🗊Презентация Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №1Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №2Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №3Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №4Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №5Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №6Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №7Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №8Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №9Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №10Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №11Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №12Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №13Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №14Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №15Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №16Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №17Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №18Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №19Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №20Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №21Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №22Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №23Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №24Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2), слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2). Доклад-сообщение содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





сочинение 
на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2)
 
Задание:
 «Объясните смысл предложения или предложений [указывается его/их номер, а также оно/они цитируе/ются в задании] прочитанного текста».
Описание слайда:
сочинение на тему, связанную с анализом текста (сочинение 15.2)   Задание: «Объясните смысл предложения или предложений [указывается его/их номер, а также оно/они цитируе/ются в задании] прочитанного текста».

Слайд 2





15.2
Чаще в качестве такого предложения / таких предложений бывают финальное предложение или финальный абзац.  Как правило, именно они фокусируют в себе нравственно-этический смысл текста (не только сюжетную кульминацию). Однако для объяснения может быть предложено и такое предложение, которое важно для целостного и углубленного понимания текста, но оно не находится  в конце текста.
Описание слайда:
15.2 Чаще в качестве такого предложения / таких предложений бывают финальное предложение или финальный абзац. Как правило, именно они фокусируют в себе нравственно-этический смысл текста (не только сюжетную кульминацию). Однако для объяснения может быть предложено и такое предложение, которое важно для целостного и углубленного понимания текста, но оно не находится в конце текста.

Слайд 3





Сочинение предполагает рассуждение о  нравственно-этических проблемах. И рассуждать будете вы.
Описание слайда:
Сочинение предполагает рассуждение о нравственно-этических проблемах. И рассуждать будете вы.

Слайд 4





Для написания сочинения 15.2
              предлагаются художественные повествовательные тексты (ХТ), которые могут быть различными в структурном отношении:
 1) тексты с динамично развивающимся сюжетом, 
2) тесты с вяло развивающимся сюжетом,
 3) тексты бессюжетные,
4) тексты художественно-публицистические.
Описание слайда:
Для написания сочинения 15.2 предлагаются художественные повествовательные тексты (ХТ), которые могут быть различными в структурном отношении: 1) тексты с динамично развивающимся сюжетом, 2) тесты с вяло развивающимся сюжетом, 3) тексты бессюжетные, 4) тексты художественно-публицистические.

Слайд 5





Особенности ХТ
Нравственно ориентированные обобщения и оценки надо делать, рассматривая поступки героев. За внешним действием  трудно увидеть внутреннюю суть событий и героев.
Нет действия – не о чем и говорить.
Нет даже вялого сюжета, текст переполнен ненужными подробностями, с которыми надо что-то делать.
нравственно-этическая проблема в нем предъявлена прямо.
Описание слайда:
Особенности ХТ Нравственно ориентированные обобщения и оценки надо делать, рассматривая поступки героев. За внешним действием трудно увидеть внутреннюю суть событий и героев. Нет действия – не о чем и говорить. Нет даже вялого сюжета, текст переполнен ненужными подробностями, с которыми надо что-то делать. нравственно-этическая проблема в нем предъявлена прямо.

Слайд 6





Шахматный болван
  (1)Не все знают, что шахматы с незапамятных времен были излюбленной игрой не только в Европе, но и в России. (2)Пока не появились карты, дни и ночи проводили русские за шахматами и шашками.
       (3)Поэтому понятно, почему такой огромный интерес вызвало появление в Петербурге механической куклы – шахматного болвана, который пощады в игре  не давал никому. 
      (4)Великим шахматным искусником считал себя в те времена знатный барин - князь Г. (5)Пригласив фокусника, хозяина   механической куклы, к себе, князь побился об заклад, что выиграет у шахматной машины.
     (6)Шахматы фокусник расставил  без охоты. (7)Затем показал всем механическую куклу: ее железный остов с колесиками, гвоздиками, пружинами. (8)Кукла была сляпана довольно грубо: раскрашена, как турок, ноги подвешены на крючках.
Описание слайда:
Шахматный болван (1)Не все знают, что шахматы с незапамятных времен были излюбленной игрой не только в Европе, но и в России. (2)Пока не появились карты, дни и ночи проводили русские за шахматами и шашками. (3)Поэтому понятно, почему такой огромный интерес вызвало появление в Петербурге механической куклы – шахматного болвана, который пощады в игре не давал никому. (4)Великим шахматным искусником считал себя в те времена знатный барин - князь Г. (5)Пригласив фокусника, хозяина механической куклы, к себе, князь побился об заклад, что выиграет у шахматной машины. (6)Шахматы фокусник расставил без охоты. (7)Затем показал всем механическую куклу: ее железный остов с колесиками, гвоздиками, пружинами. (8)Кукла была сляпана довольно грубо: раскрашена, как турок, ноги подвешены на крючках.

Слайд 7






(9)Игра началась. (10)Князь повел пешку – турок ответил. (11)Князь вывел скакуна, турок – слона. (12)Каждую хитрость князя турок отводил ловким ходом. (13)Князь отступал – турок наступал; князь прикрылся – турок наскочил простой пешкой, прижал князя насмерть, и игре конец.
      (14)Ахнули все, а князь смутился и сказал: «Давай еще!»
(15)Каждый ход князь обдумывал подолгу – турок поднимал руку ровно и без задержки. (16)Сделал князь ловкий ход, стал наступать на правом крыле, да позабыл о левом. (17)Вскоре князь попал в ловушку, а через два хода проиграл! 
       (18)Сгоряча стукнул он кулаком по столу и кинул в турецкую голову своей драгоценной табакеркой! (19)А болван возьми да и чихни, сначала негромко, а потом оглушительно. (20)Вдобавок ко всему из глубины машины раздался умоляющий голос: «(21)Сними голову, дурак! (22)Глаза мне выело табаком!»
(23)Под пустой железной головой оказалась другая, живая, потная, нездоровая с виду!
Описание слайда:
(9)Игра началась. (10)Князь повел пешку – турок ответил. (11)Князь вывел скакуна, турок – слона. (12)Каждую хитрость князя турок отводил ловким ходом. (13)Князь отступал – турок наступал; князь прикрылся – турок наскочил простой пешкой, прижал князя насмерть, и игре конец. (14)Ахнули все, а князь смутился и сказал: «Давай еще!» (15)Каждый ход князь обдумывал подолгу – турок поднимал руку ровно и без задержки. (16)Сделал князь ловкий ход, стал наступать на правом крыле, да позабыл о левом. (17)Вскоре князь попал в ловушку, а через два хода проиграл! (18)Сгоряча стукнул он кулаком по столу и кинул в турецкую голову своей драгоценной табакеркой! (19)А болван возьми да и чихни, сначала негромко, а потом оглушительно. (20)Вдобавок ко всему из глубины машины раздался умоляющий голос: «(21)Сними голову, дурак! (22)Глаза мне выело табаком!» (23)Под пустой железной головой оказалась другая, живая, потная, нездоровая с виду!

Слайд 8






(24)Наскоро обмыли ее и обтерли мокрое лицо, и тут голова с гордостью, на прекрасном французском языке, сказала: «(25)Вы проиграли, ваше сиятельство! (26)Играете вы хорошо, да очень увлекаетесь наступлением, не защитив позиций!» (27) Только за это их и не побили…
      (28)Князь честно расплатился за поражение с Вронским,  изобретателем машины. (29)Его уважение к игре Вронского было столь велико, что князь пригласил изобретателя остаться в княжеском доме,  чтобы учить князя искусству шахмат.
       (30)И лишь некоторое время спустя Вронский поведал свою историю.
Описание слайда:
(24)Наскоро обмыли ее и обтерли мокрое лицо, и тут голова с гордостью, на прекрасном французском языке, сказала: «(25)Вы проиграли, ваше сиятельство! (26)Играете вы хорошо, да очень увлекаетесь наступлением, не защитив позиций!» (27) Только за это их и не побили… (28)Князь честно расплатился за поражение с Вронским, изобретателем машины. (29)Его уважение к игре Вронского было столь велико, что князь пригласил изобретателя остаться в княжеском доме, чтобы учить князя искусству шахмат. (30)И лишь некоторое время спустя Вронский поведал свою историю.

Слайд 9






(31)Его левая рука и обе ноги были ампутированы хирургом в Варшаве (молодой патриот был ранен в уличной схватке). (32) Он поклялся никогда не показываться людям в своем натуральном виде. (33)После страшной операции он пролежал полтора года и только потому не лишился рассудка, что играл сам с собою в шахматы.
                                       (по М. Осоргину)
Описание слайда:
(31)Его левая рука и обе ноги были ампутированы хирургом в Варшаве (молодой патриот был ранен в уличной схватке). (32) Он поклялся никогда не показываться людям в своем натуральном виде. (33)После страшной операции он пролежал полтора года и только потому не лишился рассудка, что играл сам с собою в шахматы. (по М. Осоргину)

Слайд 10





При аналитическом рассмотрении всех видов ХТ ученикам крайне не хватает общей начитанности и «фоновых» знаний. 

1 шаг. Объясняем сюжетный смысл указанных предложений, т.е. эмоциональное состояние Вронского в смысловых рамках 24 - 26 предложений
       (выход на понимание проблемы  текста)
Описание слайда:
При аналитическом рассмотрении всех видов ХТ ученикам крайне не хватает общей начитанности и «фоновых» знаний. 1 шаг. Объясняем сюжетный смысл указанных предложений, т.е. эмоциональное состояние Вронского в смысловых рамках 24 - 26 предложений (выход на понимание проблемы текста)

Слайд 11





Мы получили материал для написания вступления  сочинения, напишем это вступление:
Смысл предложений (24-26) я понимаю так: Вронский горд своей победой, своим успехом.   
    
   (Рекомендуемые действия решают «проблему первого предложения» (всегда трудно начать  сочинение)).
Описание слайда:
Мы получили материал для написания вступления сочинения, напишем это вступление: Смысл предложений (24-26) я понимаю так: Вронский горд своей победой, своим успехом. (Рекомендуемые действия решают «проблему первого предложения» (всегда трудно начать сочинение)).

Слайд 12





2 шаг. Делаем прогноз нравственно-этической проблемы текста.
Другими словами, составляем возможный  вариант заключения  сочинения. Это заключение  тоже трудно писать, так как оно должно не только завершить текст, обобщив все сказанное, но и развить содержание сочинения, в заключении должно быть что-то новое.
Описание слайда:
2 шаг. Делаем прогноз нравственно-этической проблемы текста. Другими словами, составляем возможный вариант заключения сочинения. Это заключение тоже трудно писать, так как оно должно не только завершить текст, обобщив все сказанное, но и развить содержание сочинения, в заключении должно быть что-то новое.

Слайд 13





Запомните!
1. Находим двух главных действующих лиц текста: ?
2. Думаем, в чем они не похожи? 
  (Помним: противоречие (конфликт), существующее между главными действующими лицами текста, должно порождать проблему.       Запомните, что в художественных текстах может быть 3 вида противоречий (конфликтов), без которых сюжет построить невозможно:
  1) противоречие  между главными действующими лицами,
  2) конфликт между героем и средой (трудной ситуаций),
  3) внутренний конфликт героя.
Описание слайда:
Запомните! 1. Находим двух главных действующих лиц текста: ? 2. Думаем, в чем они не похожи? (Помним: противоречие (конфликт), существующее между главными действующими лицами текста, должно порождать проблему. Запомните, что в художественных текстах может быть 3 вида противоречий (конфликтов), без которых сюжет построить невозможно: 1) противоречие между главными действующими лицами, 2) конфликт между героем и средой (трудной ситуаций), 3) внутренний конфликт героя.

Слайд 14





Противоречие 
В нашем тексте налицо конфликт двух героев. Князь знатен, богат, известен  как хороший шахматист. Его социальное положение более чем устойчиво, он привык к поклонению и вседозволенности. Вронский – бедный польский дворянин, чудом оставшийся в живых, никому не говорящий своего имени, вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь, что в те времена (первая треть 19 века) считалось неприличным  для дворян. Вронский бережет дворянскую честь, свое достоинство всеми доступными ему, калеке, способами, не опускаясь до нищенства и попрошайничества.
Описание слайда:
Противоречие В нашем тексте налицо конфликт двух героев. Князь знатен, богат, известен как хороший шахматист. Его социальное положение более чем устойчиво, он привык к поклонению и вседозволенности. Вронский – бедный польский дворянин, чудом оставшийся в живых, никому не говорящий своего имени, вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь, что в те времена (первая треть 19 века) считалось неприличным для дворян. Вронский бережет дворянскую честь, свое достоинство всеми доступными ему, калеке, способами, не опускаясь до нищенства и попрошайничества.

Слайд 15





Строим гипотезу нравственно-этической проблемы текста:
чувство собственного достоинства помогает уважать себя, сохранить свою душу, убеждения в трудных обстоятельствах.
 (Формулирование нравственно-этической проблемы текста позволяет понять, ради какой цели текст написан)
Описание слайда:
Строим гипотезу нравственно-этической проблемы текста: чувство собственного достоинства помогает уважать себя, сохранить свою душу, убеждения в трудных обстоятельствах. (Формулирование нравственно-этической проблемы текста позволяет понять, ради какой цели текст написан)

Слайд 16





Мы получили материал для предполагаемого заключения в сочинении, напишем  в рабочих записях вариант заключения:
чувство собственного достоинства помогает уважать себя, сохранить свою душу, убеждения в трудных обстоятельствах.
Описание слайда:
Мы получили материал для предполагаемого заключения в сочинении, напишем в рабочих записях вариант заключения: чувство собственного достоинства помогает уважать себя, сохранить свою душу, убеждения в трудных обстоятельствах.

Слайд 17





Пояснения.   На данный момент мы получили содержательные «рамки» для подбора примеров из текста.
Второй шаг не является строго обязательным, более того, он не всем ученикам легко дается. Но он очень полезен.  От характеристики эмоционального состояния героя (это «поверхностная», чисто  сюжетная информация текста)  мы стараемся  прийти к углубленному пониманию текста. В этих рамках и подбираются примеры-аргументы из текста.
Описание слайда:
Пояснения. На данный момент мы получили содержательные «рамки» для подбора примеров из текста. Второй шаг не является строго обязательным, более того, он не всем ученикам легко дается. Но он очень полезен. От характеристики эмоционального состояния героя (это «поверхностная», чисто сюжетная информация текста) мы стараемся прийти к углубленному пониманию текста. В этих рамках и подбираются примеры-аргументы из текста.

Слайд 18





3 шаг. Чтобы подобрать удачные примеры из текста (в соответствии со вторым оценочным критерием), советуем сделать так.
Разбейте текст на 3 смысловые части: что было с двумя главными героями текста в начале, в середине и в конце текста и  особым образом озаглавьте эти фрагменты.
Описание слайда:
3 шаг. Чтобы подобрать удачные примеры из текста (в соответствии со вторым оценочным критерием), советуем сделать так. Разбейте текст на 3 смысловые части: что было с двумя главными героями текста в начале, в середине и в конце текста и особым образом озаглавьте эти фрагменты.

Слайд 19






Князь, прославленный шахматист, дважды не смог выиграть у шахматной машины (общие границы части - предложения 1-17).
Князь случайно узнал тайну шахматной машины и пригласил Вронского учить его, князя, искусной шахматной игре (предложения 18-29).
Вронский рассказывает князю предысторию своей победы (предложения 30-33).
Описание слайда:
Князь, прославленный шахматист, дважды не смог выиграть у шахматной машины (общие границы части - предложения 1-17). Князь случайно узнал тайну шахматной машины и пригласил Вронского учить его, князя, искусной шахматной игре (предложения 18-29). Вронский рассказывает князю предысторию своей победы (предложения 30-33).

Слайд 20





Пояснение:
Обратите внимание, что заголовки частей строятся по особой схеме: имя 1-го героя + действие, которое объединяет обоих героев в данной части текста + имя 2-го героя. По сути дела, каждое название в этом плане содержит два постоянных элемента (имена главных действующих лиц) и один переменный (сказуемое между ними).
эти формулировки мы можем использовать в сочинении, в его основной части, для краткого объяснения смысла выбранных предложений.
Описание слайда:
Пояснение: Обратите внимание, что заголовки частей строятся по особой схеме: имя 1-го героя + действие, которое объединяет обоих героев в данной части текста + имя 2-го героя. По сути дела, каждое название в этом плане содержит два постоянных элемента (имена главных действующих лиц) и один переменный (сказуемое между ними). эти формулировки мы можем использовать в сочинении, в его основной части, для краткого объяснения смысла выбранных предложений.

Слайд 21





4 шаг. Подбираем примеры из текста.
Находим в каждой из частей такие предложения, содержание которых близко к заголовку этой части (смотрите 3 шаг) и к формулировке гипотезы проблемы (смотрите 2 шаг).
Описание слайда:
4 шаг. Подбираем примеры из текста. Находим в каждой из частей такие предложения, содержание которых близко к заголовку этой части (смотрите 3 шаг) и к формулировке гипотезы проблемы (смотрите 2 шаг).

Слайд 22






в 1 части  нашего текста это предложения 5, 14, 17, в них  характеризуется князь как азартный игрок в шахматы, а также предложения 10-15, в которых Вронский изображен как очень хладнокровный и искусный шахматист. Во второй части  можно выделить предложения 18 и 29, в них князь предстает азартным, несдержанным человеком (18), но его уважение к мастерству Вронского очень велико (29). В третьей  части выделим предложения 32 и 33. Они говорят о Вронском как о человеке незаурядном – не только как о великом шахматисте, но и о личности мужественной, гордой, т.е. неспособной принять сочувствие (он понимает его как позорную милостыню).
Описание слайда:
в 1 части нашего текста это предложения 5, 14, 17, в них характеризуется князь как азартный игрок в шахматы, а также предложения 10-15, в которых Вронский изображен как очень хладнокровный и искусный шахматист. Во второй части можно выделить предложения 18 и 29, в них князь предстает азартным, несдержанным человеком (18), но его уважение к мастерству Вронского очень велико (29). В третьей части выделим предложения 32 и 33. Они говорят о Вронском как о человеке незаурядном – не только как о великом шахматисте, но и о личности мужественной, гордой, т.е. неспособной принять сочувствие (он понимает его как позорную милостыню).

Слайд 23





Теперь пишем основную часть нашего сочинения. Объединяя  результаты нашей работы на 3 и 4 шагах, пробуем описать 2 примера из текста. Каждый из примеров может включать более одного предложения. 
         В предложениях (5), (14), (17), (18) знатный и богатый князь, прославленный и азартный игрок в шахматы, не может выиграть у изобретателя шахматной машины – у никому ранее не известного бедного польского дворянина Вронского. Князь даже пригласил  Вронского учить его искусной шахматной игре (предложение 29).
       Вронский – гениальный шахматист (предложения 10-15). Свое искусство игры в шахматы он усовершенствовал, пройдя через тяжелейшие жизненные испытания (предложения 32, 33). Он не только талантливый игрок, он ни на кого не похожая личность, он уважает себя в любой ситуации.
Описание слайда:
Теперь пишем основную часть нашего сочинения. Объединяя результаты нашей работы на 3 и 4 шагах, пробуем описать 2 примера из текста. Каждый из примеров может включать более одного предложения. В предложениях (5), (14), (17), (18) знатный и богатый князь, прославленный и азартный игрок в шахматы, не может выиграть у изобретателя шахматной машины – у никому ранее не известного бедного польского дворянина Вронского. Князь даже пригласил Вронского учить его искусной шахматной игре (предложение 29). Вронский – гениальный шахматист (предложения 10-15). Свое искусство игры в шахматы он усовершенствовал, пройдя через тяжелейшие жизненные испытания (предложения 32, 33). Он не только талантливый игрок, он ни на кого не похожая личность, он уважает себя в любой ситуации.

Слайд 24





Пояснения:
Поскольку нам надо учесть проблему, намеченную на 2-м шаге работы по подготовке к сочинению, то все примеры мы разбили на 2 группы: про князя и про Вронского. 
Выбранные предложения надо описать связно, для этого мы использовали формулировки  заглавий нашего 3-частного плана (смотрите подчеркнутое в тексте сочинения) и пояснения, которые мы делали к выбранным предложениям (смотрите их в пояснениях ко 2 шагу).
Сначала описали князя, упоминая только то, что противопоставляет его князю (смотрите 1-й абзац основной части сочинения). Примеры сгруппировали вокруг этого содержания, взяв их из разных частей исходного текста.
 Потом сказали о Вронском, опираясь на его несходство с князем и на гипотезу проблемы текста. Примеры сгруппировали вокруг этого содержания, взяв их из разных частей исходного текста.
       Такая работа с примерами из текста упорядочивает наши впечатления от него, помогает сделать текст сочинения связным.
Описание слайда:
Пояснения: Поскольку нам надо учесть проблему, намеченную на 2-м шаге работы по подготовке к сочинению, то все примеры мы разбили на 2 группы: про князя и про Вронского. Выбранные предложения надо описать связно, для этого мы использовали формулировки заглавий нашего 3-частного плана (смотрите подчеркнутое в тексте сочинения) и пояснения, которые мы делали к выбранным предложениям (смотрите их в пояснениях ко 2 шагу). Сначала описали князя, упоминая только то, что противопоставляет его князю (смотрите 1-й абзац основной части сочинения). Примеры сгруппировали вокруг этого содержания, взяв их из разных частей исходного текста. Потом сказали о Вронском, опираясь на его несходство с князем и на гипотезу проблемы текста. Примеры сгруппировали вокруг этого содержания, взяв их из разных частей исходного текста. Такая работа с примерами из текста упорядочивает наши впечатления от него, помогает сделать текст сочинения связным.

Слайд 25





5 шаг. Пишем заключение, используя наши предположения, сделанные на втором шаге.
Размышляя о судьбе Вронского, я понял(а), что  чувство собственного достоинства помогает уважать  себя, сохранить свою душу, убеждения в трудных ситуациях.
Описание слайда:
5 шаг. Пишем заключение, используя наши предположения, сделанные на втором шаге. Размышляя о судьбе Вронского, я понял(а), что чувство собственного достоинства помогает уважать себя, сохранить свою душу, убеждения в трудных ситуациях.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию