Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ШКОЛА, НАУКА, УНИВЕРСИТЕТ
Ученики и учителя.
Университеты.
«Вся мудрость мира».
Опытное знание.
Слайд 2
Описание слайда:
Ученики и учителя.
Редкий человек в средние века мог похвастаться тем, что он в детстве ходил в школу.
Неграмотных было во много раз больше, чем грамотных, считать умели тоже далеко не все.
Число учеников, однако, пусть и медленно, но росло, да и школ открывалось все больше.
Сначала существовали только монастырские школы.
В XIII—XIV вв. ученики занимались уже в школах при:
больших соборах,
городских советах
крупных ремесленных цехах.
Слайд 3
Описание слайда:
Сначала было «трехпутье» (по-латыни — тривиум): грамматика, риторика и диалектика.
Сначала было «трехпутье» (по-латыни — тривиум): грамматика, риторика и диалектика.
На уроках грамматики заучивали сложнейшие правила латинских склонений, читали тексты древних авторов, переписывали большие отрывки из их сочинений.
Занятия риторикой состояли в овладении приемами устной и письменной речи.
Для этих целей часто использовали книги вроде «письмовников» с образцами писем или проповедей, которые требовалось знать наизусть.
Слайд 4
Описание слайда:
Учиться было нелегко.
Учиться было нелегко.
Почти все нужно было учить наизусть.
О поддержании интереса к учебе задумывались мало.
Палка или розга были в глазах учителя основным средством заставить детей прилежно заниматься.
Родители учеников даже специально вносили деньги на покупку розог.
Слайд 5
Описание слайда:
Университеты.
Уже в XI в. появились новые школы для тех, кто хотел посвятить себя праву, медицине или богословию.
Через сто лет, в середине XII в., в итальянском городе Болонья произошло ничем внешне не примечательное событие.
Местные школяры (мы назвали бы их студентами) объединились для защиты своих интересов.
Чуть позже в Париже преподаватели нескольких школ поступили точно так же.
Слайд 6
Описание слайда:
Учебная жизнь средневекового университета имела много общего с современной.
Учебная жизнь средневекового университета имела много общего с современной.
То же деление на факультеты (в Парижском их было четыре — подготовительный, где изучались «семь свободных искусств», юридический, медицинский и богословский), которые возглавляли деканы.
Лекции, на которых преподавателю предписывалось не диктовать материал, а свободно рассуждать.
Семинары, называвшиеся тогда репетициями (если отрабатывали лекцию профессора) и диспутами (на них обсуждали наиболее важные вопросы).
Даже подобие нынешних общежитий тоже было — коллегии, как говорили в Париже.
Именно из такой коллегии, построенной на деньги священника Робёра де Сорбонна, выросла парижская Сорбонна.
Слайд 7
Описание слайда:
Скрип перьев, шуршание страниц рукописных книг, звуки латинской речи...
Скрип перьев, шуршание страниц рукописных книг, звуки латинской речи...
Не по ним узнавали горожане о жизни школяров.
Веселые песни, задиристые шутки, стук стаканов в трактирах, вечные споры и перебранки — вот чем «славились» университетские кварталы.
Школяры были беспокойными соседями.
Слайд 8
Описание слайда:
«Вся мудрость мира».
В университетах читали лекции самые знаменитые ученые средневековья.
Философию, вмещавшую, по выражению современника,
«всю мудрость мира», называли тогда «школьной наукой» — схоластикой.
Именовали ее также и «служанкой богословия».
Титула этого она не стыдилась.
Напротив, философы-схоласты видели свою основную задачу в том, чтобы доводами разума подкрепить то, что Бог открывает душе человека через веру.
Такое знание возникает не из наблюдений над природой, химических или физических опытов.
Оно получается путем строгих и точных рассуждений.
Слайд 9
Описание слайда:
Философия, полагали схоласты, не может противоречить вере.
Философия, полагали схоласты, не может противоречить вере.
Она не должна ставить перед собой задачу проверить истинность положений церковного вероучения.
Ее цель важнее:
примирить веру и разум, показать, что они друзья, а не враги.
Не все принимали эту позицию схоластов.
Одним казалась ошибочной сама попытка поставить разум на службу вере.
Слайд 10
Описание слайда:
В борьбе с этими учениями и расцвела схоластика.
В борьбе с этими учениями и расцвела схоластика.
XIII век был веком Фомы Аквинского, «ангельского доктора», как его называли.
«Вся мудрость мира» действительно отразилась в его грандиозной «Сумме теологии».
Разрозненные факты и положения были объединены им в стройную систему, объяснявшую Бога, мир, человека.
Так из отдельных кирпичиков выросло грандиозное здание, в котором всему было найдено свое место.
Слайд 11
Описание слайда:
Опытное знание.
«Школьная наука» не признавала значение опытов, изучения природных явлений.
Средневековью вообще было свойственно пренебрегать точностью практических знаний об окружающем мире.
Совершенно фантастические представления о людях с собачьими головами уживались с довольно точными сведениями об изготовлении серной кислоты.
Землю продолжали помещать в центр Вселенной.
Считали, что звезды, Солнце, закрепленные на небесных дисках, вращаются вокруг Земли.
При этом высказывали догадки о причинах падения тел.
Все своеобразие средневековой опытной науки отразилось в алхимии.
Искали «философский камень», с помощью которого любые металлы можно превратить в золото.
Слайд 12
Описание слайда:
А научились получать сложные химические вещества, кислоты, зажигательные составы для фейерверков, порох и краски.
А научились получать сложные химические вещества, кислоты, зажигательные составы для фейерверков, порох и краски.
Алхимиком был и профессор Оксфордского университета Роджер Бэкон, монах-францисканец.
Как мучился он невозможностью приобрести необходимое для физических и химических опытов оборудование!
В нем видели сумасброда, опасного колдуна, даже еретика.
Слайд 13
Презентацию на
тему Школа наука университет можно скачать бесплатно ниже: