🗊Презентация Основы философской антропологии

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Основы философской антропологии, слайд №1Основы философской антропологии, слайд №2Основы философской антропологии, слайд №3Основы философской антропологии, слайд №4Основы философской антропологии, слайд №5Основы философской антропологии, слайд №6Основы философской антропологии, слайд №7Основы философской антропологии, слайд №8Основы философской антропологии, слайд №9Основы философской антропологии, слайд №10Основы философской антропологии, слайд №11Основы философской антропологии, слайд №12Основы философской антропологии, слайд №13Основы философской антропологии, слайд №14Основы философской антропологии, слайд №15Основы философской антропологии, слайд №16Основы философской антропологии, слайд №17Основы философской антропологии, слайд №18Основы философской антропологии, слайд №19Основы философской антропологии, слайд №20Основы философской антропологии, слайд №21Основы философской антропологии, слайд №22Основы философской антропологии, слайд №23Основы философской антропологии, слайд №24Основы философской антропологии, слайд №25Основы философской антропологии, слайд №26Основы философской антропологии, слайд №27Основы философской антропологии, слайд №28Основы философской антропологии, слайд №29Основы философской антропологии, слайд №30

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Основы философской антропологии. Доклад-сообщение содержит 30 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Основы философской антропологии
Лектор: к. филос.н., доцент М.Г. Федотова
Описание слайда:
Основы философской антропологии Лектор: к. филос.н., доцент М.Г. Федотова

Слайд 2





Вопросы для обсуждения
Происхождение и сущность человека. 
Социальное и биологическое в человеке. 
Проблема личности в философии. Человек, индивид, личность, индивидуальность. 
Сущность и существование; свобода и ответственность. 
Проблема смысла жизни.
Описание слайда:
Вопросы для обсуждения Происхождение и сущность человека. Социальное и биологическое в человеке. Проблема личности в философии. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни.

Слайд 3





Понимание мира через человека
«знающий других — умен, знающий себя — мудр»
												Лао Цзы 
«человек есть мера всех вещей» 
								Протагор
 В мировых религиях: «Царство Божие внутри нас» - христианство
«Посмотри в себя, ты есть Будда» буддизм
«Тот, кто знает себя, знает своего Бога» ислам
«Человек себя знает прежде и больше, чем мир, и потому мир познает после и через себя. Философия и есть внутреннее познание мира через человека… В человеке открывается абсолютное бытие, вне человека — лишь относительное». 				Н. Бердяев
Описание слайда:
Понимание мира через человека «знающий других — умен, знающий себя — мудр» Лао Цзы «человек есть мера всех вещей» Протагор В мировых религиях: «Царство Божие внутри нас» - христианство «Посмотри в себя, ты есть Будда» буддизм «Тот, кто знает себя, знает своего Бога» ислам «Человек себя знает прежде и больше, чем мир, и потому мир познает после и через себя. Философия и есть внутреннее познание мира через человека… В человеке открывается абсолютное бытие, вне человека — лишь относительное». Н. Бердяев

Слайд 4





Философская антропология как раздел философии
Антропология должна служить основой для всех наук, которые имеют дело с человеком - медицины, археологии, этнологии, истории и др. 
Философская антропология становится фундаментальной и центральной философской наукой тогда, когда человек становится проблемой, когда начинают задумываться над вопросами: что такое человек, откуда он пришел в этот мир и чем он отличается от других живых существ. 
Философская антропология создает теоретический образ человека
Описание слайда:
Философская антропология как раздел философии Антропология должна служить основой для всех наук, которые имеют дело с человеком - медицины, археологии, этнологии, истории и др. Философская антропология становится фундаментальной и центральной философской наукой тогда, когда человек становится проблемой, когда начинают задумываться над вопросами: что такое человек, откуда он пришел в этот мир и чем он отличается от других живых существ. Философская антропология создает теоретический образ человека

Слайд 5





Философская антропология как научная дисциплина 
Стала оформляться в самостоятельную философскую дисциплину  с XVIII в. 
В трудах французских материалистов, а затем Канта и Фейербаха обоснован антропологический принцип, согласно которому проблема сущности человека — «единственный, универсальный и высший» предмет философии
Окончательно философская антропология сформировалась в 20-х годах XX в. благодаря трудам М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера. Философская антропология призвана собрать целостный образ человека, интегрировав его из конкретно-научного, философского и религиозного его осмысления. 
В 60—70-е годы XX в. философская антропология становится частью общей антропологии
Описание слайда:
Философская антропология как научная дисциплина Стала оформляться в самостоятельную философскую дисциплину с XVIII в. В трудах французских материалистов, а затем Канта и Фейербаха обоснован антропологический принцип, согласно которому проблема сущности человека — «единственный, универсальный и высший» предмет философии Окончательно философская антропология сформировалась в 20-х годах XX в. благодаря трудам М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера. Философская антропология призвана собрать целостный образ человека, интегрировав его из конкретно-научного, философского и религиозного его осмысления. В 60—70-е годы XX в. философская антропология становится частью общей антропологии

Слайд 6





Кого мы имеем в виду, когда говорим о человеке?
Шекспир или Наполеон?
Мужчина или женщина?
Взрослый или ребенок?
Может быть, мы имеем в виду самих себя?
Все люди, когда-то жившие и ныне живущие
 Человечество - исторически развивающаяся общность, которая отличается особым способом жизнедеятельности
Описание слайда:
Кого мы имеем в виду, когда говорим о человеке? Шекспир или Наполеон? Мужчина или женщина? Взрослый или ребенок? Может быть, мы имеем в виду самих себя? Все люди, когда-то жившие и ныне живущие Человечество - исторически развивающаяся общность, которая отличается особым способом жизнедеятельности

Слайд 7





Сущность человека
 «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» К. Маркс
«Человек — это будущее человека» Ж. П. Сартр
«Человек есть мыслящая вещь» Р. Декарт
 «Человек — не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее»  П. Т. де Шарлей
 Человек есть существо ущербное, это «халтура природы» А. Шопенгауэр
«Странное существо, двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабский, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным» Н. Бердяев
Описание слайда:
Сущность человека «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» К. Маркс «Человек — это будущее человека» Ж. П. Сартр «Человек есть мыслящая вещь» Р. Декарт «Человек — не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее» П. Т. де Шарлей Человек есть существо ущербное, это «халтура природы» А. Шопенгауэр «Странное существо, двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабский, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным» Н. Бердяев

Слайд 8





Сущность человека
Человек окружен со всех сторон пугающей бесконечностью: с одной стороны - Вселенная, в которой Земля - крохотная точка, а человек вообще исчезающе малая величина. С другой - бесконечность внутри мельчайшего атома, бесконечность ничтожнейшего продукта природы вглубь. Человек стоит между двумя безднами - бесконечностью и ничтожностью. Он все-таки намного значительнее этих двух бесконечностей, ибо хоть он и песчинка в космосе, хрупкий тростник, но тростник мыслящий. Не нужно ополчаться против него всей Вселенной, писал Паскаль, чтобы его раздавить... Но пусть Вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что он умирает и знает превосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает. 																				Б.  Паскаль
Описание слайда:
Сущность человека Человек окружен со всех сторон пугающей бесконечностью: с одной стороны - Вселенная, в которой Земля - крохотная точка, а человек вообще исчезающе малая величина. С другой - бесконечность внутри мельчайшего атома, бесконечность ничтожнейшего продукта природы вглубь. Человек стоит между двумя безднами - бесконечностью и ничтожностью. Он все-таки намного значительнее этих двух бесконечностей, ибо хоть он и песчинка в космосе, хрупкий тростник, но тростник мыслящий. Не нужно ополчаться против него всей Вселенной, писал Паскаль, чтобы его раздавить... Но пусть Вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что он умирает и знает превосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает. Б. Паскаль

Слайд 9





Основные характеристики человека
Несводимость
человек несводим к своему биологическому виду: может жить почти в любом климате, любых географических условиях, приспосабливается к любой пище, человек не совпадает ни с одной своей телесной или психологической особенностью, ни с профессией - он всегда выше, значительнее любого своего дела. Это признак его универсальности, возможность свободы.
Непредопределенность
Внешняя зависимость (например, от природы)не должна порождать внутреннюю. 
Незаменимость и неповторимость
выражается в том, что человек должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир.
Невыразимость
Человека нельзя изучать объективно как некий внешний предмет. Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества
Описание слайда:
Основные характеристики человека Несводимость человек несводим к своему биологическому виду: может жить почти в любом климате, любых географических условиях, приспосабливается к любой пище, человек не совпадает ни с одной своей телесной или психологической особенностью, ни с профессией - он всегда выше, значительнее любого своего дела. Это признак его универсальности, возможность свободы. Непредопределенность Внешняя зависимость (например, от природы)не должна порождать внутреннюю. Незаменимость и неповторимость выражается в том, что человек должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир. Невыразимость Человека нельзя изучать объективно как некий внешний предмет. Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества

Слайд 10





Теоретические концепции человека
Объективистские
Описание слайда:
Теоретические концепции человека Объективистские

Слайд 11





Антропосоциогенез
Появление человека – случайная мутация или закономерный итог эволюции живых существ?
Эволюционная теория Ч. Дарвина: эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Критика: мутационная теория эволюции (Хуго де Фриз)
Трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса включила социальный фактор - трудовую деятельность. Производство орудий труда становятся специфическим способом жизнедеятельности человека, который воспроизводит общественные отношения.
Э. Кассирер – символьная деятельность. "Культурная работа" заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд. Находки: предметы религиозного культа или образцы примитивного искусства.
Описание слайда:
Антропосоциогенез Появление человека – случайная мутация или закономерный итог эволюции живых существ? Эволюционная теория Ч. Дарвина: эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Критика: мутационная теория эволюции (Хуго де Фриз) Трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса включила социальный фактор - трудовую деятельность. Производство орудий труда становятся специфическим способом жизнедеятельности человека, который воспроизводит общественные отношения. Э. Кассирер – символьная деятельность. "Культурная работа" заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд. Находки: предметы религиозного культа или образцы примитивного искусства.

Слайд 12





«Первым человеком» является сообщество людей
«Человек вошел бесшумно…. он шел столь тихо, что когда мы начинаем его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет — от Мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Он уже добывает огонь»
												Т. де Шарден
Единство биологической и социальной природы человека
Антропогенез – нелинейный процесс
Описание слайда:
«Первым человеком» является сообщество людей «Человек вошел бесшумно…. он шел столь тихо, что когда мы начинаем его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет — от Мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Он уже добывает огонь» Т. де Шарден Единство биологической и социальной природы человека Антропогенез – нелинейный процесс

Слайд 13





А возник ли человек?
Ф. Ницше: в массе своей люди всё еще супершимпанзе.
Единственными представителями истинной человечности являются лишь философы, художники и святые. 
Большинство людей - это слишком люди, погруженные в свои мелочные дела и заботы, в то время как они должны стремиться к сверхчеловеческому, к тем сверхчеловеческим (значит, не животным) качествам, которыми обладают философы или святые
Надо, чтобы человек смотрел на себя как на неудавшееся произведение природы, но вместе с тем как на свидетельство величайших намерений этой художницы
Описание слайда:
А возник ли человек? Ф. Ницше: в массе своей люди всё еще супершимпанзе. Единственными представителями истинной человечности являются лишь философы, художники и святые. Большинство людей - это слишком люди, погруженные в свои мелочные дела и заботы, в то время как они должны стремиться к сверхчеловеческому, к тем сверхчеловеческим (значит, не животным) качествам, которыми обладают философы или святые Надо, чтобы человек смотрел на себя как на неудавшееся произведение природы, но вместе с тем как на свидетельство величайших намерений этой художницы

Слайд 14





Биосоциальная природа человека
Описание слайда:
Биосоциальная природа человека

Слайд 15





Роль наследственности и среды в развитии человека
биологические задатки, кодируемые в генах;
среда (социальная и природная);
деятельность индивида;	
ум (сознание, мышление).
Коэволюция - взаимодействие биологического и социального в развитии человека и общества 
Биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме.
Описание слайда:
Роль наследственности и среды в развитии человека биологические задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность индивида; ум (сознание, мышление). Коэволюция - взаимодействие биологического и социального в развитии человека и общества Биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме.

Слайд 16





Панбиологизм
Теория Т. Мальтуса (XVIII в. )
Социал-дарвинизм
Социобиология
Евгеника
Описание слайда:
Панбиологизм Теория Т. Мальтуса (XVIII в. ) Социал-дарвинизм Социобиология Евгеника

Слайд 17





Пансоциологизм
«Я установлю законы, приняв в расчет все то, что наиболее полезно всему государству и всему роду в целом. Этой цели я справедливо подчиню интересы каждого отдельного гражданина» Платон
«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» К. Маркс
Описание слайда:
Пансоциологизм «Я установлю законы, приняв в расчет все то, что наиболее полезно всему государству и всему роду в целом. Этой цели я справедливо подчиню интересы каждого отдельного гражданина» Платон «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» К. Маркс

Слайд 18





Индивид и личность
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Индивид характеризуется как доличностное существо, носитель предметно-традиционного действия и слитного родового сознания. Этот тип является доминирующим на заре формирования человечества, но имеет и широкое распространение в современном обществе. Индивид — это массовидное существо, то есть человек, который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры. 
Личность — это полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Фундаментальное качество человеческой личности — свобода. Человека делает личностью его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность
Описание слайда:
Индивид и личность Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Индивид характеризуется как доличностное существо, носитель предметно-традиционного действия и слитного родового сознания. Этот тип является доминирующим на заре формирования человечества, но имеет и широкое распространение в современном обществе. Индивид — это массовидное существо, то есть человек, который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры. Личность — это полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Фундаментальное качество человеческой личности — свобода. Человека делает личностью его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность

Слайд 19





Социализация
процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется прежде всего через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности).
Современная наука выделяет три важнейших фактора, влияющих на формирование личности: генетическую наследственность, культурную среду и обстоятельства жизни.
Описание слайда:
Социализация процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется прежде всего через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности). Современная наука выделяет три важнейших фактора, влияющих на формирование личности: генетическую наследственность, культурную среду и обстоятельства жизни.

Слайд 20





Сущность человека
В основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства.  С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие. Речь идет именно о всей совокупности общественных отношений: материальных и идеальных (идеологических), настоящих и прошлых. Из этого  следует, что человека надо понимать не вульгарно-материалистически, не идеалистически, не дуалистически, а диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к ≪экономическому человеку≫ или только к ≪человеку разумному≫, или к ≪человеку играющему≫ и т.д. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно.
Описание слайда:
Сущность человека В основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие. Речь идет именно о всей совокупности общественных отношений: материальных и идеальных (идеологических), настоящих и прошлых. Из этого следует, что человека надо понимать не вульгарно-материалистически, не идеалистически, не дуалистически, а диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к ≪экономическому человеку≫ или только к ≪человеку разумному≫, или к ≪человеку играющему≫ и т.д. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно.

Слайд 21





Сущность и существование человека
Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений.
Человек не сводится к своей сущности. И если сущность человека — это общая характеристика рода человек, то существование каждого индивида всегда индивидуально в своем конкретно-эмпирическом выражении и не исчерпывается сущностью.
Описание слайда:
Сущность и существование человека Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. Человек не сводится к своей сущности. И если сущность человека — это общая характеристика рода человек, то существование каждого индивида всегда индивидуально в своем конкретно-эмпирическом выражении и не исчерпывается сущностью.

Слайд 22





Сущность и существование человека
Описание слайда:
Сущность и существование человека

Слайд 23





Экзистенциализм – философия существования
Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесенное с трансценденцией, т.е. выходом человека за рамки индивидуально-реального, посюстороннего мира. С точки зрения этой философии существование — это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому в экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Индивид — это личность, общество — это безличность. Подлинное существование связывается с индивидуальным бытием личности, ее свободой и стремлением к трансценденции. Не подлинное существование — это бытие в обществе, стремление утвердиться в нем и принять его законы. 
И лишь перед лицом смерти, в ≪пограничной ситуации≫ обнаруживается, что в жизни человека было подлинно, а что нет.
Описание слайда:
Экзистенциализм – философия существования Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесенное с трансценденцией, т.е. выходом человека за рамки индивидуально-реального, посюстороннего мира. С точки зрения этой философии существование — это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому в экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Индивид — это личность, общество — это безличность. Подлинное существование связывается с индивидуальным бытием личности, ее свободой и стремлением к трансценденции. Не подлинное существование — это бытие в обществе, стремление утвердиться в нем и принять его законы. И лишь перед лицом смерти, в ≪пограничной ситуации≫ обнаруживается, что в жизни человека было подлинно, а что нет.

Слайд 24





Свобода и ответственность
Свобода становится бременем, непосиль­ным для человека. Почему для одних свобода – заветная цель, а для других – угроза?
Постановка и пути решения этой проблемы в истории философии связаны с духом эпохи, со спецификой того или иного периода в жизни человечества и объектив­но существующей тенденцией обособления личности, увеличения ее само­стоятельности и независимости.
Описание слайда:
Свобода и ответственность Свобода становится бременем, непосиль­ным для человека. Почему для одних свобода – заветная цель, а для других – угроза? Постановка и пути решения этой проблемы в истории философии связаны с духом эпохи, со спецификой того или иного периода в жизни человечества и объектив­но существующей тенденцией обособления личности, увеличения ее само­стоятельности и независимости.

Слайд 25





Развитие представлений о свободе
Социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния единства с природой. Человек осознавал себя как существо, отдельное от окружающего мира и от других людей. Эта свобода была крайне неразвита, осущест­влялась лишь в незначительных пределах, а потому весьма смутно осо­знавалась.
Античные философы заметили эту двойственность поло­жения человека: с одной стороны, человек как часть Вселенной, как микрокосм должен подчиняться ее законам; с другой – очевид­ным был факт свободы человека. Идея подчинения человека законам кос­мического миропорядка четко прослеживается в учениях Гераклита, Демок­рита, Эпикура. Мудрец не должен слушаться закона, но жить свободно (Демокрит).
В средневековье проблема свободы приобретает форму соотношения божественной предопределенности и свободы воли. Необходимо выяснить природу зла – входило ли оно в план творения, или это результат свободной деятельности че­ловека? Зло не нарушает гармонии мира, оно необходимо для нее (Августин). 
Человеческая воля на­ходится посередине между богом и сатаной: если вселится в нее бог, она хочет и шествует, как бог, если же сатана – то как сатана (Лютер)
Описание слайда:
Развитие представлений о свободе Социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния единства с природой. Человек осознавал себя как существо, отдельное от окружающего мира и от других людей. Эта свобода была крайне неразвита, осущест­влялась лишь в незначительных пределах, а потому весьма смутно осо­знавалась. Античные философы заметили эту двойственность поло­жения человека: с одной стороны, человек как часть Вселенной, как микрокосм должен подчиняться ее законам; с другой – очевид­ным был факт свободы человека. Идея подчинения человека законам кос­мического миропорядка четко прослеживается в учениях Гераклита, Демок­рита, Эпикура. Мудрец не должен слушаться закона, но жить свободно (Демокрит). В средневековье проблема свободы приобретает форму соотношения божественной предопределенности и свободы воли. Необходимо выяснить природу зла – входило ли оно в план творения, или это результат свободной деятельности че­ловека? Зло не нарушает гармонии мира, оно необходимо для нее (Августин). Человеческая воля на­ходится посередине между богом и сатаной: если вселится в нее бог, она хочет и шествует, как бог, если же сатана – то как сатана (Лютер)

Слайд 26





Развитие представлений о свободе
Новое время: с развитием наук укрепляют свои позиции философские направления, отрицающие существование свободы. Существование наук стало возможным только потому, что мы признаем принцип детерминизма.
XIX век: свобода и необходимость исследуются в историческом плане (Кант, Гегель, Шеллинг). Для них свобода – не свобода отдель­ного индивида, а свобода рода, человечества, общества, а необходи­мость – историческая закономерность человеческой истории. Свобода действующего в истории субъекта через результаты его деятельности становится необходимостью. 
«Во всемирной истории посредством действий людей получаются вообще несколько иные резуль­таты, чем те, к которым эти люди стремятся и которых они желают. Люди осуществляют свои интересы, но благодаря этому содержится в них то, что ими не сознавалось и не входило в их наме­рения».
																 Гегель
Описание слайда:
Развитие представлений о свободе Новое время: с развитием наук укрепляют свои позиции философские направления, отрицающие существование свободы. Существование наук стало возможным только потому, что мы признаем принцип детерминизма. XIX век: свобода и необходимость исследуются в историческом плане (Кант, Гегель, Шеллинг). Для них свобода – не свобода отдель­ного индивида, а свобода рода, человечества, общества, а необходи­мость – историческая закономерность человеческой истории. Свобода действующего в истории субъекта через результаты его деятельности становится необходимостью. «Во всемирной истории посредством действий людей получаются вообще несколько иные резуль­таты, чем те, к которым эти люди стремятся и которых они желают. Люди осуществляют свои интересы, но благодаря этому содержится в них то, что ими не сознавалось и не входило в их наме­рения». Гегель

Слайд 27





Развитие представлений о свободе
Маркс продолжает традицию Спинозы и Ге­геля в понимании свободы как познанной необходимости: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и пере­шли от прошлого».
ХХ век: экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер). Свобода есть независимость и определяемость личности «изнутри»; свобода – это выбор своей самости, ибо выби­рая, я есть. Таким образом, человек не может не выбирать, то есть он не может освободиться от своей свободы.  Человек оказывается «пригово­ренным к свободе» (Сартр), не человек обладает свободой, а свобода вла­деет человеком (Хайдеггер), все в человеческой жизни должно пройти че­рез испытание свободой (Бердяев). Быть личностью, быть свободным – труд­но, это значит взять на себя непосильное бремя
Описание слайда:
Развитие представлений о свободе Маркс продолжает традицию Спинозы и Ге­геля в понимании свободы как познанной необходимости: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и пере­шли от прошлого». ХХ век: экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер). Свобода есть независимость и определяемость личности «изнутри»; свобода – это выбор своей самости, ибо выби­рая, я есть. Таким образом, человек не может не выбирать, то есть он не может освободиться от своей свободы. Человек оказывается «пригово­ренным к свободе» (Сартр), не человек обладает свободой, а свобода вла­деет человеком (Хайдеггер), все в человеческой жизни должно пройти че­рез испытание свободой (Бердяев). Быть личностью, быть свободным – труд­но, это значит взять на себя непосильное бремя

Слайд 28





Развитие представлений о свободе
Прогресс сво­боды всегда сопровождается растущей изоляцией индивидов, разрывом связей, утратой идентичности с остальными людьми. И, как след­ствие – одиночество, отчужденность и вражда (Э. Фромм).
Цель человека – не вырваться из-под власти необходимости, а освободиться от свободы, которая держит его в своих тисках.
Итак, в ходе исторического развития человек становится все более   свободным – экономически, политически, духовно. Но вместе с тем возрастает и его зависимость от экономических, политических и духовных факторов. Увеличение степени свободы человека поднимает проблему его ответственности.
Описание слайда:
Развитие представлений о свободе Прогресс сво­боды всегда сопровождается растущей изоляцией индивидов, разрывом связей, утратой идентичности с остальными людьми. И, как след­ствие – одиночество, отчужденность и вражда (Э. Фромм). Цель человека – не вырваться из-под власти необходимости, а освободиться от свободы, которая держит его в своих тисках. Итак, в ходе исторического развития человек становится все более свободным – экономически, политически, духовно. Но вместе с тем возрастает и его зависимость от экономических, политических и духовных факторов. Увеличение степени свободы человека поднимает проблему его ответственности.

Слайд 29





Проблема смысла жизни
Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени.
Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. (Эпикурейцы)
Общественная значимость человеческого бытия. Человек живет среди людей: окружающих, близких и далеких. И в связи с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, память о себе.
Описание слайда:
Проблема смысла жизни Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени. Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. (Эпикурейцы) Общественная значимость человеческого бытия. Человек живет среди людей: окружающих, близких и далеких. И в связи с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, память о себе.

Слайд 30





Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
			Вопросы????
Описание слайда:
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Вопросы????



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию