🗊Презентация Одномерные массивы. Работа с элементами

Нажмите для полного просмотра!
Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №1Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №2Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №3Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №4Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №5Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №6Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №7Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №8Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №9Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №10Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №11Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №12Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №13Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №14Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №15Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №16Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №17Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №18Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №19Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №20Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №21Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №22Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №23Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №24Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №25Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №26Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №27Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №28Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №29Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №30Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №31Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №32Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №33Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №34Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №35Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №36Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №37Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №38Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №39Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №40Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №41Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №42Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №43Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №44Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №45Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №46Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №47Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №48Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №49Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №50Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №51Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №52Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №53Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №54Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №55Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №56Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №57Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №58Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №59Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №60Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №61Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №62Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №63Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №64Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №65Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №66Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №67Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №68Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №69Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №70Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №71Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №72Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №73Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №74Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №75Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №76Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №77Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №78Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №79Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №80Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №81Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №82Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №83Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №84Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №85Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №86Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №87Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №88Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №89Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №90

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Одномерные массивы. Работа с элементами. Доклад-сообщение содержит 90 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Тема урока: Одномерные массивы. Работа с элементами
План урока:
Регулярные типы данных. Одномерные массивы. Работа с элементами.
Решение задач.
Домашнее задание.
В математике, экономике, информатике часто используются упорядоченные наборы данных, например последовательности чисел, таблицы, списки фамилий. Для обработки наборов данных одного типа вводится понятие массива.
Описание слайда:
Тема урока: Одномерные массивы. Работа с элементами План урока: Регулярные типы данных. Одномерные массивы. Работа с элементами. Решение задач. Домашнее задание. В математике, экономике, информатике часто используются упорядоченные наборы данных, например последовательности чисел, таблицы, списки фамилий. Для обработки наборов данных одного типа вводится понятие массива.

Слайд 3


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4





В языке Qbasic  индекс заключается в круглые  скобки. 
В языке Qbasic  индекс заключается в круглые  скобки. 
В  Turbo Pascal 7.0 в квадратные.  
Для рассмотренного примера элементами массива А являются:
На QBasic  А(1)=1.6,   А(2)=14.9,   А(3)= -5.0,    А(4)=8.5,   А(5)=0.46.
На  Turbo Pascal 7.0    А[1]:=1.6, А[2]:=14.9, А[3]:= -5.0,  А[4]:=8.5, А[5]:=0.46.
Таким образом - индекс определяет положение элемента массива данных относительно его начала.
Если в программе используется массив, то он должен быть описан.
Описание слайда:
В языке Qbasic индекс заключается в круглые скобки. В языке Qbasic индекс заключается в круглые скобки. В Turbo Pascal 7.0 в квадратные. Для рассмотренного примера элементами массива А являются: На QBasic А(1)=1.6, А(2)=14.9, А(3)= -5.0, А(4)=8.5, А(5)=0.46. На Turbo Pascal 7.0 А[1]:=1.6, А[2]:=14.9, А[3]:= -5.0, А[4]:=8.5, А[5]:=0.46. Таким образом - индекс определяет положение элемента массива данных относительно его начала. Если в программе используется массив, то он должен быть описан.

Слайд 5





Форма описания имеет вид
DIM имя массива   (n1  ТО n2)               AS   тип элементов 
				Var имя массива: ARRAY [n1 .. n2 ] 					OF <тип элементов>;
DIM A(1 TO 1000) AS INTEGER	Var  a:array[1..1000] 							of integer;
Здесь n1, n2 — номер первого и последнего элементов массива соответственно. 
В качестве типа элементов может использоваться любой тип данных, кроме файлового.
Если несколько массивов имеют одинаковый тип индексов и одинаковый базовый тип, то допускается в описании объединять массивы в список, например
DIM A(50, B(50), C(50) AS SINGLE		Var А, В, С: ARRAY [1..50] OF REAL;
Здесь объявлено списком три массива А, В, С действительных чисел, каждый из которых содержит по 50 элементов ( от 1 до 50):
Описание слайда:
Форма описания имеет вид DIM имя массива (n1 ТО n2) AS тип элементов Var имя массива: ARRAY [n1 .. n2 ] OF <тип элементов>; DIM A(1 TO 1000) AS INTEGER Var a:array[1..1000] of integer; Здесь n1, n2 — номер первого и последнего элементов массива соответственно. В качестве типа элементов может использоваться любой тип данных, кроме файлового. Если несколько массивов имеют одинаковый тип индексов и одинаковый базовый тип, то допускается в описании объединять массивы в список, например DIM A(50, B(50), C(50) AS SINGLE Var А, В, С: ARRAY [1..50] OF REAL; Здесь объявлено списком три массива А, В, С действительных чисел, каждый из которых содержит по 50 элементов ( от 1 до 50):

Слайд 6





Нельзя путать понятия «индекс» и «тип индекса». 
Нельзя путать понятия «индекс» и «тип индекса». 
Тип индекса - только в разделе описания массива, 
а индекс - в разделе операторов для обозначения
конкретных элементов массива. При этом индекс должен 
быть того же типа, что и описание типа индекса.
В качестве индекса может быть выражение, частным случаем которого является константа или переменная. Элемент массива иначе называется переменной с индексом. В отличие от нее,  переменная без индекса называется простой переменной.
Элементы массива могут стоять как в левой части оператора присваивания, так и в выражениях. Над элементами массива можно производить те же операции, которые допустимы для данных его базового типа. Если базовый тип есть INTEGER, то допустимы все операции над данными целого типа, включая и стандартные функции.
Описание слайда:
Нельзя путать понятия «индекс» и «тип индекса». Нельзя путать понятия «индекс» и «тип индекса». Тип индекса - только в разделе описания массива, а индекс - в разделе операторов для обозначения конкретных элементов массива. При этом индекс должен быть того же типа, что и описание типа индекса. В качестве индекса может быть выражение, частным случаем которого является константа или переменная. Элемент массива иначе называется переменной с индексом. В отличие от нее, переменная без индекса называется простой переменной. Элементы массива могут стоять как в левой части оператора присваивания, так и в выражениях. Над элементами массива можно производить те же операции, которые допустимы для данных его базового типа. Если базовый тип есть INTEGER, то допустимы все операции над данными целого типа, включая и стандартные функции.

Слайд 7





Присвоение значений элементам массива 
Присвоение значений элементам массива 
может происходить с помощью:

1.  оператора INPUT:	         оператора Read (Readln);
				       uses crt;
DEFINT I,N			        Var i,n:integer;
DIM A(10000) AS INTEGER	a:array[1..10000] of 					integer;
					Begin
CLS					clrscr;
Определяем число элементов в массиве
INPUT “N=”;N	         	 	write('Введ. Размер. 						массива ');readln(n);
Описание слайда:
Присвоение значений элементам массива Присвоение значений элементам массива может происходить с помощью: 1. оператора INPUT: оператора Read (Readln); uses crt; DEFINT I,N Var i,n:integer; DIM A(10000) AS INTEGER a:array[1..10000] of integer; Begin CLS clrscr; Определяем число элементов в массиве INPUT “N=”;N write('Введ. Размер. массива ');readln(n);

Слайд 8


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





Присвоение значений элементам массива может 
Присвоение значений элементам массива может 
происходить с помощью:
2. Оператора  DATA:   
      описания элементов массива 	описания констант.
				uses crt;
CONST N=5			Const n=5;
DATA 4,5,7,7,0   		a:array[1..5] of integer= (4,5,7,7,0);
DEFINT I			Var i:integer;
				Begin
CLS				clrscr;
		   Считываем и печатаем полученный массив 
FOR I=1 TO N 		for i:=1 to n do begin
READ A(I):PRINT A(I);”  “;	write(a[i],' ');
NEXT			end;
				readkey;
END			           end.
Описание слайда:
Присвоение значений элементам массива может Присвоение значений элементам массива может происходить с помощью: 2. Оператора DATA: описания элементов массива описания констант. uses crt; CONST N=5 Const n=5; DATA 4,5,7,7,0 a:array[1..5] of integer= (4,5,7,7,0); DEFINT I Var i:integer; Begin CLS clrscr; Считываем и печатаем полученный массив FOR I=1 TO N for i:=1 to n do begin READ A(I):PRINT A(I);” “; write(a[i],' '); NEXT end; readkey; END end.

Слайд 10





3. оператора присвоения  
3. оператора присвоения  
(для небольших массивов):
 A(1)=10: A(2)=0:A(3)=2	а[1]:=10; a[2]:=0, … a[N]:=2;
После того,  как данные введены в массив, ими можно оперативно распоряжаться. Доступен любой элемент массива. Достаточно только указать его индекс.
Для получения случайных чисел воспользуемся следующей функцией 
			Функция  RND [(x)]  в QBasic	
	                      
Функция RND [(x)] возвращает случайное число обычной точности в интервале от 0 до 1. Если аргумент опущен, возвращается следующее число из последовательности случайных чисел.
Для запуска генератора используйте RANDOMIZE TIMER.
Описание слайда:
3. оператора присвоения 3. оператора присвоения (для небольших массивов): A(1)=10: A(2)=0:A(3)=2 а[1]:=10; a[2]:=0, … a[N]:=2; После того, как данные введены в массив, ими можно оперативно распоряжаться. Доступен любой элемент массива. Достаточно только указать его индекс. Для получения случайных чисел воспользуемся следующей функцией Функция RND [(x)] в QBasic Функция RND [(x)] возвращает случайное число обычной точности в интервале от 0 до 1. Если аргумент опущен, возвращается следующее число из последовательности случайных чисел. Для запуска генератора используйте RANDOMIZE TIMER.

Слайд 11





Функция  Random [(x)] в  TPascal 7.0
Функция  Random [(x)] в  TPascal 7.0
   Формирует случайное число от 0 до Х целого или вещественного типа (перед обращением к функции ее целесообразно инициализировать, использовав процедуру Rаndomize).
  X – параметр, указывающий диапазон значений случайного числа. Оно изменяется в пределах 0 до  Х. Результат в этом случае имеет тип Word (диапазон значений - 0…65535).
 Если параметр Х не задан, результат будет типа Real в пределах    0.0 <=Х <1.0. 
Для получения массива целых случайных чисел из диапазона от     [A,B]    
	RND(B-A)+A        		 random(B-A)+A
Описание слайда:
Функция Random [(x)] в TPascal 7.0 Функция Random [(x)] в TPascal 7.0 Формирует случайное число от 0 до Х целого или вещественного типа (перед обращением к функции ее целесообразно инициализировать, использовав процедуру Rаndomize). X – параметр, указывающий диапазон значений случайного числа. Оно изменяется в пределах 0 до Х. Результат в этом случае имеет тип Word (диапазон значений - 0…65535). Если параметр Х не задан, результат будет типа Real в пределах 0.0 <=Х <1.0. Для получения массива целых случайных чисел из диапазона от [A,B] RND(B-A)+A random(B-A)+A

Слайд 12





 Сформировать одномерный массив из  N элементов, где элементы массива - целые случайные числа в пределах от 1 до 45. Напечатать элементы массива в прямом и обратном порядке
Описание слайда:
Сформировать одномерный массив из N элементов, где элементы массива - целые случайные числа в пределах от 1 до 45. Напечатать элементы массива в прямом и обратном порядке

Слайд 13


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





В предыдущей задаче переставить элементы, стоящие на нечетных местах, с соответствующими элементами на четных местах.
После создания массива вставим строки:

В полученном массиве меняем соседние элементы. 
I=1 				          i:=1;
                                                      Пока I<=N-1 	
WHILE I<=N-1                          while i<=n-1 do begin          
Меняем значения соседних элементов.	
R=A(I):A(I)=A(I+1):A(I+1)=R  r:=a[i];a[i]:=a[i+1];a[i+1]:=r;
Увеличиваем индекс на два.	
I=I+2 			        	          inc(i,2);
WEND	       		                       end;
Распечатываем измененный массив.	
FOR I=1 TO N		     	          for i:=1 to n do  begin      
PRINT A(I);”  “;	                      write(a[i],' ');
NEXT	    		                      end;
				    	          readkey;
END 				          end.
Описание слайда:
В предыдущей задаче переставить элементы, стоящие на нечетных местах, с соответствующими элементами на четных местах. После создания массива вставим строки: В полученном массиве меняем соседние элементы. I=1 i:=1; Пока I<=N-1 WHILE I<=N-1 while i<=n-1 do begin Меняем значения соседних элементов. R=A(I):A(I)=A(I+1):A(I+1)=R r:=a[i];a[i]:=a[i+1];a[i+1]:=r; Увеличиваем индекс на два. I=I+2 inc(i,2); WEND end; Распечатываем измененный массив. FOR I=1 TO N for i:=1 to n do begin PRINT A(I);” “; write(a[i],' '); NEXT end; readkey; END end.

Слайд 15





Найти максимальный (минимальный) элемента массива, а также его порядковый номер.
После создания массива вставим строки:
За начальный максимум (минимум) берем первый элемент массива. 
MIN=A(1):MAX=A(1)	   min:=a[1];  max:=a[1];
FOR I=1 TO N 	      	   for i:=1 to n do            begin
   
Если найдется элемент меньший MIN, то MIN будет равен этому элементу.
    Одновременно запоминаем индекс промежуточного минимума.

IF A(I)<=MIN THEN	   	     If a[i]<=min then begin
MIN=A(I):IMIN=I 	                Min:=a[i]; imin:=i; end;
 Если найдется элемент больший MAX, то MAX будет равен этому элементу.
Описание слайда:
Найти максимальный (минимальный) элемента массива, а также его порядковый номер. После создания массива вставим строки: За начальный максимум (минимум) берем первый элемент массива. MIN=A(1):MAX=A(1) min:=a[1]; max:=a[1]; FOR I=1 TO N for i:=1 to n do begin Если найдется элемент меньший MIN, то MIN будет равен этому элементу. Одновременно запоминаем индекс промежуточного минимума. IF A(I)<=MIN THEN If a[i]<=min then begin MIN=A(I):IMIN=I Min:=a[i]; imin:=i; end; Если найдется элемент больший MAX, то MAX будет равен этому элементу.

Слайд 16





Найти максимальный (минимальный) элемента массива, а также его порядковый номер.
Одновременно запоминаем индекс промежуточного максимума.
IF A(I)>=MAX THEN	               if a[i]>= max then        
MAX=A(I):IMAX=I	   	   begin max:=a[i]; imax:=i; end;
NEXT 	           			    end;

              	Печатаем минимальный элемент и его индекс
PRINT MIN; ” номер “; IMIN    writeln(min,'  номер ',imin);

		   Печатаем максимальный элемент и его индекс.
PRINT MAX; ”  номер  “; IMAX    writeln(max,' номер ',imax); 
     	  	            	       readkey;
END	 			        end.
Описание слайда:
Найти максимальный (минимальный) элемента массива, а также его порядковый номер. Одновременно запоминаем индекс промежуточного максимума. IF A(I)>=MAX THEN if a[i]>= max then MAX=A(I):IMAX=I begin max:=a[i]; imax:=i; end; NEXT end; Печатаем минимальный элемент и его индекс PRINT MIN; ” номер “; IMIN writeln(min,' номер ',imin); Печатаем максимальный элемент и его индекс. PRINT MAX; ” номер “; IMAX writeln(max,' номер ',imax); readkey; END end.

Слайд 17





 Домашнее задание
   В предыдущей задаче найдите минимальный элемент среди отрицательных чисел и максимальный элемент среди неотрицательных.
Описание слайда:
Домашнее задание В предыдущей задаче найдите минимальный элемент среди отрицательных чисел и максимальный элемент среди неотрицательных.

Слайд 18


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19





Тема урока: Одномерные массивы. Работа с элементами
План урока:
Проверка домашнего задания.
Решение задач.
Домашнее задание.
Ход урока.
1. В предыдущей задаче найдите минимальный элемент среди отрицательных чисел и максимальный элемент среди неотрицательных.
В условии на нахождение промежуточного минимума добавим условие A(I)<0
IF A(I)<=MIN AND A(I)<0 THEN        if (a[i]<=min) and (a[i]<0  						then
MIN=A(I):IMIN=I		          begin min:=a[i]; imin:=i; end;

В условии на нахождение промежуточного максимума добавим условие A(I)>=0
IF A(I)>=MAX AND A(I)>=0  THEN     if (a[i]>= max) and (a[i]>=0) 					then 
 MAX=A(I):IMAX=I		               begin max:=a[i]; imax:=i; end;
Описание слайда:
Тема урока: Одномерные массивы. Работа с элементами План урока: Проверка домашнего задания. Решение задач. Домашнее задание. Ход урока. 1. В предыдущей задаче найдите минимальный элемент среди отрицательных чисел и максимальный элемент среди неотрицательных. В условии на нахождение промежуточного минимума добавим условие A(I)<0 IF A(I)<=MIN AND A(I)<0 THEN if (a[i]<=min) and (a[i]<0 then MIN=A(I):IMIN=I begin min:=a[i]; imin:=i; end; В условии на нахождение промежуточного максимума добавим условие A(I)>=0 IF A(I)>=MAX AND A(I)>=0 THEN if (a[i]>= max) and (a[i]>=0) then MAX=A(I):IMAX=I begin max:=a[i]; imax:=i; end;

Слайд 20





 В предыдущей задаче найдите максимальный элемент 
 В предыдущей задаче найдите максимальный элемент 
среди отрицательных чисел и минимальный элемент среди неотрицательных.

 Достаточно ли изменить условие в строках?
IF A(I)<=MIN AND A(I) >=0 THEN       if (a[i]<=min) and 						     (a[i]>=0)    then
MIN=A(I):IMIN=I			     begin min:=a[i];
						     imin:=i; 								    end;

IF A(I)>=MAX AND A(I) < 0  THEN      if (a[i]>= max) and 						     (a[i]<0) then 
 MAX=A(I):IMAX=I			     begin
						    max:=a[i]; imax:=i; 
						    end;

Ответ: нет, так как в этом случае мы неправильно задали начальный максимум и минимум. В случае, если первый элемент окажется положительным, то мы неправильно найдем максимум среди отрицательных элементов. Если первый элемент окажется отрицательным, то мы неправильно найдем минимум среди  неотрицательных элементов.
Описание слайда:
В предыдущей задаче найдите максимальный элемент В предыдущей задаче найдите максимальный элемент среди отрицательных чисел и минимальный элемент среди неотрицательных. Достаточно ли изменить условие в строках? IF A(I)<=MIN AND A(I) >=0 THEN if (a[i]<=min) and (a[i]>=0) then MIN=A(I):IMIN=I begin min:=a[i]; imin:=i; end; IF A(I)>=MAX AND A(I) < 0 THEN if (a[i]>= max) and (a[i]<0) then MAX=A(I):IMAX=I begin max:=a[i]; imax:=i; end; Ответ: нет, так как в этом случае мы неправильно задали начальный максимум и минимум. В случае, если первый элемент окажется положительным, то мы неправильно найдем максимум среди отрицательных элементов. Если первый элемент окажется отрицательным, то мы неправильно найдем минимум среди неотрицательных элементов.

Слайд 21





Подсчитать количество четных элементов массива, заданного датчиком случайных чисел.
Prim19					program Prim19;
						Uses crt;
DEFINT I, K, N,R			Var i,k,n,r:integer;
DIM A(I000) AS INTEGER 		a:array[1..10000] of integer;
						Begin
CLS 	 				clrscr;
RANDOMIZE TIMER	   	   	randomize;
INPUT “число элементов  N=”;N   	write(' число элемен.n='); 					readln(n);
FOR I=1 TO N	         			 for i:=1 to n do     begin
A(I)=RND*45-22	            		 a[i]:=random(45)-22;
PRINT A(I);”  “;	             		 write(a[i],' ');
          Проверяем на четность и считаем количество четных элементов.
IF A(I) MOD 2 =0 THEN K=K+1 	              If a[i] mod 2=0 then inc(k,1);
NEXT 	        			        	 End;
PRINT “K=”;K 	      		    	 Write('к= ',k);
	    				  	 Readkey
END 			                 	end.
Описание слайда:
Подсчитать количество четных элементов массива, заданного датчиком случайных чисел. Prim19 program Prim19; Uses crt; DEFINT I, K, N,R Var i,k,n,r:integer; DIM A(I000) AS INTEGER a:array[1..10000] of integer; Begin CLS clrscr; RANDOMIZE TIMER randomize; INPUT “число элементов N=”;N write(' число элемен.n='); readln(n); FOR I=1 TO N for i:=1 to n do begin A(I)=RND*45-22 a[i]:=random(45)-22; PRINT A(I);” “; write(a[i],' '); Проверяем на четность и считаем количество четных элементов. IF A(I) MOD 2 =0 THEN K=K+1 If a[i] mod 2=0 then inc(k,1); NEXT End; PRINT “K=”;K Write('к= ',k); Readkey END end.

Слайд 22





Подсчитать количество отрицательных и н6еотрицательных элементов массива, заданного датчиком случайных чисел
Prim2					program prim2;
						uses crt;
DEF A(1000) AS INTEGER		var a:array [1..1000] of 					integer; 
DEFINT I,K-L,N				i,k,n,l:integer;
						begin
RANDOMIZE  TIMER 			randomize;
CLS	   			     	clrscr;
INPUT “ число элементов N=”;N	write('число элементов 					n=');readln(n);
FOR I=1 TO N	        		         	for i:=1 to n do begin
A(I)=RND*45-22			 a[i]:=random(45)-22; 		
PRINT A(I);”  “;	            		 write(a[i],'  ');
Описание слайда:
Подсчитать количество отрицательных и н6еотрицательных элементов массива, заданного датчиком случайных чисел Prim2 program prim2; uses crt; DEF A(1000) AS INTEGER var a:array [1..1000] of integer; DEFINT I,K-L,N i,k,n,l:integer; begin RANDOMIZE TIMER randomize; CLS clrscr; INPUT “ число элементов N=”;N write('число элементов n=');readln(n); FOR I=1 TO N for i:=1 to n do begin A(I)=RND*45-22 a[i]:=random(45)-22; PRINT A(I);” “; write(a[i],' ');

Слайд 23


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





Произвести удаление элемента из одномерного массива,  заданного датчиком случайных чисел.
		После заполнения массива вводим номер удаляемого элемента.	
INPUT” номер удаляемого  элем. 	write(' номер удал. элем. k=<n'); 	 К=< N “;K 		readln(k);

FOR I=1 TO N-1	     		for i:=1 to n-1 do begin
       Смещаем элементы массива к началу, начиная с К-го.
IF I>=K THEN A(I)=A(I+1)	           	f i>=k then a[i]:=a[i+1];
NEXT 	   			    	end;
		Обнуляем последний элемент
A(N)=0	      			 a[n]:=0;
Выводим на экран измененный массив	
FOR I=1 TO N-1 			for i:=1 to n -1    do begin
PRINT A(I);”  “; 	   		write(a[i],'  ');
NEXT	  			      	end;
					  	readln;
END 					end.
Описание слайда:
Произвести удаление элемента из одномерного массива, заданного датчиком случайных чисел. После заполнения массива вводим номер удаляемого элемента. INPUT” номер удаляемого элем. write(' номер удал. элем. k=<n'); К=< N “;K readln(k); FOR I=1 TO N-1 for i:=1 to n-1 do begin Смещаем элементы массива к началу, начиная с К-го. IF I>=K THEN A(I)=A(I+1) f i>=k then a[i]:=a[i+1]; NEXT end; Обнуляем последний элемент A(N)=0 a[n]:=0; Выводим на экран измененный массив FOR I=1 TO N-1 for i:=1 to n -1 do begin PRINT A(I);” “; write(a[i],' '); NEXT end; readln; END end.

Слайд 25





Произвести вставку элемента в  одномерный массив,  заданный датчиком случайных чисел.
 После заполнения массива вводим индекс и значение 	вставляемого элемента. 
INPUT “ ИНДЕКС <=N  “;K           write(' индекс  <=N'); 						readln(k)
INPUT” значение  R =”;R 		write(' значение  R = '); 						readln(r);
Смещаем элементы к концу  массива, начиная с К+1
FOR I=N+1 TO 1 STEP-1              for i:=n+1 downto 1 do 						begin
Описание слайда:
Произвести вставку элемента в одномерный массив, заданный датчиком случайных чисел. После заполнения массива вводим индекс и значение вставляемого элемента. INPUT “ ИНДЕКС <=N “;K write(' индекс <=N'); readln(k) INPUT” значение R =”;R write(' значение R = '); readln(r); Смещаем элементы к концу массива, начиная с К+1 FOR I=N+1 TO 1 STEP-1 for i:=n+1 downto 1 do begin

Слайд 26


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №27
Описание слайда:

Слайд 28






Тема урока: Двумерные массивы.
			 Работа с элементами
План урока:
Проверка домашнего задания.
Двумерные массивы.
Решение задач.
Домашнее задание.
 
Что необходимо изменить в программе подсчета количества элементов, чтобы в К находилась сумма неотрицательных элементов, а в L произведение отрицательных элементов?
Для этого изменим строку, предварительно задав начальные значения К=0 и L=1.
IF A(I)>=0 THEN K=К+ A(I) 	if a[i]>=0 then k:= k + a[i] 
ELSE L=L* A(I)		 	else L:=l+ a[i];
Описание слайда:
Тема урока: Двумерные массивы. Работа с элементами План урока: Проверка домашнего задания. Двумерные массивы. Решение задач. Домашнее задание. Что необходимо изменить в программе подсчета количества элементов, чтобы в К находилась сумма неотрицательных элементов, а в L произведение отрицательных элементов? Для этого изменим строку, предварительно задав начальные значения К=0 и L=1. IF A(I)>=0 THEN K=К+ A(I) if a[i]>=0 then k:= k + a[i] ELSE L=L* A(I) else L:=l+ a[i];

Слайд 29





Двумерные массивы
Массивы, положение элементов в которых описывается двумя индексами, называются двумерными. 
Их можно представить в виде прямоугольной таблицы или матрицы.
Рассмотрим матрицу А размером 2*3, то есть в ней будет две строки, а в каждой строке по три элемента:
   A=     a11   a12   a13  
             a21   a22   a23
Описание слайда:
Двумерные массивы Массивы, положение элементов в которых описывается двумя индексами, называются двумерными. Их можно представить в виде прямоугольной таблицы или матрицы. Рассмотрим матрицу А размером 2*3, то есть в ней будет две строки, а в каждой строке по три элемента: A= a11 a12 a13 a21 a22 a23

Слайд 30


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №30
Описание слайда:

Слайд 31





Способы объявления двумерного массива
Способ 1 
В Turbo Pascal 7.0 двумерный массив можно описать как одномерный, элементами которого являются одномерные массивы. Например, для матрицы А, приведенной выше:
Const n =2; т=3;
	Type. Mas1=Array[1..m] Of <тип элементов >;   Mas2=Array[1..n] Of mas1;
     Var v: mas1;
      a: mas2;

В данном случае переменная v объявлена, как одномерный массив из трех элементов вещественного типа. Переменная а описана как двумерный массив из  двух строк, в каждую из которых включено по три элемента.
Описание слайда:
Способы объявления двумерного массива Способ 1 В Turbo Pascal 7.0 двумерный массив можно описать как одномерный, элементами которого являются одномерные массивы. Например, для матрицы А, приведенной выше: Const n =2; т=3; Type. Mas1=Array[1..m] Of <тип элементов >; Mas2=Array[1..n] Of mas1; Var v: mas1; a: mas2; В данном случае переменная v объявлена, как одномерный массив из трех элементов вещественного типа. Переменная а описана как двумерный массив из двух строк, в каждую из которых включено по три элемента.

Слайд 32





Способ 2
Способ 2
Описание массива А можно сократить, исключив определение типа mas1 в определении типа mas2:
	Const n=2; m=3;
	Type massiv = Array[1..n] Оf  Array[1..m] Of <тип элементов>;
	Var a: massiv.
Описание слайда:
Способ 2 Способ 2 Описание массива А можно сократить, исключив определение типа mas1 в определении типа mas2: Const n=2; m=3; Type massiv = Array[1..n] Оf Array[1..m] Of <тип элементов>; Var a: massiv.

Слайд 33





Способ 3
Способ 3
Еще более краткое описание массива А можно получить, указывая имя массива и диапазоны изменения индексов для каждой размерности массива:
Const п=2; т=3;
Type massiv = Array[1..n,1..mJ Of <mun элементов>;
Var a: massiv.
Если указанный тип используется для определения одного массива в программе, то удобно объявление массива в разделе описания переменных:
Var a: Array[1..n,1..m] Of <тип элементов>.
Описание слайда:
Способ 3 Способ 3 Еще более краткое описание массива А можно получить, указывая имя массива и диапазоны изменения индексов для каждой размерности массива: Const п=2; т=3; Type massiv = Array[1..n,1..mJ Of <mun элементов>; Var a: massiv. Если указанный тип используется для определения одного массива в программе, то удобно объявление массива в разделе описания переменных: Var a: Array[1..n,1..m] Of <тип элементов>.

Слайд 34





На языке QBasic двумерные массивы определяются аналогично, как и одномерные. 
На языке QBasic двумерные массивы определяются аналогично, как и одномерные. 
Например:
DIM имя массива (n1  ТО n2,n3 TO n4) AS тип элементов 
 DIM A(1 TO 100, 1 TO 100) AS INTEGER	
DIM A( 100,  100) AS INTEGER	
если n1  =1, то номер  можно не указывать.
Допускается в описании объединять массивы в список, например:
DIM A(50,40), B$(15,50), C%(50,11) 
 Здесь объявлено списком три массива А, В, С действительные, строковые и целые.
Описание слайда:
На языке QBasic двумерные массивы определяются аналогично, как и одномерные. На языке QBasic двумерные массивы определяются аналогично, как и одномерные. Например: DIM имя массива (n1 ТО n2,n3 TO n4) AS тип элементов DIM A(1 TO 100, 1 TO 100) AS INTEGER DIM A( 100, 100) AS INTEGER если n1 =1, то номер можно не указывать. Допускается в описании объединять массивы в список, например: DIM A(50,40), B$(15,50), C%(50,11) Здесь объявлено списком три массива А, В, С действительные, строковые и целые.

Слайд 35


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №35
Описание слайда:

Слайд 36





Найти сумму всех элементов двумерного массива и сумму элементов каждой строки.
‘prim1			  	         	program prim1;
					        	uses crt;
DIM A(1 TO 100,1 TO 100) 		Type mas=array 
 AS INTEGER 				[1..100,1..100] of integer;
					          var a:mas;
DEFINT I-J, N,S 			i,j,n,s,s1:integer;
					          begin
CLS 	   				clrscr;
RANDOMIZE TIMER	     		randomize;
INPUT “N=”;N 	        		write('n=');readln(n);
FOR I=1 TO N	         			for i:=1 to n do begin
FOR J=1 TO N	            		for j:=1 to n do begin
Описание слайда:
Найти сумму всех элементов двумерного массива и сумму элементов каждой строки. ‘prim1 program prim1; uses crt; DIM A(1 TO 100,1 TO 100) Type mas=array AS INTEGER [1..100,1..100] of integer; var a:mas; DEFINT I-J, N,S i,j,n,s,s1:integer; begin CLS clrscr; RANDOMIZE TIMER randomize; INPUT “N=”;N write('n=');readln(n); FOR I=1 TO N for i:=1 to n do begin FOR J=1 TO N for j:=1 to n do begin

Слайд 37


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №37
Описание слайда:

Слайд 38





Найти максимальный элемент каждой строки массива и его индексы (всего массива и его индексы)
Решение.
Так как элементы могут повторяться, то договоримся, что будем запоминать только индексы первого максимального элемента. 

prim2					program prim2;
						uses crt;
DIM A(1 TO 100,1 TO 100) 
AS INTEGER 				Type mas=array 						[1..100,1..100] of integer;
						var a:mas;
DEFINT I-J				i, j, n: integer;
DEFINT M-N 				max,min,i1,j1,i2,j2:integer;
						begin
CLS 	   				clrscr;
RANDOMIZE TIMER 	      		 randomize;
INPUT “N=”;N 	          			 write('n=');readln(n);
FOR I=1 TO N			             for i:=1 to n do begin
Описание слайда:
Найти максимальный элемент каждой строки массива и его индексы (всего массива и его индексы) Решение. Так как элементы могут повторяться, то договоримся, что будем запоминать только индексы первого максимального элемента. prim2 program prim2; uses crt; DIM A(1 TO 100,1 TO 100) AS INTEGER Type mas=array [1..100,1..100] of integer; var a:mas; DEFINT I-J i, j, n: integer; DEFINT M-N max,min,i1,j1,i2,j2:integer; begin CLS clrscr; RANDOMIZE TIMER randomize; INPUT “N=”;N write('n=');readln(n); FOR I=1 TO N for i:=1 to n do begin

Слайд 39





Продолжение программы
	Так как тип массива integer, то за начальные значения возьмем: 
MAX = -32768 	            		 max := -32768;
FOR J=1 TO N 	              		 for j:=1 to n do begin
	               Получаем случайные значения  элементов матрицы. 
A(I,J)=RND*45-22	            	 a[i,j]:=random(45)-22;
		    Выводим элементы матрицы на экран.	             
PRINT USING” ####”;A(I,J);	             write(a[i,j]:4);
	Находим максимальный  элемент в каждой 	строке и его индексы.
IF A(I,J)>MAX THEN 		 	if a[i,j]>max then
						 begin
MAX=A(I,J):I1=I:J1=J    		 max:=a[i,j];i1:=i;j1:=j;
						  end;
NEXT                				 end;
Описание слайда:
Продолжение программы Так как тип массива integer, то за начальные значения возьмем: MAX = -32768 max := -32768; FOR J=1 TO N for j:=1 to n do begin Получаем случайные значения элементов матрицы. A(I,J)=RND*45-22 a[i,j]:=random(45)-22; Выводим элементы матрицы на экран. PRINT USING” ####”;A(I,J); write(a[i,j]:4); Находим максимальный элемент в каждой строке и его индексы. IF A(I,J)>MAX THEN if a[i,j]>max then begin MAX=A(I,J):I1=I:J1=J max:=a[i,j];i1:=i;j1:=j; end; NEXT end;

Слайд 40


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №40
Описание слайда:

Слайд 41





Найти количество  элементов, больших  некоторого заданного числа Х в каждой строке массива (во всем массиве).
‘prim25					program prim25;
						uses crt;
DIM A(1 TO 100,1 TO 100) AS INTEGER              var a: =array[1..100,1..100] of integer;
DEFINT I-J,N				i,j,n:integer;
DEFINT K-L,X				k,l,x:integer;
						begin
CLS 	 				clrscr;
RANDOMIZE TIMER	    		randomize;
INPUT”N=“;N	       			write('n=');readln(n);
			           Задаем значение Х.	
X=0					x:=0;
FOR I=1 TO N	       			for i:=1 to n do begin
K=0:L=0 	           			k:=0;l:=0;
FOR J=1 TO N	  			for j:=1 to n do begin
A(I,J)= RND*45-22	    		a[i,j]:=random(45)-22;
PRINT USING” ####”;A(I,J);	 	write(a[i,j]:4);
Описание слайда:
Найти количество элементов, больших некоторого заданного числа Х в каждой строке массива (во всем массиве). ‘prim25 program prim25; uses crt; DIM A(1 TO 100,1 TO 100) AS INTEGER var a: =array[1..100,1..100] of integer; DEFINT I-J,N i,j,n:integer; DEFINT K-L,X k,l,x:integer; begin CLS clrscr; RANDOMIZE TIMER randomize; INPUT”N=“;N write('n=');readln(n); Задаем значение Х. X=0 x:=0; FOR I=1 TO N for i:=1 to n do begin K=0:L=0 k:=0;l:=0; FOR J=1 TO N for j:=1 to n do begin A(I,J)= RND*45-22 a[i,j]:=random(45)-22; PRINT USING” ####”;A(I,J); write(a[i,j]:4);

Слайд 42





Продолжение программы
 Считаем число элементов, удовлетворяющих условию задачи. 
IF A(I,J)>X THEN K=K+1 		if a[i,j]>x then k:=k+1
ELSE L=L+1        			 else l:=l+1;
NEXT					  end;
           Если находим для всего массива, то следующую строку надо убрать, а начальные значения 
K=0:L=0 перенести выше на одну строку.
PRINT “K=”;K,”L=”;L:K=0:L=0	write('  k=',k, ' l=',l); 					k:=0;l:=0; 
PRINT				             writeln;
NEXT 	     		       	     	end;
 Печатаем число элементов, удовлетворяющих условию задачи во всем массиве.	
PRINT “K=”;K,”L=”;L 	         	 write('  k=',k, ' l=',l);
					   	 readln;
END 					end.
 
Домашнее задание.
    Измените программу примера  так, чтобы находился последний максимальный элемент и его индексы во всем массиве.
Описание слайда:
Продолжение программы Считаем число элементов, удовлетворяющих условию задачи. IF A(I,J)>X THEN K=K+1 if a[i,j]>x then k:=k+1 ELSE L=L+1 else l:=l+1; NEXT end; Если находим для всего массива, то следующую строку надо убрать, а начальные значения K=0:L=0 перенести выше на одну строку. PRINT “K=”;K,”L=”;L:K=0:L=0 write(' k=',k, ' l=',l); k:=0;l:=0; PRINT writeln; NEXT end; Печатаем число элементов, удовлетворяющих условию задачи во всем массиве. PRINT “K=”;K,”L=”;L write(' k=',k, ' l=',l); readln; END end. Домашнее задание. Измените программу примера так, чтобы находился последний максимальный элемент и его индексы во всем массиве.

Слайд 43


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №43
Описание слайда:

Слайд 44





Тема урока: Языки программирования Qbasic и Turbo Pascal 7.0. Двумерные массивы. Работа с элементами
План урока:
Проверка домашнего задания.
Решение задач.
Домашнее задание.
 Проверка домашнего задания.
Измените программу предыдущего примера, чтобы находился последний максимальный элемент и его индексы во всем массиве.
Для решения этой задачи необходимо изменить знак  > на => в следующей строке.
IF A(I,J)>=MAX THEN MAX=A(I,J):I1=I:J1=J 
	
if a[i, j]>= max then begin max: = a [i, j]; i1:=i;j1:=j;end;

Продолжим изучение двумерных массивов на конкретных примерах.
Описание слайда:
Тема урока: Языки программирования Qbasic и Turbo Pascal 7.0. Двумерные массивы. Работа с элементами План урока: Проверка домашнего задания. Решение задач. Домашнее задание. Проверка домашнего задания. Измените программу предыдущего примера, чтобы находился последний максимальный элемент и его индексы во всем массиве. Для решения этой задачи необходимо изменить знак > на => в следующей строке. IF A(I,J)>=MAX THEN MAX=A(I,J):I1=I:J1=J if a[i, j]>= max then begin max: = a [i, j]; i1:=i;j1:=j;end; Продолжим изучение двумерных массивов на конкретных примерах.

Слайд 45





Определить, является ли данный квадратный массив симметричным относительно своей главной диагонали.
  Если массив  является симметричным, то для него выполняется равенство a[i,j]=a[j,i] для всех i=l,..., n и j=1,..., n при условии, что i>j. Но если встретится хотя бы одна такая пара, что соответствующие элементы не будут равны, то массив будет несимметричным.
prim1					program prim1;
						uses crt;
DIM A(1 ТО 100,1 ТО 100) AS INTEGER 	
					         var a:array[1..100,1..100] 					of integer;
DEFINT I,J,,N				i,j,n:integer;
						begin
CLS 					clrscr;
RANDOMIZE TIMER	      		randomize;
Описание слайда:
Определить, является ли данный квадратный массив симметричным относительно своей главной диагонали. Если массив является симметричным, то для него выполняется равенство a[i,j]=a[j,i] для всех i=l,..., n и j=1,..., n при условии, что i>j. Но если встретится хотя бы одна такая пара, что соответствующие элементы не будут равны, то массив будет несимметричным. prim1 program prim1; uses crt; DIM A(1 ТО 100,1 ТО 100) AS INTEGER var a:array[1..100,1..100] of integer; DEFINT I,J,,N i,j,n:integer; begin CLS clrscr; RANDOMIZE TIMER randomize;

Слайд 46





Продолжение программы
INPUT”N=”;N 			         write('n=');readln(n);
FOR I=1 TO N 			for i:=1 to n do begin
FOR J=1 TO N 	   		for j:=1 to n do begin
A(I,J)=RND*45-22 	    		a[i,j]:=random(45)-22;
PRINT USING” ####”;A(I,J);	write(a[i,j]:4);
NEXT					end;
PRINT	             			writeln;
NEXT 	        				end;
	      					readln;
Описание слайда:
Продолжение программы INPUT”N=”;N write('n=');readln(n); FOR I=1 TO N for i:=1 to n do begin FOR J=1 TO N for j:=1 to n do begin A(I,J)=RND*45-22 a[i,j]:=random(45)-22; PRINT USING” ####”;A(I,J); write(a[i,j]:4); NEXT end; PRINT writeln; NEXT end; readln;

Слайд 47


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №47
Описание слайда:

Слайд 48





Вставить строку из нулей  на место  строки с номером k.
Для решения этой задачи необходимо:
Первые k-1 строк оставить без изменения.
Все строки после k-й сдвинуть на одну назад, это лучше начать с последней строки и идти до k-й.
Элементам строки k присвоить заданное значение.
Кроме того, необходимо изменить размер массива. Так как мы вставляем строку, то число строк будет на одну больше:
Описание слайда:
Вставить строку из нулей на место строки с номером k. Для решения этой задачи необходимо: Первые k-1 строк оставить без изменения. Все строки после k-й сдвинуть на одну назад, это лучше начать с последней строки и идти до k-й. Элементам строки k присвоить заданное значение. Кроме того, необходимо изменить размер массива. Так как мы вставляем строку, то число строк будет на одну больше:

Слайд 49


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №49
Описание слайда:

Слайд 50





PRINT USING” ####”;A(I,J);		write(a[i,j]:4);
PRINT USING” ####”;A(I,J);		write(a[i,j]:4);
NEXT						end;
PRINT 					writeln;
NEXT				 		end;
Вводим номер вставляемой строки.	
INPUT”K=”;K 				write('k=');readln(k);

Сдвигаем  строки назад до К-ой строки, начиная с последней.
FOR I= N TO K STEP-1	        	   	for i:=n downto k do
FOR J=1 TO N:A(I+1,J)=A(I,J):NEXTJ,I	for j:=1 to n do  							a[i+1,j]:=a[i,j];
END	 				           end.
Описание слайда:
PRINT USING” ####”;A(I,J); write(a[i,j]:4); PRINT USING” ####”;A(I,J); write(a[i,j]:4); NEXT end; PRINT writeln; NEXT end; Вводим номер вставляемой строки. INPUT”K=”;K write('k=');readln(k); Сдвигаем строки назад до К-ой строки, начиная с последней. FOR I= N TO K STEP-1 for i:=n downto k do FOR J=1 TO N:A(I+1,J)=A(I,J):NEXTJ,I for j:=1 to n do a[i+1,j]:=a[i,j]; END end.

Слайд 51


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №51
Описание слайда:

Слайд 52





Удалить строку с номером k.
Для того, чтобы удалить строку с номером k, необходимо:
 - Сдвинуть все строки, начиная с данной, на одну вверх.
 - Последнюю строку "обнулить", то есть всем элементам последней строки присвоить нулевое  значение.
   Будем выводить на экран сначала все строки, а второй раз, после удаления, на одну меньше.
Описание слайда:
Удалить строку с номером k. Для того, чтобы удалить строку с номером k, необходимо: - Сдвинуть все строки, начиная с данной, на одну вверх. - Последнюю строку "обнулить", то есть всем элементам последней строки присвоить нулевое значение. Будем выводить на экран сначала все строки, а второй раз, после удаления, на одну меньше.

Слайд 53


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №53
Описание слайда:

Слайд 54





PRINT USING” ####”;A(I,J);	 write(a[i,j]:4);
PRINT USING” ####”;A(I,J);	 write(a[i,j]:4);
NEXT 					 end;
PRINT					 writeln;
NEXT 					  end;
	           Вводим номер удаляемой строки	

INPUT”K=”;K 			   write('k=');readln(k);

Сдвигаем строки на одну вверх, начиная с данной
FOR K=1 TO N-1	       		  for i:=K to n-1 do
FOR J=1 TO N:A(I,J)=A(I+1,J):	   for j:=1 to n do 
NEXTJ,I	        			    a[i,j]:=a[i+1,j];
Описание слайда:
PRINT USING” ####”;A(I,J); write(a[i,j]:4); PRINT USING” ####”;A(I,J); write(a[i,j]:4); NEXT end; PRINT writeln; NEXT end; Вводим номер удаляемой строки INPUT”K=”;K write('k=');readln(k); Сдвигаем строки на одну вверх, начиная с данной FOR K=1 TO N-1 for i:=K to n-1 do FOR J=1 TO N:A(I,J)=A(I+1,J): for j:=1 to n do NEXTJ,I a[i,j]:=a[i+1,j];

Слайд 55


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №55
Описание слайда:

Слайд 56





Поменять местами строки с номерами К1 и К2.
 prim4					program prim4;
						uses crt;
						Type mas=array 							[1..100,1..100]
						 of integer;
DIM A(1 ТО 100,1 ТО 100)		 var a:mas;
 AS INTEGER
DEFINT I-K,N,R			i,j,n,k1,k2,r:integer;
						begin
CLS 	 			 	clrscr;
RANDOMIZE TIMER	      	 	randomize;
INPUT”N=”;N 			write('n='); readln(n);
Описание слайда:
Поменять местами строки с номерами К1 и К2. prim4 program prim4; uses crt; Type mas=array [1..100,1..100] of integer; DIM A(1 ТО 100,1 ТО 100) var a:mas; AS INTEGER DEFINT I-K,N,R i,j,n,k1,k2,r:integer; begin CLS clrscr; RANDOMIZE TIMER randomize; INPUT”N=”;N write('n='); readln(n);

Слайд 57


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №57
Описание слайда:

Слайд 58





Продолжение программы
 Вводим номера строк, которые будем  менять местами
INPUT”K1=,K2=”;K1,K2	     	write('stroki k1=k2='); 						readln(k1,k2);

            Меняем значения К1 и К2 строк  между собой.
FOR J=1 TO N	   			for j:=1 to n do begin 
R=A(K1,J):A(K1,J)=A(K2,J):A(K2,J)=R	
						 r:= a[k1,j];a[k1,j]:=a[k2,j]; 					a[k2,j]:=r;
NEXT 	    			     end;
Описание слайда:
Продолжение программы Вводим номера строк, которые будем менять местами INPUT”K1=,K2=”;K1,K2 write('stroki k1=k2='); readln(k1,k2); Меняем значения К1 и К2 строк между собой. FOR J=1 TO N for j:=1 to n do begin R=A(K1,J):A(K1,J)=A(K2,J):A(K2,J)=R r:= a[k1,j];a[k1,j]:=a[k2,j]; a[k2,j]:=r; NEXT end;

Слайд 59


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №59
Описание слайда:

Слайд 60


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №60
Описание слайда:

Слайд 61





Тема урока: Языки программирования QBasic и Turbo Pascal 7.0. Двумерные массивы. Работа с элементами 
План урока:
Проверка домашнего задания.
Решение задач.
Домашнее задание.
Описание слайда:
Тема урока: Языки программирования QBasic и Turbo Pascal 7.0. Двумерные массивы. Работа с элементами План урока: Проверка домашнего задания. Решение задач. Домашнее задание.

Слайд 62


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №62
Описание слайда:

Слайд 63





 Иногда массив необходимо заполнять не случайными числами, а по некоторому закону. 
 Иногда массив необходимо заполнять не случайными числами, а по некоторому закону. 
Пример 1
Заполнить массив А размером п*m следующим образом, например, n=5 и m=5:
1      2     3     4     5
10    9     8     7     6
11   12  13   14   15
16   17  18   19   20
21   22  23   24   25

То есть заполняется в виде "змейки".
Решение.
   Для того, чтобы заполнить, надо вывести правило заполнения, а оно в данном случае будет таким: 
если ряд нечетный (то есть номер строки — нечетное число), 
то A[i,j]=(i-l)*m+j, иначе (то есть когда строка четная) A[i,j]==i*m-j+l. 
По этому правилу и составляем процедуру заполнения. Тем более, что проверку на четность мы производили (только со столбцами) в домашней работе.
Описание слайда:
Иногда массив необходимо заполнять не случайными числами, а по некоторому закону. Иногда массив необходимо заполнять не случайными числами, а по некоторому закону. Пример 1 Заполнить массив А размером п*m следующим образом, например, n=5 и m=5: 1 2 3 4 5 10 9 8 7 6 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 То есть заполняется в виде "змейки". Решение. Для того, чтобы заполнить, надо вывести правило заполнения, а оно в данном случае будет таким: если ряд нечетный (то есть номер строки — нечетное число), то A[i,j]=(i-l)*m+j, иначе (то есть когда строка четная) A[i,j]==i*m-j+l. По этому правилу и составляем процедуру заполнения. Тем более, что проверку на четность мы производили (только со столбцами) в домашней работе.

Слайд 64





 prim1					program prim1;
 prim1					program prim1;
						uses crt;
DIM A(1 ТО 100,1 ТО 100)		 Type mas=array 
AS INTEGER 				[1..100,1..100] of integer;

						var a:mas;
DEFINT I-N				i,j,n, m:integer;
						begin
CLS					clrscr;
INPUT”N=M=”;N,M	   			   								write('n=m=');readln(n,m);
FOR I=1 TO N 	      		for i:=1 to n do begin
FOR J=1 TO M 	   		for j:=1 to m do begin
Описание слайда:
prim1 program prim1; prim1 program prim1; uses crt; DIM A(1 ТО 100,1 ТО 100) Type mas=array AS INTEGER [1..100,1..100] of integer; var a:mas; DEFINT I-N i,j,n, m:integer; begin CLS clrscr; INPUT”N=M=”;N,M write('n=m=');readln(n,m); FOR I=1 TO N for i:=1 to n do begin FOR J=1 TO M for j:=1 to m do begin

Слайд 65


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №65
Описание слайда:

Слайд 66





Составить программу, запрашивающую координаты ферзя на шахматной доске и показывающую поля доски, находящиеся под боем.
Решение.
Шахматную доску представим в виде двумерного массива размером 8*8. Координаты ферзя мы будем  вводить двумя числами (номер строки и номер столбца), хотя  в шахматах принято вводить букву и число.  (Буква отвечает за номер строки, а число — за номер столбца). Это мы делаем для сокращения программы. При желании вы можете  не  отступать от традиций и вводить координаты именно таким образом. В программе необходимо будет перевести букву в соответствующее ей число ('а' - 1, V - 2, 'с' - 3,'d' - 4, 'е' - 5,'f'—6, 'g'—7,'h'— 8), тогда будет удобнее работать.
Описание слайда:
Составить программу, запрашивающую координаты ферзя на шахматной доске и показывающую поля доски, находящиеся под боем. Решение. Шахматную доску представим в виде двумерного массива размером 8*8. Координаты ферзя мы будем вводить двумя числами (номер строки и номер столбца), хотя в шахматах принято вводить букву и число. (Буква отвечает за номер строки, а число — за номер столбца). Это мы делаем для сокращения программы. При желании вы можете не отступать от традиций и вводить координаты именно таким образом. В программе необходимо будет перевести букву в соответствующее ей число ('а' - 1, V - 2, 'с' - 3,'d' - 4, 'е' - 5,'f'—6, 'g'—7,'h'— 8), тогда будет удобнее работать.

Слайд 67


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №67
Описание слайда:

Слайд 68





prim2					program prim2;
prim2					program prim2;
						uses crt;
DIM A(1 TO 100,1 TO 100) 		Type mas=array 
AS INTEGER				[1..100,1..100] of integer;
						var a:mas;
DEFINT I-L,N				i,j,n,k,l:integer;
						begin
CLS 	   				clrscr;
INPUT”N=”;N 	      			  write('n=');readln(n);
         Вводим координаты ферзя K<=N и L<=N.
INPUT”K=,L=”;K,L			write('k=l=');readln(k,l);
FOR I= 1 TO N 			for i:=1 to n do begin
FOR J=1 TO N 			for j:=1 to n do begin
Описание слайда:
prim2 program prim2; prim2 program prim2; uses crt; DIM A(1 TO 100,1 TO 100) Type mas=array AS INTEGER [1..100,1..100] of integer; var a:mas; DEFINT I-L,N i,j,n,k,l:integer; begin CLS clrscr; INPUT”N=”;N write('n=');readln(n); Вводим координаты ферзя K<=N и L<=N. INPUT”K=,L=”;K,L write('k=l=');readln(k,l); FOR I= 1 TO N for i:=1 to n do begin FOR J=1 TO N for j:=1 to n do begin

Слайд 69


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №69
Описание слайда:

Слайд 70





Ввести координаты ферзя и коня и определить: бьёт ли ферзь коня, если первый ход ферзя.
Задача аналогична предыдущей, только в ней дополнительно придется проверять, не стоит ли конь под ударом ферзя. 
prim3					program prim3;
						uses crt;
DIM A(100,100) AS INTEGER	Type mas=array 						[1..100,1..100] of integer;
				             	var a:mas;
DEFINT I-L,N				i,j,n,k,l,k1,l1:integer;  
						begin
CLS		    			clrscr;
INPUT”N=”;N	   		      	write('n=');readln(n);
Описание слайда:
Ввести координаты ферзя и коня и определить: бьёт ли ферзь коня, если первый ход ферзя. Задача аналогична предыдущей, только в ней дополнительно придется проверять, не стоит ли конь под ударом ферзя. prim3 program prim3; uses crt; DIM A(100,100) AS INTEGER Type mas=array [1..100,1..100] of integer; var a:mas; DEFINT I-L,N i,j,n,k,l,k1,l1:integer; begin CLS clrscr; INPUT”N=”;N write('n=');readln(n);

Слайд 71


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №71
Описание слайда:

Слайд 72





			 Распечатываем массив.	
			 Распечатываем массив.	
PRINT USING” ####”;A(I,J);			 write(a[i,j]:4);
NEXT						end;
PRINT	       					 writeln;
NEXT 	            					end;
Вводим координаты коня
INPUT”КООРДИНАТЫ КОНЯ=”; 		write('koordin kon 
K1,L1    				  k1=l1=');readln(k1,l1);
Проверяем, бьется  ли данное  поле ферзем
IF A(K1,L1)=1 THEN PRINT”БЬЕТ”     	if a[k1,l1]=1 then 						writeln ('бьет') 
ELSE PRINT ”НЕТ”	       	         		 else writeln('нет');
			                            		 readln;
END 			             		 end.

Домашнее задание.	
Подготовиться к контрольной работе.
Описание слайда:
Распечатываем массив. Распечатываем массив. PRINT USING” ####”;A(I,J); write(a[i,j]:4); NEXT end; PRINT writeln; NEXT end; Вводим координаты коня INPUT”КООРДИНАТЫ КОНЯ=”; write('koordin kon K1,L1 k1=l1=');readln(k1,l1); Проверяем, бьется ли данное поле ферзем IF A(K1,L1)=1 THEN PRINT”БЬЕТ” if a[k1,l1]=1 then writeln ('бьет') ELSE PRINT ”НЕТ” else writeln('нет'); readln; END end. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.

Слайд 73





Контрольная работа № 3
Вариант № 1
Дан массив целых чисел, состоящий из 20 элементов. 
Заполнить его с клавиатуры. Найти:
- сумму элементов, имеющих нечетное значение;
- вывести индексы тех элементов, значения которых больше заданного числа А.
2. Определить, есть ли в данном массиве положительные элементы, кратные k (k вводить с клавиатуры).
Вариант № 2
1. Дан массив целых чисел, состоящий из 25 элементов. Заполнить его с клавиатуры. Найти:
- сумму элементов, имеющих нечетные индексы;
- подсчитать количество элементов массива, значения которых больше заданного числа А и кратны 5.
2. Найти номер первого отрицательного элемента, делящегося на 5 с остатком 2.
Описание слайда:
Контрольная работа № 3 Вариант № 1 Дан массив целых чисел, состоящий из 20 элементов. Заполнить его с клавиатуры. Найти: - сумму элементов, имеющих нечетное значение; - вывести индексы тех элементов, значения которых больше заданного числа А. 2. Определить, есть ли в данном массиве положительные элементы, кратные k (k вводить с клавиатуры). Вариант № 2 1. Дан массив целых чисел, состоящий из 25 элементов. Заполнить его с клавиатуры. Найти: - сумму элементов, имеющих нечетные индексы; - подсчитать количество элементов массива, значения которых больше заданного числа А и кратны 5. 2. Найти номер первого отрицательного элемента, делящегося на 5 с остатком 2.

Слайд 74


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №74
Описание слайда:

Слайд 75





Вариант № 5
Вариант № 5
1. Дан массив целых чисел, состоящий из 30 элементов. Заполнить его с клавиатуры. Найти:
- сумму отрицательных элементов;
- найти количество тех элементов, значения которых положительны и не превосходят заданного числа А.
2. Найти номер последней пары соседних элементов с разными знаками.

Вариант № 6
1. Заменить максимальный по модулю отрицательный элемент нулем.
2. Заменить первые k элементов на противоположные по знаку.
3. Из элементов массива С сформировать массив А того  же размера по правилу: если номер четный, то Ai=C  \2,  если нечетный, то Ai=2*Ci.
Описание слайда:
Вариант № 5 Вариант № 5 1. Дан массив целых чисел, состоящий из 30 элементов. Заполнить его с клавиатуры. Найти: - сумму отрицательных элементов; - найти количество тех элементов, значения которых положительны и не превосходят заданного числа А. 2. Найти номер последней пары соседних элементов с разными знаками. Вариант № 6 1. Заменить максимальный по модулю отрицательный элемент нулем. 2. Заменить первые k элементов на противоположные по знаку. 3. Из элементов массива С сформировать массив А того же размера по правилу: если номер четный, то Ai=C \2, если нечетный, то Ai=2*Ci.

Слайд 76





Вариант № 7
Вариант № 7
1. Заменить минимальный по модулю положительный элемент нулем.
2. Заменить элементы с k1-гo пo k2-й на обратные.
3. Из элементов массива А сформировать массив D того  же размера по правилу: первые 10 элементов — Di=Ai+i, остальные — Di=Ai—i.
Вариант № 8
1. Заменить первый отрицательный элемент нулем.
2. Умножить все элементы, кратные 3, на третий элемент массива.
3. Из элементов массива Р сформировать массив М того  же размера  по правилу: если номер четный, то Pi=i*Mi, если нечетный, то Pi=-Mi.
Описание слайда:
Вариант № 7 Вариант № 7 1. Заменить минимальный по модулю положительный элемент нулем. 2. Заменить элементы с k1-гo пo k2-й на обратные. 3. Из элементов массива А сформировать массив D того же размера по правилу: первые 10 элементов — Di=Ai+i, остальные — Di=Ai—i. Вариант № 8 1. Заменить первый отрицательный элемент нулем. 2. Умножить все элементы, кратные 3, на третий элемент массива. 3. Из элементов массива Р сформировать массив М того же размера по правилу: если номер четный, то Pi=i*Mi, если нечетный, то Pi=-Mi.

Слайд 77


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №77
Описание слайда:

Слайд 78





Вариант № 11
Вариант № 11
1. Заменить последний положительный элемент на второй элемент массива.
2. Разделить все элементы с четными номерами на первый элемент.
3. Из элементов массива С сформировать массив А того  же размера по правилу: если номер четный, то Ai=C\2, если нечетный, то Ai=2Ci.

Вариант № 12
1. Дан массив целых чисел (n=15), заполненный случайным образом числами из промежутка [—20,50].
- удалить из него все элементы, в которых есть цифра 5.
- вставить число k после всех элементов, кратных своему номеру (k - с клавиатуры).
- поменять местами первый положительный и последний отрицательный элементы.
Описание слайда:
Вариант № 11 Вариант № 11 1. Заменить последний положительный элемент на второй элемент массива. 2. Разделить все элементы с четными номерами на первый элемент. 3. Из элементов массива С сформировать массив А того же размера по правилу: если номер четный, то Ai=C\2, если нечетный, то Ai=2Ci. Вариант № 12 1. Дан массив целых чисел (n=15), заполненный случайным образом числами из промежутка [—20,50]. - удалить из него все элементы, в которых есть цифра 5. - вставить число k после всех элементов, кратных своему номеру (k - с клавиатуры). - поменять местами первый положительный и последний отрицательный элементы.

Слайд 79





Вариант № 13
Вариант № 13
1. Дан массив целых чисел (n=10), заполненный случайным образом числами из промежутка [—40,30].
- удалить из него все элементы, которые состоят из одинаковых цифр (включая однозначные числа).
-  вставить число k перед всеми элементами, в которых есть цифра 1 (k вводить с клавиатуры).
-  переставить первые три и последние три элемента местами, сохраняя их следование.
Описание слайда:
Вариант № 13 Вариант № 13 1. Дан массив целых чисел (n=10), заполненный случайным образом числами из промежутка [—40,30]. - удалить из него все элементы, которые состоят из одинаковых цифр (включая однозначные числа). - вставить число k перед всеми элементами, в которых есть цифра 1 (k вводить с клавиатуры). - переставить первые три и последние три элемента местами, сохраняя их следование.

Слайд 80


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №80
Описание слайда:

Слайд 81





Контрольная работа № 3
Вариант № 15
1. Дан массив целых чисел (n=25), заполненный случайным образом числами из промежутка [—35,75].
-  удалить из него все элементы, первая цифра которых четная.
-  вставить число k1 после всех элементов, больших заданного числа, а число k2 — перед всеми элементами, кратными 3 (k1 и k2 вводить с клавиатуры).
-  перенести первые k элементов в конец, то есть: a[k+l], a[k+2],...,a[n], a[l], a[2], .... a[k].
Описание слайда:
Контрольная работа № 3 Вариант № 15 1. Дан массив целых чисел (n=25), заполненный случайным образом числами из промежутка [—35,75]. - удалить из него все элементы, первая цифра которых четная. - вставить число k1 после всех элементов, больших заданного числа, а число k2 — перед всеми элементами, кратными 3 (k1 и k2 вводить с клавиатуры). - перенести первые k элементов в конец, то есть: a[k+l], a[k+2],...,a[n], a[l], a[2], .... a[k].

Слайд 82


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №82
Описание слайда:

Слайд 83





Двумерные массивы.
Контрольная работа № 4
Вариант № 1
1. Дан двумерный массив размером 5*6, заполненный целыми числами с клавиатуры. Сформировать одномерный массив, каждый элемент которого равен произведению четных положительных элементов соответствующего столбца.
2. Дан двумерный массив размером п*m, заполненный случайным образом. Определить, есть ли в данном массиве строка, в которой ровно два отрицательных элемента.
3.  Заполнить массив размером 7*7 по правилу:
1 0 0 0 0 0 1
0 1 0 0 0 1 0 
0 0 1 0 1 0 0 
0 0 0 1 0 0 0 
0 0 1 0 1 0 0 
0 1 0 0 0 1 0 
1 0 0 0 0 0 1
Описание слайда:
Двумерные массивы. Контрольная работа № 4 Вариант № 1 1. Дан двумерный массив размером 5*6, заполненный целыми числами с клавиатуры. Сформировать одномерный массив, каждый элемент которого равен произведению четных положительных элементов соответствующего столбца. 2. Дан двумерный массив размером п*m, заполненный случайным образом. Определить, есть ли в данном массиве строка, в которой ровно два отрицательных элемента. 3. Заполнить массив размером 7*7 по правилу: 1 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1

Слайд 84


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №84
Описание слайда:

Слайд 85





Вариант № 3
Вариант № 3
1. Дан двумерный массив размером 5*6, заполненный целыми числами с клавиатуры. Сформировать одномерный массив, каждый элемент которого равен наибольшему по модулю элементу соответствующего столбца.
2. Дан двумерный массив размером п*т, заполненный случайными числами. Определить, есть ли в данном массиве строка, в которой имеется два максимальных элемента всего массива.
3. Заполнить массив размером 6*6 по правилу:
1 2 3 4 5 6 
2 3 4 5 6 1 
3 4 5 6 1 2 
4 5 6 1 2 3 
5 6 1 2 3 4 
6 1 2 3 4 5
Описание слайда:
Вариант № 3 Вариант № 3 1. Дан двумерный массив размером 5*6, заполненный целыми числами с клавиатуры. Сформировать одномерный массив, каждый элемент которого равен наибольшему по модулю элементу соответствующего столбца. 2. Дан двумерный массив размером п*т, заполненный случайными числами. Определить, есть ли в данном массиве строка, в которой имеется два максимальных элемента всего массива. 3. Заполнить массив размером 6*6 по правилу: 1 2 3 4 5 6 2 3 4 5 6 1 3 4 5 6 1 2 4 5 6 1 2 3 5 6 1 2 3 4 6 1 2 3 4 5

Слайд 86


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №86
Описание слайда:

Слайд 87





Вариант № 5
Вариант № 5
1. Дан двумерный массив размером 6*5, заполненный целыми числами с клавиатуры. Сформировать одномерный массив, каждый элемент которого равен первому четному элементу соответствующего столбца, если такого нет, то равен нулю.
 2. Дан двумерный массив размером п*т, заполненный случайными числами. Определить, есть ли в данном массиве строка, содержащая больше положительных элементов, чем отрицательных.
 3. Заполнить массив размером 7*7 по правилу:
1 0 0 1 0 0 1 
0 1 0 1 0 1 0 
0 0 1 1 1 0 0 
1 1 1 1 1 1 1 
0 0 1 1 1 0 0 
0 1 0 1 0 1 0 
1 0 0 1 0 0 1
Описание слайда:
Вариант № 5 Вариант № 5 1. Дан двумерный массив размером 6*5, заполненный целыми числами с клавиатуры. Сформировать одномерный массив, каждый элемент которого равен первому четному элементу соответствующего столбца, если такого нет, то равен нулю. 2. Дан двумерный массив размером п*т, заполненный случайными числами. Определить, есть ли в данном массиве строка, содержащая больше положительных элементов, чем отрицательных. 3. Заполнить массив размером 7*7 по правилу: 1 0 0 1 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 0 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0 0 1 0 0 1

Слайд 88


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №88
Описание слайда:

Слайд 89





Вариант № 7
Вариант № 7
1. Дан двумерный массив размером 8*7, заполненный случайным образом.
   а) заменить все элементы первых трех столбцов на их квадраты.
   б) вставить между средними строками первую строку.
   в) удалить все  столбцы, в которых первый элемент больше последнего.
   г) поменять местами средние строки с первой и последней.
Описание слайда:
Вариант № 7 Вариант № 7 1. Дан двумерный массив размером 8*7, заполненный случайным образом. а) заменить все элементы первых трех столбцов на их квадраты. б) вставить между средними строками первую строку. в) удалить все столбцы, в которых первый элемент больше последнего. г) поменять местами средние строки с первой и последней.

Слайд 90


Одномерные массивы. Работа с элементами, слайд №90
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию