🗊Презентация Философия познания

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Философия познания, слайд №1Философия познания, слайд №2Философия познания, слайд №3Философия познания, слайд №4Философия познания, слайд №5Философия познания, слайд №6Философия познания, слайд №7Философия познания, слайд №8Философия познания, слайд №9Философия познания, слайд №10Философия познания, слайд №11Философия познания, слайд №12Философия познания, слайд №13Философия познания, слайд №14Философия познания, слайд №15Философия познания, слайд №16Философия познания, слайд №17Философия познания, слайд №18Философия познания, слайд №19Философия познания, слайд №20Философия познания, слайд №21Философия познания, слайд №22Философия познания, слайд №23Философия познания, слайд №24Философия познания, слайд №25Философия познания, слайд №26Философия познания, слайд №27Философия познания, слайд №28Философия познания, слайд №29Философия познания, слайд №30Философия познания, слайд №31Философия познания, слайд №32Философия познания, слайд №33

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Философия познания. Доклад-сообщение содержит 33 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Философия познания
Описание слайда:
Философия познания

Слайд 2





Представление о культуре в Древней Греции.
Еще на ранних этапах существования цивилизации люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. Гомер и Гесиод — знаменитые систематизаторы античных мифов — видели эту грань в нравственности. Греческие философы-софисты позже говорили о противопоставлении природного и нравственного начал, понимая нравственность изначально как то, что отличает людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой».
Слово «культура» появилось в римской античности и произошло от глагола «colere» — возделывать, обрабатывать, ухаживать. Вначале этот термин использовали, обозначая «обработку земли, почвы». В этом значении его применял известный римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н.э.), написавший дошедший до наших дней трактат «De agri cultura» (160 до н.э.). Мы говорим о культивировании каких-то сортов растений, используем термины типа «культура картофеля», пользуемся сельскохозяйственными машинами, которые называются «культиваторы».
Описание слайда:
Представление о культуре в Древней Греции. Еще на ранних этапах существования цивилизации люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. Гомер и Гесиод — знаменитые систематизаторы античных мифов — видели эту грань в нравственности. Греческие философы-софисты позже говорили о противопоставлении природного и нравственного начал, понимая нравственность изначально как то, что отличает людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой». Слово «культура» появилось в римской античности и произошло от глагола «colere» — возделывать, обрабатывать, ухаживать. Вначале этот термин использовали, обозначая «обработку земли, почвы». В этом значении его применял известный римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н.э.), написавший дошедший до наших дней трактат «De agri cultura» (160 до н.э.). Мы говорим о культивировании каких-то сортов растений, используем термины типа «культура картофеля», пользуемся сельскохозяйственными машинами, которые называются «культиваторы».

Слайд 3





Обращенность древнегреческой культуры к человеку. 
Обращенность культуры к человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих направлениях, формах выражения все время изменяется. Исторически и логически они развертываются на трех восходящих друг над другом "ярусах".
На первом, мифологическом этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его всеобщих, родовых качествах, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника.
На втором этапе исторического развития, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, - отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров.
Описание слайда:
Обращенность древнегреческой культуры к человеку. Обращенность культуры к человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих направлениях, формах выражения все время изменяется. Исторически и логически они развертываются на трех восходящих друг над другом "ярусах". На первом, мифологическом этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его всеобщих, родовых качествах, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника. На втором этапе исторического развития, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, - отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров.

Слайд 4





Мифология Древней Греции как источник культурных традиций Европы. 
Роль религиозного фактора в жизни древних обществ, без сомнения, трудно переоценить, поэтому исследование проблем древнегреческой религии является важнейшим и необходимым элементом изучения истории и культуры древней Греции. Однако, как представляется, изучение древнегреческой религии позволяет понять не только специфику мышления обитателей Эллады. Актуальность и значимость данной темы определяется и тем, что история религии и степень ее влияния на развитие политической и других сфер жизни общества в различные исторические эпохи является одной из центральных проблем современного гуманитарного знания. Неоценима также та роль, которую сыграла древнегреческая мифология и религия в становлении европейской культуры и в ее последующем развитии.
Описание слайда:
Мифология Древней Греции как источник культурных традиций Европы. Роль религиозного фактора в жизни древних обществ, без сомнения, трудно переоценить, поэтому исследование проблем древнегреческой религии является важнейшим и необходимым элементом изучения истории и культуры древней Греции. Однако, как представляется, изучение древнегреческой религии позволяет понять не только специфику мышления обитателей Эллады. Актуальность и значимость данной темы определяется и тем, что история религии и степень ее влияния на развитие политической и других сфер жизни общества в различные исторические эпохи является одной из центральных проблем современного гуманитарного знания. Неоценима также та роль, которую сыграла древнегреческая мифология и религия в становлении европейской культуры и в ее последующем развитии.

Слайд 5





Древний Рим:  Культура средневековья - теоцентризм.
Описание слайда:
Древний Рим: Культура средневековья - теоцентризм.

Слайд 6





Книжный характер культуры. 
По сути книжная культура является показателем уровня технологического развития государства и свидетельствует об интеллектуальном потенциале населения, в том числе на отдельных территориях его проживания. В 2007 году Фонд учредил в Красноярске ежегодную книжную ярмарку, рассматривая ее, как центральный просветительский проект в Красноярском крае. Со временем ярмарка превратилась в крупнейшее событие книжного сообщества в России и дала жизнь целому направлению в деятельности Фонда.
Описание слайда:
Книжный характер культуры. По сути книжная культура является показателем уровня технологического развития государства и свидетельствует об интеллектуальном потенциале населения, в том числе на отдельных территориях его проживания. В 2007 году Фонд учредил в Красноярске ежегодную книжную ярмарку, рассматривая ее, как центральный просветительский проект в Красноярском крае. Со временем ярмарка превратилась в крупнейшее событие книжного сообщества в России и дала жизнь целому направлению в деятельности Фонда.

Слайд 7





Культура как диалог с высшими ценностями.
Диалог – универсальный способ существования культуры. Будучи полифункциональным целостным общественным явлением, культура с древнейших времен для выживания, развития и обновления форм своего существования использует диалог как универсальное средство реализации целей человека в мире. Диалог в культуре есть универсальный способ передачи и освоения личностью форм социального взаимодействия, способов познания мира. В форме диалога закрепляется и передается культурный опыт человечества, традиция, и вместе с тем, обновляется ценностное содержание культуры.
Диалогическое взаимодействие строится на принципах равенства и взаимного уважения позиций. Вступая в контакт, человек с человеком, людские совокупности, различные самобытные культуры не должны подавлять друг друга. Следовательно, для того чтобы диалог состоялся, необходимо соблюдение ряда условий. Это, во-первых, условие свободы, а во-вторых, наличие равных субъектов, осознающих свою качественную индивидуальность. Диалог придает высшую ценность совместному бытию субъектов, каждый из которых самодостаточен и самоценен. «Вненаходимость» не является препятствием для их «общения» и взаимного познания.
Описание слайда:
Культура как диалог с высшими ценностями. Диалог – универсальный способ существования культуры. Будучи полифункциональным целостным общественным явлением, культура с древнейших времен для выживания, развития и обновления форм своего существования использует диалог как универсальное средство реализации целей человека в мире. Диалог в культуре есть универсальный способ передачи и освоения личностью форм социального взаимодействия, способов познания мира. В форме диалога закрепляется и передается культурный опыт человечества, традиция, и вместе с тем, обновляется ценностное содержание культуры. Диалогическое взаимодействие строится на принципах равенства и взаимного уважения позиций. Вступая в контакт, человек с человеком, людские совокупности, различные самобытные культуры не должны подавлять друг друга. Следовательно, для того чтобы диалог состоялся, необходимо соблюдение ряда условий. Это, во-первых, условие свободы, а во-вторых, наличие равных субъектов, осознающих свою качественную индивидуальность. Диалог придает высшую ценность совместному бытию субъектов, каждый из которых самодостаточен и самоценен. «Вненаходимость» не является препятствием для их «общения» и взаимного познания.

Слайд 8





Эпоха Возрождения о культуре Человек - творец самого себя и культуры. 
Мировоззрение и мироощущение Ренессанса. Возрождение, или Ренессанс, (одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.). Термин «возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джордж Вазари. Под ним он подразумевал возрождение античности. Большинство представителей светской культуры – художники, философы, ученые – подвергают существенному пересмотру традиционные, религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья и в поисках идеала обращаются к ценностям античной культуры, как духовному источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики.
Описание слайда:
Эпоха Возрождения о культуре Человек - творец самого себя и культуры. Мировоззрение и мироощущение Ренессанса. Возрождение, или Ренессанс, (одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.). Термин «возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джордж Вазари. Под ним он подразумевал возрождение античности. Большинство представителей светской культуры – художники, философы, ученые – подвергают существенному пересмотру традиционные, религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья и в поисках идеала обращаются к ценностям античной культуры, как духовному источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики.

Слайд 9





Складывание типа человека культуры .Нового времени. 
Характерные черты культуры нового времени. Эпоха Нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Несмотря на единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно своеобразен: XVII – эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII – век Просвещения; XIX – век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне полно.
Существенной чертой, выражающей еще неразвитость, односторонность рационалистического умонастроения и мироощущения эпохи молодого капитализма, был преимущественно рассудочно-прагматический характер самой рациональности. «Здравый смысл» массового сознания, с его  ориентацией на предпринимательский успех и деловую инициативу, совершал не только созидательную, но и разрушительную работу в сфере духа, нигилистически отбрасывая моральные и эстетические ценности, если они не «требовались» для достижения непосредственных целей и удовлетворения ближайших интересов.
Описание слайда:
Складывание типа человека культуры .Нового времени. Характерные черты культуры нового времени. Эпоха Нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Несмотря на единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно своеобразен: XVII – эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII – век Просвещения; XIX – век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне полно. Существенной чертой, выражающей еще неразвитость, односторонность рационалистического умонастроения и мироощущения эпохи молодого капитализма, был преимущественно рассудочно-прагматический характер самой рациональности. «Здравый смысл» массового сознания, с его  ориентацией на предпринимательский успех и деловую инициативу, совершал не только созидательную, но и разрушительную работу в сфере духа, нигилистически отбрасывая моральные и эстетические ценности, если они не «требовались» для достижения непосредственных целей и удовлетворения ближайших интересов.

Слайд 10





Синтез античной и средневековой традиции. 
При всей стройности средневековой философии в ней можно выделить два основных этапа: этап патристики или учение отцов церкви, и этап схоластики, когда эта философия стала достоянием общественного сознания и духовной культурой общества. Этап патристики определяется примерно I – V вв., а схоластики XI – XV вв.
По своему содержанию философия средних веков есть теоцентризм, т.е. признание Бога источникам и основой всего сущего, сверхъестественной всемогущей силой: «Все, что есть, - все от Бога».
Средневековая философия не отличалась свободой мысли. Она носила догматический и авторитарный характер, поскольку положения священного писания рассматривались ею как нечто безусловное и незыблемое.
Описание слайда:
Синтез античной и средневековой традиции. При всей стройности средневековой философии в ней можно выделить два основных этапа: этап патристики или учение отцов церкви, и этап схоластики, когда эта философия стала достоянием общественного сознания и духовной культурой общества. Этап патристики определяется примерно I – V вв., а схоластики XI – XV вв. По своему содержанию философия средних веков есть теоцентризм, т.е. признание Бога источникам и основой всего сущего, сверхъестественной всемогущей силой: «Все, что есть, - все от Бога». Средневековая философия не отличалась свободой мысли. Она носила догматический и авторитарный характер, поскольку положения священного писания рассматривались ею как нечто безусловное и незыблемое.

Слайд 11





Человек и природа.  
Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера.
Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы.
Описание слайда:
Человек и природа. Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера. Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы.

Слайд 12





Техника - квинтэссенция способов деятельности. 

Краткая личная история овладения прямыми техниками(без предварительного сна): первый год практики - 1% удачных попыток; после 10 лет практик – 30-35%. И вот сейчас, спустя еще несколько лет, могу сказать, что достигнут предел - 60-75% удачных попыток. Больше почти не возможно из-за множества внешних факторов и особенностей психологии и физиологии человека. Причем за последние пару месяцев результативность чуть ли не удвоилась. Пару недель назад писал эту статью на английском и там было 50%... Это предисловие я ввел к тому, чтобы вы понимали, что я не счастливчик, у которого все само идет, как многие думают. Это развитие понимания процесса. Причем в сторону упрощения…
Описание слайда:
Техника - квинтэссенция способов деятельности. Краткая личная история овладения прямыми техниками(без предварительного сна): первый год практики - 1% удачных попыток; после 10 лет практик – 30-35%. И вот сейчас, спустя еще несколько лет, могу сказать, что достигнут предел - 60-75% удачных попыток. Больше почти не возможно из-за множества внешних факторов и особенностей психологии и физиологии человека. Причем за последние пару месяцев результативность чуть ли не удвоилась. Пару недель назад писал эту статью на английском и там было 50%... Это предисловие я ввел к тому, чтобы вы понимали, что я не счастливчик, у которого все само идет, как многие думают. Это развитие понимания процесса. Причем в сторону упрощения…

Слайд 13





Культура свободного человеческого созидания. 

В эпоху средних веков силы человеческие были как бы внутренне духовно сосредоточены, но не были достаточно внешне проявлены. Но средневековье кончилось средневековым христианским Ренессансом, в котором западноевропейская культура достигла высочайшей точки своего развития. Я имею в виду ранний Ренессанс мистической Италии, в начале которого заложены пророчества Иохима из Флориды, святость Франциска Ассизского, гениальность Данте. Это христианское средневековое Возрождение, с которым связана живопись Джотто и все течение начального периода Итальянского искусства. Это вообще один из самых необычайных моментов западноевропейской духовной культуры. В нем была поставлена великая задача чисто христианского возрождения и положена основа чисто христианского гуманизма, отличного от того гуманизма новой истории, который начинается позже. Этот христианский гуманизм стоит выше всего того, что дала нам духовная культура Западной Европы.
Описание слайда:
Культура свободного человеческого созидания. В эпоху средних веков силы человеческие были как бы внутренне духовно сосредоточены, но не были достаточно внешне проявлены. Но средневековье кончилось средневековым христианским Ренессансом, в котором западноевропейская культура достигла высочайшей точки своего развития. Я имею в виду ранний Ренессанс мистической Италии, в начале которого заложены пророчества Иохима из Флориды, святость Франциска Ассизского, гениальность Данте. Это христианское средневековое Возрождение, с которым связана живопись Джотто и все течение начального периода Итальянского искусства. Это вообще один из самых необычайных моментов западноевропейской духовной культуры. В нем была поставлена великая задача чисто христианского возрождения и положена основа чисто христианского гуманизма, отличного от того гуманизма новой истории, который начинается позже. Этот христианский гуманизм стоит выше всего того, что дала нам духовная культура Западной Европы.

Слайд 14





Творцы эпохи Возрождения. 
Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры — философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том. что философиястановится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. Как и в других областях культуры, в философии возрождаются учения античных мыслителей — в первую очередь Платона и Аристотеля. Марсилио Фичино основал Платоновскую академию во Флоренции, перевел труды великого грека на латинский язык. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. Во время Ренессанса, по словам Лютера, именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах».
Описание слайда:
Творцы эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры — философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том. что философиястановится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. Как и в других областях культуры, в философии возрождаются учения античных мыслителей — в первую очередь Платона и Аристотеля. Марсилио Фичино основал Платоновскую академию во Флоренции, перевел труды великого грека на латинский язык. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. Во время Ренессанса, по словам Лютера, именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах».

Слайд 15





Просветительские концепции культуры. 

 Представление о культуре формировалось в процессе развития европейской теоретической мысли, истоки которой берут начало в эпоху Просвещения. Если первоначально термин «культура» согласовывался с чем-то вполне конкретным, на что было направлено культивирование (например, культура земли, культура души), то в эпоху Просвещения он стал употребляться для обозначения достигнутого уровня общественного состояния человечества.
 Первым ввел понятие «культура» в новом отвлеченном значении немецкий правовед С.Пуфендор (1632-1694). Под культурой он понимал совокупность того, что создано общественной деятельностью человека и существует благодаря ему. Под влиянием выдающихся мыслителей эпохи, таких как Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Гердер, учение о культуре превращается в дисциплину о становлении и деятельности человека в природном и духовном мирах.
Описание слайда:
Просветительские концепции культуры.  Представление о культуре формировалось в процессе развития европейской теоретической мысли, истоки которой берут начало в эпоху Просвещения. Если первоначально термин «культура» согласовывался с чем-то вполне конкретным, на что было направлено культивирование (например, культура земли, культура души), то в эпоху Просвещения он стал употребляться для обозначения достигнутого уровня общественного состояния человечества.  Первым ввел понятие «культура» в новом отвлеченном значении немецкий правовед С.Пуфендор (1632-1694). Под культурой он понимал совокупность того, что создано общественной деятельностью человека и существует благодаря ему. Под влиянием выдающихся мыслителей эпохи, таких как Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Гердер, учение о культуре превращается в дисциплину о становлении и деятельности человека в природном и духовном мирах.

Слайд 16





Вера в просвещение и прогресс.  
Во второй половине XVII века Англия оказывала сильное влияние на европейские политические дискуссии. Однако после установления конституционной монархии теоретические споры приутихли, а интеллектуальная энергия переключилась на практическую политическую деятельность по проведению внутренних реформ и созданию империи.
В первой половине XVIII столетия центром политических дебатов стала Франции. Поэтому политическая теория этого времени в значительной степени является детищем французских философов-просветителей.
Во времена Людовика XIV, правившего с 1643 по 1715 гг., абсолютная монархия во Франции достигла наивысшего могущества: было распущено Национальное собрание; дворяне в основном превратились в государственных служащих и королевских придворных, а государственное управление стало централизованным. Но царствование Людовика XIV завершилось политическим кризисом, который повлек за собой возникновение идеологических разногласий.
Описание слайда:
Вера в просвещение и прогресс. Во второй половине XVII века Англия оказывала сильное влияние на европейские политические дискуссии. Однако после установления конституционной монархии теоретические споры приутихли, а интеллектуальная энергия переключилась на практическую политическую деятельность по проведению внутренних реформ и созданию империи. В первой половине XVIII столетия центром политических дебатов стала Франции. Поэтому политическая теория этого времени в значительной степени является детищем французских философов-просветителей. Во времена Людовика XIV, правившего с 1643 по 1715 гг., абсолютная монархия во Франции достигла наивысшего могущества: было распущено Национальное собрание; дворяне в основном превратились в государственных служащих и королевских придворных, а государственное управление стало централизованным. Но царствование Людовика XIV завершилось политическим кризисом, который повлек за собой возникновение идеологических разногласий.

Слайд 17





Предсказания Ж.-Ж. Руссо. 
Нельзя сказать, чтобы это имя «гремело набатом» и было бы всем знакомо, отнюдь. Руссо. Годы его жизни 1712–1778. Родился в Женеве, умер в Эрменонвиле близ Парижа. Французский философ—просветитель, писатель, композитор, сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернером, преподавал музыку. В 1741 году уехал в Париж из Швейцарии. В 1743–1744 годах он – секретарь французского посольства в Венеции. В Париже сблизился с Дидро, другими просветителями, выпускал романы, статьи. Опасаясь ареста, покинул Францию. Его преследовали и французские католики, и швейцарские протестанты. Он апеллирует к просвещенному разуму и к религиозному чувству, к голосу совести, живущему внутри каждого. Он враг догматизма и схоластики. Он пишет стихи, поэмы, комедии. Самое выдающееся его произвение – «Исповедь», это и исповедь, и роман. Цель – показать судьбу одного человека во всем ее многообразии. Его творчество оказало огромное влияние на всю последующую литературу, общественную мысль и философию.
Описание слайда:
Предсказания Ж.-Ж. Руссо. Нельзя сказать, чтобы это имя «гремело набатом» и было бы всем знакомо, отнюдь. Руссо. Годы его жизни 1712–1778. Родился в Женеве, умер в Эрменонвиле близ Парижа. Французский философ—просветитель, писатель, композитор, сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернером, преподавал музыку. В 1741 году уехал в Париж из Швейцарии. В 1743–1744 годах он – секретарь французского посольства в Венеции. В Париже сблизился с Дидро, другими просветителями, выпускал романы, статьи. Опасаясь ареста, покинул Францию. Его преследовали и французские католики, и швейцарские протестанты. Он апеллирует к просвещенному разуму и к религиозному чувству, к голосу совести, живущему внутри каждого. Он враг догматизма и схоластики. Он пишет стихи, поэмы, комедии. Самое выдающееся его произвение – «Исповедь», это и исповедь, и роман. Цель – показать судьбу одного человека во всем ее многообразии. Его творчество оказало огромное влияние на всю последующую литературу, общественную мысль и философию.

Слайд 18





“Естественное состояние” - бегство от культуры или путь к гармонии с природой? 
«Отец атомной бомбы», физик Юлиус Роберт Оппенгеймер, проникся ужасом катастроф в Хиросиме и Нагасcаки, распознал, что милитаризм и жажда наживы подспудно влияют на независимые в прошлом науки. Ученый сделал выводы на основе личного опыта, обратил внимание общественности на смертоносное оружие массового уничтожения, стал инициатором мирных переговоров и пытался остановить работу над водородной бомбой. К сожалению, история опередила его. В 1954 году комиссия по атомной энергии объявила расследование и обвинила Оппенгеймера в нелояльности по отношению к правительству Соединенных Штатов. Несмотря на то, что учёный указал на движущие им этические соображения, он был практически объявлен персоной нон-грата. Это один из примеров конфликта интересов личности и государства: такие конфликты подвергают опасности общественное развитие. Если брать в пример общественные учреждения - церковь, школу, университет, то там сращивание экономики, науки и государственной власти особенно явно. Тем не менее, граждане не осознают его истинного размаха, интерес мирной жизни в обществе заменяется жаждой власти и денег. Обычно научные доказательства основываются на повторных опытах и статистике.
Описание слайда:
“Естественное состояние” - бегство от культуры или путь к гармонии с природой? «Отец атомной бомбы», физик Юлиус Роберт Оппенгеймер, проникся ужасом катастроф в Хиросиме и Нагасcаки, распознал, что милитаризм и жажда наживы подспудно влияют на независимые в прошлом науки. Ученый сделал выводы на основе личного опыта, обратил внимание общественности на смертоносное оружие массового уничтожения, стал инициатором мирных переговоров и пытался остановить работу над водородной бомбой. К сожалению, история опередила его. В 1954 году комиссия по атомной энергии объявила расследование и обвинила Оппенгеймера в нелояльности по отношению к правительству Соединенных Штатов. Несмотря на то, что учёный указал на движущие им этические соображения, он был практически объявлен персоной нон-грата. Это один из примеров конфликта интересов личности и государства: такие конфликты подвергают опасности общественное развитие. Если брать в пример общественные учреждения - церковь, школу, университет, то там сращивание экономики, науки и государственной власти особенно явно. Тем не менее, граждане не осознают его истинного размаха, интерес мирной жизни в обществе заменяется жаждой власти и денег. Обычно научные доказательства основываются на повторных опытах и статистике.

Слайд 19





 И. Кант о культуре как подлинно человеческом мире. 
ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение XVIII - сер. XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка, соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют веком Просвещения) - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро; в Германии - Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США - Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.
Описание слайда:
И. Кант о культуре как подлинно человеческом мире. ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение XVIII - сер. XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка, соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют веком Просвещения) - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро; в Германии - Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США - Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.

Слайд 20





Г.Гегель о культуре как форме самопознания мирового разума.
Чтобы понять конструкцию Гегеля нужно понять соответственно стержень этой конструкции. Гегеля относят к рационалистическому движению, его относят к просветителям, так как он в своих измышлениях делает ставку на разум. Он носитель теоретического разума, сознания, вершина рациональной философии.
Гердер: культура является политическим ядром истории. История всегда изменчива, текуча, поэтому истории противопоказана вечность, философия же не изменчива и, следовательно, вечна. Первое словосочетание "философия истории" использовал Вальтер, он не видел в нём ни какого противоречия, зато его увидел Гегель. Он оговаривал одно условие, только если сущность, постигаемая философией, развиваясь оказывается неизменной, то тогда можно говорить о этом словосочетании. Это позволило Гегелю выстроить учение о развитии диалектики, для нас важно лишь в этом моменте вынести одно умозаключение, термин "философия культуры" значит изменение культуры.
Описание слайда:
Г.Гегель о культуре как форме самопознания мирового разума. Чтобы понять конструкцию Гегеля нужно понять соответственно стержень этой конструкции. Гегеля относят к рационалистическому движению, его относят к просветителям, так как он в своих измышлениях делает ставку на разум. Он носитель теоретического разума, сознания, вершина рациональной философии. Гердер: культура является политическим ядром истории. История всегда изменчива, текуча, поэтому истории противопоказана вечность, философия же не изменчива и, следовательно, вечна. Первое словосочетание "философия истории" использовал Вальтер, он не видел в нём ни какого противоречия, зато его увидел Гегель. Он оговаривал одно условие, только если сущность, постигаемая философией, развиваясь оказывается неизменной, то тогда можно говорить о этом словосочетании. Это позволило Гегелю выстроить учение о развитии диалектики, для нас важно лишь в этом моменте вынести одно умозаключение, термин "философия культуры" значит изменение культуры.

Слайд 21





Культурологические концепции Х1Х -ХХ веков.
Полагая, что народы — существа нравственные (как и отдельные личности), Чаадаев определял культуру, прежде всего, как духовное образование общественно-исторической жизни. Материальный характер цивилизации (как реально существующей культуры) являлся для него признаком либо еще не родившейся культуры (как в России), либо же культуры, начавшей вырождаться (как в Североамериканских Соединенных Штатах). Истинная культура носит чисто духовный характер, что нашло свое выражение в мире христианском. Причем, максимальное выражение этой духовности, по Чаадаеву, имело место пока лишь в католической Западной Европе эпохи средневековья. С одной стороны, он был убежден, что «в мире христианском все должно непременно способствовать установлению совершенного строя на земле, да и ведет к этому на самом деле». С другой стороны, он был вынужден констатировать, что реальное «социальное развитие», действительный ход исторической жизни народов Западной Европы осуществлялись «как в добре, так и во зле», что протестантизм и Реформация вернули мир в «разобщенность язычества».
Описание слайда:
Культурологические концепции Х1Х -ХХ веков. Полагая, что народы — существа нравственные (как и отдельные личности), Чаадаев определял культуру, прежде всего, как духовное образование общественно-исторической жизни. Материальный характер цивилизации (как реально существующей культуры) являлся для него признаком либо еще не родившейся культуры (как в России), либо же культуры, начавшей вырождаться (как в Североамериканских Соединенных Штатах). Истинная культура носит чисто духовный характер, что нашло свое выражение в мире христианском. Причем, максимальное выражение этой духовности, по Чаадаеву, имело место пока лишь в католической Западной Европе эпохи средневековья. С одной стороны, он был убежден, что «в мире христианском все должно непременно способствовать установлению совершенного строя на земле, да и ведет к этому на самом деле». С другой стороны, он был вынужден констатировать, что реальное «социальное развитие», действительный ход исторической жизни народов Западной Европы осуществлялись «как в добре, так и во зле», что протестантизм и Реформация вернули мир в «разобщенность язычества».

Слайд 22





 Н.Я.Данилевский и понятие культурно-исторических типов. 
Идеи Данилевского (1822-1885),высказанные им в работе «Россия и Европа», следует рассматривать в контексте натуральной методологии. Это произведение по своему жанру ближе к традициям отечественной социальной философии, нежели собственно социологии, которая в тот период еще только проходила сложный процесс научной институционализации. На его примере видно, как социальная философия постепенно превращалась в социологию.
Питирим Сорокин проанализировал теорию Данилевского в своей статье «Макросоциологическая теория цивилизации». Методологической основой теории Данилевского является органическая теория, из которой и выходят «культурно-исторические типы». Теория Данилевского - первая антиэволюционистская модель в истории социологии.
Описание слайда:
Н.Я.Данилевский и понятие культурно-исторических типов. Идеи Данилевского (1822-1885),высказанные им в работе «Россия и Европа», следует рассматривать в контексте натуральной методологии. Это произведение по своему жанру ближе к традициям отечественной социальной философии, нежели собственно социологии, которая в тот период еще только проходила сложный процесс научной институционализации. На его примере видно, как социальная философия постепенно превращалась в социологию. Питирим Сорокин проанализировал теорию Данилевского в своей статье «Макросоциологическая теория цивилизации». Методологической основой теории Данилевского является органическая теория, из которой и выходят «культурно-исторические типы». Теория Данилевского - первая антиэволюционистская модель в истории социологии.

Слайд 23





Ф.Ницше и его бунт против тысячелетней культуры человечества. 
Политико-правовой аспект философского учения Ф. Ницше одно из самых сложных и противоречивых в современной науке. Актуальность данной проблематики заключается в возросшей популярности философа. В произведении «Так говорил Заратустра» он описал себя как философа послезавтрашнего дня. Действительно, Ницше опередил свое время, и, кажется, только теперь его взгляды и умозаключения начинают понимать. Самым большим опасением исследователей на сей день является то, что философия Ницше развращает умы молодежи, на которую всегда производила большое впечатление. Повышенный радикализм и ультраправые настроения в обществе черпают из его учения главные тезисы своих уставов. 
Целью моей работы было осветить главные положения учения Ницше, подробно остановившись на политико-правовом аспекте, и показать влияние данного учения на общество. Также я попыталась рассмотреть Ницше как философа витализма, чьей главной ценностью является жизнь, т.о. сразу входит в противоречие с надуманным массами радикализмом Ницше. Большая часть трудов, переработанных мною, -   критика зарубежных авторов его учения. Напротив, советский автор Одуев произвел отрицательное впечатление, а его книга показала себя в качестве пропагандистской, в которой Ницше незаслуженно был назван фашистом. 
Описание слайда:
Ф.Ницше и его бунт против тысячелетней культуры человечества. Политико-правовой аспект философского учения Ф. Ницше одно из самых сложных и противоречивых в современной науке. Актуальность данной проблематики заключается в возросшей популярности философа. В произведении «Так говорил Заратустра» он описал себя как философа послезавтрашнего дня. Действительно, Ницше опередил свое время, и, кажется, только теперь его взгляды и умозаключения начинают понимать. Самым большим опасением исследователей на сей день является то, что философия Ницше развращает умы молодежи, на которую всегда производила большое впечатление. Повышенный радикализм и ультраправые настроения в обществе черпают из его учения главные тезисы своих уставов.  Целью моей работы было осветить главные положения учения Ницше, подробно остановившись на политико-правовом аспекте, и показать влияние данного учения на общество. Также я попыталась рассмотреть Ницше как философа витализма, чьей главной ценностью является жизнь, т.о. сразу входит в противоречие с надуманным массами радикализмом Ницше. Большая часть трудов, переработанных мною, -   критика зарубежных авторов его учения. Напротив, советский автор Одуев произвел отрицательное впечатление, а его книга показала себя в качестве пропагандистской, в которой Ницше незаслуженно был назван фашистом. 

Слайд 24






В наше непростое время, когда весь мир охвачен экономическим, экологическим, демографическим и аксиологическим кризисом, человечество все чаще начинает задаваться вопросом: насколько верно отражает действительность линейный, прогрессистский подход к проблеме истории? В XIX веке, "веке угля и стали", многие верили в бесконечное развитие и самосовершенствование человечества, но именно ХХ век "подарил" нам две кровопролитные мировые войны, экологическую угрозу планете, проблему дегуманизации общества и размывания человеческой личности вследствие глобализации и достигшего небывалого размаха навязывания философии потребления посредством СМИ, рекламы и массовой культуры. Да и сейчас, в период, когда общепланетарные проблемы обострились до предела и начинают резонировать друг с другом, политики продолжают кормить нас сказками о демократии и будущем всеобщем благоденствии, экономисты внимают каждому незначительному изменению в статистике и через день возвещают о "выходе из кризиса" и новом грядущем росте, футурологи рассказывают нам, что уже через десять лет люди смогут сами формировать генетический код для своих детей, а роботы станут полноправными членами нашего общества. 
Описание слайда:
В наше непростое время, когда весь мир охвачен экономическим, экологическим, демографическим и аксиологическим кризисом, человечество все чаще начинает задаваться вопросом: насколько верно отражает действительность линейный, прогрессистский подход к проблеме истории? В XIX веке, "веке угля и стали", многие верили в бесконечное развитие и самосовершенствование человечества, но именно ХХ век "подарил" нам две кровопролитные мировые войны, экологическую угрозу планете, проблему дегуманизации общества и размывания человеческой личности вследствие глобализации и достигшего небывалого размаха навязывания философии потребления посредством СМИ, рекламы и массовой культуры. Да и сейчас, в период, когда общепланетарные проблемы обострились до предела и начинают резонировать друг с другом, политики продолжают кормить нас сказками о демократии и будущем всеобщем благоденствии, экономисты внимают каждому незначительному изменению в статистике и через день возвещают о "выходе из кризиса" и новом грядущем росте, футурологи рассказывают нам, что уже через десять лет люди смогут сами формировать генетический код для своих детей, а роботы станут полноправными членами нашего общества. 

Слайд 25





Религия как основа культуры. 

елигия – одна из самых древних форм культуры, оказывающая огромное влияние на все другие формы культуры. Религия  (от  лат . religare  – связыват ь) – ст ремление  человека   к  жизни  в  единст ве  со  сверхъест ест венными   силами (Богом, Абсолют ом), воплощающими  в себе высшее совершенст во, могущест во и смысл быт ия.
Религия  основана  на  вере,  выражается  в  мировоззрении,  мироощущении, культе  (поклонении   божеству)  и   в   различных   формах   объединения   верующих (церковь, община и т.д.).
Выделяют различные предпосылки (корни) религии:
· гносеологические,  связанные    с    ограниченностью    познавательных возможностей человека, его неспособностью объяснить какие-либо факты и явления действительности;
·   психологические, связанные с психологическими условиями человеческого существования (психологические проблемы, страх, тревога);
· социокультурные, связанные с социальными условиями жизни людей (например, правящие классы заинтересованы в религиозности низших классов, так как это помогает им отстаивать свои интересы);
·   антропологические,  обусловленные особенностями человека как  особого, уникального природного существа (например, стремление человека к трансцендентному).
Описание слайда:
Религия как основа культуры. елигия – одна из самых древних форм культуры, оказывающая огромное влияние на все другие формы культуры. Религия  (от  лат . religare  – связыват ь) – ст ремление  человека   к  жизни  в  единст ве  со  сверхъест ест венными   силами (Богом, Абсолют ом), воплощающими  в себе высшее совершенст во, могущест во и смысл быт ия. Религия  основана  на  вере,  выражается  в  мировоззрении,  мироощущении, культе  (поклонении   божеству)  и   в   различных   формах   объединения   верующих (церковь, община и т.д.). Выделяют различные предпосылки (корни) религии: · гносеологические,  связанные    с    ограниченностью    познавательных возможностей человека, его неспособностью объяснить какие-либо факты и явления действительности; ·   психологические, связанные с психологическими условиями человеческого существования (психологические проблемы, страх, тревога); · социокультурные, связанные с социальными условиями жизни людей (например, правящие классы заинтересованы в религиозности низших классов, так как это помогает им отстаивать свои интересы); ·   антропологические,  обусловленные особенностями человека как  особого, уникального природного существа (например, стремление человека к трансцендентному).

Слайд 26





Круговорот культур.
Прибывает деревенщина в город и/или рождается уже в городе, от ранее переехавших в город деревенских родителей. Школа, техникум, высшая школа, сеть ларьков, театр, торговля «на Жданах», художественный музей, в Вильнюс «на закупы», в оперу, корпоративная культура на корпоративе, второе высшее, начальник ЖЭСа, совещание в райисполкоме, костюм, гарстук, туфли…
Окончательно окультурившись в городе, который есть крупный культурный центр, параллельно заработав баблишка, культурного человека начинает тянуть к истокам, в деревню.
Что такой человека несёт в деревню? Правильно – культуру! Круг замкнулся, это и есть круговорот культуры в природе постсоветском обществе.
ОК, закон сформулирован. Но, что есть слова, неподкреплённые фактами? Блажь, да и только. Практика – критерий истины, изучим же закон Круговорота культуры на примере деревни Прудище (Прудзiшча) Минского района, что живописно притаилась в милом холмистом уголке, на приятном и комфортном удалении от Минска.
Описание слайда:
Круговорот культур. Прибывает деревенщина в город и/или рождается уже в городе, от ранее переехавших в город деревенских родителей. Школа, техникум, высшая школа, сеть ларьков, театр, торговля «на Жданах», художественный музей, в Вильнюс «на закупы», в оперу, корпоративная культура на корпоративе, второе высшее, начальник ЖЭСа, совещание в райисполкоме, костюм, гарстук, туфли… Окончательно окультурившись в городе, который есть крупный культурный центр, параллельно заработав баблишка, культурного человека начинает тянуть к истокам, в деревню. Что такой человека несёт в деревню? Правильно – культуру! Круг замкнулся, это и есть круговорот культуры в природе постсоветском обществе. ОК, закон сформулирован. Но, что есть слова, неподкреплённые фактами? Блажь, да и только. Практика – критерий истины, изучим же закон Круговорота культуры на примере деревни Прудище (Прудзiшча) Минского района, что живописно притаилась в милом холмистом уголке, на приятном и комфортном удалении от Минска.

Слайд 27





 А.Тойнби: культура -ответ на “вызов” истории.
Теория культурно-исторических типов (Я. Данилевский). В ней цивилизация рассматривается как обозначение отдельных культурно-исторических типов, народы которых внесли позитивный вклад в историю (кроме германо- романского типа культуры — это египетский, ассиро-вавилонский, китайский, индийский, персидский, еврейский, греческий, римский, арабский культурно-исторические типы). В истории существовали и такие племена, которые, не создав своей культуры, выполняли разрушительную роль, способствуя крушению культур, которые находились в кризисном состоянии (гунны, монголы, тюрки). Третья группа населения земного шара — это племена, которые по разным причинам задержались в своем развитии и не создали своей культуры, оставшись на уровне «этнографического материала», который развитые цивилизации используют для своего развития.
Описание слайда:
А.Тойнби: культура -ответ на “вызов” истории. Теория культурно-исторических типов (Я. Данилевский). В ней цивилизация рассматривается как обозначение отдельных культурно-исторических типов, народы которых внесли позитивный вклад в историю (кроме германо- романского типа культуры — это египетский, ассиро-вавилонский, китайский, индийский, персидский, еврейский, греческий, римский, арабский культурно-исторические типы). В истории существовали и такие племена, которые, не создав своей культуры, выполняли разрушительную роль, способствуя крушению культур, которые находились в кризисном состоянии (гунны, монголы, тюрки). Третья группа населения земного шара — это племена, которые по разным причинам задержались в своем развитии и не создали своей культуры, оставшись на уровне «этнографического материала», который развитые цивилизации используют для своего развития.

Слайд 28





 Н.А.Бердяев о культуре и цивилизации. 
В жизни общественной духовной примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности. Давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несет с собой в мир. От демократизации культура повсюду понижается в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешевой, более доступной, более широко разлитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своем качестве, некрасивой, лишенной стиля. 
Описание слайда:
Н.А.Бердяев о культуре и цивилизации. В жизни общественной духовной примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности. Давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несет с собой в мир. От демократизации культура повсюду понижается в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешевой, более доступной, более широко разлитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своем качестве, некрасивой, лишенной стиля. 

Слайд 29





П.А. Сорокин и его теория социологии культуры. 
Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является “основой и фундаментом всякой культуры” (Сорокин П.А..Социокультурная динамика / /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 429). 

Исходя из двойственной психобиологической природы человека - существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры: 
а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает “истина чувств” и истина наслаждения; 
б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. “истина веры” и истина самоотречения; 
в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, “человеческими умами будет руководить истина разума”. 
Описание слайда:
П.А. Сорокин и его теория социологии культуры. Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является “основой и фундаментом всякой культуры” (Сорокин П.А..Социокультурная динамика / /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 429).  Исходя из двойственной психобиологической природы человека - существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры:  а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает “истина чувств” и истина наслаждения;  б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. “истина веры” и истина самоотречения;  в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, “человеческими умами будет руководить истина разума”. 

Слайд 30





Типы культур. 
Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.
Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.
Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.
Физическая культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека.
Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории, но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения (способность внести свой вклад в мировую цивилизацию). В отличие от культурного ареала национальная культура всегда связана с определенным социальным носителем-народом (в рамках одного культурного ареала могут существовать несколько народов).
Описание слайда:
Типы культур. Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека. Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека. Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека. Физическая культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету. Национальная культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории, но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения (способность внести свой вклад в мировую цивилизацию). В отличие от культурного ареала национальная культура всегда связана с определенным социальным носителем-народом (в рамках одного культурного ареала могут существовать несколько народов).

Слайд 31





Европейские мыслители о кризисе современной культуры.
Кризис культуры - традиционная тема в рамках философских и культурологических исследований конца XIX - XX вв. Проблематика кризиса культуры была порождена изменениями в жизни европейского общества этого периода. Экономическая нестабильность, мировые войны и революции, фашизм и геноцид, многочисленные экологические катастрофы, ослабление традиционных связей и упадок традиционных ценностей, утрата веры в науку, в рациональное постижение мира - все это проявления кризисного состояния западного общества. В этих условиях многие деятели культуры пытались ответить на вопросы, что представляет собой европейский кризис культуры, каковы его причины и последствия, был ли он неизбежным, возможен ли из него выход. При этом давались разные ответы на эти вопросы, высказывались разные точки зрения.
Описание слайда:
Европейские мыслители о кризисе современной культуры. Кризис культуры - традиционная тема в рамках философских и культурологических исследований конца XIX - XX вв. Проблематика кризиса культуры была порождена изменениями в жизни европейского общества этого периода. Экономическая нестабильность, мировые войны и революции, фашизм и геноцид, многочисленные экологические катастрофы, ослабление традиционных связей и упадок традиционных ценностей, утрата веры в науку, в рациональное постижение мира - все это проявления кризисного состояния западного общества. В этих условиях многие деятели культуры пытались ответить на вопросы, что представляет собой европейский кризис культуры, каковы его причины и последствия, был ли он неизбежным, возможен ли из него выход. При этом давались разные ответы на эти вопросы, высказывались разные точки зрения.

Слайд 32





Глобальные проблемы современности и культура.
Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств.
По различным подсчетам сейчас выделяют до трех десятков глобальных проблем различных типов.
В качестве одного из критерия «глобальности» среди некоторых отечественных и зарубежных исследователей в 70-е годы выделяли уровень порождаемой ею угрозе для человека и человечества в целом. Другие в качестве главного критерия «глобальности» принимали географические масштабы распространения проблемы.
В 80-е годы двадцатого столетия было определено, что глобальными являются проблемы, которые по своей сути, затрагивают интересы всего человечества; приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли; создают реальную угрозу для будущего человечества; требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе.
Описание слайда:
Глобальные проблемы современности и культура. Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств. По различным подсчетам сейчас выделяют до трех десятков глобальных проблем различных типов. В качестве одного из критерия «глобальности» среди некоторых отечественных и зарубежных исследователей в 70-е годы выделяли уровень порождаемой ею угрозе для человека и человечества в целом. Другие в качестве главного критерия «глобальности» принимали географические масштабы распространения проблемы. В 80-е годы двадцатого столетия было определено, что глобальными являются проблемы, которые по своей сути, затрагивают интересы всего человечества; приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли; создают реальную угрозу для будущего человечества; требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе.

Слайд 33





Спасибо за внимание.
Описание слайда:
Спасибо за внимание.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию