🗊Презентация . Языковая норма

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
. Языковая норма, слайд №1. Языковая норма, слайд №2. Языковая норма, слайд №3. Языковая норма, слайд №4. Языковая норма, слайд №5. Языковая норма, слайд №6. Языковая норма, слайд №7. Языковая норма, слайд №8. Языковая норма, слайд №9. Языковая норма, слайд №10. Языковая норма, слайд №11. Языковая норма, слайд №12. Языковая норма, слайд №13. Языковая норма, слайд №14. Языковая норма, слайд №15. Языковая норма, слайд №16. Языковая норма, слайд №17. Языковая норма, слайд №18. Языковая норма, слайд №19. Языковая норма, слайд №20. Языковая норма, слайд №21. Языковая норма, слайд №22. Языковая норма, слайд №23. Языковая норма, слайд №24. Языковая норма, слайд №25. Языковая норма, слайд №26. Языковая норма, слайд №27. Языковая норма, слайд №28. Языковая норма, слайд №29. Языковая норма, слайд №30. Языковая норма, слайд №31. Языковая норма, слайд №32. Языковая норма, слайд №33. Языковая норма, слайд №34. Языковая норма, слайд №35. Языковая норма, слайд №36. Языковая норма, слайд №37. Языковая норма, слайд №38. Языковая норма, слайд №39. Языковая норма, слайд №40

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему . Языковая норма. Доклад-сообщение содержит 40 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





История развития языковой нормы
Исполнитель: Синитенко П.О
Руководитель: Родимов П.П
«ГОУ СПО СО «УКСАП»
Описание слайда:
История развития языковой нормы Исполнитель: Синитенко П.О Руководитель: Родимов П.П «ГОУ СПО СО «УКСАП»

Слайд 2





Содержание:
1. Определение языковой нормы
2. Древнерусская языковая норма
3. Языковая норма Петровской эпохи XVIII века
4.  Языковая норма XIX века
5. Советская эпоха
6. Современность
Описание слайда:
Содержание: 1. Определение языковой нормы 2. Древнерусская языковая норма 3. Языковая норма Петровской эпохи XVIII века 4. Языковая норма XIX века 5. Советская эпоха 6. Современность

Слайд 3





Что такое Языковая норма?
Языковая норма (норма литературная) — это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т. е правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.
Описание слайда:
Что такое Языковая норма? Языковая норма (норма литературная) — это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т. е правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

Слайд 4





Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка
Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка
Описание слайда:
Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка

Слайд 5





Современная языковая норма не возникла одномоментно. Она сформировалась в процессе длительного исторического развития. Причем некоторые нормы, выработанные давно, сохранились до настоящего времени, а некоторые изменились. Могут изменяться 
 - акцентологические нормы (шофер – шофёр),
 - словообразовательные (банкрут – банкрот) или 
 - лексические («абитуриент» - от нем. «собирающийся выходить», «выпускник»).
Современная языковая норма не возникла одномоментно. Она сформировалась в процессе длительного исторического развития. Причем некоторые нормы, выработанные давно, сохранились до настоящего времени, а некоторые изменились. Могут изменяться 
 - акцентологические нормы (шофер – шофёр),
 - словообразовательные (банкрут – банкрот) или 
 - лексические («абитуриент» - от нем. «собирающийся выходить», «выпускник»).
Описание слайда:
Современная языковая норма не возникла одномоментно. Она сформировалась в процессе длительного исторического развития. Причем некоторые нормы, выработанные давно, сохранились до настоящего времени, а некоторые изменились. Могут изменяться - акцентологические нормы (шофер – шофёр), - словообразовательные (банкрут – банкрот) или - лексические («абитуриент» - от нем. «собирающийся выходить», «выпускник»). Современная языковая норма не возникла одномоментно. Она сформировалась в процессе длительного исторического развития. Причем некоторые нормы, выработанные давно, сохранились до настоящего времени, а некоторые изменились. Могут изменяться - акцентологические нормы (шофер – шофёр), - словообразовательные (банкрут – банкрот) или - лексические («абитуриент» - от нем. «собирающийся выходить», «выпускник»).

Слайд 6





История (Древняя Русь) 
История нормы тесно связана с историей языка, с его происхождением. Литературный язык возник после крещение Руси в связи с созданием национальной письменности. (До этого язык восточных славян, т.е. древнерусский язык существовал только в устной форме).
Описание слайда:
История (Древняя Русь) История нормы тесно связана с историей языка, с его происхождением. Литературный язык возник после крещение Руси в связи с созданием национальной письменности. (До этого язык восточных славян, т.е. древнерусский язык существовал только в устной форме).

Слайд 7





Специфика его была в том, что в качестве письменного языка использовался не собственный, а чужой, хотя и родственный старославянский, или церковно-славянский, язык.
Специфика его была в том, что в качестве письменного языка использовался не собственный, а чужой, хотя и родственный старославянский, или церковно-славянский, язык.
Описание слайда:
Специфика его была в том, что в качестве письменного языка использовался не собственный, а чужой, хотя и родственный старославянский, или церковно-славянский, язык. Специфика его была в том, что в качестве письменного языка использовался не собственный, а чужой, хотя и родственный старославянский, или церковно-славянский, язык.

Слайд 8





Письменный язык использовался для записи перевода церковных книг с греческого и их распространения среди славян. Старославянский язык имел свою систему норм. Об этой системе можно судить, изучив язык «Слова о полку Игореве». 
Письменный язык использовался для записи перевода церковных книг с греческого и их распространения среди славян. Старославянский язык имел свою систему норм. Об этой системе можно судить, изучив язык «Слова о полку Игореве». 
Описание слайда:
Письменный язык использовался для записи перевода церковных книг с греческого и их распространения среди славян. Старославянский язык имел свою систему норм. Об этой системе можно судить, изучив язык «Слова о полку Игореве».  Письменный язык использовался для записи перевода церковных книг с греческого и их распространения среди славян. Старославянский язык имел свою систему норм. Об этой системе можно судить, изучив язык «Слова о полку Игореве». 

Слайд 9





 В результате монголо-татарского нашествия и феодальной раздробленности центр развития государства перемещается с юга (Киевская Русь с центром в городе Киев) к северу, в Москву, где формируется новая языковая норма. На нее стали влиять те слои населения, которые жили в районе Москвы и её окрестностях. Язык Московского государства отличается от древнерусского языка (язык восточных славян):
 В результате монголо-татарского нашествия и феодальной раздробленности центр развития государства перемещается с юга (Киевская Русь с центром в городе Киев) к северу, в Москву, где формируется новая языковая норма. На нее стали влиять те слои населения, которые жили в районе Москвы и её окрестностях. Язык Московского государства отличается от древнерусского языка (язык восточных славян):
Описание слайда:
 В результате монголо-татарского нашествия и феодальной раздробленности центр развития государства перемещается с юга (Киевская Русь с центром в городе Киев) к северу, в Москву, где формируется новая языковая норма. На нее стали влиять те слои населения, которые жили в районе Москвы и её окрестностях. Язык Московского государства отличается от древнерусского языка (язык восточных славян):  В результате монголо-татарского нашествия и феодальной раздробленности центр развития государства перемещается с юга (Киевская Русь с центром в городе Киев) к северу, в Москву, где формируется новая языковая норма. На нее стали влиять те слои населения, которые жили в районе Москвы и её окрестностях. Язык Московского государства отличается от древнерусского языка (язык восточных славян):

Слайд 10





 Утрачиваются формы двойственного числа и звательного падежа;
 Утрачиваются формы двойственного числа и звательного падежа;
Система падежей начинает напоминать современную;
Неопределенная форма глагола и форма 2-го лица ед.ч. меняется: -ти на -ть, -ши на -шь
В сложных предложениях упоминаются новые союзы: что вместо яко, чтобы вместо дабы, если вместо аще или оже.
Наблюдается двуязычие: письменный - старославянский и устный – разговорный, русский язык.
Описание слайда:
Утрачиваются формы двойственного числа и звательного падежа; Утрачиваются формы двойственного числа и звательного падежа; Система падежей начинает напоминать современную; Неопределенная форма глагола и форма 2-го лица ед.ч. меняется: -ти на -ть, -ши на -шь В сложных предложениях упоминаются новые союзы: что вместо яко, чтобы вместо дабы, если вместо аще или оже. Наблюдается двуязычие: письменный - старославянский и устный – разговорный, русский язык.

Слайд 11





 В XVII большая часть населения уже не только говорит, но и пишет по русски. Формируется новая норма: сокращается количество устаревших форм, широко употребляются слова живой разговорной речи: матушка, женка, дрова, хвост, лошадь.»
 В XVII большая часть населения уже не только говорит, но и пишет по русски. Формируется новая норма: сокращается количество устаревших форм, широко употребляются слова живой разговорной речи: матушка, женка, дрова, хвост, лошадь.»
Описание слайда:
 В XVII большая часть населения уже не только говорит, но и пишет по русски. Формируется новая норма: сокращается количество устаревших форм, широко употребляются слова живой разговорной речи: матушка, женка, дрова, хвост, лошадь.»  В XVII большая часть населения уже не только говорит, но и пишет по русски. Формируется новая норма: сокращается количество устаревших форм, широко употребляются слова живой разговорной речи: матушка, женка, дрова, хвост, лошадь.»

Слайд 12





В известном произведении «Житие протопопа Аввакума» имеются слова и выражения разговорного стиля: «держись за Христовы ноги» вместо «припади к стонам Христовым»
В известном произведении «Житие протопопа Аввакума» имеются слова и выражения разговорного стиля: «держись за Христовы ноги» вместо «припади к стонам Христовым»
Описание слайда:
В известном произведении «Житие протопопа Аввакума» имеются слова и выражения разговорного стиля: «держись за Христовы ноги» вместо «припади к стонам Христовым» В известном произведении «Житие протопопа Аввакума» имеются слова и выражения разговорного стиля: «держись за Христовы ноги» вместо «припади к стонам Христовым»

Слайд 13





Петровская эпоха XVIIIв
 Переломная во многих отношениях: 

- Изменяется государственная система, развивается наука, техника, образование
- Культура и быт сближаются с европейским.

 Особенность русского языка этой эпохи – отсутствие строгих языковых норм.
Описание слайда:
Петровская эпоха XVIIIв  Переломная во многих отношениях: - Изменяется государственная система, развивается наука, техника, образование - Культура и быт сближаются с европейским. Особенность русского языка этой эпохи – отсутствие строгих языковых норм.

Слайд 14





Характеризуется русский язык большим количеством заимствований: (бульон, квартира, конфета, шоколад, армия, генерал, конституция, патриот, полиция, алгебра, глобус, машина, пульс, ария, балет.)
   Количество заимствований может сравниться с нашим временем.
Характеризуется русский язык большим количеством заимствований: (бульон, квартира, конфета, шоколад, армия, генерал, конституция, патриот, полиция, алгебра, глобус, машина, пульс, ария, балет.)
   Количество заимствований может сравниться с нашим временем.
Описание слайда:
Характеризуется русский язык большим количеством заимствований: (бульон, квартира, конфета, шоколад, армия, генерал, конституция, патриот, полиция, алгебра, глобус, машина, пульс, ария, балет.) Количество заимствований может сравниться с нашим временем. Характеризуется русский язык большим количеством заимствований: (бульон, квартира, конфета, шоколад, армия, генерал, конституция, патриот, полиция, алгебра, глобус, машина, пульс, ария, балет.) Количество заимствований может сравниться с нашим временем.

Слайд 15





  К середине XVIII в. складывается новая система норм, которая отражается в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова (1757). Нормы, во многом, совпадают с современными.
  К середине XVIII в. складывается новая система норм, которая отражается в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова (1757). Нормы, во многом, совпадают с современными.
Описание слайда:
К середине XVIII в. складывается новая система норм, которая отражается в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова (1757). Нормы, во многом, совпадают с современными. К середине XVIII в. складывается новая система норм, которая отражается в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова (1757). Нормы, во многом, совпадают с современными.

Слайд 16





Стилистическая теория, также созданная М. В. Ломоносовым и разделявшая литературный язык на три стиля — высокий, средний и низкий, была важна для развития языка в целом: она ограничила употребление архаичных церковнославянских слов, которые часто были непонятны уже современникам Ломоносова {овогда — иногда, рясны — женские украшения и т.д.). 
Стилистическая теория, также созданная М. В. Ломоносовым и разделявшая литературный язык на три стиля — высокий, средний и низкий, была важна для развития языка в целом: она ограничила употребление архаичных церковнославянских слов, которые часто были непонятны уже современникам Ломоносова {овогда — иногда, рясны — женские украшения и т.д.).
Описание слайда:
Стилистическая теория, также созданная М. В. Ломоносовым и разделявшая литературный язык на три стиля — высокий, средний и низкий, была важна для развития языка в целом: она ограничила употребление архаичных церковнославянских слов, которые часто были непонятны уже современникам Ломоносова {овогда — иногда, рясны — женские украшения и т.д.). Стилистическая теория, также созданная М. В. Ломоносовым и разделявшая литературный язык на три стиля — высокий, средний и низкий, была важна для развития языка в целом: она ограничила употребление архаичных церковнославянских слов, которые часто были непонятны уже современникам Ломоносова {овогда — иногда, рясны — женские украшения и т.д.).

Слайд 17





Тем не менее в произведениях высокого стиля и сам Ломоносов, и его последователи употребляли как лексические и фонетические славянизмы, так и архаичные морфологические формы
Тем не менее в произведениях высокого стиля и сам Ломоносов, и его последователи употребляли как лексические и фонетические славянизмы, так и архаичные морфологические формы
Описание слайда:
Тем не менее в произведениях высокого стиля и сам Ломоносов, и его последователи употребляли как лексические и фонетические славянизмы, так и архаичные морфологические формы Тем не менее в произведениях высокого стиля и сам Ломоносов, и его последователи употребляли как лексические и фонетические славянизмы, так и архаичные морфологические формы

Слайд 18





В становлении языковых норм большую роль сыграли Н.К. Карамзин, сторонник народной разговорной речи; н разработал и воплотил 
в своих произведениях принципы употребления славянизмов, народно-разговорной лексики и иноязычных заимствований. 
    
В становлении языковых норм большую роль сыграли Н.К. Карамзин, сторонник народной разговорной речи; н разработал и воплотил 
в своих произведениях принципы употребления славянизмов, народно-разговорной лексики и иноязычных заимствований.
Описание слайда:
В становлении языковых норм большую роль сыграли Н.К. Карамзин, сторонник народной разговорной речи; н разработал и воплотил  в своих произведениях принципы употребления славянизмов, народно-разговорной лексики и иноязычных заимствований. В становлении языковых норм большую роль сыграли Н.К. Карамзин, сторонник народной разговорной речи; н разработал и воплотил  в своих произведениях принципы употребления славянизмов, народно-разговорной лексики и иноязычных заимствований.

Слайд 19





Карамзин считал, что церковнославянские слова - слова родственного, но не русского языка, поэтому в русском языке они могут использоваться с какой-то определенной целью.
Карамзин считал, что церковнославянские слова - слова родственного, но не русского языка, поэтому в русском языке они могут использоваться с какой-то определенной целью.
Описание слайда:
Карамзин считал, что церковнославянские слова - слова родственного, но не русского языка, поэтому в русском языке они могут использоваться с какой-то определенной целью. Карамзин считал, что церковнославянские слова - слова родственного, но не русского языка, поэтому в русском языке они могут использоваться с какой-то определенной целью.

Слайд 20





Например, для создания исторического колорита или поэтического стиля. Народно-разговорные слова, по мнению Карамзина, могут употребляться в произведениях любого жанра для наименования реалий, связанных с жизнью, бытом и понятиями народа. 
Например, для создания исторического колорита или поэтического стиля. Народно-разговорные слова, по мнению Карамзина, могут употребляться в произведениях любого жанра для наименования реалий, связанных с жизнью, бытом и понятиями народа.
Описание слайда:
Например, для создания исторического колорита или поэтического стиля. Народно-разговорные слова, по мнению Карамзина, могут употребляться в произведениях любого жанра для наименования реалий, связанных с жизнью, бытом и понятиями народа. Например, для создания исторического колорита или поэтического стиля. Народно-разговорные слова, по мнению Карамзина, могут употребляться в произведениях любого жанра для наименования реалий, связанных с жизнью, бытом и понятиями народа.

Слайд 21





Но слова эти должны быть только «красивые», эстетичные («овечка», «травка», «жаворонок»). 
Но слова эти должны быть только «красивые», эстетичные («овечка», «травка», «жаворонок»).
Описание слайда:
Но слова эти должны быть только «красивые», эстетичные («овечка», «травка», «жаворонок»). Но слова эти должны быть только «красивые», эстетичные («овечка», «травка», «жаворонок»).

Слайд 22





Иностранные слова, по мнению писателя, следует употреблять только там, где это необходимо – либо если нет соответствующего русского слова, либо если необходимо создать особый колорит.
Иностранные слова, по мнению писателя, следует употреблять только там, где это необходимо – либо если нет соответствующего русского слова, либо если необходимо создать особый колорит.
Описание слайда:
Иностранные слова, по мнению писателя, следует употреблять только там, где это необходимо – либо если нет соответствующего русского слова, либо если необходимо создать особый колорит. Иностранные слова, по мнению писателя, следует употреблять только там, где это необходимо – либо если нет соответствующего русского слова, либо если необходимо создать особый колорит.

Слайд 23





  XIX век
В начале 19 века становится актуальной проблема, - проблема введения 
в нормативный язык народных слов и выражений.
Описание слайда:
XIX век В начале 19 века становится актуальной проблема, - проблема введения  в нормативный язык народных слов и выражений.

Слайд 24





Все большее количество образованных людей признает возможность употреблять в литературном языке слова, выражения и словосочетания из народной речи. разновидности языка – книжную и разговорную.
Все большее количество образованных людей признает возможность употреблять в литературном языке слова, выражения и словосочетания из народной речи. разновидности языка – книжную и разговорную.
Описание слайда:
Все большее количество образованных людей признает возможность употреблять в литературном языке слова, выражения и словосочетания из народной речи. разновидности языка – книжную и разговорную. Все большее количество образованных людей признает возможность употреблять в литературном языке слова, выражения и словосочетания из народной речи. разновидности языка – книжную и разговорную.

Слайд 25





Народные, разговорные элементы появляются в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и в баснях И.А.Крылова. 
Народные, разговорные элементы появляются в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и в баснях И.А.Крылова.
Описание слайда:
Народные, разговорные элементы появляются в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и в баснях И.А.Крылова. Народные, разговорные элементы появляются в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и в баснях И.А.Крылова.

Слайд 26





Большую роль в окончательном формировании современного русского литературного языка сыграл А.С.Пушкин. Именно в его текстах складывается новая норма словоупотребления, отвечающая принципу «соразмерности и сообразности».
Большую роль в окончательном формировании современного русского литературного языка сыграл А.С.Пушкин. Именно в его текстах складывается новая норма словоупотребления, отвечающая принципу «соразмерности и сообразности».
Описание слайда:
Большую роль в окончательном формировании современного русского литературного языка сыграл А.С.Пушкин. Именно в его текстах складывается новая норма словоупотребления, отвечающая принципу «соразмерности и сообразности». Большую роль в окончательном формировании современного русского литературного языка сыграл А.С.Пушкин. Именно в его текстах складывается новая норма словоупотребления, отвечающая принципу «соразмерности и сообразности».

Слайд 27





Слова из народно-разговорной речи употребляются 
в поэтических и прозаических произведениях рядом со словами книжными, церковно-славянскими, если это необходимо для выражения авторских мыслей. 
Слова из народно-разговорной речи употребляются 
в поэтических и прозаических произведениях рядом со словами книжными, церковно-славянскими, если это необходимо для выражения авторских мыслей.
Описание слайда:
Слова из народно-разговорной речи употребляются  в поэтических и прозаических произведениях рядом со словами книжными, церковно-славянскими, если это необходимо для выражения авторских мыслей. Слова из народно-разговорной речи употребляются  в поэтических и прозаических произведениях рядом со словами книжными, церковно-славянскими, если это необходимо для выражения авторских мыслей.

Слайд 28





Сегодня даже трудно представить, что строки: «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» - вызвали возмущение критиков, так как в них «низкие» слова «крестьянин» и «дровни» соседствовали с «высоким» словом «торжествуя». 
Сегодня даже трудно представить, что строки: «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» - вызвали возмущение критиков, так как в них «низкие» слова «крестьянин» и «дровни» соседствовали с «высоким» словом «торжествуя».
Описание слайда:
Сегодня даже трудно представить, что строки: «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» - вызвали возмущение критиков, так как в них «низкие» слова «крестьянин» и «дровни» соседствовали с «высоким» словом «торжествуя». Сегодня даже трудно представить, что строки: «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» - вызвали возмущение критиков, так как в них «низкие» слова «крестьянин» и «дровни» соседствовали с «высоким» словом «торжествуя».

Слайд 29





Советский период 
Изменения в грамматических нормах русского литературного языка середины 19 – начала 20 века были незначительными и касались прежде всего синтаксических норм.
Описание слайда:
Советский период Изменения в грамматических нормах русского литературного языка середины 19 – начала 20 века были незначительными и касались прежде всего синтаксических норм.

Слайд 30





В советский период развитие русского литературного языка было связано с изменениями нормы в области словоупотребления. Появились слова, обозначающие новые понятия советской жизни (колхоз, комсомол), науки и техники (космонавт). Изменилась стилистическая окраска некоторых слов (миллионер, знатный, барыня). 
В советский период развитие русского литературного языка было связано с изменениями нормы в области словоупотребления. Появились слова, обозначающие новые понятия советской жизни (колхоз, комсомол), науки и техники (космонавт). Изменилась стилистическая окраска некоторых слов (миллионер, знатный, барыня).
Описание слайда:
В советский период развитие русского литературного языка было связано с изменениями нормы в области словоупотребления. Появились слова, обозначающие новые понятия советской жизни (колхоз, комсомол), науки и техники (космонавт). Изменилась стилистическая окраска некоторых слов (миллионер, знатный, барыня). В советский период развитие русского литературного языка было связано с изменениями нормы в области словоупотребления. Появились слова, обозначающие новые понятия советской жизни (колхоз, комсомол), науки и техники (космонавт). Изменилась стилистическая окраска некоторых слов (миллионер, знатный, барыня).

Слайд 31





Языку двадцатых – пятидесятых годов свойственны, с одной стороны, демократизация словоупотребления (в литературный язык стали входить прежде нелитературные – просторечные, диалектные, профессиональные – слова, такие, как «буханка», «ватник», «хлебороб»), а с другой – борьба за чистоту языка. Заметных изменений в морфологии литературного языка не произошло. 

Языку двадцатых – пятидесятых годов свойственны, с одной стороны, демократизация словоупотребления (в литературный язык стали входить прежде нелитературные – просторечные, диалектные, профессиональные – слова, такие, как «буханка», «ватник», «хлебороб»), а с другой – борьба за чистоту языка. Заметных изменений в морфологии литературного языка не произошло. 
Описание слайда:
Языку двадцатых – пятидесятых годов свойственны, с одной стороны, демократизация словоупотребления (в литературный язык стали входить прежде нелитературные – просторечные, диалектные, профессиональные – слова, такие, как «буханка», «ватник», «хлебороб»), а с другой – борьба за чистоту языка. Заметных изменений в морфологии литературного языка не произошло.  Языку двадцатых – пятидесятых годов свойственны, с одной стороны, демократизация словоупотребления (в литературный язык стали входить прежде нелитературные – просторечные, диалектные, профессиональные – слова, такие, как «буханка», «ватник», «хлебороб»), а с другой – борьба за чистоту языка. Заметных изменений в морфологии литературного языка не произошло. 

Слайд 32





В области синтаксиса можно говорить о повышении «степени разговорности»: упрощается структура и сокращается длина предложений, увеличивается количество простых предложений, уменьшается употребление предложений с обособлениями. 
В области синтаксиса можно говорить о повышении «степени разговорности»: упрощается структура и сокращается длина предложений, увеличивается количество простых предложений, уменьшается употребление предложений с обособлениями.
Описание слайда:
В области синтаксиса можно говорить о повышении «степени разговорности»: упрощается структура и сокращается длина предложений, увеличивается количество простых предложений, уменьшается употребление предложений с обособлениями. В области синтаксиса можно говорить о повышении «степени разговорности»: упрощается структура и сокращается длина предложений, увеличивается количество простых предложений, уменьшается употребление предложений с обособлениями.

Слайд 33





Очень важным явлением этого времени было создание академических грамматик: «Грамматики русского языка» 1952 года, «Грамматики современного русского языка» 1970 года, «Русской грамматики» 1980 года.
Очень важным явлением этого времени было создание академических грамматик: «Грамматики русского языка» 1952 года, «Грамматики современного русского языка» 1970 года, «Русской грамматики» 1980 года.
Описание слайда:
Очень важным явлением этого времени было создание академических грамматик: «Грамматики русского языка» 1952 года, «Грамматики современного русского языка» 1970 года, «Русской грамматики» 1980 года. Очень важным явлением этого времени было создание академических грамматик: «Грамматики русского языка» 1952 года, «Грамматики современного русского языка» 1970 года, «Русской грамматики» 1980 года.

Слайд 34





Современность
В шестидесятые годы происходит стабилизация и даже некоторая консервация нормы.
Описание слайда:
Современность В шестидесятые годы происходит стабилизация и даже некоторая консервация нормы.

Слайд 35





А в семидесятые – восьмидесятые годы, с одной стороны, нормы литературного языка усваиваются широкими массами и достаточно строго соблюдаются в научных, деловых и публицистических текстах, а с другой – на речь городских жителей влияет речь жителей деревни, переселяющихся в большие города. 
А в семидесятые – восьмидесятые годы, с одной стороны, нормы литературного языка усваиваются широкими массами и достаточно строго соблюдаются в научных, деловых и публицистических текстах, а с другой – на речь городских жителей влияет речь жителей деревни, переселяющихся в большие города.
Описание слайда:
А в семидесятые – восьмидесятые годы, с одной стороны, нормы литературного языка усваиваются широкими массами и достаточно строго соблюдаются в научных, деловых и публицистических текстах, а с другой – на речь городских жителей влияет речь жителей деревни, переселяющихся в большие города. А в семидесятые – восьмидесятые годы, с одной стороны, нормы литературного языка усваиваются широкими массами и достаточно строго соблюдаются в научных, деловых и публицистических текстах, а с другой – на речь городских жителей влияет речь жителей деревни, переселяющихся в большие города.

Слайд 36





Распространяется сленг в речи молодежи, нелитературная живая речь активно влияет на разговорный литературный язык. 
Распространяется сленг в речи молодежи, нелитературная живая речь активно влияет на разговорный литературный язык.
Описание слайда:
Распространяется сленг в речи молодежи, нелитературная живая речь активно влияет на разговорный литературный язык. Распространяется сленг в речи молодежи, нелитературная живая речь активно влияет на разговорный литературный язык.

Слайд 37





Все это, наряду с социальными факторами, подготовило процессы, происходившие в русском литературном языке к восьмидесятым – девяностым годам:
Все это, наряду с социальными факторами, подготовило процессы, происходившие в русском литературном языке к восьмидесятым – девяностым годам:
- снижение общей речевой культуры;
- вторжение в литературные тексты и в устную речь даже образованных людей просторечных, грубо-просторечных и жаргонных слов («жрать», «одурел», «шестерка»);
- появление чрезмерного количества заимствований 
Описание слайда:
Все это, наряду с социальными факторами, подготовило процессы, происходившие в русском литературном языке к восьмидесятым – девяностым годам: Все это, наряду с социальными факторами, подготовило процессы, происходившие в русском литературном языке к восьмидесятым – девяностым годам: - снижение общей речевой культуры; - вторжение в литературные тексты и в устную речь даже образованных людей просторечных, грубо-просторечных и жаргонных слов («жрать», «одурел», «шестерка»); - появление чрезмерного количества заимствований 

Слайд 38





Однако грамматическая норма русского языка в целом сохраняет свою устойчивость. Несмотря на некоторое размывание границы между нормативными и ненормативными явлениями, понятие нормы продолжает существовать, хотя не следует забывать о существовании вариантов нормы (свитеры и свитера, ставня и ставень, хвоя и хвоя). 
Однако грамматическая норма русского языка в целом сохраняет свою устойчивость. Несмотря на некоторое размывание границы между нормативными и ненормативными явлениями, понятие нормы продолжает существовать, хотя не следует забывать о существовании вариантов нормы (свитеры и свитера, ставня и ставень, хвоя и хвоя). 
Описание слайда:
Однако грамматическая норма русского языка в целом сохраняет свою устойчивость. Несмотря на некоторое размывание границы между нормативными и ненормативными явлениями, понятие нормы продолжает существовать, хотя не следует забывать о существовании вариантов нормы (свитеры и свитера, ставня и ставень, хвоя и хвоя).  Однако грамматическая норма русского языка в целом сохраняет свою устойчивость. Несмотря на некоторое размывание границы между нормативными и ненормативными явлениями, понятие нормы продолжает существовать, хотя не следует забывать о существовании вариантов нормы (свитеры и свитера, ставня и ставень, хвоя и хвоя). 

Слайд 39





На протяжении времени норма может меняться: например, до недавнего времени слово кофе следовало употреблять только как слово мужского рода, а современная норма позволяет употреблять его в разговорной речи и как слово среднего рода. Именно эту современную норму литературного языка изучают в школах, лицеях, вузах.
На протяжении времени норма может меняться: например, до недавнего времени слово кофе следовало употреблять только как слово мужского рода, а современная норма позволяет употреблять его в разговорной речи и как слово среднего рода. Именно эту современную норму литературного языка изучают в школах, лицеях, вузах.
Описание слайда:
На протяжении времени норма может меняться: например, до недавнего времени слово кофе следовало употреблять только как слово мужского рода, а современная норма позволяет употреблять его в разговорной речи и как слово среднего рода. Именно эту современную норму литературного языка изучают в школах, лицеях, вузах. На протяжении времени норма может меняться: например, до недавнего времени слово кофе следовало употреблять только как слово мужского рода, а современная норма позволяет употреблять его в разговорной речи и как слово среднего рода. Именно эту современную норму литературного языка изучают в школах, лицеях, вузах.

Слайд 40





Литература 
Электронные ресурсы: 
1. http://pedlib.ru
2. https://studopedia.info
3. https://m.studme.org
4. https://scicenter.online
Описание слайда:
Литература Электронные ресурсы: 1. http://pedlib.ru 2. https://studopedia.info 3. https://m.studme.org 4. https://scicenter.online



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию