🗊Презентация Тайны русского алфавита

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Тайны русского алфавита, слайд №1Тайны русского алфавита, слайд №2Тайны русского алфавита, слайд №3Тайны русского алфавита, слайд №4Тайны русского алфавита, слайд №5Тайны русского алфавита, слайд №6Тайны русского алфавита, слайд №7Тайны русского алфавита, слайд №8Тайны русского алфавита, слайд №9Тайны русского алфавита, слайд №10Тайны русского алфавита, слайд №11Тайны русского алфавита, слайд №12Тайны русского алфавита, слайд №13Тайны русского алфавита, слайд №14Тайны русского алфавита, слайд №15Тайны русского алфавита, слайд №16Тайны русского алфавита, слайд №17Тайны русского алфавита, слайд №18Тайны русского алфавита, слайд №19Тайны русского алфавита, слайд №20Тайны русского алфавита, слайд №21Тайны русского алфавита, слайд №22Тайны русского алфавита, слайд №23Тайны русского алфавита, слайд №24Тайны русского алфавита, слайд №25Тайны русского алфавита, слайд №26Тайны русского алфавита, слайд №27Тайны русского алфавита, слайд №28Тайны русского алфавита, слайд №29Тайны русского алфавита, слайд №30Тайны русского алфавита, слайд №31Тайны русского алфавита, слайд №32Тайны русского алфавита, слайд №33Тайны русского алфавита, слайд №34Тайны русского алфавита, слайд №35Тайны русского алфавита, слайд №36Тайны русского алфавита, слайд №37Тайны русского алфавита, слайд №38Тайны русского алфавита, слайд №39Тайны русского алфавита, слайд №40Тайны русского алфавита, слайд №41Тайны русского алфавита, слайд №42Тайны русского алфавита, слайд №43Тайны русского алфавита, слайд №44Тайны русского алфавита, слайд №45Тайны русского алфавита, слайд №46Тайны русского алфавита, слайд №47Тайны русского алфавита, слайд №48Тайны русского алфавита, слайд №49Тайны русского алфавита, слайд №50Тайны русского алфавита, слайд №51Тайны русского алфавита, слайд №52Тайны русского алфавита, слайд №53Тайны русского алфавита, слайд №54Тайны русского алфавита, слайд №55Тайны русского алфавита, слайд №56Тайны русского алфавита, слайд №57Тайны русского алфавита, слайд №58Тайны русского алфавита, слайд №59Тайны русского алфавита, слайд №60Тайны русского алфавита, слайд №61Тайны русского алфавита, слайд №62Тайны русского алфавита, слайд №63Тайны русского алфавита, слайд №64Тайны русского алфавита, слайд №65Тайны русского алфавита, слайд №66Тайны русского алфавита, слайд №67Тайны русского алфавита, слайд №68Тайны русского алфавита, слайд №69Тайны русского алфавита, слайд №70Тайны русского алфавита, слайд №71Тайны русского алфавита, слайд №72Тайны русского алфавита, слайд №73Тайны русского алфавита, слайд №74Тайны русского алфавита, слайд №75Тайны русского алфавита, слайд №76Тайны русского алфавита, слайд №77Тайны русского алфавита, слайд №78Тайны русского алфавита, слайд №79Тайны русского алфавита, слайд №80Тайны русского алфавита, слайд №81Тайны русского алфавита, слайд №82Тайны русского алфавита, слайд №83Тайны русского алфавита, слайд №84Тайны русского алфавита, слайд №85Тайны русского алфавита, слайд №86Тайны русского алфавита, слайд №87Тайны русского алфавита, слайд №88Тайны русского алфавита, слайд №89Тайны русского алфавита, слайд №90Тайны русского алфавита, слайд №91Тайны русского алфавита, слайд №92Тайны русского алфавита, слайд №93Тайны русского алфавита, слайд №94Тайны русского алфавита, слайд №95Тайны русского алфавита, слайд №96Тайны русского алфавита, слайд №97Тайны русского алфавита, слайд №98Тайны русского алфавита, слайд №99Тайны русского алфавита, слайд №100Тайны русского алфавита, слайд №101Тайны русского алфавита, слайд №102Тайны русского алфавита, слайд №103Тайны русского алфавита, слайд №104

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Тайны русского алфавита. Доклад-сообщение содержит 104 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Тайны русского алфавита, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Содержание
 Теоретическая часть вечера
Цели
Задачи
Вступление
Письмо
Алфавит и Азбука
Алфавит
Семитское письмо
Распространение письменности на Руси
Старославянский язык
Слово о первоучителях славян – братьях Константине (Кирилле) и Мефодии
Кириллица и глаголица
Глаголица
Кириллица
Описание слайда:
Содержание Теоретическая часть вечера Цели Задачи Вступление Письмо Алфавит и Азбука Алфавит Семитское письмо Распространение письменности на Руси Старославянский язык Слово о первоучителях славян – братьях Константине (Кирилле) и Мефодии Кириллица и глаголица Глаголица Кириллица

Слайд 3





Игровая часть вечера

Игра «Кто быстрее?».
Игра 2
Игра «Прогулка вдоль алфавита».
Игра «Лесенка»
Игра «Трехбуквенные слова»
Игра «Сквозные буквы»
Игра «Листая словарь…»
Игра «В чем соль?»
Игра «Ассоциация»
Игра «Кто больше?»
Аз да буки.
Рефлексия
Описание слайда:
Игровая часть вечера Игра «Кто быстрее?». Игра 2 Игра «Прогулка вдоль алфавита». Игра «Лесенка» Игра «Трехбуквенные слова» Игра «Сквозные буквы» Игра «Листая словарь…» Игра «В чем соль?» Игра «Ассоциация» Игра «Кто больше?» Аз да буки. Рефлексия

Слайд 4





   Воспитание у учащихся бережного отношения к родному языку, 
   Воспитание у учащихся бережного отношения к родному языку, 
   развитие интереса к его глубокому изучению как на уроках, так и во внеурочное время, подготовка мотивированных учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.
Описание слайда:
Воспитание у учащихся бережного отношения к родному языку, Воспитание у учащихся бережного отношения к родному языку, развитие интереса к его глубокому изучению как на уроках, так и во внеурочное время, подготовка мотивированных учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

Слайд 5





   Выяснить, как образовался русский  алфавит, рассказать о том, кто такие братья Кирилл и Мефодий, об их роли в становлении алфавита, выявить отличительные особенности двух графических систем русского языка – кириллицы и глаголицы, рассказать об истории становления и исчезновения некоторых старославянских букв.
   Выяснить, как образовался русский  алфавит, рассказать о том, кто такие братья Кирилл и Мефодий, об их роли в становлении алфавита, выявить отличительные особенности двух графических систем русского языка – кириллицы и глаголицы, рассказать об истории становления и исчезновения некоторых старославянских букв.
Описание слайда:
Выяснить, как образовался русский алфавит, рассказать о том, кто такие братья Кирилл и Мефодий, об их роли в становлении алфавита, выявить отличительные особенности двух графических систем русского языка – кириллицы и глаголицы, рассказать об истории становления и исчезновения некоторых старославянских букв. Выяснить, как образовался русский алфавит, рассказать о том, кто такие братья Кирилл и Мефодий, об их роли в становлении алфавита, выявить отличительные особенности двух графических систем русского языка – кириллицы и глаголицы, рассказать об истории становления и исчезновения некоторых старославянских букв.

Слайд 6





Вступление
Описание слайда:
Вступление

Слайд 7





Письмо
    Письмо, как и язык, представляет собой внешние символы нации. Именно поэтому многие завоеватели уничтожали письменные памятники покоренных народов. Испанцы, завоевав Мексику в 1520 году, сожгли книги ацтеков: ведь они напоминали бы туземцам об их былом величии. По этой же причине нацисты, стремившиеся уничтожить идеологии, враждебные их собственной, сжигали книги своих противников.
Описание слайда:
Письмо Письмо, как и язык, представляет собой внешние символы нации. Именно поэтому многие завоеватели уничтожали письменные памятники покоренных народов. Испанцы, завоевав Мексику в 1520 году, сожгли книги ацтеков: ведь они напоминали бы туземцам об их былом величии. По этой же причине нацисты, стремившиеся уничтожить идеологии, враждебные их собственной, сжигали книги своих противников.

Слайд 8





Алфавит и Азбука
   Передавая нашу речь на письме, мы пользуемся буквами, каждая из которых имеет определенное        значение. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом, или азбукой. А знаете ли вы, как, откуда пришли слова алфавит и азбука?
Описание слайда:
Алфавит и Азбука Передавая нашу речь на письме, мы пользуемся буквами, каждая из которых имеет определенное значение. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом, или азбукой. А знаете ли вы, как, откуда пришли слова алфавит и азбука?

Слайд 9





Алфавит
      Слово алфавит происходит от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета (по-новогречески вита). Слово азбука – калька со слова алфавит – это слившиеся названия двух первых букв древнего славянского алфавита кириллицы: аз и буки.
Описание слайда:
Алфавит Слово алфавит происходит от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета (по-новогречески вита). Слово азбука – калька со слова алфавит – это слившиеся названия двух первых букв древнего славянского алфавита кириллицы: аз и буки.

Слайд 10





   Итак, алфавит – это система букв, передающих звуки, или фонемы, языка.
   Итак, алфавит – это система букв, передающих звуки, или фонемы, языка.
Описание слайда:
Итак, алфавит – это система букв, передающих звуки, или фонемы, языка. Итак, алфавит – это система букв, передающих звуки, или фонемы, языка.

Слайд 11





Семитское письмо
Семитское письмо
Описание слайда:
Семитское письмо Семитское письмо

Слайд 12





     В конце 862 года к византийскому императору Михаилу прибыло посольство от Ростислава – князя Великой Моравии, государства западных славян. Первые миссионеры, проповедовавшие христианство в Моравии, распространяли это учение на латинском языке. Ростислав решил просить византийского императора прислать в Моравию проповедников, способных толковать Священное Писание на родном для мораван языке. 
     В конце 862 года к византийскому императору Михаилу прибыло посольство от Ростислава – князя Великой Моравии, государства западных славян. Первые миссионеры, проповедовавшие христианство в Моравии, распространяли это учение на латинском языке. Ростислав решил просить византийского императора прислать в Моравию проповедников, способных толковать Священное Писание на родном для мораван языке.
Описание слайда:
В конце 862 года к византийскому императору Михаилу прибыло посольство от Ростислава – князя Великой Моравии, государства западных славян. Первые миссионеры, проповедовавшие христианство в Моравии, распространяли это учение на латинском языке. Ростислав решил просить византийского императора прислать в Моравию проповедников, способных толковать Священное Писание на родном для мораван языке. В конце 862 года к византийскому императору Михаилу прибыло посольство от Ростислава – князя Великой Моравии, государства западных славян. Первые миссионеры, проповедовавшие христианство в Моравии, распространяли это учение на латинском языке. Ростислав решил просить византийского императора прислать в Моравию проповедников, способных толковать Священное Писание на родном для мораван языке.

Слайд 13





Старославянский язык
    Азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, тогда еще не существовало. Но славяне, видимо, уже пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году. В работе ему помогал Мефодий, хорошо владевший славянским языком. Создав славянский алфавит, братья начали переводить с греческого на славянский главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Язык этих переводов, выполненных Константином, Мефодием, а затем их учениками, теперь называют старославянским языком.
Описание слайда:
Старославянский язык Азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, тогда еще не существовало. Но славяне, видимо, уже пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году. В работе ему помогал Мефодий, хорошо владевший славянским языком. Создав славянский алфавит, братья начали переводить с греческого на славянский главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Язык этих переводов, выполненных Константином, Мефодием, а затем их учениками, теперь называют старославянским языком.

Слайд 14


Тайны русского алфавита, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15





    Пользуясь старославянским языком, книжники приближали его к своим родным языкам – русскому, сербскому, болгарскому. Такой вариант старославянского теперь называют церковно-славянским русского, сербского и других изводов.
    Пользуясь старославянским языком, книжники приближали его к своим родным языкам – русскому, сербскому, болгарскому. Такой вариант старославянского теперь называют церковно-славянским русского, сербского и других изводов.
Описание слайда:
Пользуясь старославянским языком, книжники приближали его к своим родным языкам – русскому, сербскому, болгарскому. Такой вариант старославянского теперь называют церковно-славянским русского, сербского и других изводов. Пользуясь старославянским языком, книжники приближали его к своим родным языкам – русскому, сербскому, болгарскому. Такой вариант старославянского теперь называют церковно-славянским русского, сербского и других изводов.

Слайд 16





     Слово о первоучителях славян – братьях Константине (Кирилле) и Мефодии 
     Слово о первоучителях славян – братьях Константине (Кирилле) и Мефодии
Описание слайда:
Слово о первоучителях славян – братьях Константине (Кирилле) и Мефодии Слово о первоучителях славян – братьях Константине (Кирилле) и Мефодии

Слайд 17







       Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (Салониках). Это был многоязычный город Македонии. В нем жили греки, армяне, арабы, евреи, персы и славяне. Старший брат, Мефодий, родился в 815 году. Он успешно начал военную службу и был назначен воеводой в населенную славянами область.
Описание слайда:
Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (Салониках). Это был многоязычный город Македонии. В нем жили греки, армяне, арабы, евреи, персы и славяне. Старший брат, Мефодий, родился в 815 году. Он успешно начал военную службу и был назначен воеводой в населенную славянами область.

Слайд 18





    Воеводой Мефодий пробыл десять лет, а затем ушел в монахи. Младший брат, Константин, родился в 827 году. Уже в юности он отчетливо осознавал, что его путь – это путь ученого-книжника. 
    Воеводой Мефодий пробыл десять лет, а затем ушел в монахи. Младший брат, Константин, родился в 827 году. Уже в юности он отчетливо осознавал, что его путь – это путь ученого-книжника. 
    После смерти отца Константин попал в Константинополь, где учился в знаменитой школе в Магнаурском дворце, а позже стал библиотекарем при соборе Святой Софии и фактически секретарем патриарха. Затем Константин на некоторое время поселился в одном из монастырей близ Босфора в Малой Азии, а в конце 850-го или начале 851 года вернулся в Константинополь, чтобы занять кафедру философии в университете.
Описание слайда:
Воеводой Мефодий пробыл десять лет, а затем ушел в монахи. Младший брат, Константин, родился в 827 году. Уже в юности он отчетливо осознавал, что его путь – это путь ученого-книжника. Воеводой Мефодий пробыл десять лет, а затем ушел в монахи. Младший брат, Константин, родился в 827 году. Уже в юности он отчетливо осознавал, что его путь – это путь ученого-книжника. После смерти отца Константин попал в Константинополь, где учился в знаменитой школе в Магнаурском дворце, а позже стал библиотекарем при соборе Святой Софии и фактически секретарем патриарха. Затем Константин на некоторое время поселился в одном из монастырей близ Босфора в Малой Азии, а в конце 850-го или начале 851 года вернулся в Константинополь, чтобы занять кафедру философии в университете.

Слайд 19





     Первое дипломатическое поручение Константина – участие в сарацинской миссии, т.е. в проповеди христианства сарацинам (арабам). В 860 году братья Кирилл и Мефодий уже вместе участвуют в хазарской миссии, которая вернулась в Константинополь в 861 году. 
     Первое дипломатическое поручение Константина – участие в сарацинской миссии, т.е. в проповеди христианства сарацинам (арабам). В 860 году братья Кирилл и Мефодий уже вместе участвуют в хазарской миссии, которая вернулась в Константинополь в 861 году.
Описание слайда:
Первое дипломатическое поручение Константина – участие в сарацинской миссии, т.е. в проповеди христианства сарацинам (арабам). В 860 году братья Кирилл и Мефодий уже вместе участвуют в хазарской миссии, которая вернулась в Константинополь в 861 году. Первое дипломатическое поручение Константина – участие в сарацинской миссии, т.е. в проповеди христианства сарацинам (арабам). В 860 году братья Кирилл и Мефодий уже вместе участвуют в хазарской миссии, которая вернулась в Константинополь в 861 году.

Слайд 20


Тайны русского алфавита, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21





      В конце 863 года миссия направилась в Великую Моравию. Там у Константина появились ученики, среди которых своими талантами выделялся некий славянин по имени Горазд. В 867 году братья с учениками отправились в Рим, получив приглашение от Папы Николая I Великого. В конце 868 года Константин тяжело заболел. Предчувствуя смерть, он в декабре принял схиму под именем Кирилл.
      В конце 863 года миссия направилась в Великую Моравию. Там у Константина появились ученики, среди которых своими талантами выделялся некий славянин по имени Горазд. В 867 году братья с учениками отправились в Рим, получив приглашение от Папы Николая I Великого. В конце 868 года Константин тяжело заболел. Предчувствуя смерть, он в декабре принял схиму под именем Кирилл.
Описание слайда:
В конце 863 года миссия направилась в Великую Моравию. Там у Константина появились ученики, среди которых своими талантами выделялся некий славянин по имени Горазд. В 867 году братья с учениками отправились в Рим, получив приглашение от Папы Николая I Великого. В конце 868 года Константин тяжело заболел. Предчувствуя смерть, он в декабре принял схиму под именем Кирилл. В конце 863 года миссия направилась в Великую Моравию. Там у Константина появились ученики, среди которых своими талантами выделялся некий славянин по имени Горазд. В 867 году братья с учениками отправились в Рим, получив приглашение от Папы Николая I Великого. В конце 868 года Константин тяжело заболел. Предчувствуя смерть, он в декабре принял схиму под именем Кирилл.

Слайд 22





    Перед смертью Кирилл обратился к брату: «Вот, брат, оба мы в одной упряжке борозду пахали, я теперь падаю на гряде, свой день заканчивая». 14 февраля 869 года он скончался. Ему было 42 года. 
Вскоре после смерти брата Мефодий отправился в Паннонию (ныне территория Венгрии; в те времена там жили славяне), чтобы и там ввести богослужение на славянском языке. Однако деятельность Мефодия в Паннонии, постепенно превращавшейся в центр славянской письменности, вызвала озлобление немецкого духовенства. 
    Перед смертью Кирилл обратился к брату: «Вот, брат, оба мы в одной упряжке борозду пахали, я теперь падаю на гряде, свой день заканчивая». 14 февраля 869 года он скончался. Ему было 42 года. 
Вскоре после смерти брата Мефодий отправился в Паннонию (ныне территория Венгрии; в те времена там жили славяне), чтобы и там ввести богослужение на славянском языке. Однако деятельность Мефодия в Паннонии, постепенно превращавшейся в центр славянской письменности, вызвала озлобление немецкого духовенства.
Описание слайда:
Перед смертью Кирилл обратился к брату: «Вот, брат, оба мы в одной упряжке борозду пахали, я теперь падаю на гряде, свой день заканчивая». 14 февраля 869 года он скончался. Ему было 42 года. Вскоре после смерти брата Мефодий отправился в Паннонию (ныне территория Венгрии; в те времена там жили славяне), чтобы и там ввести богослужение на славянском языке. Однако деятельность Мефодия в Паннонии, постепенно превращавшейся в центр славянской письменности, вызвала озлобление немецкого духовенства. Перед смертью Кирилл обратился к брату: «Вот, брат, оба мы в одной упряжке борозду пахали, я теперь падаю на гряде, свой день заканчивая». 14 февраля 869 года он скончался. Ему было 42 года. Вскоре после смерти брата Мефодий отправился в Паннонию (ныне территория Венгрии; в те времена там жили славяне), чтобы и там ввести богослужение на славянском языке. Однако деятельность Мефодия в Паннонии, постепенно превращавшейся в центр славянской письменности, вызвала озлобление немецкого духовенства.

Слайд 23





      Баварские священники, нарушив церковные законы, без ведома Папы Римского бросили Мефодия в тюрьму, где он пробыл до 873 года. После освобождения Мефодий покинул Паннонию и до самой смерти был моравским архиепископом. Он умер 6 апреля 885 года. 
Князь Святополк в 884–885 гг. присоединил к Моравии Нижнюю Паннонию. И сам князь, и знать признавали богослужение только на латинском языке. Между учениками Мефодия и немецким духовенством началась ожесточенная борьба, которая в 886 году завершилась разгромом сторонников славянского богослужения в Моравии и Паннонии. С учениками Мефодия (имена некоторых из них дошли до нас: Ангеларий, Климент, Наум, Савва) жестоко расправились. 
      Баварские священники, нарушив церковные законы, без ведома Папы Римского бросили Мефодия в тюрьму, где он пробыл до 873 года. После освобождения Мефодий покинул Паннонию и до самой смерти был моравским архиепископом. Он умер 6 апреля 885 года. 
Князь Святополк в 884–885 гг. присоединил к Моравии Нижнюю Паннонию. И сам князь, и знать признавали богослужение только на латинском языке. Между учениками Мефодия и немецким духовенством началась ожесточенная борьба, которая в 886 году завершилась разгромом сторонников славянского богослужения в Моравии и Паннонии. С учениками Мефодия (имена некоторых из них дошли до нас: Ангеларий, Климент, Наум, Савва) жестоко расправились.
Описание слайда:
Баварские священники, нарушив церковные законы, без ведома Папы Римского бросили Мефодия в тюрьму, где он пробыл до 873 года. После освобождения Мефодий покинул Паннонию и до самой смерти был моравским архиепископом. Он умер 6 апреля 885 года. Князь Святополк в 884–885 гг. присоединил к Моравии Нижнюю Паннонию. И сам князь, и знать признавали богослужение только на латинском языке. Между учениками Мефодия и немецким духовенством началась ожесточенная борьба, которая в 886 году завершилась разгромом сторонников славянского богослужения в Моравии и Паннонии. С учениками Мефодия (имена некоторых из них дошли до нас: Ангеларий, Климент, Наум, Савва) жестоко расправились. Баварские священники, нарушив церковные законы, без ведома Папы Римского бросили Мефодия в тюрьму, где он пробыл до 873 года. После освобождения Мефодий покинул Паннонию и до самой смерти был моравским архиепископом. Он умер 6 апреля 885 года. Князь Святополк в 884–885 гг. присоединил к Моравии Нижнюю Паннонию. И сам князь, и знать признавали богослужение только на латинском языке. Между учениками Мефодия и немецким духовенством началась ожесточенная борьба, которая в 886 году завершилась разгромом сторонников славянского богослужения в Моравии и Паннонии. С учениками Мефодия (имена некоторых из них дошли до нас: Ангеларий, Климент, Наум, Савва) жестоко расправились.

Слайд 24





Кириллица и Глаголица
     Древнейшие славянские надписи и рукописи, относящиеся к X веку, выполнены двумя графическими системами. Одну из них называют кириллицей, а другую – глаголицей (старославянское слово глаголь означает речь, слово). Так, надписи на стенах и керамических плитах церкви царя Самуила в Тырнове выполнены частично кириллицей, частично глаголицей. Но ведь Константин Философ перед тем, как уехать в Моравию, составил какую-то одну азбуку...
Описание слайда:
Кириллица и Глаголица Древнейшие славянские надписи и рукописи, относящиеся к X веку, выполнены двумя графическими системами. Одну из них называют кириллицей, а другую – глаголицей (старославянское слово глаголь означает речь, слово). Так, надписи на стенах и керамических плитах церкви царя Самуила в Тырнове выполнены частично кириллицей, частично глаголицей. Но ведь Константин Философ перед тем, как уехать в Моравию, составил какую-то одну азбуку...

Слайд 25





     Глаголица – очень своеобразный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практически со всеми известными графическими системами, но каждое из этих сопоставлений объясняло только часть начертаний. Поэтому наиболее вероятно, что глаголица является результатом авторского творчества, а не восходит к какому-либо древнему алфавиту.
     Глаголица – очень своеобразный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практически со всеми известными графическими системами, но каждое из этих сопоставлений объясняло только часть начертаний. Поэтому наиболее вероятно, что глаголица является результатом авторского творчества, а не восходит к какому-либо древнему алфавиту.
Описание слайда:
Глаголица – очень своеобразный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практически со всеми известными графическими системами, но каждое из этих сопоставлений объясняло только часть начертаний. Поэтому наиболее вероятно, что глаголица является результатом авторского творчества, а не восходит к какому-либо древнему алфавиту. Глаголица – очень своеобразный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практически со всеми известными графическими системами, но каждое из этих сопоставлений объясняло только часть начертаний. Поэтому наиболее вероятно, что глаголица является результатом авторского творчества, а не восходит к какому-либо древнему алфавиту.

Слайд 26





     Многие ученые считают, что Константин, в монашестве принявший имя Кирилл, создал именно глаголицу, которая была известна его последователям под названием кириллица. Впоследствии в Болгарии один из учеников Мефодия составил другой алфавит (им мы пользуемся сейчас), на который позже перенесли название первоначальной азбуки. В «Повести временных лет» (XII в.) говорится о «преложении книг», состоявшемся, видимо, между сентябрем 893 г. и маем 894 г. Вероятно, в это время глаголица и была заменена кириллицей. 
     Многие ученые считают, что Константин, в монашестве принявший имя Кирилл, создал именно глаголицу, которая была известна его последователям под названием кириллица. Впоследствии в Болгарии один из учеников Мефодия составил другой алфавит (им мы пользуемся сейчас), на который позже перенесли название первоначальной азбуки. В «Повести временных лет» (XII в.) говорится о «преложении книг», состоявшемся, видимо, между сентябрем 893 г. и маем 894 г. Вероятно, в это время глаголица и была заменена кириллицей.
Описание слайда:
Многие ученые считают, что Константин, в монашестве принявший имя Кирилл, создал именно глаголицу, которая была известна его последователям под названием кириллица. Впоследствии в Болгарии один из учеников Мефодия составил другой алфавит (им мы пользуемся сейчас), на который позже перенесли название первоначальной азбуки. В «Повести временных лет» (XII в.) говорится о «преложении книг», состоявшемся, видимо, между сентябрем 893 г. и маем 894 г. Вероятно, в это время глаголица и была заменена кириллицей. Многие ученые считают, что Константин, в монашестве принявший имя Кирилл, создал именно глаголицу, которая была известна его последователям под названием кириллица. Впоследствии в Болгарии один из учеников Мефодия составил другой алфавит (им мы пользуемся сейчас), на который позже перенесли название первоначальной азбуки. В «Повести временных лет» (XII в.) говорится о «преложении книг», состоявшемся, видимо, между сентябрем 893 г. и маем 894 г. Вероятно, в это время глаголица и была заменена кириллицей.

Слайд 27





      Интересно, что в Македонии против кириллического письма выступали старейшие ученики солунских братьев. Скорее всего они относились к глаголице как к священному алфавиту, составленному первоучителем. Древнейшая дошедшая до наших дней славянская рукопись – «Киевские листки» (X в.) – написана глаголицей и, возможно, происходит из западных земель, тех самых, где трудились Кирилл и Мефодий.  Дольше всего (до конца XVIII в.) глаголицей пользовались на юге, в Хорватии. У восточных славян уже к XII столетию глаголицу вытеснила более простая и четкая кириллица.
      Интересно, что в Македонии против кириллического письма выступали старейшие ученики солунских братьев. Скорее всего они относились к глаголице как к священному алфавиту, составленному первоучителем. Древнейшая дошедшая до наших дней славянская рукопись – «Киевские листки» (X в.) – написана глаголицей и, возможно, происходит из западных земель, тех самых, где трудились Кирилл и Мефодий.  Дольше всего (до конца XVIII в.) глаголицей пользовались на юге, в Хорватии. У восточных славян уже к XII столетию глаголицу вытеснила более простая и четкая кириллица.
Описание слайда:
Интересно, что в Македонии против кириллического письма выступали старейшие ученики солунских братьев. Скорее всего они относились к глаголице как к священному алфавиту, составленному первоучителем. Древнейшая дошедшая до наших дней славянская рукопись – «Киевские листки» (X в.) – написана глаголицей и, возможно, происходит из западных земель, тех самых, где трудились Кирилл и Мефодий. Дольше всего (до конца XVIII в.) глаголицей пользовались на юге, в Хорватии. У восточных славян уже к XII столетию глаголицу вытеснила более простая и четкая кириллица. Интересно, что в Македонии против кириллического письма выступали старейшие ученики солунских братьев. Скорее всего они относились к глаголице как к священному алфавиту, составленному первоучителем. Древнейшая дошедшая до наших дней славянская рукопись – «Киевские листки» (X в.) – написана глаголицей и, возможно, происходит из западных земель, тех самых, где трудились Кирилл и Мефодий. Дольше всего (до конца XVIII в.) глаголицей пользовались на юге, в Хорватии. У восточных славян уже к XII столетию глаголицу вытеснила более простая и четкая кириллица.

Слайд 28





Глаголица
Глаголица – изобретение более яркое и самобытное, нежели кириллица. Количество букв в глаголице почти точно соответствует количеству звуков (точнее, фонем) старославянского языка. Иными словами, создатели глаголицы основательно разобрались в славянской фонетике и благодаря этому создали для нее подходящую письменность.
Буквы глаголицы не скопированы с другого алфавита (как кириллица – с греческого), а созданы самостоятельно. Похоже, глаголицу ее творцы предназначали специально для священных книг: первая буква «аз» по форме напоминает крест. Начертания многих других букв тоже имеют в основе крест, треугольник (вероятно, символ Троицы) и круг (возможно, символизирующий вечность, бесконечность, полноту Бога).
Описание слайда:
Глаголица Глаголица – изобретение более яркое и самобытное, нежели кириллица. Количество букв в глаголице почти точно соответствует количеству звуков (точнее, фонем) старославянского языка. Иными словами, создатели глаголицы основательно разобрались в славянской фонетике и благодаря этому создали для нее подходящую письменность. Буквы глаголицы не скопированы с другого алфавита (как кириллица – с греческого), а созданы самостоятельно. Похоже, глаголицу ее творцы предназначали специально для священных книг: первая буква «аз» по форме напоминает крест. Начертания многих других букв тоже имеют в основе крест, треугольник (вероятно, символ Троицы) и круг (возможно, символизирующий вечность, бесконечность, полноту Бога).

Слайд 29





Кириллица
     Кириллица, в сущности, – это греческий алфавит с дополнительными знаками для славянских звуков, которых нет в греческом языке. Потому в кириллице есть несколько ненужных для славянского языка букв вроде «кси» и «пси». Сочетания соответствующих звуков можно передавать сочетаниями других букв, например, вместо «кси» использовать сочетание «како» и «слово». Вообще дублетные буквы и буквенные сочетания, которых позднее стало еще больше из-за исчезновения в языке некоторых звуков, были постоянной проблемой для «грамотеев»: какой из двух вариантов выбрать? Отсюда многочисленные изменения в кириллице, исчезновение букв. В современном русском алфавите по сравнению с кириллицей добавились только три буквы – й, ё и э, а исчезло намного больше.
Описание слайда:
Кириллица Кириллица, в сущности, – это греческий алфавит с дополнительными знаками для славянских звуков, которых нет в греческом языке. Потому в кириллице есть несколько ненужных для славянского языка букв вроде «кси» и «пси». Сочетания соответствующих звуков можно передавать сочетаниями других букв, например, вместо «кси» использовать сочетание «како» и «слово». Вообще дублетные буквы и буквенные сочетания, которых позднее стало еще больше из-за исчезновения в языке некоторых звуков, были постоянной проблемой для «грамотеев»: какой из двух вариантов выбрать? Отсюда многочисленные изменения в кириллице, исчезновение букв. В современном русском алфавите по сравнению с кириллицей добавились только три буквы – й, ё и э, а исчезло намного больше.

Слайд 30


Тайны русского алфавита, слайд №30
Описание слайда:

Слайд 31


Тайны русского алфавита, слайд №31
Описание слайда:

Слайд 32


Тайны русского алфавита, слайд №32
Описание слайда:

Слайд 33


Тайны русского алфавита, слайд №33
Описание слайда:

Слайд 34


Тайны русского алфавита, слайд №34
Описание слайда:

Слайд 35





Дублетные буквы
Описание слайда:
Дублетные буквы

Слайд 36


Тайны русского алфавита, слайд №36
Описание слайда:

Слайд 37


Тайны русского алфавита, слайд №37
Описание слайда:

Слайд 38


Тайны русского алфавита, слайд №38
Описание слайда:

Слайд 39


Тайны русского алфавита, слайд №39
Описание слайда:

Слайд 40





Буквы и («иже») и i («и»)
Описание слайда:
Буквы и («иже») и i («и»)

Слайд 41





Буквы «фита», «кси» и «пси».
Описание слайда:
Буквы «фита», «кси» и «пси».

Слайд 42





Буква «омега»
Описание слайда:
Буква «омега»

Слайд 43





Реформа азбуки
Описание слайда:
Реформа азбуки

Слайд 44


Тайны русского алфавита, слайд №44
Описание слайда:

Слайд 45


Тайны русского алфавита, слайд №45
Описание слайда:

Слайд 46






   До революции русский алфавит насчитывал 35, а не 33 буквы, как сейчас. В него входили следующие буквы:

     А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж З з И и І і К к Л л   М м Н н О о П п Р р С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц    Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы Ь ь Ѣ ѣ Э э Ю ю Я я Ѳ ѳ Ѵ ѵ
     Названия букв русского дореформенного алфавита (написание современное): а, бэ, вэ, гэ, дэ, е, жэ, зэ, и, и десятери́чное, ка, эль, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, цэ, че, ша, ща, ер, еры́, ерь, ять, э, ю, я, фита́, и́жица.
Описание слайда:
До революции русский алфавит насчитывал 35, а не 33 буквы, как сейчас. В него входили следующие буквы: А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж З з И и І і К к Л л М м Н н О о П п Р р С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы Ь ь Ѣ ѣ Э э Ю ю Я я Ѳ ѳ Ѵ ѵ Названия букв русского дореформенного алфавита (написание современное): а, бэ, вэ, гэ, дэ, е, жэ, зэ, и, и десятери́чное, ка, эль, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, цэ, че, ша, ща, ер, еры́, ерь, ять, э, ю, я, фита́, и́жица.

Слайд 47





В 1918 г. из азбуки было исключено несколько букв.
  Ответив на несколько вопросов, ты узнаешь, что это были за буквы.
Описание слайда:
В 1918 г. из азбуки было исключено несколько букв. Ответив на несколько вопросов, ты узнаешь, что это были за буквы.

Слайд 48


Тайны русского алфавита, слайд №48
Описание слайда:

Слайд 49





Буква
Описание слайда:
Буква

Слайд 50


Тайны русского алфавита, слайд №50
Описание слайда:

Слайд 51





     Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ
Убѣжалъ голодный въ лѣсъ.
Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ
И за горькiй тотъ обѣдъ
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.
     Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ
Убѣжалъ голодный въ лѣсъ.
Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ
И за горькiй тотъ обѣдъ
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.
     Вѣдай, братъ, что клѣть и клѣтка,
Рѣшето, рѣшетка, сѣтка,
Вѣжа и желѣзо съ ять, —
Такъ и надобно писать.
     Наши вѣки и рѣсницы
Защищаютъ глазъ зѣницы,
Вѣки жмуритъ цѣлый вѣкъ
Ночью каждый человѣкъ…
     Вѣтеръ вѣтки поломалъ,
Нѣмецъ вѣники связалъ,
Описание слайда:
Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ Убѣжалъ голодный въ лѣсъ. Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ, Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ И за горькiй тотъ обѣдъ Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ. Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ Убѣжалъ голодный въ лѣсъ. Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ, Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ И за горькiй тотъ обѣдъ Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ. Вѣдай, братъ, что клѣть и клѣтка, Рѣшето, рѣшетка, сѣтка, Вѣжа и желѣзо съ ять, — Такъ и надобно писать. Наши вѣки и рѣсницы Защищаютъ глазъ зѣницы, Вѣки жмуритъ цѣлый вѣкъ Ночью каждый человѣкъ… Вѣтеръ вѣтки поломалъ, Нѣмецъ вѣники связалъ,

Слайд 52


Тайны русского алфавита, слайд №52
Описание слайда:

Слайд 53





Ижица
Описание слайда:
Ижица

Слайд 54


Тайны русского алфавита, слайд №54
Описание слайда:

Слайд 55





Ф и Фита(
Описание слайда:
Ф и Фита(

Слайд 56


Тайны русского алфавита, слайд №56
Описание слайда:

Слайд 57





Никчемные бездельники
Описание слайда:
Никчемные бездельники

Слайд 58


Тайны русского алфавита, слайд №58
Описание слайда:

Слайд 59


Тайны русского алфавита, слайд №59
Описание слайда:

Слайд 60


Тайны русского алфавита, слайд №60
Описание слайда:

Слайд 61


Тайны русского алфавита, слайд №61
Описание слайда:

Слайд 62


Тайны русского алфавита, слайд №62
Описание слайда:

Слайд 63





Национальная письменность
Описание слайда:
Национальная письменность

Слайд 64





Заключение
Описание слайда:
Заключение

Слайд 65


Тайны русского алфавита, слайд №65
Описание слайда:

Слайд 66





      В практике школьного преподавания русского языка сведения о русской графике обычно ограничиваются знакомством с современным алфавитом и теми вопросами, где графика тесно смыкается с орфографией. С тех пор как отождествление звука и буквы, характерное для лингвистической традиции прошлого, было преодолено, «обиженными» оказались именно буквы: графике уделяется меньше внимания, чем фонетике. В связи с тем ,что в последнее время все чаще на олимпиадах встречаются задания, связанные с  историей русского алфавита, мы постарались в своем проекте поместить как можно больше информации по этой теме.
      В практике школьного преподавания русского языка сведения о русской графике обычно ограничиваются знакомством с современным алфавитом и теми вопросами, где графика тесно смыкается с орфографией. С тех пор как отождествление звука и буквы, характерное для лингвистической традиции прошлого, было преодолено, «обиженными» оказались именно буквы: графике уделяется меньше внимания, чем фонетике. В связи с тем ,что в последнее время все чаще на олимпиадах встречаются задания, связанные с  историей русского алфавита, мы постарались в своем проекте поместить как можно больше информации по этой теме.
Описание слайда:
В практике школьного преподавания русского языка сведения о русской графике обычно ограничиваются знакомством с современным алфавитом и теми вопросами, где графика тесно смыкается с орфографией. С тех пор как отождествление звука и буквы, характерное для лингвистической традиции прошлого, было преодолено, «обиженными» оказались именно буквы: графике уделяется меньше внимания, чем фонетике. В связи с тем ,что в последнее время все чаще на олимпиадах встречаются задания, связанные с историей русского алфавита, мы постарались в своем проекте поместить как можно больше информации по этой теме. В практике школьного преподавания русского языка сведения о русской графике обычно ограничиваются знакомством с современным алфавитом и теми вопросами, где графика тесно смыкается с орфографией. С тех пор как отождествление звука и буквы, характерное для лингвистической традиции прошлого, было преодолено, «обиженными» оказались именно буквы: графике уделяется меньше внимания, чем фонетике. В связи с тем ,что в последнее время все чаще на олимпиадах встречаются задания, связанные с историей русского алфавита, мы постарались в своем проекте поместить как можно больше информации по этой теме.

Слайд 67





     Материалы нашего проекта адресованы школьникам, интересующимся языкознанием, они могут быть использованы учителем словесности как на различных этапах олимпиады по русскому языку, так и на школьных уроках, особенно в классах с углубленным изучением русского языка. Задания культурологической направленности расширяют представление учащихся о русском алфавите как выдающемся феномене национальной культуры, о выразительных средствах русской графики. Сведения об истории кириллического алфавита необходимы также для историко-лингвистического комментария ко многим программным произведениям художественной литературы. 
     Материалы нашего проекта адресованы школьникам, интересующимся языкознанием, они могут быть использованы учителем словесности как на различных этапах олимпиады по русскому языку, так и на школьных уроках, особенно в классах с углубленным изучением русского языка. Задания культурологической направленности расширяют представление учащихся о русском алфавите как выдающемся феномене национальной культуры, о выразительных средствах русской графики. Сведения об истории кириллического алфавита необходимы также для историко-лингвистического комментария ко многим программным произведениям художественной литературы.
Описание слайда:
Материалы нашего проекта адресованы школьникам, интересующимся языкознанием, они могут быть использованы учителем словесности как на различных этапах олимпиады по русскому языку, так и на школьных уроках, особенно в классах с углубленным изучением русского языка. Задания культурологической направленности расширяют представление учащихся о русском алфавите как выдающемся феномене национальной культуры, о выразительных средствах русской графики. Сведения об истории кириллического алфавита необходимы также для историко-лингвистического комментария ко многим программным произведениям художественной литературы. Материалы нашего проекта адресованы школьникам, интересующимся языкознанием, они могут быть использованы учителем словесности как на различных этапах олимпиады по русскому языку, так и на школьных уроках, особенно в классах с углубленным изучением русского языка. Задания культурологической направленности расширяют представление учащихся о русском алфавите как выдающемся феномене национальной культуры, о выразительных средствах русской графики. Сведения об истории кириллического алфавита необходимы также для историко-лингвистического комментария ко многим программным произведениям художественной литературы.

Слайд 68


Тайны русского алфавита, слайд №68
Описание слайда:

Слайд 69





   Игра «Кто быстрее?». Расположите слова в алфавитном порядке.
   Игра «Кто быстрее?». Расположите слова в алфавитном порядке.
   Гостиница, гигиена, беззаконие, акробатика, айсберг, батискаф, гидрокостюм, безмолвие, ботинки, вибрация, вкладка, гидра, акростих, альтруист, виадук, гамбургер, видение, аксиома, академик, акселерация.
Описание слайда:
Игра «Кто быстрее?». Расположите слова в алфавитном порядке. Игра «Кто быстрее?». Расположите слова в алфавитном порядке. Гостиница, гигиена, беззаконие, акробатика, айсберг, батискаф, гидрокостюм, безмолвие, ботинки, вибрация, вкладка, гидра, акростих, альтруист, виадук, гамбургер, видение, аксиома, академик, акселерация.

Слайд 70





   2. Приведите примеры остатков рисуночного письма в современной жизни.
   2. Приведите примеры остатков рисуночного письма в современной жизни.
Описание слайда:
2. Приведите примеры остатков рисуночного письма в современной жизни. 2. Приведите примеры остатков рисуночного письма в современной жизни.

Слайд 71





    3. Игра «Прогулка вдоль алфавита». Необходимо подобрать и написать в столбик 33 слова, состоящих из 5 букв (слова могут относиться к любой части речи). Средние буквы (третьи) всех слов должны составить полный русский алфавит.
    3. Игра «Прогулка вдоль алфавита». Необходимо подобрать и написать в столбик 33 слова, состоящих из 5 букв (слова могут относиться к любой части речи). Средние буквы (третьи) всех слов должны составить полный русский алфавит.
Описание слайда:
3. Игра «Прогулка вдоль алфавита». Необходимо подобрать и написать в столбик 33 слова, состоящих из 5 букв (слова могут относиться к любой части речи). Средние буквы (третьи) всех слов должны составить полный русский алфавит. 3. Игра «Прогулка вдоль алфавита». Необходимо подобрать и написать в столбик 33 слова, состоящих из 5 букв (слова могут относиться к любой части речи). Средние буквы (третьи) всех слов должны составить полный русский алфавит.

Слайд 72


Тайны русского алфавита, слайд №72
Описание слайда:

Слайд 73


Тайны русского алфавита, слайд №73
Описание слайда:

Слайд 74


Тайны русского алфавита, слайд №74
Описание слайда:

Слайд 75





   5. Игра «Трехбуквенные слова». Вспомните как можно больше существительных из трех букв, где бы в середине были буквы ы, о, а.
   5. Игра «Трехбуквенные слова». Вспомните как можно больше существительных из трех букв, где бы в середине были буквы ы, о, а.
Описание слайда:
5. Игра «Трехбуквенные слова». Вспомните как можно больше существительных из трех букв, где бы в середине были буквы ы, о, а. 5. Игра «Трехбуквенные слова». Вспомните как можно больше существительных из трех букв, где бы в середине были буквы ы, о, а.

Слайд 76





    6. Игра «Сквозные буквы». Заполните пустые клетки буквами, чтобы по горизонтали можно было прочитать десять существительных женского рода 1-го склонения.
    6. Игра «Сквозные буквы». Заполните пустые клетки буквами, чтобы по горизонтали можно было прочитать десять существительных женского рода 1-го склонения.
Описание слайда:
6. Игра «Сквозные буквы». Заполните пустые клетки буквами, чтобы по горизонтали можно было прочитать десять существительных женского рода 1-го склонения. 6. Игра «Сквозные буквы». Заполните пустые клетки буквами, чтобы по горизонтали можно было прочитать десять существительных женского рода 1-го склонения.

Слайд 77





    7. Игра «Листая словарь...». Извлекая из словаря слово, педагог предлагает учащимся поразмышлять над тем, что за этим словом скрывается. Слова: алфавит, буква.
    7. Игра «Листая словарь...». Извлекая из словаря слово, педагог предлагает учащимся поразмышлять над тем, что за этим словом скрывается. Слова: алфавит, буква.
Описание слайда:
7. Игра «Листая словарь...». Извлекая из словаря слово, педагог предлагает учащимся поразмышлять над тем, что за этим словом скрывается. Слова: алфавит, буква. 7. Игра «Листая словарь...». Извлекая из словаря слово, педагог предлагает учащимся поразмышлять над тем, что за этим словом скрывается. Слова: алфавит, буква.

Слайд 78





      8. Игра «В чем соль?» (определите суть высказывания). В чем соль следующих высказываний?
      8. Игра «В чем соль?» (определите суть высказывания). В чем соль следующих высказываний?
     Часто для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем чтобы умереть (В.Альфьери);
     Жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе        прожить ее ничтожно (Б.Дизраэли);
     Всякая жизнь, хорошо 
   прожитая, есть долгая
   жизнь (Леонардо да Винчи);
Описание слайда:
8. Игра «В чем соль?» (определите суть высказывания). В чем соль следующих высказываний? 8. Игра «В чем соль?» (определите суть высказывания). В чем соль следующих высказываний? Часто для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем чтобы умереть (В.Альфьери); Жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе прожить ее ничтожно (Б.Дизраэли); Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь (Леонардо да Винчи);

Слайд 79





      Есть имена, которые столь же вечны и ярки, как звезды в небе. Когда люди в открытом море не знают, в каком месте находятся, то путь на земле находят по звездам в небе (Б.Ауэрбах);
      Есть имена, которые столь же вечны и ярки, как звезды в небе. Когда люди в открытом море не знают, в каком месте находятся, то путь на земле находят по звездам в небе (Б.Ауэрбах);
      Великие мысли исходят из сердца (Л.Вовенарг);
      Бояться надо не смерти, а пустой жизни (Б.Брехт);
       Человек без характера – все равно что кормилица без молока, солдат без оружия или путешественник без денег (О.Петье).
Описание слайда:
Есть имена, которые столь же вечны и ярки, как звезды в небе. Когда люди в открытом море не знают, в каком месте находятся, то путь на земле находят по звездам в небе (Б.Ауэрбах); Есть имена, которые столь же вечны и ярки, как звезды в небе. Когда люди в открытом море не знают, в каком месте находятся, то путь на земле находят по звездам в небе (Б.Ауэрбах); Великие мысли исходят из сердца (Л.Вовенарг); Бояться надо не смерти, а пустой жизни (Б.Брехт); Человек без характера – все равно что кормилица без молока, солдат без оружия или путешественник без денег (О.Петье).

Слайд 80





   9. Игра «Ассоциация». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: Кирилл и Мефодий, кириллица, азбука, алфавит?
   9. Игра «Ассоциация». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: Кирилл и Мефодий, кириллица, азбука, алфавит?
Описание слайда:
9. Игра «Ассоциация». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: Кирилл и Мефодий, кириллица, азбука, алфавит? 9. Игра «Ассоциация». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: Кирилл и Мефодий, кириллица, азбука, алфавит?

Слайд 81





   10. Игра «Кто больше?». Вспомните как можно больше пословиц, фразеологизмов, шуток, в состав которых входят названия букв кириллицы.
   10. Игра «Кто больше?». Вспомните как можно больше пословиц, фразеологизмов, шуток, в состав которых входят названия букв кириллицы.
Описание слайда:
10. Игра «Кто больше?». Вспомните как можно больше пословиц, фразеологизмов, шуток, в состав которых входят названия букв кириллицы. 10. Игра «Кто больше?». Вспомните как можно больше пословиц, фразеологизмов, шуток, в состав которых входят названия букв кириллицы.

Слайд 82





Аз да буки
     Аз да буки – и вся наука. Аз грешный. Аз, да всему горазд. От аза до ижицы. Он аза в глаза не видел. Сидеть на азах. За аз да за буки, так и указку в руки. Сперва аз да буки, а там и науки. Что было муки, докуки, а ни аза, ни буки. Аз да буки не избавят от муки. Прописным азом ноги растопырил. Он не смыслит ни а, ни б, ни аза, ни буки.
Описание слайда:
Аз да буки Аз да буки – и вся наука. Аз грешный. Аз, да всему горазд. От аза до ижицы. Он аза в глаза не видел. Сидеть на азах. За аз да за буки, так и указку в руки. Сперва аз да буки, а там и науки. Что было муки, докуки, а ни аза, ни буки. Аз да буки не избавят от муки. Прописным азом ноги растопырил. Он не смыслит ни а, ни б, ни аза, ни буки.

Слайд 83





    Не суйтесь, буки, наперед азов. Буки аз – буказ, глагол аз – глаз (шутка над складами). Буки-букашки, глаголь-таракашки (шутят с малыми ребятами). Смотреть глаголем. Аз-алашки, буки-букашки, веди-валяшки, глаголь-голяшки (долгая, скучная, всем известная песня). Ер да еры упали с горы, ерь да ять некому поднять. Иже да како не солгут никако. 
    Не суйтесь, буки, наперед азов. Буки аз – буказ, глагол аз – глаз (шутка над складами). Буки-букашки, глаголь-таракашки (шутят с малыми ребятами). Смотреть глаголем. Аз-алашки, буки-букашки, веди-валяшки, глаголь-голяшки (долгая, скучная, всем известная песня). Ер да еры упали с горы, ерь да ять некому поднять. Иже да како не солгут никако.
Описание слайда:
Не суйтесь, буки, наперед азов. Буки аз – буказ, глагол аз – глаз (шутка над складами). Буки-букашки, глаголь-таракашки (шутят с малыми ребятами). Смотреть глаголем. Аз-алашки, буки-букашки, веди-валяшки, глаголь-голяшки (долгая, скучная, всем известная песня). Ер да еры упали с горы, ерь да ять некому поднять. Иже да како не солгут никако. Не суйтесь, буки, наперед азов. Буки аз – буказ, глагол аз – глаз (шутка над складами). Буки-букашки, глаголь-таракашки (шутят с малыми ребятами). Смотреть глаголем. Аз-алашки, буки-букашки, веди-валяшки, глаголь-голяшки (долгая, скучная, всем известная песня). Ер да еры упали с горы, ерь да ять некому поднять. Иже да како не солгут никако.

Слайд 84





    Не суйся, ижица, наперед аза. Все люди как люди, а мы как мыслете. Кабы не буки-еры, да не люди-аз – ла, далеко бы увезла. Метать петли, закидывать крюки, писать мыслете (быть пьяным). Сам оником, ручки фертом. Ротик оником, губки жемочком. Глаголь аз – глаз, покой аз – показ (шутка над складами). Дошли до ижицы. 
    Не суйся, ижица, наперед аза. Все люди как люди, а мы как мыслете. Кабы не буки-еры, да не люди-аз – ла, далеко бы увезла. Метать петли, закидывать крюки, писать мыслете (быть пьяным). Сам оником, ручки фертом. Ротик оником, губки жемочком. Глаголь аз – глаз, покой аз – показ (шутка над складами). Дошли до ижицы.
Описание слайда:
Не суйся, ижица, наперед аза. Все люди как люди, а мы как мыслете. Кабы не буки-еры, да не люди-аз – ла, далеко бы увезла. Метать петли, закидывать крюки, писать мыслете (быть пьяным). Сам оником, ручки фертом. Ротик оником, губки жемочком. Глаголь аз – глаз, покой аз – показ (шутка над складами). Дошли до ижицы. Не суйся, ижица, наперед аза. Все люди как люди, а мы как мыслете. Кабы не буки-еры, да не люди-аз – ла, далеко бы увезла. Метать петли, закидывать крюки, писать мыслете (быть пьяным). Сам оником, ручки фертом. Ротик оником, губки жемочком. Глаголь аз – глаз, покой аз – показ (шутка над складами). Дошли до ижицы.

Слайд 85





    Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. Фита да ижица – к ленивому плеть ближится. Кси, пси с фитою пахнули сытою. Фита, ижица к розге ближится. От фиты подвело животы. Стоять фертом. Подпереться фертом. Там я (Наполеон) барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. Рцы слово твердо (будь крепок в слове). Твердо-он – то, да и то подперто.
    Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. Фита да ижица – к ленивому плеть ближится. Кси, пси с фитою пахнули сытою. Фита, ижица к розге ближится. От фиты подвело животы. Стоять фертом. Подпереться фертом. Там я (Наполеон) барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. Рцы слово твердо (будь крепок в слове). Твердо-он – то, да и то подперто.
Описание слайда:
Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. Фита да ижица – к ленивому плеть ближится. Кси, пси с фитою пахнули сытою. Фита, ижица к розге ближится. От фиты подвело животы. Стоять фертом. Подпереться фертом. Там я (Наполеон) барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. Рцы слово твердо (будь крепок в слове). Твердо-он – то, да и то подперто. Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. Фита да ижица – к ленивому плеть ближится. Кси, пси с фитою пахнули сытою. Фита, ижица к розге ближится. От фиты подвело животы. Стоять фертом. Подпереться фертом. Там я (Наполеон) барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. Рцы слово твердо (будь крепок в слове). Твердо-он – то, да и то подперто.

Слайд 86





  11. Рефлексия «Если бы я встретился с создателем славянской азбуки, я бы...».
  11. Рефлексия «Если бы я встретился с создателем славянской азбуки, я бы...».
Описание слайда:
11. Рефлексия «Если бы я встретился с создателем славянской азбуки, я бы...». 11. Рефлексия «Если бы я встретился с создателем славянской азбуки, я бы...».

Слайд 87





Литература
     1. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1976.
      2. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. М.: Просвещение, 1989.
      3. Слава вам, братья, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Новосибирск: Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996.
     4. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Смоленск, 1998.
     5. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Под ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 1998.
 
Описание слайда:
Литература 1. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1976. 2. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. М.: Просвещение, 1989. 3. Слава вам, братья, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Новосибирск: Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996. 4. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Смоленск, 1998. 5. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Под ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 1998.  

Слайд 88


Тайны русского алфавита, слайд №88
Описание слайда:

Слайд 89


Тайны русского алфавита, слайд №89
Описание слайда:

Слайд 90





     Семитское письмо содержало 22 знака для согласных; гласные на письме не обозначались (это было связано с устройством семитских языков).
     Семитское письмо содержало 22 знака для согласных; гласные на письме не обозначались (это было связано с устройством семитских языков).
Описание слайда:
Семитское письмо содержало 22 знака для согласных; гласные на письме не обозначались (это было связано с устройством семитских языков). Семитское письмо содержало 22 знака для согласных; гласные на письме не обозначались (это было связано с устройством семитских языков).

Слайд 91





      Финикийцы, жившие в древности на восточном побережье Средиземного моря, были известными мореходами. Они вели активную торговлю с государствами Средиземноморья. В IX веке до н.э. финикийцы познакомили со своим письмом греков. Греки несколько видоизменили начертания финикийских букв и их названия, сохранив порядок. Но греки сделали очень важное изменение: они стали обозначать отдельными буквами не только согласные, но и гласные. Для этого они использовали некоторые финикийские буквы. 
      Финикийцы, жившие в древности на восточном побережье Средиземного моря, были известными мореходами. Они вели активную торговлю с государствами Средиземноморья. В IX веке до н.э. финикийцы познакомили со своим письмом греков. Греки несколько видоизменили начертания финикийских букв и их названия, сохранив порядок. Но греки сделали очень важное изменение: они стали обозначать отдельными буквами не только согласные, но и гласные. Для этого они использовали некоторые финикийские буквы.
Описание слайда:
Финикийцы, жившие в древности на восточном побережье Средиземного моря, были известными мореходами. Они вели активную торговлю с государствами Средиземноморья. В IX веке до н.э. финикийцы познакомили со своим письмом греков. Греки несколько видоизменили начертания финикийских букв и их названия, сохранив порядок. Но греки сделали очень важное изменение: они стали обозначать отдельными буквами не только согласные, но и гласные. Для этого они использовали некоторые финикийские буквы. Финикийцы, жившие в древности на восточном побережье Средиземного моря, были известными мореходами. Они вели активную торговлю с государствами Средиземноморья. В IX веке до н.э. финикийцы познакомили со своим письмом греков. Греки несколько видоизменили начертания финикийских букв и их названия, сохранив порядок. Но греки сделали очень важное изменение: они стали обозначать отдельными буквами не только согласные, но и гласные. Для этого они использовали некоторые финикийские буквы.

Слайд 92





    Финикияне писали справа налево. Вначале греки тоже писали справа налево, подражая семитским народам, затем – способом «бустрофедон» («повороты быка»), при котором строки, подобно быку на пашне, шли попеременно то справа налево, то слева направо. Затем у греков установилось письмо слева направо.
    Финикияне писали справа налево. Вначале греки тоже писали справа налево, подражая семитским народам, затем – способом «бустрофедон» («повороты быка»), при котором строки, подобно быку на пашне, шли попеременно то справа налево, то слева направо. Затем у греков установилось письмо слева направо.
Описание слайда:
Финикияне писали справа налево. Вначале греки тоже писали справа налево, подражая семитским народам, затем – способом «бустрофедон» («повороты быка»), при котором строки, подобно быку на пашне, шли попеременно то справа налево, то слева направо. Затем у греков установилось письмо слева направо. Финикияне писали справа налево. Вначале греки тоже писали справа налево, подражая семитским народам, затем – способом «бустрофедон» («повороты быка»), при котором строки, подобно быку на пашне, шли попеременно то справа налево, то слева направо. Затем у греков установилось письмо слева направо.

Слайд 93





     В I тысячелетии до н.э. Южная Италия была колонизована греками. В результате этого с греческим письмом познакомились разные народы Италии, в том числе этруски. От этрусков греческое письмо в VII веке до н.э. стало известно латинам – италийскому племени, основавшему Рим.
     В I тысячелетии до н.э. Южная Италия была колонизована греками. В результате этого с греческим письмом познакомились разные народы Италии, в том числе этруски. От этрусков греческое письмо в VII веке до н.э. стало известно латинам – италийскому племени, основавшему Рим.
     Окончательно сформировался классический латинский алфавит в I веке до н.э. В эту эпоху латинский алфавит (латиница) включал 23 буквы. Некоторые греческие буквы в латиницу не вошли, некоторые изменили свое звуковое значение, некоторые были созданы заново. Изменились и названия букв: A – а, B – бэ, C – це, D – дэ, E – э, F – эф и т.п. 
     В эпоху Римской империи происходило широкое распространение латинского языка и письма. Его влияние усилилось в Средние века в связи с переходом в христианство всех народов Европы. Латинский язык стал богослужебным языком во всех государствах Западной Европы, а латинское письмо – единственно допускаемым письмом для богослужебных книг.
Описание слайда:
В I тысячелетии до н.э. Южная Италия была колонизована греками. В результате этого с греческим письмом познакомились разные народы Италии, в том числе этруски. От этрусков греческое письмо в VII веке до н.э. стало известно латинам – италийскому племени, основавшему Рим. В I тысячелетии до н.э. Южная Италия была колонизована греками. В результате этого с греческим письмом познакомились разные народы Италии, в том числе этруски. От этрусков греческое письмо в VII веке до н.э. стало известно латинам – италийскому племени, основавшему Рим. Окончательно сформировался классический латинский алфавит в I веке до н.э. В эту эпоху латинский алфавит (латиница) включал 23 буквы. Некоторые греческие буквы в латиницу не вошли, некоторые изменили свое звуковое значение, некоторые были созданы заново. Изменились и названия букв: A – а, B – бэ, C – це, D – дэ, E – э, F – эф и т.п. В эпоху Римской империи происходило широкое распространение латинского языка и письма. Его влияние усилилось в Средние века в связи с переходом в христианство всех народов Европы. Латинский язык стал богослужебным языком во всех государствах Западной Европы, а латинское письмо – единственно допускаемым письмом для богослужебных книг.

Слайд 94


Тайны русского алфавита, слайд №94
Описание слайда:

Слайд 95


Тайны русского алфавита, слайд №95
Описание слайда:

Слайд 96


Тайны русского алфавита, слайд №96
Описание слайда:

Слайд 97


Тайны русского алфавита, слайд №97
Описание слайда:

Слайд 98


Тайны русского алфавита, слайд №98
Описание слайда:

Слайд 99


Тайны русского алфавита, слайд №99
Описание слайда:

Слайд 100


Тайны русского алфавита, слайд №100
Описание слайда:

Слайд 101


Тайны русского алфавита, слайд №101
Описание слайда:

Слайд 102


Тайны русского алфавита, слайд №102
Описание слайда:

Слайд 103


Тайны русского алфавита, слайд №103
Описание слайда:

Слайд 104


Тайны русского алфавита, слайд №104
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию