🗊Презентация Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1)

Нажмите для полного просмотра!
Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №1Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №2Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №3Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №4Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №5Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №6Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №7Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №8Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №9Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №10Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №11Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №12Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №13Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №14Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №15Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №16Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №17Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №18Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №19Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №20Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №21Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №22Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №23Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №24Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №25Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №26Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №27Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №28Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №29Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №30Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №31Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №32Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №33Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №34Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №35Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №36Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №37Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №38Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №39Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №40Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №41Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №42Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №43Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №44Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №45Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №46Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1), слайд №47

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Основы алгоритмизации и процедурное программирование. Простейшие конструкции языка Delphi / Pascal (Глава 1). Доклад-сообщение содержит 47 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Основы программирования
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Факультет Информатика и системы управления
Кафедра Компьютерные системы и сети
Лектор: д.т.н., проф. 
	    Иванова Галина Сергеевна
Описание слайда:
Основы программирования МГТУ им. Н.Э. Баумана Факультет Информатика и системы управления Кафедра Компьютерные системы и сети Лектор: д.т.н., проф. Иванова Галина Сергеевна

Слайд 2





Дисциплина Основы программирования
Содержание дисциплины:
Модуль 1. Основы алгоритмизации и программирование с использованием скалярных типов данных.
Модуль 2. Структурные типы данных и модульное программирование.
Модуль 3. Организация данных на внешних носителях и в оперативной памяти.
Язык программирования: Паскаль (Delphi Pascal)
Среда программирования: Turbo Delphi 2006 (Free version)
Объем дисциплины – 7 зачетных единиц – 256 часов:
лекции – 51 час - знакомство с теоретическим материалом;
семинары – 34 часа - разработка алгоритмов решения задач;
лабораторные работы – 34 часа – 8*4+2(зачет) часов - изучение приемов программирования;
самостоятельная работа – 16*6 часов - закрепление материала.
Описание слайда:
Дисциплина Основы программирования Содержание дисциплины: Модуль 1. Основы алгоритмизации и программирование с использованием скалярных типов данных. Модуль 2. Структурные типы данных и модульное программирование. Модуль 3. Организация данных на внешних носителях и в оперативной памяти. Язык программирования: Паскаль (Delphi Pascal) Среда программирования: Turbo Delphi 2006 (Free version) Объем дисциплины – 7 зачетных единиц – 256 часов: лекции – 51 час - знакомство с теоретическим материалом; семинары – 34 часа - разработка алгоритмов решения задач; лабораторные работы – 34 часа – 8*4+2(зачет) часов - изучение приемов программирования; самостоятельная работа – 16*6 часов - закрепление материала.

Слайд 3





Расписание лабораторных работ:
ИУ6-11 – числ. пятница   1015-1335 
ИУ6-12 – знам. пятница   1015-1335 
ИУ6-13 – числ. понедельник   830-1150
ИУ6-14 – знам. понедельник   830-1150
ИУ6-15 – числ. понедельник 1200-15 25 
Место проведения: кафедра КС и С, ауд. № 805 (ГК, 8 этаж)
С собой иметь: тетрадь, ручку, карандаш, линейку, флешку, материалы лекций или учебник.
Посещение всех занятий обязательно!

Отчетность по дисциплине: 
3 рубежных контроля (РК):
 - РК 1. Итерационные циклы - 2 часа – 5-6 недели.
 - РК 2. Матрицы и подпрограммы - 2 часа – 10-11 недели.
 - РК 3. Файлы и дин. память - 2 часа – 15-16 недели.
экзамен.
Описание слайда:
Расписание лабораторных работ: ИУ6-11 – числ. пятница 1015-1335 ИУ6-12 – знам. пятница 1015-1335 ИУ6-13 – числ. понедельник 830-1150 ИУ6-14 – знам. понедельник 830-1150 ИУ6-15 – числ. понедельник 1200-15 25 Место проведения: кафедра КС и С, ауд. № 805 (ГК, 8 этаж) С собой иметь: тетрадь, ручку, карандаш, линейку, флешку, материалы лекций или учебник. Посещение всех занятий обязательно! Отчетность по дисциплине: 3 рубежных контроля (РК): - РК 1. Итерационные циклы - 2 часа – 5-6 недели. - РК 2. Матрицы и подпрограммы - 2 часа – 10-11 недели. - РК 3. Файлы и дин. память - 2 часа – 15-16 недели. экзамен.

Слайд 4





Учебные материалы
Описание слайда:
Учебные материалы

Слайд 5





Консультации проф. Г.С. Ивановой
Консультации проводятся:

а) лично - на кафедре ИУ6 (главное здание, 8 этаж, ауд. 807):
вторник  числ.      с 13-30 до 14-30;
пятница     с 12-00 до 13-00

б) по электронной почте:
gsivanova@gmail.com
Описание слайда:
Консультации проф. Г.С. Ивановой Консультации проводятся: а) лично - на кафедре ИУ6 (главное здание, 8 этаж, ауд. 807): вторник числ. с 13-30 до 14-30; пятница с 12-00 до 13-00 б) по электронной почте: gsivanova@gmail.com

Слайд 6





Анкета 
Фамилия, имя, отчество, адрес эл. почты
Оцените свой уровень владения компьютером:
Знаком с клавиатурой, играл в игры…
Могу скопировать файлы на флешку и обратно… 
Хорошо ориентируюсь в файловой системе, могу установить пути для программ…
Укажите, с какими операционными системами работали?
Изучали ли вы программирование в школе? Сколько лет?
Какие языки программирования изучали? В каких средах?
Оцените уровень ваших знаний:
Имею представление о программировании…
Могу посчитать площадь треугольника…
Могу решать задачи на обработку матриц…
Могу использовать динамические структуры данных…
Могу использовать объектно-ориентированное программирование…
Есть ли дома доступ к компьютеру?
Есть ли дома доступ к Интернету?
Описание слайда:
Анкета Фамилия, имя, отчество, адрес эл. почты Оцените свой уровень владения компьютером: Знаком с клавиатурой, играл в игры… Могу скопировать файлы на флешку и обратно… Хорошо ориентируюсь в файловой системе, могу установить пути для программ… Укажите, с какими операционными системами работали? Изучали ли вы программирование в школе? Сколько лет? Какие языки программирования изучали? В каких средах? Оцените уровень ваших знаний: Имею представление о программировании… Могу посчитать площадь треугольника… Могу решать задачи на обработку матриц… Могу использовать динамические структуры данных… Могу использовать объектно-ориентированное программирование… Есть ли дома доступ к компьютеру? Есть ли дома доступ к Интернету?

Слайд 7





Часть 1. Основы алгоритмизации и процедурное программирование
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Факультет Информатика и системы управления
Кафедра Компьютерные системы и сети
Лектор: д.т.н., проф. 
	    Иванова Галина Сергеевна
Описание слайда:
Часть 1. Основы алгоритмизации и процедурное программирование МГТУ им. Н.Э. Баумана Факультет Информатика и системы управления Кафедра Компьютерные системы и сети Лектор: д.т.н., проф. Иванова Галина Сергеевна

Слайд 8





Введение
Паскаль – универсальный язык программирования высокого уровня. Поддерживает структурный и объектный подходы. Первоначально предназначен для обучения студентов, затем, в совокупности со средой программирования Turbo Pascal, стал профессиональным. 
Автор языка: Николаус Вирт, Цюрих, Швейцария.
Год создания языка: 1971 г. 
В основе языка хорошо продуманные, логически стройные концепции. Язык имеет простой, но хорошо защищенный синтаксис и сравнительно ясную семантику, что упрощает обучение азам программирования.
Синтаксис – правила, определяющие допустимые конструкции языка. «Защищенный» синтаксис предполагает, что предложения языка строятся по правилам, которые позволяют автоматически выявлять большой процент ошибок в программах.
Семантика – правила, определяющие смысл синтаксически корректных предложений. Ясная или «интуитивно-понятная» семантика – семантика, позволяющая без большого труда определять смысл программы или «читать» ее. 
Delphi Pascal – одна из реализаций языка программирования Паскаль, используемая в среде быстрой разработки программ Delphi.
Описание слайда:
Введение Паскаль – универсальный язык программирования высокого уровня. Поддерживает структурный и объектный подходы. Первоначально предназначен для обучения студентов, затем, в совокупности со средой программирования Turbo Pascal, стал профессиональным. Автор языка: Николаус Вирт, Цюрих, Швейцария. Год создания языка: 1971 г. В основе языка хорошо продуманные, логически стройные концепции. Язык имеет простой, но хорошо защищенный синтаксис и сравнительно ясную семантику, что упрощает обучение азам программирования. Синтаксис – правила, определяющие допустимые конструкции языка. «Защищенный» синтаксис предполагает, что предложения языка строятся по правилам, которые позволяют автоматически выявлять большой процент ошибок в программах. Семантика – правила, определяющие смысл синтаксически корректных предложений. Ясная или «интуитивно-понятная» семантика – семантика, позволяющая без большого труда определять смысл программы или «читать» ее. Delphi Pascal – одна из реализаций языка программирования Паскаль, используемая в среде быстрой разработки программ Delphi.

Слайд 9





Среды программирования
Среда программирования – собранная в единую программную систему совокупность программных средств, предназначенный для разработки программных продуктов. Обычно включает: редактор текстов, компилятор языка программирования, компоновщик, отладчик, библиотеки подпрограмм и/или классов и т.п.
Среда программирования Turbo Delphi – бесплатная для обучающихся (free) версия среды Delphi, которая является частью пакета разработки Windows-приложений Borland Developer Studio 2006. Лицензия дана сроком на 10 лет.
Среда программирования Lazarus – бесплатная профессиональная многоплатформная среда разработки программ, по основным функциональным возможностям совместимая с Turbo Delphi. Имеет схожий интерфейс, но последний включает много отдельных окон, в которых начинающим программистам тяжело разобраться.
Описание слайда:
Среды программирования Среда программирования – собранная в единую программную систему совокупность программных средств, предназначенный для разработки программных продуктов. Обычно включает: редактор текстов, компилятор языка программирования, компоновщик, отладчик, библиотеки подпрограмм и/или классов и т.п. Среда программирования Turbo Delphi – бесплатная для обучающихся (free) версия среды Delphi, которая является частью пакета разработки Windows-приложений Borland Developer Studio 2006. Лицензия дана сроком на 10 лет. Среда программирования Lazarus – бесплатная профессиональная многоплатформная среда разработки программ, по основным функциональным возможностям совместимая с Turbo Delphi. Имеет схожий интерфейс, но последний включает много отдельных окон, в которых начинающим программистам тяжело разобраться.

Слайд 10





Этапы создания ПО
1. Постановка задачи – неформальное описание задачи.
2. Анализ и уточнение требований – формальная постановка задачи и выбор метода решения.

3. Проектирование – разработка структуры программного продукта, выбор структур данных, выбор метода решения, разработка алгоритмов обработки данных, определение особенностей взаимодействия с программной средой и т.п.
4. Реализация – составление программ, их тестирование и отладка.
5. Модификация – выпуск новых версий.
Описание слайда:
Этапы создания ПО 1. Постановка задачи – неформальное описание задачи. 2. Анализ и уточнение требований – формальная постановка задачи и выбор метода решения. 3. Проектирование – разработка структуры программного продукта, выбор структур данных, выбор метода решения, разработка алгоритмов обработки данных, определение особенностей взаимодействия с программной средой и т.п. 4. Реализация – составление программ, их тестирование и отладка. 5. Модификация – выпуск новых версий.

Слайд 11





Пример разработки программы
1. Постановка задачи: Разработать программу, которая определяет наибольший общий делитель (НОД) двух целых чисел.
2. Анализ и уточнение требований:
	1) Функциональные требования
		исходные данные: a, b – натуральные числа; 0 < a, b < ? ;
		результат: x – натуральное число, такое, что
x = max {yi  / i = 1,n}, где ((a mod yi ) = 0) & (b mod yi ) = 0) 
	Методы решения:
		a) найти делители Y = { yi } и определить x = max {Y};
		б) метод Евклида
Пример 1:
 a       b
24     18
  6     18
  6     12
  6  =   6
Описание слайда:
Пример разработки программы 1. Постановка задачи: Разработать программу, которая определяет наибольший общий делитель (НОД) двух целых чисел. 2. Анализ и уточнение требований: 1) Функциональные требования исходные данные: a, b – натуральные числа; 0 < a, b < ? ; результат: x – натуральное число, такое, что x = max {yi / i = 1,n}, где ((a mod yi ) = 0) & (b mod yi ) = 0) Методы решения: a) найти делители Y = { yi } и определить x = max {Y}; б) метод Евклида Пример 1: a b 24 18 6 18 6 12 6 = 6

Слайд 12





Пример разработки программы (2)
2) Эксплуатационные требования:
      а) операционная система – Windows XP и выше (консольный режим); 
	 б) процессор – не ниже Pentium;
      в) предусмотреть запрос на ввод данных с клавиатуры;
      г) результаты вывести на экран.
3) Технологические требования:
      а) язык программирования: Pascal;
      б) среда программирования: Turbo Delphi 2006 (free);
      в) технология программирования: структурный подход.
Описание слайда:
Пример разработки программы (2) 2) Эксплуатационные требования: а) операционная система – Windows XP и выше (консольный режим); б) процессор – не ниже Pentium; в) предусмотреть запрос на ввод данных с клавиатуры; г) результаты вывести на экран. 3) Технологические требования: а) язык программирования: Pascal; б) среда программирования: Turbo Delphi 2006 (free); в) технология программирования: структурный подход.

Слайд 13





Пример разработки программы(3)
3. Проектирование
Виды проектной документации:
	1. Структурная схема ПО – показывает взаимодействие по управлению основной программы и подпрограмм.
Описание слайда:
Пример разработки программы(3) 3. Проектирование Виды проектной документации: 1. Структурная схема ПО – показывает взаимодействие по управлению основной программы и подпрограмм.

Слайд 14





Схемы алгоритмов
Обозначения по ГОСТ 19.701 – 90
1. Терминатор
(начало/конец)
2. Процесс
(вычисление)
3. Анализ
(проверка)
4. Модификатор
(автоматическое
 изменение)
5. Предопределенный
процесс  
(подпрограмма)
Описание слайда:
Схемы алгоритмов Обозначения по ГОСТ 19.701 – 90 1. Терминатор (начало/конец) 2. Процесс (вычисление) 3. Анализ (проверка) 4. Модификатор (автоматическое изменение) 5. Предопределенный процесс (подпрограмма)

Слайд 15





Правила выполнения схем алгоритмов
Схемы алгоритмов должны быть выполнены аккуратно, желательно с применением карандаша и линейки или графических редакторов на компьютере.
Стрелки на линиях, идущих сверху вниз и слева направо, т. е. в направлении письма, не ставят, чтобы не затенять схему.
Если линия – ломанная, и направление ее хотя бы в одном сегменте не совпадает со стандартными, то стрелка ставится только в конце линии, перед блоком, в который она входит.
Если схема не умещается на странице или линии многократно пересекаются, то линии разрывают. Один соединитель ставится в месте разрыва, второй – в месте продолжения линии. Оба соединителя помечаются одной и той же буквой или цифрой. 
Для простоты чтения схемы ее начало должно быть сверху, а конец – снизу. При этом количество изгибов, пересечений и обратных направлений соединительных линий должно быть минимальным.
Описание слайда:
Правила выполнения схем алгоритмов Схемы алгоритмов должны быть выполнены аккуратно, желательно с применением карандаша и линейки или графических редакторов на компьютере. Стрелки на линиях, идущих сверху вниз и слева направо, т. е. в направлении письма, не ставят, чтобы не затенять схему. Если линия – ломанная, и направление ее хотя бы в одном сегменте не совпадает со стандартными, то стрелка ставится только в конце линии, перед блоком, в который она входит. Если схема не умещается на странице или линии многократно пересекаются, то линии разрывают. Один соединитель ставится в месте разрыва, второй – в месте продолжения линии. Оба соединителя помечаются одной и той же буквой или цифрой. Для простоты чтения схемы ее начало должно быть сверху, а конец – снизу. При этом количество изгибов, пересечений и обратных направлений соединительных линий должно быть минимальным.

Слайд 16





Пример неудачного изображение схемы
Описание слайда:
Пример неудачного изображение схемы

Слайд 17





1-й вариант более читаемого изображения схемы
алгоритма
Описание слайда:
1-й вариант более читаемого изображения схемы алгоритма

Слайд 18





2-й вариант: выделение подпрограмм
Описание слайда:
2-й вариант: выделение подпрограмм

Слайд 19





Основные структурные конструкции алгоритма
Описание слайда:
Основные структурные конструкции алгоритма

Слайд 20





Схема и псевдокод алгоритма программы поиска НОД
Алгоритм Евклида:
	Ввести A,B
	Цикл-пока A  B
		Если A > B
		       то       A := A – B
		       иначе B := B – A
		Все-если
	Все-цикл
	Вывести A
Конец
Описание слайда:
Схема и псевдокод алгоритма программы поиска НОД Алгоритм Евклида: Ввести A,B Цикл-пока A  B Если A > B то A := A – B иначе B := B – A Все-если Все-цикл Вывести A Конец

Слайд 21





Структура консольной программы
Программа – последовательность инструкций, адресованных компьютеру, которая точно определяет, как следует решать задачу.
Program Ex1_01;//Определение наибольшего общего делителя
{$APPTYPE CONSOLE}
Uses SysUtils;
Var a,b:integer;
begin
    Write('Input two numbers:');
    Readln (a,b);
    while a<>b do
      if a>b then a:=a-b
             else b:=b-a;
    Writeln('Result:', a);
    Readln;
end.
Описание слайда:
Структура консольной программы Программа – последовательность инструкций, адресованных компьютеру, которая точно определяет, как следует решать задачу. Program Ex1_01;//Определение наибольшего общего делителя {$APPTYPE CONSOLE} Uses SysUtils; Var a,b:integer; begin Write('Input two numbers:'); Readln (a,b); while a<>b do if a>b then a:=a-b else b:=b-a; Writeln('Result:', a); Readln; end.

Слайд 22





Схема процесса подготовки программы
Описание слайда:
Схема процесса подготовки программы

Слайд 23





Схемы процессов отладки и выполнения
программы
Описание слайда:
Схемы процессов отладки и выполнения программы

Слайд 24





Глава 1 Простейшие конструкции языка 
Delphi Pascal
Описание слайда:
Глава 1 Простейшие конструкции языка Delphi Pascal

Слайд 25





 1.1 Синтаксис и семантика языка программирования
Алфавит языка програмирования Паскаль включает:
1) латинские буквы без различия строчных и прописных;
2) арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
3) шестнадцатеричные цифры: 0..9, а..f или A..F;
4) специальные символы: + - * / = := ; и т. д.;
5) служебные слова: do, while, begin, end и т. д.
Синтаксис – правила, определяющие допустимые конструкции языка, построенные из символов его алфавита.
Пример: конструкция «Идентификатор»:
Описание слайда:
1.1 Синтаксис и семантика языка программирования Алфавит языка програмирования Паскаль включает: 1) латинские буквы без различия строчных и прописных; 2) арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; 3) шестнадцатеричные цифры: 0..9, а..f или A..F; 4) специальные символы: + - * / = := ; и т. д.; 5) служебные слова: do, while, begin, end и т. д. Синтаксис – правила, определяющие допустимые конструкции языка, построенные из символов его алфавита. Пример: конструкция «Идентификатор»:

Слайд 26





1.2 Константы и переменные. Типы переменных
Константы – данные, не изменяемые
    в процессе выполнения программы.
Литералы – константы, указанные 
    непосредственно в тексте
    программы.

Примеры литералов:
а) -25, 2.5, 
    0.1e6 {= 0,1·106} – числовые литералы;
б) $2a – шестнадцатеричное число;
в) true, false – логические константы;
г) 'd', #65 = 'A' – символьные константы;
д) 'abcd' – строковая константа;
е) nil – адресная константа.
Описание слайда:
1.2 Константы и переменные. Типы переменных Константы – данные, не изменяемые в процессе выполнения программы. Литералы – константы, указанные непосредственно в тексте программы. Примеры литералов: а) -25, 2.5, 0.1e6 {= 0,1·106} – числовые литералы; б) $2a – шестнадцатеричное число; в) true, false – логические константы; г) 'd', #65 = 'A' – символьные константы; д) 'abcd' – строковая константа; е) nil – адресная константа.

Слайд 27





Поименованные константы
Поименованные константы – константы, обращение к которым выполняется по имени. Объявляются в разделе описаний:

Пример:
         Const min = 0; max = 100;
          center = (max - min) div 2;
Описание слайда:
Поименованные константы Поименованные константы – константы, обращение к которым выполняется по имени. Объявляются в разделе описаний: Пример: Const min = 0; max = 100; center = (max - min) div 2;

Слайд 28





Переменные
Переменные – поименованные данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Объявляются также в разделе описаний:
Пример:
  Var a,b:integer;
     c:real;
При установленной опции Extended syntax {$X+} (расширенный синтаксис) переменным при объявлении можно задавать начальные значения.
Пример:
  Var a:integer=56; b:integer=85;
Описание слайда:
Переменные Переменные – поименованные данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Объявляются также в разделе описаний: Пример: Var a,b:integer; c:real; При установленной опции Extended syntax {$X+} (расширенный синтаксис) переменным при объявлении можно задавать начальные значения. Пример: Var a:integer=56; b:integer=85;

Слайд 29





Типы данных
Тип – описатель данных, который определяет:
а) диапазон изменения значения переменной, задавая размер ее внутреннего представления;
б) множество операций, которые могут выполняться над этой переменной.
Для объявления новых типов данных используется конструкция:
Пример: 
    Type date = 1..31; // объявление нового типа данных
  Var d1:date;    // объявление переменной этого типа
Описание слайда:
Типы данных Тип – описатель данных, который определяет: а) диапазон изменения значения переменной, задавая размер ее внутреннего представления; б) множество операций, которые могут выполняться над этой переменной. Для объявления новых типов данных используется конструкция: Пример: Type date = 1..31; // объявление нового типа данных Var d1:date; // объявление переменной этого типа

Слайд 30





Классификация типов данных языка
Описание слайда:
Классификация типов данных языка

Слайд 31





Основные стандартные типы данных Delphi Pascal 
1. Целые типы:
Integer, LongInt (4 байта со знаком):   -2147483648..2147483647;
SmallInt   (2 байта со знаком):    -32768..32767
ShortInt    (1 байт со знаком):     -128..127;
Word            (2 байта без знака):      0..65535;  
Byte            (1 байт без знака):        0..255.

Пример: Var a,b:word;с:shortint;

2. Символьные типы:
Char, AnsiChar  (1 байт без знака) – код символа по таблице ANSI;
WideChar           (2 байта без знака) – код символа по таблице Unicode
3. Булевский тип:
Boolean (1 байт без знака: 0 – false, 1 - true)
Описание слайда:
Основные стандартные типы данных Delphi Pascal 1. Целые типы: Integer, LongInt (4 байта со знаком): -2147483648..2147483647; SmallInt (2 байта со знаком): -32768..32767 ShortInt (1 байт со знаком): -128..127; Word (2 байта без знака): 0..65535; Byte (1 байт без знака): 0..255. Пример: Var a,b:word;с:shortint; 2. Символьные типы: Char, AnsiChar (1 байт без знака) – код символа по таблице ANSI; WideChar (2 байта без знака) – код символа по таблице Unicode 3. Булевский тип: Boolean (1 байт без знака: 0 – false, 1 - true)

Слайд 32





Порядковые типы
4. Перечисление – значения переменных этого типа описываются явно (перечисляются).
Пример:
Туpe Day = (Mon, Tue, Wed, Thu, Fri, Sat, Sun); 
Var D:Day;
или
Var D:(Mon, Tue, Wed, Thu, Fri, Sat, Sun); 
         D:=Fri; // присваивание переменной D значения Fri
5. Отрезок – значения переменных этого типа входят в определенный диапазон значений стандартного типа.
Пример:
Туpe Date = 1..31; // значения – числа от 1 до 31
Var DataN: Date;  
или
Var DataN: 1..31;
Описание слайда:
Порядковые типы 4. Перечисление – значения переменных этого типа описываются явно (перечисляются). Пример: Туpe Day = (Mon, Tue, Wed, Thu, Fri, Sat, Sun); Var D:Day; или Var D:(Mon, Tue, Wed, Thu, Fri, Sat, Sun); D:=Fri; // присваивание переменной D значения Fri 5. Отрезок – значения переменных этого типа входят в определенный диапазон значений стандартного типа. Пример: Туpe Date = 1..31; // значения – числа от 1 до 31 Var DataN: Date; или Var DataN: 1..31;

Слайд 33





Функции порядковых типов данных
1. Ord (<Выражение порядкового типа>) – возвращает номер значения по порядку (не применима к 64 битным аргументам).
Пример:     Ord(’A’)= 65 // номер символа в таблице ANSI 
2. Pred	 (<Выражение порядкового типа>) – возвращает предыдущее значение.
	Dec(<Целое>) – возвращает значение, уменьшенное на 1.
Пример:     N:=5; k:= Pred(N){k=4}; m:= Dec(N){m=4}; 
	
3. Succ	 (<Выражение порядкового типа>) – возвращает следующее значение.
	Inc(<Целое>) – возвращает целое, увеличенное на 1.
Пример:     N:=5; k:= Succ(N){k=6}; l:= Inc(N){l=6};
4. High	(<Идентификатор>) – возвращает самое большое значение типа, также работает со строками и массивами (см. далее).
5. Low(<Идентификатор>) – возвращает самое маленькое значение типа, также работает со строками и массивами (см. далее).
Описание слайда:
Функции порядковых типов данных 1. Ord (<Выражение порядкового типа>) – возвращает номер значения по порядку (не применима к 64 битным аргументам). Пример: Ord(’A’)= 65 // номер символа в таблице ANSI 2. Pred (<Выражение порядкового типа>) – возвращает предыдущее значение. Dec(<Целое>) – возвращает значение, уменьшенное на 1. Пример: N:=5; k:= Pred(N){k=4}; m:= Dec(N){m=4}; 3. Succ (<Выражение порядкового типа>) – возвращает следующее значение. Inc(<Целое>) – возвращает целое, увеличенное на 1. Пример: N:=5; k:= Succ(N){k=6}; l:= Inc(N){l=6}; 4. High (<Идентификатор>) – возвращает самое большое значение типа, также работает со строками и массивами (см. далее). 5. Low(<Идентификатор>) – возвращает самое маленькое значение типа, также работает со строками и массивами (см. далее).

Слайд 34





Вещественные типы
Вещественные числа представляются в компьютере с ограниченной точностью, определяемой разрядной сеткой.
Формат внутреннего представления:
-0.5·1023
Стандартные вещественные типы:
           Тип                                                          Значащих         Диапазон
                                                                               цифр               порядка 
Real (8 байт) (в старших версиях)                      15-16             -324..308
Single (4 байта)                                                      7-8                   -45..38
Double (8 байт)                                                     15-16             -324..308
Extended (10 байт)                                               19-20         -4951..4932
Comp (8 байт)                                                       19-20         -263+1..263-1
Описание слайда:
Вещественные типы Вещественные числа представляются в компьютере с ограниченной точностью, определяемой разрядной сеткой. Формат внутреннего представления: -0.5·1023 Стандартные вещественные типы: Тип Значащих Диапазон цифр порядка Real (8 байт) (в старших версиях) 15-16 -324..308 Single (4 байта) 7-8 -45..38 Double (8 байт) 15-16 -324..308 Extended (10 байт) 19-20 -4951..4932 Comp (8 байт) 19-20 -263+1..263-1

Слайд 35





1.3  Выражения
Арифметические операции – применяют к вещественным и целым константам и переменным:
+,  -, *, 
/   {вещественное деление},    
div {целочисленное деление}, 
mod {остаток от деления}
Пример:
var a: integer = 5;  b: integer = 3; 
…
a+b   
a div b 
a mod b
a / b
(a+b)/(a-b*a)
Описание слайда:
1.3 Выражения Арифметические операции – применяют к вещественным и целым константам и переменным: +, -, *, / {вещественное деление}, div {целочисленное деление}, mod {остаток от деления} Пример: var a: integer = 5; b: integer = 3; … a+b a div b a mod b a / b (a+b)/(a-b*a)

Слайд 36





Выражения (2)
2. Операции отношения (больше, меньше, равно и т.д.) – применяют к числам, символам, строкам – в результате получают логическое значение:
< {меньше}, >{больше}, ={равно}, 
<>{не равно}, <={меньше или равно}, >={больше или равно}
Пример:
var a: integer = 5;  b:integer = 3;
…
a > b 

a = b
Описание слайда:
Выражения (2) 2. Операции отношения (больше, меньше, равно и т.д.) – применяют к числам, символам, строкам – в результате получают логическое значение: < {меньше}, >{больше}, ={равно}, <>{не равно}, <={меньше или равно}, >={больше или равно} Пример: var a: integer = 5; b:integer = 3; … a > b a = b

Слайд 37





Выражения (3)
3. Логические операции – применяют к логическим значениям – результат логическое значение.
Описание слайда:
Выражения (3) 3. Логические операции – применяют к логическим значениям – результат логическое значение.

Слайд 38





Выражения (4)
4. Поразрядные операции – выполняются поразрядно, применяют к целым, результат – целое число:
not, and, or, xor, shr {сдвиг вправо}, shl {сдвиг влево} 
Пример:
var a:SmallInt = 5; 
… 
not a




a shl 2
Описание слайда:
Выражения (4) 4. Поразрядные операции – выполняются поразрядно, применяют к целым, результат – целое число: not, and, or, xor, shr {сдвиг вправо}, shl {сдвиг влево} Пример: var a:SmallInt = 5; … not a a shl 2

Слайд 39





Математические функции
В выражениях можно использовать следующие математические функции:
Pi // число 
abs(<Целое или вещественное выражение>) // абс. значение
sqr(<Целое или вещественное выражение>) // x2
sqrt(<Вещественное выражение>)                  // √x
exp(<Вещественное выражение>)                    // ex
ln(<Вещественное выражение>)                      // ln x
sin(<Вещественное выражение>)                                    
cos(<Вещественное выражение>)
arctan(<Вещественное выражение>)             // arctg x
frac(<Вещественное выражение>)    // дробная часть числа                              
int(<Вещественное выражение>)      // целая часть числа
randomize                           // подготовка датчика случайных чисел
random (<В. выр.>) // генерация вещественного случайного числа 
                                   0  x < 1;
random (<Ц. выр. >) // генерация целого случайного числа 
                                   0  i < Целое;
Описание слайда:
Математические функции В выражениях можно использовать следующие математические функции: Pi // число  abs(<Целое или вещественное выражение>) // абс. значение sqr(<Целое или вещественное выражение>) // x2 sqrt(<Вещественное выражение>) // √x exp(<Вещественное выражение>) // ex ln(<Вещественное выражение>) // ln x sin(<Вещественное выражение>) cos(<Вещественное выражение>) arctan(<Вещественное выражение>) // arctg x frac(<Вещественное выражение>) // дробная часть числа int(<Вещественное выражение>) // целая часть числа randomize // подготовка датчика случайных чисел random (<В. выр.>) // генерация вещественного случайного числа 0  x < 1; random (<Ц. выр. >) // генерация целого случайного числа 0  i < Целое;

Слайд 40





Правила вычисления выражений
1. Порядок выполнения операций определяется приоритетами и скобками
Операции                                 Приоритет
@, not                                                1
*, /, div, mod, and, shr, shl                 2
+, -, or, xor                    3
<, >, <=, >=, =, <>                              4

Пример:
1)  x(x+2)
     y(y-1)
2) (a < b) and (b>=1)
Описание слайда:
Правила вычисления выражений 1. Порядок выполнения операций определяется приоритетами и скобками Операции Приоритет @, not 1 *, /, div, mod, and, shr, shl 2 +, -, or, xor 3 <, >, <=, >=, =, <> 4 Пример: 1) x(x+2) y(y-1) 2) (a < b) and (b>=1)

Слайд 41





Правила вычисления выражений (2)
2. При выполнении арифметических операций над числами различных типов автоматически осуществляется неявное преобразование:
целого и вещественного типов – к вещественному, 
с разными интервалами представлений – к типу с большим интервалом.
Пример:
var a:single; k:integer;
… 
a/k // число k преобразуются к типу single 
3. При сравнении вещественных чисел из-за их неточного представления проверку равенства и неравенства следует осуществлять с явным указанием допуска.

Пример:
Var x,y:single;
x <> y    abs(x-y) > 1e-10
x = y  abs(x-y) < 1e-10
Описание слайда:
Правила вычисления выражений (2) 2. При выполнении арифметических операций над числами различных типов автоматически осуществляется неявное преобразование: целого и вещественного типов – к вещественному, с разными интервалами представлений – к типу с большим интервалом. Пример: var a:single; k:integer; … a/k // число k преобразуются к типу single 3. При сравнении вещественных чисел из-за их неточного представления проверку равенства и неравенства следует осуществлять с явным указанием допуска. Пример: Var x,y:single; x <> y  abs(x-y) > 1e-10 x = y  abs(x-y) < 1e-10

Слайд 42





1.4 Оператор присваивания
Используется для изменения значений переменных.



Пример:
Var v:integer; a,b:single;
… a:= v*b / 2.0;
Корректное выполнение оператора предполагает, что результат вычисления и переменная правой части одного типа или совместимы по типу.
По правилам совместимы:
а) все целые типы между собой;
б) все вещественные типы между собой;
в) отрезок базового типа и базовый тип;
г) два отрезка одного и того же базового типа;
д) символ и строка.
Описание слайда:
1.4 Оператор присваивания Используется для изменения значений переменных. Пример: Var v:integer; a,b:single; … a:= v*b / 2.0; Корректное выполнение оператора предполагает, что результат вычисления и переменная правой части одного типа или совместимы по типу. По правилам совместимы: а) все целые типы между собой; б) все вещественные типы между собой; в) отрезок базового типа и базовый тип; г) два отрезка одного и того же базового типа; д) символ и строка.

Слайд 43





Неявное преобразования типов
Если типы результата и переменной не совпадают, но совместимы, то при выполнении присваивания выполняется неявное автоматическое преобразование.
Пример:
Var L:LongInt; E,x:extended; I:integer; R:Single;
Begin …
  R:= I * E / (x+L);
Описание слайда:
Неявное преобразования типов Если типы результата и переменной не совпадают, но совместимы, то при выполнении присваивания выполняется неявное автоматическое преобразование. Пример: Var L:LongInt; E,x:extended; I:integer; R:Single; Begin … R:= I * E / (x+L);

Слайд 44





Явное преобразования типов
Для несовместимых типов результата и переменной, в которую его необходимо занести, при выполнении присваивания  необходимо явное преобразование типов, например, посредством специальных функций:
trunc(<Вещественное выражение>) – преобразует вещественное число в целое, отбрасывая дробную часть.
round(< Вещественное выражение>) – округляет вещественное число до целого по правилам арифметики.
Пример:   trunc(4.5) = 4,    round(4.5) = 5 
ord(<Порядковое выр.>) – преобразует значение в его номер.
Пример:   ord(’A’)  = 65.
chr(<Ц. выр.>) – преобразует номер символа в символ.
Пример:   chr(65) = ’A’.
Описание слайда:
Явное преобразования типов Для несовместимых типов результата и переменной, в которую его необходимо занести, при выполнении присваивания необходимо явное преобразование типов, например, посредством специальных функций: trunc(<Вещественное выражение>) – преобразует вещественное число в целое, отбрасывая дробную часть. round(< Вещественное выражение>) – округляет вещественное число до целого по правилам арифметики. Пример: trunc(4.5) = 4, round(4.5) = 5 ord(<Порядковое выр.>) – преобразует значение в его номер. Пример: ord(’A’) = 65. chr(<Ц. выр.>) – преобразует номер символа в символ. Пример: chr(65) = ’A’.

Слайд 45





1.5 Процедуры ввода-вывода
Ввод – операция по передаче данных от источника в память компьютера.
Вводимые числа разделяют пробелами или записывают на разных строках. По типу они должны соответствовать типам переменных.
ReadLn в отличие от Read после выполнения операции чтения переводит курсор ввода на следующую строку.
Read(a,b);
а) 30  40
б) 30
    40
Описание слайда:
1.5 Процедуры ввода-вывода Ввод – операция по передаче данных от источника в память компьютера. Вводимые числа разделяют пробелами или записывают на разных строках. По типу они должны соответствовать типам переменных. ReadLn в отличие от Read после выполнения операции чтения переводит курсор ввода на следующую строку. Read(a,b); а) 30 40 б) 30 40

Слайд 46





Процедуры ввода-вывода (2)
Вывод – операция по передаче данных из компьютера на внешнее устройство.
Целое1 – ширина поля вывода (число прижимается к правой границе);
Целое2 – количество выводимых цифр дробной части числа.
WriteLn – после вывода переводит курсор на следующую строку.
Пример:  Var a:integer=3; b:real=5.2;… 
           writeln(a:3,b:6:2);
Результат: _ _ 3 _ 5 . 2 _
Описание слайда:
Процедуры ввода-вывода (2) Вывод – операция по передаче данных из компьютера на внешнее устройство. Целое1 – ширина поля вывода (число прижимается к правой границе); Целое2 – количество выводимых цифр дробной части числа. WriteLn – после вывода переводит курсор на следующую строку. Пример: Var a:integer=3; b:real=5.2;… writeln(a:3,b:6:2); Результат: _ _ 3 _ 5 . 2 _

Слайд 47





Программа определения корней кв. уравнения
program Ex1_2;
{$APPTYPE CONSOLE}
Uses SysUtils;
Var A,B,C,D,E,X1,X2:Single;
Begin
    WriteLn('Input A,B,C');
    ReadLn (A,B,C);
    WriteLn('A=',A:3:1,' B=',B:3:1,' C=',C:3:1);
    D:=sqrt(sqr(B)-4*A*C);
    E:=2*A;
    X1:=(-B+D)/E;
    X2:=(-B-D)/E;
    WriteLn('X1=',X1:10:6,' X2=',X2:10:6);
    ReadLn;
End.
Описание слайда:
Программа определения корней кв. уравнения program Ex1_2; {$APPTYPE CONSOLE} Uses SysUtils; Var A,B,C,D,E,X1,X2:Single; Begin WriteLn('Input A,B,C'); ReadLn (A,B,C); WriteLn('A=',A:3:1,' B=',B:3:1,' C=',C:3:1); D:=sqrt(sqr(B)-4*A*C); E:=2*A; X1:=(-B+D)/E; X2:=(-B-D)/E; WriteLn('X1=',X1:10:6,' X2=',X2:10:6); ReadLn; End.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию