Описание слайда:
Местные жители и их жизнь до прихода сюда европейцев.
Местными жителями, заселявшими просторы Западно-Сибирской равнины, были селькупы, ханты и манси. Их жилище менялось по мере перехода от кочевого образа жизни к оседлому, а также в зависимости от промыслов, которыми они занимались. Скотоводы жили в чумах, обтянутых оленьими шкурами; земледельцы – в бревенчатых юртах. Крышу юрт делали сначала из драни в виде решётки, затем покрывали её травой и засыпали землёй. В стенах прорубали два – три проёма для окон, куда зимой вставляли льдины, заменявшие стёкла. В углу жилища ставили печь (чувал) с трубой, выведенной наружу через отверстие в крыше. Напротив печи сооружались большие полки для хранения посуды, воды и провизии. Нары в юрте застилали сеном, камышом и оленьими шкурами.
Одежда состояла из оленьих шкур.
Для защиты от слепящих лучей солнца использовали налобник или некоторое подобие очков. Налобник делали из беличьих хвостов, нанизывая их на тонкую бечёвку.
Пища состояла в основном из муки, рыбы и чая.
Коренные жители оставались, по сути дела, язычниками. В жертвоприношениях всегда участвовал шаман, возлагавший на «божество» приносимые подарки – одежду, куски материи, бусы.
Особым почётом пользовался медведь, которого считали представителем высшей справедливости на Земле. По убитому медведю устраивали поминки. Около него ставили сосуд с водой, и каждый, омывший лицо этой водой, считался прощённым за свои проступки.
По местным понятиям, медведь всё знал и видел, будучи даже мёртвым, поэтому клятвы обычно произносили над его головой и лапой. Верили, что нарушивший такую клятву обязательно будет заеден медведем. Понятие о браке сводилось к обыкновенной купле-продаже. Калым за невесту обычно исчислялся количеством переданных отцу невесты оленей. Дочерью дорожили больше, чем сыном, так как благодаря получению за неё калыма она представляла в семье известную ценность, а на сына ещё нужно было потратиться, чтобы найти ему подругу жизни.