🗊Презентация Немецкая классическая философия

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Немецкая классическая философия, слайд №1Немецкая классическая философия, слайд №2Немецкая классическая философия, слайд №3Немецкая классическая философия, слайд №4Немецкая классическая философия, слайд №5Немецкая классическая философия, слайд №6Немецкая классическая философия, слайд №7Немецкая классическая философия, слайд №8Немецкая классическая философия, слайд №9Немецкая классическая философия, слайд №10Немецкая классическая философия, слайд №11Немецкая классическая философия, слайд №12Немецкая классическая философия, слайд №13Немецкая классическая философия, слайд №14Немецкая классическая философия, слайд №15Немецкая классическая философия, слайд №16Немецкая классическая философия, слайд №17Немецкая классическая философия, слайд №18Немецкая классическая философия, слайд №19Немецкая классическая философия, слайд №20Немецкая классическая философия, слайд №21Немецкая классическая философия, слайд №22Немецкая классическая философия, слайд №23Немецкая классическая философия, слайд №24Немецкая классическая философия, слайд №25Немецкая классическая философия, слайд №26Немецкая классическая философия, слайд №27Немецкая классическая философия, слайд №28Немецкая классическая философия, слайд №29Немецкая классическая философия, слайд №30

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Немецкая классическая философия. Доклад-сообщение содержит 30 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Тема

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Преподаватель: 
Пурто Елена Евгеньевна
Описание слайда:
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Тема НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Преподаватель: Пурто Елена Евгеньевна

Слайд 2





В конце XVIII в. центр развития европейской философии перемещается из Франции в Германию. Именно в Германии создаются самые значительные философские учения кон. XVIII – сер. XIX в., ставшие вершиной классического этапа развития европейской философии. Этот период получил название немецкой классической философии. Подъём немецкой философии произошёл на общем фоне расцвета немецкой культуры (музыки, литературы). 
В конце XVIII в. центр развития европейской философии перемещается из Франции в Германию. Именно в Германии создаются самые значительные философские учения кон. XVIII – сер. XIX в., ставшие вершиной классического этапа развития европейской философии. Этот период получил название немецкой классической философии. Подъём немецкой философии произошёл на общем фоне расцвета немецкой культуры (музыки, литературы).
Описание слайда:
В конце XVIII в. центр развития европейской философии перемещается из Франции в Германию. Именно в Германии создаются самые значительные философские учения кон. XVIII – сер. XIX в., ставшие вершиной классического этапа развития европейской философии. Этот период получил название немецкой классической философии. Подъём немецкой философии произошёл на общем фоне расцвета немецкой культуры (музыки, литературы). В конце XVIII в. центр развития европейской философии перемещается из Франции в Германию. Именно в Германии создаются самые значительные философские учения кон. XVIII – сер. XIX в., ставшие вершиной классического этапа развития европейской философии. Этот период получил название немецкой классической философии. Подъём немецкой философии произошёл на общем фоне расцвета немецкой культуры (музыки, литературы).

Слайд 3





Иммануил Кант
 (1724 - 1804)
Немецкий философ, основоположник трансцендентальной философии и немецкого классического идеализма. Всю жизнь прожил в Кёнигсберге, где преподавал в университете
С 1759 по 1762 гг. был русским подданным.
Не был женат. Вся жизнь Канта была посвящена исключительно философии.
Отличаясь слабым здоровьем, он разработал систему мер позволивших ему прожить 80 лет и до конца своих дней сохранять работоспособность. В следовании распорядку дня был чрезвычайно пунктуален. Жители Кёнигсберга шутили, что по времени выхода Канта на прогулку можно сверять часы, настолько он был точен.
Был сторонником умеренного Просвещения. В статье «Что такое Просвещение» писал: «Просвещённый человек есть тот, кто имеет мужество пользоваться собственным разумом».
Философское творчество Канта делится на 2 периода:
1. Докритический (1745 - 1771 гг.)
2. Критический (1771 - 1804 гг.).
Оказал огромное влияние на последующее развитие философской мысли.
Описание слайда:
Иммануил Кант (1724 - 1804) Немецкий философ, основоположник трансцендентальной философии и немецкого классического идеализма. Всю жизнь прожил в Кёнигсберге, где преподавал в университете С 1759 по 1762 гг. был русским подданным. Не был женат. Вся жизнь Канта была посвящена исключительно философии. Отличаясь слабым здоровьем, он разработал систему мер позволивших ему прожить 80 лет и до конца своих дней сохранять работоспособность. В следовании распорядку дня был чрезвычайно пунктуален. Жители Кёнигсберга шутили, что по времени выхода Канта на прогулку можно сверять часы, настолько он был точен. Был сторонником умеренного Просвещения. В статье «Что такое Просвещение» писал: «Просвещённый человек есть тот, кто имеет мужество пользоваться собственным разумом». Философское творчество Канта делится на 2 периода: 1. Докритический (1745 - 1771 гг.) 2. Критический (1771 - 1804 гг.). Оказал огромное влияние на последующее развитие философской мысли.

Слайд 4





Докритический период творчества Канта
Докритическим называется ранний этап философского творчества И. Канта, продолжавшийся с начала его деятельности до 1771 года.
В докритический период Кант преимущественно интересовался естественнонаучной проблематикой и в целом придерживался материалистических позиций.
Основное сочинение докритического Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год) посвящено анализу астрономических явлений. Природа не всегда была такой как сейчас, она развивается, имеет историю.
Кант пытается показать «историю» неба, процесс возникновения и развития солнечной системы. Кант выдвигает теорию образования солнечной системы из первоначальной туманности. Эта теория получила распространение как теория Канта-Лапласа.
Кант с одобрением упоминает идеи античных атомистов и признаёт их влияние на свои воззрения. Понятие Бога в рассуждениях о возникновении мира Кантом не используется.
Процесс образования Вселенной определяется действием сил притяжения и отталкивания (заимствовано из физики Ньютона). Материи изначально присущи механические законы. Зная эти законы, можно объяснить возникновение и устройство Вселенной. Кант заявляет: «Дайте мне материю и я построю из неё мир».
Однако механистический подход обнаруживает своё бессилие в объяснении возникновения жизни. Даже столь ничтожные в сравнении с планетными системами существа как гусеница или травинка намного сложнее и совершеннее величественных небесных тел.
Описание слайда:
Докритический период творчества Канта Докритическим называется ранний этап философского творчества И. Канта, продолжавшийся с начала его деятельности до 1771 года. В докритический период Кант преимущественно интересовался естественнонаучной проблематикой и в целом придерживался материалистических позиций. Основное сочинение докритического Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год) посвящено анализу астрономических явлений. Природа не всегда была такой как сейчас, она развивается, имеет историю. Кант пытается показать «историю» неба, процесс возникновения и развития солнечной системы. Кант выдвигает теорию образования солнечной системы из первоначальной туманности. Эта теория получила распространение как теория Канта-Лапласа. Кант с одобрением упоминает идеи античных атомистов и признаёт их влияние на свои воззрения. Понятие Бога в рассуждениях о возникновении мира Кантом не используется. Процесс образования Вселенной определяется действием сил притяжения и отталкивания (заимствовано из физики Ньютона). Материи изначально присущи механические законы. Зная эти законы, можно объяснить возникновение и устройство Вселенной. Кант заявляет: «Дайте мне материю и я построю из неё мир». Однако механистический подход обнаруживает своё бессилие в объяснении возникновения жизни. Даже столь ничтожные в сравнении с планетными системами существа как гусеница или травинка намного сложнее и совершеннее величественных небесных тел.

Слайд 5





Замысел критической философии
Переход Канта к критической философии совершился в 1771 г. после прочтения им сочинений Д. Юма, «пробудивших от догматического сна». Кант постепенно переходит на субъективно-идеалистические позиции, характеризующиеся агностическими тенденциями.
«Наш век есть век критики» - вслед за просветителями утверждал Кант. Ничто не должно быть освобождено от критики со стороны разума. Однако Кант полагал, что вначале должны подвергнуться критике разум и другие способности человека. Только если они докажут свою состоятельность, их можно будет применять в качестве критикующей инстанции.
Отходя от позиций Просвещения, Кант заявляет: «Мне пришлось ограничить знание, чтобы дать место вере».
Кант считает, что изучению объектов внешней реальности должно предшествовать изучение способностей человека, определяющих его познавательную, практическую и художественную деятельность. Философию, занимающуюся исследованием способностей человека, Кант назвал трансцендентальной.
Во второй период творчества Кант пишет три своих главных работы:
1. «Критика чистого разума» (1781 г.) - анализ познавательных способностей.
2. «Критика практического разума» (1788 г.) - анализ способности желания, связанный с рассмотрением вопросов этики.
3. «Критика способности суждения» (1790 г.) - изучение чувства удовольствия и неудовольствия, на котором основаны наши суждения о красоте в природе и искусстве.
Описание слайда:
Замысел критической философии Переход Канта к критической философии совершился в 1771 г. после прочтения им сочинений Д. Юма, «пробудивших от догматического сна». Кант постепенно переходит на субъективно-идеалистические позиции, характеризующиеся агностическими тенденциями. «Наш век есть век критики» - вслед за просветителями утверждал Кант. Ничто не должно быть освобождено от критики со стороны разума. Однако Кант полагал, что вначале должны подвергнуться критике разум и другие способности человека. Только если они докажут свою состоятельность, их можно будет применять в качестве критикующей инстанции. Отходя от позиций Просвещения, Кант заявляет: «Мне пришлось ограничить знание, чтобы дать место вере». Кант считает, что изучению объектов внешней реальности должно предшествовать изучение способностей человека, определяющих его познавательную, практическую и художественную деятельность. Философию, занимающуюся исследованием способностей человека, Кант назвал трансцендентальной. Во второй период творчества Кант пишет три своих главных работы: 1. «Критика чистого разума» (1781 г.) - анализ познавательных способностей. 2. «Критика практического разума» (1788 г.) - анализ способности желания, связанный с рассмотрением вопросов этики. 3. «Критика способности суждения» (1790 г.) - изучение чувства удовольствия и неудовольствия, на котором основаны наши суждения о красоте в природе и искусстве.

Слайд 6





Система познавательных способностей (по Канту)
Описание слайда:
Система познавательных способностей (по Канту)

Слайд 7





Учение о чувственном познании
Учение о чувственном познании - трансцендентальная эстетика.
В спорах между эмпиристами и рационалистами Кант стремится занять промежуточную позицию Он заявляет: «Всё наше познание начинается с опыта (уступка эмпиризму), но не сводится полностью к опыту (уступка рационализму)». В сознании есть как полученное в ходе опыта (апостериорное), так и существующее до и помимо опыта (априорное).
Чувственные созерцания возникают от воздействия на нас неких объектов, называемых Кантом вещами в себе. Существование внешней реальности однозначно признаётся Кантом, что отличает его философию от близкого к солипсизму учения Беркли. Однако вещи в себе остаются непознаваемыми, поскольку мы всегда имеем дело лишь с произведёнными от взаимодействия с ними созерцаниями и мыслительными конструктами, которые называются Кантом вещами для нас. Кант в отношении вещей в себе выступает как агностик.
Вещи в себе (ноумены) образуют мир трансцендентного - лежащий по ту сторону сознания и недоступного познанию.
Вещи для нас (феномены) образуют мир имманентного - свойственного сознанию и познаваемого.
Описание слайда:
Учение о чувственном познании Учение о чувственном познании - трансцендентальная эстетика. В спорах между эмпиристами и рационалистами Кант стремится занять промежуточную позицию Он заявляет: «Всё наше познание начинается с опыта (уступка эмпиризму), но не сводится полностью к опыту (уступка рационализму)». В сознании есть как полученное в ходе опыта (апостериорное), так и существующее до и помимо опыта (априорное). Чувственные созерцания возникают от воздействия на нас неких объектов, называемых Кантом вещами в себе. Существование внешней реальности однозначно признаётся Кантом, что отличает его философию от близкого к солипсизму учения Беркли. Однако вещи в себе остаются непознаваемыми, поскольку мы всегда имеем дело лишь с произведёнными от взаимодействия с ними созерцаниями и мыслительными конструктами, которые называются Кантом вещами для нас. Кант в отношении вещей в себе выступает как агностик. Вещи в себе (ноумены) образуют мир трансцендентного - лежащий по ту сторону сознания и недоступного познанию. Вещи для нас (феномены) образуют мир имманентного - свойственного сознанию и познаваемого.

Слайд 8





Учение Канта о пространстве и времени
Кант является наиболее известным представителем субъективного понимания пространства и времени.
Кант полагает, что пространство и время не существуют в объективной реальности, а свойственны лишь сознанию, субъекту и связываются с деятельностью чувств.
Пространство и время определяются как априорные (доопытные) формы чувственности, в рамках которых мы оформляем все созерцания.
Мир вещей в себе (ноуменов) существует вне пространства и времени, а все вещи для нас (феномены) существуют в пространстве и времени.
Время объявляется Кантом внутренним чувством, на основе которого возникает арифметика. Пространство рассматривается как внешнее чувство, на основе которого возникает геометрия.
Поскольку пространство и время присуще всем субъектам и подчиняются одинаковым законам, становится возможной математика как наука.
Описание слайда:
Учение Канта о пространстве и времени Кант является наиболее известным представителем субъективного понимания пространства и времени. Кант полагает, что пространство и время не существуют в объективной реальности, а свойственны лишь сознанию, субъекту и связываются с деятельностью чувств. Пространство и время определяются как априорные (доопытные) формы чувственности, в рамках которых мы оформляем все созерцания. Мир вещей в себе (ноуменов) существует вне пространства и времени, а все вещи для нас (феномены) существуют в пространстве и времени. Время объявляется Кантом внутренним чувством, на основе которого возникает арифметика. Пространство рассматривается как внешнее чувство, на основе которого возникает геометрия. Поскольку пространство и время присуще всем субъектам и подчиняются одинаковым законам, становится возможной математика как наука.

Слайд 9





Учение о рассудке (аналитика)
Рассудок определяется Кантом как способность создавать суждения.
Рассудок активен, на основании образуемых чувственностью созерцаний рассудок конструирует путём синтеза картину мироздания. Он осуществляет это с помощью априорно (доопытно) ему присущих категорий.
Кант выделяет 12 категорий, распределённых на 4 группы по 3 категории в каждой группе. 1. Категории качества (1. Реальность, 2. Отрицание, 3. Ограничение), 2. Категории количества (1. Единство, 2. Множественность, 3. Целокупность), 3. Категории отношения (1. Присущность и самостоятельное существование, 2. Причинность и зависимость, 3. Общение), 4. Категории модальности (1. Возможность, 2. Существование, 3. Необходимость). В каждой группе первые две категории являются противоположностями, а третья выступает как их соединение.
Деятельностью рассудка определяется трансцендентальное единство апперцепции, обуславливающее единство нашего сознания.
Кант полагал, что совершил «коперниканский переворот в философии», заключающийся в изменении понимания соотношения субъекта и объекта, утверждении активной роли в познавательной деятельности. Если раньше полагали, что наше сознание должно приспосабливаться к предметам, то Кант говорит обратное: Вещи должны приспособляться к нашему сознанию.
Рассудок конструирует объекты с помощью категорий, а затем сам же их и познаёт.
На деятельности рассудка основывается естествознание, подтверждающее свой научный статус.
Описание слайда:
Учение о рассудке (аналитика) Рассудок определяется Кантом как способность создавать суждения. Рассудок активен, на основании образуемых чувственностью созерцаний рассудок конструирует путём синтеза картину мироздания. Он осуществляет это с помощью априорно (доопытно) ему присущих категорий. Кант выделяет 12 категорий, распределённых на 4 группы по 3 категории в каждой группе. 1. Категории качества (1. Реальность, 2. Отрицание, 3. Ограничение), 2. Категории количества (1. Единство, 2. Множественность, 3. Целокупность), 3. Категории отношения (1. Присущность и самостоятельное существование, 2. Причинность и зависимость, 3. Общение), 4. Категории модальности (1. Возможность, 2. Существование, 3. Необходимость). В каждой группе первые две категории являются противоположностями, а третья выступает как их соединение. Деятельностью рассудка определяется трансцендентальное единство апперцепции, обуславливающее единство нашего сознания. Кант полагал, что совершил «коперниканский переворот в философии», заключающийся в изменении понимания соотношения субъекта и объекта, утверждении активной роли в познавательной деятельности. Если раньше полагали, что наше сознание должно приспосабливаться к предметам, то Кант говорит обратное: Вещи должны приспособляться к нашему сознанию. Рассудок конструирует объекты с помощью категорий, а затем сам же их и познаёт. На деятельности рассудка основывается естествознание, подтверждающее свой научный статус.

Слайд 10





Учение о разуме (диалектика)
Разум - высшая познавательная способность человека. Она заключается в возможности производить умозаключения.
Разум оперирует идеями. В отличие от категорий рассудка идеи разума могут не иметь в опыте никакого адекватного объекта, поскольку разум непосредственно с чувствами не взаимодействует. Отсюда проистекает возможность создания ложных, мнимых идей.
Кант выделяет 3 главные идеи разума: 1. Душа (психология), 2. Мир (космология), 3. Бог (теология). Ни одна из основанных на этих идеях дисциплин не является наукой.
Психология не является наукой, поскольку основана на неверных логических заключениях (паралогизмах). Кроме того, Кант считал, что в психологии не применимы математические методы, что также свидетельствует о её ненаучности. Бессмертие души и её идеальная природа как отдельной субстанции не могут быть научно доказаны.
Теология также не является наукой. Кант подвергает критике все имеющиеся доказательства бытия Бога (онтологическое и физико-космологические), вскрывая их логическую ошибочность и несостоятельность. Бытие и свойства Бога также не могут быть доказаны с научной строгостью.
Космология также не является наукой. Как только разум пытается размышлять о мироздании, он попадает в сети антиномий, то есть таких противоречий, обе части которых могут быть доказаны с одинаковой убедительностью.
Описание слайда:
Учение о разуме (диалектика) Разум - высшая познавательная способность человека. Она заключается в возможности производить умозаключения. Разум оперирует идеями. В отличие от категорий рассудка идеи разума могут не иметь в опыте никакого адекватного объекта, поскольку разум непосредственно с чувствами не взаимодействует. Отсюда проистекает возможность создания ложных, мнимых идей. Кант выделяет 3 главные идеи разума: 1. Душа (психология), 2. Мир (космология), 3. Бог (теология). Ни одна из основанных на этих идеях дисциплин не является наукой. Психология не является наукой, поскольку основана на неверных логических заключениях (паралогизмах). Кроме того, Кант считал, что в психологии не применимы математические методы, что также свидетельствует о её ненаучности. Бессмертие души и её идеальная природа как отдельной субстанции не могут быть научно доказаны. Теология также не является наукой. Кант подвергает критике все имеющиеся доказательства бытия Бога (онтологическое и физико-космологические), вскрывая их логическую ошибочность и несостоятельность. Бытие и свойства Бога также не могут быть доказаны с научной строгостью. Космология также не является наукой. Как только разум пытается размышлять о мироздании, он попадает в сети антиномий, то есть таких противоречий, обе части которых могут быть доказаны с одинаковой убедительностью.

Слайд 11





Космологические антиномии
Тезис
1. Мир имеет начало во времени и пространстве.
2. Есть только простое, всё состоит из простого.
3. Есть не только причинная необходимость, но ещё и свобода.
4. Есть безусловно необходимая сущность (Бог есть).
Описание слайда:
Космологические антиномии Тезис 1. Мир имеет начало во времени и пространстве. 2. Есть только простое, всё состоит из простого. 3. Есть не только причинная необходимость, но ещё и свобода. 4. Есть безусловно необходимая сущность (Бог есть).

Слайд 12





Этическое учение И. Канта
Этические вопросы исследуются Кантом в «Критике практического разума».
Если чистый разум направлен исключительно на познание, то практический определяет поведение человека.
Источник нравственности - в нашем сознании, он априорно присущ каждому. Кант писал: «Лишь две вещи приводят меня в восхищение: звёздное небо над головой и моральный закон внутри нас».Нравственность должна зависеть только от этого закона. Она должна быть автономна, независима от всего внешнего (велений церкви и правителей, соображений выгоды и т. д.).
Постулатами практического разума являются вера в наличие свободы, в бессмертие души и в бытие Бога. (Это предмет веры, а не знания).
Все поступки делятся Кантом на 1. Нелегальные, 2. Легальные, 3. Моральные. Нелегальные поступки противоречат нравственности и должны быть запрещены. Легальные и моральные поступки могут внешне совпадать, разница между ними в мотивах совершения поступка. Легальные поступки обусловлены соображениями выгоды, практической пользы. Моральными можно считать только те поступки, когда человек действует исключительно из чувства нравственного долга, не имея в виду личной выгоды.
Легальным поступкам соответствуют гипотетические императивы. Моральные поступки подчиняются категорическому императиву. Кант приводит две формулировки категорического императива:1. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу всеобщего законодательства». 2. «Поступай так, чтобы человек всегда был целью, и никогда не был бы средством».
Лучшим средством проверки нравственности поступка является его универсализация.
Описание слайда:
Этическое учение И. Канта Этические вопросы исследуются Кантом в «Критике практического разума». Если чистый разум направлен исключительно на познание, то практический определяет поведение человека. Источник нравственности - в нашем сознании, он априорно присущ каждому. Кант писал: «Лишь две вещи приводят меня в восхищение: звёздное небо над головой и моральный закон внутри нас».Нравственность должна зависеть только от этого закона. Она должна быть автономна, независима от всего внешнего (велений церкви и правителей, соображений выгоды и т. д.). Постулатами практического разума являются вера в наличие свободы, в бессмертие души и в бытие Бога. (Это предмет веры, а не знания). Все поступки делятся Кантом на 1. Нелегальные, 2. Легальные, 3. Моральные. Нелегальные поступки противоречат нравственности и должны быть запрещены. Легальные и моральные поступки могут внешне совпадать, разница между ними в мотивах совершения поступка. Легальные поступки обусловлены соображениями выгоды, практической пользы. Моральными можно считать только те поступки, когда человек действует исключительно из чувства нравственного долга, не имея в виду личной выгоды. Легальным поступкам соответствуют гипотетические императивы. Моральные поступки подчиняются категорическому императиву. Кант приводит две формулировки категорического императива:1. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу всеобщего законодательства». 2. «Поступай так, чтобы человек всегда был целью, и никогда не был бы средством». Лучшим средством проверки нравственности поступка является его универсализация.

Слайд 13





И. Г. Фихте
(1762 - 1814)
Немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. Подвергался преследованию по обвинению в атеизме.
В годы оккупации Пруссии войсками Наполеона обращался с патриотическими речами, призывая к сопротивлению захватчикам. В 1813 - 14 гг. был руководителем ополчения Берлинского университета.
Основные сочинения Фихте: «Наукоучение», «О назначении человека».
Стремился исправить учение Канта в сторону последовательного субъективного идеализма. Для этого Фихте отбросил понятие вещи в себе.
Все объекты порождаются исключительно активной деятельностью субъекта (я). Деятельность «я» проходит три этапа:
1 Я творит само себя (я полагает я).
2. Я творит окружающий  мир (я полагает не-я).
3. Всеобщее (мировое) Я объединяет я и не-я. 
Выступил с идеей создания науки о науке (наукоучения), которое должно дать основоположение всем наукам. В качестве наукоучения Фихте мыслил философию.
Утверждая активность субъекта, личности, считал главной целью жизни человека деятельность.
Описание слайда:
И. Г. Фихте (1762 - 1814) Немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. Подвергался преследованию по обвинению в атеизме. В годы оккупации Пруссии войсками Наполеона обращался с патриотическими речами, призывая к сопротивлению захватчикам. В 1813 - 14 гг. был руководителем ополчения Берлинского университета. Основные сочинения Фихте: «Наукоучение», «О назначении человека». Стремился исправить учение Канта в сторону последовательного субъективного идеализма. Для этого Фихте отбросил понятие вещи в себе. Все объекты порождаются исключительно активной деятельностью субъекта (я). Деятельность «я» проходит три этапа: 1 Я творит само себя (я полагает я). 2. Я творит окружающий мир (я полагает не-я). 3. Всеобщее (мировое) Я объединяет я и не-я. Выступил с идеей создания науки о науке (наукоучения), которое должно дать основоположение всем наукам. В качестве наукоучения Фихте мыслил философию. Утверждая активность субъекта, личности, считал главной целью жизни человека деятельность.

Слайд 14





Фридрих Вильгельм Шеллинг
(1775 - 1854)
Немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма, один из известнейших натурфилософов. 
Основные работы: «Система трансцендентального идеализма», «Философия искусства», «Философия откровения».
В отличие от Фихте, полагал, что первичным должно быть некое объективное начало. В качестве такого начала мыслил природу.
Представлял природу в качестве бессознательного духовного органического начала, находящегося в вечном движении, развития от простого к сложному (повышении). Повышение осуществляется из-за наличия в природе противоположных (полярных) сил. Натурфилософия Шеллинга пронизана диалектическими идеями.
Следя за успехами естествознания, Шеллинг показывает ограниченность механицистской картины мира и предлагает заменить её картиной мира, основанной на электрических и магнетических взаимодействиях.
Был близок к идеологии романтизма, считал высшей формой культуры искусство.
В поздний период творчества в философии Шеллинга нарастают элементы мистики и иррационализма.
Описание слайда:
Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775 - 1854) Немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма, один из известнейших натурфилософов. Основные работы: «Система трансцендентального идеализма», «Философия искусства», «Философия откровения». В отличие от Фихте, полагал, что первичным должно быть некое объективное начало. В качестве такого начала мыслил природу. Представлял природу в качестве бессознательного духовного органического начала, находящегося в вечном движении, развития от простого к сложному (повышении). Повышение осуществляется из-за наличия в природе противоположных (полярных) сил. Натурфилософия Шеллинга пронизана диалектическими идеями. Следя за успехами естествознания, Шеллинг показывает ограниченность механицистской картины мира и предлагает заменить её картиной мира, основанной на электрических и магнетических взаимодействиях. Был близок к идеологии романтизма, считал высшей формой культуры искусство. В поздний период творчества в философии Шеллинга нарастают элементы мистики и иррационализма.

Слайд 15





Георг Гегель
(1770 - 1831)
Немецкий философ, выдающийся представитель немецкого классического идеализма. Является создателем наиболее разработанной системы объективного идеализма.
Основные труды: «Феноменология духа» (1807 г), «Наука логики» (1812 г), «Энциклопедия философских наук» (1817 г). После смерти Гегеля были восстановлены по конспектам и изданы его лекции по эстетике, философии истории, истории философии.
Соперничал с Шеллингом за признание в качестве самого значимого немецкого философа.
В молодости придерживался демократических воззрений, но с возрастом переходил на всё более консервативные позиции. В конце жизни стал официальным философом Пруссии.
Всю жизнь вёл преподавательскую деятельность в различных германских университетах. В последние годы жизни преподавал в Берлинском университете. Лекции Гегеля и его труды были чрезвычайно популярны среди самых различных слоёв общества, хотя стиль, язык и идейное содержание философии Гегеля очень сложны.
Философия Гегеля значительно повлияла на развитие философии в Германии и других странах. Это нашло выражение как в распространении гегельянства, а затем и неогегельянства, так и в том, что идеи Гегеля были использованы многими мыслителями при формировании своих философских учений (марксизм).
Описание слайда:
Георг Гегель (1770 - 1831) Немецкий философ, выдающийся представитель немецкого классического идеализма. Является создателем наиболее разработанной системы объективного идеализма. Основные труды: «Феноменология духа» (1807 г), «Наука логики» (1812 г), «Энциклопедия философских наук» (1817 г). После смерти Гегеля были восстановлены по конспектам и изданы его лекции по эстетике, философии истории, истории философии. Соперничал с Шеллингом за признание в качестве самого значимого немецкого философа. В молодости придерживался демократических воззрений, но с возрастом переходил на всё более консервативные позиции. В конце жизни стал официальным философом Пруссии. Всю жизнь вёл преподавательскую деятельность в различных германских университетах. В последние годы жизни преподавал в Берлинском университете. Лекции Гегеля и его труды были чрезвычайно популярны среди самых различных слоёв общества, хотя стиль, язык и идейное содержание философии Гегеля очень сложны. Философия Гегеля значительно повлияла на развитие философии в Германии и других странах. Это нашло выражение как в распространении гегельянства, а затем и неогегельянства, так и в том, что идеи Гегеля были использованы многими мыслителями при формировании своих философских учений (марксизм).

Слайд 16





Гегель читает лекцию
Описание слайда:
Гегель читает лекцию

Слайд 17


Немецкая классическая философия, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





Абсолютный идеализм и панлогизм философии Гегеля
Гегель является наиболее ярким представителем объективного идеализма в истории мировой философии. Его учение получило название абсолютного идеализма.
В основе мироздания лежит Абсолютная идея, Понятие, Мировой дух. Всё остальное является результатом развития этого первоначала.
Абсолютное начало Гегель представлял в виде мирового разума. Поэтому Гегель является рационалистом в онтологии, гносеологии, этике и др..
Идея является первичной по отношению к материи, веществу. Материя является инобытием Идеи, одной из стадий её развития.
Для философии Гегеля характерен панлогизм, то есть  представление о том, что вся реальность и происходящие в ней процессы определяются законами логики изначально присущими абсолютному идеальному началу.
Всё существующее в действительности имеет разумное основание. С другой стороны, всё разумное обладает высшей степенью существования, действительности. Поэтому Гегель заявляет: «Всё действительное разумно, а всё разумное действительно».
Панлогизм обосновывает консервативные тенденции в философии Гегеля, поскольку ведёт к оправданию существования всего имеющегося в действительности (прежде всего в социуме) как изначально разумного.
Описание слайда:
Абсолютный идеализм и панлогизм философии Гегеля Гегель является наиболее ярким представителем объективного идеализма в истории мировой философии. Его учение получило название абсолютного идеализма. В основе мироздания лежит Абсолютная идея, Понятие, Мировой дух. Всё остальное является результатом развития этого первоначала. Абсолютное начало Гегель представлял в виде мирового разума. Поэтому Гегель является рационалистом в онтологии, гносеологии, этике и др.. Идея является первичной по отношению к материи, веществу. Материя является инобытием Идеи, одной из стадий её развития. Для философии Гегеля характерен панлогизм, то есть представление о том, что вся реальность и происходящие в ней процессы определяются законами логики изначально присущими абсолютному идеальному началу. Всё существующее в действительности имеет разумное основание. С другой стороны, всё разумное обладает высшей степенью существования, действительности. Поэтому Гегель заявляет: «Всё действительное разумно, а всё разумное действительно». Панлогизм обосновывает консервативные тенденции в философии Гегеля, поскольку ведёт к оправданию существования всего имеющегося в действительности (прежде всего в социуме) как изначально разумного.

Слайд 19





Диалектика в философии Гегеля
Гегель считается одним из величайших диалектиков в истории философии. Он первый в чётком виде сформулировал основные законы и категории диалектики.
В отличие от идеализма Платона, в котором идеи в противоположность материальным вещам были неподвижны; в диалектическом идеализме Гегеля идеи, содержащиеся в Абсолютном начале подвижны, видоизменяются, переходят друг в друга, совершенствуются.
Развитие идей идёт от абстрактного к конкретному, что сопровождается переходом к всё большей содержательности. Самое пустое, абстрактное понятие, с которого начинается процесс развития понятий - чистое бытие, равнозначное со своей противоположностью - ничто.
Диалектика Гегеля носит идеалистический характер. Первичным для него является развитие понятий, а процессы развития в материальном мире вторичны, они есть лишь отражение диалектики понятий. 
Диалектика для Гегеля не столько столько философская наука, сколько философский метод, который должен применяться во всех научных дисциплинах.
Диалектический метод противопоставляется Гегелем метафизическому методу, характерному для прежней философии, как идеалистической, так и материалистической. Гегель подвергает метафизический метод резкой критике за ограниченность, несовершенство методологии и неспособность постичь все явления в состоянии развития.
Описание слайда:
Диалектика в философии Гегеля Гегель считается одним из величайших диалектиков в истории философии. Он первый в чётком виде сформулировал основные законы и категории диалектики. В отличие от идеализма Платона, в котором идеи в противоположность материальным вещам были неподвижны; в диалектическом идеализме Гегеля идеи, содержащиеся в Абсолютном начале подвижны, видоизменяются, переходят друг в друга, совершенствуются. Развитие идей идёт от абстрактного к конкретному, что сопровождается переходом к всё большей содержательности. Самое пустое, абстрактное понятие, с которого начинается процесс развития понятий - чистое бытие, равнозначное со своей противоположностью - ничто. Диалектика Гегеля носит идеалистический характер. Первичным для него является развитие понятий, а процессы развития в материальном мире вторичны, они есть лишь отражение диалектики понятий. Диалектика для Гегеля не столько столько философская наука, сколько философский метод, который должен применяться во всех научных дисциплинах. Диалектический метод противопоставляется Гегелем метафизическому методу, характерному для прежней философии, как идеалистической, так и материалистической. Гегель подвергает метафизический метод резкой критике за ограниченность, несовершенство методологии и неспособность постичь все явления в состоянии развития.

Слайд 20





Противопоставление диалектического и метафизического методов в философии Гегеля
Диалектика
1. Высшая ступень логического.Основывается на разуме
2. Признаёт качественное развитие и взаимосвязь всех вещей и процессов.
3. Все понятия связаны между собой сетью взаимопереходов.
4. Основной источник развития во внутренних противоречиях объекта
Описание слайда:
Противопоставление диалектического и метафизического методов в философии Гегеля Диалектика 1. Высшая ступень логического.Основывается на разуме 2. Признаёт качественное развитие и взаимосвязь всех вещей и процессов. 3. Все понятия связаны между собой сетью взаимопереходов. 4. Основной источник развития во внутренних противоречиях объекта

Слайд 21





Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.

Одними из основных категорий диалектики являются «количество» и «качество».
Качество - совокупность существенных для бытия вещи свойств, характеристик. Это те свойства, которые определяют сущность вещи, делают её тем, чем она является. Изменение качества ведёт к изменению сущности вещи.
Количество - совокупность несущественных для бытия вещи характеристик и свойств, не влияющих на сущность вещи. Изменение количества может не привести к изменению сущности вещи.
Единство качества и количества - мера.
При постепенном накоплении количественных изменений рано или поздно произойдут качественные изменения - переход от старого качества к новому, вещь станет другой, изменит свою сущность. Это произойдёт в результате нарушения меры.
Скачок - резкий переход от старого качества к новому, разрыв в постепенности количественных изменений.
 Изменение качества в свою очередь может способствовать более быстрому накоплению количественных изменений.
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений показывает как происходит развитие
Описание слайда:
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Одними из основных категорий диалектики являются «количество» и «качество». Качество - совокупность существенных для бытия вещи свойств, характеристик. Это те свойства, которые определяют сущность вещи, делают её тем, чем она является. Изменение качества ведёт к изменению сущности вещи. Количество - совокупность несущественных для бытия вещи характеристик и свойств, не влияющих на сущность вещи. Изменение количества может не привести к изменению сущности вещи. Единство качества и количества - мера. При постепенном накоплении количественных изменений рано или поздно произойдут качественные изменения - переход от старого качества к новому, вещь станет другой, изменит свою сущность. Это произойдёт в результате нарушения меры. Скачок - резкий переход от старого качества к новому, разрыв в постепенности количественных изменений. Изменение качества в свою очередь может способствовать более быстрому накоплению количественных изменений. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений показывает как происходит развитие

Слайд 22





Закон единства и борьбы противоположностей
Гегель полагал, что всё существующее является внутренне противоречивым целым. Противоречия - необходимый источник развития.
Противоположности находятся в борьбе между собой, усиление одной противоположности ведёт к ослаблению другой. Однако одна противоположность не может полностью уничтожить другую.
 Основные этапы взаимоотношения противоположностей: Тождество  -  различие  -  существенное различие  -  противоположность  -  противоречие  -  разрешение противоречий и переход к новому тождеству.
Развитие предстаёт как процесс возникновения, обострения и конечного разрешения противоречий.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источнике развития.
Описание слайда:
Закон единства и борьбы противоположностей Гегель полагал, что всё существующее является внутренне противоречивым целым. Противоречия - необходимый источник развития. Противоположности находятся в борьбе между собой, усиление одной противоположности ведёт к ослаблению другой. Однако одна противоположность не может полностью уничтожить другую. Основные этапы взаимоотношения противоположностей: Тождество - различие - существенное различие - противоположность - противоречие - разрешение противоречий и переход к новому тождеству. Развитие предстаёт как процесс возникновения, обострения и конечного разрешения противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источнике развития.

Слайд 23





Закон отрицания отрицания 
(закон диалектического снятия)
Согласно закону отрицания отрицания развитие складывается из определённых циклов, в рамках которых разрешаются свойственные объекту противоречия.
Название закона - «отрицание отрицания» - указывает на бесконечность процесса развития и на то, что с помощью двойного отрицания может появиться нечто новое, более совершенное.
Преодоление противоречия тезиса и антитезиса осуществляется путём диалектического снятия. Диалектическое снятие рассматривается как единство сохранения и уничтожения. Из тезиса и антитезиса сохраняется всё позитивное, ведущее к дальнейшему развитию, и одновременно уничтожается всё отжившее, тормозящее дальнейшее развитие. Именно за счёт диалектического снятия обеспечивается поступательный, прогрессивный характер развития.
В результате диалектического снятия образуется диалектический синтез тезиса и антитезиса.
Развитие по Гегелю имеет форму спирали, в которой каждый виток знаменует разрешение противоречий на более высоком, совершенном уровне. В свою очередь разрешение противоречий ведёт к совершенствованию объекта.
Описание слайда:
Закон отрицания отрицания (закон диалектического снятия) Согласно закону отрицания отрицания развитие складывается из определённых циклов, в рамках которых разрешаются свойственные объекту противоречия. Название закона - «отрицание отрицания» - указывает на бесконечность процесса развития и на то, что с помощью двойного отрицания может появиться нечто новое, более совершенное. Преодоление противоречия тезиса и антитезиса осуществляется путём диалектического снятия. Диалектическое снятие рассматривается как единство сохранения и уничтожения. Из тезиса и антитезиса сохраняется всё позитивное, ведущее к дальнейшему развитию, и одновременно уничтожается всё отжившее, тормозящее дальнейшее развитие. Именно за счёт диалектического снятия обеспечивается поступательный, прогрессивный характер развития. В результате диалектического снятия образуется диалектический синтез тезиса и антитезиса. Развитие по Гегелю имеет форму спирали, в которой каждый виток знаменует разрешение противоречий на более высоком, совершенном уровне. В свою очередь разрешение противоречий ведёт к совершенствованию объекта.

Слайд 24





     Структура «Науки логики»
Описание слайда:
Структура «Науки логики»

Слайд 25





Философия природы
Описание слайда:
Философия природы

Слайд 26





Философия Духа
Описание слайда:
Философия Духа

Слайд 27





Младогегельянство
Учение Гегеля в 1830 - 1840 - х гг. было очень популярно. Но вследствие внутренней противоречивости системы Гегеля сторонники его учения начали расходится в трактовке отдельных моментов и общей сути идей Гегеля.
После смерти Гегеля возникли группировки старогегельянцев и младогегельянцев. Основной разделивший их вопрос - интерпретация духовного Абсолюта. Старогегельянцы придерживались консервативных позиций и отождествляли Абсолют с Богом.
Младогегельянцы отличались радикальными политическими воззрениями. На первый план они выдвигали диалектику Гегеля как обоснование неизбежности смены старых общественных отношений. Абсолют Гегеля они сближали с природой. Позже некоторые младогегельянцы перешли на материалистические позиции. К младогегельянцам относили себя А. Руге,  Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс. Один из младогегельянцев - М. Штирнер - прославился как основоположник нигилизма и индивидуалистического анархизма.
Младогегельянцы проявляли интерес к философии религии, прежде всего к критическому анализу евангельских сказаний. Д. Штраус в работе «Жизнь Иисуса» и Б. Бауэр в «Критике евангельской истории синоптиков» утверждали, что большинство евангельских сказаний мифологичны и не соответствуют историческим фактам. За это подверглись увольнению с университетских кафедр.
Описание слайда:
Младогегельянство Учение Гегеля в 1830 - 1840 - х гг. было очень популярно. Но вследствие внутренней противоречивости системы Гегеля сторонники его учения начали расходится в трактовке отдельных моментов и общей сути идей Гегеля. После смерти Гегеля возникли группировки старогегельянцев и младогегельянцев. Основной разделивший их вопрос - интерпретация духовного Абсолюта. Старогегельянцы придерживались консервативных позиций и отождествляли Абсолют с Богом. Младогегельянцы отличались радикальными политическими воззрениями. На первый план они выдвигали диалектику Гегеля как обоснование неизбежности смены старых общественных отношений. Абсолют Гегеля они сближали с природой. Позже некоторые младогегельянцы перешли на материалистические позиции. К младогегельянцам относили себя А. Руге, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс. Один из младогегельянцев - М. Штирнер - прославился как основоположник нигилизма и индивидуалистического анархизма. Младогегельянцы проявляли интерес к философии религии, прежде всего к критическому анализу евангельских сказаний. Д. Штраус в работе «Жизнь Иисуса» и Б. Бауэр в «Критике евангельской истории синоптиков» утверждали, что большинство евангельских сказаний мифологичны и не соответствуют историческим фактам. За это подверглись увольнению с университетских кафедр.

Слайд 28


Немецкая классическая философия, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29





Людвиг
Фейербах
(1804 - 1872)
Немецкий философ-материалист, считающийся последним представителем немецкой классической философии.
Вначале был гегельянцем, с 1839 г. переходит на материалистические позиции. Фейёрбах писал о своей духовной эволюции: «Моей первой мыслью был Бог, второй - Дух, третьей и последней - человек».
Основные сочинения: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии», «Сущность религии».
Воззрения Фейербаха получили название антропологический материализм. Считал человека основным предметом философского изучения, которое должно способствовать дальнейшему познанию природы, общества и мышления.
Доказывал материалистическое единство существа человека, критиковал дуализм в воззрениях на человека. Душа не является отдельной сущностью, а зависит от материального тела.
Рассматривал человека как единичного биологического индивида, природного по своей основе.
Описание слайда:
Людвиг Фейербах (1804 - 1872) Немецкий философ-материалист, считающийся последним представителем немецкой классической философии. Вначале был гегельянцем, с 1839 г. переходит на материалистические позиции. Фейёрбах писал о своей духовной эволюции: «Моей первой мыслью был Бог, второй - Дух, третьей и последней - человек». Основные сочинения: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии», «Сущность религии». Воззрения Фейербаха получили название антропологический материализм. Считал человека основным предметом философского изучения, которое должно способствовать дальнейшему познанию природы, общества и мышления. Доказывал материалистическое единство существа человека, критиковал дуализм в воззрениях на человека. Душа не является отдельной сущностью, а зависит от материального тела. Рассматривал человека как единичного биологического индивида, природного по своей основе.

Слайд 30





Защищал последовательно материалистические позиции, критиковал гегелевский идеализм, утверждая, что только материя может породить дух, но никак не наоборот.
Защищал последовательно материалистические позиции, критиковал гегелевский идеализм, утверждая, что только материя может породить дух, но никак не наоборот.
В области теории познания придерживался сенсуалистических позиций. Призывал познавать мир с помощью чувств и опыта. Критиковал крайне рационалистическую теорию познания Гегеля. Не принял диалектического метода Гегеля.
Считал гегелевскую философию скрытой теологией, а мировой дух лишь философским обозначением Бога. Философия Гегеля - последний значимый оплот религии. Поэтому против неё необходимо вести борьбу.
Причиной возникновения религии кроме страха перед неизвестным и невежества считал также отчуждение человеком своей собственной сущности и поклонение ей. Образ любого Бога наделяется лучшими человеческими качествами, что ведёт к обеднению духовного мира человека, осознанию им своей ничтожности.
Следует вернуть человеку отчуждённую от него сущность. Для этого необходимо учредить религию человека и поклоняться идеальной сущности человека. Фейербах говорил: «Человек человеку - Бог».
В этических воззрениях придерживался теории разумного эгоизма. Полагал, что нравственность возможна только в общении людей (отношения Я и Ты). Высшим этическим чувством считал любовь к человеку. Конечная цель всех стремлений людей - достижение счастья для себя и как можно большего числа людей. Эти воззрения были названы эвдемонизмом.
Описание слайда:
Защищал последовательно материалистические позиции, критиковал гегелевский идеализм, утверждая, что только материя может породить дух, но никак не наоборот. Защищал последовательно материалистические позиции, критиковал гегелевский идеализм, утверждая, что только материя может породить дух, но никак не наоборот. В области теории познания придерживался сенсуалистических позиций. Призывал познавать мир с помощью чувств и опыта. Критиковал крайне рационалистическую теорию познания Гегеля. Не принял диалектического метода Гегеля. Считал гегелевскую философию скрытой теологией, а мировой дух лишь философским обозначением Бога. Философия Гегеля - последний значимый оплот религии. Поэтому против неё необходимо вести борьбу. Причиной возникновения религии кроме страха перед неизвестным и невежества считал также отчуждение человеком своей собственной сущности и поклонение ей. Образ любого Бога наделяется лучшими человеческими качествами, что ведёт к обеднению духовного мира человека, осознанию им своей ничтожности. Следует вернуть человеку отчуждённую от него сущность. Для этого необходимо учредить религию человека и поклоняться идеальной сущности человека. Фейербах говорил: «Человек человеку - Бог». В этических воззрениях придерживался теории разумного эгоизма. Полагал, что нравственность возможна только в общении людей (отношения Я и Ты). Высшим этическим чувством считал любовь к человеку. Конечная цель всех стремлений людей - достижение счастья для себя и как можно большего числа людей. Эти воззрения были названы эвдемонизмом.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию