🗊Презентация Культура Ислама

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Культура Ислама, слайд №1Культура Ислама, слайд №2Культура Ислама, слайд №3Культура Ислама, слайд №4Культура Ислама, слайд №5Культура Ислама, слайд №6Культура Ислама, слайд №7Культура Ислама, слайд №8Культура Ислама, слайд №9Культура Ислама, слайд №10Культура Ислама, слайд №11Культура Ислама, слайд №12Культура Ислама, слайд №13Культура Ислама, слайд №14Культура Ислама, слайд №15Культура Ислама, слайд №16Культура Ислама, слайд №17Культура Ислама, слайд №18Культура Ислама, слайд №19Культура Ислама, слайд №20Культура Ислама, слайд №21Культура Ислама, слайд №22Культура Ислама, слайд №23Культура Ислама, слайд №24Культура Ислама, слайд №25Культура Ислама, слайд №26Культура Ислама, слайд №27Культура Ислама, слайд №28Культура Ислама, слайд №29Культура Ислама, слайд №30Культура Ислама, слайд №31Культура Ислама, слайд №32Культура Ислама, слайд №33Культура Ислама, слайд №34Культура Ислама, слайд №35Культура Ислама, слайд №36Культура Ислама, слайд №37Культура Ислама, слайд №38Культура Ислама, слайд №39Культура Ислама, слайд №40Культура Ислама, слайд №41Культура Ислама, слайд №42Культура Ислама, слайд №43Культура Ислама, слайд №44Культура Ислама, слайд №45Культура Ислама, слайд №46Культура Ислама, слайд №47Культура Ислама, слайд №48Культура Ислама, слайд №49Культура Ислама, слайд №50Культура Ислама, слайд №51Культура Ислама, слайд №52Культура Ислама, слайд №53Культура Ислама, слайд №54Культура Ислама, слайд №55Культура Ислама, слайд №56Культура Ислама, слайд №57Культура Ислама, слайд №58Культура Ислама, слайд №59Культура Ислама, слайд №60Культура Ислама, слайд №61Культура Ислама, слайд №62Культура Ислама, слайд №63Культура Ислама, слайд №64Культура Ислама, слайд №65Культура Ислама, слайд №66Культура Ислама, слайд №67

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Культура Ислама. Доклад-сообщение содержит 67 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





КУЛЬТУРА         ИСЛАМА
Лекция № 7
Описание слайда:
КУЛЬТУРА ИСЛАМА Лекция № 7

Слайд 2





ВОПРОСЫ:
1. Становление культуры ислама
2. Основные положения ислама
3. Искусство ислама
Описание слайда:
ВОПРОСЫ: 1. Становление культуры ислама 2. Основные положения ислама 3. Искусство ислама

Слайд 3


Культура Ислама, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4






Ислам возник как идеологическое и организационное обеспечение целостного торгового и налогового пространства в ареале караванного пути из Индии в страны Средиземноморья (вдоль берега Красного моря). Объединение племен и стирание различий между ними, а также замирение торговых городов и воинственных бедуинов, живущих за счет грабежа караванов, произошло благодаря упразднению культов сотен родовых божеств и провозглашению единым богом Аллаха.
Описание слайда:
Ислам возник как идеологическое и организационное обеспечение целостного торгового и налогового пространства в ареале караванного пути из Индии в страны Средиземноморья (вдоль берега Красного моря). Объединение племен и стирание различий между ними, а также замирение торговых городов и воинственных бедуинов, живущих за счет грабежа караванов, произошло благодаря упразднению культов сотен родовых божеств и провозглашению единым богом Аллаха.

Слайд 5


Культура Ислама, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6






Так называли свое божество люди рода курейшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммед. Воплощением божества многие народы Аравии считают "черный камень", помещенный в Каабе — сравнительно небольшом кубическом святилище. Святым считают и колодец Земзем.
Описание слайда:
Так называли свое божество люди рода курейшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммед. Воплощением божества многие народы Аравии считают "черный камень", помещенный в Каабе — сравнительно небольшом кубическом святилище. Святым считают и колодец Земзем.

Слайд 7


Культура Ислама, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8





Пятью столпами ислама являются: 

вера в единственность Аллаха, почитание пророка Мухаммеда,
молитва, 
милостыня,
пост,
паломничество в Мекку.
Описание слайда:
Пятью столпами ислама являются: вера в единственность Аллаха, почитание пророка Мухаммеда, молитва, милостыня, пост, паломничество в Мекку.

Слайд 9


Культура Ислама, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10






Единственность Аллаха, его вечное существование позволяют сравнивать его не с христианским Богом, а с иудейским. Один из тезисов Корана запрещает поклонение ангелам и пророкам, кроме Мухаммеда. 
Правда, выделяются четыре ангела как бы высшей категории, одного из которых - Джабраила — называют "святым духом". Аллаху противостоят Шайтан, или Иблис (Сатана, или Дьявол), и его слуги джины (бывшие племенные боги). Коран содержит ряд библейских сюжетов в несколько искаженном виде. Пророком признается Иисус Христос под именем Исы.
Описание слайда:
Единственность Аллаха, его вечное существование позволяют сравнивать его не с христианским Богом, а с иудейским. Один из тезисов Корана запрещает поклонение ангелам и пророкам, кроме Мухаммеда. Правда, выделяются четыре ангела как бы высшей категории, одного из которых - Джабраила — называют "святым духом". Аллаху противостоят Шайтан, или Иблис (Сатана, или Дьявол), и его слуги джины (бывшие племенные боги). Коран содержит ряд библейских сюжетов в несколько искаженном виде. Пророком признается Иисус Христос под именем Исы.

Слайд 11


Культура Ислама, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12






Признаются чудеса, творимые Иисусом, и связанные с его рождением, а также упоминаемые в некоторых апокрифах: например, как Иисус в детстве оживил вылепленных им из глины птиц (6, с. 6—7).
Описание слайда:
Признаются чудеса, творимые Иисусом, и связанные с его рождением, а также упоминаемые в некоторых апокрифах: например, как Иисус в детстве оживил вылепленных им из глины птиц (6, с. 6—7).

Слайд 13


Культура Ислама, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14






Мусульмане чтят также пророка пророков Мухаммеда, который получил Коран от Джабраила вместе со способностью его прочитать. Пророк за одну ночь посетил Иерусалим и вернулся обратно, вознесся на небо и совершил многие другие чудеса. Но главное — каждое свое действие он обосновывал откровениями, полученными от Аллаха в состоянии экстаза или в видениях.
Описание слайда:
Мусульмане чтят также пророка пророков Мухаммеда, который получил Коран от Джабраила вместе со способностью его прочитать. Пророк за одну ночь посетил Иерусалим и вернулся обратно, вознесся на небо и совершил многие другие чудеса. Но главное — каждое свое действие он обосновывал откровениями, полученными от Аллаха в состоянии экстаза или в видениях.

Слайд 15


Культура Ислама, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16






Обычай молиться Мухаммед заимствовал у иудеев (некогда молящиеся обращали лицо к Иерусалиму, а не к Мекке). Мусульмане молятся в течение суток пять раз. Перед молитвой обязательно совершается омовение. Для этого достаточно прикосновения к воде, песку, земле или даже пыли с одежды. 
Молитва представляет собой магическое заклинание: в определенной последовательности произносятся обычно 1-я и 112-я суры Корана, отдельные строки из других, периодически повторяются слова "Аллахакбар" — "Бог велик". Каждой части молитвы соответствуют определенные телодвижения. Молитва состоит из нескольких циклов таких формул и движений.
Описание слайда:
Обычай молиться Мухаммед заимствовал у иудеев (некогда молящиеся обращали лицо к Иерусалиму, а не к Мекке). Мусульмане молятся в течение суток пять раз. Перед молитвой обязательно совершается омовение. Для этого достаточно прикосновения к воде, песку, земле или даже пыли с одежды. Молитва представляет собой магическое заклинание: в определенной последовательности произносятся обычно 1-я и 112-я суры Корана, отдельные строки из других, периодически повторяются слова "Аллахакбар" — "Бог велик". Каждой части молитвы соответствуют определенные телодвижения. Молитва состоит из нескольких циклов таких формул и движений.

Слайд 17


Культура Ислама, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18






В мечети молитвы читаются синхронно с муллой. 
Пост мусульмане соблюдают в течение месяца рамадан, и заключается он в том, что есть и пить разрешено только ночью.
"Милостыня" для мусульманина означает в первую очередь уплату налога казне.
Описание слайда:
В мечети молитвы читаются синхронно с муллой. Пост мусульмане соблюдают в течение месяца рамадан, и заключается он в том, что есть и пить разрешено только ночью. "Милостыня" для мусульманина означает в первую очередь уплату налога казне.

Слайд 19






Мекка была местом паломничества для всех арабов еще до мусульманства. До прихода в Мекку паломник должен посетить долину Мина и бросить три раза по семь камней: в два жертвенных столба и в стену (поразить камнями дьявола и его подручных).
Описание слайда:
Мекка была местом паломничества для всех арабов еще до мусульманства. До прихода в Мекку паломник должен посетить долину Мина и бросить три раза по семь камней: в два жертвенных столба и в стену (поразить камнями дьявола и его подручных).

Слайд 20






В Мекке он должен совершить обряд хаджа: семь раз обойти "черный камень", каждый раз целуя его или прикасаясь; после молитвы у "места Авраамова" выпить воды из колодца Зем-зем, семь раз пробежать с холма Сафа на холм Марва, многократно прочитать молитвы. 
Для совершения хаджа может быть нанят человек, и пост можно заменить выкупом (накормить бедняка) (15, II, 45—48).
Описание слайда:
В Мекке он должен совершить обряд хаджа: семь раз обойти "черный камень", каждый раз целуя его или прикасаясь; после молитвы у "места Авраамова" выпить воды из колодца Зем-зем, семь раз пробежать с холма Сафа на холм Марва, многократно прочитать молитвы. Для совершения хаджа может быть нанят человек, и пост можно заменить выкупом (накормить бедняка) (15, II, 45—48).

Слайд 21






Ислам характеризует идея жесткого предопределения, что сближает его с протестантством. 
По воле Аллаха человек остается праведником, по воле Аллаха становится грешником и даже неверным (так что неверие в Аллаха может быть истолковано как наказание за грехи). \
Хотя в Коране есть стихи, которые позволяют думать, что от Аллаха исходит только хорошее, а все плохое — от самого человека (Коран, 4: 80— 81)* . 
Можно считать источником зла и шайтана, но бог сам разрешил ему совращать "кого сможет", т. е. в воле человека удержаться от соблазна или пасть (Коран, 17: 66).

 Первая цифра - номер суры, вторая - номер аята.
Описание слайда:
Ислам характеризует идея жесткого предопределения, что сближает его с протестантством. По воле Аллаха человек остается праведником, по воле Аллаха становится грешником и даже неверным (так что неверие в Аллаха может быть истолковано как наказание за грехи). \ Хотя в Коране есть стихи, которые позволяют думать, что от Аллаха исходит только хорошее, а все плохое — от самого человека (Коран, 4: 80— 81)* . Можно считать источником зла и шайтана, но бог сам разрешил ему совращать "кого сможет", т. е. в воле человека удержаться от соблазна или пасть (Коран, 17: 66). Первая цифра - номер суры, вторая - номер аята.

Слайд 22






Конец света и страшный суд ислам не связывает с приходом мессии. Но процедура суда, по сути, лишь завершающий торжественный ритуал: еще до страшного суда грешники попадают в ад, а праведники — в рай; на пути к месту суда каждому вручается книга с описанием его грехов и добрых дел, и если книгу вкладывают в правую руку, человека ждет рай, а если в левую — ад.
Описание слайда:
Конец света и страшный суд ислам не связывает с приходом мессии. Но процедура суда, по сути, лишь завершающий торжественный ритуал: еще до страшного суда грешники попадают в ад, а праведники — в рай; на пути к месту суда каждому вручается книга с описанием его грехов и добрых дел, и если книгу вкладывают в правую руку, человека ждет рай, а если в левую — ад.

Слайд 23






Сближает ислам с протестантством то, что экономическая деятельность человека оценивается с точки зрения морали. Предостережения мусульман от обмера и обвеса сопоставимы по значимости с законом (Коран, 11: 85-86; 83, 1). На протяжении всей истории исламской цивилизации существовала практика суровых наказаний за нарушение торговых правил: тождество права и морали - также основа для формирования буржуазных отношений. Напоминает о римском праве и уровень формализации при оценке нарушения моральных норм: без учета психологической мотивации поступка.
Описание слайда:
Сближает ислам с протестантством то, что экономическая деятельность человека оценивается с точки зрения морали. Предостережения мусульман от обмера и обвеса сопоставимы по значимости с законом (Коран, 11: 85-86; 83, 1). На протяжении всей истории исламской цивилизации существовала практика суровых наказаний за нарушение торговых правил: тождество права и морали - также основа для формирования буржуазных отношений. Напоминает о римском праве и уровень формализации при оценке нарушения моральных норм: без учета психологической мотивации поступка.

Слайд 24






Ислам не осуждает богатство, так как и оно предопределено человеку Богом, но любовь и упорное стремление к богатству не признаются богоугодной чертой (Коран, 89:21). Есть место в Коране, которое можно понять так, что Аллах может наделить благосостоянием того, кто в него еще не верует, дабы уверовал (Коран, 43: 32-34).
Описание слайда:
Ислам не осуждает богатство, так как и оно предопределено человеку Богом, но любовь и упорное стремление к богатству не признаются богоугодной чертой (Коран, 89:21). Есть место в Коране, которое можно понять так, что Аллах может наделить благосостоянием того, кто в него еще не верует, дабы уверовал (Коран, 43: 32-34).

Слайд 25






Характерная черта ислама заключается в том, что главным путем к благосостоянию он считает не созидательный труд и не создание новых материальных ценностей, а расширение контролируемых территорий путем захвата с последующим дележом добычи (пятая часть - Аллаху) и обложением завоеванных народов данью. 
Восьмая сура в Коране так и называется "Добыча". Сами мусульмане также платили "милостыню" государству - десятину, что и послужило причиной многих мятежей и попыток отойти от ислама. Эти споры с самого начала решались оружием.
Описание слайда:
Характерная черта ислама заключается в том, что главным путем к благосостоянию он считает не созидательный труд и не создание новых материальных ценностей, а расширение контролируемых территорий путем захвата с последующим дележом добычи (пятая часть - Аллаху) и обложением завоеванных народов данью. Восьмая сура в Коране так и называется "Добыча". Сами мусульмане также платили "милостыню" государству - десятину, что и послужило причиной многих мятежей и попыток отойти от ислама. Эти споры с самого начала решались оружием.

Слайд 26






Исламские войны велись отнюдь не с единственной декларируемой целью распространить свою веру. 
Во-первых, обращенный никогда не мог достичь положения, равного положению мусульманина по рождению. 
А во-вторых, обращение завоеванных народов в мусульманство уменьшало количество данников. Так, в 700 г. был введен закон, согласно которому принятие ислама не освобождало от податей.
Описание слайда:
Исламские войны велись отнюдь не с единственной декларируемой целью распространить свою веру. Во-первых, обращенный никогда не мог достичь положения, равного положению мусульманина по рождению. А во-вторых, обращение завоеванных народов в мусульманство уменьшало количество данников. Так, в 700 г. был введен закон, согласно которому принятие ислама не освобождало от податей.

Слайд 27






В 30-е гг. VIII в. мусульмане завоевали Египет, большую часть Византии, Иранское царство. Затем продвинулись к Средней Азии и Индии. На западе они захватили Северную Африку, Испанию. Продвижение исламских воинов в Европу было остановлено только битвой при Пуатье в 732 г.
Описание слайда:
В 30-е гг. VIII в. мусульмане завоевали Египет, большую часть Византии, Иранское царство. Затем продвинулись к Средней Азии и Индии. На западе они захватили Северную Африку, Испанию. Продвижение исламских воинов в Европу было остановлено только битвой при Пуатье в 732 г.

Слайд 28






Первая цифра - номер суры, вторая - номер аята. Основной политической идеей ислама (его суннитской версии) является создание халифата - мощной целостной империи. В Коране концепция правления государством намечена очень скупо: правоверные обязаны подчиняться посланнику Аллаха (Коран, 4: 62), правитель должен советоваться с подданными и учитывать их мнение (Коран, 3: 153), а также править и судить по справедливости (Коран, 4: 62).
Описание слайда:
Первая цифра - номер суры, вторая - номер аята. Основной политической идеей ислама (его суннитской версии) является создание халифата - мощной целостной империи. В Коране концепция правления государством намечена очень скупо: правоверные обязаны подчиняться посланнику Аллаха (Коран, 4: 62), правитель должен советоваться с подданными и учитывать их мнение (Коран, 3: 153), а также править и судить по справедливости (Коран, 4: 62).

Слайд 29






Халифом может стать авторитетный мусульманин из рода курейшитов, т.е. потомок пророка Мухаммеда. Своего преемника предлагает правящий халиф, утверждает община или совет ее представителей (известных мудрецов). 
Между общиной и халифом заключается договор, который является основой государственного строя.
Описание слайда:
Халифом может стать авторитетный мусульманин из рода курейшитов, т.е. потомок пророка Мухаммеда. Своего преемника предлагает правящий халиф, утверждает община или совет ее представителей (известных мудрецов). Между общиной и халифом заключается договор, который является основой государственного строя.

Слайд 30






Теоретически халиф не пользуется какими-либо привилегиями, он следит за соблюдением законов и сам подчиняется нормам мусульманского права, включающего в себя светские и религиозные правила поведения. Как видим, существенной чертой исламского общественного устройства является то, что, хотя глава государства выбирается большинством мусульманского населения, исполняет он не его волю, а незыблемые законы шариата.
Описание слайда:
Теоретически халиф не пользуется какими-либо привилегиями, он следит за соблюдением законов и сам подчиняется нормам мусульманского права, включающего в себя светские и религиозные правила поведения. Как видим, существенной чертой исламского общественного устройства является то, что, хотя глава государства выбирается большинством мусульманского населения, исполняет он не его волю, а незыблемые законы шариата.

Слайд 31






Несмотря на существование процедуры выборов, власть фактически наследуется, и основная борьба в исламе была развернута между сторонниками двух родов — Омейядов и Мухаммедов. 
Шииты к Корану добавили 115-ю суру, в которой родом, имеющим право на власть, назывался род Али, двоюродного брата пророка, женатого на его дочери Фатиме. Сунниты же придерживаются преданий Сунны, которые обосновывают право Омейядов на владычество. 
Шииты сформировали свое священное предание - Ахбар. Правда, существует также секта хариджитов, которые считают, что халифы должны избираться только по их личным качествам, без учета родства и социального положения.
Описание слайда:
Несмотря на существование процедуры выборов, власть фактически наследуется, и основная борьба в исламе была развернута между сторонниками двух родов — Омейядов и Мухаммедов. Шииты к Корану добавили 115-ю суру, в которой родом, имеющим право на власть, назывался род Али, двоюродного брата пророка, женатого на его дочери Фатиме. Сунниты же придерживаются преданий Сунны, которые обосновывают право Омейядов на владычество. Шииты сформировали свое священное предание - Ахбар. Правда, существует также секта хариджитов, которые считают, что халифы должны избираться только по их личным качествам, без учета родства и социального положения.

Слайд 32






Если в суннизме богословские и политические проблемы решаются путем соглашения авторитетов, то шииты считают носителем непогрешимой мудрости имама. 
Династию Омейядов на основной территории, кроме Кордовского Эмирата (потом — халифата), сменила династия Аббасидов — потомков дяди пророка.
Описание слайда:
Если в суннизме богословские и политические проблемы решаются путем соглашения авторитетов, то шииты считают носителем непогрешимой мудрости имама. Династию Омейядов на основной территории, кроме Кордовского Эмирата (потом — халифата), сменила династия Аббасидов — потомков дяди пророка.

Слайд 33






В начале X в. государственная власть оказалась в руках главнокомандующего, а халиф остался лишь духовным главой ислама. 
Сам халифат фактически распался на ряд эмиратов. Это явилось следствием того, что определяющими для данной цивилизации явились не принципы внутренней политической организации правоверных (они и были сформулированы в самых общих чертах), а отношение мусульманской общины к подвластному населению.
Описание слайда:
В начале X в. государственная власть оказалась в руках главнокомандующего, а халиф остался лишь духовным главой ислама. Сам халифат фактически распался на ряд эмиратов. Это явилось следствием того, что определяющими для данной цивилизации явились не принципы внутренней политической организации правоверных (они и были сформулированы в самых общих чертах), а отношение мусульманской общины к подвластному населению.

Слайд 34






Суть культуры скотоводов, по Тойнби, - не в их умении использовать коз, овец и коров, т. е. стада, а в умении использовать (дрессировать) собак для управления стадом, лошадей и верблюдов для верховой езды и т. п.
Описание слайда:
Суть культуры скотоводов, по Тойнби, - не в их умении использовать коз, овец и коров, т. е. стада, а в умении использовать (дрессировать) собак для управления стадом, лошадей и верблюдов для верховой езды и т. п.

Слайд 35






Правда, первый опыт привлечения на службу иноплеменников у арабов оказался неудачным: наемники, среди которых преобладали турки, как уже говорилось, отстранили халифа от светской власти. Правда, в дальнейшем мусульмане учли полученный урок: Бербер Тарик, будучи "клиентом" араба Мусы, стал крупным военачальником - выиграл главные сражения при завоевании Испании; его имя дало название Гибралтару.
Описание слайда:
Правда, первый опыт привлечения на службу иноплеменников у арабов оказался неудачным: наемники, среди которых преобладали турки, как уже говорилось, отстранили халифа от светской власти. Правда, в дальнейшем мусульмане учли полученный урок: Бербер Тарик, будучи "клиентом" араба Мусы, стал крупным военачальником - выиграл главные сражения при завоевании Испании; его имя дало название Гибралтару.

Слайд 36






Исламскую цивилизацию, по мнению А. Тойнби, можно отнести к цивилизациям "задержанным", т. е. зафиксированным вопределенном состоянии. 
Если сторонники обязательной эволюции могут счесть такую характеристику отрицательной, то с точки зрения "продолжительности жизни" она выглядит как положительная. 
Тот же Тойнби объясняет секрет долгожительства этой цивилизации тем, что иерархия и механизм управления обществом были отделены от носителей власти. Не только от родовой аристократии, но и от мусульман вообще.
Описание слайда:
Исламскую цивилизацию, по мнению А. Тойнби, можно отнести к цивилизациям "задержанным", т. е. зафиксированным вопределенном состоянии. Если сторонники обязательной эволюции могут счесть такую характеристику отрицательной, то с точки зрения "продолжительности жизни" она выглядит как положительная. Тот же Тойнби объясняет секрет долгожительства этой цивилизации тем, что иерархия и механизм управления обществом были отделены от носителей власти. Не только от родовой аристократии, но и от мусульман вообще.

Слайд 37






Военная и управленческая иерархии состояли из мамлюков или янычаров, воспитанных и обученных детей убитых врагов и рабов. 
Так, на дипломатической службе в Османской империи после падения Византии стояли образованные православные аристократы и священники. Их продвижение по иерархической лестнице было не ограничено, но подконтрольно: верный слуга мог достичь любых высот, но смерть угрожала за любой проступок. Положение самих завоевателей оставалось незыблемым и не было связано ни с какой службой. Крах этой цивилизации Тойнби как раз и связывает с привлечением к государственной службе свободных мусульман.
Описание слайда:
Военная и управленческая иерархии состояли из мамлюков или янычаров, воспитанных и обученных детей убитых врагов и рабов. Так, на дипломатической службе в Османской империи после падения Византии стояли образованные православные аристократы и священники. Их продвижение по иерархической лестнице было не ограничено, но подконтрольно: верный слуга мог достичь любых высот, но смерть угрожала за любой проступок. Положение самих завоевателей оставалось незыблемым и не было связано ни с какой службой. Крах этой цивилизации Тойнби как раз и связывает с привлечением к государственной службе свободных мусульман.

Слайд 38






Распространение ислама сопровождалось резким культурным подъемом в странах этого региона. 
Прежде всего это коснулось развития исторического жанра в литературе.
Описание слайда:
Распространение ислама сопровождалось резким культурным подъемом в странах этого региона. Прежде всего это коснулось развития исторического жанра в литературе.

Слайд 39






С конца VII в. на арабском, персидском, турецком, малайском языках непрерывно писались труды по всемирной истории и отдельных народов, хроники и генеалогические летописи царских династий и отдельных родов, составлялись биографические словари. 
Характерно, что историки-мусульмане проявляли интерес не только к жизни и культуре мусульманских стран, но и других народов: в арабских хрониках мы находим описания путешествий, достопримечательностей и архитектурных сооружений, происшествий и глобальных событий (голода, эпидемий).
Описание слайда:
С конца VII в. на арабском, персидском, турецком, малайском языках непрерывно писались труды по всемирной истории и отдельных народов, хроники и генеалогические летописи царских династий и отдельных родов, составлялись биографические словари. Характерно, что историки-мусульмане проявляли интерес не только к жизни и культуре мусульманских стран, но и других народов: в арабских хрониках мы находим описания путешествий, достопримечательностей и архитектурных сооружений, происшествий и глобальных событий (голода, эпидемий).

Слайд 40






Хотя историческое повествование было рассчитано не только на интеллектуалов, но и на простой народ, в нем исследуются и сложные проблемы философии истории. Так, Бируни в XI в. создает обзор по категории времени. 
Если в западноевропейской историографии единая хронология формировалась начиная с XI в., то исламские историки датируют события и располагают их в хронологическом порядке уже с VIII в. Интересно, что в начале хроник арабские историки сознательно оперировали не фактами, а знаниями о них: анализировали достоверность письменных или устных источников, сопоставляли их, подвергали сообщение критическому анализу. Образцом такого подхода служит "История" Ат-Табари (839-923 гг.).
Описание слайда:
Хотя историческое повествование было рассчитано не только на интеллектуалов, но и на простой народ, в нем исследуются и сложные проблемы философии истории. Так, Бируни в XI в. создает обзор по категории времени. Если в западноевропейской историографии единая хронология формировалась начиная с XI в., то исламские историки датируют события и располагают их в хронологическом порядке уже с VIII в. Интересно, что в начале хроник арабские историки сознательно оперировали не фактами, а знаниями о них: анализировали достоверность письменных или устных источников, сопоставляли их, подвергали сообщение критическому анализу. Образцом такого подхода служит "История" Ат-Табари (839-923 гг.).

Слайд 41






Характеризуя в своем "Введении" состояние любого общества как "цивилизованность" (умран), ниспосланную богом, он далек от противопоставления различных культур как более или менее развитых.
Описание слайда:
Характеризуя в своем "Введении" состояние любого общества как "цивилизованность" (умран), ниспосланную богом, он далек от противопоставления различных культур как более или менее развитых.

Слайд 42






Любое общество, по Ибн Хальдуну, колеблется между кочевым и городским образом жизни. Развитие культуры происходит под влиянием экономических и политических процессов, которые, таким образом, служат внутренним источником изменений. Ибн Хальдун, быть может, первый представитель культурологического подхода к пониманию общества.
Описание слайда:
Любое общество, по Ибн Хальдуну, колеблется между кочевым и городским образом жизни. Развитие культуры происходит под влиянием экономических и политических процессов, которые, таким образом, служат внутренним источником изменений. Ибн Хальдун, быть может, первый представитель культурологического подхода к пониманию общества.

Слайд 43






Пожалуй, ни одна религия Востока так активно не оказывала влияние на развитие государства, как ислам. Ибо ни в буддийских, ни в конфуцианских, ни в индуистских странах религия не соединена настолько с государством, как в исламских, где священные тексты являются одновременно и словами государственных законов, конституций. Недаром и в названии этих государств фигурирует термин «исламское государство» или «исламская республика». И поэтому то, что сегодня представляют собой Иран, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, Египет, Пакистан и др., они обязаны исключительно исламу. И все же выделим несколько положений.
Описание слайда:
Пожалуй, ни одна религия Востока так активно не оказывала влияние на развитие государства, как ислам. Ибо ни в буддийских, ни в конфуцианских, ни в индуистских странах религия не соединена настолько с государством, как в исламских, где священные тексты являются одновременно и словами государственных законов, конституций. Недаром и в названии этих государств фигурирует термин «исламское государство» или «исламская республика». И поэтому то, что сегодня представляют собой Иран, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, Египет, Пакистан и др., они обязаны исключительно исламу. И все же выделим несколько положений.

Слайд 44






Во-первых, законодательство этих стран построено либо на шариате, либо на адате, либо на их соединении. Отсюда непонятные для европейцев отрубление рук, пытки, бичевание, понятие о кровной мести, когда в случае гибели одного из своих членов, род клянется умертвить всех родственников убийцы.
Описание слайда:
Во-первых, законодательство этих стран построено либо на шариате, либо на адате, либо на их соединении. Отсюда непонятные для европейцев отрубление рук, пытки, бичевание, понятие о кровной мести, когда в случае гибели одного из своих членов, род клянется умертвить всех родственников убийцы.

Слайд 45






Во-вторых, бесправное положение женщины — для развода мужчине достаточно произнести одно слово «толак» (развод). Здесь же следует вспомнить о запрещении женщине получить образование, находиться в обществе мужчин, обязательная чадра и т. д.
Описание слайда:
Во-вторых, бесправное положение женщины — для развода мужчине достаточно произнести одно слово «толак» (развод). Здесь же следует вспомнить о запрещении женщине получить образование, находиться в обществе мужчин, обязательная чадра и т. д.

Слайд 46






В-третьих, многоженство, введенное пророком Мухаммедом.
Описание слайда:
В-третьих, многоженство, введенное пророком Мухаммедом.

Слайд 47






В-четвертых, джихад, который сыграл решающую роль в создании арабских государств и империй: Арабского халифата, империи Тимурам и др. Джихад был объявлен в XX в. по отношению к Израилю, он объявлялся также в Афганистане, Чечне. Именно джихад обуславливает беспощадную жестокость мусульманских воинов, которые, истребляя и замучивая последователей других религий, верят, что исполняют волю Аллаха.
Описание слайда:
В-четвертых, джихад, который сыграл решающую роль в создании арабских государств и империй: Арабского халифата, империи Тимурам и др. Джихад был объявлен в XX в. по отношению к Израилю, он объявлялся также в Афганистане, Чечне. Именно джихад обуславливает беспощадную жестокость мусульманских воинов, которые, истребляя и замучивая последователей других религий, верят, что исполняют волю Аллаха.

Слайд 48






В-пятых, неприятие европейской культуры, науки — ибо их создали не правоверные.
Описание слайда:
В-пятых, неприятие европейской культуры, науки — ибо их создали не правоверные.

Слайд 49






В-шестых, фанатичность мусульман, готовых сжечь себя во имя идеи и убежденных, что они сразу же попадут на небеса.
Описание слайда:
В-шестых, фанатичность мусульман, готовых сжечь себя во имя идеи и убежденных, что они сразу же попадут на небеса.

Слайд 50






В-седьмых, институт дервишей, слова и призывы которых являются священными и обязательными для исполнения. Благодаря ним были развязаны многие войны, совершены убийства невинных людей.
Описание слайда:
В-седьмых, институт дервишей, слова и призывы которых являются священными и обязательными для исполнения. Благодаря ним были развязаны многие войны, совершены убийства невинных людей.

Слайд 51






В-восьмых — это религиозные террористические организации, по типу ордена Ассасинов, призывающие к истреблению христиан. 
Об этом ордене, первой террористической организации, сегодня известно многое: располагаясь в Палестине, орден засылал своих агентов-убийц в Европу. 
И если рядовые члены ордена были ревностными мусульманами, то его верхушка не соблюдала Коран. Вообще, подобные организации и мистические секты очень характерны для ислама, с ними тщетно борется весь мир. Исламский фундаментализм в лице Ирана и Ирака представляет большую политическую силу в современном мире.
Описание слайда:
В-восьмых — это религиозные террористические организации, по типу ордена Ассасинов, призывающие к истреблению христиан. Об этом ордене, первой террористической организации, сегодня известно многое: располагаясь в Палестине, орден засылал своих агентов-убийц в Европу. И если рядовые члены ордена были ревностными мусульманами, то его верхушка не соблюдала Коран. Вообще, подобные организации и мистические секты очень характерны для ислама, с ними тщетно борется весь мир. Исламский фундаментализм в лице Ирана и Ирака представляет большую политическую силу в современном мире.

Слайд 52






Основатель ислама, будущий пророк Мухаммед (Мухаммад), родился 20 апреля 571 г. по Р. Хр. в знатном, но обедневшем роду племени корейшитов. За несколько месяцев до его рождения умер отец, а в шесть лет мальчик лишился матери. Воспитанием ребенка занялись сначала дед, а затем дядя. С юных лет Мухаммед приучался зарабатывать себе на жизнь своим трудом вначале пастухом, а позже — караванвожатым.
Описание слайда:
Основатель ислама, будущий пророк Мухаммед (Мухаммад), родился 20 апреля 571 г. по Р. Хр. в знатном, но обедневшем роду племени корейшитов. За несколько месяцев до его рождения умер отец, а в шесть лет мальчик лишился матери. Воспитанием ребенка занялись сначала дед, а затем дядя. С юных лет Мухаммед приучался зарабатывать себе на жизнь своим трудом вначале пастухом, а позже — караванвожатым.

Слайд 53





ИСКУССТВО ИСЛАМА
Описание слайда:
ИСКУССТВО ИСЛАМА

Слайд 54





Нежелательные изображения


VIII век - период стремительного распространения ислама в Северной Африке и Азии. Именно в ту эпоху на базе ряда изречений, приписываемых пророку Мухаммеду, были разработаны законы и принципы, регламентирующие искусство, в частности проблему изобразительности.
Описание слайда:
Нежелательные изображения VIII век - период стремительного распространения ислама в Северной Африке и Азии. Именно в ту эпоху на базе ряда изречений, приписываемых пророку Мухаммеду, были разработаны законы и принципы, регламентирующие искусство, в частности проблему изобразительности.

Слайд 55






В одном из таких изречений говорилось: "ангелы не входят в дома, где есть собака и в дома, где есть изображения", что было истолковано как нежелательность вообще любого изображения живых существ, как отвлекающих внимание верующего. 
Это требование касается только предметов исламского религиозного культа. 
Оно значительно строже воспрещения Кораном поклонения "идолам" других религий (изображениям Бога, которым поклонялись как самому Богу).
Описание слайда:
В одном из таких изречений говорилось: "ангелы не входят в дома, где есть собака и в дома, где есть изображения", что было истолковано как нежелательность вообще любого изображения живых существ, как отвлекающих внимание верующего. Это требование касается только предметов исламского религиозного культа. Оно значительно строже воспрещения Кораном поклонения "идолам" других религий (изображениям Бога, которым поклонялись как самому Богу).

Слайд 56






Это предписание не касалось светского искусства: резиденции мусульманских властителей богато украшались живописью, мозаиками, тканями и предметами гончарного искусства с изображениями людей и животных. Тем не менее художники старались по возможности приуменьшить схожесть с реальностью и предпочитали стилизованные формы.
Описание слайда:
Это предписание не касалось светского искусства: резиденции мусульманских властителей богато украшались живописью, мозаиками, тканями и предметами гончарного искусства с изображениями людей и животных. Тем не менее художники старались по возможности приуменьшить схожесть с реальностью и предпочитали стилизованные формы.

Слайд 57





Мечеть


Мечеть не отражает иерархических отношений между Богом и людьми. В противоположность средневековой христианской церкви, где эти отношения символизировались путем разграничения пространства с выделением клироса, предназначенного для проповедника, мечеть - просто место для коллективной молитвы. Пространство здесь сплошное, часто прямоугольное, над которым доминируют минареты - башни, с которых созывают правоверных на молитву. На каменных стенах здания выгравированы тексты священного Корана.
Описание слайда:
Мечеть Мечеть не отражает иерархических отношений между Богом и людьми. В противоположность средневековой христианской церкви, где эти отношения символизировались путем разграничения пространства с выделением клироса, предназначенного для проповедника, мечеть - просто место для коллективной молитвы. Пространство здесь сплошное, часто прямоугольное, над которым доминируют минареты - башни, с которых созывают правоверных на молитву. На каменных стенах здания выгравированы тексты священного Корана.

Слайд 58





Арабская вязь и геометрический узор


Арабская вязь, используемая для оформления архитектуры мечетей, получила название "куфическое письмо". 
Термин происходит от имени города Куфа в Ираке, где, как долго ошибочно считалось, возникла эта письменность. Она использовалась для переписывания священных текстов, но ее можно увидеть и на простой посуде, например на фаянсовых тарелках, украшенных изречениями из Корана. 
Это письмо, которое поначалу было очень элегантным, прямым и четким, с веками становилось все более схематичным, так как его использовали неграмотные ремесленники, упрощавшие его при копировании. Исламское декоративное искусство
Описание слайда:
Арабская вязь и геометрический узор Арабская вязь, используемая для оформления архитектуры мечетей, получила название "куфическое письмо". Термин происходит от имени города Куфа в Ираке, где, как долго ошибочно считалось, возникла эта письменность. Она использовалась для переписывания священных текстов, но ее можно увидеть и на простой посуде, например на фаянсовых тарелках, украшенных изречениями из Корана. Это письмо, которое поначалу было очень элегантным, прямым и четким, с веками становилось все более схематичным, так как его использовали неграмотные ремесленники, упрощавшие его при копировании. Исламское декоративное искусство

Слайд 59






Каллиграфия - искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства. 

Мохаммад сказал: "Письмо - половина знания". В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Это неудивительно, потому что любой образец средневековой арабской каллиграфии - произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном лице. 

Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы ("хаттаты"), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. "Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" (известный восточный афоризм).
Описание слайда:
Каллиграфия - искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства. Мохаммад сказал: "Письмо - половина знания". В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Это неудивительно, потому что любой образец средневековой арабской каллиграфии - произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном лице. Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы ("хаттаты"), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. "Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" (известный восточный афоризм).

Слайд 60






Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы. 
В основе канонизации лежала строгая система "уставного письма" ("хатт мансуб"), разработанная багдадским каллиграфом Ибн-Муклой (886-940). 
Это система пропорций, определяющих соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке. Канонические виды арабской каллиграфии (почерки):
Описание слайда:
Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы. В основе канонизации лежала строгая система "уставного письма" ("хатт мансуб"), разработанная багдадским каллиграфом Ибн-Муклой (886-940). Это система пропорций, определяющих соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке. Канонические виды арабской каллиграфии (почерки):

Слайд 61






Куфи - самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана . "Шесть стилей" классического арабского письма:
Насх - "переписка" - горизонтальный, строгий почерк.
Мухаккак - "правильный". 
Сульс - "одна треть" - криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3. Очень "гибкий" почерк .
Тауки - "указ" - самый убористый почерк. 
Рика - "скорописный". 
Райхани - "базиликовый" - очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базилика.
Описание слайда:
Куфи - самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана . "Шесть стилей" классического арабского письма: Насх - "переписка" - горизонтальный, строгий почерк. Мухаккак - "правильный". Сульс - "одна треть" - криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3. Очень "гибкий" почерк . Тауки - "указ" - самый убористый почерк. Рика - "скорописный". Райхани - "базиликовый" - очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базилика.

Слайд 62






Позже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков. Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля: 

Талик (таалик) - быстрый в исполнении (скорописный). 
Насталик - скорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии "насха" и "талика".
В мавританской Испании был разработан "Андалузский Магрибский почерк", типичные примеры которого вы видите на нижних рисунках.
Описание слайда:
Позже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков. Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля: Талик (таалик) - быстрый в исполнении (скорописный). Насталик - скорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии "насха" и "талика". В мавританской Испании был разработан "Андалузский Магрибский почерк", типичные примеры которого вы видите на нижних рисунках.

Слайд 63






От избранного стиля зависел способ очинки тростникового пера (калама): "Калам очиняется косо, и знай - кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя..." (из трактата 14 века). 

В 15 - 17 в.в. в мусульманском мире распространился особый вид искусства - кита - миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков. Не пожалейте времени, разверните и посмотрите образцы на рисунках. Потрясающе, не находите?
Описание слайда:
От избранного стиля зависел способ очинки тростникового пера (калама): "Калам очиняется косо, и знай - кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя..." (из трактата 14 века). В 15 - 17 в.в. в мусульманском мире распространился особый вид искусства - кита - миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков. Не пожалейте времени, разверните и посмотрите образцы на рисунках. Потрясающе, не находите?

Слайд 64






Тугра - каллиграфически написанный личный знак монарха (халифа, султана), содержащий его имя и титулы, который ставился в начале каждого монаршьего указа. 

Искусство каллиграфии нашло самобытное воплощение в таком жанре народного творчества, как шамаили - настенные панно, которые по сей день можно встретить в интерьерах сельских и городских мусульманских домах. Шамаиль - в переводе с арабского языка - "оберег", а с персидского - "портрет", "изображение".
Описание слайда:
Тугра - каллиграфически написанный личный знак монарха (халифа, султана), содержащий его имя и титулы, который ставился в начале каждого монаршьего указа. Искусство каллиграфии нашло самобытное воплощение в таком жанре народного творчества, как шамаили - настенные панно, которые по сей день можно встретить в интерьерах сельских и городских мусульманских домах. Шамаиль - в переводе с арабского языка - "оберег", а с персидского - "портрет", "изображение".

Слайд 65






Написанные на стекле масляными красками, своеобразные картины-изречения охранно-ритуального значения, сочетающиеся с орнаментально- живописным фоном, наряду с сурами Корана содержат философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока. 

Шамаили с текстами фольклорного характера включают в себя строки из народных песен, пословицы, поговорки, иногда целые притчи - о смысле жизни, о красоте и светозарности знаний, учения.
Описание слайда:
Написанные на стекле масляными красками, своеобразные картины-изречения охранно-ритуального значения, сочетающиеся с орнаментально- живописным фоном, наряду с сурами Корана содержат философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока. Шамаили с текстами фольклорного характера включают в себя строки из народных песен, пословицы, поговорки, иногда целые притчи - о смысле жизни, о красоте и светозарности знаний, учения.

Слайд 66






Основной элемент композиций шамаилей - это укрупненная вязь арабского письма "сульс", воссоздающая абстрактно-символическое содержание престольного стиха Корана. 

Тексты на шамаиль наносили с помощью трафарета или кальки, или непосредственно "живописали" их на обратной стороне стеклянной поверхности. Тонко раскатанная подцвеченная краской смятая фольга, иногда станиоль, подкладываемые под изображение, создавали в контрасте с фоном мерцающую, фантастически переливающуюся поверхность.
Описание слайда:
Основной элемент композиций шамаилей - это укрупненная вязь арабского письма "сульс", воссоздающая абстрактно-символическое содержание престольного стиха Корана. Тексты на шамаиль наносили с помощью трафарета или кальки, или непосредственно "живописали" их на обратной стороне стеклянной поверхности. Тонко раскатанная подцвеченная краской смятая фольга, иногда станиоль, подкладываемые под изображение, создавали в контрасте с фоном мерцающую, фантастически переливающуюся поверхность.

Слайд 67






СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию