывает сразу разобраться в тексте, правильно воспринять его. Очень странно поначалу показалось мне, что «Сон Обломова» начинается  с описания того, чего нет в этом благословенном уголке земли. Только вчитываясь в строки понимаешь, что автор не случайно выбрал такое начало. -Гончаров добивается создания яркого и устрашающего образа неподвластной человеку природы. Каким жалким и слабым кажется себе человек по сравнению с такой природой! -Я поражена мастерством А. И. Гончарова.  

Слайд 14






Одна из задач урока – исследовав текст, понять, как лексические средства языка: синонимы, антонимы, лексические повторы, перифразы, прямое и переносное значение слов – способствуют созданию художественного образа.
Для её реализации выполните задания.
 
1. Прочитайте текст выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отрезки интонацией, паузами, повышением или понижением тона.
Описание слайда:
Одна из задач урока – исследовав текст, понять, как лексические средства языка: синонимы, антонимы, лексические повторы, перифразы, прямое и переносное значение слов – способствуют созданию художественного образа. Для её реализации выполните задания.   1. Прочитайте текст выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отрезки интонацией, паузами, повышением или понижением тона.

Слайд 15






2. Отметьте композиционно-смысловые части текста. Озаглавьте их. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся? На каких приемах основана композиция текста?
Три основные части:
1-4 предложения. Чудный уголок,
5-17 предложения. Картина дикой природы (человек, море, горы, пропасть),
18 предложение. Мирный уголок.
Начало и конец отрывка замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнута благословенность того мира, в котором живут обломовцы.
Описание слайда:
2. Отметьте композиционно-смысловые части текста. Озаглавьте их. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся? На каких приемах основана композиция текста? Три основные части: 1-4 предложения. Чудный уголок, 5-17 предложения. Картина дикой природы (человек, море, горы, пропасть), 18 предложение. Мирный уголок. Начало и конец отрывка замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнута благословенность того мира, в котором живут обломовцы.

Слайд 16






Композиция текста основана на противопоставлении чудного края дикой природе; ей же противопоставлен человек, ощущающий свою ничтожность, беспомощность перед лицом дикой природы.
Море, горы, пропасти – излюбленные образы романтической литературы, связанные с такими понятиями, как неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой.
Одновременно автор подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающее нечто необычное, исключительное, далекое от обыденной жизни.
 
Описание слайда:
Композиция текста основана на противопоставлении чудного края дикой природе; ей же противопоставлен человек, ощущающий свою ничтожность, беспомощность перед лицом дикой природы. Море, горы, пропасти – излюбленные образы романтической литературы, связанные с такими понятиями, как неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой. Одновременно автор подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающее нечто необычное, исключительное, далекое от обыденной жизни.  

Слайд 17






3. Как называется оборот речи, состоящий в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики описываемого предмета, явления или лица.
Например, царь зверей- вместо лев; Петра творенье- вместо Петербург.
Перифраза. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта.
Выпишите все перифразы, заменяющие в тексте главы романа наименование «Обломовка» (благословенный уголок земли, чудный край, мирный уголок).
- Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается этот край? 
(С точки зрения обломовцев, которые не просто любят свою деревню, но даже считают ее идеалом жизни. Так думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край).
Описание слайда:
3. Как называется оборот речи, состоящий в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики описываемого предмета, явления или лица. Например, царь зверей- вместо лев; Петра творенье- вместо Петербург. Перифраза. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта. Выпишите все перифразы, заменяющие в тексте главы романа наименование «Обломовка» (благословенный уголок земли, чудный край, мирный уголок). - Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается этот край? (С точки зрения обломовцев, которые не просто любят свою деревню, но даже считают ее идеалом жизни. Так думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край).

Слайд 18






4. -Чтобы подчеркнуть в тексте основное противопоставление- мир Обломова – дикая природа- используются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением, то есть антонимы. Контекстные антонимы помогают установить, усилить противоположное значение в рамках законченного в смысловом отношении отрезка письменной речи.
Найдите лексические и контекстуальные антонимы в 1-4 предложениях, 15-18 предложениях.
Благословенный уголок земли (2 предл.) – грандиозное, дикое, угрюмое (4 предл.).
Мирный уголок – грозны горы, пропасти
Описание слайда:
4. -Чтобы подчеркнуть в тексте основное противопоставление- мир Обломова – дикая природа- используются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением, то есть антонимы. Контекстные антонимы помогают установить, усилить противоположное значение в рамках законченного в смысловом отношении отрезка письменной речи. Найдите лексические и контекстуальные антонимы в 1-4 предложениях, 15-18 предложениях. Благословенный уголок земли (2 предл.) – грандиозное, дикое, угрюмое (4 предл.). Мирный уголок – грозны горы, пропасти

Слайд 19






Найдите в предложениях текста лексические повторы.
2, 8 – уголок;
4, 6, 13, 14 – море;
4, 15 – горы;
4, 17 – скалы;
4, 15,17 – пропасти; 
8, 12, 15 – человек;
- Почему так часто повторяется слово море?
(Автор разворачивает перед читателем грандиозную и угрожающую картину мира).
Описание слайда:
Найдите в предложениях текста лексические повторы. 2, 8 – уголок; 4, 6, 13, 14 – море; 4, 15 – горы; 4, 17 – скалы; 4, 15,17 – пропасти;  8, 12, 15 – человек; - Почему так часто повторяется слово море? (Автор разворачивает перед читателем грандиозную и угрожающую картину мира).

Слайд 20






Найдите в предложениях 9-12 описательные обороты, перифразы, заменяющие слово море.
Необозримая пелена вод – общеупотребительные, относящиеся к определенному объекту перифразы.
Бесконечная картина, широкая картина ,бешеные раскаты валов – контекстуальные перифразы, т. е. относящиеся к данному предмету или лицу только в определенном контексте. В другом контексте они могли бы быть отнесены к степи, небу.
Описание слайда:
Найдите в предложениях 9-12 описательные обороты, перифразы, заменяющие слово море. Необозримая пелена вод – общеупотребительные, относящиеся к определенному объекту перифразы. Бесконечная картина, широкая картина ,бешеные раскаты валов – контекстуальные перифразы, т. е. относящиеся к данному предмету или лицу только в определенном контексте. В другом контексте они могли бы быть отнесены к степи, небу.

Слайд 21






6. Найдите контекстуальный оценочный синоним слову море в 10 предложении. 
(Чудовище).
-Каким же предстает море перед читателем?
( Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего и стонущего, вечно существующего чудовища, враждебного человеку: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище, зловещие голоса.)
Описание слайда:
6. Найдите контекстуальный оценочный синоним слову море в 10 предложении. (Чудовище). -Каким же предстает море перед читателем? ( Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего и стонущего, вечно существующего чудовища, враждебного человеку: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище, зловещие голоса.)

Слайд 22






7. Какие тропы использует Гончаров для создания образа природы в предложениях 9, 10, 11, 16, 17 ? Найдите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.
Эпитеты: необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты валов),мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие (голоса), дикого (зверя).
Сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся и кружатся;
они (горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на небо когти и зубы дикого зверя.
Олицетворения: рев валов, валы твердят свою песнь, небо отступилось от людей.
Описание слайда:
7. Какие тропы использует Гончаров для создания образа природы в предложениях 9, 10, 11, 16, 17 ? Найдите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений. Эпитеты: необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты валов),мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие (голоса), дикого (зверя). Сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся и кружатся; они (горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на небо когти и зубы дикого зверя. Олицетворения: рев валов, валы твердят свою песнь, небо отступилось от людей.

Слайд 23





Домашнее задание 
Напишите сочинение-рассуждение о роли лексических средств языка в создании художественного образа «благословенного уголка земли» и их эмоциональном воздействии на читателя.(  «5»)
Описание слайда:
Домашнее задание Напишите сочинение-рассуждение о роли лексических средств языка в создании художественного образа «благословенного уголка земли» и их эмоциональном воздействии на читателя.( «5»)

Слайд 24






Домашнее задание 
Работа с текстом.  1 вариант
А)   (1) Неожиданно донёсся запах подснежника!
     (2)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. (3)Но для каждого – и счастливого, и несчастливого – он сейчас – украшение жизни. 
     (4)Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. (5)Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. (6)Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. 
(По Г. Троепольскому.)
 
- Прочитайте текст выразительно.
Почему этот отрывок можно назвать текстом? Докажите.
Тема текста?
Есть ли в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова, а также слова, употреблённые в переносном значении? Какова их роль в тексте?
 
Описание слайда:
Домашнее задание Работа с текстом. 1 вариант А) (1) Неожиданно донёсся запах подснежника! (2)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. (3)Но для каждого – и счастливого, и несчастливого – он сейчас – украшение жизни. (4)Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. (5)Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. (6)Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (По Г. Троепольскому.)   - Прочитайте текст выразительно. Почему этот отрывок можно назвать текстом? Докажите. Тема текста? Есть ли в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова, а также слова, употреблённые в переносном значении? Какова их роль в тексте?  

Слайд 25






Б)    Анализ текста    2 вариант
(1)И снова слушаю я шум летнего леса. (2)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор и над бором висит в синеве солнце. (3)Не солнце – Ярило. (4)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой. (5)Под елями – древний запах папоротника.
     (6)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полянах трава, я ощущаю каждую травинку.
     (7)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной!
(По В. Белову.)
Произведите частичный лексический разбор текста.
Какова роль архаизмов в этом тексте?
Какие лексические средства служат для связи предложений?
Описание слайда:
Б) Анализ текста 2 вариант (1)И снова слушаю я шум летнего леса. (2)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор и над бором висит в синеве солнце. (3)Не солнце – Ярило. (4)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой. (5)Под елями – древний запах папоротника. (6)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полянах трава, я ощущаю каждую травинку. (7)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! (По В. Белову.) Произведите частичный лексический разбор текста. Какова роль архаизмов в этом тексте? Какие лексические средства служат для связи предложений?



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию