Теория и практика массовой коммуникации В.Л. МОЛОЖАВЕНКО

Категория: Технологии


500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500

Вы можете ознакомиться и скачать Теория и практика массовой коммуникации В.Л. МОЛОЖАВЕНКО . Презентация содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Описание слайда:
Теория и практика массовой коммуникации В.Л. МОЛОЖАВЕНКО

Слайд 2
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА Теория и практика массовой информации. Общество. СМИ. Власть [Текст]: / Юнити-Дана, 2010.   Гнетнев, А. И. Современная пресслужба. [Текст] : учебник для вузов / А.И. Гнетнев, Филь. - Феникс, 2010.   Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста. [Текст]: / А.Г. Киселев. - Питер, 2011.

Слайд 3
Описание слайда:
АТТЕСТАЦИЯ Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию   1 срок предоставления результатов текущего контроля 2 срок предоставления результатов текущего контроля 3 срок предоставления результатов текущего контроля Итого 30 30 40 100    

Слайд 4
Описание слайда:
Из истории становления отечественного радиовещания Древние греки считали, что их боги жили в эфире — верхнем лучезарном слое. Буквально все и, в частности, молния были подвластны только Зевсу. С наступлением научно-технической революции сделано величайшее достижение — создано радиовещание. Современная наука вырвала из рук Зевса молнию и заставила ее заговорить, поэтому не случайно новое открытие, вначале именовалось голосом Бога.

Слайд 5
Описание слайда:
Из истории становления отечественного радиовещания Первые радиотелефонные передачи, обращенные к массовой аудитории, состоялись весной 1921 г. Их осуществили инженеры Казанской базы радиоформирований. Был сконструирован усилитель, благодаря которому разговор по телефону можно было передавать через рупор наподобие грамофонной трубы. Такие рупоры были установлены на двух площадях Казани 1 мая 1921 г., и через передавались тексты газетных статей. Эта информация быстро разнеслась по стране. И уже 7 мая московские газеты напечатали об этом событии информацию РОСТА (Российского телеграфного агентства). Казанский опыт быстро переняли Москва и Петроград. С 28 мая па 1 июня 1921 г. громкоговорящая радиотелефон­ная установка была испытана в Москве (на балконе здания Мосcоветa). А 17 июня передачи

Слайд 6
Описание слайда:
Из истории становления отечественного радиовещания Регулярные передачи московской Сокольнической радиостанции имени АС. Попова нача­лись 12 октября 1924 г. 23 ноября того же года началось ежедневное вещание радиопрограмм станции имени Коминтерна. Существуют два спорных мнения по поводу радиоизобретателей. Первооткрыватели А.С. Попов из России и Г. Маркони из Италии на самом деле и не предполагали что выйдет из изобретения, поскольку они сконструировали средства связи, а не средство массовой информации и культуры. Однако их ве­ликое открытие неоспоримо. И все же кто из них был первым? 25 апреля (7 мая) 1895 г. русский ученый АС. Попов выступил с научным докладам и демонстрацией прибора, который был назван «громкоговорителем» и выразил надежду его применении для передачи сигнала на расстоянии без проводов. Уже в марте 1896 г . он продемонстрировал свое открытие на практике, передав на расстояние 250 Азбукой Морзе первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: «Генрих Герц» (имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения А. Попова). Суть спора о первенстве изобретения в основном в том, что АС. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал - его изобретение засекретили. А в этом же году итальянский ученый Гульельмо Маркони получил патент от английского правительства на такое же изобретение. Изучение исторических обстоятельств и документов дает основание поддержать мысль об автономности исследований ученых. К сожалению, в России изобретение Попова в течение длительного времени использовалось главным образам в военных целях, тогда как Маркони привлекло к радиотелеграфии внимание широких деловых, кругов, благодаря чему он получил хорошие материальные возможности для развития.

Слайд 7
Описание слайда:
Из истории становления отечественного радиовещания Что же касается собственно радио, то голос человека по радио России прозвучал впервые лишь в 1919 г. - это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, который услышали в Москве и Петрограде. Между тем в качестве технического коммуникационного просветительско-пропагандистского канала радио заявило о себе еще на стадии «точек и тире» Морзе. Важно заметить, что радиотелеграф в этом свойстве было не автономным СМИ, а составлял звено информационно-пропагандистской цепочки. Так, в 1914-1917 гг., из Зимнего дворца передавались важнейшие сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства. По той же схеме после революционных событий распространялись отдельные постановления и декреты Советского правительства. Экспериментальное массовое вещание в России начина­лось с радиоконцертов, постепенно приобретая политическую направленность, которая была вызвана необходимостью на тот период. Так, в 1921 г. массовое печатное издание «Известия ЦИК и ВЦИК» выходило малым тиражом всего 350 тыс. экземп­ляров на страну.

Слайд 8
Описание слайда:
Из истории становления отечественного радиовещания Совнарком принял два постановления, чрезвычайно важных для разви­тия отечественного радиовещания (4 июля 1923 г.) - Декрет о радиостанциях специального назначения и 28 июля. 1924 г. ­Секрет СНК СССР, которым разрешалось иметь радиоприем­ники, покупать их в магазинах и пользоваться ими по собствен­ному усмотрению. Так активизировалось развитие радиодела в стране. Быстрыми темпами велось строительство станций переда­ющей приемной радиосети. В 1924 г. уже существовало 10 таких станций, в 1926 - 48, а к концу 1928 г. - вещанием уже была охвачена территория в 2 млн. 940 тыс. кв. КМ. Число радиослушателей возросло до нескольких миллионов. Вполне естественен вопрос: почему руководство партии и государства, возглавляемые И.В. Сталиным, уделяли огромное внимание радиовещанию в период становления тоталитарного государства. Радио рассматривалось в агитационно-пропаганди­стской структуре как важнейшее оружие. Это привело к реорганизации 45-минутного выпуска «Радиогазеты РОСТА». Смысл этой реорганизации заключался, прежде всего, в дифференциа­ции аудитории, увеличении и конкретизации «адресов» радио­передач. С 1925 г. появляются комплексные программы радио, и в его передачах звучат сообщения не только для малограмотных. Так появляются «Рабочая радиогазета» и «Крестьянская радиогазета», а затем «Комсомольская правда по радио», «Радиопионер», «Призывник», «Кустарь». Врачебно-физкультурная радиогазета» и ряд других.

Слайд 9
Описание слайда:
Из истории становления отечественного радиовещания Так возникла теория «дикторского единообразия», требующая от чтеца максимальной интонационной скупости, любое выражение диктором личного отношения к содержанию радио сообщения по­средством эмоциональной окраски и голосового грима объявлялись, грубы нарушением профессиональной этики. Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории в большей степени начала проявляться в начавшихся внестудийных прямых событийных трансляциях. По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить на: Общественно - политические; Просветительские; Развлекательные. По форме радиосообщения этого исторического периода представляется возможным разделить на: радиособрания; радиопереклички; радиолекции; радиоконцерты.

Слайд 10
Описание слайда:
Из истории становления отечественного радиовещания Теперь появилась новая техническая задача. При трансляции объемной передачи звука из концертного зала нежелатель­но было вмешательство посторонних шумов. Поэтому группой инженеров и музыкантов во главе с А.Л. Минцем была разрабо­тана схема установки параллельно работающих микрофонов (до шести одновременно). При этом создавалась возможность автономно регулировать уровень сигнала, идущего от каждого мик­рофона. Так родилось микширование - техническое и художе­ственное средство, позволяющее вести звуковой монтаж в про­цессе не фиксируемой на пленку передачи. С конца 1925 т. музыкальные и литературные трансляции становятся постоянными на советском радиовещании. Радиопе­редачи уже рассматривались как радиоискусство.

Слайд 11
Описание слайда:
Из истории становления отечественного радиовещания сегодня радиоспектр чрезвычайно широк. Он характеризуется от сверхдальних волн, измеряемых тысячами метров до миллиметровых и субмиллиметровых. Но частотный ресурс ограничен - из-за технологических трудностей. Радиочастотный спектр уже много лет освоен радиоэлектронными средствами государственных структур, отвечающими не только за оборону стpaны и организацию правительственной связи, но и за обеспечение безопасности человека, например, при авиаполетах, воздушных перевозках. Пути решения проблемы были сформулированы в «Концепции использования радиочастотного спектра в Российской Федерации», одобренной 25 апреля 1994 г. Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве связи РФ (ГКРЧ). В частности, средствам радиосвязи предлагаются совместно использовать частотные полосы.

Слайд 12
Описание слайда:
оборудования радиостанций степень их насыщения зависит от запланированном зоны вещания. Так, для поселковой станции необходимы радиопередатчик, 50 м многожильного медного провода для антенны, устройство антенной настройки, два микрофона на стойках, два стационар­ных магнитофона, две пары наушников, две кacceтные деки, микшерный пульт на пять каналов микшер сводит источники звyкa во время передачи в прямом эфире и выводит сигнал на передатчик, аудиокабели и электропроводка. А также некото­рая мелочь типа индикатора включения (выключения) передатчика и т.п. Для станции, вещающей на современный город, список этот существенно расширяется, включая большой ас­сортимент устройств, связанных с источниками звука (микро­фоны, компакт-диски, в ходу также остаются магнитная плен­ка и кассеты и т. д.), преобразователями сигнала (микшерные пульты, репродукторы, фильтры и т. д.), линиями связи, студией-передатчиком (коаксиальный кабель, радиосистема) и передающей системой (передатчик, фидерная линия для передачи выходного сигнала передатчика к антенне, антенка и мачта ее установки и т. д.). Весьма полезно дополнительное студийное оборудование: фильтры низких частот, позволяющие уменьшить фоновый шум при записи интервью в аэропорту; фильтры высоких частот, улучшающие слышимость интервью, передаваемого по телефону; полосовые фильтры, пропускающие полосу средних частот, отсекая верхнюю и нижнюю части спектра; узкополосные режекторные фильтры (фильтры-проб­ки), способные подавлять часть звукового спектра в очень уз­ком диапазоне, отсекая гудение, свист и т. п. Студийные магнитофоны подразделяются на четыре типа в зависимости от подачи пленки: на магнитных катушках, кас­сетах, современных компакт-дисках. Однако еще достаточно широко используются старые технологии. Пленка в магнито­фонных кассетах может быть покрыта окисью железа или двуокисью хрома. В компакт-кассетах, или картриджах (каргах), концы короткой, рассчитанной на минутную запись пленки на бобине склеены, и ее не надо ни перематывать, ни прокручивать.

Слайд 13
Описание слайда:
Картриджами пользуются для коротких и часто повторяющихся сообщений - таких, как регулярные объявления, позывные станций и передач, реклама, звуковые эффекты и т. д. Магнитофоны третьего типа, работающие с открытой пленкой, намотанной на большие плоские бобины, используются только для производства и монтажа фонограммы (оператор на­ходит нужное место записи, режет и склеивает пленку, пере­писывает фонограмму на кассету или картридж или сразу же пускает в эфир). Сегодня радиовещание перешло на цифровые технологии, когда компьютер, снабженный звуковой картой, цифровым пуль­том, студийным микрофоном, комплектом дек для мини- и ком­пакт-дисков преобразовывает аналоговый звук в цифровой и на­оборот. При этом существенно возрастет качество звучания. Это наиболее оптимальный вариант, использующийся в производ­стве радиовещания.

Слайд 14
Описание слайда:
Ноосфера в конце ХХ столетия приобрела новое качество: космическое пространство, окружающее нашу планету, наполнилось не только путями его материально-технической деятельности, но и самой мыслью, летящей в эфире со скоростью электромагнитных волн. Человек неизмеримо расширил освоенное им пространство и с помощью стремительного раз­вития техники прорвался в Космос. Все эти радиосигналы, окутавшие землю, несут огромное количество звучащей информации. Радиовещание, с одной стороны, есть естественное продолжение наработанного человеческого опыта в. отражении и организации социальной инфор­мации. Радиоканал для трансляции других звуковых, речевых искусств передачи огромных массивов собственной творческой деятельности. С другой - это создание новой речевой реальности, языкового существования в эфире. Всепроникающая способность, огромная скорость в передаче информации, массовость и в то же время единичность обращения к слушателю определили масштаб распространения радиокоммуникации и ее значение в жизни людей. Для нас рас­крытие специфики радиокоммуникации нужно прежде всего для лучшего понимания природы ее жанров, об особенностях которых будем говорить в следующих лекциях. Радиокоммуникация связана со временем, поэтому она необратима, одномоментная, линейна в своем движении. У слушателя нет возможности остановить ее (если, конечно, не брать в расчет отключение радиоприемника). Сведения усваиваются непрерывно в потоке поступления все новых фактов, мыслей. Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам. Она активизирует его фантазию, зрительное представление. «Ра­дио чрезвычайно удобно для создания именно эмоционального состояния. Непрерывный поток информации, поток высказываний, оценок, мнений, с одной стороны, чрезвычайно усложня­ет логическое мышление, с другой - способствует созданию  

Слайд 15
Описание слайда:
Радиожурналистика -звуковая коммуникация Ее главные особенности распределяются природой звука, его возможностями, психологического восприятия. «Звуковой конвейер» определяет необходимость учета и смысловой, и стилистической, и тональной организации учащего материала, знания психологии его восприятия на слух. Радиовещание открывает огромные возможности воздей­ствия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи­ между фрагментами литературного текста, система аргу­ментации должны строиться по законам звучащей речи. На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм - все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию. Характер звучания может быть дополнительным аргументом в речи выступающего у микрофона. И, наоборот, вызвать антипатию у слушателя к са­мому человеку, а значит, и к тому, о чем он говорит. Прослу­шивание радио часто не требует активного внимания. Его можно слушать, занимаясь другими делами, работая на кухне, убирая квартиру, обедая, передвигаясь в автомобилей и т.д. Поэтому радиовещание называют вторичным видом деятельности. На восприятие радиопрограмм накладывают отпечаток не только жизненный опыт человека, его образование, профес­сия, представления о мире, но и опыт общения с радиокана­лом, его отношение к передачам

Слайд 16
Описание слайда:
Речевой жанр представляет собой типовую модель пост­роения речевого целого Построение (процесс создания), структура (архитектоника) жанра определяются многими фактора- ми, но все они находятся в состоянии соподчиненности между собой и образуют определенную целостность на базе внутрен­него единства вceх формообразующих компонентов. Создание целостного акустического радиопроизведения есть творческий процесс. Работа журналиста над тем или иным материалом, с точки зрения природы и особенностей радиотворчества, определяется возможностями, которыми он располагает, а они связаны со звуковым отражением действительности, поэтому все его формообразующие средства - это компоненты проявления действительности в звуке.

Слайд 17
Описание слайда:
Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются : слово, музыка, шумы и монтаж Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.

Слайд 18
Описание слайда:
В чем же заключаются психологические особенности звукового восприятия ?Все звуковые средства являются компонентами акустической целостности, в которой слово в эфире играет ведущую роль. Ведь слово в радиопублицистике nредсmaвляет собой исходный материал и продукт целенаnравленного речевого эфира. Звучащая речь несет в себе и смысловую, и эмоциональную нагрузки. Эти две функции звучащего слова неотделимы одна от другой, так как слово одновременно является формой проявления мысли и чувств. Основу всех жанров радиожурналистики составляют речевые тексты в виде огромного разнообразия письменных текстов (предварительно написанных) и элементов импровизиро­ванной речи. Каждый жанр организует их в речевую целостность, в звуковое единство. Базу такого формирования составляет внутренняя взаимозависимость элементов, соподчинение их решению общей задачи. Язык в целом обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами. Риторические приемы, метафоры, сравнения, гиперболы и Т.д. демонстрируют богатство языка, его возможнос­ти воздействия на слушателя. Однако нас интересуют звуко­вые выразительные средства речи.

Слайд 19
Описание слайда:
интонация Речевая интонация - это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выра­женная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта.

Слайд 20
Описание слайда:
Формы проявления личности в звучащей речи необычай­но разнообразны Они зависят от темы выступления, отноше­ния к ней говорящего, от его эмоционального состояния, от стремления раскрыться в речевом выступлении. Жанр тоже многое определяет в направленности этих эмоций и состоянии, в их качестве. Хотя о жанровой тональности мало говорят в теории и практике радиожурналистики. Однако это - конечная форма воплощения текста, eгo реализация в эфире: от чтения хроникального сообщения в выпуске новостей до uмnровизированного nублиицистического выступления в прямом, эфире.

Слайд 21
Описание слайда:
Музыка Вторым важнейшим выразительным и формообразующим элементом радиовещания по праву является музыка. Музыка - это вид искусства, отражающий дей­ствительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека, по своей природе очень близка временному характеру радиокоммуникации. Общее: музыка так же, как и звучащее слово, в большей степени воздействует на эмоции слушателя. Мы будем различать в ней две разновидности: а) музыка как сопровождение и б) самостоятельная музыка. Самостоятельная в ее собственной сфере музыка выражает целый мир мыслей и переживаний человека, отраженный в разных формах и жанрах. Она играет огромную роль как формообразующий фактор радиопрограмм. Не случайно на Западе говорят об од­ной из функций вещания: «Музыка как вода из крана». Музыка как сопровождение широко используется в дру­гих видах искусства: театре, хореографии, телевидении. Под музыкальным сопровождением в радиопублицистике понимает­ся не механическое следование за текстом, а активное учас­тие музыкального материала в формировании произведений раз­ных жанров.

Слайд 22
Описание слайда:
функции Музыка выполняет разнообразные функции и использует­ся в виде: разбивок между информационными блоками в одной передаче; музыкальной «шапки» программы (характерных звуковых фраз), предназначенных для узнавания той или иной передачи в эфире; звуковой декорации, помогающей представить место дей­ствия, характеризующей историческую обстановку; звукового фона, подчеркивающего ритм звучания рече­вого текста (в настоящее время этот прием используется часто в новостных программах); передачи звуковой атмосферы, помогающей журналисту описать ситуацию, состояние героя, а слушателю представить их; определения темпа и ритма текстовых отрывков, кото­рые пишутся с учетом музыкального сопровождения; художественного средства для создания целостного зву­кового образа.

Слайд 23
Описание слайда:
Шумы Под шумами в радиожурналистике обычно nонимаеmся звуковое проявление (в живой и неживой природе), nроmивоnосmавление речи и музыке как кoмnoнeнmaм, самосmояmельно и организованно звучащим в эфире. Так, неразборчивая речь, шум, обрывки музыкальных фраз, случайно попадающие в микрофон, являются в данном случае шумами. Шумы выполняют также важные функции: • служат звуковой характеристикой ситуации, действия, обращения или описываемой журналистом, или случайно попа­дающей в зону фиксации, записи на магнитную пленку. Доку­ментальный шум, записанный синхронно, с речью, в таком случае передает звуковую характеристику действительности, не­сет дополнительную конкретизирующую информацию: • составляют звуковой фон, выполняя роль своеобразной акустической, иллюстрации. Они оттеняют наиболее характер­ные детали обстановки, действия; • приобретают символику в литературном контексте, ис­пользуются журналистом для образной характеристики. В та­ком случае они решают самостоятельную эстетическую зада­чу, являются художественной деталью, его звуковой «краской». Шумы проявляют выразительные и изобразительные оттенки радиотекста. Радиожурналисту и радиорежиссеру необ­ходимы тонкий на тренированный слух, способность не только запоминать голоса, музыку; шумы, но и профессионально ана­лизировать их, собирать их новые сочетания, комбинации, со­здавая единую тональность из набора звуковых компонентов. Радиожурналист использует шум в разных жанрах: репортаже, очерке, радиорассказе в том или ином его качестве в зависимости от задачи, которую он перед собой ставит; выби­рая также и прием использования шума, обусловленный харак­тером материала. Шум, записанный, синхронно с речью, составляет с ней неразрывное целое, часть ситуации общения.

Слайд 24
Описание слайда:
«мoнmаж» Слово «мoнmаж» в переводе с французского uмeeт два значения. Чисто техническое - «сборка и установка со­оружений, сопутствующий, оборудования машин из других устройств, из готовых частей по определенному плану, проекту, чертежам». И второе - «подбор и соединение omдельных частей чего-либо для создания единства, за­конченного nроизведенuя, нanpuмep, в кино - подбор и соединение заснятых кустов фильма в требуемой по сце­нарию последовательности». Для нас важно второе значение слова, так как монтаж ­не только сам по себе является творческим процессом в лите­ратуре, искусстве, публицистике. Он обуславливает характер . всего процесса, определяет и создание структурных форм, так как человек, работающий над фильмом, спектаклем, романом, оперой, очерком, представляет себе назначение всех отдель­ных элементов будущего произведения и их место в его композиции. Это представление, конечно же, приближенное (оно может меняться в процессе работы), но оно существует в голо­ве автора в первоначальном варианте. Составление плана радиорассказа, радиокомпозиции, пе­речень вопросов для будущего интервью, беседы - тоже уже первоначальная форма монтажа, влияющая на ход дальнейшей работы - отбор материала и мысленная компоновка будущих фрагментов.

Слайд 25
Описание слайда:
монтаж Именно монтаж лежит в основе создания звукового образа, который представляет собой совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде nредставление о материальном объекте, явлении, характере челове­ка. Выделим формы назначения и использования монтажа: сокращение текста; композиционное перемещение фрагментов документальных записей в их сочетаниях с авторским текстом; уплотнение времени; использование звуковых выразительных средств в виде фона, декорации согласно замыслу автора и характеру материала; создание различных временных и пространственных планов, характеристика через них времени и места действия, показа событий с разных точек звуковой записи; использование контраста разных выразительных средств как приема сталкивания различных смысловых, психологичес­ких ситуаций, сцен; планов; использование ассоциативного, последовательного, параллельного приемов продвижении сюжета; создание целостной композиции радиопроизведения. Технические приемы осуществления монтажа также весьма разнообразны. Б числе первого и наиболее простого следует назвать монтаж встык, когда формообразующие элементы, зву­ковые выразительные средства следуют друг за другом без пауз.



Похожие презентации

Mypresentation.ru

Загрузить презентацию