Описание слайда:
Вышивание.
На одной из наших фотографий - образцы северорусского ткачества: полотенца, передники, рубахи - целое “приданое”. Вряд ли вам приходилось когда-нибудь видеть такое. Разве что в музее. Приглядитесь: на самом почетном месте - полотенца. Украшению их в русской деревне всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают гармонической красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, привольно раскинувшимся по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Любая мелочь говорит, что перед нами поистине большое искусство.
К сожалению, мы почти ничего не знаем о нем. Где его истоки? Как и когда зародились эти удивительные узоры? Почему именно они, а не какие-нибудь другие? Что, наконец, значили “украсы” полотенец для наших далеких предков? Все это современному человеку невдомек. Потому взгляд наш лишь скользит по поверхности вещей, а суть древнего искусства остается тайной. Вот и давайте попробуем проникнуть в нее. Хоть немного - на один только шаг…
Начнем с того, что украшали полотенце так щедро, конечно, не случайно. В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, как бы отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим брачные узы. Умирал человек - полотенцем накрывали его гроб.
Вещь эту так ценили, что нередко расплачивались ею за работу или покупку. А уезжал крестьянин на чужбину или забирали его в солдаты - дарили в дорогу “полотенышко”. Как самое лучшее напутствие. Тоже и в будни были они всегда рядом. Одни - “рукотеры” со скромным узором - висели у рукомойника. Вымоешь лицо - подадут же тебе “утиральник”. Самыми же нарядными украшали избу. Вешали в “красный” угол на образа, позже - на рамы с семейными фотографиями. На зеркала, на окна и просто вдоль стен на крючки. Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Существовал даже особый обряд их “чтения”. Но и в начале нашего века многое еще помнилось. Вот какой любопытный разговор, случившийся в то время, передал нам очевидец.
Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее:
- Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве - выйдут солнечные лучики. И будут светить они тебе, пока живо само полотенце.
Правда ведь, интересно? Словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали… Среди привычных мотивов народного ткачества особенно часто встречаются кресты и ромбы - бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать? Прищурьте глаза и взгляните на солнце. Вы увидите расходящиеся от него в виде креста четыре луча.
- Во весь вольный свет, на все четыре сторонушки светит ясное, - говорили в народе. - Велика святорусская земля, а везде солнышко.
О загадочных в то время небесных явлениях, когда солнце видится большим крестом, окруженным радужными лучами, не раз сообщают летописи: “Дивно бысть знамение в солнци, огради бо ся круги, а посреди кругов крест”. Прямой равноконечный крест и был в народной символике образом солнца.
Ромб же почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком. Если добавить, что ромб называли в народе “кругом”, легко можно заметить сходство между таким узором и отмеченным в летописи небесным явлением. Случайное ли совпадение? Пойдем дальше. Вот мы в очередной раз употребили слово “узор” - а не подскажет ли и оно что-нибудь интересное? Полистав словари, мы узнаем, что в славянских языках оно имеет один корень со словами “заря”, “зарево”, “зарница”. Оказывается, само понятие вышитого и тканого орнамента, или, как говорили прежде, “узорочья”, тоже как-то связано с небесным огнем. Из того же круга и старое название, теперь уже полузабытое, самодельного ткацкого стана - “кросна”, находящееся в кровном родстве с древнерусским словом “крес” - пламя, огонь. “Кресинами” именовали небесный свет во время летнего солнцестояния, а сам июнь - “кресником”. По народной легенде царь Солнце в эти дни пирует в своих чертогах, и пущенные им лучи-стрелы играют в воздухе.
Но самое поразительное, что все пространство стана, где создавался тканый узор, насыщено солнечными знаками. Изображение солнышка и его лучей встречается на всех основных частях кросен. Горизонтальная же основа, на которой они крепятся, прямо названа “поднебником”! И значит, само узорочье полотенец рождается как бы под солнечным небом.
Да, удивительная эта область - народное искусство. О многом может оно рассказать. Все мы, плохо ли, хорошо ли, наслышаны об античной мифологии. Она прекрасна, спору нет. Но что мы знаем о поэтических воззрениях на природу собственных предков? Как будто не был у них своих прекрасных легенд.
По древним народным представлениям мир состоит из четырех стихий: “Царицы-Водицы”, “Царя-Огня”, “Матери Сырой земли” и “Воздуха-Господина”. Вода родственна земле, является ее составной частью. Потому и “сырая”. А почему “мать”? Для русского крестьянина земля словно живое существо. Засыпает на зиму и просыпается от горячих лучей вешнего солнца. Пьет воду и родит урожаи. Нежно, по-матерински заботится о людях: кормит, поит, одевает, охраняет от бед.
Огонь и воздух, без которого он не может жить, составляют другую группу стихий. К огню русский человек издавна питал глубокое уважение. В старину верили, что он предохраняет от недугов, очищает от болезней. Потому и прыгали через него, окуривали над ним одежды. Ну а огонь и Солнце, конечно, в родстве: оба они сыны неба. “Что на свете красивее всего?” - спрашивает загадка. “Огонь”. “А каков огонь ярче всех горит?” - “Солнце”.
Вспомним снова деревенский стан - кросна. Теперь нам понятно, что название его от того же небесного огня, образ которого воплощался в узорах ткачества. По одной поэтичной легенде, солнце рассыпает по небу свои золотые кудри и прядет из них нити-лучи. Так и женщина-крестьянка прежде всего привяжет к вырезанному на прялке солнышку льняную кудель да напрядет из нее, словно из солнечных лучиков, ниток. Из них и будет потом ткать. Любители русских народных сказок, конечно, помнят, как брошенное на землю полотенце превращалось в огненную реку. Но ведь и настоящие похожи на нее - столь щедро украшены жарко-красными узорами. Давайте еще раз внимательно рассмотрим их.
Фон на тканях мастерицы называли “землей”. Вы, наверно, догадались почему: в насквозь символическом древнем искусстве льняной холст олицетворял Мать Сыру землю. Не случайно она белая - наши предки связывали этот цвет с понятием о благе, а кто в мире добрее матери? И вот на бликующей серебром “земле” рдеет тканый орнамент. Если сама холстина имеет прямое переплетение нитей, то узор словно покрывает ее косой сеткой. И создает впечатление движения! Перед нами зримый образ огня, сходящего на серебристую равнину земли и ее преображающего. Это наиболее общий и самый главный образ узорного ткачества.
Древняя славянская легенда рассказывает, что все на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. Не о том же ли говорят и украсы?
Окончательно вы убедитесь в этом, если узнаете, когда именно мастерицы изготовляли полотенца. Оказывается, для того было строго определенное время. За работу ткачихи садились лишь весной, но до начала полевых работ. Ткачество их чем-то напоминало заклинание. Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить все сильнее и жарче и скорее прогнать с земли стужу и мрак, чтобы она зародила на радость людям богатые плоды.
Да, в узорочье русского народного ткачества перед нами предстает поистине космический образ. Земля, воскресшая от долгого зимнего сна и оплодотворенная небесным огнем, получившая силу давать урожай и кормить человека, зверей, птиц - все, что живет под солнцем. И само Солнце, дарующее всему живому на земле свой преображающий свет и свое животворное тепло…
Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец. А казалось, просто красиво.