Описание слайда:
В связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для
выделения соответственно трех групп заикающихся:
1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от
сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.
2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток. На этой стадии может возникнуть первые признаки логофобии.
3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще всего подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, выраженная логофобия, страх перед людьми, ситуациями и пр.
Также имеется прямая зависимость фиксированности на дефекте от возраста детей (или стажа
заикания). Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы
замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности:
уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и др.
Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся различные неречевые
и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами,
корпусом, головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка, нижней
губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т. д.) в виде
вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и т. д.
Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в
обратной зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте