🗊Презентация Философия XVII-XVIII века. Научная революция

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №1Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №2Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №3Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №4Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №5Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №6Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №7Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №8Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №9Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №10Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №11Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №12Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №13Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №14Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №15Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №16Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №17Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №18Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №19Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №20Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №21Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №22Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №23Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №24Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №25Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №26Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №27Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №28Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №29Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №30Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №31Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №32Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №33Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №34Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №35Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №36Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №37

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Философия XVII-XVIII века. Научная революция. Доклад-сообщение содержит 37 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 6.

Философия XVII-XVIII века
Научная революция
Описание слайда:
Лекция 6. Философия XVII-XVIII века Научная революция

Слайд 2





«Знания – сила (власть)» Ф. Бэкон
1543 г. - «Об обращении небесных сфер» Николай Коперник
1687 г. - «Математические начала натуральной философии» Исаак Ньютон
Описание слайда:
«Знания – сила (власть)» Ф. Бэкон 1543 г. - «Об обращении небесных сфер» Николай Коперник 1687 г. - «Математические начала натуральной философии» Исаак Ньютон

Слайд 3





Научная революция -- 
радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания (Новая философская энциклопедия).
Описание слайда:
Научная революция -- радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания (Новая философская энциклопедия).

Слайд 4





Причины (предпосылки) научной революции XVII века
Реформация, распространение и утверждение в Европе протестантизма
Гуманизм эпохи Возрождения
Развитие капиталистических отношений
Описание слайда:
Причины (предпосылки) научной революции XVII века Реформация, распространение и утверждение в Европе протестантизма Гуманизм эпохи Возрождения Развитие капиталистических отношений

Слайд 5





Черты научной революции 17 века
Изменение образа мира (гелиоцентризм, опыт «других» культур)
Создание собственно научного метода (автономия от теологии и философии). Научный дискурс опирается на данные опыта и необходимых доказательств. Наука не свободна от философских допущений
Становление экспериментального естествознания
Изменение целей познания: не «что?», а «как?». Научные знания должны быть практически полезными
Научные знания объединяют в себе теорию и практику, науку и технику. Снимается иерархия умственного и физического труда
Быстрый рост и совершенствование научного инструментария:
Описание слайда:
Черты научной революции 17 века Изменение образа мира (гелиоцентризм, опыт «других» культур) Создание собственно научного метода (автономия от теологии и философии). Научный дискурс опирается на данные опыта и необходимых доказательств. Наука не свободна от философских допущений Становление экспериментального естествознания Изменение целей познания: не «что?», а «как?». Научные знания должны быть практически полезными Научные знания объединяют в себе теорию и практику, науку и технику. Снимается иерархия умственного и физического труда Быстрый рост и совершенствование научного инструментария:

Слайд 6





Черты научной революции 17 века
1610 г. - телескоп Галилея
1632 г. – водяной термометр Ж. Рея
1643 г. – барометр Торричели
1660 г. – пневматический насос Бойля, микроскоп Мальпиша
1665 г. микроскоп Левенгука
1673 г. циклоидный маятник Гюйгенса
Описание слайда:
Черты научной революции 17 века 1610 г. - телескоп Галилея 1632 г. – водяной термометр Ж. Рея 1643 г. – барометр Торричели 1660 г. – пневматический насос Бойля, микроскоп Мальпиша 1665 г. микроскоп Левенгука 1673 г. циклоидный маятник Гюйгенса

Слайд 7





Черты научной революции 17 века
Развитие математики (алгебра, аналитическая геометрия, математический анализ, дифференциальные и интегральные исчисления), появление экспериментально-математического естествознания. Лидер естествознания – механика, наука о движении тел
Происходит профессионализация науки
Наука становится социальным институтом ( научный язык, научные издания, научное сообщество, научные учреждения):
1560 г. - «Академия тайн природы» в Неаполе
1603 г. – «Академия рысьеглазых» в Риме (Галилей)
Нач. 60-х гг. 17 в. – под патронажем Карла II Лондонское королевское общество («Ничего со слов»)
1666 г. – Парижская Академия (Кольбер, 1-ый министр Людовика XIV)
Описание слайда:
Черты научной революции 17 века Развитие математики (алгебра, аналитическая геометрия, математический анализ, дифференциальные и интегральные исчисления), появление экспериментально-математического естествознания. Лидер естествознания – механика, наука о движении тел Происходит профессионализация науки Наука становится социальным институтом ( научный язык, научные издания, научное сообщество, научные учреждения): 1560 г. - «Академия тайн природы» в Неаполе 1603 г. – «Академия рысьеглазых» в Риме (Галилей) Нач. 60-х гг. 17 в. – под патронажем Карла II Лондонское королевское общество («Ничего со слов») 1666 г. – Парижская Академия (Кольбер, 1-ый министр Людовика XIV)

Слайд 8





Мировоззренческие принципы новоевропейской науки
Натурализм. Природа самодостаточна и существует по объективным естественным законам. Законы природы универсальны
Комбинаторность. Каждый элемент мира представляет собой сочетание различных форм и элементов
Квантитатизм. Внимание к количественным характеристикам явлений, «познать - значит измерить»
Детерминизм. Господство причинно-следственных связей, определенность всех событий
Аналитизм. Исследование предмета путем разложения ешго на фундаментальные составляющие
Стремление к завершенной системе знаний и фиксации истин в окончательном виде
Механистическое и метафизическое истолкование природы
Описание слайда:
Мировоззренческие принципы новоевропейской науки Натурализм. Природа самодостаточна и существует по объективным естественным законам. Законы природы универсальны Комбинаторность. Каждый элемент мира представляет собой сочетание различных форм и элементов Квантитатизм. Внимание к количественным характеристикам явлений, «познать - значит измерить» Детерминизм. Господство причинно-следственных связей, определенность всех событий Аналитизм. Исследование предмета путем разложения ешго на фундаментальные составляющие Стремление к завершенной системе знаний и фиксации истин в окончательном виде Механистическое и метафизическое истолкование природы

Слайд 9





Галилео Галилей (1564-1642 гг.)
Физика, механика, астрономия, методология научного исследования
«Пробирных дел мастер»(о кометах)
«Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой»
«Беседы и математические доказательства двух новых наук» (кинематика и сопромат)
Описание слайда:
Галилео Галилей (1564-1642 гг.) Физика, механика, астрономия, методология научного исследования «Пробирных дел мастер»(о кометах) «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой» «Беседы и математические доказательства двух новых наук» (кинематика и сопромат)

Слайд 10





Философско-методологические идеи Галилея
Теория «двух книг»: «Писания» – книга божественного откровения, природы – книга божественного творения и настоящий предмет философии.
1-ая – истинна, но ошибочны могут быть ее толкования. Она необходима для морального поучения.
2-ую необходимо не толковать, а познавать через наблюдения и размышления.
Высказывает идеи о процессуальности истины, ее конкретности и точности. Наше познание бесконечно и ничтожно по сравнению с божественным познанием, но достижение объективных истин возможно.
Описание слайда:
Философско-методологические идеи Галилея Теория «двух книг»: «Писания» – книга божественного откровения, природы – книга божественного творения и настоящий предмет философии. 1-ая – истинна, но ошибочны могут быть ее толкования. Она необходима для морального поучения. 2-ую необходимо не толковать, а познавать через наблюдения и размышления. Высказывает идеи о процессуальности истины, ее конкретности и точности. Наше познание бесконечно и ничтожно по сравнению с божественным познанием, но достижение объективных истин возможно.

Слайд 11


Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12





Философско-методологические идеи Галилея
Отказывается от полного доверия чувственному опыту и здравому смыслу. Законы природы могут быть сформулированы не на основе наблюдений, а путем эксперимента (опыта в сконструированных и идеализированных условиях), служащего подтверждением рациональной гипотезы.
Экспериментальное естествознание должно сочетаться с дедуктивно-математическим анализом результатов опыта.
Идеализирует реальность и делает возможным применение математики к описанию природных явлений
Описание слайда:
Философско-методологические идеи Галилея Отказывается от полного доверия чувственному опыту и здравому смыслу. Законы природы могут быть сформулированы не на основе наблюдений, а путем эксперимента (опыта в сконструированных и идеализированных условиях), служащего подтверждением рациональной гипотезы. Экспериментальное естествознание должно сочетаться с дедуктивно-математическим анализом результатов опыта. Идеализирует реальность и делает возможным применение математики к описанию природных явлений

Слайд 13


Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





Исаак Ньютон (1643-1727 гг.)
Математика, оптика, механика, астрономия
«Математические начала натуральной философии» – 1687 г
Описание слайда:
Исаак Ньютон (1643-1727 гг.) Математика, оптика, механика, астрономия «Математические начала натуральной философии» – 1687 г

Слайд 15





Философско-методологические идей Ньютона
Законы природы  объективны, неантропоморфны, опытно доказуемы, единообразны, действуют с необходимостью
Соединение аналитического и синтетического метода.
«Как в математике, так и при испытании природы, при исследовании трудных вопросов, аналитический метод должен предшествовать синтетическому. Этот анализ заключается в том, что из экспериментов и наблюдений посредствам индукции выводят общие заключения и не допускают против них никаких возражений, которые не исходили бы из опытов и других надежных истин. Хотя полученные посредствам индукции … результаты не могут еще служить доказательством всеобщих заключений, но все же это – наилучший путь делать заключения, который допускает природа вещей» (Оптика)
Описание слайда:
Философско-методологические идей Ньютона Законы природы объективны, неантропоморфны, опытно доказуемы, единообразны, действуют с необходимостью Соединение аналитического и синтетического метода. «Как в математике, так и при испытании природы, при исследовании трудных вопросов, аналитический метод должен предшествовать синтетическому. Этот анализ заключается в том, что из экспериментов и наблюдений посредствам индукции выводят общие заключения и не допускают против них никаких возражений, которые не исходили бы из опытов и других надежных истин. Хотя полученные посредствам индукции … результаты не могут еще служить доказательством всеобщих заключений, но все же это – наилучший путь делать заключения, который допускает природа вещей» (Оптика)

Слайд 16





Философско-методологические идей Ньютона
Опыт и наблюдения как основа выдвижения гипотезы. Гипотезы должны подчиняться природе явлений, а не пытаться подчинить ее себе, минуя доказательства. « Гипотез не измышляю»
Гипотеза должна иметь предсказательную силу, то есть давать возможность практически значимых следствий
Эмпирическая методология. Научные объяснения – это математическое описание фактов, фиксируемых в опыте. «Не должно требовать от природы других причин, сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений» («бритва Оккама»)
Механицизм – общий принцип в понимании природы. 
Субстанциональная концепция пространства и времени
Описание слайда:
Философско-методологические идей Ньютона Опыт и наблюдения как основа выдвижения гипотезы. Гипотезы должны подчиняться природе явлений, а не пытаться подчинить ее себе, минуя доказательства. « Гипотез не измышляю» Гипотеза должна иметь предсказательную силу, то есть давать возможность практически значимых следствий Эмпирическая методология. Научные объяснения – это математическое описание фактов, фиксируемых в опыте. «Не должно требовать от природы других причин, сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений» («бритва Оккама») Механицизм – общий принцип в понимании природы. Субстанциональная концепция пространства и времени

Слайд 17






Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
Описание слайда:
Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Слайд 18





Френсис Бэкон (1561-1626)
Барон Веруламский, герцог Сент- Албанский, лорд-канцлер
Родоначальник эмпиризма 
« О достоинстве и приумножении наук». «Новый Органон», «Новая Атлантида»
Описание слайда:
Френсис Бэкон (1561-1626) Барон Веруламский, герцог Сент- Албанский, лорд-канцлер Родоначальник эмпиризма « О достоинстве и приумножении наук». «Новый Органон», «Новая Атлантида»

Слайд 19


Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20





Эмпиризм Ф. Бэкона
«Знать –значит уметь. Знание – сила» Противопоставляет средневековому созерцательному познавательному идеалу знания, которые стимулируют человека к действию. Истинность определяется не «благородством» или «достоинством» предмета, а обоснованностью и практической эффективность знания.
Результаты науки делятся на опыты светоносные и плодоносные:
1-ые более ценны, так как проливают на законы природы и причины явлений
2-ые фактические знания и их практическое применение
 Опыт – источник знания, единственный критерий истины и основание всякой науки. «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает , сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может» («Новый Органон»)
Описание слайда:
Эмпиризм Ф. Бэкона «Знать –значит уметь. Знание – сила» Противопоставляет средневековому созерцательному познавательному идеалу знания, которые стимулируют человека к действию. Истинность определяется не «благородством» или «достоинством» предмета, а обоснованностью и практической эффективность знания. Результаты науки делятся на опыты светоносные и плодоносные: 1-ые более ценны, так как проливают на законы природы и причины явлений 2-ые фактические знания и их практическое применение Опыт – источник знания, единственный критерий истины и основание всякой науки. «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает , сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может» («Новый Органон»)

Слайд 21






Классификация видов знания на основе способностей человеческой души («О достоинстве и преумножении наук»):
Память – история (архив фактов)
Воображение – поэзия (эмоции и чувства – данные для экспериментальной психологии)
Разум – философия (физика, метафизика и науки о человеке )
Задача метафизики: формальные причины, то есть основания всего сущего, «законы чистого действия»
Задача физики: исследование материальной и движущей причины, то есть выявление в опытном исследовании проявлений законов в природе
Целевые причины – это умозрительные знания, они либо не существуют, либо не доступны нашему познанию. Наука должна отвечать на вопросы «что?», «как?», «из чего?», а не «зачем?»
Прикладные науки: механика (приложение знаний физики) и естественная магия («плоды» метафизики)
Метафизика – это «общая мать всех наук», соединяющая в себе общие принципы познания
Описание слайда:
Классификация видов знания на основе способностей человеческой души («О достоинстве и преумножении наук»): Память – история (архив фактов) Воображение – поэзия (эмоции и чувства – данные для экспериментальной психологии) Разум – философия (физика, метафизика и науки о человеке ) Задача метафизики: формальные причины, то есть основания всего сущего, «законы чистого действия» Задача физики: исследование материальной и движущей причины, то есть выявление в опытном исследовании проявлений законов в природе Целевые причины – это умозрительные знания, они либо не существуют, либо не доступны нашему познанию. Наука должна отвечать на вопросы «что?», «как?», «из чего?», а не «зачем?» Прикладные науки: механика (приложение знаний физики) и естественная магия («плоды» метафизики) Метафизика – это «общая мать всех наук», соединяющая в себе общие принципы познания

Слайд 22





Учение об «идолах» (предрассудки, ошибки познания)
Идолы рода (idola tribus) присущи самой природе человека, его разуму и чувствам. Ум «уподобляется неровному зеркалу, которое примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном виде»
Идолы пещеры (idola specus) – это индивидуальные особенности человеческой физиологии, психики, черт характера, воспитания, это влияние эмоциональной сферы, желаний, интересов.
Идолы площади (idola fori) порождаются речевым общением. Слова говорят не о том, что есть вещь сама по себе, а о  том, что она значит для людей. Слова=знаки, а не сами вещи
Идолы театра (idola theatri) порождаются слепой верой в авторитеты, в традиционные философские доктрины («философский театр»), религиозные догмы и суеверия. «Истина – дочь времени, а не авторитета».
Описание слайда:
Учение об «идолах» (предрассудки, ошибки познания) Идолы рода (idola tribus) присущи самой природе человека, его разуму и чувствам. Ум «уподобляется неровному зеркалу, которое примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном виде» Идолы пещеры (idola specus) – это индивидуальные особенности человеческой физиологии, психики, черт характера, воспитания, это влияние эмоциональной сферы, желаний, интересов. Идолы площади (idola fori) порождаются речевым общением. Слова говорят не о том, что есть вещь сама по себе, а о том, что она значит для людей. Слова=знаки, а не сами вещи Идолы театра (idola theatri) порождаются слепой верой в авторитеты, в традиционные философские доктрины («философский театр»), религиозные догмы и суеверия. «Истина – дочь времени, а не авторитета».

Слайд 23





Развитие индуктивного метода
Критика аристотелевского силлогизма (дедуктивная логика), который не дает новых знаний, проясняя уже имеющиеся положения. Научный метод – это необходимость максимальной опоры на разум в понимании фактов – индукция
Пути познания:
Путь паука – путь догматика
Путь муравья – путь эмпирика, который обобщает факты без выводов
Путь пчелы – путь ученого
Описание слайда:
Развитие индуктивного метода Критика аристотелевского силлогизма (дедуктивная логика), который не дает новых знаний, проясняя уже имеющиеся положения. Научный метод – это необходимость максимальной опоры на разум в понимании фактов – индукция Пути познания: Путь паука – путь догматика Путь муравья – путь эмпирика, который обобщает факты без выводов Путь пчелы – путь ученого

Слайд 24





Развитие индуктивного метода
Индукция полная и неполная. Истинная индукция, дающая максимально достоверные и новые знания, основываясь на эксперименте и анализе полученных данных
Стадии исследования:
Собирание материалов, фактов, находимых в природе
Исследование наиболее простых свойств, им принадлежащих (плотность, температура, вес и т.д.)
Для раскрытия причин и связей, порождающих эти свойства, необходимо провести исследование по направлениям:
А. таблица присутствия 
Б. таблица отсутствия
В. таблица степеней
Г. таблица сравнения
4. «Сбор плодов» – выводы о природе исследуемого свойства
! Искать не только подтверждающие, но и опровергающие факты!
Описание слайда:
Развитие индуктивного метода Индукция полная и неполная. Истинная индукция, дающая максимально достоверные и новые знания, основываясь на эксперименте и анализе полученных данных Стадии исследования: Собирание материалов, фактов, находимых в природе Исследование наиболее простых свойств, им принадлежащих (плотность, температура, вес и т.д.) Для раскрытия причин и связей, порождающих эти свойства, необходимо провести исследование по направлениям: А. таблица присутствия Б. таблица отсутствия В. таблица степеней Г. таблица сравнения 4. «Сбор плодов» – выводы о природе исследуемого свойства ! Искать не только подтверждающие, но и опровергающие факты!

Слайд 25





Рене Декарт (1596-1650)
Французский философ и ученый
«Правила для руководства ума», «Рассуждения о методе», «Размышления о первой философии», «Первоначала философии», «Описание человеческого тела», «Страсти души»
Описание слайда:
Рене Декарт (1596-1650) Французский философ и ученый «Правила для руководства ума», «Рассуждения о методе», «Размышления о первой философии», «Первоначала философии», «Описание человеческого тела», «Страсти души»

Слайд 26





Предмет философии и основные методологические принципы
Единство наук отождествляется с философией. Сравнивает философию с деревом, корни которого - метафизика, ствол – физика, а ветви – частные науки ( механика, медицина, этика и т.д.)
Объективная истина имеет всеобщий характер, она достижима посредством разума
Противопоставил умозрительной схоластической философии «практическую философию, при помощи которой… сделаться хозяевами и господами природы»
Истинность не сводится к непосредственной полезности, а связана с глубиной постижения «книги мира». Внимание не к опытному знанию, а к познающему уму, творящему истину. Разум движется от самых общих положений метафизики, к частным положениям физики, доходя до конкретных наук, дающих плоды. Дедукция
Степень научности любой отрасли знания связывает со степенью ее математизации. «Всеобщая математика»
Описание слайда:
Предмет философии и основные методологические принципы Единство наук отождествляется с философией. Сравнивает философию с деревом, корни которого - метафизика, ствол – физика, а ветви – частные науки ( механика, медицина, этика и т.д.) Объективная истина имеет всеобщий характер, она достижима посредством разума Противопоставил умозрительной схоластической философии «практическую философию, при помощи которой… сделаться хозяевами и господами природы» Истинность не сводится к непосредственной полезности, а связана с глубиной постижения «книги мира». Внимание не к опытному знанию, а к познающему уму, творящему истину. Разум движется от самых общих положений метафизики, к частным положениям физики, доходя до конкретных наук, дающих плоды. Дедукция Степень научности любой отрасли знания связывает со степенью ее математизации. «Всеобщая математика»

Слайд 27





Основные правила дедуктивного метода («Рассуждения о методе»)
Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Описание слайда:
Основные правила дедуктивного метода («Рассуждения о методе») Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Слайд 28





Поиск несомненной истины - методологическое сомнение
Распространение принципа скептицизма на все положения философии. Сомневаться можно и должно во всем содержании нашего знания. Цель: поиск достоверного, несомненного знания, истин
Чувственное восприятие недостоверно, следовательно недостоверны наши знания о внешних вещах, включая и собственное тело. 
Надежным элементом выступает сам факт сомнения, то есть определенное состояние человеческого разума. Сомневающийся мыслит и, следовательно, мышление делает наше существование неоспоримым фактом. «Cogito ergo sum». Это первая и высшая интуитивная истина, доступная человеку
Факт нашей мысли оказывается достовернее факта существования нашего тела и вообще внешней реальности. Истины обнаруживаются в разуме человека
Описание слайда:
Поиск несомненной истины - методологическое сомнение Распространение принципа скептицизма на все положения философии. Сомневаться можно и должно во всем содержании нашего знания. Цель: поиск достоверного, несомненного знания, истин Чувственное восприятие недостоверно, следовательно недостоверны наши знания о внешних вещах, включая и собственное тело. Надежным элементом выступает сам факт сомнения, то есть определенное состояние человеческого разума. Сомневающийся мыслит и, следовательно, мышление делает наше существование неоспоримым фактом. «Cogito ergo sum». Это первая и высшая интуитивная истина, доступная человеку Факт нашей мысли оказывается достовернее факта существования нашего тела и вообще внешней реальности. Истины обнаруживаются в разуме человека

Слайд 29





Учение о врожденных идеях
Человек – это мыслящее существо. Мысль самостоятельна, не имеет физических характеристик, нематериальна и всегда содержательна
«Ведь человеческий ум содержит в себе нечто божественное, в чем посажены первые семена полезных мыслей так, что часто, как бы они не были заглушены посторонними занятиями, они вопреки всему приносят самопроизвольные плоды». 
Врожденные идеи (ideae innatae): полная независимость от внешних предметов и чувств, ясность отчетливость и простота, независимость от воли. Интеллектуальные идеи (Бог, субстанция, число, протяженность, существование) или аксиомы (целое больше части). Врожденность – предрасположенность к проявлению этих идей в определенных познавательных ситуациях.
«Под интуицией, я подразумеваю не шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение плохо слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько лёгкое и отчётливое, что не остается совершенно никакого сомнения в том, что мы разумеем»
Описание слайда:
Учение о врожденных идеях Человек – это мыслящее существо. Мысль самостоятельна, не имеет физических характеристик, нематериальна и всегда содержательна «Ведь человеческий ум содержит в себе нечто божественное, в чем посажены первые семена полезных мыслей так, что часто, как бы они не были заглушены посторонними занятиями, они вопреки всему приносят самопроизвольные плоды». Врожденные идеи (ideae innatae): полная независимость от внешних предметов и чувств, ясность отчетливость и простота, независимость от воли. Интеллектуальные идеи (Бог, субстанция, число, протяженность, существование) или аксиомы (целое больше части). Врожденность – предрасположенность к проявлению этих идей в определенных познавательных ситуациях. «Под интуицией, я подразумеваю не шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение плохо слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько лёгкое и отчётливое, что не остается совершенно никакого сомнения в том, что мы разумеем»

Слайд 30






Связь между мыслящим Я и внешним миром обнаруживается в идее Бога как гаранта всякого существования. Существование Бога – вторая истина
Опирается на онтологическое доказательство существования Бога (Ансельм Кентерберийский): Бог есть совершеннейшее существо, то есть имеющее все признаки совершенства, а значит и признак существования. И добавляет, что мысль о Боге, присутствующая в человеческом интеллекте указывает на реальное существование божественного существа как источник такой мысли.
Разум человека требует в качестве своего источника более совершенной причины – абсолютного Разума, безошибочно мыслящего Бога. Бог не способен обмануть человека в его высших познавательных проявлениях
Описание слайда:
Связь между мыслящим Я и внешним миром обнаруживается в идее Бога как гаранта всякого существования. Существование Бога – вторая истина Опирается на онтологическое доказательство существования Бога (Ансельм Кентерберийский): Бог есть совершеннейшее существо, то есть имеющее все признаки совершенства, а значит и признак существования. И добавляет, что мысль о Боге, присутствующая в человеческом интеллекте указывает на реальное существование божественного существа как источник такой мысли. Разум человека требует в качестве своего источника более совершенной причины – абсолютного Разума, безошибочно мыслящего Бога. Бог не способен обмануть человека в его высших познавательных проявлениях

Слайд 31





Учение о субстанции (дуализм Декарта)
Субстанция – это вещь, которая для своего существования не нуждается в другой вещи. Это абсолютно самостоятельное, не сотворенное, вечное начало. В собственном смысле слова – это Бог (субстанция первого порядка)
Сотворенный мир – субстанция материальная (протяженность) и духовная (мышление). Это субстанции второго порядка, зависят только от Бога и самостоятельны по отношению друг к другу. Законы мира, материального и духовного, определяются Богом, действуют постоянно и всюду. Законы материальной и духовной реальности различны, но синхронизированы
Психофизический параллелизм
Описание слайда:
Учение о субстанции (дуализм Декарта) Субстанция – это вещь, которая для своего существования не нуждается в другой вещи. Это абсолютно самостоятельное, не сотворенное, вечное начало. В собственном смысле слова – это Бог (субстанция первого порядка) Сотворенный мир – субстанция материальная (протяженность) и духовная (мышление). Это субстанции второго порядка, зависят только от Бога и самостоятельны по отношению друг к другу. Законы мира, материального и духовного, определяются Богом, действуют постоянно и всюду. Законы материальной и духовной реальности различны, но синхронизированы Психофизический параллелизм

Слайд 32





Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677)
«Богословско-политический трактат»
«Этика»
«Об усовершенствовании разума»
«Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»
Описание слайда:
Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) «Богословско-политический трактат» «Этика» «Об усовершенствовании разума» «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»

Слайд 33





Учение о единой субстанции (монизм)
«Под субстанцией я разумею то, что существует само по себе и представляется само через себя… Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции, как составляющее ее сущность. Под модусом я разумею состояние субстанции, то есть… то, что существует в другом и представляется через что то другое».
«Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное, т. е. субстанцию, состоящую из бесконечного множества атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность».
Описание слайда:
Учение о единой субстанции (монизм) «Под субстанцией я разумею то, что существует само по себе и представляется само через себя… Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции, как составляющее ее сущность. Под модусом я разумею состояние субстанции, то есть… то, что существует в другом и представляется через что то другое». «Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное, т. е. субстанцию, состоящую из бесконечного множества атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность».

Слайд 34





Учение о единой субстанции (монизм)
Субстанция, как первопричина всех вещей, единственна, это Бог, имманентный природе. Субстанция=Бог=Природа. Бог – это природа порождающая и природа порожденная(пантеизм)
Характеристики субстанции: абсолютная самостоятельность, единственность и бесконечность во времени и пространстве, причина самой себя и познается через саму себя, исходный полюс бытия
Два известных атрибута субстанции – протяженность и мышление. Модусы, конкретные проявления субстанции – единичные вещи, имеющие и протяженность, и мышление как 2 атрибута. Модусы конечны во времени и пространстве, зависимы от Бога (причины) и изменчивы
Детерминизм. Свобода определяется степенью разумности, глубиной проникновения в мировой божественный порядок
Описание слайда:
Учение о единой субстанции (монизм) Субстанция, как первопричина всех вещей, единственна, это Бог, имманентный природе. Субстанция=Бог=Природа. Бог – это природа порождающая и природа порожденная(пантеизм) Характеристики субстанции: абсолютная самостоятельность, единственность и бесконечность во времени и пространстве, причина самой себя и познается через саму себя, исходный полюс бытия Два известных атрибута субстанции – протяженность и мышление. Модусы, конкретные проявления субстанции – единичные вещи, имеющие и протяженность, и мышление как 2 атрибута. Модусы конечны во времени и пространстве, зависимы от Бога (причины) и изменчивы Детерминизм. Свобода определяется степенью разумности, глубиной проникновения в мировой божественный порядок

Слайд 35





Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
«Теодицея»
«Новые опыты о человеческом разуме»
«Монадология»
Описание слайда:
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) «Теодицея» «Новые опыты о человеческом разуме» «Монадология»

Слайд 36





Учение о множестве субстанций (плюрализм)
Мир нельзя объяснить механически, он полон сил, которые служат источником его постоянного развития. Субстанция – это сила. Главная характеристика субстанции – способность к действию.
Монада проста, неделима, не изменяется под влиянием других монад, но способны к само изменениям, каждая из них уникальна. Монада – это микромир и отражение мирового порядка в целом. Монады не материальны, это духовные «точки»
Монады различаются по степени совершенства и полноты восприятия и отражения мировой гармонии: 
Простые монады (пассивное восприятие, неясные представления) – неорганический мир
Монады –души (ощущения и более ясные представления) – органический мир
Монады – духи ( сознание) – человек
Высшая монада – Бог, который предустанавливает гармонию мира
Описание слайда:
Учение о множестве субстанций (плюрализм) Мир нельзя объяснить механически, он полон сил, которые служат источником его постоянного развития. Субстанция – это сила. Главная характеристика субстанции – способность к действию. Монада проста, неделима, не изменяется под влиянием других монад, но способны к само изменениям, каждая из них уникальна. Монада – это микромир и отражение мирового порядка в целом. Монады не материальны, это духовные «точки» Монады различаются по степени совершенства и полноты восприятия и отражения мировой гармонии: Простые монады (пассивное восприятие, неясные представления) – неорганический мир Монады –души (ощущения и более ясные представления) – органический мир Монады – духи ( сознание) – человек Высшая монада – Бог, который предустанавливает гармонию мира

Слайд 37


Философия XVII-XVIII века. Научная революция, слайд №37
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию