🗊 ТЕМА СССР в 20-30-е гг.

Категория: История
Нажмите для полного просмотра!
  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №1  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №2  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №3  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №4  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №5  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №6  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №7  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №8  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №9  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №10  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №11  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №12  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №13  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №14  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №15  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №16  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №17  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №18  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №19  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №20  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №21  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №22  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №23  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №24  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №25  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №26  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №27  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №28  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №29  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №30  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №31  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №32  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №33  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №34  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №35  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №36  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №37  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №38  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №39  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №40  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №41  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №42  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №43  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №44  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №45  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №46  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №47  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №48  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №49  
  ТЕМА  СССР в 20-30-е гг.  , слайд №50

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать ТЕМА СССР в 20-30-е гг. . Презентация содержит 50 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ТЕМА
СССР в 20-30-е гг.
Описание слайда:
ТЕМА СССР в 20-30-е гг.

Слайд 2





НЭП (новая экономическая политика)
Историческая необходимость НЭПа
К изменению политики вынудил выявившийся к 1921 г. всеобъемлющий экономический и политический кризис, угроза потери власти. К этому времени промышленное производство в стране сократилось в сравнении с 1913 г. в 7 раз, продукция сельского хозяйства составляла лишь 2/3 довоенного уровня. Растет недовольства народа, наиболее ярким выражением чего стали восстания крестьян (особенно "мятежи" в Тамбовской губернии и Западной Сибири) и восстание моряков в Кронштадте.
В марте 1921 г. на X съезде партии принято решение о замене продразверстки продналогом. Теперь государство забирало у крестьян не весь хлеб, а определенную, твердо установленную долю. Оставшимися продуктами крестьянин мог распоряжаться по своему усмотрению, что естественно, возрождало трудовые стимулы. Позднее была прямо разрешена и свободная торговля.
Описание слайда:
НЭП (новая экономическая политика) Историческая необходимость НЭПа К изменению политики вынудил выявившийся к 1921 г. всеобъемлющий экономический и политический кризис, угроза потери власти. К этому времени промышленное производство в стране сократилось в сравнении с 1913 г. в 7 раз, продукция сельского хозяйства составляла лишь 2/3 довоенного уровня. Растет недовольства народа, наиболее ярким выражением чего стали восстания крестьян (особенно "мятежи" в Тамбовской губернии и Западной Сибири) и восстание моряков в Кронштадте. В марте 1921 г. на X съезде партии принято решение о замене продразверстки продналогом. Теперь государство забирало у крестьян не весь хлеб, а определенную, твердо установленную долю. Оставшимися продуктами крестьянин мог распоряжаться по своему усмотрению, что естественно, возрождало трудовые стимулы. Позднее была прямо разрешена и свободная торговля.

Слайд 3





Сущность НЭПа
Две точки зрения на сущность нэпа:
НЭП – принципиальное изменение политики, долговременный курс, основанный на реализме, на компромиссе с частным сектором.
НЭП – вынужденное отступление при сохранении основ режима и прежде всего монополии компартии на власть. Такое понимание нэпа ближе к истине.
Описание слайда:
Сущность НЭПа Две точки зрения на сущность нэпа: НЭП – принципиальное изменение политики, долговременный курс, основанный на реализме, на компромиссе с частным сектором. НЭП – вынужденное отступление при сохранении основ режима и прежде всего монополии компартии на власть. Такое понимание нэпа ближе к истине.

Слайд 4





Основные направления и результаты НЭПа
Частичная приватизация промышленности. Наиболее сильны были позиции "частного сектора" в торговле в 1923 г. на него приходилось 80% розничной торговли. Для привлечения иностранных капиталовложений, пошли на сдачу некоторых предприятий (прежде всего в добыче сырья) иностранным капиталистам ("концессии"). Важное значение имела денежная реформа. Меняется положение государственных предприятий: их переводят на самоокупаемость.
При нэпе сложилась своеобразная "смешанная" экономика, экономика в руках государства сочеталась с допущением товарно-денежных отношений и "частника".
Результат нэпа — восстановление экономики. Умиротворение страны, прекращение массовых восстаний, сопровождавшихся террором с обеих сторон.
Меры по возрождению элементарной законности: восстанавливается прокурорский надзор, адвокатура, принимается новый гражданский кодекс.
Описание слайда:
Основные направления и результаты НЭПа Частичная приватизация промышленности. Наиболее сильны были позиции "частного сектора" в торговле в 1923 г. на него приходилось 80% розничной торговли. Для привлечения иностранных капиталовложений, пошли на сдачу некоторых предприятий (прежде всего в добыче сырья) иностранным капиталистам ("концессии"). Важное значение имела денежная реформа. Меняется положение государственных предприятий: их переводят на самоокупаемость. При нэпе сложилась своеобразная "смешанная" экономика, экономика в руках государства сочеталась с допущением товарно-денежных отношений и "частника". Результат нэпа — восстановление экономики. Умиротворение страны, прекращение массовых восстаний, сопровождавшихся террором с обеих сторон. Меры по возрождению элементарной законности: восстанавливается прокурорский надзор, адвокатура, принимается новый гражданский кодекс.

Слайд 5





Противоречия НЭПа и его значение
Важнейшее противоречие в экономике – большевистский режим, сделав уступки "частнику", продолжал диктат в отношении экономики, подчиняя ее идеологическим приоритетам.
Сохранялась бюрократическая система управления промышленностью. На всех руководящих постах стояли коммунисты, не обладавшие необходимой компетентностью. Значительных расходов требовало и содержание этого многочисленного управленческого аппарата.
Режим искусственно поддерживал на государственных предприятиях относительно высокий уровень заработной платы, не соответствующий реальней производительности труда – рост себестоимости продукции. Частные предприниматели и торговцы не обрели необходимых социальных и правовых гарантий. Преодоление разрухи, хозяйственное возрождение деревни вели к расслоению крестьянства. Более эффективными и товарными были крупные крестьянские хозяйства.
Стремясь избежать непомерного налогового пресса, крепкие хозяйства дробились, искусственно превращаясь в "бедняков". В 20-е гг. темпы дробления крестьянских хозяйств были в 2 раза выше, чем до революции, что, стало одной из важнейших причин падения товарности сельского хозяйства.
Позволил спасти страну от полной катастрофы, накормить ее, преодолеть разруху. Но накапливались новые противоречия, что стало важной предпосылкой изменения политики в конце 20-х гг.
Описание слайда:
Противоречия НЭПа и его значение Важнейшее противоречие в экономике – большевистский режим, сделав уступки "частнику", продолжал диктат в отношении экономики, подчиняя ее идеологическим приоритетам. Сохранялась бюрократическая система управления промышленностью. На всех руководящих постах стояли коммунисты, не обладавшие необходимой компетентностью. Значительных расходов требовало и содержание этого многочисленного управленческого аппарата. Режим искусственно поддерживал на государственных предприятиях относительно высокий уровень заработной платы, не соответствующий реальней производительности труда – рост себестоимости продукции. Частные предприниматели и торговцы не обрели необходимых социальных и правовых гарантий. Преодоление разрухи, хозяйственное возрождение деревни вели к расслоению крестьянства. Более эффективными и товарными были крупные крестьянские хозяйства. Стремясь избежать непомерного налогового пресса, крепкие хозяйства дробились, искусственно превращаясь в "бедняков". В 20-е гг. темпы дробления крестьянских хозяйств были в 2 раза выше, чем до революции, что, стало одной из важнейших причин падения товарности сельского хозяйства. Позволил спасти страну от полной катастрофы, накормить ее, преодолеть разруху. Но накапливались новые противоречия, что стало важной предпосылкой изменения политики в конце 20-х гг.

Слайд 6





Образование СССР. Национальный вопрос
Национальный вопрос имел для страны огромное значение, т.к. Россия одно из самых многонациональных государств.
После Октябрьской революции – два основных направления в национальной политике. С одной стороны выдвигается "принцип самоопределения". Это было необходимо для завоевания и удержания власти, для приобретения опоры в широких массах. Кроме того, это было признанием реального положения дел, фактического распада прежней государственной территории (ряд народов все равно нельзя было удержать от выхода).
2 ноября 1917 г. — "Декларация прав народов России". Ее пункт 2-й: "Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств". В соответствии с этим в декабре была признана независимости Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии.
С другой стороны большевики осуществляет "экспорт революции", под предлогом "помощи" стремятся к установлению своей власти на окраинах. Это касалось, прежде всего, Украины. В январе 1918г. была предпринята попытка "экспорта революции" и в Финляндию. Большевистский режим здесь продержался до мая и был подавлен немецкими войсками.
Описание слайда:
Образование СССР. Национальный вопрос Национальный вопрос имел для страны огромное значение, т.к. Россия одно из самых многонациональных государств. После Октябрьской революции – два основных направления в национальной политике. С одной стороны выдвигается "принцип самоопределения". Это было необходимо для завоевания и удержания власти, для приобретения опоры в широких массах. Кроме того, это было признанием реального положения дел, фактического распада прежней государственной территории (ряд народов все равно нельзя было удержать от выхода). 2 ноября 1917 г. — "Декларация прав народов России". Ее пункт 2-й: "Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств". В соответствии с этим в декабре была признана независимости Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии. С другой стороны большевики осуществляет "экспорт революции", под предлогом "помощи" стремятся к установлению своей власти на окраинах. Это касалось, прежде всего, Украины. В январе 1918г. была предпринята попытка "экспорта революции" и в Финляндию. Большевистский режим здесь продержался до мая и был подавлен немецкими войсками.

Слайд 7





Образование СССР. 
Национально-государственное строительство к началу 20-х гг.
К концу гражданской войны — целая система национальных государств двух типов:
автономии в составе РСФСР. Первая из них Татаро-Башкирская республика – с марта 1918 г. Кроме того, различные формы автономии были предоставлены киргизам, марийцам, дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам, крымским татарам, немцам Поволжья и др.
суверенные советские республики. Кроме РСФСР: в декабре 1917 г. провозглашена Украинская Советская республика, в январе 1919 – Белорусская. В 1920 – начале 1921 гг. с помощью советских войск "экспорт революции" в Закавказье. Образование новых советских республик: апрель 1920 – Азербайджан, ноябрь – Армения, февраль 1921 – Грузия. В марте 1922 г. были объединены в Закавказскую федерацию (ЗСФСР). Итак, 4 "самостоятельных" республики. Кроме того, в 1920 г. с помощью советских войск были созданы "народные республики" в Средней Азии (Туркестане) Хивинская и Бухарская, которые фактически находились под протекторатом России.
Независимость всех этих государств – очень относительна. Во-первых, подавляющее превосходство РСФСР. Во-вторых, сосредоточение власти в партийном руководстве. Образовался "военно-политический" союз республик – фактически общее военное командование, единая социально-экономическая политика.
После окончания гражданской войны – оформление системы двухсторонних договоров между республиками ("договорная федерация"), которые существенно ограничивали самостоятельность республик. Например, договор между РСФСР и Азербайджаном в ноябре 1920 г. предусматривал объединение шести отраслей: оборона, экономика, внешняя торговля, продовольствие, транспорт, почта телеграф, финансы.
Описание слайда:
Образование СССР. Национально-государственное строительство к началу 20-х гг. К концу гражданской войны — целая система национальных государств двух типов: автономии в составе РСФСР. Первая из них Татаро-Башкирская республика – с марта 1918 г. Кроме того, различные формы автономии были предоставлены киргизам, марийцам, дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам, крымским татарам, немцам Поволжья и др. суверенные советские республики. Кроме РСФСР: в декабре 1917 г. провозглашена Украинская Советская республика, в январе 1919 – Белорусская. В 1920 – начале 1921 гг. с помощью советских войск "экспорт революции" в Закавказье. Образование новых советских республик: апрель 1920 – Азербайджан, ноябрь – Армения, февраль 1921 – Грузия. В марте 1922 г. были объединены в Закавказскую федерацию (ЗСФСР). Итак, 4 "самостоятельных" республики. Кроме того, в 1920 г. с помощью советских войск были созданы "народные республики" в Средней Азии (Туркестане) Хивинская и Бухарская, которые фактически находились под протекторатом России. Независимость всех этих государств – очень относительна. Во-первых, подавляющее превосходство РСФСР. Во-вторых, сосредоточение власти в партийном руководстве. Образовался "военно-политический" союз республик – фактически общее военное командование, единая социально-экономическая политика. После окончания гражданской войны – оформление системы двухсторонних договоров между республиками ("договорная федерация"), которые существенно ограничивали самостоятельность республик. Например, договор между РСФСР и Азербайджаном в ноябре 1920 г. предусматривал объединение шести отраслей: оборона, экономика, внешняя торговля, продовольствие, транспорт, почта телеграф, финансы.

Слайд 8





Образование СССР.
Борьба мнений о путях образования государства
В партии наметились два подхода к этой проблеме. С одной стороны, имело место возрождение имперских традиций, диктата центра над окраинами. Ленин называл это "великорусским шовинизмом" и считал его главной опасностью в национальном вопросе.
С другой стороны коммунистическая элита стремилась сохранилась большую самостоятельность, выступала против более тесных отношений, опасаясь диктата Москвы. Такое течение называлось "национал-уклонизмом" и особенно проявилось на Украине и в Грузии.
Обострение борьбы между двумя течениями особенно резко проявилось в 1922 г. в так называемом "грузинском инциденте". Это показало, что откладывать кардинальное решение национального вопроса было нельзя. В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию во главе со Сталиным для подготовки проекте принципах новой системы отношений между национальностями в России. Сталин был решительным сторонником централизованного государства.
Узнав о "плане автономизации", Ленин решительно выступил против в работе "К вопросу о национальностях или об "автономизации". Сталинский вариант – плохо прикрытое выражение "великорусского шовинизма". Ленин предложил проект, согласно которому все республики, включая Россию, должны были заключить между собой "союз" на основе принципа равноправия и федерации. С большим трудом Ленин, в сущности, заставил Политбюро отвергнуть идею Сталина.
Описание слайда:
Образование СССР. Борьба мнений о путях образования государства В партии наметились два подхода к этой проблеме. С одной стороны, имело место возрождение имперских традиций, диктата центра над окраинами. Ленин называл это "великорусским шовинизмом" и считал его главной опасностью в национальном вопросе. С другой стороны коммунистическая элита стремилась сохранилась большую самостоятельность, выступала против более тесных отношений, опасаясь диктата Москвы. Такое течение называлось "национал-уклонизмом" и особенно проявилось на Украине и в Грузии. Обострение борьбы между двумя течениями особенно резко проявилось в 1922 г. в так называемом "грузинском инциденте". Это показало, что откладывать кардинальное решение национального вопроса было нельзя. В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию во главе со Сталиным для подготовки проекте принципах новой системы отношений между национальностями в России. Сталин был решительным сторонником централизованного государства. Узнав о "плане автономизации", Ленин решительно выступил против в работе "К вопросу о национальностях или об "автономизации". Сталинский вариант – плохо прикрытое выражение "великорусского шовинизма". Ленин предложил проект, согласно которому все республики, включая Россию, должны были заключить между собой "союз" на основе принципа равноправия и федерации. С большим трудом Ленин, в сущности, заставил Политбюро отвергнуть идею Сталина.

Слайд 9





Образование СССР. 
Его характеристика как многонационального государства
31 января 1924 г. II съезд советов утвердил Конституцию СССР.
Основные моменты:
Республики провозглашались равноправными, суверенными, имеющими право на выход.
Они передавали союзным органам важнейшие полномочия: международное представительство, оборона, пересмотр границ, внутренняя безопасность, внешняя торговля, планирование, транспорт, бюджет, связь, деньги и кредит.
Союзные органы:
Высший орган Съезд Советов, избиравшийся на основе непрямого, не всеобщего, непропорционального избирательного права. Собирался раз в два года.
Между съездами – ЦИК. Состоял из двух палат – Совета Союза и Совета национальностей. Собирался три раза в год.
Между сессиями ЦИК его Президиум. Пост его председателя занимали по очереди председатели ЦИК четырех республик (Калинин, Петровский, Червяков, Нариманов). Высший распорядительный орган – СНК. В СНК ряд важнейших союзных наркоматов и ведомств, в т.ч. ОГПУ.
Опыт показал: найденное решение национального вопроса не было наилучшим из всех возможных решений. С одной стороны, "союзное" устройство государства было во многом фикцией, с другой стороны, разделение страны по национальному принципу неизбежно порождало опасность сепаратизма (стремления к отделению от единого государства). Реализация ленинского проекта заложила "мину замедленного действия" под созданное многонациональное государство. Пока существовал тоталитарный режим, он "железной рукой" сдерживал межнациональные противоречия. После же его падения они проявились, как мы видим сейчас, со всей остротой.
Описание слайда:
Образование СССР. Его характеристика как многонационального государства 31 января 1924 г. II съезд советов утвердил Конституцию СССР. Основные моменты: Республики провозглашались равноправными, суверенными, имеющими право на выход. Они передавали союзным органам важнейшие полномочия: международное представительство, оборона, пересмотр границ, внутренняя безопасность, внешняя торговля, планирование, транспорт, бюджет, связь, деньги и кредит. Союзные органы: Высший орган Съезд Советов, избиравшийся на основе непрямого, не всеобщего, непропорционального избирательного права. Собирался раз в два года. Между съездами – ЦИК. Состоял из двух палат – Совета Союза и Совета национальностей. Собирался три раза в год. Между сессиями ЦИК его Президиум. Пост его председателя занимали по очереди председатели ЦИК четырех республик (Калинин, Петровский, Червяков, Нариманов). Высший распорядительный орган – СНК. В СНК ряд важнейших союзных наркоматов и ведомств, в т.ч. ОГПУ. Опыт показал: найденное решение национального вопроса не было наилучшим из всех возможных решений. С одной стороны, "союзное" устройство государства было во многом фикцией, с другой стороны, разделение страны по национальному принципу неизбежно порождало опасность сепаратизма (стремления к отделению от единого государства). Реализация ленинского проекта заложила "мину замедленного действия" под созданное многонациональное государство. Пока существовал тоталитарный режим, он "железной рукой" сдерживал межнациональные противоречия. После же его падения они проявились, как мы видим сейчас, со всей остротой.

Слайд 10





Индустриализация СССР. 
Историческая закономерность индустриализации
Нужна ли была индустриализация. В конце 20-х гг. в руководящих кругах СССР все утверждалась идея форсированной (ускоренной) индустриализации, которая позволила бы СССР "догнать и перегнать11 развитые страны Запада. Новизна состояла в том, что была поставлена задача индустриализации в кратчайшие сроки и "любой ценой". Индустриализация оправдывалось фактором внешней опасности, угрозой со стороны "мирового империализма", необходимостью создания мощного оборонного потенциала. Враждебность капиталистических стран к Советскому СОЮЗУ была реакцией на большевистскую политику "экспорта революции". Прямая угроза возникает лишь с утверждением в Германии гитлеровского режима (1933 г.)
Описание слайда:
Индустриализация СССР. Историческая закономерность индустриализации Нужна ли была индустриализация. В конце 20-х гг. в руководящих кругах СССР все утверждалась идея форсированной (ускоренной) индустриализации, которая позволила бы СССР "догнать и перегнать11 развитые страны Запада. Новизна состояла в том, что была поставлена задача индустриализации в кратчайшие сроки и "любой ценой". Индустриализация оправдывалось фактором внешней опасности, угрозой со стороны "мирового империализма", необходимостью создания мощного оборонного потенциала. Враждебность капиталистических стран к Советскому СОЮЗУ была реакцией на большевистскую политику "экспорта революции". Прямая угроза возникает лишь с утверждением в Германии гитлеровского режима (1933 г.)

Слайд 11





Основные этапы индустриализации. 
Первая пятилетка
Начинается с XIV съезда ("съезда индустриализации") в 1925 г. Решающий же этап этого процесса  – годы довоенных пятилеток и прежде всего на первую из них (1928 – 1933 гг.) Осуществление первой пятилетки началось еще в 1928 г., хотя ее план был принят только в апреле 1929 г. на XVI партконференции.
Главная черта первой пятилетки – форсированное строительство предприятий тяжелой промышленности. Самыми известными из них были ДнепроГЭС, металлургические комбинаты Магнитогорский на Урале и Кузнецкий в Западной Сибири; Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, автозаводы в Москве и Нижнем Новгороде.
Подвиг народа. Проводя форсированную индустриализацию, руководство страны опиралось на массовый энтузиазм народа, особенно молодежи. Сталинское руководство бессовестным образом эксплуатировало этот энтузиазм, беспощадно транжирило народные силы. С целью получения валюты, необходимой для оплаты зарубежного оборудования, из страны вывозили хлеб, лес, нефть, меха, художественные ценности из музеев. У частных лиц с помощью ГПУ и сети специальных магазинов изымалось золото. Важную роль в реализации планов форсированной индустриализации играла система принудительного, по сути рабского труда, которая оформляется в широких масштабах именно в данный период. "Раскулачивание" и другие репрессии дали большое количество дешевой рабочей силы»
К концу пятилетки плановые задания даже в области тяжелой промышленности, на которую бросались основные средства, не были выполнены. Производство средств производства увеличилось на 170% вместо запланированных 230%, было выплавлено не 17 млн. т чугуна и стали, а всего 6 млн. т, выработка электроэнергии составила 1–3.5 млрд. кв. ч вместо 42 млрд.
Капиталовложения в промышленность доставили 3 млрд. руб. Качество продукции резко ухудшилось. В экономике СССР возникли серьезные проблемы на годы вперед, которые определили особенности развития страны.
Форсированный индустриальный рост сопровождался дальнейшим огосударствлением экономики, устранением различных форм частной хозяйственной активности. Была осуществлена коллективизация, путем непомерных налогов и различных преследований частная промышленность и торговля были вытеснены из экономики, многие "нэпманы" были арестованы.
Описание слайда:
Основные этапы индустриализации. Первая пятилетка Начинается с XIV съезда ("съезда индустриализации") в 1925 г. Решающий же этап этого процесса  – годы довоенных пятилеток и прежде всего на первую из них (1928 – 1933 гг.) Осуществление первой пятилетки началось еще в 1928 г., хотя ее план был принят только в апреле 1929 г. на XVI партконференции. Главная черта первой пятилетки – форсированное строительство предприятий тяжелой промышленности. Самыми известными из них были ДнепроГЭС, металлургические комбинаты Магнитогорский на Урале и Кузнецкий в Западной Сибири; Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, автозаводы в Москве и Нижнем Новгороде. Подвиг народа. Проводя форсированную индустриализацию, руководство страны опиралось на массовый энтузиазм народа, особенно молодежи. Сталинское руководство бессовестным образом эксплуатировало этот энтузиазм, беспощадно транжирило народные силы. С целью получения валюты, необходимой для оплаты зарубежного оборудования, из страны вывозили хлеб, лес, нефть, меха, художественные ценности из музеев. У частных лиц с помощью ГПУ и сети специальных магазинов изымалось золото. Важную роль в реализации планов форсированной индустриализации играла система принудительного, по сути рабского труда, которая оформляется в широких масштабах именно в данный период. "Раскулачивание" и другие репрессии дали большое количество дешевой рабочей силы» К концу пятилетки плановые задания даже в области тяжелой промышленности, на которую бросались основные средства, не были выполнены. Производство средств производства увеличилось на 170% вместо запланированных 230%, было выплавлено не 17 млн. т чугуна и стали, а всего 6 млн. т, выработка электроэнергии составила 1–3.5 млрд. кв. ч вместо 42 млрд. Капиталовложения в промышленность доставили 3 млрд. руб. Качество продукции резко ухудшилось. В экономике СССР возникли серьезные проблемы на годы вперед, которые определили особенности развития страны. Форсированный индустриальный рост сопровождался дальнейшим огосударствлением экономики, устранением различных форм частной хозяйственной активности. Была осуществлена коллективизация, путем непомерных налогов и различных преследований частная промышленность и торговля были вытеснены из экономики, многие "нэпманы" были арестованы.

Слайд 12





Индустриализация СССР.
Вторая пятилетка, 1933–1937 гг.
Новая пятилетка начиналась в обстановке социально-экономического кризиса, провала авантюристических планов, обострения всех противоречий. Эффективность предприятий весьма низка из-за экономических диспропорций, низкой дисциплины и слабой подготовки руководящих кадров и рабочих – в массе своей недавних крестьян. Тяжелое положение было и в деревне, охваченной голодом; колхозы и совхозы находились на грани развала.
Сталин был вынужден отойти на более трезвые позиции. Было объявлено о замедлении темпов роста тяжелой индустрии и о намерении в ближайшем будущем ускорить развитие промышленности, производящей предметы потребления. Большее внимание стало уделяться повышению уровня жизни, в частности, в 1935 г. было отменена карточная система.
Некоторое улучшение положения народа позволило в какой-то мере поднять его трудовую активность. Это проявилось в развертывании "стахановского движения". В различных отраслях экономики появились последователи А.Стаханова: металлург М.Мазай, машинист П. Кривонос, кузнец А.Бусыгин, фрезеровщик И. Гудов, ткачихи Евдокия и Мария Виноградовы и тысячи других. Рекорды "стахановцев" не могли компенсировать таких типичных для нашей экономики явлений, как отсутствие материальной заинтересованности у основных масс рабочих, низкая дисциплины, плохая организация труда.
Поощряя "стахановское движение", власти стремились расширить социальную опору режима, создать слой привилегированных рабочих. "Стахановцы" превратились в своеобразную касту, резко отличавшуюся по своему уровню жизни от рядовых рабочих: они получали очень высокую зарплату, хорошие квартиры, иногда – автомобили. Однако вскоре полоса уступок реализму, смягчения политики закончилась. Во второй половине 30-х гг. начинается "большой террор".
Описание слайда:
Индустриализация СССР. Вторая пятилетка, 1933–1937 гг. Новая пятилетка начиналась в обстановке социально-экономического кризиса, провала авантюристических планов, обострения всех противоречий. Эффективность предприятий весьма низка из-за экономических диспропорций, низкой дисциплины и слабой подготовки руководящих кадров и рабочих – в массе своей недавних крестьян. Тяжелое положение было и в деревне, охваченной голодом; колхозы и совхозы находились на грани развала. Сталин был вынужден отойти на более трезвые позиции. Было объявлено о замедлении темпов роста тяжелой индустрии и о намерении в ближайшем будущем ускорить развитие промышленности, производящей предметы потребления. Большее внимание стало уделяться повышению уровня жизни, в частности, в 1935 г. было отменена карточная система. Некоторое улучшение положения народа позволило в какой-то мере поднять его трудовую активность. Это проявилось в развертывании "стахановского движения". В различных отраслях экономики появились последователи А.Стаханова: металлург М.Мазай, машинист П. Кривонос, кузнец А.Бусыгин, фрезеровщик И. Гудов, ткачихи Евдокия и Мария Виноградовы и тысячи других. Рекорды "стахановцев" не могли компенсировать таких типичных для нашей экономики явлений, как отсутствие материальной заинтересованности у основных масс рабочих, низкая дисциплины, плохая организация труда. Поощряя "стахановское движение", власти стремились расширить социальную опору режима, создать слой привилегированных рабочих. "Стахановцы" превратились в своеобразную касту, резко отличавшуюся по своему уровню жизни от рядовых рабочих: они получали очень высокую зарплату, хорошие квартиры, иногда – автомобили. Однако вскоре полоса уступок реализму, смягчения политики закончилась. Во второй половине 30-х гг. начинается "большой террор".

Слайд 13





Индустриализация СССР. Итоги
По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США (в 1913 г. – 5-е место). В 30-х гг. СССР стал одной из трех- четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции. Возникли целые новые отрасли – производство автомобилей, тракторов, самолетов и т.д.
Значение всех этих достижений обесценивается следующим: высокие темпы индустриального роста были получены чрезмерно дорогой ценой, за счет беспощадной эксплуатации всех ресурсов страны; в стране так и не удалось сформировать современную экономическую структуру. Успехи в основном в тяжелой промышленности: прежде всего военной. Все остальные отрасли только начали переход к машинному производству. Социальные последствия индустриализации - ликвидация "несоциалистических укладов". Означало полное утверждение в нашей стране системы огосударствления, первые шаги к которой были сделаны после октября 1917 г. Сталин назвал все эти преобразования "второй революцией" (после "Великого Октября") или "революцией сверху".
Описание слайда:
Индустриализация СССР. Итоги По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США (в 1913 г. – 5-е место). В 30-х гг. СССР стал одной из трех- четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции. Возникли целые новые отрасли – производство автомобилей, тракторов, самолетов и т.д. Значение всех этих достижений обесценивается следующим: высокие темпы индустриального роста были получены чрезмерно дорогой ценой, за счет беспощадной эксплуатации всех ресурсов страны; в стране так и не удалось сформировать современную экономическую структуру. Успехи в основном в тяжелой промышленности: прежде всего военной. Все остальные отрасли только начали переход к машинному производству. Социальные последствия индустриализации - ликвидация "несоциалистических укладов". Означало полное утверждение в нашей стране системы огосударствления, первые шаги к которой были сделаны после октября 1917 г. Сталин назвал все эти преобразования "второй революцией" (после "Великого Октября") или "революцией сверху".

Слайд 14





Коллективизация. 
Исторические предпосылки
Первые попытки коллективизации крестьян – в период гражданской войны, когда в деревне стали всячески насаждаться колхозы и совхозы. В 1922 г. наряду с другими работами, составившими "завещание" Ленина, появилась и его статья "О кооперации", где ставилась задача постепенного и добровольного подведения крестьян к колхозам через кооперацию. Считается, что последующая политика в деревне и была воплощением "ленинского кооперативного плана".
На XV съезде партии (декабрь 1927 г) поставлена задача коллективизации в качестве основной задачи партии в деревне. Дальнейший ход событий был во многом определен "кризисом хлебозаготовок" в конце 20-х гг. Индустриализация требовала все больших средств, которые можно было получить за счет экспорта хлеба. Но крестьяне не желали сдавать его за бесценок, планы хлебозаготовок срывались. 1928–1929 г. прошли в обстановке "выколачивания" хлеба путем различных репрессий. Вывод — ускоренное объединение крестьян в колхозы.
Резкий поворот в сторону чрезвычайных мер вызвал опасения среди отдельных, более реалистично мыслящих, партийных лидеров (Н.Бухарин, А.Рыков, М.Томский). Устранение последних "сомневающихся" из партийного руководства позволило Сталину и его сторонникам беспрепятственно перейти к осуществлению насильственной коллективизации.
Описание слайда:
Коллективизация. Исторические предпосылки Первые попытки коллективизации крестьян – в период гражданской войны, когда в деревне стали всячески насаждаться колхозы и совхозы. В 1922 г. наряду с другими работами, составившими "завещание" Ленина, появилась и его статья "О кооперации", где ставилась задача постепенного и добровольного подведения крестьян к колхозам через кооперацию. Считается, что последующая политика в деревне и была воплощением "ленинского кооперативного плана". На XV съезде партии (декабрь 1927 г) поставлена задача коллективизации в качестве основной задачи партии в деревне. Дальнейший ход событий был во многом определен "кризисом хлебозаготовок" в конце 20-х гг. Индустриализация требовала все больших средств, которые можно было получить за счет экспорта хлеба. Но крестьяне не желали сдавать его за бесценок, планы хлебозаготовок срывались. 1928–1929 г. прошли в обстановке "выколачивания" хлеба путем различных репрессий. Вывод — ускоренное объединение крестьян в колхозы. Резкий поворот в сторону чрезвычайных мер вызвал опасения среди отдельных, более реалистично мыслящих, партийных лидеров (Н.Бухарин, А.Рыков, М.Томский). Устранение последних "сомневающихся" из партийного руководства позволило Сталину и его сторонникам беспрепятственно перейти к осуществлению насильственной коллективизации.

Слайд 15





Коллективизация. 
«Великий перелом»
В ноябре 1929 г. на Пленуме ЦК партии сделан вывод, что, в настроениях основных масс крестьянства, происходит "великий перелом" в сторону колхозов. Пленум создал специальную комиссию Политбюро, которая и разработала конкретный план коллективизации.
5 января 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б), провозгласившее "сплошную коллективизацию" и "ликвидацию кулачества как класса". Основное средство принуждения крестьян к объединению в колхозы — угроза "раскулачивания". Секретным постановлением ЦК партии предусматривалось "раскулачивание" до 5% крестьянских дворов.
В марте 1930 г. Сталин в своей статье "Головокружение от успехов" осудил на словах "извращения". Но нажим на крестьян продолжался и к концу первой пятилетки (1932 г.) в колхозах – более 60% крестьянских хозяйств. Важную роль в окончательной победе режима над крестьянством сыграл голод 1932-33 гг. Он был вызван политикой государства, изъявшего из деревни весь хлеб. В 1933-34 гг. для наведения "порядка" в деревне действовали чрезвычайные органы – политотделы МТС и совхозов (они сочетали в себе функции партийного руководства и госбезопасности). С помощью репрессий им удалось хотя бы отчасти преодолеть хаос.
Описание слайда:
Коллективизация. «Великий перелом» В ноябре 1929 г. на Пленуме ЦК партии сделан вывод, что, в настроениях основных масс крестьянства, происходит "великий перелом" в сторону колхозов. Пленум создал специальную комиссию Политбюро, которая и разработала конкретный план коллективизации. 5 января 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б), провозгласившее "сплошную коллективизацию" и "ликвидацию кулачества как класса". Основное средство принуждения крестьян к объединению в колхозы — угроза "раскулачивания". Секретным постановлением ЦК партии предусматривалось "раскулачивание" до 5% крестьянских дворов. В марте 1930 г. Сталин в своей статье "Головокружение от успехов" осудил на словах "извращения". Но нажим на крестьян продолжался и к концу первой пятилетки (1932 г.) в колхозах – более 60% крестьянских хозяйств. Важную роль в окончательной победе режима над крестьянством сыграл голод 1932-33 гг. Он был вызван политикой государства, изъявшего из деревни весь хлеб. В 1933-34 гг. для наведения "порядка" в деревне действовали чрезвычайные органы – политотделы МТС и совхозов (они сочетали в себе функции партийного руководства и госбезопасности). С помощью репрессий им удалось хотя бы отчасти преодолеть хаос.

Слайд 16





Коллективизация. 
Итоги и последствия
Коллективизация нанесла тяжелейший удар сельскохозяйственному производству. Валовое производство зерна снизилось в 1932 г. до 69,9 млн. т. против 78,3 млн. в 1928 г. Количество лошадей уменьшилось с 36 млн. до 20, коров – с 68 до 30. Но режим получил неограниченные возможности выкачивать средства из деревни для нужд индустриализации.
Коллективизация – важнейший этап в утверждении тоталитарной системы. Лишенные средств производства, полностью зависимые от местного "начальства", крестьяне превратились в государственных крепостных. Это было узаконено введением в 1932 г. паспортов: сельское население их не получает и не могло без "специального разрешения" покидать места своего жительства.
Неимущие ("бедняки", "батраки"): им кое-что досталось из "кулацкого" имущества, их в первую очередь принимали в партию (а это открывало доступ к власти), посылали на учебу из них трактористов и комбайнеров. В (1933–1937 гг.) происходит некоторая его стабилизация, намечается рост производства и улучшение положения крестьян. Сталин разрешил колхозникам вести небольшое собственное хозяйство под названием личного подсобного. В деревне также появляются ударники и Стахановцы, среди которых наибольшую известность получила трактористка Паша Ангелина.
В значительной части колхозов в царили бесхозяйственность, низкая дисциплина. Крестьяне нередко работали фактически бесплатно (за "палочки"). Несмотря на жестокие меры (вроде закона 1932 г. об охране "общественной собственности"), процветали хищения колхозного имущества. Все это обрекало наше сельское хозяйство на хроническое отставание.
Крупнейшее трагическое событие нашей истории, коллективизация стала важной темой отечественной литературы. В свое время одной из наиболее популярных книг являлся роман М.Шолохова "Поднятая целина".
Описание слайда:
Коллективизация. Итоги и последствия Коллективизация нанесла тяжелейший удар сельскохозяйственному производству. Валовое производство зерна снизилось в 1932 г. до 69,9 млн. т. против 78,3 млн. в 1928 г. Количество лошадей уменьшилось с 36 млн. до 20, коров – с 68 до 30. Но режим получил неограниченные возможности выкачивать средства из деревни для нужд индустриализации. Коллективизация – важнейший этап в утверждении тоталитарной системы. Лишенные средств производства, полностью зависимые от местного "начальства", крестьяне превратились в государственных крепостных. Это было узаконено введением в 1932 г. паспортов: сельское население их не получает и не могло без "специального разрешения" покидать места своего жительства. Неимущие ("бедняки", "батраки"): им кое-что досталось из "кулацкого" имущества, их в первую очередь принимали в партию (а это открывало доступ к власти), посылали на учебу из них трактористов и комбайнеров. В (1933–1937 гг.) происходит некоторая его стабилизация, намечается рост производства и улучшение положения крестьян. Сталин разрешил колхозникам вести небольшое собственное хозяйство под названием личного подсобного. В деревне также появляются ударники и Стахановцы, среди которых наибольшую известность получила трактористка Паша Ангелина. В значительной части колхозов в царили бесхозяйственность, низкая дисциплина. Крестьяне нередко работали фактически бесплатно (за "палочки"). Несмотря на жестокие меры (вроде закона 1932 г. об охране "общественной собственности"), процветали хищения колхозного имущества. Все это обрекало наше сельское хозяйство на хроническое отставание. Крупнейшее трагическое событие нашей истории, коллективизация стала важной темой отечественной литературы. В свое время одной из наиболее популярных книг являлся роман М.Шолохова "Поднятая целина".

Слайд 17





Внешняя политика СССР в 20-е гг.
"Двухэтажный" характер большевистской внешней политики:
с одной стороны, различные миролюбивые
с другой стороны, политика "экспорта революции" путем поддержки всех "революционных движений", а при возможности – и прямого военного вмешательства.
В свою очередь эта линия в какой-то мере совпадала с традиционными направлениями внешней политики России.
Описание слайда:
Внешняя политика СССР в 20-е гг. "Двухэтажный" характер большевистской внешней политики: с одной стороны, различные миролюбивые с другой стороны, политика "экспорта революции" путем поддержки всех "революционных движений", а при возможности – и прямого военного вмешательства. В свою очередь эта линия в какой-то мере совпадала с традиционными направлениями внешней политики России.

Слайд 18





Внешняя политика СССР в 20-е гг.
Генуэзская конференция и «полоса признания»
Ведущие страны воздерживались от установления дипломатических отношений с Советами, требуя выплаты дореволюционных долгов и возмещения потерь от национализации собственности иностранных государств и граждан. Правительства европейских стран решили созвать международную экономическую конференцию и пригласить на нее советскую Россию.
Конференция проходила в Генуе в 1922 г. На конференции сторонам не удалось достичь соглашения. Однако в ходе ее работы был подписан советско-германский договор об отказе от взаимных претензий и установлении дипломатических отношений. Германия стала первой крупной державой, признавшей советскую Россию.
В последующие годы "рапалльская политика" – тесные связи между советской Россией и Германией стали важным фактором международных отношений. Стороны осуществляли и секретное военное взаимодействие (на советской территории обучались немецкие летчики и танкисты).
1924 год стал годом дипломатического признания СССР. Были установлены отношения с Англией, Италией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой, Францией, Китаем, в 1925 г. – с Японией. В советской пропаганде появился термин "полоса признания". Всего в середине 20-х гг. СССР поддерживал официальные связи более чем с 20 странами мира. Из ведущих стран только США отказывались признать СССР (до 1933 г.)
Описание слайда:
Внешняя политика СССР в 20-е гг. Генуэзская конференция и «полоса признания» Ведущие страны воздерживались от установления дипломатических отношений с Советами, требуя выплаты дореволюционных долгов и возмещения потерь от национализации собственности иностранных государств и граждан. Правительства европейских стран решили созвать международную экономическую конференцию и пригласить на нее советскую Россию. Конференция проходила в Генуе в 1922 г. На конференции сторонам не удалось достичь соглашения. Однако в ходе ее работы был подписан советско-германский договор об отказе от взаимных претензий и установлении дипломатических отношений. Германия стала первой крупной державой, признавшей советскую Россию. В последующие годы "рапалльская политика" – тесные связи между советской Россией и Германией стали важным фактором международных отношений. Стороны осуществляли и секретное военное взаимодействие (на советской территории обучались немецкие летчики и танкисты). 1924 год стал годом дипломатического признания СССР. Были установлены отношения с Англией, Италией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой, Францией, Китаем, в 1925 г. – с Японией. В советской пропаганде появился термин "полоса признания". Всего в середине 20-х гг. СССР поддерживал официальные связи более чем с 20 странами мира. Из ведущих стран только США отказывались признать СССР (до 1933 г.)

Слайд 19





Внешняя политика СССР в 20-е гг.
Конфликты СССР с другими странами
Политика "экспорта революции" вызывала естественное противодействие других стран.
Первый крупный конфликт – в 1923 г. был вызван меморандумом английского министра иностранных. советскому правительству: требование прекратить советское вмешательство в Иране и Афганистане, преследования церкви в СССР,  освободить английские траулеры, задержанные в наших водах. У нас была развернута сильнейшая пропагандистская кампания против "происков империализма", однако в итоге СССР пошел на уступки почти по всем пунктам.
Второй конфликт в 1926–27 гг. Протесты Англии против советского вмешательства в стачку. В мае 1927 г. Англия разорвала дипломатические отношения с СССР. Это стало поводом для небывалой пропагандистской кампании в СССР об угрозе войны.
В 1927 г. Чан Кайши разорвал союз с коммунистами, в результате чего поссорился и с СССР. В конце 1929 г. дело дошло до военного конфликта с Китаем по поводу КВЖД.
Описание слайда:
Внешняя политика СССР в 20-е гг. Конфликты СССР с другими странами Политика "экспорта революции" вызывала естественное противодействие других стран. Первый крупный конфликт – в 1923 г. был вызван меморандумом английского министра иностранных. советскому правительству: требование прекратить советское вмешательство в Иране и Афганистане, преследования церкви в СССР,  освободить английские траулеры, задержанные в наших водах. У нас была развернута сильнейшая пропагандистская кампания против "происков империализма", однако в итоге СССР пошел на уступки почти по всем пунктам. Второй конфликт в 1926–27 гг. Протесты Англии против советского вмешательства в стачку. В мае 1927 г. Англия разорвала дипломатические отношения с СССР. Это стало поводом для небывалой пропагандистской кампании в СССР об угрозе войны. В 1927 г. Чан Кайши разорвал союз с коммунистами, в результате чего поссорился и с СССР. В конце 1929 г. дело дошло до военного конфликта с Китаем по поводу КВЖД.

Слайд 20





Культура СССР в 20-30-е гг.
Общая характеристика культурного строительства
Три разных периода культурного строительства:
После революции, в период гражданской войны – как и во всех других сферах жизни применялись; методы военного коммунизма (в т.ч. мобилизации специалистов и т.д.). 
Ставилась задача быстрого преодоления неграмотности, для чего применялись чрезвычайные методы "ликбеза" (вплоть до ареста не желавших обучаться).
Нэп: отказ от чрезвычайных методов, определенный плюрализм в культурной политике. В то же время в начале нэпа "кризис культуры" – снятие многих учреждений с бюджета и их закрытие.
С конца 20-х гг. во многом возвращение к чрезвычайным методам.
Описание слайда:
Культура СССР в 20-30-е гг. Общая характеристика культурного строительства Три разных периода культурного строительства: После революции, в период гражданской войны – как и во всех других сферах жизни применялись; методы военного коммунизма (в т.ч. мобилизации специалистов и т.д.). Ставилась задача быстрого преодоления неграмотности, для чего применялись чрезвычайные методы "ликбеза" (вплоть до ареста не желавших обучаться). Нэп: отказ от чрезвычайных методов, определенный плюрализм в культурной политике. В то же время в начале нэпа "кризис культуры" – снятие многих учреждений с бюджета и их закрытие. С конца 20-х гг. во многом возвращение к чрезвычайным методам.

Слайд 21





Культура СССР в 20-30-е гг.
Образование и наука
В 1934 г. – решение о возобновлении преподавания истории, которое было отменено после революции. Готовится целая серия учебников по истории. Огромное внимание уделяется обучению взрослых. Создается общественная организация "Долой неграмотность", на его средства содержится тысячи пунктов ликвидации безграмотности (ликбезов).
В 1919 г. в вузах создаются "рабфаки" подготовки неграмотной молодежи к получению высшему образованию. Реформируется преподавание общественных наук в вузах - сосредоточивается в руках членов партии. "Чистки" преподавателей и студентов: изгнание "социально чуждых" и "враждебных" элементов.
Введено всеобщее начальное образование. В основном была ликвидирована неграмотность взрослого населения. В 1926 г. 43% в возрасте 9–49 лет были неграмотны. В 1939 г. доля грамотных превысила 80%.
В области подготовки специалистов в начале 30-х гг. – распространяются методы штурма. Многие вузы превращаются во "втузы", где за считанные годы готовились узкие "спецы". На несколько лет ликвидируются университеты. Система "выдвиженчества": преданных режиму рабочих и крестьян без образования ставят на различные должности и лишь затем они получают какую-то подготовку. Яркий пример - биография Хрущева.
Подавление инакомыслящих. В 1919 г. расстрелян крупнейший историк великий князь Николай Михайлович, в 1921 г. вместе с поэтом Гумилевым – крупный правовед В.Таганцев. В 1922 г. – высылка интеллектуальной элиты (философы Бердяев, Лосский, историк Карсавин, социолог Сорокин - всего около 200 человек). С конца 20-х гг. – серия процессов над инженерно-технической интеллигенцией: "шахтинское дело", "академическое дело" (арестовано большинство русских историков), процесс "Промпартии" (среди осужденных знаменитый изобретатель Рамзин). Интеллигенция сломлена.
Для укрепления экономической и военной мощи страны поддерживаются некоторые направления науки, имеющие практическое значение. Впервые в России создан научно-исследовательский институт для изучения атомных проблем под руководством академика Иоффе. К 1937 г. в стране имелось 867 НИИ с 37600 научными сотрудниками.
В 20-30-е ряд крупнейших достижений: Лебедев – получение синтетического каучука. Трудами Циолковского, Цандера, Кондратюка создаются предпосылки для создания ракетно-космической техники. Успешно продолжается работа классика физиологии академика Павлова и знаменитого селекционера Мичурина. Естественно, что основные научно-конструкторские силы концентрируются на укреплении военной мощи. Были сконструированы лучшие в мире образцы военной техники, в частности, танк Т-34 и реактивный миномет ("Катюша").
Описание слайда:
Культура СССР в 20-30-е гг. Образование и наука В 1934 г. – решение о возобновлении преподавания истории, которое было отменено после революции. Готовится целая серия учебников по истории. Огромное внимание уделяется обучению взрослых. Создается общественная организация "Долой неграмотность", на его средства содержится тысячи пунктов ликвидации безграмотности (ликбезов). В 1919 г. в вузах создаются "рабфаки" подготовки неграмотной молодежи к получению высшему образованию. Реформируется преподавание общественных наук в вузах - сосредоточивается в руках членов партии. "Чистки" преподавателей и студентов: изгнание "социально чуждых" и "враждебных" элементов. Введено всеобщее начальное образование. В основном была ликвидирована неграмотность взрослого населения. В 1926 г. 43% в возрасте 9–49 лет были неграмотны. В 1939 г. доля грамотных превысила 80%. В области подготовки специалистов в начале 30-х гг. – распространяются методы штурма. Многие вузы превращаются во "втузы", где за считанные годы готовились узкие "спецы". На несколько лет ликвидируются университеты. Система "выдвиженчества": преданных режиму рабочих и крестьян без образования ставят на различные должности и лишь затем они получают какую-то подготовку. Яркий пример - биография Хрущева. Подавление инакомыслящих. В 1919 г. расстрелян крупнейший историк великий князь Николай Михайлович, в 1921 г. вместе с поэтом Гумилевым – крупный правовед В.Таганцев. В 1922 г. – высылка интеллектуальной элиты (философы Бердяев, Лосский, историк Карсавин, социолог Сорокин - всего около 200 человек). С конца 20-х гг. – серия процессов над инженерно-технической интеллигенцией: "шахтинское дело", "академическое дело" (арестовано большинство русских историков), процесс "Промпартии" (среди осужденных знаменитый изобретатель Рамзин). Интеллигенция сломлена. Для укрепления экономической и военной мощи страны поддерживаются некоторые направления науки, имеющие практическое значение. Впервые в России создан научно-исследовательский институт для изучения атомных проблем под руководством академика Иоффе. К 1937 г. в стране имелось 867 НИИ с 37600 научными сотрудниками. В 20-30-е ряд крупнейших достижений: Лебедев – получение синтетического каучука. Трудами Циолковского, Цандера, Кондратюка создаются предпосылки для создания ракетно-космической техники. Успешно продолжается работа классика физиологии академика Павлова и знаменитого селекционера Мичурина. Естественно, что основные научно-конструкторские силы концентрируются на укреплении военной мощи. Были сконструированы лучшие в мире образцы военной техники, в частности, танк Т-34 и реактивный миномет ("Катюша").

Слайд 22





Культура СССР в 20-30-е гг.
Художественная жизнь
Существовало множество различных течений и группировок. Экстремистское течение - за полный разрыв со "старой культурой". Например, организация Пролеткульт: "сбросить Пушкина с корабля современности". Среди писательских организаций – РАПП: травила "буржуазных" писателей, выступала за чисто "пролетарскую литературу".
Постановление ЦК партии о политике в области художественной литературы в 1925 г. "Классово чуждые" творцы культуры под подозрением. ОГПУ уже в 20-х гг. тщательно следило за Михаилом Булгаковым. В конце 20-х гг. появляются первые главы эпопеи Шолохова "Тихий Дон" и этот автор подвергается нападкам за "восхваление белогвардейщины". Судьба Маяковского: он был самый неистовый сторонник революции и большевизма. Его самоубийство отражало разочарование поэта, его отчаяние при виде нарастающего засилья бюрократов и карьеристов.
С конца 20-х и особенно в 30-е гг. – политика "унификации культуры", подавления всякого многообразия и инакомыслия. В 1934 г. создается Союз советских писателей - организация, которая давала ее членам большие привилегии ".
Описание слайда:
Культура СССР в 20-30-е гг. Художественная жизнь Существовало множество различных течений и группировок. Экстремистское течение - за полный разрыв со "старой культурой". Например, организация Пролеткульт: "сбросить Пушкина с корабля современности". Среди писательских организаций – РАПП: травила "буржуазных" писателей, выступала за чисто "пролетарскую литературу". Постановление ЦК партии о политике в области художественной литературы в 1925 г. "Классово чуждые" творцы культуры под подозрением. ОГПУ уже в 20-х гг. тщательно следило за Михаилом Булгаковым. В конце 20-х гг. появляются первые главы эпопеи Шолохова "Тихий Дон" и этот автор подвергается нападкам за "восхваление белогвардейщины". Судьба Маяковского: он был самый неистовый сторонник революции и большевизма. Его самоубийство отражало разочарование поэта, его отчаяние при виде нарастающего засилья бюрократов и карьеристов. С конца 20-х и особенно в 30-е гг. – политика "унификации культуры", подавления всякого многообразия и инакомыслия. В 1934 г. создается Союз советских писателей - организация, которая давала ее членам большие привилегии ".

Слайд 23





Общественно-политическая жизнь в 30-е гг. Формирование сталинского режима.
Основные тенденции, нарастание репрессий
В 30-х гг. – укрепление репрессивно-бюрократических порядков и личной власти Сталина. Подчинение крестьян государству, репрессии против интеллигенции и других групп общества укрепили в стране атмосферу страха и покорности. У кадров управленческого аппарата упрочилась привычка к насильственным методам руководства
Существование недовольства политикой Сталина выявилось на XVII съезде партии в начале 1934 г. Во время выборов на нем в центральные органы партии в ряде бюллетеней имя Сталина оказалось вычеркнутым. Даже слабая тень оппозиции встревожила Сталина и побудила его усилить подготовку к уничтожению всех недовольных и "сомнительных
1 декабря 1934 г. убит Киров – член Политбюро ЦК ВКП(б), секретарь Ленинградского обкома, – использовано Сталиным для усиления репрессий. В убийстве были обвинены "троцкисты". (Зиновьев и Каменев), они "признались" в подготовке убийства Сталина и были приговорены к расстрелу.
5 декабря 1936 г. утверждена новая Конституцию СССР. Советский Союз был провозглашен социалистическим государством рабочих и крестьян. Его политической основой объявлялись Советы, экономической - общественная собственность. Конституция говорила о широких демократических правах граждан - свободе печати, слова, собраний, демонстраций и т.п.
Описание слайда:
Общественно-политическая жизнь в 30-е гг. Формирование сталинского режима. Основные тенденции, нарастание репрессий В 30-х гг. – укрепление репрессивно-бюрократических порядков и личной власти Сталина. Подчинение крестьян государству, репрессии против интеллигенции и других групп общества укрепили в стране атмосферу страха и покорности. У кадров управленческого аппарата упрочилась привычка к насильственным методам руководства Существование недовольства политикой Сталина выявилось на XVII съезде партии в начале 1934 г. Во время выборов на нем в центральные органы партии в ряде бюллетеней имя Сталина оказалось вычеркнутым. Даже слабая тень оппозиции встревожила Сталина и побудила его усилить подготовку к уничтожению всех недовольных и "сомнительных 1 декабря 1934 г. убит Киров – член Политбюро ЦК ВКП(б), секретарь Ленинградского обкома, – использовано Сталиным для усиления репрессий. В убийстве были обвинены "троцкисты". (Зиновьев и Каменев), они "признались" в подготовке убийства Сталина и были приговорены к расстрелу. 5 декабря 1936 г. утверждена новая Конституцию СССР. Советский Союз был провозглашен социалистическим государством рабочих и крестьян. Его политической основой объявлялись Советы, экономической - общественная собственность. Конституция говорила о широких демократических правах граждан - свободе печати, слова, собраний, демонстраций и т.п.

Слайд 24





Общественно-политическая жизнь в 30-е гг. Формирование сталинского режима.
«Большой террор»
Репрессии достигли пика в 1937 –1938 гг. К этому времени у Сталина созрела идея всеобщей чистки руководящих кадров, "кадровой революции". Исполнитель идеи - глава НКВД Н.Ежов (период террора называли "ежовщиной").
В февраль–март 1937 г. – пленум ЦК ВКП(б). Тезис Сталина о непрерывном "обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму". Доказывал, что вся страна, партия, в том числе руководящие кадры переполнены замаскировавшимися "врагами, обосновывалась необходимость массовых репрессий.
Исключены из партии и арестованы Н.Бухарин и А.Рыков. Покончил с собой нарком тяжелой промышленности Орджоникидзе (возможно, – в знак протеста против репрессий). В июне 1937 г. были приговорены к расстрелу видные военачальники Красной армии во главе с М.Тухачевским, которых обвинили в подготовке "заговора" против Сталина. Волна репрессий нарастала, захватывая партийные, хозяйственные, военные кадры, а также рядовых людей. Тюрьмы были переполнены. НКВД официально получил разрешение применять пытки. Массовый террор пошел на спад только в конце 1938 г. Ответственность за "перегибы" была возложена Сталиным на Н.Ежова, которого сместили с его поста, а позднее арестовали и расстреляли. Новым главой НКВД стал Берия, при котором для успокоения народа некоторые репрессированные были даже освобождены.
В исторической литературе можно встретить по крайней мере три точки зрения на причины и сущность "большого террора":
он не имел никакого смысла и был порожден болезненной подозрительностью Сталина
это были репрессии против "настоящих ленинцев", противников сталинизма
это была борьба против действительных врагов советской власти
Описание слайда:
Общественно-политическая жизнь в 30-е гг. Формирование сталинского режима. «Большой террор» Репрессии достигли пика в 1937 –1938 гг. К этому времени у Сталина созрела идея всеобщей чистки руководящих кадров, "кадровой революции". Исполнитель идеи - глава НКВД Н.Ежов (период террора называли "ежовщиной"). В февраль–март 1937 г. – пленум ЦК ВКП(б). Тезис Сталина о непрерывном "обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму". Доказывал, что вся страна, партия, в том числе руководящие кадры переполнены замаскировавшимися "врагами, обосновывалась необходимость массовых репрессий. Исключены из партии и арестованы Н.Бухарин и А.Рыков. Покончил с собой нарком тяжелой промышленности Орджоникидзе (возможно, – в знак протеста против репрессий). В июне 1937 г. были приговорены к расстрелу видные военачальники Красной армии во главе с М.Тухачевским, которых обвинили в подготовке "заговора" против Сталина. Волна репрессий нарастала, захватывая партийные, хозяйственные, военные кадры, а также рядовых людей. Тюрьмы были переполнены. НКВД официально получил разрешение применять пытки. Массовый террор пошел на спад только в конце 1938 г. Ответственность за "перегибы" была возложена Сталиным на Н.Ежова, которого сместили с его поста, а позднее арестовали и расстреляли. Новым главой НКВД стал Берия, при котором для успокоения народа некоторые репрессированные были даже освобождены. В исторической литературе можно встретить по крайней мере три точки зрения на причины и сущность "большого террора": он не имел никакого смысла и был порожден болезненной подозрительностью Сталина это были репрессии против "настоящих ленинцев", противников сталинизма это была борьба против действительных врагов советской власти

Слайд 25





Общественно-политическая жизнь в 30-е гг. Формирование сталинского режима.
Сущность сталинского режима
Коммунисты считают, что это был социализм, их противники говорят о тоталитаризме. Возможен следующий подход: главная черта этой системы – максимальное господство государства над всем обществом. Основа системы – огосударствление экономики, – концентрация всех ресурсов в руках государства, которое в свою очередь находилось под контролем партийного руководства. С этим неразрывно связано формирование репрессивно-бюрократических порядков. Личная власть Сталина и была наиболее концентрированным выражением: этого политического режима.
Система базировалась на определенной социальной структуре. Основным привилегированным слоем советского общества являлась многочисленная и быстро растущая "номенклатура" (руководящие партийные, государственные, хозяйственные, военные кадры, верхушка интеллигенции).
Для укрепления своей социальной опоры режим стремился также сформировать привилегированные слои трудящихся, своего рода "рабочую аристократию", прежде всего из числа "стахановцев". Основу же этой пирамиды составляли не имевшие никаких привилегий массы рабочих и колхозников, а еще ниже – заключенные.
В результате сталинской модернизации миллионы людей стали грамотными, часть наиболее неимущих получила кое какие блага. Для одних – это время энтузиазма, огромных успехов страны. Для других – время бедствий, полуголодного существования, лагерей.
Описание слайда:
Общественно-политическая жизнь в 30-е гг. Формирование сталинского режима. Сущность сталинского режима Коммунисты считают, что это был социализм, их противники говорят о тоталитаризме. Возможен следующий подход: главная черта этой системы – максимальное господство государства над всем обществом. Основа системы – огосударствление экономики, – концентрация всех ресурсов в руках государства, которое в свою очередь находилось под контролем партийного руководства. С этим неразрывно связано формирование репрессивно-бюрократических порядков. Личная власть Сталина и была наиболее концентрированным выражением: этого политического режима. Система базировалась на определенной социальной структуре. Основным привилегированным слоем советского общества являлась многочисленная и быстро растущая "номенклатура" (руководящие партийные, государственные, хозяйственные, военные кадры, верхушка интеллигенции). Для укрепления своей социальной опоры режим стремился также сформировать привилегированные слои трудящихся, своего рода "рабочую аристократию", прежде всего из числа "стахановцев". Основу же этой пирамиды составляли не имевшие никаких привилегий массы рабочих и колхозников, а еще ниже – заключенные. В результате сталинской модернизации миллионы людей стали грамотными, часть наиболее неимущих получила кое какие блага. Для одних – это время энтузиазма, огромных успехов страны. Для других – время бедствий, полуголодного существования, лагерей.

Слайд 26





Внешняя политика СССР в 30-е гг.
В 30-е гг. три основных этапа внешней политики:
до 1933 г. – хорошие отношения с Германией, но нестабильность отношений с "демократическими" странами
1933-1939: сближение СССР с Англией, Францией и США против Германии и Японии
1939-июнь 1941: сближение с Германией и Японией.
Описание слайда:
Внешняя политика СССР в 30-е гг. В 30-е гг. три основных этапа внешней политики: до 1933 г. – хорошие отношения с Германией, но нестабильность отношений с "демократическими" странами 1933-1939: сближение СССР с Англией, Францией и США против Германии и Японии 1939-июнь 1941: сближение с Германией и Японией.

Слайд 27





Внешняя политика СССР в 30-е гг.
 Отношения со странами Запада до 1933 г.
Главные проблемы – на Дальнем Востоке. Наиболее хорошие отношения – с Германией: продолжение рапалльской политики, в т.ч. помощь Германии в возрождении ее военного потенциала, включая обучение ее летчиков и танкистов в СССР (по этому поводу сейчас издан специальный сборник документов "Фашистский меч ковался в СССР"). Большая торговля: в 1931 г. СССР получил от Германии кредит в 300 млн. марок для ее финансирования. В советском импорте доля Германии достигла почти 50%, 43% германского экспорта машин приходилось на СССР.
Англия: в 1929 г.: восстановление дипломатических отношений, разорванных в 1927 г. 1933 г.: – новый конфликт из-за ареста в СССР английских специалистов. Франция: в начале 30-х гг. резкое ухудшение отношений из-за поддержки СССР французских коммунистов. После уменьшения этой поддержки – улучшение отношений и в 1932 г. заключен договор о ненападении. США: единственная великая держава, не признававшая СССР из-за проблемы царских долгов. Однако большая торговля - закупка станков для индустриализации. В начале 30-х гг. – резкое ухудшение отношений: США обвинили СССР во вмешательстве в их внутренние дела и приняли меры против нашего экспорта, СССР же сократил свой импорт в 8 раз.
Описание слайда:
Внешняя политика СССР в 30-е гг. Отношения со странами Запада до 1933 г. Главные проблемы – на Дальнем Востоке. Наиболее хорошие отношения – с Германией: продолжение рапалльской политики, в т.ч. помощь Германии в возрождении ее военного потенциала, включая обучение ее летчиков и танкистов в СССР (по этому поводу сейчас издан специальный сборник документов "Фашистский меч ковался в СССР"). Большая торговля: в 1931 г. СССР получил от Германии кредит в 300 млн. марок для ее финансирования. В советском импорте доля Германии достигла почти 50%, 43% германского экспорта машин приходилось на СССР. Англия: в 1929 г.: восстановление дипломатических отношений, разорванных в 1927 г. 1933 г.: – новый конфликт из-за ареста в СССР английских специалистов. Франция: в начале 30-х гг. резкое ухудшение отношений из-за поддержки СССР французских коммунистов. После уменьшения этой поддержки – улучшение отношений и в 1932 г. заключен договор о ненападении. США: единственная великая держава, не признававшая СССР из-за проблемы царских долгов. Однако большая торговля - закупка станков для индустриализации. В начале 30-х гг. – резкое ухудшение отношений: США обвинили СССР во вмешательстве в их внутренние дела и приняли меры против нашего экспорта, СССР же сократил свой импорт в 8 раз.

Слайд 28





Внешняя политика СССР в 30-е гг.
Политика на Дальнем Востоке
1929 г. – конфликт из-за КВЖД, военные действия между СССР и Китаем.
1931 г.–  начало японской агрессии в Китае, захват ею Маньчжурии. Возникновение очага войны на Дальнем Востоке и военного плацдарма на границе СССР. Ухудшение отношений с Японией и улучшение с Китаем. С Китаем восстановлены дипломатические отношения.
1937 г.: Япония начала войну для захвата всего Китая. В результате сразу же был заключен договор СССР и Китая о ненападении, ему оказывалась большая военная помощь. Помощь резко сократилась после советско-германского пакта о ненападении (23 августа 1939) и полностью прекратилась после советско-японского договора (13 апреля 1941).
В конце 30-х гг. – обострение отношений с Японией. Июль – август 1938 г. – бои на советско-манчжурской границе у озера Хасан. Август 1939 г. – крупные боевые действия на маньчжурско-монгольской границе в результате вторжения японцев.
Описание слайда:
Внешняя политика СССР в 30-е гг. Политика на Дальнем Востоке 1929 г. – конфликт из-за КВЖД, военные действия между СССР и Китаем. 1931 г.–  начало японской агрессии в Китае, захват ею Маньчжурии. Возникновение очага войны на Дальнем Востоке и военного плацдарма на границе СССР. Ухудшение отношений с Японией и улучшение с Китаем. С Китаем восстановлены дипломатические отношения. 1937 г.: Япония начала войну для захвата всего Китая. В результате сразу же был заключен договор СССР и Китая о ненападении, ему оказывалась большая военная помощь. Помощь резко сократилась после советско-германского пакта о ненападении (23 августа 1939) и полностью прекратилась после советско-японского договора (13 апреля 1941). В конце 30-х гг. – обострение отношений с Японией. Июль – август 1938 г. – бои на советско-манчжурской границе у озера Хасан. Август 1939 г. – крупные боевые действия на маньчжурско-монгольской границе в результате вторжения японцев.

Слайд 29





Внешняя политика СССР в 30-е гг.
Отношения со странами Запада после 1933 г.
В конце 1933 г. Коминтерн, служивший проводником советской политики, назвал фашистскую Германию главным поджигателем войны в Европе. В 1935 г. VII конгресс Коминтерна : фашизм -главная опасность и ориентировка коммунистов на создание антифашистского народного фронта (с участием представителей буржуазии).
С 1933 г. – сближение СССР с демократическими странами для противостояния Японии и Германии, – поддержка идеи коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке. В 1933 г – установление дипломатических отношений со США. 1934 – принятие СССР в Лигу Наций. 1935 г.: советско-французский и советско-чехословацкий договора о взаимной помощи.
Запад начал проводить в отношении Германии политику "умиротворения", надеясь путем уступок улучшить отношения с ней и направить ее против СССР.
1935 г: нападение Италии на Эфиопию, введение в Германии всеобщей воинской повинности и введение немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону. Запад отказался поддержать советские предложения о коллективных мерах пресечения этих действий. 1936–39 гг: гражданская война в Испании и интервенция сюда Германии и Италии. Помощь СССР республиканцам и в то же время стремление поставить страну под контроль, установить коммунистический режим. НКВД уже начало расправляться в Испании с оппозицией (эта тема затронута в знаменитом романе Хемингуэя "По ком звонит колокол", отчего у нас его долго не публиковали). Запад же объявил политику "невмешательства".
К концу 30-х гг. назрели кардинальные изменения в международной обстановке, в приоритетах советской внешней политики.
Описание слайда:
Внешняя политика СССР в 30-е гг. Отношения со странами Запада после 1933 г. В конце 1933 г. Коминтерн, служивший проводником советской политики, назвал фашистскую Германию главным поджигателем войны в Европе. В 1935 г. VII конгресс Коминтерна : фашизм -главная опасность и ориентировка коммунистов на создание антифашистского народного фронта (с участием представителей буржуазии). С 1933 г. – сближение СССР с демократическими странами для противостояния Японии и Германии, – поддержка идеи коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке. В 1933 г – установление дипломатических отношений со США. 1934 – принятие СССР в Лигу Наций. 1935 г.: советско-французский и советско-чехословацкий договора о взаимной помощи. Запад начал проводить в отношении Германии политику "умиротворения", надеясь путем уступок улучшить отношения с ней и направить ее против СССР. 1935 г: нападение Италии на Эфиопию, введение в Германии всеобщей воинской повинности и введение немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону. Запад отказался поддержать советские предложения о коллективных мерах пресечения этих действий. 1936–39 гг: гражданская война в Испании и интервенция сюда Германии и Италии. Помощь СССР республиканцам и в то же время стремление поставить страну под контроль, установить коммунистический режим. НКВД уже начало расправляться в Испании с оппозицией (эта тема затронута в знаменитом романе Хемингуэя "По ком звонит колокол", отчего у нас его долго не публиковали). Запад же объявил политику "невмешательства". К концу 30-х гг. назрели кардинальные изменения в международной обстановке, в приоритетах советской внешней политики.

Слайд 30





Понятия
Продналог — продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки. 
Продналог взимался «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем». Продналог устанавливался как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Хозяйства беднейших крестьян освобождались от продналога.
Продналог был отменен вместе с существовавшим с ним подворно-денежым, общегражданским, трудгужналогом и другими местными налогами в связи с укреплением денежной системы и введением единого сельскохозяйственного налога 10 мая 1923 года согласно решению XII Съезда РКП(б) о налоговой политике в деревне с тем чтобы «решительно покончить с множественностью обложения» и с тем « чтобы крестьянин мог заранее и твердо знать сумму причитающегося с него прямого обложения и иметь дело только с одним сборщиком этого налога».
Описание слайда:
Понятия Продналог — продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки. Продналог взимался «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем». Продналог устанавливался как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Хозяйства беднейших крестьян освобождались от продналога. Продналог был отменен вместе с существовавшим с ним подворно-денежым, общегражданским, трудгужналогом и другими местными налогами в связи с укреплением денежной системы и введением единого сельскохозяйственного налога 10 мая 1923 года согласно решению XII Съезда РКП(б) о налоговой политике в деревне с тем чтобы «решительно покончить с множественностью обложения» и с тем « чтобы крестьянин мог заранее и твердо знать сумму причитающегося с него прямого обложения и иметь дело только с одним сборщиком этого налога».

Слайд 31





Понятия
Концессия - подразумевает, что концедент (государство) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых или периодических платежей.
Описание слайда:
Понятия Концессия - подразумевает, что концедент (государство) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых или периодических платежей.

Слайд 32





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 33





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 34





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 35





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 36





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 37





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 38





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 39





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 40





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 41





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 42





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 43





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 44





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 45





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 46





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 47





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 48





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 49





Понятия
Описание слайда:
Понятия

Слайд 50





Понятия
Описание слайда:
Понятия



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию