🗊Презентация Произносительная сторона речи

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Произносительная сторона речи, слайд №1Произносительная сторона речи, слайд №2Произносительная сторона речи, слайд №3Произносительная сторона речи, слайд №4Произносительная сторона речи, слайд №5Произносительная сторона речи, слайд №6Произносительная сторона речи, слайд №7Произносительная сторона речи, слайд №8Произносительная сторона речи, слайд №9Произносительная сторона речи, слайд №10Произносительная сторона речи, слайд №11Произносительная сторона речи, слайд №12Произносительная сторона речи, слайд №13Произносительная сторона речи, слайд №14Произносительная сторона речи, слайд №15Произносительная сторона речи, слайд №16Произносительная сторона речи, слайд №17Произносительная сторона речи, слайд №18Произносительная сторона речи, слайд №19Произносительная сторона речи, слайд №20Произносительная сторона речи, слайд №21Произносительная сторона речи, слайд №22Произносительная сторона речи, слайд №23Произносительная сторона речи, слайд №24

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Произносительная сторона речи. Доклад-сообщение содержит 24 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Произносительная сторона речи
Е.В. Шереметьева
Описание слайда:
Произносительная сторона речи Е.В. Шереметьева

Слайд 2





План
Звуковая культура речи
Ритмико-мелодическая сторона речи
Система фонем русского языка
Классификация звуков русского языка
Описание слайда:
План Звуковая культура речи Ритмико-мелодическая сторона речи Система фонем русского языка Классификация звуков русского языка

Слайд 3





Литература
 Акишина АА., Барановская Ф.А. Русская фонетика. — М., 1990.
Гранин Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л А. Секреты орфографии. — М., 1991. (С. 35-48)
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 2001.
Постникова И.И., Подгорецкая И.М. Фонетика — это интересно. — М., 1992.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. — М., 1997.
Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию. Часть I: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. — М., 1996.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.
Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.
Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. — М., 1999.
Описание слайда:
Литература Акишина АА., Барановская Ф.А. Русская фонетика. — М., 1990. Гранин Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л А. Секреты орфографии. — М., 1991. (С. 35-48) Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 2001. Постникова И.И., Подгорецкая И.М. Фонетика — это интересно. — М., 1992. Реформатский А.А. Введение в языковедение. — М., 1997. Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию. Часть I: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. — М., 1996. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. — М., 1999.

Слайд 4





Основные компоненты звуковой культуры речи
Интонация
Система фонем
Описание слайда:
Основные компоненты звуковой культуры речи Интонация Система фонем

Слайд 5





Интонация
(от лат. Intono – громко произношу) – это совокупность звуковых средств языка, которые:
фонетически организуют речь;
устанавливают смысловые отношения между частями фразы;
придают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение;
являются средствами выражения экспрессивной эмоциональной окраски
Описание слайда:
Интонация (от лат. Intono – громко произношу) – это совокупность звуковых средств языка, которые: фонетически организуют речь; устанавливают смысловые отношения между частями фразы; придают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение; являются средствами выражения экспрессивной эмоциональной окраски

Слайд 6





Компоненты интонации (по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой, 1999)
Описание слайда:
Компоненты интонации (по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой, 1999)

Слайд 7





Функции компонентов интонации
коммуникативная;
 смыслоразличительная (фонологическая);
 кульминативная (выделительная);
 синтезирующая (объединительная);
 делимитативная (разграничительная);
 эмоциональная;
 экспрессивная.
Описание слайда:
Функции компонентов интонации коммуникативная;  смыслоразличительная (фонологическая);  кульминативная (выделительная);  синтезирующая (объединительная);  делимитативная (разграничительная);  эмоциональная;  экспрессивная.

Слайд 8





Основа ритмико-мелодической стороны речи
фонетический слух – восприятие соответствующих ситуации тембра, темпа и ритма речи;
звуковысотный слух – восприятие движений тона голоса (вверх – вниз);
сила голоса;
речевое дыхание (длительность, интенсивность)
Описание слайда:
Основа ритмико-мелодической стороны речи фонетический слух – восприятие соответствующих ситуации тембра, темпа и ритма речи; звуковысотный слух – восприятие движений тона голоса (вверх – вниз); сила голоса; речевое дыхание (длительность, интенсивность)

Слайд 9





Физиологическая основа произносительной стороны речи
Центральная нервная система.
Периферическое звено речедвигательного анализатора:
дыхательный аппарат обеспечивает силу звучание голоса;
гортань и голосовые складки – его высоту и тембр;
органы артикуляции – образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции;
слуховой анализатор.
Описание слайда:
Физиологическая основа произносительной стороны речи Центральная нервная система. Периферическое звено речедвигательного анализатора: дыхательный аппарат обеспечивает силу звучание голоса; гортань и голосовые складки – его высоту и тембр; органы артикуляции – образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции; слуховой анализатор.

Слайд 10





Звук речи имеет
артикуляционные признаки;
акустические признаки
Описание слайда:
Звук речи имеет артикуляционные признаки; акустические признаки

Слайд 11





Артикуляционный признаки
По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости при произнесении:
гласные
согласные
Описание слайда:
Артикуляционный признаки По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости при произнесении: гласные согласные

Слайд 12





Артикуляционные признаки гласных звуков
По степени подъёма языка
верхнего подъема ([и], [ы], [у])
среднего подъёма ([э], [о])
нижнего подъёма ([а])
Описание слайда:
Артикуляционные признаки гласных звуков По степени подъёма языка верхнего подъема ([и], [ы], [у]) среднего подъёма ([э], [о]) нижнего подъёма ([а])

Слайд 13





Артикуляционные признаки гласных звуков
По участию передней, средней или задней части языка
переднего ряда ([и], [э]) поднимается передняя часть языка
среднего ряда ([а], [ы]) участвует средняя часть спинки языка
заднего ряда ([у], [о]) поднимается задняя часть языка
Описание слайда:
Артикуляционные признаки гласных звуков По участию передней, средней или задней части языка переднего ряда ([и], [э]) поднимается передняя часть языка среднего ряда ([а], [ы]) участвует средняя часть спинки языка заднего ряда ([у], [о]) поднимается задняя часть языка

Слайд 14





Артикуляционные признаки гласных звуков
По участию губ
лабиализованные гласные ([о], [у]) – губы вытягиваются вперед
нелабиализованные гласные ([и], [э]) – губы занимаю положение улыбки, ([ы], [а]) – минимальная степень участия губ
Описание слайда:
Артикуляционные признаки гласных звуков По участию губ лабиализованные гласные ([о], [у]) – губы вытягиваются вперед нелабиализованные гласные ([и], [э]) – губы занимаю положение улыбки, ([ы], [а]) – минимальная степень участия губ

Слайд 15





Согласные звуки
образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости
Описание слайда:
Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости

Слайд 16





Классификация согласных звуков по способу образования
Щелевые: [ф], [ф`]; [в], [в`]; [с], [с`]; [з], [з`]; [ш], [ж]; [х], [х`]; [щ]; [j].
Смычно-взрывные: [п], [п`]; [б], [б`]; [т], [т`]; [д], [д`]; [к], [к`]; [г], [г`]
Смычно-щелевые: [ц], [ч]
Смычно-проходные: [м], [м`]; [н], [н`]; [л], [л`]
Дрожащие: [р], [р`]
Описание слайда:
Классификация согласных звуков по способу образования Щелевые: [ф], [ф`]; [в], [в`]; [с], [с`]; [з], [з`]; [ш], [ж]; [х], [х`]; [щ]; [j]. Смычно-взрывные: [п], [п`]; [б], [б`]; [т], [т`]; [д], [д`]; [к], [к`]; [г], [г`] Смычно-щелевые: [ц], [ч] Смычно-проходные: [м], [м`]; [н], [н`]; [л], [л`] Дрожащие: [р], [р`]

Слайд 17





Классификация согласных звуков по месту образования
Губно-губные: [п], [п`]; [б], [б`]; [м], [м`]
Губно-зубные: [ф], [ф`]; [в], [в`]
Переднеязычные: [т], [т`] // [д], [д`]; [с], [с`] // [з], [з`]; [л], [л`] // [р], [р`]; [ш] // [ж]; [н], [н`]; [ц], [щ], [ч]
Среднеязычные: [j]
Заднеязычные: [к], [к`]; [г], [г`]; [х], [х`]
Описание слайда:
Классификация согласных звуков по месту образования Губно-губные: [п], [п`]; [б], [б`]; [м], [м`] Губно-зубные: [ф], [ф`]; [в], [в`] Переднеязычные: [т], [т`] // [д], [д`]; [с], [с`] // [з], [з`]; [л], [л`] // [р], [р`]; [ш] // [ж]; [н], [н`]; [ц], [щ], [ч] Среднеязычные: [j] Заднеязычные: [к], [к`]; [г], [г`]; [х], [х`]

Слайд 18





Мягкие согласные звуки
образуются в результате добавления к артикуляции твердого звука – подъема средней части языка к нёбу
ВСЕГДА
Мягкие [j], [ч], [щ]
Твёрдые [ц], [ш], [ж]
Описание слайда:
Мягкие согласные звуки образуются в результате добавления к артикуляции твердого звука – подъема средней части языка к нёбу ВСЕГДА Мягкие [j], [ч], [щ] Твёрдые [ц], [ш], [ж]

Слайд 19





Классификация согласных звуков по акустическим признакам
Тональные: образуются голосом при почти полном отсутствии шума (гласные)
Сонорные: главная роль – голос, шум есть, но его мало [м], [м`], [н], [н`], [л], [л`], [р], [р`], [j]
Шумные: их качество определяется характером шума (акустического эффекта) от трения воздуха при сближении или взрыве при сомкнутых органах артикуляции
Описание слайда:
Классификация согласных звуков по акустическим признакам Тональные: образуются голосом при почти полном отсутствии шума (гласные) Сонорные: главная роль – голос, шум есть, но его мало [м], [м`], [н], [н`], [л], [л`], [р], [р`], [j] Шумные: их качество определяется характером шума (акустического эффекта) от трения воздуха при сближении или взрыве при сомкнутых органах артикуляции

Слайд 20





Шумные согласные
Звонкие шумные длительные: [в], [в`]; [з], [з`]; [ж]
Звонкие шумные мгновенные: [б], [б`]; [д], [д`]; [г], [г`]
Глухие шумные длительные: [ф], [ф`]; [с], [с`]; [ш], [х], [х`]
Глухие шумные мгновенные: [п], [п`]; [т], [т`]; [к], [к`]
Описание слайда:
Шумные согласные Звонкие шумные длительные: [в], [в`]; [з], [з`]; [ж] Звонкие шумные мгновенные: [б], [б`]; [д], [д`]; [г], [г`] Глухие шумные длительные: [ф], [ф`]; [с], [с`]; [ш], [х], [х`] Глухие шумные мгновенные: [п], [п`]; [т], [т`]; [к], [к`]

Слайд 21





По акустическому впечатлению
Свистящие: [с], [с`]; [з], [з`]; [ц]
Шипящие: [ш], [ж], [ч], [щ]
Твёрдые
Мягкие
Описание слайда:
По акустическому впечатлению Свистящие: [с], [с`]; [з], [з`]; [ц] Шипящие: [ш], [ж], [ч], [щ] Твёрдые Мягкие

Слайд 22





Опорные звуки
Это звуки, сходные по артикуляции с нарушенными (месту или способу образования) и произносимые ребенком в соответствии  с фонетическими нормами родного языка
Описание слайда:
Опорные звуки Это звуки, сходные по артикуляции с нарушенными (месту или способу образования) и произносимые ребенком в соответствии с фонетическими нормами родного языка

Слайд 23





Опорные звуки
Описание слайда:
Опорные звуки

Слайд 24





Опорные гласные звуки
Для [л]  - [ы], которые обеспечивает подъём средне-задней части языка к нёбу
Для [р] – [э], которые способствует формированию сильной воздушной струи, направленной по центру языка, и мелкой вибрации кончика языка
Для [с] – [и], которые вырабатывает зазубное положение языка
Описание слайда:
Опорные гласные звуки Для [л] - [ы], которые обеспечивает подъём средне-задней части языка к нёбу Для [р] – [э], которые способствует формированию сильной воздушной струи, направленной по центру языка, и мелкой вибрации кончика языка Для [с] – [и], которые вырабатывает зазубное положение языка



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию