🗊Презентация Петр Абеляр (1079-1142)

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Петр Абеляр (1079-1142), слайд №1Петр Абеляр (1079-1142), слайд №2Петр Абеляр (1079-1142), слайд №3Петр Абеляр (1079-1142), слайд №4Петр Абеляр (1079-1142), слайд №5Петр Абеляр (1079-1142), слайд №6Петр Абеляр (1079-1142), слайд №7Петр Абеляр (1079-1142), слайд №8Петр Абеляр (1079-1142), слайд №9Петр Абеляр (1079-1142), слайд №10Петр Абеляр (1079-1142), слайд №11Петр Абеляр (1079-1142), слайд №12Петр Абеляр (1079-1142), слайд №13Петр Абеляр (1079-1142), слайд №14Петр Абеляр (1079-1142), слайд №15Петр Абеляр (1079-1142), слайд №16Петр Абеляр (1079-1142), слайд №17Петр Абеляр (1079-1142), слайд №18Петр Абеляр (1079-1142), слайд №19Петр Абеляр (1079-1142), слайд №20Петр Абеляр (1079-1142), слайд №21Петр Абеляр (1079-1142), слайд №22Петр Абеляр (1079-1142), слайд №23Петр Абеляр (1079-1142), слайд №24

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Петр Абеляр (1079-1142). Доклад-сообщение содержит 24 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Петр Абеляр  (1079-1142)
Описание слайда:
Петр Абеляр (1079-1142)

Слайд 2






История жизни: Петр Абеляр  (1079-1142)

Петр Абеляр  (1079-1142)
родился в 1079 году в деревне Пале близ города Нанта в благородной рыцарской семье бретонского феодала Беренгера.
В 1094-1098 гг. учился логике и богословию у Росцелина из Компьени 
В 1099 отправился в Париж, где начал обучение у Гийома де Шампо — философа-богослова, являвшегося одним из самых ярких представителей реализма
После расхождения с  Гийомом из Шампо открывает  свою собственную школу в Мелюне (1102 г.). 
Воодушевившись быстрым успехом, своего учения  он перебирается поближе к Парижу, где уже в 1114 году возглавил факультет школы Нотр-Дам.
Описание слайда:
История жизни: Петр Абеляр (1079-1142) Петр Абеляр (1079-1142) родился в 1079 году в деревне Пале близ города Нанта в благородной рыцарской семье бретонского феодала Беренгера. В 1094-1098 гг. учился логике и богословию у Росцелина из Компьени В 1099 отправился в Париж, где начал обучение у Гийома де Шампо — философа-богослова, являвшегося одним из самых ярких представителей реализма После расхождения с Гийомом из Шампо открывает свою собственную школу в Мелюне (1102 г.). Воодушевившись быстрым успехом, своего учения он перебирается поближе к Парижу, где уже в 1114 году возглавил факультет школы Нотр-Дам.

Слайд 3





Абеляр и Элоиза: История любви.
В 1117 году, когда ему было 38 лет, он познакомился с Элоизой, 17-летней девушкой (ее дядя Фульбер, каноник Парижского университета, пригласил Абеляра к ней в качестве преподавателя). Абеляр влюбился в Элоизу. 
Дядя требовал, чтобы Абеляр женился на Элоизе. 
Но Абеляр переправил Элоизу в Бретань, в отчий дом в Пале. Там она родила сына Петра Астролябия (1118-около 1157) и, хоть и не желая этого, втайне повенчалась. Фульбер заранее дал согласие. 
Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. 
Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. 
После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантейле.
Описание слайда:
Абеляр и Элоиза: История любви. В 1117 году, когда ему было 38 лет, он познакомился с Элоизой, 17-летней девушкой (ее дядя Фульбер, каноник Парижского университета, пригласил Абеляра к ней в качестве преподавателя). Абеляр влюбился в Элоизу. Дядя требовал, чтобы Абеляр женился на Элоизе. Но Абеляр переправил Элоизу в Бретань, в отчий дом в Пале. Там она родила сына Петра Астролябия (1118-около 1157) и, хоть и не желая этого, втайне повенчалась. Фульбер заранее дал согласие. Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантейле.

Слайд 4





Абеляр и Элоиза: История любви.
В 1117 году, когда ему было 38 лет, он познакомился с Элоизой, 17-летней девушкой .
Ее дядя Фульбер, каноник собора Нотр-Дам, пригласил Абеляра к ней в качестве преподавателя. Абеляр влюбился в Элоизу. 
Абеляр самовлюбленно описывает себя: «репутация моя тогда была такова, и я был наделен тогда такими прелестями молодости и красоты, что полагал, будто могу не опасаться отказа, какую бы женщину я ни удостоил своей любовью». Слава оказала на философа свое пагубное влияние. «Меня пожирала лихорадка гордыни и сладострастия» — признавался он в своих мемуарах.
«Моя длань не ищет мою указку, и я с грозным видом не вопрошаю, к какой части речи относится то или иное слово; пусть ученики мои забросят подальше свои таблички, лучше попытаемся понять, как следует играть с женским родом вне зависимости от того, к какому из склонений, к первому или третьему, относится слово. Проспрягаем в настоящем времени глагол первого спряжения: я люблю, ты любишь, он любит; почаще будем повторять урок; устроим школу под сенью дерева и будем в ней учиться. Книга — это лицо девушки, и нам надо прочитать эту книгу, еще совсем свежую, нетронутую».
Описание слайда:
Абеляр и Элоиза: История любви. В 1117 году, когда ему было 38 лет, он познакомился с Элоизой, 17-летней девушкой . Ее дядя Фульбер, каноник собора Нотр-Дам, пригласил Абеляра к ней в качестве преподавателя. Абеляр влюбился в Элоизу. Абеляр самовлюбленно описывает себя: «репутация моя тогда была такова, и я был наделен тогда такими прелестями молодости и красоты, что полагал, будто могу не опасаться отказа, какую бы женщину я ни удостоил своей любовью». Слава оказала на философа свое пагубное влияние. «Меня пожирала лихорадка гордыни и сладострастия» — признавался он в своих мемуарах. «Моя длань не ищет мою указку, и я с грозным видом не вопрошаю, к какой части речи относится то или иное слово; пусть ученики мои забросят подальше свои таблички, лучше попытаемся понять, как следует играть с женским родом вне зависимости от того, к какому из склонений, к первому или третьему, относится слово. Проспрягаем в настоящем времени глагол первого спряжения: я люблю, ты любишь, он любит; почаще будем повторять урок; устроим школу под сенью дерева и будем в ней учиться. Книга — это лицо девушки, и нам надо прочитать эту книгу, еще совсем свежую, нетронутую».

Слайд 5





Абеляр и Элоиза: История любви.
В 1117 году, когда ему было 38 лет, он познакомился с Элоизой, 17-летней девушкой (ее дядя Фульбер, каноник Парижского университета, пригласил Абеляра к ней в качестве преподавателя). Абеляр влюбился в Элоизу. 
Дядя требовал, чтобы Абеляр женился на Элоизе. 
Но Абеляр переправил Элоизу в Бретань, в отчий дом в Пале. Там она родила сына Петра Астролябия (1118-около 1157) и, хоть и не желая этого, втайне повенчалась. Фульбер заранее дал согласие. 
Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. 
Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. 
После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантейле.
Описание слайда:
Абеляр и Элоиза: История любви. В 1117 году, когда ему было 38 лет, он познакомился с Элоизой, 17-летней девушкой (ее дядя Фульбер, каноник Парижского университета, пригласил Абеляра к ней в качестве преподавателя). Абеляр влюбился в Элоизу. Дядя требовал, чтобы Абеляр женился на Элоизе. Но Абеляр переправил Элоизу в Бретань, в отчий дом в Пале. Там она родила сына Петра Астролябия (1118-около 1157) и, хоть и не желая этого, втайне повенчалась. Фульбер заранее дал согласие. Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантейле.

Слайд 6





…Любовь закрыла нам глаза. Наслаждение учить ее любви превосходило тончайшее благоухание всех прекраснейших ароматов мира… 

…Любовь – одно из зол, которое нельзя скрыть: одно слово, один нескромный взгляд, иногда даже молчание выдают ее.

…Надобно хранить истину в тайне, дабы избежать ее опошления.

Пьер Абеляр
Описание слайда:
…Любовь закрыла нам глаза. Наслаждение учить ее любви превосходило тончайшее благоухание всех прекраснейших ароматов мира… …Любовь – одно из зол, которое нельзя скрыть: одно слово, один нескромный взгляд, иногда даже молчание выдают ее. …Надобно хранить истину в тайне, дабы избежать ее опошления. Пьер Абеляр

Слайд 7





История жизни: Петр Абеляр  (1079-1142)
В 1118 г. Абеляр возобновил свои лекции. 
Но в 1121 г. его учение о Св. Троице было осуждено Церковью на Суассонском Соборе. 
Покинув Сен-Дени, Абеляр уединился в местечке Ножан-сюр-Сен в Шампани, здесь он построил часовню и дал ей название «Параклет». (Утешитель).
В 1125 -1132 гг. Абеляр был аббатом монастыря св. Гильдазия Рюисского в Бретани, но в 1136 г. снова вернулся в Париж, где возобновил чтение лекций в школе на холме св. Женевьевы. 
Конфликт со св. Бернардом Клервоским привел к вторичному осуждению 19 положений учения А. на Сансском Соборе в 1140. 
Абеляр удалился в Клюни, где умер в монастыре Сен-Марсель-сюр-Сон в 1142 году в Жак-Марине.
Тело Абеляра перевезли в Параклет, а затем похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже. Рядом с ним затем была похоронена его возлюбленная Элоиза, которая умерла в 1164 году.
Описание слайда:
История жизни: Петр Абеляр (1079-1142) В 1118 г. Абеляр возобновил свои лекции. Но в 1121 г. его учение о Св. Троице было осуждено Церковью на Суассонском Соборе. Покинув Сен-Дени, Абеляр уединился в местечке Ножан-сюр-Сен в Шампани, здесь он построил часовню и дал ей название «Параклет». (Утешитель). В 1125 -1132 гг. Абеляр был аббатом монастыря св. Гильдазия Рюисского в Бретани, но в 1136 г. снова вернулся в Париж, где возобновил чтение лекций в школе на холме св. Женевьевы. Конфликт со св. Бернардом Клервоским привел к вторичному осуждению 19 положений учения А. на Сансском Соборе в 1140. Абеляр удалился в Клюни, где умер в монастыре Сен-Марсель-сюр-Сон в 1142 году в Жак-Марине. Тело Абеляра перевезли в Параклет, а затем похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже. Рядом с ним затем была похоронена его возлюбленная Элоиза, которая умерла в 1164 году.

Слайд 8





Сочинения:  Философские и логические
Логика для начинающих, («Logica ingredientibus» 1114) представляет собой комментарий к соч. Порфирия «Введение к «Категориям Аристотеля»» и Боэция «Комментарий к «Введению Порфирия»» и гл. обр. посвящена проблеме универсалий. 
Диалектика  («Dialectica» , 1118-1134) посвящена анализу логических сочинений Аристотеля, Порфирия и Боэция.
Иерархия разума по Абеляру 
1. Божественный разум
2. Диалектический разум человека
3. Обычный разум человека
Диалектический разум  человека вправе сомневаться в Св. Писании. Он может понимать христианские истины, которые обычному разуму кажутся абсурдными, например, триединство Бога.
Описание слайда:
Сочинения: Философские и логические Логика для начинающих, («Logica ingredientibus» 1114) представляет собой комментарий к соч. Порфирия «Введение к «Категориям Аристотеля»» и Боэция «Комментарий к «Введению Порфирия»» и гл. обр. посвящена проблеме универсалий. Диалектика («Dialectica» , 1118-1134) посвящена анализу логических сочинений Аристотеля, Порфирия и Боэция. Иерархия разума по Абеляру 1. Божественный разум 2. Диалектический разум человека 3. Обычный разум человека Диалектический разум человека вправе сомневаться в Св. Писании. Он может понимать христианские истины, которые обычному разуму кажутся абсурдными, например, триединство Бога.

Слайд 9





Сочинения:  теологические 
Введение в теологию
 Он утверждал: что христианская вера нуждается в укреплении ее доводами разума; что «глубины философии» облегчают понимание христианской веры и что светская литература и книги «язычников», т.е. античных философов и писателей не только приводят к лучшему пониманию священного писания, но и помогают утвердить его истину.
Описание слайда:
Сочинения: теологические Введение в теологию Он утверждал: что христианская вера нуждается в укреплении ее доводами разума; что «глубины философии» облегчают понимание христианской веры и что светская литература и книги «язычников», т.е. античных философов и писателей не только приводят к лучшему пониманию священного писания, но и помогают утвердить его истину.

Слайд 10





Есть правила без исключений, как, например: в любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание.
©Пьер Абеляр
Описание слайда:
Есть правила без исключений, как, например: в любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание. ©Пьер Абеляр

Слайд 11





Сочинения:  теологические 
Sic et Non ("Да и Нет"), состоит из огромного количества цитат, которые Абеляр выбрал из произведений различных церковных авторов, дававших на одни и те же вопросы прямо противоположные ответы 
В Sic et Non противоречащие друг другу или несовместимые утверждения обычно приводятся без какой бы то ни было попытки их гармонического соединения и передал этот труд непосредственно своим ученикам, указывая, что путем к отысканию истины является «сомнение». 
Абеляр рассматривал труды различных церковных писателей не как выражение абсолютной и незыблемой истины, а как сочинения, в которых встречаются и неточности, и ошибки, и прямые противоречия. 
Сколь велик ни был авторитет того или иного автора, утверждал Абеляр, разум имеет право отклонять все ошибочное, не подвергаясь за это упрекам.
Описание слайда:
Сочинения: теологические Sic et Non ("Да и Нет"), состоит из огромного количества цитат, которые Абеляр выбрал из произведений различных церковных авторов, дававших на одни и те же вопросы прямо противоположные ответы В Sic et Non противоречащие друг другу или несовместимые утверждения обычно приводятся без какой бы то ни было попытки их гармонического соединения и передал этот труд непосредственно своим ученикам, указывая, что путем к отысканию истины является «сомнение». Абеляр рассматривал труды различных церковных писателей не как выражение абсолютной и незыблемой истины, а как сочинения, в которых встречаются и неточности, и ошибки, и прямые противоречия. Сколь велик ни был авторитет того или иного автора, утверждал Абеляр, разум имеет право отклонять все ошибочное, не подвергаясь за это упрекам.

Слайд 12






Сочинение:  «Познай самого себя»
 
Абеляр  различал понятия порока (vitium), греха (peccatum) и злодеяния (actio mala). 
Порок - это естественная человеческая склонность, влекущая человека ко греху. Его собственно еще нельзя назвать грехом, но лишь предпосылкой греха. 
Грех же состоит в согласии (consentio, intentio) на эту склонность вне зависимости от того, последует ли за этим реальное действие. 
Осуществление этого желания (собственно злодеяние) ничего не добавляет ни к вине, ни к Божественному осуждению. 
Поэтому А. считал, что нравственный характер поступка всецело зависит от субъективного намерения действующего. 
В конце концов всякий грех состоит в презрении Бога, в согласии на недолжное, на то, что ради Бога не следует совершать.
Описание слайда:
Сочинение: «Познай самого себя» Абеляр различал понятия порока (vitium), греха (peccatum) и злодеяния (actio mala). Порок - это естественная человеческая склонность, влекущая человека ко греху. Его собственно еще нельзя назвать грехом, но лишь предпосылкой греха. Грех же состоит в согласии (consentio, intentio) на эту склонность вне зависимости от того, последует ли за этим реальное действие. Осуществление этого желания (собственно злодеяние) ничего не добавляет ни к вине, ни к Божественному осуждению. Поэтому А. считал, что нравственный характер поступка всецело зависит от субъективного намерения действующего. В конце концов всякий грех состоит в презрении Бога, в согласии на недолжное, на то, что ради Бога не следует совершать.

Слайд 13






Сочинение:  «Познай самого себя»
 
О грехе можно говорить, когда человек уступает злу или, точнее, не воздерживается от действия, которое не должен совершать. 
Если спросят, что значит уступать злу, следует ответить: это значит действовать, пренебрегая божественной волей. 
неведение божественной воли делает невозможными виновность или греховность: человек не виновен в презрении к Богу, если противоречит истине по неведению или не поступает против своей совести
Грех состоит, в извращенной воле, во внутреннем презрении или равнодушии к божественной воле, тогда как хороший поступок предполагает внутреннее уважение к божественной воле. 
Если палач, повинуясь закону, вешает человека из уважения к справедливости и праву, его внешнее действие таково же, как если бы он повесил человека по мотивам личной мести или неприязни. Различие привносится именно намерением.
Описание слайда:
Сочинение: «Познай самого себя» О грехе можно говорить, когда человек уступает злу или, точнее, не воздерживается от действия, которое не должен совершать. Если спросят, что значит уступать злу, следует ответить: это значит действовать, пренебрегая божественной волей. неведение божественной воли делает невозможными виновность или греховность: человек не виновен в презрении к Богу, если противоречит истине по неведению или не поступает против своей совести Грех состоит, в извращенной воле, во внутреннем презрении или равнодушии к божественной воле, тогда как хороший поступок предполагает внутреннее уважение к божественной воле. Если палач, повинуясь закону, вешает человека из уважения к справедливости и праву, его внешнее действие таково же, как если бы он повесил человека по мотивам личной мести или неприязни. Различие привносится именно намерением.

Слайд 14





Диалог между философом, иудеем и христианином
"Диалог между философом, иудеем и христианином»  1141–1142 годах
Начинается этот «Диалог» с рассказа Абеляра о том, что ему приснился сон, будто бы к нему обратились три мужа-философ, иудей и христианин -  с просьбою разрешить их спор: Какая из исповедуемых ими религий является наилучшей? 
Абеляр охотно согласился выслушать соображения каждого, заявив, что ни одно учение не является до такой степени ложным, чтобы не заключать в себе какой-нибудь истины. 
В соответствии с этим положением, как бы определяющим направление всего трактата, Абеляр и излагает далее свое понимание иудейской и христианской религий, а также естественного закона( т.е. предписаний разума) -у философа.
Описание слайда:
Диалог между философом, иудеем и христианином "Диалог между философом, иудеем и христианином» 1141–1142 годах Начинается этот «Диалог» с рассказа Абеляра о том, что ему приснился сон, будто бы к нему обратились три мужа-философ, иудей и христианин - с просьбою разрешить их спор: Какая из исповедуемых ими религий является наилучшей? Абеляр охотно согласился выслушать соображения каждого, заявив, что ни одно учение не является до такой степени ложным, чтобы не заключать в себе какой-нибудь истины. В соответствии с этим положением, как бы определяющим направление всего трактата, Абеляр и излагает далее свое понимание иудейской и христианской религий, а также естественного закона( т.е. предписаний разума) -у философа.

Слайд 15





Диалог между философом, иудеем и христианином
"Диалоге …" Абеляр проповедует идею веротерпимости. 
Он доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может считать, что оно единственно истинная религия. 
Только философия может достичь истины; она направляется естественным законам, свободным от всевозможных священных авторитетов. Этот закон - совесть.
В «Диалоге» Абеляр высказывает те же самые мысли по поводу разума и церковных «авторитетов», которые были им развиты в «Прологе» к «Да или Нет». Более того, Абеляр заставляет в «Диалоге» соглашаться с этими мыслями и христианина, который, казалось, был бы обязан самым решительным образом выступить против подобных антицерковных утверждений.
Описание слайда:
Диалог между философом, иудеем и христианином "Диалоге …" Абеляр проповедует идею веротерпимости. Он доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может считать, что оно единственно истинная религия. Только философия может достичь истины; она направляется естественным законам, свободным от всевозможных священных авторитетов. Этот закон - совесть. В «Диалоге» Абеляр высказывает те же самые мысли по поводу разума и церковных «авторитетов», которые были им развиты в «Прологе» к «Да или Нет». Более того, Абеляр заставляет в «Диалоге» соглашаться с этими мыслями и христианина, который, казалось, был бы обязан самым решительным образом выступить против подобных антицерковных утверждений.

Слайд 16





Другие сочинения Абеляра
Гимны и молитвы:  До нас дошла мелодия лишь одного из них - субботнего гимна «O quanta qualia». А. также принадлежат 6 «Плачей». 

Письма: к Элоизе, Бернарду Клервоскому и др. лицам. 
«Historia calamitatum mearum» (История моих бедствий, 1135-1136). Абеляр, решил обратиться с подробным рассказом о бедствиях своей жизни ко всем тем, кто мог оказать ему помощь в предстоящей борьбе с врагами или просто выразить сочувствие. 
Поэтому, рассказав в «Истории моих бедствий» о коварных, завистливых и невежественных противниках, обрисовав в самых черных красках монахов тех монастырей, в которых ему довелось жить и в то же время подробно описав свою прежнюю плодотворную деятельность в качестве магистра «свободных искусств», Абеляр переслал свое сочинение друзьям, после чего оно и получило широкое распространение по всей Франции.
Описание слайда:
Другие сочинения Абеляра Гимны и молитвы: До нас дошла мелодия лишь одного из них - субботнего гимна «O quanta qualia». А. также принадлежат 6 «Плачей». Письма: к Элоизе, Бернарду Клервоскому и др. лицам. «Historia calamitatum mearum» (История моих бедствий, 1135-1136). Абеляр, решил обратиться с подробным рассказом о бедствиях своей жизни ко всем тем, кто мог оказать ему помощь в предстоящей борьбе с врагами или просто выразить сочувствие. Поэтому, рассказав в «Истории моих бедствий» о коварных, завистливых и невежественных противниках, обрисовав в самых черных красках монахов тех монастырей, в которых ему довелось жить и в то же время подробно описав свою прежнюю плодотворную деятельность в качестве магистра «свободных искусств», Абеляр переслал свое сочинение друзьям, после чего оно и получило широкое распространение по всей Франции.

Слайд 17





Вера и разум.  Понимаю, чтобы верить 

В отличие от Блж. Августина и Св. Ансельма Кентерберийского Абеляр считал, что разумное осознание предмета веры должно быть ее предварительным условием, ибо нельзя верить в то, что не было уже понято. Все основные истины христ. учения должны быть предварительно доказаны, исходя из разума. 
Он считал безусловной лишь непогрешимость и истинность Священного Писания.  Теологические размышления отцов Церкви подвергал радикальному сомнению. 
Отрицал сверхразумность христ. Догматов: Догматы о бытии Бога, Его природе и даже Троичности Бога были известны и античным философам.
Описание слайда:
Вера и разум. Понимаю, чтобы верить В отличие от Блж. Августина и Св. Ансельма Кентерберийского Абеляр считал, что разумное осознание предмета веры должно быть ее предварительным условием, ибо нельзя верить в то, что не было уже понято. Все основные истины христ. учения должны быть предварительно доказаны, исходя из разума. Он считал безусловной лишь непогрешимость и истинность Священного Писания. Теологические размышления отцов Церкви подвергал радикальному сомнению. Отрицал сверхразумность христ. Догматов: Догматы о бытии Бога, Его природе и даже Троичности Бога были известны и античным философам.

Слайд 18





Вера и разум.  Понимаю, чтобы верить 

Абеляр выдвигал следующие положения: 
христианское вероучение должно быть «понятным»; 
нельзя принимать на веру ни одного положения, не проверив его предварительно с помощью разума; 
«невеждами» являются все те, которые восхваляют пыл веры, принимающей то, что не доказано прежде разумом. 
Таким образом, Абеляр выражал здесь точку зрения, прямо противоположную церковной, ибо официальная формула церкви гласила «верую, чтобы понимать», а не «понимаю, чтобы верить».
Описание слайда:
Вера и разум. Понимаю, чтобы верить Абеляр выдвигал следующие положения: христианское вероучение должно быть «понятным»; нельзя принимать на веру ни одного положения, не проверив его предварительно с помощью разума; «невеждами» являются все те, которые восхваляют пыл веры, принимающей то, что не доказано прежде разумом. Таким образом, Абеляр выражал здесь точку зрения, прямо противоположную церковной, ибо официальная формула церкви гласила «верую, чтобы понимать», а не «понимаю, чтобы верить».

Слайд 19





Теология Абеляра 
Антагонист Абеляра, Бернар из Клерво, говорил о нем, что для него не было тайн.
Веру Абеляр трактовал сугубо рационалистически: Разум вполне может обойтись без веры, вера же, не может обойтись без разума. 
Диалектика позволяет понять истины веры, поскольку разум проникает и освещает даже таинство. 
Троицу понимал модально, как три особенности Бога; 
Святой Дух интерпретировал с греческого как мировой дух; 
Творение считал необходимым, поскольку Бог ничего другого, кроме добра, сделать не мог.
Описание слайда:
Теология Абеляра Антагонист Абеляра, Бернар из Клерво, говорил о нем, что для него не было тайн. Веру Абеляр трактовал сугубо рационалистически: Разум вполне может обойтись без веры, вера же, не может обойтись без разума. Диалектика позволяет понять истины веры, поскольку разум проникает и освещает даже таинство. Троицу понимал модально, как три особенности Бога; Святой Дух интерпретировал с греческого как мировой дух; Творение считал необходимым, поскольку Бог ничего другого, кроме добра, сделать не мог.

Слайд 20





Учение об универсалиях. Концептуализм

Абеляр был учеником Росцелина и вначале разделял его крайне номиналистическую позицию, но вскоре от нее отошел, осознав, что общие понятия не могут быть только звуками, поскольку звук так же является единичным, как и каждая реальная вещь. 
он нашел следующее решение: универсалии не являются голосами, а представляют собой выражения (не голос, а речь). Это означало, что они принадлежат к речи, но не как обычные звуки, которые имеют некоторое значение (общие понятия, sermones или voces universales). 
Эта умеренная позиция Абеляра была в отличие от номинализма, названа сермонизмом.
Описание слайда:
Учение об универсалиях. Концептуализм Абеляр был учеником Росцелина и вначале разделял его крайне номиналистическую позицию, но вскоре от нее отошел, осознав, что общие понятия не могут быть только звуками, поскольку звук так же является единичным, как и каждая реальная вещь. он нашел следующее решение: универсалии не являются голосами, а представляют собой выражения (не голос, а речь). Это означало, что они принадлежат к речи, но не как обычные звуки, которые имеют некоторое значение (общие понятия, sermones или voces universales). Эта умеренная позиция Абеляра была в отличие от номинализма, названа сермонизмом.

Слайд 21





Учение об универсалиях. Концептуализм

Абеляр также поставил вопрос: какова в единичных вещах основа для высказывания о них общих понятий? 
Он отвечал на него следующим образом: единицы одного вида обладают общей формой, и она является основанием для того, чтобы дать этим единицам общее название. 
Универсалии, нужны для того, чтобы быть объектом выражения; им непосредственно не соответствует ни один объект, но опосредованно соответствуют те, которые являются субъектом высказывания, а они служат предикатом. 
Различение понятий, выступающих как субъект и как предикат, явилось новым мотивом, который был введен Абеляром в дискуссию об универсалиях.
Описание слайда:
Учение об универсалиях. Концептуализм Абеляр также поставил вопрос: какова в единичных вещах основа для высказывания о них общих понятий? Он отвечал на него следующим образом: единицы одного вида обладают общей формой, и она является основанием для того, чтобы дать этим единицам общее название. Универсалии, нужны для того, чтобы быть объектом выражения; им непосредственно не соответствует ни один объект, но опосредованно соответствуют те, которые являются субъектом высказывания, а они служат предикатом. Различение понятий, выступающих как субъект и как предикат, явилось новым мотивом, который был введен Абеляром в дискуссию об универсалиях.

Слайд 22






Учение об универсалиях. Концептуализм

Эти логические решения Абеляр дополнил психологическими, и они также были выдержаны в духе Аристотеля. 
Общие понятия являются не врожденными, а благоприобретенными; они являются той основой, на которую опирается ряд логических операций разума. 
Процесс познания всегда начинается с ощущения, но образы вещи, которые даются чувствами и воображением, являются только материалом для понятийного познания. 
Разум путем абстракции выделяет из них особые элементы и создает общие представления.
Описание слайда:
Учение об универсалиях. Концептуализм Эти логические решения Абеляр дополнил психологическими, и они также были выдержаны в духе Аристотеля. Общие понятия являются не врожденными, а благоприобретенными; они являются той основой, на которую опирается ряд логических операций разума. Процесс познания всегда начинается с ощущения, но образы вещи, которые даются чувствами и воображением, являются только материалом для понятийного познания. Разум путем абстракции выделяет из них особые элементы и создает общие представления.

Слайд 23





Учение об универсалиях. Концептуализм

Универсалии реально присутствуют: 
1. В единичных вещах    in re
2. В познающем уме человека   post rem
Согласно Абеляру реально существуют единичные вещи (res), которые не могут быть предикатами, 
и универсалии (общие понятия, sermones или voces universales), будучи предикатами, не имеют объективной реальности, они существуют только в божественном уме, однако они обретают статус бытия в сфере интеллектуального познания, образуя “концептуальный мир”.
Описание слайда:
Учение об универсалиях. Концептуализм Универсалии реально присутствуют: 1. В единичных вещах in re 2. В познающем уме человека post rem Согласно Абеляру реально существуют единичные вещи (res), которые не могут быть предикатами, и универсалии (общие понятия, sermones или voces universales), будучи предикатами, не имеют объективной реальности, они существуют только в божественном уме, однако они обретают статус бытия в сфере интеллектуального познания, образуя “концептуальный мир”.

Слайд 24





Литература
Тео-логические трактаты, пер. с лат. С.С. Неретиной. М., 1995. 
Абеляр Петр. История моих бедствий. Перевод с латинского В.А. Соколова и Н.А. Сидоровой. М. Издательство Академии Наук СССР. 1959г. 256 с.
Федотов Г.П. Абеляр. Пг., 1924 (переизд.: Федотов Г.П. Собр. соч. в 12 т., т. 1. М., 1996); 
Рабинович В., Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991; 
Неретина С.С., Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Петра Абеляра. М., 1994 (в серии «Пирамида». М., 1996); 
Неретина С.С. Верующий разум: к истории средневековой философии. Архангельск, 1995;
Перну Р. Элоиза и Абеляр. М., Молодая гвардия. Серия ЖЗЛ. 2005.
Описание слайда:
Литература Тео-логические трактаты, пер. с лат. С.С. Неретиной. М., 1995. Абеляр Петр. История моих бедствий. Перевод с латинского В.А. Соколова и Н.А. Сидоровой. М. Издательство Академии Наук СССР. 1959г. 256 с. Федотов Г.П. Абеляр. Пг., 1924 (переизд.: Федотов Г.П. Собр. соч. в 12 т., т. 1. М., 1996); Рабинович В., Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991; Неретина С.С., Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Петра Абеляра. М., 1994 (в серии «Пирамида». М., 1996); Неретина С.С. Верующий разум: к истории средневековой философии. Архангельск, 1995; Перну Р. Элоиза и Абеляр. М., Молодая гвардия. Серия ЖЗЛ. 2005.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию