Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Дуэль в русской литературе XIX века
Реферат по литературе
выполнили учащиеся 10 класса
Титова Светлана
Кузнецова Елена
Голубева Виктория
Слайд 2
Описание слайда:
Содержание
I. Введение.
II. Основная часть.
1.История русской дуэли.
2.Поединки в произведениях А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка», «Выстрел».
3.Дуэль Печорина и Грушницкого в произведении
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
4.Дуэль Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова
в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети».
5.Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в произведении
Л.Н.Толстого «Война и мир».
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.
Слайд 3
Описание слайда:
Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи, традиции страны в прошлом, потому и не могут разобраться в том или ином произведении.
Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи, традиции страны в прошлом, потому и не могут разобраться в том или ином произведении.
Слайд 4
Описание слайда:
Поединки в произведениях А.С.Пушкина
Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIII века, он видит в ней проявление «светской вражды», которая «дико… боится ложного стыда». В «Евгении Онегине» культ дуэли поддерживает Зарецкий – человек сомнительной честности. Однако в то же время дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Она ставит в один ряд таинственного бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б***. Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, - не предрассудок.
Слайд 5
Описание слайда:
Дуэль Печорина и Грушницкого в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.
Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, - не маска, а действительное состояние души.
Слайд 6
Описание слайда:
Дуэль П.П.Кирсанова и Е.Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Сцена дуэли углубляет представления о личности Базарова: он оказывается намного человечней, чем заявляет о себе (помогает раненому Павлу Петровичу, наблюдает его как врач после ранения, чувствует к нему жалость, как к человеку преклонного возраста, глубоко несчастному и т. д.). Дуэль способствует обострению внутреннего конфликта Базарова. Она непосредственно связана с предысторией Павла Петровича: мы убеждаемся в том, что его жизненные неудачи не случайны - их причина в пассивно- созерцательном восприятии жизни, подмене истинного дела соблюдением определенного дворянского ритуала, по мысли Тургенева, не актуального. В то время как народ занимается трудом, господа "дируются".
Слайд 7
Описание слайда:
Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Из этого эпизода мы узнаем, что Долохов грубым, самоуверенным, наглым кажется только снаружи, а на самом деле «…этот буян, бретер…был самый нежный сын и брат…». Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. В этом эпизоде Л.Н.Толстой показал, насколько изменяет человека экстремальная ситуация, открывает его настоящее лицо.
Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».
Слайд 8
Описание слайда:
Заключение
Дуэль, во всем многообразии своих проявлений запечатлена в русской литературе XIX - начала XX веков: от Бестужева-Марлинского и Пушкина до Чехова и Куприна.
Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его состоянии и поведении во время поединка; художественные характеристики существенно дополняют документальные знания.
В настоящее время дуэли на шпагах и пистолетах не происходят. Все споры решаются иными способами.
Слайд 9
Описание слайда:
Список использованной литературы.
1.Белинский В.Г. «Евгений Онегин» (критика).
2.Востриков А.В. «Мифы – логика дуэли», Историко-краеведческий сборник, Москва - Санкт - Петербург, 1993г.
3.Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», М.: Изд. «Правда» 1990 г.
4.Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. Москва «Русское слово» 2002г.
5. Толстой Л.Н. «Война и мир» М.: Изд. «Терра»-«Terra» 1997 г.
6.Пушкин А.С. «Выстрел» М.: Изд. «Художественная литература» 1986 г.
7.Пушкин А.С. «Евгений Онегин» М.: Изд. «Художественная литература» 1986 г.
8.Пушкин А.С. «Капитанская дочка» М.: Изд. «Художественная литература» 1986 г.
9.Тургенев И.С. «Отцы и дети» М.: Олимп; ООО «Изд. АСТ-ЛТД».1998г.
Презентацию на
тему Дуэль в русской литературе XIX века можно скачать бесплатно ниже: