🗊Презентация Стили речи

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Стили речи, слайд №1Стили речи, слайд №2Стили речи, слайд №3Стили речи, слайд №4Стили речи, слайд №5Стили речи, слайд №6Стили речи, слайд №7Стили речи, слайд №8Стили речи, слайд №9Стили речи, слайд №10Стили речи, слайд №11Стили речи, слайд №12Стили речи, слайд №13Стили речи, слайд №14Стили речи, слайд №15Стили речи, слайд №16Стили речи, слайд №17Стили речи, слайд №18Стили речи, слайд №19Стили речи, слайд №20Стили речи, слайд №21Стили речи, слайд №22Стили речи, слайд №23Стили речи, слайд №24Стили речи, слайд №25Стили речи, слайд №26Стили речи, слайд №27Стили речи, слайд №28Стили речи, слайд №29

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Стили речи. Доклад-сообщение содержит 29 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Стили речи
Описание слайда:
Стили речи

Слайд 2





Термин «стиль» происходит от древнегреческого слова «стилос».Стилос (др.-греч. στόλος — «палочка»), стиль, стило — в Древней Греции бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.
Описание слайда:
Термин «стиль» происходит от древнегреческого слова «стилос».Стилос (др.-греч. στόλος — «палочка»), стиль, стило — в Древней Греции бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

Слайд 3





Изучение стилистических особенностей речи учит сознательному отбору и использованию языковых средств в речи. Точность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи и значения слов.
Изучение стилистических особенностей речи учит сознательному отбору и использованию языковых средств в речи. Точность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи и значения слов.
Языковая норма складываются как результат отбора элементов (лексических, орфографических, орфоэпических и т.д.) из числа существующих в современном языке для обслуживания коммуникативных потребностей общества.
Стилистическая норма - это принятая обществом в данный исторический период совокупность правил, которые регламентируют использование слов в зависимости от сферы употребления. Стилистические нормы изменчивы и отражают те языковые варианты, которые наиболее распространены в практике использования.
Стиль речи - это совокупность приемов, способов, манер использования этих средств, а также совокупность лексических, грамматических и синтаксических особенностей, которые придают речи определенную окраску и делают речь или научной, или официальной, или разговорной.
Описание слайда:
Изучение стилистических особенностей речи учит сознательному отбору и использованию языковых средств в речи. Точность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи и значения слов. Изучение стилистических особенностей речи учит сознательному отбору и использованию языковых средств в речи. Точность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи и значения слов. Языковая норма складываются как результат отбора элементов (лексических, орфографических, орфоэпических и т.д.) из числа существующих в современном языке для обслуживания коммуникативных потребностей общества. Стилистическая норма - это принятая обществом в данный исторический период совокупность правил, которые регламентируют использование слов в зависимости от сферы употребления. Стилистические нормы изменчивы и отражают те языковые варианты, которые наиболее распространены в практике использования. Стиль речи - это совокупность приемов, способов, манер использования этих средств, а также совокупность лексических, грамматических и синтаксических особенностей, которые придают речи определенную окраску и делают речь или научной, или официальной, или разговорной.

Слайд 4





Функциональные стили формируются под влиянием следующих условий:
Функциональные стили формируются под влиянием следующих условий:
особенности ситуации общения (официальная или неофициальная обстановка, количество участников общения и т. п.);
2) функции и цели общения (поговорить, сообщить, убедить, проинструктировать и т. п.).
Описание слайда:
Функциональные стили формируются под влиянием следующих условий: Функциональные стили формируются под влиянием следующих условий: особенности ситуации общения (официальная или неофициальная обстановка, количество участников общения и т. п.); 2) функции и цели общения (поговорить, сообщить, убедить, проинструктировать и т. п.).

Слайд 5





Выделяются следующие сферы жизнедеятельности человека, каждая из которых имеет свои особые функции и реализуется в определенных условиях:
Выделяются следующие сферы жизнедеятельности человека, каждая из которых имеет свои особые функции и реализуется в определенных условиях:
1) сфера быта, бытового общения (общение реализуется в неофициальной обстановке, как правило, в форме диалога; цель общения — непринужденный разговор, беседа на бытовые темы);
2) сфера учебной и научной деятельности (общение реализуется, как правило, в официальной обстановке с целью сообщения, передачи или получения научных данных в письменной или устной форме);
3) сфера делового общения (общение реализуется в официальной обстановке с целью сообщения, составления или изучения материалов инструктивного характера);
4) сфера публицистической деятельности (общение реализуется с помощью средств массовой информации, как правило, с целью воздействия на широкие массы читателей или слушателей, формирования общественного мнения и сознания).
Описание слайда:
Выделяются следующие сферы жизнедеятельности человека, каждая из которых имеет свои особые функции и реализуется в определенных условиях: Выделяются следующие сферы жизнедеятельности человека, каждая из которых имеет свои особые функции и реализуется в определенных условиях: 1) сфера быта, бытового общения (общение реализуется в неофициальной обстановке, как правило, в форме диалога; цель общения — непринужденный разговор, беседа на бытовые темы); 2) сфера учебной и научной деятельности (общение реализуется, как правило, в официальной обстановке с целью сообщения, передачи или получения научных данных в письменной или устной форме); 3) сфера делового общения (общение реализуется в официальной обстановке с целью сообщения, составления или изучения материалов инструктивного характера); 4) сфера публицистической деятельности (общение реализуется с помощью средств массовой информации, как правило, с целью воздействия на широкие массы читателей или слушателей, формирования общественного мнения и сознания).

Слайд 6





В соответствии с этим выделяются следующие функциональные стили: 

разговорный, 
научный, 
официально-деловой,
публицистический 
и художественный
Описание слайда:
В соответствии с этим выделяются следующие функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный

Слайд 7





Функциональные стили не образуют замкнутых систем, они взаимопроницаемы, взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние друг на друга.

Рассмотрим более подробно основные черты каждого из функциональных стилей речи. При характеристике каждого из них постараемся ответить на следующие вопросы:
1) где используется данный стиль речи? (сфера деятельности);
2) с какой целью он используется? (основная функция);
3) каковы его основные признаки? (стилевые черты);
4) каковы его языковые особенности? (особенности употребления средств языка).
Описание слайда:
Функциональные стили не образуют замкнутых систем, они взаимопроницаемы, взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние друг на друга. Рассмотрим более подробно основные черты каждого из функциональных стилей речи. При характеристике каждого из них постараемся ответить на следующие вопросы: 1) где используется данный стиль речи? (сфера деятельности); 2) с какой целью он используется? (основная функция); 3) каковы его основные признаки? (стилевые черты); 4) каковы его языковые особенности? (особенности употребления средств языка).

Слайд 8





Разговорный стиль
Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, смс, общение в соцсетях).
Функция стиля – непринужденное бытовое общение, обмен впечатлениями. 
Отличительными признаками (стилевыми чертами) разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.
Описание слайда:
Разговорный стиль Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, смс, общение в соцсетях). Функция стиля – непринужденное бытовое общение, обмен впечатлениями. Отличительными признаками (стилевыми чертами) разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.

Слайд 9





Для разговорного стиля характерно использование следующих 
Для разговорного стиля характерно использование следующих 
языковых средств:
на фонетическом уровне: 
- бо́льшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)дра́с’т’и]) ;
- разнообразное интонирование;
на уровне лексики и словообразования:
- использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить); 
- преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;
- экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);
Описание слайда:
Для разговорного стиля характерно использование следующих Для разговорного стиля характерно использование следующих языковых средств: на фонетическом уровне: - бо́льшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)дра́с’т’и]) ; - разнообразное интонирование; на уровне лексики и словообразования: - использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить); - преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов; - экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);

Слайд 10





Для разговорного стиля характерно использование следующих 
языковых средств:

на уровне морфологии:
- наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;
- преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;
- редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;
- несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;
- употребление частиц, междометий;
на синтаксическом уровне:
- употребление односоставных и неполных предложений;
- отсутствие сложных синтаксических конструкций;
- частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;
- употребление разговорных обращений (- Мамуль! – Машка! – Эй, мужик!).
Описание слайда:
Для разговорного стиля характерно использование следующих языковых средств: на уровне морфологии: - наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений; - преобладание употребления глаголов над употреблением существительных; - редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий; - несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур; - употребление частиц, междометий; на синтаксическом уровне: - употребление односоставных и неполных предложений; - отсутствие сложных синтаксических конструкций; - частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений; - употребление разговорных обращений (- Мамуль! – Машка! – Эй, мужик!).

Слайд 11





Пример разговорного стиля – отрывок из письма А. С. Пушкина жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:
Пример разговорного стиля – отрывок из письма А. С. Пушкина жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:
«Стыдно, жёнка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? <...> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура». 
В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:
– использование разговорной и просторечной лексики: жёнка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении ‘но’, частицы уж и вовсе не , вводное слово видно, 
– слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко, 
– лексический повтор слова скверный, 
– разговорное обращение,
– употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,
– употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.
Описание слайда:
Пример разговорного стиля – отрывок из письма А. С. Пушкина жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года: Пример разговорного стиля – отрывок из письма А. С. Пушкина жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года: «Стыдно, жёнка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? <...> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура». В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля: – использование разговорной и просторечной лексики: жёнка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении ‘но’, частицы уж и вовсе не , вводное слово видно, – слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко, – лексический повтор слова скверный, – разговорное обращение, – употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа, – употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

Слайд 12





Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Функция научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
В научном стиле можно выделить следующие разновидности (подстили): 
1) собственно научный стиль (присущий научным трудам – монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам), 
2) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся).
3) научно-популярный стиль (присущий текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),
Описание слайда:
Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. Функция научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью. В научном стиле можно выделить следующие разновидности (подстили): 1) собственно научный стиль (присущий научным трудам – монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам), 2) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся). 3) научно-популярный стиль (присущий текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),

Слайд 13





Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:
Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:
на уровне лексики:
- насыщенность терминами данной науки;
- использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;
- употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, междометий, восклицательных частиц);
- частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;
на уровне морфологии:
- специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...), 
- использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;
Описание слайда:
Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств: Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств: на уровне лексики: - насыщенность терминами данной науки; - использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование; - употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, междометий, восклицательных частиц); - частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому; на уровне морфологии: - специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...), - использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;

Слайд 14





на синтаксическом уровне:
на синтаксическом уровне:
- употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;
- неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;
- частые цитаты, ссылки (По мнению… По словам …);
- использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.
Описание слайда:
на синтаксическом уровне: на синтаксическом уровне: - употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений; - неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений; - частые цитаты, ссылки (По мнению… По словам …); - использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.

Слайд 15





Основные типы речи – рассуждение, описание.
Основные типы речи – рассуждение, описание.
Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, рецензия.
В качестве примера можно привести отрывок из речевого произведения научного стиля собственно научной его разновидности – монографии по лингвистике:
- «Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания – модальной «окраске» (термин «окраска» – из Schiebe 1979); б) Р остается презумцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения [Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2001. с. 77].»
Описание слайда:
Основные типы речи – рассуждение, описание. Основные типы речи – рассуждение, описание. Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, рецензия. В качестве примера можно привести отрывок из речевого произведения научного стиля собственно научной его разновидности – монографии по лингвистике: - «Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания – модальной «окраске» (термин «окраска» – из Schiebe 1979); б) Р остается презумцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения [Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2001. с. 77].»

Слайд 16





В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля: 
В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля: 
– лингвистические термины: презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический;
– символ Р (презумпция) в качестве компонента текста;
– слова с абстрактным значением: составляющая, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение;
– слова, указывающие на объективные критерии оценки ситуации: потенциальный, соответствующий, истинный, регулярный;
– отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и восклицательных предложений и других средств образности;
– сложное предложение с условным подчинительным союзом если ... то, указывающее на причинно-следственные отношения;
– придание тексту большей четкости с помощью расчленения на пункты: а) и б);
– ссылка на другое произведение научной литературы, полное описание которой представлено в библиографии: Schiebe 1979.
Описание слайда:
В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля: В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля: – лингвистические термины: презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический; – символ Р (презумпция) в качестве компонента текста; – слова с абстрактным значением: составляющая, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение; – слова, указывающие на объективные критерии оценки ситуации: потенциальный, соответствующий, истинный, регулярный; – отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и восклицательных предложений и других средств образности; – сложное предложение с условным подчинительным союзом если ... то, указывающее на причинно-следственные отношения; – придание тексту большей четкости с помощью расчленения на пункты: а) и б); – ссылка на другое произведение научной литературы, полное описание которой представлено в библиографии: Schiebe 1979.

Слайд 17





Официально-деловой стиль – один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.
Официально-деловой стиль – один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.
Функция этого стиля – сообщить информацию, дать инструкцию. 
Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста.
Описание слайда:
Официально-деловой стиль – один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др. Официально-деловой стиль – один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др. Функция этого стиля – сообщить информацию, дать инструкцию. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста.

Слайд 18





Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств:
Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств:
на уровне лексики:
- употребление полных наименований, точных дат;
- книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться); 
- использование слов в прямых значениях;
- отсутствие экспрессивной и оценочной лексики;
- частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение); 
- наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу); 
- ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы;
Описание слайда:
Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств: Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств: на уровне лексики: - употребление полных наименований, точных дат; - книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться); - использование слов в прямых значениях; - отсутствие экспрессивной и оценочной лексики; - частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение); - наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу); - ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы;

Слайд 19





на уровне морфологии
на уровне морфологии
- отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица;
на синтаксическом уровне:
- осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами;
- четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.
Для официально-делового стиля характерны как монологические способы организации речи, так и диалог (разговор двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц).
Основные жанры: монологические – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчет, обзор; жанры-полилоги – собрание, совещание, переговоры, интервью.
Описание слайда:
на уровне морфологии на уровне морфологии - отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица; на синтаксическом уровне: - осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами; - четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов. Для официально-делового стиля характерны как монологические способы организации речи, так и диалог (разговор двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц). Основные жанры: монологические – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчет, обзор; жанры-полилоги – собрание, совещание, переговоры, интервью.

Слайд 20





В качестве примера приведем отрывок из типового договора:
В качестве примера приведем отрывок из типового договора:
ДОГОВОР № 7 
О передаче неисключительных имущественных прав 
г. Москва 23 марта 2002 г. 
Гражданка Российской Федерации Ружева Анна Ильинична, именуемая в дальнейшем Автор, – с одной стороны и ООО «Аранта», именуемое в дальнейшем Фирма, в лице генерального директора Бозина Сергея Ивановича, действующего на основании Устава, – с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем: 
1. Определения, используемые в Договоре 
1.1. Произведение – «Русский язык для школьников и поступающих в вузы», подготовленный Автором. Описание Произведения – пособие содержит основные теоретические понятия школьного курса русского языка и разъясняет порядок разбора языкового материала, адресован учащимся и особенно выпускникам средней школы в связи с отсутствием единого комплекта учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений.
Описание слайда:
В качестве примера приведем отрывок из типового договора: В качестве примера приведем отрывок из типового договора: ДОГОВОР № 7 О передаче неисключительных имущественных прав г. Москва 23 марта 2002 г. Гражданка Российской Федерации Ружева Анна Ильинична, именуемая в дальнейшем Автор, – с одной стороны и ООО «Аранта», именуемое в дальнейшем Фирма, в лице генерального директора Бозина Сергея Ивановича, действующего на основании Устава, – с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем: 1. Определения, используемые в Договоре 1.1. Произведение – «Русский язык для школьников и поступающих в вузы», подготовленный Автором. Описание Произведения – пособие содержит основные теоретические понятия школьного курса русского языка и разъясняет порядок разбора языкового материала, адресован учащимся и особенно выпускникам средней школы в связи с отсутствием единого комплекта учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений.

Слайд 21





В этом отрывке нашли отражение следующие черты официально-делового стиля:
В этом отрывке нашли отражение следующие черты официально-делового стиля:

– отсутствие личных местоимений;
– полное именование действующих лиц с указанием их социального статуса;
– замена их в дальнейшем на специальные обозначения Автор, Фирма;
– стандартизированные обороты: настоящий Договор о нижеследующем, именуемый в дальнейшем, действующий на основании;
– точное указание на место и время заключения договора;
– осложнение простого предложения различными обособленными членами;
– членение текста на блоки с использованием подзаголовков и цифрового обозначения.
Описание слайда:
В этом отрывке нашли отражение следующие черты официально-делового стиля: В этом отрывке нашли отражение следующие черты официально-делового стиля: – отсутствие личных местоимений; – полное именование действующих лиц с указанием их социального статуса; – замена их в дальнейшем на специальные обозначения Автор, Фирма; – стандартизированные обороты: настоящий Договор о нижеследующем, именуемый в дальнейшем, действующий на основании; – точное указание на место и время заключения договора; – осложнение простого предложения различными обособленными членами; – членение текста на блоки с использованием подзаголовков и цифрового обозначения.

Слайд 22





Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.
Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.
Функция этого стиля – информирование или воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. 
Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Описание слайда:
Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах. Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах. Функция этого стиля – информирование или воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Слайд 23





Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:
Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

на уровне лексики:
- широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;
- использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;
- использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;
- акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;
- частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);
Описание слайда:
Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств: Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств: на уровне лексики: - широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики; - использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной; - использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»; - акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации; - частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

Слайд 24





на уровне морфологии и синтаксиса:
на уровне морфологии и синтаксиса:
- активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;
- неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;
- употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;
- использование обращений;
- частые лексические и синтаксические повторы
Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.
Описание слайда:
на уровне морфологии и синтаксиса: на уровне морфологии и синтаксиса: - активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола; - неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями; - употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов; - использование обращений; - частые лексические и синтаксические повторы Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

Слайд 25





Пример текста публицистического стиля:
Пример текста публицистического стиля:

Чтобы выжить, человечеству необходимо усвоить более здоровый образ жизни. Каждый человек должен чувствовать ответственность за собственное здоровье. Здоровье – самый драгоценный дар, как с личной, так и с общественной точки зрения. Существует множество способов укрепить здоровье: систематические физические упражнения, длительный сон, отказ от курения, злоупотребления алкоголем и, наконец, общение с людьми всех возрастов, чтобы не образовался разрыв между поколениями, который наносит ущерб физическому и психическому здоровью людей.
Помните: наше здоровье зависит от нас самих и от нашего поведения! Если каждый приложит усилия, люди забудут о болезнях, сохраняя до конца способность творить и радоваться жизни.
(По материалам журнала «Здоровье».)
Описание слайда:
Пример текста публицистического стиля: Пример текста публицистического стиля: Чтобы выжить, человечеству необходимо усвоить более здоровый образ жизни. Каждый человек должен чувствовать ответственность за собственное здоровье. Здоровье – самый драгоценный дар, как с личной, так и с общественной точки зрения. Существует множество способов укрепить здоровье: систематические физические упражнения, длительный сон, отказ от курения, злоупотребления алкоголем и, наконец, общение с людьми всех возрастов, чтобы не образовался разрыв между поколениями, который наносит ущерб физическому и психическому здоровью людей. Помните: наше здоровье зависит от нас самих и от нашего поведения! Если каждый приложит усилия, люди забудут о болезнях, сохраняя до конца способность творить и радоваться жизни. (По материалам журнала «Здоровье».)

Слайд 26





Цель текста - рассуждения – привлечь внимание к важной проблеме – сохранению здоровья человека. 
Цель текста - рассуждения – привлечь внимание к важной проблеме – сохранению здоровья человека. 
Данный текст может быть использован в выступлениях по радио, телевидению и т. д. 
Языковые приметы стиля («газетная образность») – драгоценный дар, способность радоваться жизни, образ жизни, побудительное предложение и пр.
Описание слайда:
Цель текста - рассуждения – привлечь внимание к важной проблеме – сохранению здоровья человека. Цель текста - рассуждения – привлечь внимание к важной проблеме – сохранению здоровья человека. Данный текст может быть использован в выступлениях по радио, телевидению и т. д. Языковые приметы стиля («газетная образность») – драгоценный дар, способность радоваться жизни, образ жизни, побудительное предложение и пр.

Слайд 27





Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.
Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.
Функция стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.
Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:
- тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;
- фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;
- ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.
- использование конкретной лексики.
Описание слайда:
Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи. Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи. Функция стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность. Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами: - тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.; - фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос; - ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении. - использование конкретной лексики.

Слайд 28





Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.
Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.
В качестве примера приведем отрывок из поэтического текста – стихотворения А. Блока:
Осень поздняя. Небо открытое, 
И леса сквозят тишиной. 
Прилегла на берег размытый 
Голова русалки больной.
Описание слайда:
Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный. Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный. В качестве примера приведем отрывок из поэтического текста – стихотворения А. Блока: Осень поздняя. Небо открытое, И леса сквозят тишиной. Прилегла на берег размытый Голова русалки больной.

Слайд 29





Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:
Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:
– ритм, рифма;
– инверсия – прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;
– тропы: эпитет - открытое небо, метафора - леса сквозят тишиной, олицетворение - голова русалки прилегла на берег;
– синтаксический параллелизм в первой строке;
– назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.
Описание слайда:
Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства: Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства: – ритм, рифма; – инверсия – прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная; – тропы: эпитет - открытое небо, метафора - леса сквозят тишиной, олицетворение - голова русалки прилегла на берег; – синтаксический параллелизм в первой строке; – назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.



Теги Стили речи
Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию