🗊Презентация Языки программирования высокого уровня

Нажмите для полного просмотра!
Языки программирования высокого уровня, слайд №1Языки программирования высокого уровня, слайд №2Языки программирования высокого уровня, слайд №3Языки программирования высокого уровня, слайд №4Языки программирования высокого уровня, слайд №5Языки программирования высокого уровня, слайд №6Языки программирования высокого уровня, слайд №7Языки программирования высокого уровня, слайд №8Языки программирования высокого уровня, слайд №9Языки программирования высокого уровня, слайд №10Языки программирования высокого уровня, слайд №11Языки программирования высокого уровня, слайд №12Языки программирования высокого уровня, слайд №13Языки программирования высокого уровня, слайд №14Языки программирования высокого уровня, слайд №15Языки программирования высокого уровня, слайд №16Языки программирования высокого уровня, слайд №17Языки программирования высокого уровня, слайд №18Языки программирования высокого уровня, слайд №19Языки программирования высокого уровня, слайд №20Языки программирования высокого уровня, слайд №21Языки программирования высокого уровня, слайд №22Языки программирования высокого уровня, слайд №23Языки программирования высокого уровня, слайд №24Языки программирования высокого уровня, слайд №25Языки программирования высокого уровня, слайд №26Языки программирования высокого уровня, слайд №27Языки программирования высокого уровня, слайд №28Языки программирования высокого уровня, слайд №29Языки программирования высокого уровня, слайд №30Языки программирования высокого уровня, слайд №31Языки программирования высокого уровня, слайд №32Языки программирования высокого уровня, слайд №33Языки программирования высокого уровня, слайд №34Языки программирования высокого уровня, слайд №35Языки программирования высокого уровня, слайд №36Языки программирования высокого уровня, слайд №37Языки программирования высокого уровня, слайд №38Языки программирования высокого уровня, слайд №39Языки программирования высокого уровня, слайд №40Языки программирования высокого уровня, слайд №41Языки программирования высокого уровня, слайд №42Языки программирования высокого уровня, слайд №43Языки программирования высокого уровня, слайд №44Языки программирования высокого уровня, слайд №45Языки программирования высокого уровня, слайд №46Языки программирования высокого уровня, слайд №47Языки программирования высокого уровня, слайд №48Языки программирования высокого уровня, слайд №49Языки программирования высокого уровня, слайд №50Языки программирования высокого уровня, слайд №51Языки программирования высокого уровня, слайд №52Языки программирования высокого уровня, слайд №53Языки программирования высокого уровня, слайд №54Языки программирования высокого уровня, слайд №55Языки программирования высокого уровня, слайд №56Языки программирования высокого уровня, слайд №57Языки программирования высокого уровня, слайд №58Языки программирования высокого уровня, слайд №59Языки программирования высокого уровня, слайд №60Языки программирования высокого уровня, слайд №61Языки программирования высокого уровня, слайд №62Языки программирования высокого уровня, слайд №63Языки программирования высокого уровня, слайд №64Языки программирования высокого уровня, слайд №65Языки программирования высокого уровня, слайд №66Языки программирования высокого уровня, слайд №67Языки программирования высокого уровня, слайд №68Языки программирования высокого уровня, слайд №69Языки программирования высокого уровня, слайд №70Языки программирования высокого уровня, слайд №71Языки программирования высокого уровня, слайд №72Языки программирования высокого уровня, слайд №73Языки программирования высокого уровня, слайд №74Языки программирования высокого уровня, слайд №75Языки программирования высокого уровня, слайд №76Языки программирования высокого уровня, слайд №77Языки программирования высокого уровня, слайд №78Языки программирования высокого уровня, слайд №79Языки программирования высокого уровня, слайд №80Языки программирования высокого уровня, слайд №81Языки программирования высокого уровня, слайд №82Языки программирования высокого уровня, слайд №83Языки программирования высокого уровня, слайд №84Языки программирования высокого уровня, слайд №85Языки программирования высокого уровня, слайд №86Языки программирования высокого уровня, слайд №87Языки программирования высокого уровня, слайд №88Языки программирования высокого уровня, слайд №89Языки программирования высокого уровня, слайд №90Языки программирования высокого уровня, слайд №91Языки программирования высокого уровня, слайд №92Языки программирования высокого уровня, слайд №93Языки программирования высокого уровня, слайд №94Языки программирования высокого уровня, слайд №95Языки программирования высокого уровня, слайд №96Языки программирования высокого уровня, слайд №97Языки программирования высокого уровня, слайд №98Языки программирования высокого уровня, слайд №99Языки программирования высокого уровня, слайд №100Языки программирования высокого уровня, слайд №101Языки программирования высокого уровня, слайд №102Языки программирования высокого уровня, слайд №103Языки программирования высокого уровня, слайд №104Языки программирования высокого уровня, слайд №105Языки программирования высокого уровня, слайд №106Языки программирования высокого уровня, слайд №107Языки программирования высокого уровня, слайд №108Языки программирования высокого уровня, слайд №109Языки программирования высокого уровня, слайд №110Языки программирования высокого уровня, слайд №111Языки программирования высокого уровня, слайд №112Языки программирования высокого уровня, слайд №113Языки программирования высокого уровня, слайд №114Языки программирования высокого уровня, слайд №115Языки программирования высокого уровня, слайд №116Языки программирования высокого уровня, слайд №117Языки программирования высокого уровня, слайд №118Языки программирования высокого уровня, слайд №119Языки программирования высокого уровня, слайд №120Языки программирования высокого уровня, слайд №121Языки программирования высокого уровня, слайд №122Языки программирования высокого уровня, слайд №123Языки программирования высокого уровня, слайд №124Языки программирования высокого уровня, слайд №125Языки программирования высокого уровня, слайд №126Языки программирования высокого уровня, слайд №127Языки программирования высокого уровня, слайд №128Языки программирования высокого уровня, слайд №129Языки программирования высокого уровня, слайд №130Языки программирования высокого уровня, слайд №131Языки программирования высокого уровня, слайд №132Языки программирования высокого уровня, слайд №133Языки программирования высокого уровня, слайд №134Языки программирования высокого уровня, слайд №135Языки программирования высокого уровня, слайд №136Языки программирования высокого уровня, слайд №137Языки программирования высокого уровня, слайд №138Языки программирования высокого уровня, слайд №139Языки программирования высокого уровня, слайд №140Языки программирования высокого уровня, слайд №141Языки программирования высокого уровня, слайд №142Языки программирования высокого уровня, слайд №143Языки программирования высокого уровня, слайд №144Языки программирования высокого уровня, слайд №145Языки программирования высокого уровня, слайд №146Языки программирования высокого уровня, слайд №147

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Языки программирования высокого уровня. Доклад-сообщение содержит 147 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Языки программирования высокого уровня
Описание слайда:
Языки программирования высокого уровня

Слайд 2





Домашнее задание
Подготовить конспект на тему «Краткая история языков программирования. Классификация ЯП (Парадигмы программирования)»
http://www.inf1.info/book/export/html/216
http://ru.wikipedia.org/wiki/Язык_программирования
Описание слайда:
Домашнее задание Подготовить конспект на тему «Краткая история языков программирования. Классификация ЯП (Парадигмы программирования)» http://www.inf1.info/book/export/html/216 http://ru.wikipedia.org/wiki/Язык_программирования

Слайд 3





Язык программирования 
Язык программирования - формализованный язык, предназначенный для описания программ и алгоритмов решения задач на ЭВМ.
Описание слайда:
Язык программирования Язык программирования - формализованный язык, предназначенный для описания программ и алгоритмов решения задач на ЭВМ.

Слайд 4





Эволюция языков программирования
Описание слайда:
Эволюция языков программирования

Слайд 5





Классификация ЯП
Описание слайда:
Классификация ЯП

Слайд 6





Классификация ЯП
Описание слайда:
Классификация ЯП

Слайд 7





Система программирования
Система программирования - программная система, предназначенная для разработки программ на конкретном языке программирования. 
Система программирования предоставляет пользователю специальные средства разработки программ: 
транслятор, 
(специальный) редактор текстов программ, 
библиотеки стандартных подпрограмм, 
программную документацию, 
отладчик и др, 
обеспечивающих автоматиза­цию составления и отладки программ пользователя.
Описание слайда:
Система программирования Система программирования - программная система, предназначенная для разработки программ на конкретном языке программирования. Система программирования предоставляет пользователю специальные средства разработки программ: транслятор, (специальный) редактор текстов программ, библиотеки стандартных подпрограмм, программную документацию, отладчик и др, обеспечивающих автоматиза­цию составления и отладки программ пользователя.

Слайд 8





Транслятор

Транслятор — программа или техническое средство, выполняющее трансляцию программы
Трансляция программы — преобразование программы, представленной на одном из языков программирования, в программу на другом языке и, в определённом смысле, равносильную первой. Транслятор обычно выполняет также диагностику ошибок, формирует словари идентификаторов, выдаёт для печати тексты программы и т. д.
Язык, на котором представлена входная программа, называется исходным языком, а сама программа — исходным кодом. 
Выходной язык называется  целевым языком или
объектным кодом.
Описание слайда:
Транслятор Транслятор — программа или техническое средство, выполняющее трансляцию программы Трансляция программы — преобразование программы, представленной на одном из языков программирования, в программу на другом языке и, в определённом смысле, равносильную первой. Транслятор обычно выполняет также диагностику ошибок, формирует словари идентификаторов, выдаёт для печати тексты программы и т. д. Язык, на котором представлена входная программа, называется исходным языком, а сама программа — исходным кодом. Выходной язык называется  целевым языком или объектным кодом.

Слайд 9





Транслятор
В настоящее время трансляторы разделяются на три основные группы: ассемблеры, компиляторы и интерпретаторы.
Ассемблер — системная обслуживающая программа, которая преобразует символические конструкции в команды машинного языка. 
Специфической чертой ассемблеров является то, что они осуществляют дословную трансляцию одной символической команды в одну машинную.
Описание слайда:
Транслятор В настоящее время трансляторы разделяются на три основные группы: ассемблеры, компиляторы и интерпретаторы. Ассемблер — системная обслуживающая программа, которая преобразует символические конструкции в команды машинного языка. Специфической чертой ассемблеров является то, что они осуществляют дословную трансляцию одной символической команды в одну машинную.

Слайд 10





Компилятор
Компилятор — это обслуживающая программа, выполняющая трансляцию на машинный язык программы, записанной на исходном языке программирования. 
Программа на компилируемом языке при помощи компилятора преобразуется (компилируется) в машинный код (набор инструкций) для данного типа процессора и далее собирается в исполнимый модуль, который может быть запущен на исполнение как отдельная программа.
Описание слайда:
Компилятор Компилятор — это обслуживающая программа, выполняющая трансляцию на машинный язык программы, записанной на исходном языке программирования.  Программа на компилируемом языке при помощи компилятора преобразуется (компилируется) в машинный код (набор инструкций) для данного типа процессора и далее собирается в исполнимый модуль, который может быть запущен на исполнение как отдельная программа.

Слайд 11





Этапы компиляции
Процесс компиляции, как правило, состоит из нескольких этапов:
лексический анализ;
синтаксический анализ;
семантический анализ;
создание на основе результатов анализов промежуточного кода;
оптимизация промежуточного кода;
создание объектного кода, в данном случае машинного.
Описание слайда:
Этапы компиляции Процесс компиляции, как правило, состоит из нескольких этапов: лексический анализ; синтаксический анализ; семантический анализ; создание на основе результатов анализов промежуточного кода; оптимизация промежуточного кода; создание объектного кода, в данном случае машинного.

Слайд 12





Компилятор
Достоинства: 
программа компилируется один раз и при каждом выполнении не требуется дополнительных преобразований, 
не требуется наличие компилятора на целевой машине, для которой компилируется программа. 
Недостатки: 
отдельный этап компиляции замедляет написание и отладку и затрудняет исполнение небольших, несложных или разовых программ.
при внесении изменений в исходный код, требуется повторная компиляция
Описание слайда:
Компилятор Достоинства: программа компилируется один раз и при каждом выполнении не требуется дополнительных преобразований, не требуется наличие компилятора на целевой машине, для которой компилируется программа. Недостатки: отдельный этап компиляции замедляет написание и отладку и затрудняет исполнение небольших, несложных или разовых программ. при внесении изменений в исходный код, требуется повторная компиляция

Слайд 13





Интерпретатор
Интерпретатор – это программа, предназначенная для построчных трансляции и выполнения исходной программы. Такой процесс называется интерпретацией. 
Достоинства: 
Интерпретатор сообщает о найденных им ошибках после трансляции каждой строки программы. Это облегчает процесс поиска и исправления ошибок в программе.
Недостатки: 
увеличивается время трансляции,
необходимость наличия интерпретатора на устройстве, на котором планируется интерпретация программы
Описание слайда:
Интерпретатор Интерпретатор – это программа, предназначенная для построчных трансляции и выполнения исходной программы. Такой процесс называется интерпретацией. Достоинства: Интерпретатор сообщает о найденных им ошибках после трансляции каждой строки программы. Это облегчает процесс поиска и исправления ошибок в программе. Недостатки: увеличивается время трансляции, необходимость наличия интерпретатора на устройстве, на котором планируется интерпретация программы

Слайд 14





Этапы работы интерпретатора
Процесс работы интерпретатора, как правило, состоит из нескольких этапов:
лексический анализ;
синтаксический анализ;
семантический анализ;
создание промежуточного представления кода (при чистой интерпретации не выполняется);
исполнение.
Описание слайда:
Этапы работы интерпретатора Процесс работы интерпретатора, как правило, состоит из нескольких этапов: лексический анализ; синтаксический анализ; семантический анализ; создание промежуточного представления кода (при чистой интерпретации не выполняется); исполнение.

Слайд 15





Классификация СП
Описание слайда:
Классификация СП

Слайд 16





Классификация СП
Во многоязыковых системах отдельные части (секции, модули или сегменты) программы могут быть подготовлены на различных языках и объединены во время или перед выполнением в единый модуль;
в открытую систему можно ввести новый входной язык с трансля­тором, не требуя изменений в системе;
в интерпретирующей системе осуществляется покомандная рас­шифровка и выполнение инструкций входного языка (в среде данной системы программирования); в компилирующей — подготовка резуль­тирующего модуля, который может выполняться на ЭВМ практически независимо от среды.
Описание слайда:
Классификация СП Во многоязыковых системах отдельные части (секции, модули или сегменты) программы могут быть подготовлены на различных языках и объединены во время или перед выполнением в единый модуль; в открытую систему можно ввести новый входной язык с трансля­тором, не требуя изменений в системе; в интерпретирующей системе осуществляется покомандная рас­шифровка и выполнение инструкций входного языка (в среде данной системы программирования); в компилирующей — подготовка резуль­тирующего модуля, который может выполняться на ЭВМ практически независимо от среды.

Слайд 17





Структура СП
структура абстрактной многоязыковой, открытой, компилирующей системы программирования и процесс разработки приложений в данной среде
Описание слайда:
Структура СП структура абстрактной многоязыковой, открытой, компилирующей системы программирования и процесс разработки приложений в данной среде

Слайд 18





Ввод. Программа на исходном языке (исходный модуль) готовится с помощью текстовых редакторов и в виде текстового файла или разде­ла библиотеки поступает на вход препроцессора .
Ввод. Программа на исходном языке (исходный модуль) готовится с помощью текстовых редакторов и в виде текстового файла или разде­ла библиотеки поступает на вход препроцессора .
Препроцессинг — необязательная фаза, состоящая в анализе ис­ходного текста, извлечения из него директив препроцессора и их вы­полнения.
Директивы препроцессора представляют собой помеченные спец­символами (обычно %, #, &) строки, содержащие аббревиатуры или другие символические обозначения конструкций, включаемых в состав исходной программы перед ее обработкой компилятором.
Например, препроцессор включает содержимое одних файлов в другие, заменяет в тексте исходного кода имена констант на их значения, удаляет символы конца строки
Описание слайда:
Ввод. Программа на исходном языке (исходный модуль) готовится с помощью текстовых редакторов и в виде текстового файла или разде­ла библиотеки поступает на вход препроцессора . Ввод. Программа на исходном языке (исходный модуль) готовится с помощью текстовых редакторов и в виде текстового файла или разде­ла библиотеки поступает на вход препроцессора . Препроцессинг — необязательная фаза, состоящая в анализе ис­ходного текста, извлечения из него директив препроцессора и их вы­полнения. Директивы препроцессора представляют собой помеченные спец­символами (обычно %, #, &) строки, содержащие аббревиатуры или другие символические обозначения конструкций, включаемых в состав исходной программы перед ее обработкой компилятором. Например, препроцессор включает содержимое одних файлов в другие, заменяет в тексте исходного кода имена констант на их значения, удаляет символы конца строки

Слайд 19





Трансляция (компиляция) — в общем случае многоступенчатый процесс, вклю­чающий следующие фазы:
Трансляция (компиляция) — в общем случае многоступенчатый процесс, вклю­чающий следующие фазы:
синтаксический анализ — проверка правильности конструкций, ис­пользованных программистом при подготовке текста;
семантический анализ — выявление несоответствий типов и струк­тур переменных, функций и процедур;
генерация объектного кода — завершающая фаза трансляции.
Объектный модуль (итог этапа компиляции) представляет собой текст программы на ма­шинном языке, включающий машинные инструкции, словари, служеб­ную информацию.
Объектный модуль не работоспособен, поскольку содержит неразре­шенные ссылки на вызываемые подпрограммы библиотеки транслятора, реализующие функции ввода-вывода, обработки числовых и строчных переменных, а также на другие программы пользователей или средства пакетов прикладных программ.
Описание слайда:
Трансляция (компиляция) — в общем случае многоступенчатый процесс, вклю­чающий следующие фазы: Трансляция (компиляция) — в общем случае многоступенчатый процесс, вклю­чающий следующие фазы: синтаксический анализ — проверка правильности конструкций, ис­пользованных программистом при подготовке текста; семантический анализ — выявление несоответствий типов и струк­тур переменных, функций и процедур; генерация объектного кода — завершающая фаза трансляции. Объектный модуль (итог этапа компиляции) представляет собой текст программы на ма­шинном языке, включающий машинные инструкции, словари, служеб­ную информацию. Объектный модуль не работоспособен, поскольку содержит неразре­шенные ссылки на вызываемые подпрограммы библиотеки транслятора, реализующие функции ввода-вывода, обработки числовых и строчных переменных, а также на другие программы пользователей или средства пакетов прикладных программ.

Слайд 20





Построение исполнительного модуля. Построение исполнительного (загрузочного) модуля осуществляется специальными программными средствами, основной функцией которых является объединение объектных и загрузочных мо­дулей в единый загрузочный модуль с последующей записью в библио­теку или файл. Полученный модуль в дальнейшем может использовать­ся для сборки других программ и т.д., что создает возможность наращи­вания программного обеспечения.
Построение исполнительного модуля. Построение исполнительного (загрузочного) модуля осуществляется специальными программными средствами, основной функцией которых является объединение объектных и загрузочных мо­дулей в единый загрузочный модуль с последующей записью в библио­теку или файл. Полученный модуль в дальнейшем может использовать­ся для сборки других программ и т.д., что создает возможность наращи­вания программного обеспечения.
Загрузочный модуль – программный модуль, представленный в форме, пригодной для загрузки в основную память для выполнения
Описание слайда:
Построение исполнительного модуля. Построение исполнительного (загрузочного) модуля осуществляется специальными программными средствами, основной функцией которых является объединение объектных и загрузочных мо­дулей в единый загрузочный модуль с последующей записью в библио­теку или файл. Полученный модуль в дальнейшем может использовать­ся для сборки других программ и т.д., что создает возможность наращи­вания программного обеспечения. Построение исполнительного модуля. Построение исполнительного (загрузочного) модуля осуществляется специальными программными средствами, основной функцией которых является объединение объектных и загрузочных мо­дулей в единый загрузочный модуль с последующей записью в библио­теку или файл. Полученный модуль в дальнейшем может использовать­ся для сборки других программ и т.д., что создает возможность наращи­вания программного обеспечения. Загрузочный модуль – программный модуль, представленный в форме, пригодной для загрузки в основную память для выполнения

Слайд 21


Языки программирования высокого уровня, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22





Общие принципы разработки ПО
Описание слайда:
Общие принципы разработки ПО

Слайд 23





Частотный принцип
Основан на выделении в алгоритмах и в об­рабатываемых структурах действий и данных по частоте использования. 
Для действий, которые часто встречаются при работе ПО, обеспечива­ются условия их быстрого выполнения. К данным, которым происходит частое обращение, обеспечивается наиболее быстрый доступ, а подоб­ные операции стараются сделать более короткими.
Описание слайда:
Частотный принцип Основан на выделении в алгоритмах и в об­рабатываемых структурах действий и данных по частоте использования. Для действий, которые часто встречаются при работе ПО, обеспечива­ются условия их быстрого выполнения. К данным, которым происходит частое обращение, обеспечивается наиболее быстрый доступ, а подоб­ные операции стараются сделать более короткими.

Слайд 24





Принцип модульности. 
Под модулем в общем случае понимают функциональный элемент рассматриваемой системы, имеющий оформ­ление, законченное и выполненное в пределах требований системы, и средства сопряжения с подобными элементами или элементами более высокого уровня данной или другой системы.
Описание слайда:
Принцип модульности. Под модулем в общем случае понимают функциональный элемент рассматриваемой системы, имеющий оформ­ление, законченное и выполненное в пределах требований системы, и средства сопряжения с подобными элементами или элементами более высокого уровня данной или другой системы.

Слайд 25





Принцип функциональной избирательности
В ПО выделяется некоторая часть важных модулей, которые постоянно должны быть в состоянии готовности для эффективной организации вычислительного процесса. Эту часть в ПО называют ядром или монитором.
Программы, входящие в состав монито­ра, постоянно находятся в оперативной памяти. Остальные части ПО постоянно хранятся во внешних запоминающих устройствах и загру­жаются в оперативную память только при необходимости, иногда пере­крывая друг друга.
Описание слайда:
Принцип функциональной избирательности В ПО выделяется некоторая часть важных модулей, которые постоянно должны быть в состоянии готовности для эффективной организации вычислительного процесса. Эту часть в ПО называют ядром или монитором. Программы, входящие в состав монито­ра, постоянно находятся в оперативной памяти. Остальные части ПО постоянно хранятся во внешних запоминающих устройствах и загру­жаются в оперативную память только при необходимости, иногда пере­крывая друг друга.

Слайд 26





Принцип генерируемости
Данный принцип определяет такой спо­соб исходного представления ПО, который бы позволял осуществлять настройку на конкретную конфигурацию технических средств, круг решаемых проблем, условия работы пользователя.
Описание слайда:
Принцип генерируемости Данный принцип определяет такой спо­соб исходного представления ПО, который бы позволял осуществлять настройку на конкретную конфигурацию технических средств, круг решаемых проблем, условия работы пользователя.

Слайд 27





Принцип функциональной избыточности 
Этот принцип учитывает возможность проведения одной и той же работы (функции) различными средствами. Особенно важен учет этого принципа при разработке поль­зовательского интерфейса для выдачи данных из-за психологических различий в восприятии информации.
Описание слайда:
Принцип функциональной избыточности Этот принцип учитывает возможность проведения одной и той же работы (функции) различными средствами. Особенно важен учет этого принципа при разработке поль­зовательского интерфейса для выдачи данных из-за психологических различий в восприятии информации.

Слайд 28





Принцип «по умолчанию»
Принцип основан на хранении в системе некоторых базо­вых описаний структур, модулей, конфигураций оборудования и дан­ных, определяющих условия работы с ПО. Эту информацию ПО ис­пользует в качестве заданной, если пользователь забудет или сознатель­но не конкретизирует ее. В данном случае ПО само установит соответствующие значения.
Применяется для облегчения организа­ции связей с системой как на стадии генерации, так и при работе с уже готовым ПО.
Описание слайда:
Принцип «по умолчанию» Принцип основан на хранении в системе некоторых базо­вых описаний структур, модулей, конфигураций оборудования и дан­ных, определяющих условия работы с ПО. Эту информацию ПО ис­пользует в качестве заданной, если пользователь забудет или сознатель­но не конкретизирует ее. В данном случае ПО само установит соответствующие значения. Применяется для облегчения организа­ции связей с системой как на стадии генерации, так и при работе с уже готовым ПО.

Слайд 29





Жизненный цикл программного обеспечения
Описание слайда:
Жизненный цикл программного обеспечения

Слайд 30





Жиз­ненный цикл ПО 
Жиз­ненный цикл ПО - процесс его создания и применения от начала до конца. 
Этот процесс состоит из нескольких стадий: 
определение требований и спецификаций,
проектирование, 
про­граммирование, 
отладка
сопровождение.
Описание слайда:
Жиз­ненный цикл ПО Жиз­ненный цикл ПО - процесс его создания и применения от начала до конца. Этот процесс состоит из нескольких стадий: определение требований и спецификаций, проектирование, про­граммирование, отладка сопровождение.

Слайд 31





1. Определение требований и спецификаций
На ней устанавливаются об­щие требования к ПО: по надежности, технологичности, правильности, универсальности, эффективности, информационной согласованности; вырабатывается описание системы с точки зрения поль­зователя. 
Итогом выполнения этого этапа являются эксплуа­тационные и функциональные спецификации, содержащие конкретное описание ПО.
Описание слайда:
1. Определение требований и спецификаций На ней устанавливаются об­щие требования к ПО: по надежности, технологичности, правильности, универсальности, эффективности, информационной согласованности; вырабатывается описание системы с точки зрения поль­зователя. Итогом выполнения этого этапа являются эксплуа­тационные и функциональные спецификации, содержащие конкретное описание ПО.

Слайд 32





1. Определение требований и спецификаций
Эксплуатационные спецификации содержат сведения о быстродей­ствии ПО, затратах памяти, требуемых технических средствах, надеж­ности и т.д.
Функциональные спецификации определяют функции, которые должно выполнять ПО, т.е. в них определяется, что надо делать систе­ме, а не то, как это делать.
Спецификации должны быть полными, точными и ясными.
Описание слайда:
1. Определение требований и спецификаций Эксплуатационные спецификации содержат сведения о быстродей­ствии ПО, затратах памяти, требуемых технических средствах, надеж­ности и т.д. Функциональные спецификации определяют функции, которые должно выполнять ПО, т.е. в них определяется, что надо делать систе­ме, а не то, как это делать. Спецификации должны быть полными, точными и ясными.

Слайд 33





1. Определение требований и спецификаций
Значение спецификаций:
Спецификации являются заданием на разработку ПО 
Спецификации используются для проверки готовности ПО.
Спецификации являются неотъемлемой частью программной до­кументации, облегчают сопровождение и модификацию ПО.
Описание слайда:
1. Определение требований и спецификаций Значение спецификаций: Спецификации являются заданием на разработку ПО Спецификации используются для проверки готовности ПО. Спецификации являются неотъемлемой частью программной до­кументации, облегчают сопровождение и модификацию ПО.

Слайд 34





2. Проектирование ПО
На этом этапе:
Формируется структура ПО и разрабатываются алгоритмы, зада­ваемые спецификациями.
Устанавливается состав модулей с разделением их на иерархиче­ские уровни на основе изучения схем алгоритмов.
Выбирается структура информационных массивов.
Фиксируются межмодульные интерфейсы.
Цель этапа — иерархическое разбиение сложных задач создания ПО на подзадачи меньшей сложности. Результатом работы на этом эта­пе являются спецификации на отдельные модули, дальнейшая декомпо­зиция которых нецелесообразна.
Описание слайда:
2. Проектирование ПО На этом этапе: Формируется структура ПО и разрабатываются алгоритмы, зада­ваемые спецификациями. Устанавливается состав модулей с разделением их на иерархиче­ские уровни на основе изучения схем алгоритмов. Выбирается структура информационных массивов. Фиксируются межмодульные интерфейсы. Цель этапа — иерархическое разбиение сложных задач создания ПО на подзадачи меньшей сложности. Результатом работы на этом эта­пе являются спецификации на отдельные модули, дальнейшая декомпо­зиция которых нецелесообразна.

Слайд 35





3. Программирование
На данном этапе производит­ся программирование модулей. 
Этап менее сложен по сравнению со всеми остальными. Проектные решения, полученные на предыдущей стадии, реализуются в виде программ.
Описание слайда:
3. Программирование На данном этапе производит­ся программирование модулей. Этап менее сложен по сравнению со всеми остальными. Проектные решения, полученные на предыдущей стадии, реализуются в виде программ.

Слайд 36





4. Отладка ПО 
Этап заключается в проверке выпол­нения всех требований, всех структурных элементов системы на таком количестве всевозможных комбинаций данных, какое только позволяют здравый смысл и бюджет. 
Этап предполагает выявление и исправление в программах ошибок, проверку работоспособности ПО, а также его соответствие спецификациям.
Отладка = Тестирование + Поиск ошибок + Редактирование
Описание слайда:
4. Отладка ПО Этап заключается в проверке выпол­нения всех требований, всех структурных элементов системы на таком количестве всевозможных комбинаций данных, какое только позволяют здравый смысл и бюджет. Этап предполагает выявление и исправление в программах ошибок, проверку работоспособности ПО, а также его соответствие спецификациям. Отладка = Тестирование + Поиск ошибок + Редактирование

Слайд 37





5. Сопровождение
На данном этапе происходит процесс исправления оши­бок, координация всех элементов системы в соответствии с требова­ниями пользователя, внесение всех необходимых ему исправлений и изменений. 
Он вызван, как минимум, двумя причинами: во-первых, в ПО остаются ошибки, не выявленные при отладке; во-вторых, пользова­тели в ходе эксплуатации ПО настаивают на внесении в него изменений и его дальнейшем совершенствовании.
Описание слайда:
5. Сопровождение На данном этапе происходит процесс исправления оши­бок, координация всех элементов системы в соответствии с требова­ниями пользователя, внесение всех необходимых ему исправлений и изменений. Он вызван, как минимум, двумя причинами: во-первых, в ПО остаются ошибки, не выявленные при отладке; во-вторых, пользова­тели в ходе эксплуатации ПО настаивают на внесении в него изменений и его дальнейшем совершенствовании.

Слайд 38





Распределение временных и стоимостных затрат по стадиям жизненного цикла ПО 
Распределение временных и стоимостных затрат по стадиям жизненного цикла ПО 
(сведения из разных источников)
Описание слайда:
Распределение временных и стоимостных затрат по стадиям жизненного цикла ПО Распределение временных и стоимостных затрат по стадиям жизненного цикла ПО (сведения из разных источников)

Слайд 39





Основные параметры стадий жизненного цикла ПО 
Основные параметры стадий жизненного цикла ПО
Описание слайда:
Основные параметры стадий жизненного цикла ПО Основные параметры стадий жизненного цикла ПО

Слайд 40


Языки программирования высокого уровня, слайд №40
Описание слайда:

Слайд 41





Проверочная
Вариант 1
Эволюция ЯП.
Опишите понятие транслятора, виды трансляторов, достоинства и недостатки каждого вида.
Охарактеризуйте стадии жизненного цикла ПО
Опишите среднее распределение временных и стоимостных затрат по стадиям жизненного цикла ПО 
На каких стадиях жизненного цикла затраты на устранение ошибок максимальны и почему?
Описание слайда:
Проверочная Вариант 1 Эволюция ЯП. Опишите понятие транслятора, виды трансляторов, достоинства и недостатки каждого вида. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла ПО Опишите среднее распределение временных и стоимостных затрат по стадиям жизненного цикла ПО На каких стадиях жизненного цикла затраты на устранение ошибок максимальны и почему?

Слайд 42





Проверочная
Вариант 1
Эволюция ЯП.
Опишите понятие транслятора, виды трансляторов, достоинства и недостатки каждого вида.
Охарактеризуйте стадии жизненного цикла ПО
Описание слайда:
Проверочная Вариант 1 Эволюция ЯП. Опишите понятие транслятора, виды трансляторов, достоинства и недостатки каждого вида. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла ПО

Слайд 43





Проверочная
Вариант 1
Эволюция ЯП.
Опишите понятие транслятора, виды трансляторов, достоинства и недостатки каждого вида.
Охарактеризуйте общие принципы разработки ПО.
Описание слайда:
Проверочная Вариант 1 Эволюция ЯП. Опишите понятие транслятора, виды трансляторов, достоинства и недостатки каждого вида. Охарактеризуйте общие принципы разработки ПО.

Слайд 44





Структура и способы описания ЯПВУ
Описание слайда:
Структура и способы описания ЯПВУ

Слайд 45





Структура ЯПВУ
Описание слайда:
Структура ЯПВУ

Слайд 46





Элементы ЯП
Любой язык программирования образуют три основные составляющие:
алфавит, синтаксис и семантика.
Описание слайда:
Элементы ЯП Любой язык программирования образуют три основные составляющие: алфавит, синтаксис и семантика.

Слайд 47





Синтаксис
Для описания синтаксиса языка программирования тоже нужен какой-то язык, предназначенном для описания других языков. 
Наиболее распространенными метаязыками в литературе по программированию являются металингвистические формулы Бекуса – Наура (язык БНФ) и синтаксические диаграммы.
Описание слайда:
Синтаксис Для описания синтаксиса языка программирования тоже нужен какой-то язык, предназначенном для описания других языков. Наиболее распространенными метаязыками в литературе по программированию являются металингвистические формулы Бекуса – Наура (язык БНФ) и синтаксические диаграммы.

Слайд 48





Язык БНФ
В БНФ всякое синтаксическое понятие описывается в виде формулы, состоящей из правой и левой части, соединенных знаком ::=, смысл которого эквивалентен словам «по определению есть». 
Слева от знака ::= записывается имя определяемого понятия (метапеременная), которое заключается в угловые скобки < >, а в правой части записывается формула или диаграмма, определяющая все множество значений, которые может принимать метапеременная.
Описание слайда:
Язык БНФ В БНФ всякое синтаксическое понятие описывается в виде формулы, состоящей из правой и левой части, соединенных знаком ::=, смысл которого эквивалентен словам «по определению есть». Слева от знака ::= записывается имя определяемого понятия (метапеременная), которое заключается в угловые скобки < >, а в правой части записывается формула или диаграмма, определяющая все множество значений, которые может принимать метапеременная.

Слайд 49





Синтаксические диаграммы
В диаграммах стрелки указывают на последовательность расположения элементов синтак­сической конструкции; кружками обводятся символы, присутствующие в конструкции.
Описание слайда:
Синтаксические диаграммы В диаграммах стрелки указывают на последовательность расположения элементов синтак­сической конструкции; кружками обводятся символы, присутствующие в конструкции.

Слайд 50





Примеры
Понятие «двоичный код» как непустую последовательность двоичных цифр БНФ описывает так:
<двоичный код>::=<двоичная цифра>|<двоичный код><двоичная цифра>
Описание слайда:
Примеры Понятие «двоичный код» как непустую последовательность двоичных цифр БНФ описывает так: <двоичный код>::=<двоичная цифра>|<двоичный код><двоичная цифра>

Слайд 51





Примеры
Описание слайда:
Примеры

Слайд 52





Структура исходной программы на ЯП
Исходная программа (source module), как правило, состоит из следующих частей:
раздел идентификации – область, содержащая наименование программы, а также дополни­тельную информацию для программистов и/или пользователей;
раздел связи – фрагмент текста, описывающий внешние переменные, передаваемые вызы­вающей программой (если таковая имеется), т.е. ту часть исходных данных, которая обязательно поступает на вход программы при ее запуске;
раздел оборудования (среда) – описание типа ЭВМ, процессора, требований к оперативной и внешней памяти, существенных с точки зрения выполнимости программы;
раздел данных – идентификация (декларация, объявление, описание) переменных, используемых в программе, и их типов. 
раздел процедур – собственно программная часть, содержащая описание процессов обработки данных. Элементами процедуры являются операторы и стандартные функции, входящие в состав соответствующего языка программирования.
Описание слайда:
Структура исходной программы на ЯП Исходная программа (source module), как правило, состоит из следующих частей: раздел идентификации – область, содержащая наименование программы, а также дополни­тельную информацию для программистов и/или пользователей; раздел связи – фрагмент текста, описывающий внешние переменные, передаваемые вызы­вающей программой (если таковая имеется), т.е. ту часть исходных данных, которая обязательно поступает на вход программы при ее запуске; раздел оборудования (среда) – описание типа ЭВМ, процессора, требований к оперативной и внешней памяти, существенных с точки зрения выполнимости программы; раздел данных – идентификация (декларация, объявление, описание) переменных, используемых в программе, и их типов. раздел процедур – собственно программная часть, содержащая описание процессов обработки данных. Элементами процедуры являются операторы и стандартные функции, входящие в состав соответствующего языка программирования.

Слайд 53





Типы данных
Тип данных (тип) — множество значений и операций на этих значениях
Тип данных однозначно определяет: 
внутреннее представление данных
диапазон их возможных значений; 
допустимые действия над данными (операции и функции).
Описание слайда:
Типы данных Тип данных (тип) — множество значений и операций на этих значениях Тип данных однозначно определяет: внутреннее представление данных диапазон их возможных значений; допустимые действия над данными (операции и функции).

Слайд 54





Паскаль. Основные понятия.
Описание слайда:
Паскаль. Основные понятия.

Слайд 55





Структура программы
Схематически программа представляется в виде последовательности восьми разделов:
1) заголовок программы;
2) описание внешних модулей, процедур и функций;
3) описание меток;
4) описание констант;
5) описание типов переменных;
6) описание переменных;
7) описание функций и процедур;
8) раздел операторов.
Описание слайда:
Структура программы Схематически программа представляется в виде последовательности восьми разделов: 1) заголовок программы; 2) описание внешних модулей, процедур и функций; 3) описание меток; 4) описание констант; 5) описание типов переменных; 6) описание переменных; 7) описание функций и процедур; 8) раздел операторов.

Слайд 56





Структура программы
Program <имя программы>;
           Uses			 <раздел модулей>;
           Label	 		<раздел меток>;
	Const 		<раздел констант>;
	Туре 			<раздел типов>;
	Var  			<раздел переменных>;
	Procedure  (Function)  <раздел подпрограмм>;
Begin 
				<раздел операторов>
End.
Описание слайда:
Структура программы Program <имя программы>; Uses <раздел модулей>; Label <раздел меток>; Const <раздел констант>; Туре <раздел типов>; Var <раздел переменных>; Procedure (Function) <раздел подпрограмм>; Begin <раздел операторов> End.

Слайд 57





Пример программы
program circle;
const
	pi=3.14159;
var
	r,s,l : real;
begin
	writeln (‘введите радиус'); 
	readln(r);
	s:=pi*r*r; 
	l:=2*pi*r;
	writeln('площадь круга=',S:8:4); 
	writeln('длина окружности=', l:8:4) 
end.
Описание слайда:
Пример программы program circle; const pi=3.14159; var r,s,l : real; begin writeln (‘введите радиус'); readln(r); s:=pi*r*r; l:=2*pi*r; writeln('площадь круга=',S:8:4); writeln('длина окружности=', l:8:4) end.

Слайд 58


Языки программирования высокого уровня, слайд №58
Описание слайда:

Слайд 59





Алфавит
Алфавит Паскаля включает: 
прописные и строчные латинские буквы, знак подчеркивания _;
цифры от 0 до 9;
специальные символы, например, +, *, { и @;
пробельные символы: пробел, табуляцию и переход на новую строку.
Описание слайда:
Алфавит Алфавит Паскаля включает: прописные и строчные латинские буквы, знак подчеркивания _; цифры от 0 до 9; специальные символы, например, +, *, { и @; пробельные символы: пробел, табуляцию и переход на новую строку.

Слайд 60





Алфавит
Описание слайда:
Алфавит

Слайд 61





Лексемы
Символы из алфавита языка используются для построения базовых элементов - лексем.
Лексема - минимальная единица языка, имеющая самостоятельный смысл.
Описание слайда:
Лексемы Символы из алфавита языка используются для построения базовых элементов - лексем. Лексема - минимальная единица языка, имеющая самостоятельный смысл.

Слайд 62





Константы
Константа - величина, не изменяющая свое значение в процессе работы программы.
Классификация констант:
Описание слайда:
Константы Константа - величина, не изменяющая свое значение в процессе работы программы. Классификация констант:

Слайд 63





Идентификаторы
Идентификатор – последовательность букв алфавита Pascal и цифр, начинающаяся с буквы.  Значимыми  являются только первые 63 символа.
Имена даются элементам программы, к которым требуется обращаться - переменным, константам, процедурам, функциям, меткам и так далее.
Правила: 
имя должно начинаться с буквы;
имя должно содержать только буквы, знак подчеркивания и цифры;
прописные и строчные буквы не различаются.
Описание слайда:
Идентификаторы Идентификатор – последовательность букв алфавита Pascal и цифр, начинающаяся с буквы. Значимыми являются только первые 63 символа. Имена даются элементам программы, к которым требуется обращаться - переменным, константам, процедурам, функциям, меткам и так далее. Правила: имя должно начинаться с буквы; имя должно содержать только буквы, знак подчеркивания и цифры; прописные и строчные буквы не различаются.

Слайд 64





Ключевые слова
Ключевые (зарезервированные) слова - это идентификаторы, которые имеют специальное значение для компилятора. Их можно использовать только в том смысле, в котором они определены. 
Например, для оператора перехода определено ключевое слово goto, а для описания переменных - var. 
Имена, создаваемые программистом, не должны совпадать с ключевыми словами.
Описание слайда:
Ключевые слова Ключевые (зарезервированные) слова - это идентификаторы, которые имеют специальное значение для компилятора. Их можно использовать только в том смысле, в котором они определены. Например, для оператора перехода определено ключевое слово goto, а для описания переменных - var. Имена, создаваемые программистом, не должны совпадать с ключевыми словами.

Слайд 65


Языки программирования высокого уровня, слайд №65
Описание слайда:

Слайд 66





Знаки операции
Описание слайда:
Знаки операции

Слайд 67





Назначение знаков пунктуации
Описание слайда:
Назначение знаков пунктуации

Слайд 68





Типы данных
Описание слайда:
Типы данных

Слайд 69





Типы данных
Тип данных однозначно определяет: 
внутреннее представление данных
диапазон их возможных значений; 
допустимые действия над данными (операции и функции).
Описание слайда:
Типы данных Тип данных однозначно определяет: внутреннее представление данных диапазон их возможных значений; допустимые действия над данными (операции и функции).

Слайд 70





Классификация типов 1
Стандартные типы не требуют предварительного определения. Для каждого типа существует ключевое слово, которое используется при описании переменных, констант и т.д. 
Если же программист определяет собственный тип данных, он описывает его характеристики и сам дает ему имя, которое затем применяется точно так же, как имена стандартных типов.
Описание слайда:
Классификация типов 1 Стандартные типы не требуют предварительного определения. Для каждого типа существует ключевое слово, которое используется при описании переменных, констант и т.д. Если же программист определяет собственный тип данных, он описывает его характеристики и сам дает ему имя, которое затем применяется точно так же, как имена стандартных типов.

Слайд 71





Классификация типов 2
Описание слайда:
Классификация типов 2

Слайд 72





Классификация типов данных (Паскаль)
Описание слайда:
Классификация типов данных (Паскаль)

Слайд 73





Простые  типы данных
Описание слайда:
Простые типы данных

Слайд 74





Логический тип - boolean
Описание слайда:
Логический тип - boolean

Слайд 75





Целые типы
Описание слайда:
Целые типы

Слайд 76





Целые типы
Стандартные функции и процедуры
Описание слайда:
Целые типы Стандартные функции и процедуры

Слайд 77





Символьный тип - char
Описание слайда:
Символьный тип - char

Слайд 78


Языки программирования высокого уровня, слайд №78
Описание слайда:

Слайд 79


Языки программирования высокого уровня, слайд №79
Описание слайда:

Слайд 80





Типы данных, определяемые программистом 
Для адекватного представления информации которую требуется обрабатывать в программе, используются типы данных, определяемые самим программистом в разделе описания типов type. При описании типу дается произвольное имя. 
type имя_типа = описание_типа
...
var имя_переменной: имя_типа
Применяется и задание типа непосредственно при описании переменных. 
var имя_переменной: описание_типа
Описание слайда:
Типы данных, определяемые программистом Для адекватного представления информации которую требуется обрабатывать в программе, используются типы данных, определяемые самим программистом в разделе описания типов type. При описании типу дается произвольное имя. type имя_типа = описание_типа ... var имя_переменной: имя_типа Применяется и задание типа непосредственно при описании переменных. var имя_переменной: описание_типа

Слайд 81





Перечисляемый тип данных
Перечисляемый тип представляет собой ограниченную упорядоченную последовательность констант, составляющих данный тип. 
type имя_типа = (список имен констант)
Пример. 
type Menu = (READ, WRITE, EDIT, QUIT);
var m: Menu;
Или
var m: (READ, WRITE, EDIT, QUIT);
Описание слайда:
Перечисляемый тип данных Перечисляемый тип представляет собой ограниченную упорядоченную последовательность констант, составляющих данный тип. type имя_типа = (список имен констант) Пример. type Menu = (READ, WRITE, EDIT, QUIT); var m: Menu; Или var m: (READ, WRITE, EDIT, QUIT);

Слайд 82





Перечисляемый тип данных
Каждое значение является константой своего типа и может принадлежать только одному из перечисляемых типов, заданных в программе. 
Например, 
type  Traffic_Light= (RED, YELLOW, GREEN); 
type  Rainbow = (RED, ORANGE, YELLOW, 
             GREEN, LIGHT_BLUE, BLUE, VIOLET);
тип Traffic_Light не может быть определен в одной программе с типом Rainbow, так как оба типа содержат одинаковые константы.
Описание слайда:
Перечисляемый тип данных Каждое значение является константой своего типа и может принадлежать только одному из перечисляемых типов, заданных в программе. Например, type Traffic_Light= (RED, YELLOW, GREEN); type Rainbow = (RED, ORANGE, YELLOW, GREEN, LIGHT_BLUE, BLUE, VIOLET); тип Traffic_Light не может быть определен в одной программе с типом Rainbow, так как оба типа содержат одинаковые константы.

Слайд 83





Перечисляемый тип данных
Перечисляемый тип относится к порядковым типам данных.	К перечисляемым переменным и константам могут быть применены операции отношения и стандартные функции Pred, Succ, Ord (значения нумеруются, начиная с 0, в порядке их перечисления в определении типа).
Пример:
type  Traffic_Light= (RED, YELLOW, GREEN);
succ(YELLOW)= GREEN
pred(YELLOW)=RED, 
ord (GREEN)=2
Описание слайда:
Перечисляемый тип данных Перечисляемый тип относится к порядковым типам данных. К перечисляемым переменным и константам могут быть применены операции отношения и стандартные функции Pred, Succ, Ord (значения нумеруются, начиная с 0, в порядке их перечисления в определении типа). Пример: type Traffic_Light= (RED, YELLOW, GREEN); succ(YELLOW)= GREEN pred(YELLOW)=RED, ord (GREEN)=2

Слайд 84





Перечисляемый тип данных
Пример.
Program T1;
Type Colors = (Black, Blue, Green, Cyan, Red, Magenta, Brown, Yellow, White);
Var C1,C2 : Colors;
Begin
C1:=Green;
C2:=Red;
Writeln(Ord(C1), Ord(Succ(C2)))
End.
Описание слайда:
Перечисляемый тип данных Пример. Program T1; Type Colors = (Black, Blue, Green, Cyan, Red, Magenta, Brown, Yellow, White); Var C1,C2 : Colors; Begin C1:=Green; C2:=Red; Writeln(Ord(C1), Ord(Succ(C2))) End.

Слайд 85





Интервальный тип данных
С помощью интервального типа задается диапазон значений какого-либо типа: 
type имя_типа = константа_1 .. константа_2
Пример.
type Hour = 0 .. 23;
Range = -100 .. 100;
Letters = 'a' .. 'z';
Или
var r : -100 .. 100;
Описание слайда:
Интервальный тип данных С помощью интервального типа задается диапазон значений какого-либо типа: type имя_типа = константа_1 .. константа_2 Пример. type Hour = 0 .. 23; Range = -100 .. 100; Letters = 'a' .. 'z'; Или var r : -100 .. 100;

Слайд 86





Вещественные типы
Внутреннее представление
Внутреннее представление вещественного числа состоит из двух частей - мантиссы и порядка, и каждая часть имеет знак. 
Пример: 0,087 	0,87*10-1 
в памяти хранится мантисса 87 и порядок -1
Описание слайда:
Вещественные типы Внутреннее представление Внутреннее представление вещественного числа состоит из двух частей - мантиссы и порядка, и каждая часть имеет знак. Пример: 0,087 0,87*10-1 в памяти хранится мантисса 87 и порядок -1

Слайд 87





Вещественные типы
Описание слайда:
Вещественные типы

Слайд 88





Пример
Задача. Для введенного числа определить, является ли оно полным квадратом.
Описание слайда:
Пример Задача. Для введенного числа определить, является ли оно полным квадратом.

Слайд 89





Структурные типы данных
Для представления и обработки однотипных данных: таблиц, текстов, множеств и т.д. используют структурные типы данных. В Паскале определены следующие структурные типы данных:
массивы - для представления однотипных или табличных данных;
строки - для представления символьной (текстовой) информации;
множества - для представления абстрактных математических множеств;
записи - для представления таблиц с данными различных типов.
Описание слайда:
Структурные типы данных Для представления и обработки однотипных данных: таблиц, текстов, множеств и т.д. используют структурные типы данных. В Паскале определены следующие структурные типы данных: массивы - для представления однотипных или табличных данных; строки - для представления символьной (текстовой) информации; множества - для представления абстрактных математических множеств; записи - для представления таблиц с данными различных типов.

Слайд 90





Строковый тип - String 
Тип String предназначен для хранения строковых величин до 255 символов длиною.
Описание слайда:
Строковый тип - String Тип String предназначен для хранения строковых величин до 255 символов длиною.

Слайд 91





Строковый тип - String
Описание слайда:
Строковый тип - String

Слайд 92





Строковый тип - String 
Строки считаются равными, если они совпадают по длине и содержат одни и те же символы на соответствующих местах в строке.
Большей считается та строка, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в стандартной таблице обмена информацией. 
Если строки имеют различную длину, но в их общей части символы совпадают, считается, что более короткая строка меньше, чем более длинная.
Если значение переменной после выполнения оператора присваивания превышает по длине максимально допустимую при описании величину, то все лишние символы справа отбрасываются.
Описание слайда:
Строковый тип - String Строки считаются равными, если они совпадают по длине и содержат одни и те же символы на соответствующих местах в строке. Большей считается та строка, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в стандартной таблице обмена информацией. Если строки имеют различную длину, но в их общей части символы совпадают, считается, что более короткая строка меньше, чем более длинная. Если значение переменной после выполнения оператора присваивания превышает по длине максимально допустимую при описании величину, то все лишние символы справа отбрасываются.

Слайд 93





Строковый тип - String 
‘строка’<>’строки’ (верно, т.к. не совпадают последние символы);
‘Abc’<’abc’ (отношение истинно, т.к. код символа ‘A’ равен 65 в десятичной системе счисления, а код символа ‘a’ – 97);
‘год’>’век’ (отношение верно, т.к. буква ‘г’ в алфавите стоит после буквы ‘в’, а, следовательно, имеет больший код).
Описание слайда:
Строковый тип - String ‘строка’<>’строки’ (верно, т.к. не совпадают последние символы); ‘Abc’<’abc’ (отношение истинно, т.к. код символа ‘A’ равен 65 в десятичной системе счисления, а код символа ‘a’ – 97); ‘год’>’век’ (отношение верно, т.к. буква ‘г’ в алфавите стоит после буквы ‘в’, а, следовательно, имеет больший код).

Слайд 94





Строковый тип - String 
Каждый символ строки имеет порядковый номер, начиная с первого. 
Имеется возможность обратиться к любому элементу строки, указав его номер
Пример: Str[2] - второй символ в строке Str, 
при обращении к символу строки можно поменять  значение символа (Str[2]:=‘r’), вывести на экран это значение или присвоить его другой переменной.
Описание слайда:
Строковый тип - String Каждый символ строки имеет порядковый номер, начиная с первого. Имеется возможность обратиться к любому элементу строки, указав его номер Пример: Str[2] - второй символ в строке Str, при обращении к символу строки можно поменять значение символа (Str[2]:=‘r’), вывести на экран это значение или присвоить его другой переменной.

Слайд 95





Строковый тип - String 
Пример: сформировать строку из 26 символов, содержимым которой является последовательность заглавных букв латинского алфавита.
Program stringElements3;
var
   Str : string[26]; {длина строки = 26}
   i : char;
begin
   Str:=''; 
   for i := 'A' to 'Z' do  Str := Str + i;
   writeln(Str);
end.
Описание слайда:
Строковый тип - String Пример: сформировать строку из 26 символов, содержимым которой является последовательность заглавных букв латинского алфавита. Program stringElements3; var   Str : string[26]; {длина строки = 26}   i : char; begin   Str:='';   for i := 'A' to 'Z' do Str := Str + i;   writeln(Str); end.

Слайд 96





Строковый тип - String 
Стандартные функции
Описание слайда:
Строковый тип - String Стандартные функции

Слайд 97





Строковый тип - String
Описание слайда:
Строковый тип - String

Слайд 98





Примеры работы со строками
Program DemoFunctionLength;
 var  word : string;
 begin
    write('введите слово :');
    readln(word);
    writeln('это слово состоит из ',length(word),' букв');
 end.
Описание слайда:
Примеры работы со строками Program DemoFunctionLength; var word : string; begin write('введите слово :'); readln(word); writeln('это слово состоит из ',length(word),' букв'); end.

Слайд 99





Примеры работы со строками
Program DemoFunctionUpcase;
var
   word: string;
   i: byte;
begin
   word:='фирма Microsoft';
   for i:= 1 to length(word) do
      word[i]:=upcase(word[i]);
   writeln(word);	{выводится текст 'фирма MICROSOFT'}
end.
Описание слайда:
Примеры работы со строками Program DemoFunctionUpcase; var word: string; i: byte; begin word:='фирма Microsoft'; for i:= 1 to length(word) do word[i]:=upcase(word[i]); writeln(word); {выводится текст 'фирма MICROSOFT'} end.

Слайд 100





Примеры работы со строками
 Русские литеры не могут обрабатываться функцией upcase.
Для того, чтобы преобразовать в заглавные строчные буквы русского алфавита, применяют оператор выбора Case:  . .  . . 
     . . .
    case Word[i] of
      'a' : Word[i]:= 'A';
      'б' : Word[i]:= 'Б';
      'в' : Word[i]:= 'В';
      . . .
end;
. . .
Описание слайда:
Примеры работы со строками Русские литеры не могут обрабатываться функцией upcase. Для того, чтобы преобразовать в заглавные строчные буквы русского алфавита, применяют оператор выбора Case: . . . . . . . case Word[i] of 'a' : Word[i]:= 'A'; 'б' : Word[i]:= 'Б'; 'в' : Word[i]:= 'В'; . . . end; . . .

Слайд 101





Примеры работы со строками
 Program DemoFunctionCopy;
var
  word : string;
  word1 : string[20];
begin
  word := 'фирма Microsoft';
  writeln(word);	{выводится текст 'фирма Microsoft'}
  word1 := copy(word,1,5);
  writeln(word1); 	{выводится текст 'фирма'}
end.
Описание слайда:
Примеры работы со строками Program DemoFunctionCopy; var word : string; word1 : string[20]; begin word := 'фирма Microsoft'; writeln(word); {выводится текст 'фирма Microsoft'} word1 := copy(word,1,5); writeln(word1); {выводится текст 'фирма'} end.

Слайд 102





Примеры работы со строками
 Program DemoFunctionPos;
var
  word : string;
  word1 : string[20];
  p: byte;
begin
 writeln ('введите исходный текст ');
 readln (word);
 writeln ('введите искомый текст ');
 readln (word1);
 p := pos(word1, word);
 if p<> 0    then
    write ('фрагмент ‘,word1,'содержится в строке ',word, 'с позиции ',p);
 else
    writeln('фрагмент ‘,word1,’ не содержится в строке ',word);
end.
Описание слайда:
Примеры работы со строками Program DemoFunctionPos; var word : string; word1 : string[20]; p: byte; begin writeln ('введите исходный текст '); readln (word); writeln ('введите искомый текст '); readln (word1); p := pos(word1, word); if p<> 0 then write ('фрагмент ‘,word1,'содержится в строке ',word, 'с позиции ',p); else writeln('фрагмент ‘,word1,’ не содержится в строке ',word); end.

Слайд 103





Примеры работы со строками
 Program DemoProcedureVal;
var
  word: string;
  chislo, code: integer;
begin
  writeln(‘Введите строку цифр '); 
  readln(word);
  val(word, chislo, code); 	
  if code <> 0
    then
      writeln(‘Ошибка! В позиции ',code,' не цифра!'); 
end.
Описание слайда:
Примеры работы со строками Program DemoProcedureVal; var word: string; chislo, code: integer; begin writeln(‘Введите строку цифр '); readln(word); val(word, chislo, code); if code <> 0 then writeln(‘Ошибка! В позиции ',code,' не цифра!'); end.

Слайд 104





Описание типа «массив»
Массив – это структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип.
Тип элементов массива называется базовым. Это любой допустимый в Borland Pascal тип (в том числе и массив), кроме файла.
Пример.
Описание слайда:
Описание типа «массив» Массив – это структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип. Тип элементов массива называется базовым. Это любой допустимый в Borland Pascal тип (в том числе и массив), кроме файла. Пример.

Слайд 105





Индекс
Каждому элементу массива соответствует один или несколько индексов, определяющих положение элемента в массиве.
Тип индекса определяет его допустимые значения. В качестве типа индекса может быть указан любой порядковый тип (boolean, char, integer, перечисляемый тип, а также диапазоны этих типов), кроме типа longint и его производных.
В зависимости от количества типов индексов различают: одномерные, двумерные и n-мерные массивы. Двумерные массивы обычно называют матрицами, считая первый индекс - номером строки, а второй - номером столбца.
Описание слайда:
Индекс Каждому элементу массива соответствует один или несколько индексов, определяющих положение элемента в массиве. Тип индекса определяет его допустимые значения. В качестве типа индекса может быть указан любой порядковый тип (boolean, char, integer, перечисляемый тип, а также диапазоны этих типов), кроме типа longint и его производных. В зависимости от количества типов индексов различают: одномерные, двумерные и n-мерные массивы. Двумерные массивы обычно называют матрицами, считая первый индекс - номером строки, а второй - номером столбца.

Слайд 106





Общий вид описания массива 
Объявление переменных типа массив выполняется двумя способами:
в операторе объявления переменных,
var <имя массива>: array [<тип индекса>] of <тип элементов>;
с предварительным объявлением типа
type <имя массива>= array [<тип индекса>] of <тип элементов>;
Описание слайда:
Общий вид описания массива Объявление переменных типа массив выполняется двумя способами: в операторе объявления переменных, var <имя массива>: array [<тип индекса>] of <тип элементов>; с предварительным объявлением типа type <имя массива>= array [<тип индекса>] of <тип элементов>;

Слайд 107





Примеры описания массивов
 с предварительным объявлением типа,
Туре mas =array[1..10] of integer;  {объявляем тип} 
Var a:mas; 		       {объявляем переменную}
 в операторе объявления переменных, например: 
Var a:array[1..5] of integer; {массив из 5 целых чисел}
b: array[byte] of char; {массив из 256 символов, индекс элемента массива изменяется от 0 до 255} 
с:аггау['А‘..'C‘,-5..-3] of byte; {матрица из 9 чисел} 
d:array['А‘.. ‘C'] of array[-5..-3] of byte; {матрица из 9 чисел, по структуре эквивалентная предыдущей}
Описание слайда:
Примеры описания массивов с предварительным объявлением типа, Туре mas =array[1..10] of integer; {объявляем тип} Var a:mas; {объявляем переменную} в операторе объявления переменных, например: Var a:array[1..5] of integer; {массив из 5 целых чисел} b: array[byte] of char; {массив из 256 символов, индекс элемента массива изменяется от 0 до 255} с:аггау['А‘..'C‘,-5..-3] of byte; {матрица из 9 чисел} d:array['А‘.. ‘C'] of array[-5..-3] of byte; {матрица из 9 чисел, по структуре эквивалентная предыдущей}

Слайд 108





Инициализация массивов
Можно присвоить значения элементам массива до начала выполнения программы. Это делается в разделе описания констант: 
type intmas = array [1 .. 6] of integer;
const a : intmas = (0, 5, -7, 100, 15, 1);
Количество констант должно точно соответствовать числу элементов массива.
Описание слайда:
Инициализация массивов Можно присвоить значения элементам массива до начала выполнения программы. Это делается в разделе описания констант: type intmas = array [1 .. 6] of integer; const a : intmas = (0, 5, -7, 100, 15, 1); Количество констант должно точно соответствовать числу элементов массива.

Слайд 109





Примеры инициализированных массивов 
Примеры: 
Const а: array[1..5] of real = (0,-3.6,7.8,3.789,5.0); 
Const b: array[boolean,1..5] of real = ((0,-3.6,7.8,3.789,5.0), 
(6.1,0,-4.56,8.9,3.0)); 
{массив будет инициализирован следующим образом: 
b false,1 =0, bfalse,2=-3.6, bfalse,3 = 7.8, ..., b true,1 = 6.1, и т.д.}
Описание слайда:
Примеры инициализированных массивов Примеры: Const а: array[1..5] of real = (0,-3.6,7.8,3.789,5.0); Const b: array[boolean,1..5] of real = ((0,-3.6,7.8,3.789,5.0), (6.1,0,-4.56,8.9,3.0)); {массив будет инициализирован следующим образом: b false,1 =0, bfalse,2=-3.6, bfalse,3 = 7.8, ..., b true,1 = 6.1, и т.д.}

Слайд 110





Примеры описания массивов
 Var 	b: array [0..5] of real;
		r: array [1..34] of char;
		n: array [‘A’..’Z’] of integer;
 Type 	Klass=(k1,k2,k3,k4);
		Znak= array [1..255] of char;
    Var 	Mas1: Znak;
		M: array [1..4] of Klass;
 Const M: array [1..5] of byte = (10, 5, 2, 56,198);
Описание слайда:
Примеры описания массивов Var b: array [0..5] of real; r: array [1..34] of char; n: array [‘A’..’Z’] of integer; Type Klass=(k1,k2,k3,k4); Znak= array [1..255] of char; Var Mas1: Znak; M: array [1..4] of Klass; Const M: array [1..5] of byte = (10, 5, 2, 56,198);

Слайд 111





Обращении к элементам массива
Чтобы получить доступ к конкретному элементу массива, в качестве индекса можно использовать не только целое число, соответствующее порядковому номеру этого элемента в массиве, но и выражение, значение которого равно упомянутому целому числу. 
Например, при обращении к элементам некоторого массива "A: Array[1..100] of Real", в качестве индекса можно использовать любое арифметическое выражение, значением которого будет целое число из диапазона 1..100:
A[56]; A[i+7]; A[i div j] .
Описание слайда:
Обращении к элементам массива Чтобы получить доступ к конкретному элементу массива, в качестве индекса можно использовать не только целое число, соответствующее порядковому номеру этого элемента в массиве, но и выражение, значение которого равно упомянутому целому числу. Например, при обращении к элементам некоторого массива "A: Array[1..100] of Real", в качестве индекса можно использовать любое арифметическое выражение, значением которого будет целое число из диапазона 1..100: A[56]; A[i+7]; A[i div j] .

Слайд 112





Операции над массивами
Над массивом в целом определена единственная операция - операция присваивания. 
Присваивание массивов заключается в копировании элементов одного массива в другой. Эту операцию можно выполнять только над массивами одного типа.
Массивы считаются совпадающими по типу, если они объявлены через запятую в одной строке
Пример 1.
Var а, b: array [boolean] of real; 
... a:=b;...
Описание слайда:
Операции над массивами Над массивом в целом определена единственная операция - операция присваивания. Присваивание массивов заключается в копировании элементов одного массива в другой. Эту операцию можно выполнять только над массивами одного типа. Массивы считаются совпадающими по типу, если они объявлены через запятую в одной строке Пример 1. Var а, b: array [boolean] of real; ... a:=b;...

Слайд 113





Пример 2.
Пример 2.
Туре mas =аrrау[boolean] of real; 
Const a:mas=(3.6, -5.1); 
Var b: mas; 
... b:=a;...
Описание слайда:
Пример 2. Пример 2. Туре mas =аrrау[boolean] of real; Const a:mas=(3.6, -5.1); Var b: mas; ... b:=a;...

Слайд 114





Ввод массива
var 
   a : array [1..10] of integer ; 
   i : byte ; {переменная i вводится как индекс массива} 
begin 
   for i:=1 to 10 do 
      readln (a[i]); { ввод i- го элемента производится с клавиатуры }
…
end.
Описание слайда:
Ввод массива var     a : array [1..10] of integer ;     i : byte ; {переменная i вводится как индекс массива}  begin     for i:=1 to 10 do        readln (a[i]); { ввод i- го элемента производится с клавиатуры } … end.

Слайд 115





Ввод массива
Пример фрагмента программы заполнения массива Паскаля случайными числами

var 
   a: array [1..10] of integer; 
   i : byte ; //переменная i вводится как индекс массива 
begin 
randomize;  
 for i :=1 to 10 do 
      a [ i ]:= random (10); 
// i -му элементу присваивается «случайное» целое число от 0 до 9
…
end.
Описание слайда:
Ввод массива Пример фрагмента программы заполнения массива Паскаля случайными числами var     a: array [1..10] of integer;     i : byte ; //переменная i вводится как индекс массива  begin  randomize;    for i :=1 to 10 do        a [ i ]:= random (10); // i -му элементу присваивается «случайное» целое число от 0 до 9 … end.

Слайд 116





Генератор случайных чисел
оператор:= random (max-min+1)+min;
- оператор - любая переменная
- min - целое число , не превышающее max
- max - целое число, большее min
Здесь min и max являются диапазонами генератора случайных чисел.
Описание слайда:
Генератор случайных чисел оператор:= random (max-min+1)+min; - оператор - любая переменная - min - целое число , не превышающее max - max - целое число, большее min Здесь min и max являются диапазонами генератора случайных чисел.

Слайд 117





var 
   a : array [1..10] of integer ; 
   i : byte ; //переменная i вводится как индекс массива 
begin 
   for i:=1 to 10 do 
var 
   a : array [1..10] of integer ; 
   i : byte ; //переменная i вводится как индекс массива 
begin 
   for i:=1 to 10 do 
    begin
      readln (a[i]); // ввод с клавиатуры 
   write (a[i]); // вывод i- го элемента на экран
   end;
end.
Описание слайда:
var     a : array [1..10] of integer ;     i : byte ; //переменная i вводится как индекс массива  begin     for i:=1 to 10 do  var     a : array [1..10] of integer ;     i : byte ; //переменная i вводится как индекс массива  begin     for i:=1 to 10 do  begin       readln (a[i]); // ввод с клавиатуры    write (a[i]); // вывод i- го элемента на экран end; end.

Слайд 118






Операторы языка Паскаль
Описание слайда:
Операторы языка Паскаль

Слайд 119





Оператор условия
ЕСЛИ (if)
Описание слайда:
Оператор условия ЕСЛИ (if)

Слайд 120


Языки программирования высокого уровня, слайд №120
Описание слайда:

Слайд 121


Языки программирования высокого уровня, слайд №121
Описание слайда:

Слайд 122


Языки программирования высокого уровня, слайд №122
Описание слайда:

Слайд 123


Языки программирования высокого уровня, слайд №123
Описание слайда:

Слайд 124





Оператор условия
 ВЫБОР (case)
Описание слайда:
Оператор условия ВЫБОР (case)

Слайд 125


Языки программирования высокого уровня, слайд №125
Описание слайда:

Слайд 126


Языки программирования высокого уровня, слайд №126
Описание слайда:

Слайд 127


Языки программирования высокого уровня, слайд №127
Описание слайда:

Слайд 128





Операторы цикла
Описание слайда:
Операторы цикла

Слайд 129





Цикл с предусловием
Описание слайда:
Цикл с предусловием

Слайд 130





Форма цикла с предусловием
Описание слайда:
Форма цикла с предусловием

Слайд 131





Пример цикла с предусловием
Пример: Подсчет суммы цифр натурального числа (цикл с предусловием).
Описание слайда:
Пример цикла с предусловием Пример: Подсчет суммы цифр натурального числа (цикл с предусловием).

Слайд 132





Цикл с постусловием
Описание слайда:
Цикл с постусловием

Слайд 133





Цикл с постусловием
Цикл Repeat повторяется, если условие ложно (False), и заканчивается, если условие верно (True), т. е. цикл Repeat повторяется до выполнения условия.
Цикл Repeat заканчивается проверкой условия, поэтому "операторы" выполняются не менее одного раза.
Описание слайда:
Цикл с постусловием Цикл Repeat повторяется, если условие ложно (False), и заканчивается, если условие верно (True), т. е. цикл Repeat повторяется до выполнения условия. Цикл Repeat заканчивается проверкой условия, поэтому "операторы" выполняются не менее одного раза.

Слайд 134





Пример цикла с постусловием
Подсчёт суммы положительных элементов последовательности до первого нулевого элемента. Последовательность чисел вводится поэлементно с клавиатуры.
Описание слайда:
Пример цикла с постусловием Подсчёт суммы положительных элементов последовательности до первого нулевого элемента. Последовательность чисел вводится поэлементно с клавиатуры.

Слайд 135





Подсчёт суммы положительных элементов последовательности до первого нулевого элемента. Последовательность чисел вводится поэлементно с клавиатуры. (использовать цикл с предусловием)
Подсчёт суммы положительных элементов последовательности до первого нулевого элемента. Последовательность чисел вводится поэлементно с клавиатуры. (использовать цикл с предусловием)
Описание слайда:
Подсчёт суммы положительных элементов последовательности до первого нулевого элемента. Последовательность чисел вводится поэлементно с клавиатуры. (использовать цикл с предусловием) Подсчёт суммы положительных элементов последовательности до первого нулевого элемента. Последовательность чисел вводится поэлементно с клавиатуры. (использовать цикл с предусловием)

Слайд 136





Цикл с параметром 
(счетный цикл)
Описание слайда:
Цикл с параметром (счетный цикл)

Слайд 137





Форма цикла со счетчиком
for <переменная-счетчик> := <начальное значение> to <конечное значение> do
Описание слайда:
Форма цикла со счетчиком for <переменная-счетчик> := <начальное значение> to <конечное значение> do

Слайд 138





Форма цикла со счетчиком
for <переменная-счетчик> := <начальное значение>  downto <конечное значение> do
Описание слайда:
Форма цикла со счетчиком for <переменная-счетчик> := <начальное значение>  downto <конечное значение> do

Слайд 139





Пример цикла со счетчиком
Подсчитать произведение 10 чисел, введенных с клавиатуры.
Блок-схема					Решение
Описание слайда:
Пример цикла со счетчиком Подсчитать произведение 10 чисел, введенных с клавиатуры. Блок-схема Решение

Слайд 140





Пример цикла со счетчиком
Описание слайда:
Пример цикла со счетчиком

Слайд 141





Пример цикла со счетчиком
Описание слайда:
Пример цикла со счетчиком

Слайд 142





program my;
program my;
var i,s: integer;
 begin 
    s:=0;
    for i:=1 to 20 do
         begin 
                       s:=s+i;
         end; 
                      writeln (s);
 end.
Описание слайда:
program my; program my; var i,s: integer; begin s:=0; for i:=1 to 20 do begin s:=s+i; end; writeln (s); end.

Слайд 143


Языки программирования высокого уровня, слайд №143
Описание слайда:

Слайд 144





Генератор случайных чисел
пример генератора случайных чисел от 2 до 5 .
var x:integer;
begin
  randomize;
  x :=random (4)+2;
end;
Описание слайда:
Генератор случайных чисел пример генератора случайных чисел от 2 до 5 . var x:integer; begin randomize; x :=random (4)+2; end;

Слайд 145





Сортировка массивов
См. презентацию «Сортировка массивов»
Описание слайда:
Сортировка массивов См. презентацию «Сортировка массивов»

Слайд 146


Языки программирования высокого уровня, слайд №146
Описание слайда:

Слайд 147


Языки программирования высокого уровня, слайд №147
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию