🗊Презентация Чередование гласных в корне слова

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Чередование гласных в корне слова, слайд №1Чередование гласных в корне слова, слайд №2Чередование гласных в корне слова, слайд №3Чередование гласных в корне слова, слайд №4Чередование гласных в корне слова, слайд №5Чередование гласных в корне слова, слайд №6Чередование гласных в корне слова, слайд №7Чередование гласных в корне слова, слайд №8Чередование гласных в корне слова, слайд №9Чередование гласных в корне слова, слайд №10Чередование гласных в корне слова, слайд №11Чередование гласных в корне слова, слайд №12Чередование гласных в корне слова, слайд №13

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Чередование гласных в корне слова. Доклад-сообщение содержит 13 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Чередование гласных в корне слова
Полищук Ирина Александровна, к.п.н., учитель русского языка и литературы
Описание слайда:
Чередование гласных в корне слова Полищук Ирина Александровна, к.п.н., учитель русского языка и литературы

Слайд 2





Чередование Е//И
Описание слайда:
Чередование Е//И

Слайд 3





Чередование Е//И
II. В корнях с чередованием -а-(-я-) / -им- (-ин-) пишется -им- (-ин-), если  после корня следует суффикс -а-. Если нет суффикса а, пишется -а-(-я-).
Описание слайда:
Чередование Е//И II. В корнях с чередованием -а-(-я-) / -им- (-ин-) пишется -им- (-ин-), если после корня следует суффикс -а-. Если нет суффикса а, пишется -а-(-я-).

Слайд 4





Чередование А//О
III. В корнях с чередование 
-кос-//-кас- пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Если нет суффикса а, пишется в корне о.
IV. В корнях с чередование 
-лож-//-лаг- пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Если нет суффикса а, пишется в корне о.
Описание слайда:
Чередование А//О III. В корнях с чередование -кос-//-кас- пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Если нет суффикса а, пишется в корне о. IV. В корнях с чередование -лож-//-лаг- пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Если нет суффикса а, пишется в корне о.

Слайд 5


Чередование гласных в корне слова, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6





Правописание, зависящее от лексического значения
VI. Корень -мак- пишется в словах со значением «погрузить, опустить в жидкость»
Корень  -мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным», «впитывать жидкость»
VII. Корень -равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, стать наравне, на одном уровне»
Корень -ровн- пишется в словах со значением «ровный, гладкий, прямой»
Описание слайда:
Правописание, зависящее от лексического значения VI. Корень -мак- пишется в словах со значением «погрузить, опустить в жидкость» Корень -мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным», «впитывать жидкость» VII. Корень -равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, стать наравне, на одном уровне» Корень -ровн- пишется в словах со значением «ровный, гладкий, прямой»

Слайд 7





Правописание, зависящее от ударения
VIII. В корнях -гар-//-гор- под ударением пишется а, в безударном положении о.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: выгарки, пригарь, изгарь.
IX. В корнях -зар-//-зор- под ударением пишется о, в безударном положении а. 
ИСКЛЮЧЕНИЕ: зоревать
X. В корнях -клан-//-клон-, -твар-// -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о. 
ИСКЛЮЧЕНИЕ: утварь.
Описание слайда:
Правописание, зависящее от ударения VIII. В корнях -гар-//-гор- под ударением пишется а, в безударном положении о. ИСКЛЮЧЕНИЕ: выгарки, пригарь, изгарь. IX. В корнях -зар-//-зор- под ударением пишется о, в безударном положении а. ИСКЛЮЧЕНИЕ: зоревать X. В корнях -клан-//-клон-, -твар-// -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о. ИСКЛЮЧЕНИЕ: утварь.

Слайд 8





Правописание, зависящее от последующих букв
XI. В корнях -скак-//-скоч- в безударном положении буква а пишется перед к, а буква о – перед ч 
ИСКЛЮЧЕНИЕ: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение).
XII. В корнях -раст-//ращ-//-рос- в безударном положении пишется а перед согласными ст и щ. Если нет ст или щ пишется о. 
ИСКЛЮЧЕНИЕ: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический и т. д.
Описание слайда:
Правописание, зависящее от последующих букв XI. В корнях -скак-//-скоч- в безударном положении буква а пишется перед к, а буква о – перед ч ИСКЛЮЧЕНИЕ: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение). XII. В корнях -раст-//ращ-//-рос- в безударном положении пишется а перед согласными ст и щ. Если нет ст или щ пишется о. ИСКЛЮЧЕНИЕ: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический и т. д.

Слайд 9





Упражнения для разминки
Упражнение 1.
  Перепишите. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные, суффикс -а- выделите. 
     Уб..раю комнату - уб..ру комнату, отп..рать замок - отп..реть замок, зам..реть от восторга -зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке - раст..рать сахар в ступке, уд..рает без оглядки - уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр - разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого - выч..сть одно число из другого, пожать руки - пож..мать руки, прокл..нать кого-нибудь - проклясть кого-нибудь, занять позицию - зан..мать позицию.
Описание слайда:
Упражнения для разминки Упражнение 1. Перепишите. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные, суффикс -а- выделите. Уб..раю комнату - уб..ру комнату, отп..рать замок - отп..реть замок, зам..реть от восторга -зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке - раст..рать сахар в ступке, уд..рает без оглядки - уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр - разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого - выч..сть одно число из другого, пожать руки - пож..мать руки, прокл..нать кого-нибудь - проклясть кого-нибудь, занять позицию - зан..мать позицию.

Слайд 10





Упражнение 2.  
Упражнение 2.  
    Перепишите, объясняя (устно) правописание слов с пропущенными буквами.

1) Когда миновали подъём, открылось широкое ровное пространство, по которому вып..рали всюду огромные каменные глыбы. (Фурм.) 2) Теперь я стал иначе пон..мать дело. (Герц.) 3) Книжные полки зан..мают всю стену. (Т. С.) 4) Всё по-французски вслух читает зап..ршись. (Гр.) 5) Ящик зап..рается автоматически. (Т. С.) 6) С самым напряжённым вн..манием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом. (Акс.) 7) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя. (М. Г.) 8) Бл..стал солнечный знойный день. (В. Ш.) 9) «Водопад» принадлежит к числу бл..стательнейших созданий Державина. (Бел.) 10) Давно все думы, все желанья Гирей с моими соч..тал. (П.)
Описание слайда:
Упражнение 2. Упражнение 2. Перепишите, объясняя (устно) правописание слов с пропущенными буквами. 1) Когда миновали подъём, открылось широкое ровное пространство, по которому вып..рали всюду огромные каменные глыбы. (Фурм.) 2) Теперь я стал иначе пон..мать дело. (Герц.) 3) Книжные полки зан..мают всю стену. (Т. С.) 4) Всё по-французски вслух читает зап..ршись. (Гр.) 5) Ящик зап..рается автоматически. (Т. С.) 6) С самым напряжённым вн..манием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом. (Акс.) 7) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя. (М. Г.) 8) Бл..стал солнечный знойный день. (В. Ш.) 9) «Водопад» принадлежит к числу бл..стательнейших созданий Державина. (Бел.) 10) Давно все думы, все желанья Гирей с моими соч..тал. (П.)

Слайд 11





Упражнение 3.
Упражнение 3.
   Перепишите. С выделенными словами составьте предложения или словосочетания .
          
Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, предпол..жить, прик..саться, прик…снуться, предпол..жение, предпол..гаемый, соприк..саться, нал..гать, ул..жение, прил..гательное, разл..жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл..влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром..каемое пальто, вым..кнуть под дождём.
Описание слайда:
Упражнение 3. Упражнение 3. Перепишите. С выделенными словами составьте предложения или словосочетания . Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, предпол..жить, прик..саться, прик…снуться, предпол..жение, предпол..гаемый, соприк..саться, нал..гать, ул..жение, прил..гательное, разл..жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл..влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром..каемое пальто, вым..кнуть под дождём.

Слайд 12





Упражнение 4.
Упражнение 4.
      Перепишите, объясните правописание.

1) Наши дела сл..жились блестяще. (Т. С.) 2) Эта книга дана в качестве прил..жения. (Т. С.) 3) За нарушение правил уличного движения нал..гается штраф. (Т. С.) 4) Её ул..жили, и она впала в усыпление. (П.) 5) Лошадь едва к..салась земли. (Т. С.) 6) Печка так накалена, что нельзя прик..снуться. (Т. С.) 7) Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. (Сераф.) 8) Погиб и кормщик, и пл..вец. (П.) 9) Проливной дождь вым..чил меня до последней нитки. (П.) 10) Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.) 11) Пол выл..жен цветными плитками. (Гл.) 12) Предпол..гается закончить театральный сезон к 15 июня. (Т. С.)
Описание слайда:
Упражнение 4. Упражнение 4. Перепишите, объясните правописание. 1) Наши дела сл..жились блестяще. (Т. С.) 2) Эта книга дана в качестве прил..жения. (Т. С.) 3) За нарушение правил уличного движения нал..гается штраф. (Т. С.) 4) Её ул..жили, и она впала в усыпление. (П.) 5) Лошадь едва к..салась земли. (Т. С.) 6) Печка так накалена, что нельзя прик..снуться. (Т. С.) 7) Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. (Сераф.) 8) Погиб и кормщик, и пл..вец. (П.) 9) Проливной дождь вым..чил меня до последней нитки. (П.) 10) Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.) 11) Пол выл..жен цветными плитками. (Гл.) 12) Предпол..гается закончить театральный сезон к 15 июня. (Т. С.)

Слайд 13





Упражнение 5.
Упражнение 5.
      Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. Обозначьте их корни. 
     Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, прекл..няться перед кем-нибудь, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костёр; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.
Описание слайда:
Упражнение 5. Упражнение 5. Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. Обозначьте их корни. Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, прекл..няться перед кем-нибудь, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костёр; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию