Основы философии Тема 5, часть 2 Философия Аристотеля Теория познания и логика

Категория: Философия


500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500

Вы можете ознакомиться и скачать Основы философии Тема 5, часть 2 Философия Аристотеля Теория познания и логика . Презентация содержит 46 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Описание слайда:
Основы философии Тема 5, часть 2 Философия Аристотеля Теория познания и логика

Слайд 2
Описание слайда:
Философия Аристотеля Теория познания и логика Теория познания Роль чувственного опыта в познании Роль мышления в познании Концепция истины Логика – наука о формах мышления Законы мышления Закон [запрета] противоречия Закон исключённого третьего Закон тождества Содержание и формы мышления Понятие Суждение Умозаключение Непосредственные умозаключения Силлогизм

Слайд 3
Описание слайда:
Философия Аристотеля Теория познания и логика Метафизика О душе Органон Категории Об истолковании Первая аналитика Вторая аналитика Топика О софистических опровержениях

Слайд 4
Описание слайда:
Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познании Единичное «первично для нас» (в гносеологическом плане), хотя и «вторично по природе» (т.е. онтологически). Общее: причины и начала – «первично по природе» (онтологически), но «вторично для нас» (с гносеологической точки зрения). Познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей; общее постигается мыслью. Познающая мысль восходит от единичного (частного) к общему: ум образует общие понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей. Задача познания – выявить общее и объяснить через его посредство единичное.

Слайд 5
Описание слайда:
Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познании

Слайд 6
Описание слайда:
Теория познания Аристотеля Концепция истины

Слайд 7
Описание слайда:
Теория познания Аристотеля Концепция истины

Слайд 8
Описание слайда:
Логика – наука о формах мышления

Слайд 9
Описание слайда:
Логика – наука о формах мышления Содержание и формы мышления

Слайд 10
Описание слайда:
Логика Аристотеля Законы мышления

Слайд 11
Описание слайда:
Законы мышления Закон запрета противоречия

Слайд 12
Описание слайда:
Законы мышления Закон запрета противоречия А самое достоверное из всех начал – то, относительно которого невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от всякое предположительности. Действительно, начало, которое необходимо знать всякому постигающему что-либо из существующего, не есть предположение; а то, что необходимо уже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь, он должен иметь, уже приступая к рассмотрению. Таким образом, ясно, что именно такое начало есть наиболее достоверное из всех; а что это за начало, укажем теперь. А именно: невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении (и всё другое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) – это, конечно, самое достоверное из всех начал, к нему подходит данное выше определение.

Слайд 13
Описание слайда:
Законы мышления Закон запрета противоречия

Слайд 14
Описание слайда:
Законы мышления Закон исключённого третьего

Слайд 15
Описание слайда:
Законы мышления Закон исключённого третьего

Слайд 16
Описание слайда:
Логика Аристотеля Формы мышления

Слайд 17
Описание слайда:
Формы мышления Понятие Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода. Общим у предметов одного вида (рода) является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации. Материя есть возможность вещи; форма выражает её сущность, т.е. то, что в вещи представляется необходимым. Таким образом, в аристотелевской концепции понятия прочно увязываются: общее, существенное, необходимое.

Слайд 18
Описание слайда:
Формы мышления Понятие Понятие применяется, таким образом, к множеству предметов. На языке логики это множество именуется классом; мощность множества (число элементов) характеризует объём понятия. Если с точки зрения объёма, понятие относится к совокупности предметов (предицируется им), то с точки зрения содержания, его можно охарактеризовать как совокупность признаков (предицируемых данному понятию). Чем больше признаков мыслится в понятии, тем меньше его объём, т.е. тем меньше элементов в классе, обозначаемым данным понятием, и наоборот. Отвлекаясь (абстрагируясь) от каких-то признаков, мы получаем более общее понятие; эта операция называется «обобщением». Обратная операция, заключающаяся в добавлении признаков к общему понятию, именуется «ограничением понятия». Объём понятия, характеризуемое набором признаков, входит в объём понятия, характеризуемого только частью этих признаков. Напротив, понятие, характеризуемое набором признаков, включает в свой объём объёмы понятий, характеризуемых всеми этими и ещё какими-то (дополнительными) признаками. Операция предицирования лежит в основе формы мышления, именуемой суждением.

Слайд 19
Описание слайда:
Соотношения между объёмами понятий и основные типы суждений

Слайд 20
Описание слайда:
Формы мышления Суждение Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений. Элементарное суждение можно представить в виде формулы: Суждение выражает либо истину, либо ложь.

Слайд 21
Описание слайда:
Формы мышления Суждение С точки зрения соответствия содержания суждений действительности, суждения делятся на истинные и ложные. С точки зрения формы, Аристотель делит суждения на: утвердительные и отрицательные (классификация по качеству); общие, частные и неопределённые (классификация по количеству).

Слайд 22
Описание слайда:
Формы мышления Умозаключение Эти подразделения важны для уяснения следующей формы мышления – умозаключения. Умозаключение – это такое логическое действие, в результате которого из одного или нескольких – определённым образом связанных – суждений (именуемых посылками) получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание. Элементарное умозаключение исходит из одной посылки (такое умозаключение называется непосредственным).

Слайд 23
Описание слайда:
Формы мышления Непосредственные умозаключения

Слайд 24
Описание слайда:
Формы мышления Умозаключение Достоверным может считаться лишь необходимый вывод, а необходимое связано с существенным и общим. Общее знание выражается: в общих суждениях, т.е. в суждениях в которых утверждается присущность признака всем предметам данного класса (вида, рода) или их неприсущность ни одному; в отрицательных суждениях: отрицая наличие признака у предмета (субъекта высказывания), мы тем самым утверждаем обо всех предметах, обладающих этим признаком, что субъект данного суждения к ним не относится (в их число не входит). В общем суждении во всём объёме берётся (на языке логики это называется распределённостью) субъект суждения; в отрицательных суждениях – предикат. Таким образом: в общеотрицательном суждении распределены и субъект, и предикат; в общеутвердительном – только субъект; в частноотрицательном – только предикат; в частноутвердительном – ни субъект, ни предикат.

Слайд 25
Описание слайда:
Формы мышления Умозаключение Теперь мы можем сформулировать основное правило логического вывода:

Слайд 26
Описание слайда:
Учение об умозаключении Силлогизм Главной своей заслугой в логике Аристотель считал разработку учения о силлогизме.

Слайд 27
Описание слайда:
Учение об умозаключении Силлогизм

Слайд 28
Описание слайда:
Правила силлогизма Правила терминов и правила посылок Правила терминов: В силлогизме имеется три термина – не больше и не меньше. Термины, не распределённые в посылках, не могут быть распределены в выводе. Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок. Правила посылок: Из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода. Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным. Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.

Слайд 29
Описание слайда:
Силлогизм Первая фигура

Слайд 30
Описание слайда:
Правила силлогизма Правила первой фигуры Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным. Большая посылка должна быть суждением общим. BARBARA CELARENT DARII FERIO

Слайд 31
Описание слайда:
Силлогизм Модусы первой фигуры

Слайд 32
Описание слайда:
Силлогизм Вторая фигура

Слайд 33
Описание слайда:
Правила силлогизма Правила второй фигуры Одна из посылок должна быть отрицательной. Следовательно, отрицательным будет и вывод. Большая посылка должна быть суждением общим. CESARE CAMESTRES FESTINO BAROKO

Слайд 34
Описание слайда:
Силлогизм Модусы второй фигуры

Слайд 35
Описание слайда:
Силлогизм Третья фигура

Слайд 36
Описание слайда:
Правила силлогизма Правила третьей фигуры Меньшая посылка должна быть утвердительным суждением. Вывод – частное суждение. DARAPTI DISAMIS DATISI FELAPTON BOCARDO FERISON

Слайд 37
Описание слайда:
Силлогизм Модусы третьей фигуры

Слайд 38
Описание слайда:
Силлогизм Сведение фигур силлогизма к первой фигуре Первую фигуру Аристотель считал наиболее очевидной и убедительной формой доказательства и называл совершенной фигурой. Именно в первой фигуре наиболее явно проявляется соответствие рассуждения требованиям аксиомы силлогизма. Только по первой фигуре можно получить в заключении общеутвердительное суждение (A). Только по первой фигуре можно доказать суждение любого вида: общеутвердительное (A), общеотрицательное (E), частноутвердительное (I), частноотрицательное (O). Наконец, только в первой фигуре крайние термины занимают в посылках те же позиции, что и в выводе: меньший термин (S) является субъектом меньшей, а больший (P) – предикатом большей посылки. Вторую и третью фигуры Аристотель считал несовершенными фигурами, которые следует сводить к первой фигуре. Сведение осуществляется путём: формальных преобразований: обращением суждений (простым или с ограничением); перестановкой посылок; или «приведением к нелепости» (reductio ad absurdum).

Слайд 39
Описание слайда:
Сведение обращением (с ограничением) Модус DARAPTI (3-я фигура) – к модусу DARII

Слайд 40
Описание слайда:
Сведение простым обращением Модус CESARE (2-я фигура) - к модусу CELARENT

Слайд 41
Описание слайда:
Сведение перестановкой посылок Модус CAMESTRES (2-я фигура) - к модусу CELARENT

Слайд 42
Описание слайда:

Слайд 43
Описание слайда:
Сведение приведением к нелепости Модус BAROCO (2-я фигура) - к модусу BARBARA

Слайд 44
Описание слайда:
Сведение приведением к нелепости Модус BAROCO (2-я фигура) - к модусу BARBARA

Слайд 45
Описание слайда:
Сведение приведением к нелепости Модус CESARE (2-я фигура) - к модусу CELARENT

Слайд 46
Описание слайда:



Похожие презентации

Mypresentation.ru

Загрузить презентацию